Дать определение искусству. Виды искусства и их классификация

НРИ. Игровой процесс Игровые персонажи Игры разочаровывают?

Понятие "искусство"

Что такое "искусство"? Этот термин не имеет простого и интуитивно понятного значения. Большинство людей понимают под этим словом совершенно различные, противоречивые смыслы. И в то же время это очень важная сущность, окружающая нас со всех сторон.

Давайте попробуем разобраться. Для начала посмотрим значение этого слова в наиболее популярном источнике информации – в компьютерной энциклопедии Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/Искусство

Искусство (от «искусы творити») - процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Понятие искусства крайне широко - оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Согласитесь, довольно сложно для понимания. Как будто специально зашифровали и скрыли смысл от всех непосвященных. Сейчас попробуем растолковать этот термин по-человечески: проще и лаконичнее.

Искусство – инструмент культуры

В описании проскакивает ключевое слово, но оно утопает в массе бессмыслицы. Это важное слово – «культура». Искусство – главный инструмент культуры. Именно через культуру проще всего понять термин «искусство».

Культура – то, что отличает человека от животного, это вся накопленная информация человечества, передаваемая из поколения в поколение. Животные находятся в постоянном развитии, передавая изменения своим потомкам через гены. Человечество же, кроме генетического развития, использует развитие информационное. Люди рождаются и умирают, но записанная ими информация навсегда остается в культуре, и постоянно доступна новым поколениям. Искусство – конкретные интеллектуальные или физические объекты, через которые транслируется культура.

Не нужно понимать культуру только как нечто лирическое, противопостовляемое научному и техническому. Официальная наука – лишь один из разделов культуры. В науке информация о внешнем мире тщательно разобрана, рассортирована, разложена по полочкам, и превращена в формулы. В культуре же содержатся не только формулы, но и плохо структурированная информация, которая пока не поддалась научному анализу. Люди уже ухватились за эту информацию, но ещё не осознали до конца, потому используют для её описания не точные слова, а многочисленные примеры, ситуации, поступки, похожие образы.

Ничего не напоминает? Вот эта вот плохо структурированная информация – это то, на чем основано искусство.

Искусство – передача неструктурированной информации.

Фильтрация искусства

Скупая научная формулировка вас не устраивает? Не удивительно. У большинства людей слово «искусство» четко ассоциируется с такими словами как «прекрасное», «творчество», «умение», «мастерство», «шедевр», но никак не с термином «неструктурированная информация». Всё это можно объяснить, чуть подробнее, разобравшись в процессе создания произведений искусства.

Современные авторы порой творят ужасные по качеству и содержанию вещи, но тем не менее считаются частью искусства. У настоящих ценителей эти факты не вяжутся в голове. Искусствоведы даже придумали специальные категории «современное искусство» и «высокое искусство», чтобы отделить одно от другого. Хорошее, доброе, вечное не должно стоять в одном ряду с плохим, злым и сиюминутным.

Но и то, и другое является искусством. И не нужно думать, что «современное» - это обозначение только того, что появилось в наш XXI век. Непотребные картины, книги, статуи продавали на рынках ещё с незапамятных времен. Возможно, даже в каменном веке были наскальные рисунки подобного рода. Только все эти творения, направленные на удовлетворение текущих нужд, не сохранились до наших дней. Когда пена современности оседает, всё временное испаряется, остается только сухой остаток из самых лучших шедевров.

Так устроено искусство: творцы создают произведения самых разных стилей, направлений, качества, но в копилку культуры попадают только лучшие экземпляры – шедевры. Мастера своего дела изначально нацелены на такой результат – оставить след в культуре, потому рассматривают в своих произведениях вечные темы, которые будут актуальны и современникам, и потомкам. В памяти людей неприятные и незначимые события быстро забываются, по чисто психофизиологическим причинам, надолго запоминаются только приятные или яркие воспоминания, дающие эмоциональные силы при каждом воспоминании. Потому-то все классические произведения кажутся нам такими чудесными, и по той же причине мы связываем воедино слова «искусство» и «прекрасно». Входные фильтры культуры устроены так, что в неё попадает только то, что соответствует общечеловеческим ценностям, способствует дальнейшему развитию человечества.

С такой точки зрения весь спор искусствоведов сводится к тому, какую часть искусства считать искусством: всё многообразие неструктурированной информации, либо только то, что уже прошло через фильтры общечеловеческих ценностей.

