"аналитический отчет". Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие

МБДОУ №4 «Росинка»

Творческий отчет

по теме «Развитие связной речи дошкольников как одно из условий

подготовки их к школе »

Педагог

I квалифицированной категории

Баташева Надежда Николаевна

г. Шарыпово

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. Поэтому уровень речевого развития у большинства детей ниже положенной нормы.

Особенностью современной ситуации является и более раннее овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Поэтому сейчас в поле зрения постоянно находятся вопросы формирования речи детей, являющиеся важнейшей составной частью воспитания.

Своевременное овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Ведущим принципом системы развития связной речи считаю взаимосвязь разных речевых задач - обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

Чтобы осуществить решение этих задач, достичь положительных результатов в развитии творческого потенциала личности ребенка, с младших групп начала углубленно работать над темой «Развитие связной речи как одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

Путь формирования у малышей способности строить связное и развернутое высказывание ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

На первых порах многие дети не всегда даже называли слова, обозначающие предметы, не могли самостоятельно называть какие-либо качества, действия. С этой целью часто ставила вопросы: какой? что можно делать? что делают? Широко использовала наглядность (игрушки, картины), побуждала детей к повторению.

Например, в игровой ситуации, где дети рассматривали куклу, рассказывали, что они делали: собирали Катю на прогулку, надевали на нее теплое пальто, шапочку и др. В заключение спрашивала: «Какую одежду мы на нее надели?» Дети повторяли уже сказанное самостоятельно.

Сначала малыши повторяли рассказы, с небольшим сюжетом подражая слово в слово. Позже меняла героев, обстоятельства, тем самым побуждая их к самостоятельному рассказыванию.

Для обеспечения осознанного усвоения детьми речевых умений и навыков проводила различные игры: «Кто это?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Кто у кого?», «Кто поет?», «Почтальон принес открытки»; проводила наблюдения за животными; чтение рассказов; пересказ картинок.

При пересказе использовала только хорошо знакомые литературные произведения (сказки, рассказы). Для того, чтобы восприятие детьми сказки было более эмоциональным, использовала фланеграф, настольный театр. Часто к детям приходили в гости их любимые герои (Чебурашка, Петрушка, куклы, зайка и т.д.), с которыми малыши делились всем увиденным и пережитым. Очень эффективным был такой прием, как поход в гости в другую группу, где речевая активность развивалась в реальных жизненных ситуациях общения (расспрашивали, рассказывали друг другу об игрушках, книгах, происходило естественное общение, совместная игра).

Работу по развитию связной речи осуществляла также и в повседневном общении ребенка с окружающими (наиболее свойственная речи форма – диалог, ответы на вопросы); разучивали с детьми стишки, потешки. При этом обращала внимание на громкость, четкость произношения слов и фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.

Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу с целью развития речевых способностей каждого ребенка.

В индивидуальном общении легче было обучать детей рассказыванию на темы из личного опыта (о любой игре, о членах семьи) при описании игрушек, картинок. После того как у детей речь становилась более связной и последовательной, тематика индивидуальных бесед расширялась: что ребенок видел по дороге в детский сад, чем занимался дома; что задумал нарисовать; во что и с кем любит играть и т.п. Особое внимание уделяла молчаливым детям, которые мало высказывались на занятиях. Также постепенно усложнялись виды занятий по формированию навыков речи. Для пересказывания литературных произведений брала не только знакомые сказки, но и новые, впервые прочитанные на занятиях. Дети пересказывали содержание, выразительно передавали диалоги действующих лиц (что особенно нравилось им).

На занятиях, где дети рассказывали по картине, подводила к тому, чтобы дети сочиняли небольшой рассказ на темы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Вначале дети придумывали минимальную историю с помощью взрослого, затем предлагалось придумать рассказ с опорой на план (из 2-3 предложений). В конце года большинство детей составляли небольшие рассказы самостоятельно.

Также рассказывали и об игрушках. Сначала с помощью вопросов описывали игрушку, называли наиболее характерные ее признаки, затем я давала задания на описание предметов в форме дидактических игр, например: «Петрушка, угадай мою игрушку». В дальнейшем дети описывали, сравнивали кукол, называя их характерные признаки. На этой основе дети начинали составлять описания внешности друг друга, одежды. При составлении описательных результатов использовала план-схемы, которые помогали детям учитывать последовательность составления рассказа (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечная оценка, отношение к предмету), учиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.

Использовала и такую форму, как коллективное составление связного высказывания, где каждый ребенок мог продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником. Эта форма работы помогала подвести детей к рассказыванию по серии картинок, когда один рассказывал начало, другой продолжал развивать сюжет, третий заканчивал. При переходе от одной картинке к другой помогала им словами-связками («и вот тогда…»; «вдруг…»; «в это время…»).

