Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в условиях внедрения фгос. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе План взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем

Взаимодействие с педагогами
«Воспитатель и музыка»

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать - мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально
го зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
На музыкальном занятии
Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1 . Не участвует во время быстрых опросных упражнений;
2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -
упражнения на развитие творческой активности детей);
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.


Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

Воспитатель детского сада

Музыкальный руководитель

Диагностические задачи

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

дошкольника

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

саду педагогических условий

на музыкальное воспитание

и развитие дошкольника

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности

музыкального руководителя.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.

9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей

и интересов.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга,

совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

Увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя

Формы сотрудничества и сотворчества

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности

Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ

Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка

4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения

5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду

Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития

6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов

Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции (прил. 5)

7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности

Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка

8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ (прил. 4); совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия –

это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество -

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5. Танец

6. Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7. Знает приемы кукловождения

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем

1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях

2. Групповые консультации:

  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее
  • Обучение приемам кукловождения

Роль ведущего на празднике

Роль ведущего очень ответственна . Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы . Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)

Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно , чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов»

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.




Оксана Птух
Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания»

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально -эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель , а воспитателю отводится роль его помощника.

В чем же заключается эта помощь?

На музыкальном занятии воспитатель не только следит за дисциплиной. Он активный участник пения, игр, танцев. Воспитатель должен знать текст песен, движения танцев, одним словом, весь музыкальный репертуар , используемый на занятии. Для этого и заводится тетрадь по музыкальному воспитанию или папку для повторения и закрепления с детьми в группе выученного на муз. занятиях материала.

К сожалению, музыкальные занятия не могут полностью удовлетворить потребность детей в музыке , музыкальном развитии . Поэтому воспитатели должны находить время в течении дня для повторения песен, игр, танцевальных движений. Но и это не главное. Необходимо педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя . Вот несколько принципов этого взаимодействия .

1. Принцип диалогизации заключается в том, что являются равноправными сотрудничающими субъектами в вопросах музыкального развития детей , т. е. музыкальный руководитель проводит муз . занятия, развлечения, инд. занятия, кружковую работу. Воспитатели же , находясь в постоянном контакте с детьми, должны, как можно чаще, использовать музыку в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству и т. д.

2. Принцип индивидуализации, заключается в том, что и музыкальный руководитель и воспитатель должны иметь прочные навыки музыкальной деятельности . Музыкальный руководитель - это специалист , который имеет музыкальное образование , предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песенки, музыкально -ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах .

3. Принцип проблематизации заключается в том, что муз. руководитель и воспитатель должны осознать необходимость тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка. Например, развитие певческих навыков - это задача не только муз . воспитания , но и физического

Из всего выше перечисленного следует, что встреча детей с музыкой не должна ограничиваться музыкальными занятиями . В каждой группе просто необходим музыкальный уголок – это музыкальные инструменты , книги, альбомы, музыкально-дидактические игры . Насыщенность музыкального уголка необходимое условие не только в работе воспитателя , но и возможность каждому ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности, отвечающий его интересам. Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке :

1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях . Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения) . В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно, может спеть новую песню с фортепианным или аудио - сопровождением.

При обучении детей музыкально -ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей , включает музыку в игры , прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал .

3. Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям : кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами, есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить , почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать.

Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью . Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью - это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми : «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты , чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть» , - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск .

Хорошо бы нам сделать библиотечку дисков. Можно вырезать кружочки-диски (или взять старые, ненужные диски) и на них нарисовать, о чем играет музыка . Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием , воспитатель намечает следующие моменты : что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.) ; в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

Чем активнее воспитатель проводит работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Публикации по теме:

Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Обеспечение духовно-нравственного.

Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя Слайд №2) Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки,.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать.

Консультация для родителей «Особенности условий музыкального воспитания детей в семье» Особенности условий музыкального воспитания детей в семье. Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников, помощников.

Отчет музыкального руководителя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала Отчёт музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Т. Л. Турчаниновой об особенностях развивающей предметно-пространственной.

Памятка для воспитателей «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Подготовила.

Портфолио музыкального руководителя Пояснительная записка Профессиональную деятельность в МБДОУ №66 «Барвинок» в должности музыкальный руководитель осуществляю с 2015 года,.

Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Худ.-эстетическое развитие» В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего.

Предлагаю вассмотреть одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя

и воспитателя на занятии.

Подготовила: музыкальный руководитель

МДОУ д/с № 8 Лабутина Н. В.