Темпы нашей жизни ускоряются с каждым годом. Срок, по которому можно определить, попало ли произведение в классику, сократился буквально до 10-20 лет. Отделять вечное от сиюминутного однозначно нужно, но для этого необходимо изучать обе стороны искусства, а не отгораживаться от современных веяний. Ведь это мы всем человеческим сообществом решаем, что будут смотреть потомки, а что растворится в пучине времен. С каждым годом информации появляется всё больше, а времени на её сортировку дается всё меньше. Из-за этого странные и несуразные произведения вдруг получают высокий титул классики. В структуре и в оценке искусств стоит навести порядок, чтобы большее количество людей могло участвовать в этом процессе, и чтобы культурные фильтры справлялись со своей задачей так же хорошо, как это было до наступления цифровой эпохи.

Искусство - умение создавать прекрасное

Рассмотрим то самое «фильтрованное искусство», которое в конечном счете и останется в памяти человечества. Для его обозначения можно придумать более изящную и лаконичную формулировку:

Искусство – умение создавать прекрасное Источник искусства - создание (творчество).
Средство искусства - умение (ремесло).
Цель искусства - прекрасное (духовное наслаждение).

Всего три слова понадобилось для определения, но при этом в них умещается весь смысл: и источник, и средство, и цель.

Так же есть три действия, важные для искусства: постижение нового (для мотивирования творчества), выражение мыслей и чувств (для использования умения, мастерства), убеждение (для достижения сознания ценителей). Первые три составляющие - сама сущность искусства, эти три другие составляющие - не относятся к искусству, но необходимы для него. В чистом, бескорыстном искусстве никогда не обращают особое внимание на эти действия. Если же на каком-то элементе (постижении, выражении, убеждении) создается акцент, то искусство становится инструментом для какого-то другого действия, и перестает являться собой.


Акцент на постижении . Цель - известность автора, или извещение об описываемом событии, донесение информации (наука, новости, пиар-акции, реклама).
Акцент на выражении . Цель - доверительное отношение, необходимое для убеждения (обман, использование человеческих слабостей).
Акцент на убеждении . Цель - навязывание своих ценностей, своей точки зрения, изменение мировоззрения (власть, религия).

На рисунке показана схема искусства в виде правильного шестиугольника. На этой схеме можно заметить одно сходство, если двигаться против часовой стрелки: постижение, творчество, выражение, ремесло, убеждение, наслаждение. Это напоминает цикл любого товара: изучение, моделирование, конструирование, производство, распространение, потребление. Получается:

Искусство - цикл производства товара для души

Шестиугольник - фигура замкнутая, внутри него существует напряжение. Каждая из граней противостоит своей противоположной грани.


Выражение противостоит наслаждению.

Наслаждение - это потребность, тяга к прекрасному и душевному. Выражение - это возможность, то что может сделать человек. Часто возможностей не хватает для удовлетворения потребностей. Чтобы получить новые потребности нужно изменить возможности.


Ремесло противостоит постижению.

Производство сосредоточено на создании уже готовых идей, они оттачиваются до идеала, очень много усилий вложено в готовое производство. Поэтому появление новых знаний не выгодно производству: придется все перестраивать под новые идеи, тратить на это ресурсы, заново добиваться идеала. Изменения в производстве никогда не происходят добровольно, лишь под давлением внешних обстоятельств (пример: успешная роль актера, закрывает для него все остальные роли, его заставляют играть то, что получается лучше всего). Чтобы постичь новое нужно отвлечься от старого.


Убеждение противостоит творчеству.

С помощью убеждения распространяются и закрепляются продукты производства. «Убеждение» такая же закостенелая структура как и «ремесло». Она противодействует новым творениям, не дает им пробиться к потребителю. (пример: настоящие фанаты серии компьютерных игр всегда встречают в штыки новую игру сериала, какой бы она не была хорошей). Чтобы создать новое нужно разочароваться в старом.


Это внутреннее напряжение заставляет всю систему почти всегда стоять на месте. Лишь когда один из трех элементов движения (наслаждение, постижение, творчество) становится сильнее своей противоположности (элементы инерции: убеждение, ремесло, выражение), только тогда происходят изменения во всём цикле. Изменения происходят, и тут же элементы инерции заново начинают костенеть, до следующего изменения.

Товары искусства

Теперь разберём какие же «товары для души» производит искусство.

Все товары искусства - это ощущения, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир, а именно: запахи, вкусы, прикосновения, цвета, движения, звуки, мысли. Вообще все наши ощущения о мире можно разделить на две группы: ощущения формы и ощущения движения. Ощущение цвета, которое находится на стыке этих двух групп, даёт нам наиболее полную информацию о мире.


Как видно из схемы, движение и форма являются двумя противоположностями из которых и состоит весь мир. Возможно, сознание - третья полноправная составляющая часть мира, тогда схему опять же можно представить в виде правильного шестиугольника, но пока это не получается, не хватает фактов. Попробуйте, возможно у Вас получится доказать эту теорию.