Кроме всего этого, часто организовывала с детьми игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекала ребят к отгадыванию и загадыванию загадок, побуждала к рассказыванию сказок по их выбору.

В старшей группе круг учебных задач тот же, что и в предыдущих группах, но каждая задача усложнялась как в содержании, так и в методике.

В процессе перессказывания сказок, рассказов почти все дети научились связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого. Использовали при этом интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей, синонимические выражения (дети говорили точно по содержанию, но другими словами). Кроме того, при организации пересказа включала коллективные формы общения детей между собой, работу в микрогруппах.

Совместные рассказы заинтересовывали детей, но нужно было уметь договориться, кто первым начнет, кто продолжит, а кто закончит, или выбрать другую форму рассказывания у себя в компании (все вместе или кто-то один). В начале при этом были и конфликты, но впоследствии дети научились договариваться, решать проблемы совместно, при необходимости помогать товарищу, уступать ему.

В рассказывании по картинке в целях формирования связной речи проводила различные виды занятий с картинным материалом:

    составление рассказов по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц; например: «Семья», «Игры на детской площадке»; «Зимние развлечения»;

    составление небольших рассказов описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, событий, определяющих общую тематику;

    по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих событий (что было раньше, что будет потом);

    описание пейзажной картины.

При разборе картин дети усваивали примерную схему последовательного описания: называли время года; перечисляли предметы ландшафта, их пространственное расположение; описывали изображенные объекты по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг?), вопросам-указаниям (а теперь расскажите о березках. Какие они?), работали по опорным картинкам.

В обучении рассказыванию по картине использовала игры «Кто больше назовет живых (не живых) предметов?», «Кто больше увидит?», «Кто самый внимательный?».

В игре «Кто лучше запомнил?» ребенок должен был вспомнить, какие действия выполняли различные персонажи. Спрашивала о том, что не изображено на картине, например: «Как заботится медведица о медвежатах?» «Почему белым медведям не холодно во льдах?».

Пробовала представлять с детьми, что попали в картинку. Предлагала также задания, как: «Что ты слышишь?», дотронься до предметов, которые изображены. Что ты почувствовал? Какие запахи ты почувствовал? и др. Такой прием активизировал познавательную активность детей.

Рассказывая по сериям сюжетных картинок, формировала умение развивать сюжетную линию, придумывать название к рассказу, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Также дети описывали игрушки, составляли рассказы и сказки об игрушках, давали их описание и характеристику.

Со старшими дошкольниками также продолжала использовать план-схемы, которые давали возможность систематизировать полученные знания, спланировать высказывание, установить последовательность содержания рассказа. Чтобы добиваться положительных результатов, использовала многократное составление рассказов-описаний: составить рассказ, загадку-описание; дети описывали, а потом рисовали этот предмет или игрушку.

Мотивационную деятельность детей обеспечивала созданием проблемных ситуаций: «Угадай предмет», «Загадай-ка», «Уговори маму купить котенка, расскажи какой он», «Расскажи другу о своей новой (забавной) игрушке по телефону, чтобы он представил ее себе»

Еще составляли письмо Деду Морозу (дети диктовали, а я записывала), поздравление другу на день рожденье. В этом случае речевую деятельность активизирует ситуация письменной речи (дети учились строить правильное предложение).

Вела работу и над другими видами рассказывания: на темы из личного опыта, творческими, где дети придумывали сказку или рассказ по образцу воспитателя: завершали рассказ, не повторяя концовки, придуманной товарищем, или по теме, которую выбрали сами.

Большую плодотворную работу провела по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. В течение длительного времени знакомила с небольшими событиям его жизни, учили стихи, рассказывали сказки, слушали профессиональных чтецов на магнитофонной записи; драматизировали, рассматривали иллюстрации, открытки; выясняли, почему старуха в сказке «О рыбаке и рыбке» была такой злой. На эту тему разработала конспект итогового занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Еще дети любят самостоятельное творчество: сочинять рассказы, истории различного характера: веселые, грустные, страшные. А также многие дети связно, живо и интересно рассказывают о том, что с ним или кем-нибудь случилось, передают свои впечатления об увиденном, услышанном.

Считаю, что это достаточно высокий показатель самостоятельности детей в овладении связной речью.

Усложнялась тематика поручений, разговоров, бесед в свободное время. Больше внимания уделяла воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению правил речевого поведения в общественных местах.

В беседах с детьми решали различные воспитательно-образовательные задачи. В основном ставила вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений в связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похож? Как узнать? Каким образом? Для чего? А также вопросы, стимулирующие обобщение: «Про каких ребят можно сказать – это друзья?» «Какие удобства созданы для жителей города в нашем микрорайоне?» (в беседе «Мой город»).