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации . Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова, выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

· увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

· пытливость;

· инициативность;

· артистизм;

· находчивость;

· изобретательность;

· организованность;

· ответственность;

· любовь к детям;

· культура общения;

И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

– Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

Рассмотрим задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству

и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ


Подписи к слайдам:

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии» Материал подготовила музыкальный руководитель Лабутина Н.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида г. Североморска

Принципы педагогического взаимодействия. Принцип диалогизации. Воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников.

Единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя. О. П. Радынова · увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности; · пытливость; · инициативность; · артистизм; · находчивость; · изобретательность; · организованность; · ответственность; · любовь к детям; · культура общения;

Принцип индивидуализации. Использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ. Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем 1. Организация и проведение занятий. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Работа с родителями. 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально - творческой деятельности детей. 5. Работа с родителями.

Принцип проблематизации. Это обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей.

Формы, виды музыкальной деятельности Задачи Зона деятельности педагогов Приветствие. Организовать детей. Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Музыкально-ритмические движения. Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия Учить согласовывать движения с музыкой. Муз. руководитель – напоминает детям движения, играет на фортепиано. Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми, даёт оценку деятельности детей, работает над движениями.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Слушание. «Мышки» А. Жилинского Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку. Музыкальный руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано. Воспитатель – слушает произведение вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Пение. «Снежная песенка» Д. Львова- -Компанейца Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни. Музыкальный руководитель – беседа, исполнение. Воспитатель – исполнение вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Пляска. «Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия Учить детей двигаться легко, чётко выполняя хлопки и притопы. Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Работает над движениями. Воспитатель – танцует при необходимости с ребёнком в паре.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Игра. «Догони меня!». Любая весёлая мелодия. Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу. Музыкальный руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – участвует в игре.

ЛИТЕРАТУРА 1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г. 2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1982 г. 3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.


(1 слайд)

Взаимодействие музыкального руководителя

с воспитателями и специалистами ДОУ

О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

(2 слайд) Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.

(3 слайд) Музыкальные занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: (4 слайд)

    приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

    продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

    во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

(5 слайд) Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Применение музыки в повседневной жизни детей в условиях нашего детского сада осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей. С помощью музыкального руководителя воспитатель каждой возрастной группы подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Музыка в различных видах деятельности воспитанников находит широкое применение благодаря активной организаторской деятельности музыкального руководителя.

Музыкальное воспитание детей осуществляется во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики, в часы досуга, на праздниках и развлечениях. (6 слайд)

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.

(7 слайд) Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов предполагают:

    совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

    взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

    взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

    организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

    совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;

    совместную организацию родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

    совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

    организацию смотров-конкурсов, проектов;

    составление музыкально-профессиональной фонотеки;

    совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.

Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи: (8 слайд)

    Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

    Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

    Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

    Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

    Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Воспитатель, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность различных областей может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. (9 слайд)

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. (10 слайд)

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. (11 слайд)

В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения. Дети на музыкальном занятии знакомятся с произведением, характеризующим какой-либо персонаж, обговаривают сложившийся образ, затем на занятии по продуктивной деятельности совместно с воспитателем еще раз прослушивают произведение и сложившийся образ воспроизводят в поделке (12 слайд) , а во время рисования по образцу можно предложить музыкальные произведения для пассивного восприятия музыки фоном (13 слайд) . Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в детских работах, на их оригинальность и цветовое решение. (14 слайд)

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально-комфортный климат в группе. Воспитатели групп младшего возраста используют аудиозаписи колыбельных напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации. Песенки звучат при проведении и воспитании культурно-гигиенических навыков. (15, 16, 17, 18, 19, 20 слайд)

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создаёт хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. На прогулке воспитатель помогает детям организовать подвижные игры с пением: «У медведя во бору», «Теремок», «Мы на луг ходили» и пр. (21, 22 слайд)

(23 слайд) Примерное расписание звучания фоновой музыки (время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей):

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворенный, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветленный, спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры.

(24 слайд) Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста):

К.Дебюсси – «Облака»

А.П.Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета

К.В.Глюк – «Мелодия»

Л.Бетховен «Лунная соната»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э.Григ – «Утро»

И.С.Бах – «Шутка»

П.И.Чайковский – «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая)

В.А.Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал)

М.И.Глинка – «Камаринская»

В.А.Моцарт – «Турецкое рондо»

П.И.Чайковский – «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая)

М.И.Глинка – «Жаворонок»

А.К.Лядов – «Музыкальная табакерка»

К.Сен-Санс «Лебедь»

Ф.Шуберт – «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.С.Бах – «Ария»

А.Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)

С.С.Прокофьев «Марш»

Ф.Шуберт – «Музыкальный момент"

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением (25 слайд) . Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.

Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”. (26 слайд) В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои. (27 слайд)

В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание.

Интересно проходят инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж сказки. (28 слайд)

Воспитатель поддерживает интерес к музыкальной деятельности и в группе закрепляет приемы правильного звукоизвлечения на музыкальных инструментах. (29 слайд)

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. (30, 31 слайд) Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми (32 слайд)

(33 слайд) В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте находятся атрибуты, маски, костюмы, фланелеграф с персонажами. (33 слайд) Приобщая детей к театральной культуре, воспитатели стараются знакомить их с разными видами театров: настольным, теневым, пальчиковым, би-ба-бо, на ковролине (35, 36, 37, 38 слайд) .

(39 слайд) Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи

(40 слайд) Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя и занимают значительное место в их жизни. Воспитатель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ход игры, взаимоотношения играющих, не подавляя их самодеятельности. Музыка способствует более динамичному протеканию игры, организуя действия детей. (41, 42 слайд)

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

(43 слайд) Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение ими детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.

(44 слайд) Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений. (45 слайд)

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных упражнений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – музыкальной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, различать ее динамические оттенки, определяет ритм, темп, а также старается подчинить свои движения всем музыкальным изменениям, движения приобретают большую точность, четкость, плавность. (46 слайд)

(47 слайд) При подготовке спортивных праздников, развлечений, веселых соревнований, необходима полная согласованность между специалистом по физическому воспитанию и музыкальным руководителем и воспитателем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу. В течение всего праздника музыка “ведет” программу, воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка.

(48 слайд) Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-логопедами. Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль, фантазию.

Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.

В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. (49,50,51,52,53 слайд)

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д. (54 слайд) .

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.

(55 слайд) Желаем творческих успехов!

Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками. Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.

Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их в течение дня очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для воспитателя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:

Тихие игры: так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз. Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков — не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух. Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, участвовать в них могут все дети без исключения, то есть мы создаём те самые условия для одновременного развития всех детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками.

1.«Глухой телефон» — активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.

2.«Разная тишина» — Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях.

3. «Кто меня позвал?» — развивается тембровый слух, внимание.

4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.

5. «Ушки назад» — внимание, воображение.

6. «Какой инструмент звучал?» — тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил).

7. «Ритмическое эхо» — ритмический слух, внимание.

Развитие ритмичности – одно из важнейший задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)

Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности — сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп».

Если говорить о сохранении здоровья , то очень полезны дыхательные упражнения , они всегда должны использоваться перед пением на музыкальном занятии и использоваться в других видах деятельности. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок», «Шумелки», «Мячик», «Немой телевизор». Очень полезны «психогимнастика» , в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика» , с помощью которой развивается речь и дикция.

Музыкально – ритмические движения и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность — активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, следует применять игровые приёмы. Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Я уже несколько лет использую элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. По четвергам вместо утренней гимнастики проводим «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Включается так называемый эффект «3 Д». Дети слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения, соизмеряя их с другими. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем для других занятий в качестве физминуток. Рекомендую использовать танцевальные движения в комплексах утренней гимнастики и на физкультурной деятельности. Например, танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными. В группе можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!

Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Методы для закрепления певческих навыков в группе: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка».

Музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы, музыкальные хороводные игры на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелло», то есть без сопровождения.

В музыкальной деятельности ребёнок становиться более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! О хороводе хочу сказать особо. Я ввожу хороводы чуть ли не с первых шагов ребёнка в детском саду. Чем дети становятся старше, тем больше использую хороводный принцип не только для решения музыкальных задач, но и для развития ассоциативного мышления, творческих навыков, накопления надпредметных знаний и обогащение речи детей. Например, когда строите хоровод, спросите у детей, на что он похож? Столько разных вариантов скажут! Поём народную песенку в хороводе – попросите детей придумать простые изобразительные движения под текст – получается очень интересная интерпретация, развивается творчество. А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности.

Работа с родителями: Один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только. Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческое. Можно провести анкетирование для выяснения условий в семье для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать способ «домашних заданий»: « выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?», изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т.д.

«Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Нелипа Наталья Николаевна

музыкальный руководитель

МДОУ «Таврический д/с № 2»