Рассмотрим каждое ощущение по отдельности.

Запах - анализ химического состава формы на расстоянии (с помощью анализа газа (отдельных атомов, оторвавшихся от анализируемого объекта)).

Вкус - непосредственный анализ химического состава формы .

Осязание - ощущение столкновения с формой . Но саму форму напрямую почувствовать невозможно.

Ускорение - ощущения при изменении скорости. Если мы движемся с равномерной постоянной скоростью, то ощутить это просто нечем. Ощущение самого движения для сознания недоступно.

Звук - ощущение волн плотности воздуха, излучаемых при движении формы. При этом звук сам по себе является движением (волной). Слух, воспринимающий звуки, как бы анализирует произошедшие вокруг движения.

Мысль - долгосрочный анализ движений . Представляет из себя предположения о том, какие движения могут произойти через некоторое время. Предположения строятся на основе уже случившихся движений (опыт). Чем больше опыта, тем сложнее и ближе к истине мысли. Это как нюх, но не на предметы и их атомы, а на события и их последствия.

Движение формы – это свет . Как говорилось выше, мы не можем почувствовать напрямую форму и движение. Также мы не можем полностью почувствовать их слияние - свет . Лишь малая его часть (под названием цвет ) доступна для восприятия.


Все ощущения движения и ощущение цвета имитируются человеком с помощью компьютера. Практически создается новый виртуальный мир, для полноты которого не хватает только ощущений вкуса, запаха, осязания. И люди постоянно пытаются сделать виртуальность всё более похожей на реальный мир.

Бог, сотворивший мир, создал человека по своему образу и подобию. Желание человека творить и создавать - это и есть та частичка Бога, которой он нас наделил, обладая которой мы и становимся подобным богам. Искусство это проявление желания творить и создавать свой собственный мир подобно Богу. Раньше творцы создавали лишь отдельные части задуманного ими мира, теперь слаженные команды творцов создают придуманные миры целиком.


Есть всеобщее правило: «90% всего, что создано на свете - полнейшая ерунда, и не стоит Вашего внимания», это правило действует и на искусство, и на все его виды в отдельности. В каждом виде: и в музыке, и в фильмах, и в компьютерных играх - лишь около 10% произведений от числа всех созданных являются настоящими шедеврами, всё остальное - шлак составляющий 90%. В нём нет ничего хорошего, но он необходим, шлак это тёмный фон, на котором сияют ярким светом оставшиеся 10% произведений.

Классификация, виды и формы искусств

Разберём все созданные человечеством виды искусства по их составу ощущений.



Начинаем просмотр схемы снизу вверх. Рассматриваем человека и выделяем все его органы чувств: нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание), глаза (зрение), уши (слух). Также есть то, чем он вызывает чувства: всё тело и рот (голосовые связки). Ну и то, что в итоге обрабатывает все полученные чувства - мозг.

Кодировка. Все чувства могут кодироваться: мысль может кодироваться в текст, звук, движения, цвет и форму; звук может кодироваться в текст или изображение; форма кодируется в виде цвета; и вообще всё что не имеет формы, всё что состоит только из волн - цвет (а также форма кодированная в цвет), движение, звук, мысль - всё можно кодировать в виде последовательности «0» и «1».


Нос воспринимает запахи, и единственная форма деятельности человека, работающая на эти чувства, - парфюмерия . Очень спорно - называть парфюмерию искусством, но назвать его низшим искусством (в противоположность выражению «высокое искусство») вполне можно. Запахи в физическом смысле - это распознавание химических элементов, находящихся в газообразном состоянии.

Язык воспринимает вкусы, и опять же есть всего лишь единственная форма деятельности человека, работающая на эти чувства, - кулинария . Но кулинария более сложна, она включает в себя создание и запахов, и вкусов, и форм. Так же относится к низшему искусству. Вкус в физическом смысле - это распознавание химических элементов, находящихся в любом состоянии в отличие от запахов, но только в непосредственной близости.

Кожа воспринимает прикосновения других физических объектов. Ощущения формы используются в дизайне всех разновидностей, в изобразительном искусстве , в спорте (к искусству спорта можно отнести киберспорт , военное искусство ). Форма напрямую ощущается только в непосредственной близости, поэтому чаще всего её ощущения воспринимаются на расстоянии с помощью кодирования в цвет.

Глаза воспринимают цвет, несущий в себе большую часть информации об окружающем мире. Как уже говорилось в него кодируются форма и движение, и все виды искусств относящиеся к ним, относятся и к цвету. Но основным для глаз является изобразительное искусство, которое с появлением специальных устройств получило продолжение в виде фотоискусства и анимации .