В любых видах деятельности поддерживала у детей интерес, желание говорить, предоставляла возможность свободно высказываться, старалась не подавлять их речевую активность, а наоборот поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность.

Для поощрения использовала различные знаки: фишки, звездочки, флажки, жетоны.

Учитывая то, что старшая группа была логопедической, (у многих детей серьезные нарушения речи) работу вела в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом. Задачи по развитию связной речью осуществляла в сочетании с грамматической и словарной работой. Специально организованные занятия проводила как коллективно, так и индивидуально (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения). А также осуществляла регулярное повторение усвоенного речевого материала, вводя новые элементы, костюмы, игрушки, что способствовало хорошему запоминанию текста.

В своей работе опиралась на основополагающие идеи методики О.С. Ушаковой, А.К. Бондаренко, А.Г. Арушановой, подбирала конкретный языковой материал, игровые занятия, проблемные ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми.

Вовлекала в воспитательно-образовательный процесс и родителей. Многие игровые упражнения, задания, педагогические ситуации проигрывали на родительских собраниях, давали задания на дом, родители совместно с детьми готовились к выставкам поделок, рисунков, подбирали художественную литературу, иллюстрации к отдельным занятиям; создавали предметно-развивающую среду в группе. Проводила индивидуальные и групповые консультации. Тем самым выстраивала систему работы с родителями на основе сотрудничества, единства требований.

Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и конце). На основе ее результатов определяю оценку усвоения детьми программных задач, планирую индивидуальную работу, способствующую повышению качества обученности воспитанников.

В результате целенаправленной работы по развитию связной речи большинство детей овладели умениями связно рассказывать, анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями; подбирать наиболее подходящие для выражения определенной мысли слова, строить простые и сложные предложения.

Это все является хорошим стержнем для полноценного формирования готовности детей к школе.

Светлана Борисова
Отчет средней группы по познавательно-речевому развитию

Отчет средней группы № 15 познавательно – речевому развитию

за 2015 – 2016 год.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка .

В средней группе в начале года нами были поставлены следующие образовательные задачи :

Речевое общение :

Налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, объектах живой и неживой природы;

Стимулировать инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями;

Учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов игрушек, картин, иллюстрации;

Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок;

Строить высказывания, состоящие из 2-3 предложений;

Помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы – заместители, условные действия.

Словарь :

Обогащать словарь в связи с расширением ориентировки в окружающем;

Пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, обогащающими словами (игрушки, люди, животные) ;

Активизировать антонимы;

Активизировать глаголы. организующие синтаксическую структуру предложения.

Грамматический строй речи :

Учить грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образуя отдельные трудные формы слов;

- развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под) ;

Побуждать образовывать уменьшительно- ласкательные наименования, глаголы совершенного и несовершенного вида;

Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

Звуковая культура речи :

Учить громко говорить, не торопясь, четко произносить слова;

Формировать умение вслушиваться в звучание слов;

Учить правильно произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию, побуждать правильно пользовать интонацией, протяженно и плавно производить выдох через рот.

Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые, согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

Готовить к правильному произношению шипящих звуков.

«Вот и лето прошло» , «Здороваться – прощаться» , «Вежливые слова» , «Дружба не кончается» , «Городской транспорт» , «На городских улицах» ,

«Магазины» , , «Зина, коза и заяц.»

«Сад и огород» , «Хлеб, да каша.» , «Оладушки с печи горячи» ,

А так же нами были проведены досуги по познавательно речевому развитию на тему :

«Как помочь Колобку спасти свой румяный бок» , «Что там в зазеркалье?» , «Зима» , «Зимний лес полон чудес» , «Шуршат по дороге веселые шины.»

Нами были проведены консультации для родителей на тему : «Особенности развития речи у детей 4 – 5 лет» , «Развитие связной речи у дошкольников

4 – 5 лет», «Развитие словаря у детей средней группе » .

В нашей группе были проведены следующие занятия :

«Вот и лето прошло» , Здороваться – прощаться», «Вежливые слова» , «Дружба не кончается» , «Городской транспорт» , «На городских улицах» , «Магазины» , «Пошла Поля полоть петрушку в поле» , «Сад и огород» , «Хлеб да каша» , Оладушки с печи горячи», «Деревня» , , «Времена года. Осень» , «Синичкина кладовая» , «Как коза избу построила» , «Мебель» , «Серый катится клубок» , «Книги» , «Одежда» , «Обувь» , «Да здравствует Туфляндия» , «Части суток. Сон» , «Зимняя сказка, «Времена года, зима» , «Игрушки. Подарки» , «Какие бывают подарки» , «Вставайте в хоровод, встречайте Новый год» , «Волшебство» , «В защиту Деда Мороза» , «Гости» , «Белые фигурки» , «Валенки и варежки» , «Узоры на снегу» , «Медсестра и врач» , «Море, я к тебе бегу» , «Тонет – не тонет» .

Большое количество времени мы уделяем чтению художественной литературы :

Для детей пятого года жизни

Малые формы фольклора : загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. «Божья коровка» , «Дождик-дождик, веселей» , «Дон! Дон! Дон!» , «Стучит, бренчит» , «Гуси вы, гуси» , «Ножки, ножки, где вы были?» , «Тень-тень, потетень» , «Жил у бабушки козел» , «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять» (по Ф. Б. Миллеру) и др.

Поэзия : А. К. Толстой «Колокольчики мои» (отрывок, К. Бальмонт «Росинка» , А. Плещеев «Осень наступила» (в сокращении, А. Блок «Ветхая избушка.» , «Спят луга.» , С. Дрожжин «Улицей гуляет.» (из стихотв. «В крестьянской семье» , И. Суриков «Зима» , А. Майков «Голубенький, чистый.» (из стихотв. «Весна» , «Ласточка примчалась.» , «Колыбельная песня» , А. Пушкин «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне.» , «У лукоморья.» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила» , В. Брюсов «Спи, мой мальчик.» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» , Н. Матвеева «Она умеет превращаться» , М. Карем «Лгунишки» , «Шире круг» , С. Михалков «Где очки?» , «Рисунок» , «Дядя Степа - милиционер» , С. Маршак «Пудель» , стихи из цикла «Детки в клетке» , «Сказка об умном мышонке» , В. Берестов «Искалочка» , З. Александрова «Таня пропала» , Е. Серова «Похвалили» , А. Введенский «Сны» , Л. Квитко «Ручеек» ; И. Токмакова «Плим» , «Дождик» , «Где спит рыбка?» ; Е. Благинина «Дождик, дождик.» , «Посидим в тишине» , Саша Чёрный «Приставалка» , К. Чуковский «Путаница» , «Закаляка» , «Радость» , «МухаЦокотуха» , «Тараканище» , Р. Сеф «На свете все на все похоже.» , Б. Заходер «Волчок» , «Кискино горе» , Д. Хармс «Очень страшная история» , Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» и др.

Проза : «Смоляной бычок» (рус. сказка, «Жихарка» (рус. сказка в обр. И. Карнауховой, «Гуси-лебеди» «Заяц-хваста» (рус. сказка в обр. А. Толстого, «Коза-дереза» (рус. сказка, «Петушок и бобовое зернышко» (рус. сказка в обр. О. Капицы, «У страха глаза велики» (рус. сказка в обр. М. Серовой, «Лисичкасестричка и волк» (рус. сказка в обр. М. Булатова, «Снегурочка» (рус. сказка, «Зимовье зверей» (в пер. И. Соколова-Микитова, «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С. Михалкова) ; «Пирог» (норвеж. сказка, обр. М. Абрамовой, «Два жадных медвежонка» (венгер. сказка в обр. А. Красновой и В. Важдаева, Ш. Перро «Красная Шапочка» (в обр. А. Введенского, под ред. С. Маршака, С. Прокофьева «Великие холода» , «Маша и Ойка» , Л. Толстой «Спала кошка.» , «Собака шла по дощечке.» , «Хотела галка пить.» , К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» , В. Сутеев «Мышонок и карандаш» , В. Бианки «Лесной колобок - колючий бок» ; С. Козлов «Необыкновенная весна» , «Такое дерево» , «Как Ослику приснился страшный сон» , «Дружба» ; Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» , Е. Пермяк «Как Маша стала большой» ; Н. Абрамцева «Дождик» , «Чудеса, да и только» , «Как у зайчонка зуб болел» ; Е. Чарушин «Сказка, которую Никита сам рассказал» , «Томка» , «Как Томка научился плавать» , «Томка испугался» , «Томкины сны» , «Как Томка не показался глупым» , Ю. Коваль «Иней» , «Дед, баба и Алеша» , В. Бианки «Первая охота» , В. Берестов «Как найти дорожку» , В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?» , Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» , М. Пришвин «Ребята и утята» , Д. Хармс «Сказка» , М. Зощенко «Глупая история» , В. Драгунский «Он живой и светится.» , Г. Остер «Эхо» ; Г. Цыферов «В медвежачий час» , «Град» , «Как ослик купался» , «Не фантазируй» ; Н. Носов «Приключения Незнайки и его

друзей», Д. Радович «Кроко-докодил» , Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ. Н. Шерешевской, А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переск. Б. Заходера) и др.