На стыке движений и звуков находится театр . Звуки сами по себе используются в более сложных видах искусств, и ещё при этом подразделяются по своей форме на музыку , пение , речь. Речь - звуки несущие мысль, включает в себя каллиграфией . Но главное какие мысли заложены в этом тексте. Особым видом мыслей является юмор . Спорный момент, является ли он искусством вообще? Но в нашей стране это точно особый вид искусства. Включает в себя такие формы как анекдоты, пародии, приколы. Текст используется в более сложных видах: в литературе (книги) и прессе (газеты, журналы), при этом дополнительно используются изображения в виде фотографий.


Чем выше на схеме, тем новее носители информации, хранящие в себе произведения искусства.

С появлением видеозаписи старые виды искусств преобразовались. Театр преобразовался в кино . Музыкальные композиции в видеоклипы . Остальные виды искусства движения и звука: анимация, спорт, танец, концерты - не изменились, но стали доступны в виде записей.

С появлением компьютеров и двоичной системы хранения информации большинство предыдущих носителей информации (таких как изображение, видео, аудио, текст) могут быть кодированы и сохранены в этой двоичной системе без изменений. Некоторые старые виды искусств преобразились на компьютере в новые: дизайн + анимация в моделирование , текст + движение в программирование . И уже на основе этих новых искусств появились ещё более сложные - компьютерные и видео игры (моделирование(дизайн, изображение, анимация), театр(движение, звук, музыка, речь), программирование(движение, текст)) и сайты (программирование(движение, текст), пресса, анимация).


На самом верху схемы находятся посредники информации.

Дизайны, изображения и фотографии можно найти на выставках.

Анимации и кино создаются и тиражируются в киностудиях.

Музыкальные композиции тиражируются на музыкальных студиях.

Литература и пресса тиражируются в книжных издательствах.

Компьютерные игры создаются и тиражируются в компьютерных студиях и издательствах.

Телевидение распространяет всё то, что может кодироваться в видео.

Радио распространяет всё то, что может кодироваться в аудио.

Интернет распространяет всё то, что может кодироваться в двоичную систему.

Более правильная, но и более трудная для восприятия схема видов искусств


Для увеличения изображения щелкните по нему

Вывод

Таким образом, компьютерные игры – составной вид искусства, состоящий из множества предыдущих видов искусств. А интернет – огромный общедоступный музей почти всех известных видов творчества.

Отличие от классического искусства только в том, что это новая и ещё не отфильтрованная информация. Шедевры в интернете расставлены на одних полках рядом с низкосортными произведениями, которые будут забыты через неделю. Разобраться в информационном разнообразии перенасыщенного рынка могут пока только отдельные специалисты. Мы, на этом сайте, поможем вам сориентироваться в бурном потоке самого современного вида искусства.


Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
money.yandex.ru/to/410011922382680

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Если рассматривать понятие искусства в широком смысле то это оно означает одну из форм познания человечеством действительности которая отражается в произведениях искусства картинах музыкальных произведениях и театральных постановках в гравюрах и скульптурах. Искусство является частью духовной жизни как человека так и общества и в целом считается многообразным результатом творческой деятельности всех поколений.

Что такое искусство в более узком понимании

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу.

Цели искусства

Как и любой вид деятельности человека, искусство имеет свои цели. Если рассматривать, что такое изобразительное искусство и его основные функции, то этот вид искусства обладает как немотивированными, так и мотивированными функциями. Например, художники-авангардисты с помощью своих картин выражали негодование существующему политическому строю (мотивированная, революционная функция). Каждая картина является обращением для целого мира, поскольку художник создает ее, чтобы показать человечеству, насколько красив пейзаж определенной местности или для того, чтобы показать красоту человека, оставив его портрет для следующих поколений. Обращение к неограниченному кругу лиц – это немотивированная функция изобразительного искусства, и не только.

Искусство несет в себе развлекательные и обрядовые цели служит прекрасным способом для лечения психотерапевтических заболеваний (мотивированная цель). В принципе, каждому виду искусства присущи, как общие, так и сугубо специфические функции. Например, граффити, являясь разновидностью изобразительного искусства, обладает такими мотивированными целями, как коммерциализация и пропаганда, но в то же время, оно выполняет немотивированные функции – только креативный человек на своем подсознательном уровне сможет с помощью воображения выполнить граффити.

Виды искусства

Видов искусства существует очень много, но, рассматривая, что такое вид искусства, необходимо отметить, что существует две большие группы – изобразительное и неизобразительное искусство. Первый вид выражает внешнюю действительность, а второй вид – внутреннюю. В свою очередь, изобразительное искусство делится на такие виды, как живопись и живопись, графика, скульптура и фотоискусство, граффити и комикс. К этой же группе относится декоративно прикладное искусство, которое подразумевает создание художественных изделий, которое обладают утилитарным и не утилитарным назначением. Если более подробно остановится на вопросе, что такое декоративно-прикладное искусство, то мы поймем, что оно имеет свои особые признаки. Так, предметы, создаваемые в рамках этого вида искусства, используются для интерьерного и бытового оформления. Но в то же время, эти предметы эстетически привлекательны для взора и обладают художественным эффектом.

К неизобразительным видам искусства относится литература и архитектура, которые по иному принципу разделения искусства относят к статическому виду. Музыка и хореография, балет и радиоискусство – это неизобразительные динамические виды искусства. Все виды искусства подразделяются и по видам используемых материалов. Например, для создания картины необходимы современные и традиционные материалы – краски и холст, кисть и прочее. Искусство подразделяется на стили и жанры, например, драма и трагедия, фарс и комедия, а также иные. В принципе, если рассмотреть поверхностно, что такое искусство, определение этой сферы человеческой деятельности весьма пространственно. Поскольку искусством можно назвать все то, что создал человек с помощью своих рук и мозгов.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Искусство - это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими , познавательными и коммуникационными функциями. В этом смысле искусство понимается как творческая деятельность , направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Термином «искусство» также принято обозначать не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но и такие понятия как «искусность», «мастерство», «артистизм» и тому подобные, проявленные в любой другой сфере деятельности (в ремесле, науке, технике и других), часто не имеющие прямого отношения к искусству, но безусловно указывающие на то, что творческое начало явно или неявно присутствует в них. В процессе развития человечества понятие «искусство» коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры (см. ), их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественных рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе - развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов.

Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических потребностей, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить. Тем самым искусство представляет собой особую форму освоения мира человеком, в которой мир предстаёт в искусстве через формы деятельности, общения, самореализации людей. Оно даёт моментальные отражения и развёрнутые проекции человеческого бытия (см. ), его пространственного и временного единства с миром. Искусство, понимаемое как некое условное целое, может быть трактуемо в качестве картины мира или своеобразной онтологии, сконцентрированной на динамике предметно-чувственного бытия людей. Будучи особой формой деятельности людей, искусство соединяет в своих образах предметные, коммуникационные, индивидуальные аспекты деятельности, поэтому оно сохраняет в себе побуждающие, преобразовательные и познавательные начала, а также коллективные и личностные представления. В разные эпохи и в разных направлениях искусства акценты в соотношении этих начал существенно отличаются, тем не менее они всегда соприсутствуют, а их соотношение остаётся постоянным предметом для дискуссии о назначении искусства, о его роли в развитии общества.

Рассмотрение феномена искусства предполагает сложное разделение видов человеческой деятельности, когда каждый из них достаточно чётко обособился и затем утвердился в технических средствах; соответственно и специфика искусства выявляется на фоне других видов деятельности: материального и духовного производства, религии, морали, науки. Проблема, однако, заключается в том, что искусство сохраняет в себе синтетический характер человеческой деятельности, хотя на разных этапах истории и в разных типах культуры заметны отличия в доминирующих образах искусства, способах их создания, схемах их функционирования и трансляции. Решение вопроса о специфике искусства «в общем виде» порождает множество трудностей. Более продуктивным представляется рассмотрение специфики искусства на конкретном социальном «фоне», в определённых системах общества, поскольку каждой исторической эпохе было свойственно своё понимание феномена искусства, обусловленное местом и ролью художника в системе общественного разделения труда и его положением в обществе. Тогда вопрос о сохранении специфики искусства в изменяющихся системах разделения и кооперирования человеческой деятельности оказывается по сути связан с вопросом о том, как искусство удерживает свою специфическую позицию за счёт смещения акцентов в использовании образных средств человеческого освоения мира.

В архаических обществах, где сознание и деятельность не были ещё настолько разделёнными и специализированными как впоследствии, протоискусство присутствовало во всех основных формах и средствах человеческого освоения мира. Легенды, танцы, рисунки, скульптуры, украшения, утварь, орудия деятельности фиксировали человеческие формы освоения бытия, формы его переживания и осмысления. В то же время, синкретичный и преимущественно ритуально-магический характер произведений первобытного искусства, несмотря на проявленность в них эстетических начал, не позволяет в полной мере отнести их к области искусства.

В традиционных обществах сословного типа специфика искусства выявляется на фоне жёсткого распределения людей по социальным позициям и видам деятельности. Важными в этом смысле оказываются наметившееся разделение материально-производственной и духовной (в том числе и духовно-практической) деятельности, возрастающая социальная значимость работы мастера, создающего инструменты и владеющего ими, соответственно, «распределение» самого искусства между обыденным поведением профанов и посвящённых. В этом плане искусство оказывается своеобразным «знаком качества», указывающим на мастерство и посвящённость автора, на соответствующие характеристики его продукции. Позиция художника, таким образом, ещё резко не противопоставляется позиции жреца, учёного, ремесленника, но она уже выделена из потока повседневного поведения людей и рутинной деятельности.