В результате проделанной работы у детей сформировалась умение общаться со взрослыми на разные темы, способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно – ролевой игре. Так е дети научились поддерживать беседу, вести содержательный разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности.

У детей расширился круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширились и возможности детей в восприятии художественной литературы. Дети теперь нее только способны эмоционально и целостно воспринимать художественный текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно – следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей.

Используемая литература :

Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детское сада . (ФГОС) 2015г.

Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.

Парамонова Л. А. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2011 г.

Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

    Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

    Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

    Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

    Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов , затем, последовательно переходим к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .



Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

    обогащения словарного запаса;

    при пересказах художественной литературы;

    при обучении составлению рассказов;

    при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

    при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Сейчасдля детей старшего возраста применяюсхемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений(сказка «Красная шапочка») .

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

А вот пример использование мнемотаблиц для обучения заучивания стихотворения. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

А это мнемотаблица помогает пересказывать сказку «Теремок».

Дети очень любят загадки и с помощью вот таких мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

2.Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец)

А вот такой рассказ мы составили с детьми старшей группы о зиме с помощью мнемотаблицы.

«Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.»

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

    расширяется круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

    появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Анна Малева
Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе

Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи :

Задачи :

Целенаправленно обогащать словарь детей ;

-развитие активной речи ;

формировать :

Потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи ;

Понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

Способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает) ;

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Для реализации данных задач в своей работе мы используем :

Дидактические игры :

д/и : «Семья» , «Расскажи об игрушке» , «Собери картинку» , «Кто где?»

«Большой – маленький» , «Кто с кем живет?» , «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) .

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память , внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение , внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

2. игровые ситуации : «Мама кормит Куклю» , «Покатаем собачку на машине» , «Готовим обед для Медвежонка» , «Зайка заболел» , «Завяжем котику бантик» , «Угощение для собачки» и т. д.

3. Подвижные игры, музыкальные игры :

«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод» , «Лошадки» ,«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках» , «Лохматый пес» , «Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка» и т. д.

4. Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки :

Театрализованное представление сказок :

«Колобок» , «Курочка ряба» и т. д.

5. Художественная литература

Чтение и разучивание потешек : «Тили – бом» , «Пошел котик на торжок»

«Киска» , В. Берестова «Котенок» , «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А. Барто :

«Лошадка» , «Бычок» , «Мишка» , «Зайка»

Чтение р. н. сказки : «Заюшкина избушка» , «Теремок» ,«Репка» , «Волк и козлята»

6. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи . Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

7. Звуковая культура речи Задачи :Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет» «Кукла поет»

8. Учим детей самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

9. Используем артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развиваем речь , внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

10. Игра с крупой. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики . Д/и «Золушка» , «Сухой бассейн»

11. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке ведется большая работа по развитию речи детей через наблюдение , беседы. .

Выводы :

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды .

Создаем условия для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей . Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития , мелкой моторики, воображения, активной речи .

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме , дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты , активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить , общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи , функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Как обезьянка зиме удивилась» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»: развитие речи во второй младшей группе Тема. Как обезьянка зиме удивилась Цель:.

Конспект НОД во второй младшей группе «Развитие речи детей на основе русского народного творчества» Задачи: Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Развивать умение читать наизусть.

Развитие речи детей второй младшей группы с помощью нетрадиционных пальчиковых игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 города Крымска Муниципального образования.

Возраст от 2 до 3 лет – важный в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований,.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей» Уважаемые родители! 1) Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 184»
г.Иваново 13 Проезд, д.6, тел./факс 31-11-98, 31-14-29 ________________________________________________________________________________________________________

Аналитический отчет

Подготовила учитель-логопед Безруковой С.А.
Позвольте представить вашему вниманию аналитический отчет о работе за 2012- 2015 годы. Цель моей работы – самооценка профессиональной деятельности за данный период времени. В последние годы, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути развития каждого ребёнка данной категории. Не случайно, в федеральном государственном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, включающую в себя задачи: -овладение речью как средством общения и культуры: - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. За годы работы в дошкольном учреждении мы обратили внимание на то. что 5- летние дети, поступающие к нам в группу на двухгодичное коррекционное обучение, имеют не только отдельные нарушения структурного компонента речи, но и комплексное отставание развития речевых процессов. Проводя логопедическое обследование детей, мы выявили, что 100 % детей на 1-го года обучения поступают с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи. Для таких детей типичным является не только нарушение звукопроизношения, но и недоразвитие высших психических функций, несформированность фонематического слуха, лексико- грамматического строя, связной речи
.
На решение данных проблем была направлена наша профессиональная деятельность, целью которой стало осуществление максимальной коррекции отклонений в речевом развитии воспитанников Для реализации данной цели, были определены следующие задачи: 1. изучить опыт работы инновационных технологий учителей - логопедов;
2. разработать и апробировать системы коррекционной работы с использованием новых методов в общей речевой деятельности: 3. достичь положительных результатов по устранению недостатков речи дошкольников.
Главной задачей нам видится создание для этих детей специальных условий для

получения образования, прописанных в статье 79 Федерального закона об

образовании.
Прежде всего для реализации этих условий нами была разработана «Рабочая программа учителя – логопеда», за основу которой была взята программа Т.Б. Филичевой, Г\В. Чиркиной Коррекция нарушений речи / Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М: Просвещение, 2014г и «Основная образовательная программа ДОУ». В данной программе освещаются основные этапы и направления логопедической работы с детьми, раскрывается содержание методики занятий, принципы их организации. Но, на мой взгляд, она не исчерпывает всего содержания логопедической работы. Поэтому я решила использовать в своей деятельности ещё и другие вспомогательные средства, оригинальные творческие методики следующих авторов: 1. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. – М: Детство-Пресс, 2013г. 2. Г.А. Ткаченко Коррекция фонетических нарушений.- М: Владос,2008 г. 3. П.А. Алябьева Развитие воображения, М: Владос, 2013 г.
4. Я.Н. Смирнова Развитие связной речи, М: Мозайка-Синтез, 2009г. 5. З.Е. Агронович Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, М: Просвещение, 2012 г. 6. О.С. Гомзяк Говорим правильно.- М: ГНОМ и Д, 2010 г. 7. Е.В. Новикова Коррекция звукопроизношения с помощью зондового массажа.- М: ТЦ Сфера, 2014. 8. З.Е Агронович Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у детей.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 9. З.Е Агронович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 10. С.Е.Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, М: ТЦ СФЕРА, 2012 11. А.Я. Мухина Речедвигательная ритмика.- М: Астрель,2013. 12. О.А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия.- М: ТЦ Сфера, 2013. 13. А,А, Гуськова Развитие монологической речи детей / Занятия на основе сказок.- Волгоград: Учитель, 2012. 14. Е.А.Иванова Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! – М: ТЦ Сфера, 2007. 15. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Формирование связной речи развитие логического мышления у детей с ОНР.- М: ГНОМ и Д, 2014. 16. Н.Ш.Макарова Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей на основе логоритмики.-СПб: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2009. 17. И.А.Филатова Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи.- М: Книголюб, 2013. 18. Л.Б.Фесюкова Учусь управлять собой / Комплексные занятия и игры для детей с ОНР.- М:ТЦ Сфера, 2013. 19. О.А.Ишимова, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская Развитие речемыслительных способностей детей.- М: Просвещение, 2011. 20. Ткаченко Т. А. Программа. Развитие связной речи у ребёнка 4-6 лет.-М. : Ювента, 2008 21. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов М. : Книголюб, 2009 22. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. - М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 23. Ткаченко Т. А. Методическое руководство для проведения упражнений лексико – грамматические представления. Формирование и развитие. М. : Гном и Д, 2003
24. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. (методика, система упражнений, 16 картин). – М. : Владос, 2006. - (Библиотека логопеда) . 25.Ткаченко. Т. А. Книга. Пишем грамотно и красиво. Тренируем руку. – М. : Владос, (Коррекционная педагогика) . 26. Ткаченко Т. А. Наглядный материал. Схемы для составления предложений и рассказов. - М. : Книголюб, 2007 27.Ткаченко Т. А. Наглядный материал. Картины – трансформеры для составления рассказов. - М. : Книголюб, 2007 28.Ткаченко Т. А. Наглядный материал. Формирование навыков общения и этических представлений у детей (36 картин + методичка) - М. : Книголюб, 2007 29. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, и другие. Успешность коррекционного процесса в ДОУ напрямую связана с правильностью и гармоничностью организации всей системы обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, с точностью выбора методов и технологий, наличием технических средств обучения, оптимальностью взаимодействия всех участников процесса. Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Мне хочется проанализировать и представить обобщенный опыт работы в нашей группе. Основной целью является выстраивание единой системы взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей логопедической группы.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания и составление совместного плана работы. 2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни. 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его). 5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функционал логопеда:
 Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.  Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.  Работа по коррекции звукопроизношения.  Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.  Работа по коррекции слоговой структуры слова.  Формирование послогового чтения.  Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
 Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.  Предупреждение нарушений письма и чтения.  Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функционал воспитателя:
 Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.  Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.  Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.  Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.  Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.  Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).  Закрепление навыков чтения и письма.  Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.  Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. Одним из основных условий успешного преодоления речевых дефектов у детей является правильно организованная предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете. В начале своего профессионального пути и по сегодняшний день я особое внимание уделяю постоянному насыщению, организации развивающей среды в кабинете. «Я не могу, у меня ничего не получается», - обычно именно эти слова мы слышим от ребенка с нарушениями речи, приступая к занятиям с ним. Поэтому, когда ребенок в первый раз переступает порог моего кабинета, его встречаем с искренней радостью, дружелюбно и знакомим с комнатой, в которой мы будем вместе играть, и где он будет всегда находить помощь и поддержку. Предметно - развивающая среда позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,
самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а, значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. При организации предметно – развивающей среды в кабинете руководствуюсь следующими принципами:  принцип научности;  природосообразности;  наглядности;  перспективной направленности;  комплексного использования предметов среды;  принцип оптимального насыщения;  соответствие плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям;  мобильность. Весь перечень материально – технического и методического оснащения представлен в паспорте логопедического кабинета.