В Античности искусство занимало промежуточное положение между материальным и духовным производством. Античный теримн «tέχνη» означал одновременно и науку, и ремесло, и искусство, объединяемые по критерию их принадлежности к «целесообразной», «идейно осмысленной», «модельно-порождающей» деятельности. Эта терминологическая неразличимость собственно художественной и ремесленной деятельности отражала внутреннюю связь этих областей человеческой деятельности, которая в наибольшей степени характеризует классический период в развитии античного мира. В гомеровскую эпоху разделение труда было настолько слабым, что искусство, включая и техническое ремесло, ещё не отделилось и не противопоставлялось духовным видам деятельности. Поэтому у Гомера термины «σοφία» (мастерство, мудрость) и «tέχνη» (искусство, ремесло) были, по существу, тождественны: мудрость (σοφία) понимается как ремесло, творчество; искусство (tέχνη) связано с представлением о мудрости, знании. Однако по мере прогрессирующего разделения труда происходит постепенное расхождение духовной и материальной областей деятельности. Античное общество достаточно высокомерно относилось к физическому труду, видя в нём тяжёлую необходимость, и потому стремилось переложить всю его тяжесть на рабов и полусвободных ремесленников. В этих условиях искусство вычленяется из непосредственной материальной практики и становится занятием свободнорождённых. Занятия искусствами признаются благородными, если они являются средствами воспитания, развлечения или интеллектуального досуга свободнорождённых. Но как только искусство становится предметом профессиональных занятий, оно немедленно осуждается как грубое ремесло и варварское занятие. Поэтому в античной Греции существовало различение доблести (arete) и технического мастерства в каком-либо искусстве (arete technes). Так, Аристотель, обосновывая необходимость практического обучения искусствам в воспитании гражданина, выступал против профессионального обучения искусству свободных людей. В частности, профессиональное обучение музыке должно быть исключено из системы образования, так как изучать её «ради того, чтобы доставлять удовольствие своим слушателям» - «цель грубая», превращающая людей в ремесленников (Политика, 1341 а). Противоположность искусства и ремесла особенно остро осознается в эпоху эллинизма, когда противоположность физического и духовного труда вырастает в антагонизм рабского и свободного труда. Об этом пишет Сенека в своих «Письмах к Луцилию» и весьма резко Цицерон. «Все ремесленники занимаются презренным трудом, в мастерской не может быть ничего благородного, и наименьшего одобрения заслуживают ремесла, обслуживающие наслаждения» («Об обязанностях»). В античную эпоху понятием, обозначающим сущность искусства, было понятие «мимесис» (μίμησις - подобие, воспроизведение, подражание). Уже Демокрит рассматривал подражание как основу всякой человеческой деятельности, включая искусство. Развитие и систематическое изложение теория мимесиса получает у Платона, который считал, что подражание составляет основу всякой художественной деятельности. Платон создал идеалистический вариант теории мимесиса. Его теория служила не только объяснением сущности искусства, но и доказательством его слабости, несовершенства, познавательной и эстетической неполноценности. Ведь искусство является подражанием не вечным и неизменным эйдосам, а преходящим, изменчивым и неистинным чувственным вещам. На этом основании Платон отвергал некоторые виды и жанры искусства, считая их вредными, обманывающими людей видимостью, иллюзией. Аристотель применяет теорию мимесиса не только к изобразительным искусствам, но и к поэзии, драме и музыке. Его теория подражания существенно отличается от платоновской. Если Платон учил о подражании «вечным идеям», то Аристотель говорил об искусстве как подражании бытию вещей. По Аристотелю, идеи находятся в самих вещах, и потому только вещам и можно подражать. Применяя теорию подражания к различным видам искусства, Аристотель развил одну из первых систем классификации искусств. Важным моментом аристотелевской теории мимесиса было утверждение, что подражание в искусстве приносит удовольствие и в таких его видах, как музыка и драма, связано с катарсисом (очищением). Теория мимесиса - общеантичное представление о сущности искусства - в последующем перешла в наследство всей европейской эстетике . У Плотина, крупнейшего философа-неоплатоника (III век), мировое божество превращается в ремесленника-демиурга; природа, подобно ремесленнику, творит прообразы и формы (эйдосы) всех вещей. Художник становится соучастником и выразителем творческой энергии демиурга. Если классическая античная эстетика рассматривала искусство как подражание (мимесис) природе, то теперь, наоборот, деятельность природы становится мистическим и символическим отражением ремесленной или художественной деятельности.

В эпоху Средневековья, в процессе формирования новых форм труда, связанных с феодальным способом производства, труд получает моральную санкцию, а ремесло под именем «arte» вводится в систему средневекового знания. Действительно, средневековое понятие «искусство» (ars) включается в систему схоластического знания. Система образования строится на изучении семи «свободных искусств», куда включаются грамматика, риторика, логика, составляющие «привиум», и геометрия, арифметика, астрономия, музыка, составляющие собой «квадривиум». О слабом различении понятия искусства от области научного знания свидетельствует трактат римского философа VI века Кассиодора «О науках и свободных искусствах». В этом сочинении Кассиодор пытается различить науку (disciplina) и искусство (ars). По его мнению, наука представляет собой аподиктическое знание, искусство же - знание вероятного. Средневековье распространяет на искусство иерархический принцип деления земного и небесного. Низшее место в иерархии искусств занимают изобразительные искусства. Это понимание соответствует действительному положению изобразительного искусства в системе материальной и духовной культуры средневекового общества. В то время живопись, скульптура, архитектура, подобно ремесленным занятиям, получают цеховую организацию, со своими профессиональными секретами, ограничениями и традициями. Художники, как и ремесленники, составляют цехи и гильдии. Дуализм чувственного и сверхчувственного, созерцательность и умозрительность, свойственные эстетическому восприятию Средневековья, есть свидетельство того разрыва, который характерен для феодального способа производства с его сословной и цеховой организацией.

Новое понимание искусства, которое привносит эпоха Возрождения, связано с революционной ломкой старых, феодально-общественных отношений, с освобождением личности производителя от сословных и цеховых ограничений, сковывающих его деятельность. Высоко оценивая назначение и достоинство человеческой личности, утверждая идею безграничного развития её возможностей, эстетика Возрождения конкретный образ такой личности видела в художнике. Тот факт, что поиски универсального человека приводили именно к художнику, а не к философу, учёному или политическому деятелю, был не случаен. Это определялось тем положением, которое занимал художник в культурной жизни эпохи. Художник выступал как опосредующее звено между физическим и умственным трудом. Поэтому в его деятельности видели реальный путь к преодолению того дуализма теории и практики, знания и умения, на котором основывалась вся духовная культура Средневековья. Не случайно поэтому художник, его личность, жизнь и деятельность оказываются в центре общественной мысли того времени. Он считается существом божественного порядка, к его имени всё чаще приписывают эпитет «divino» - божественный. Многочисленные жизнеописания художников, которые появляются в это время и постепенно становятся специальным литературным жанром, свидетельствуют, что такое возвышение личности художника не было так уж далеко от истины. Выдающиеся художники эпохи Возрождения - это всесторонне образованные люди, обладающие многообразными познаниями в области науки и искусства. Художник становится носителем эстетических и этических ценностей. Этическое понятие о доблести «virtu» - приобретает эстетическое значение, обозначая человека, виртуозно и свободно владеющего своим делом, - «il virtuoso». Традиционным аргументом для доказательства значения того или иного занятия или ремесла становится представление о его «трудности». Таким образом, на смену средневековому представлению о совершенном человеке как знатоке, умеющем все созерцать и обо всём рассуждать, выступает идеал человека, умеющего всё делать.

Однако господство гуманистической идеологии, ставившей художника в центр художественной и социальной жизни, не было долговечным. В условиях всё более прогрессирующего разделения труда, основанного на капиталистическом мануфактурном производстве, искусство как область духовного творчества выделяется в самостоятельный вид [художественной] деятельности. Если в эпоху Возрождения художник вследствие слабой дифференциации видов художественной деятельности был одновременно и скульптором, и архитектором, и декоратором, и инженером, то теперь он становится либо исключительно скульптором, либо исключительно архитектором, либо исключительно декоратором, либо исключительно инженером. Причём происходит резкая дифференциация между духовными и материальными формами труда. В эстетике этот процесс отражается в том, что появляется новая эстетическая категория, обозначающая сферу художественного творчества. Эта категория - «изящные искусства». Теперь то, что обозначается термином «искусство», целиком относится к области духовной деятельности. Этот распад чувственной и духовной деятельности намечается уже в эпоху Возрождения, но окончательно он завершается только в XVIII веке. В 1746 году Дж. Бетти пишет свои знаменитые «Три трактата», в которых он употребляет термин «elegant «arts». В том же году Ш. Баттё выпускает свой трактат «Изящные искусства, сведённые к единому принципу», где он закрепляет практику использования термина «beaux «art». Этот известный отрыв искусства от других областей духовно-практического освоения мира закрепляет немецкая классическая эстетика, которая видела истинную природу искусства в познании «царства духа».