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. ” (Сухомлинский В. А.) Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник. Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Учебно-игровые

материалы
размещаются в соответствии с направлениями логопедической работы:  Развитие артикуляционной моторики.  Развитие мелкой моторики пальцев рук  Развитие дыхания.  Формирование правильного звукопроизношения.  Развитие фонематических процессов.
 Развитие лексико – грамматического строя речи.  Развитие психических процессов. Для развития артикуляционной моторики систематизировала различные картотеки для проведения артикуляционной гимнастики в картинках, в стихотворной форме. Для создания положительного эмоционального настроя при развитии органов артикуляционного аппарата использую логокуб с изображениями основных упражнений, дидактические игрушки: «Логопедическая обезьянка Лола», «Бычок - звуковичок». Учеными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики пальцев рук теснейшим образом стимулирует речевое развитие. Поэтому в логопедическом кабинете организован уголок для развития пальчиковой моторики: игрушки со шнуровками, серпантинки, шарики Су-Джок, сухие бассейны с крупами, камешками, песком. Для того, чтобы пальчиковый тренинг с детьми проходил разнообразно, эмоционально- приятно, неутомительно и динамично, активно применяю в работе нетрадиционный материал: зубную щетку, шестигранные карандаши, грецкие орехи, сосновые шишки, прищепки, подставку под горячее, пуговицы. Для развития речевого дыхания изготовлены пособия для формирования сильной, продолжительной воздушной струи, подобрала картотеку с основными комплексами дыхательных упражнений. Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, поэтому необходимо постоянно заниматься поиском интересных игр, пособий по автоматизации звуков в активной речи детей. Один и тот же материал быстро надоедает ребенку и, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, активно применяю в работе яркие картинки, разнообразные паззлы, домино, дидактические игры для введения звуков в речь. Для последовательной коррекции звуков я систематизировала дидактический материал по этапам логопедической работы: на этапе постановки мне помогает картотека профилей артикуляции для зрительного контроля положения артикуляционных органов; на этапе автоматизации использую панно предметных картинок на каждый звук, который отрабатывается в разных позициях слова, составила альбомы для закрепления проблемных звуков, альбомы для дифференциации звуков.
Для развития фонематических процессов (умения слышать отрабатываемый звук и находить его место в слове), формирования звукобуквенного анализа, обучения элементам грамоты, активно использую в работе звуковые линейки, образы-символы гласных и согласных звуков «Звуковички», звуковые флажки, демонстрационные плакаты «Город звуков и букв», памятки «Звук и буква», «Характеристика звука», таблицы слияния слогов и другие. Все эти пособия помогают мне познакомить дошкольников с абстрактными понятиями: «звук», «слог», «слово», «гласный» – «согласный» звук, «твёрдый – мягкий», «звонкий» – «глухой». Для развития и коррекции лексико – грамматического строя и связной речи я использую демонстрационный материал по лексическим темам, настольные игры, различные мнемотаблицы, позволяющие с помощью наглядных моделей развивать умственные способности дошкольников. Так как речь является психической функцией и тесно связана с развитием других психических процессов, то в логопедическом кабинете создан уголок для развития зрительного внимания, памяти, мышления – пирамидки, пазлы, игры-вкладыши. Организация предметно-развивающей среды приобретает особую значимость в работе по профилактике речевых нарушений, поскольку образовательная деятельность детей в режимных моментах (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательно-речевую деятельность всех детей группы. В состав предметно-развивающей среды входит центр речевого развития, организуемый в группах, который представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр и небольшими группами. В сентябре 2015 года для обогащения предметно – развивающей среды групп, повышения уровня и качества работы воспитателей с детьми по развитию речи был проведен конкурс «Лучший речевой уголок в группе». Я являлась участником разработки положения данного конкурса, критериев оснащенности центров речевого развития. До начала проведения конкурса педагогам образовательного учреждения мной были даны методические рекомендации по организации речевого уголка. Результатом систематической работы стала стабильная положительная динамика речевого развития воспитанников. В зависимости от результатов мониторинга речевого развития детей, проводимого ежегодно в сентябре, использую следующие формы организации НОД с детьми:  индивидуальные занятия;  подгрупповые занятия;  групповые (фронтальные) занятия. На индивидуальных логопедических занятиях осуществляется постановка звуков. С целью выработки самоконтроля и контроля произношения звуков другими детьми объединяю 2-3 детей с одинаковыми дефектами в подгруппы. Для проведения групповых занятий с детьми мною разработаны конспекты фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте для подготовительной группы в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико–фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Занятия составлялись постепенно, учитывая трудности детей и особенности речевого развития с постепенным усложнением речевого материала, использовались задания
для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи, развития внимания, штриховки для развития пальчиковой моторики. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие; новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы; новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Результатом систематической работы стала стабильная положительная динамика речевого развития воспитанников.
Одним из основных направлений в работе логопеда в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Успех в достижении хороших результатов коррекции в немалой степени зависит от того, насколько грамотно и тесно построена эта работа. Работа с родителями в нашей группе проводится в соответствии с годовым планом, который составляется в начале года. Используютя различные способы и методы взаимодействия. Это личный и, наверное, самый важный способ контакта. Уголок учителя-логопеда так же является одним из способов подачи информации. Тетради и прописи для индивидуальных заданий, анкетирование родителей, родительские собрания, открытые мероприятия. Было проведено анкетирование по следующим темам:  «Ваше отношение к логопедической группе»  «Результативность работы логопеда группы за прошедший год» Данный вид работы помогает выявить насколько правильно и эффективно ведется работа, по мнению родителей. При анонимном анкетировании родители могут высказать определенные пожелания и замечания, которые стесняются сказать напрямую.
Задачи
, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимной поддержки.  Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.  Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.  Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.  Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы. Составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей. Первый фактор – информированность.  Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию
речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики/.  Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.  Организуются выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей. Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.  Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.  Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.  Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:  Анкетирование.  Оформление речевых уголков  Оформление папок-передвижек с консультациями.  Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие
достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.  Проведение семинаров-практикумов.  Выступление на родительских собраниях.  Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.  Проведение открытых занятий.  Совместная подготовка к праздникам. Открытые мероприятия, как никакие другие, могут показать результативность работы логопеда. Родителям очень нравится видеть своих детей в работе, логопеду приятно показать результаты своего труда. Два – три раза в год мы проводим открытые занятия. На протяжении всего учебного года я регулярно давала индивидуальные задания для каждого ребенка в тетрадях и прописях для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей; закреплению полученных знаний, речевых умений и навыков. Хочется отметить, что родители ответственно относились к данной работе, и как следствие это отражалось на времени и качестве достигнутых результатов в коррекционном процессе.

Постоянно осуществляется сотрудничество с педагогами детского сада, проходят выступления на педагогических советах, семинарах, что повышает, таким образом, компетентность педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с нарушением речи. В 2013-2014учебном году для педагогов детского сада был проведён мастер – класс «Использование логопедических игр в работе воспитателя для улучшения состояния слоговой структуры слова у детей». В 2013 году состоялось выступление на педсовете с сообщением «Использование метода проектирования в инновационной деятельности педагога ДОУ», проведена практическая консультация «Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей». В 2012 году в рамках ежегодного семинара-практикума по развитию связной речи мы с педагогами группы делились опытом своей работы по применению информационно – коммуникационных технологий на логопедических занятиях. В 2013 году для педагогов проведён мастер– класс по использованию игр с мячом в работе по формированию лексико– грамматической стороны речи, педагоги ДОУ познакомились с развивающими технологиями в логопедической работе.
Для организации коррекционно – развивающей индивидуальной работы в ходе режимных моментов разработала тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями групп, провожу индивидуальные консультации, беседы по работе с детьми. Для повышения профессионального уровня, личностного роста участвую в конкурсах различного уровня.

На сегодняшний день перед нами поставлены следующие задачи на перспективу: 1. Совершенствование собственной педагогической системы. 2. Наращивание методологического и технологического потенциала. 3. Для повышения уровня квалификации активно участвовать в конкурном движении различного уровня. 4. Поиск новых форм сотрудничества с родителями воспитанников.