В индустриальном обществе вопрос о специфике искусства становится принципиальным, поскольку производство оказывает влияние на все сферы общества, а наука претендует на лидирующее положение в культуре. С одной стороны, искусство испытывает эти воздействия и «поддаётся» им: возрастает значение техники искусства, активно прогрессирует его инструментальная база (от книгопечатания до фотографии и кинематографа), в образах искусства особое значение придаётся их познавательной ценности. С другой стороны, все более остро возникает вопрос о специфике искусства как специфически человеческом способе освоения бытия, то есть способе, несводимом к формам обезличенного производства и деиндивидуализированного знания. В результате возникают направления (и концепции) искусства, выводящие на первый план непосредственно личностные (индивидуальные, индивидные) способы освоения бытия, соответственно, «отодвигающие» на задний план (или перечеркивающие вообще) коммуникационные, предметные, познавательные аспекты образного освоения действительности.

В постиндустриальных типах общества проблема специфики искусства определяется в контексте усложняющихся взаимодействий между разными общественными и культурными системами. Сохранение искусства как специфической формы становления, сохранения и трансляции человеческого опыта оказывается в зависимости от его «способности» творить образы человеческого взаимопонимания из разнородного культурного и исторического материала. В этой ситуации подвергаются сомнению определившиеся ранее иерархии и системы оценок, значение индивидуального творчества и авторства. Действует мощная тенденция растворения искусства в средствах массовой коммуникации. Всё большую роль приобретают электронные средства тиражирования искусства. Коммуникационный принцип структуризации художественного (культурного) мира, к концу XX века принявший тотальный характер, видоизменяет способ и форму бытия искусства, которое становится преимущественно смысло-знаковым образованием (дискурсом), несущим (передающим, коммуницирующим) ценностные значения. Наряду с этим искусство всё больше включается в систему массовой культуры, принципиально ориентированной на массовый художественный рынок и производство идеологем массового сознания. Массовая культура развивается по преимуществу в средствах коммуникаций, непосредственно представляющих доминирующие политические, экономические и идеологические референции общества и непосредственно включающие социализирование индивидов в тотальные системы власти.

Современное искусство представляет собой сложную систему коммуницирующих форм и направлений, нередко объединяемых так называемым «постмодернистским проектом». Особенностью разнообразных «модернистских» артефактов стало непосредственное присутствие автора-исполнителя в реализации художественного акта, который направлен на публичную провокацию, которая завершается вместе с исполнением. Что же касается художественной (эстетической) концепции, то она реализуется в модернизме в форме программы, манифеста и антропологических рефлексий. В целом можно констатировать, что феномен «современное И». - скорее гуманитарно-антропологический проект, резко, иногда агрессивно направленный против тотально доминирующих систем социальных самореференций - политической и экономической. В силу этого, возникающие в процессе художественного акта сообщества носят маргинальный и временный характер. Однако, «современное искусство» в его авангардных формах далеко не исчерпывает современную художественную культуру, которая удерживается классической парадигмой, оформленной в форме классического художественного образования, концепции музея, академических институтов, которые включены в систему массовой коммуникации и в отношении к которой современные формы художественной деятельности опознают себя в эстетическом и художественном планах.

Процесс осознания искусством своих изобразительных и выразительных возможностей создаёт значительное число понятий и терминов, относящихся к структуре искусстве, таких, как «форма» и «содержание», «художественный образ», «символ» и «аллегория», «художественное воображение», «гений» и «талант» и других. Эти понятия имеют важное значение для понимания сущности искусства. Наряду с изучением художественного творчества значительную роль играет исследование законов и принципов эстетического восприятия. Наряду с эстетикой большую роль в понимании сущности искусства и его социальной роли играют такие дисциплины, как психология искусства, теория и история искусства, социология искусства и культурология. Современные культурологические исследования рассматривают искусство в системе других феноменов культуры и глобальных изменений разл. типов культур («национальной - глобальной», «высокой - низкой», «массовой - элитарной», и тому подобных).

Исторически искусство развивается как некая система конкретных видов деятельности, среди которых особо принято выделять литературу, музыку, архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Их многообразие и различия фиксируются и классифицируются по критериям, выработанным эстетической теорией и искусствознанием: по способу отражения действительности (гносеологический критерий) - изобразительные, выразительные; по способу бытия художественного образа (онтологический критерий) - пространственные, временные, пространственно-временные; по способу восприятия (психологический критерий) - слуховые, зрительные и зрительно-слуховые. В связи с появлением новых видов искусств появляются и другие принципы их классификации. Однако все подобные различения во многом относительны.

В целом, искусство остаётся одной из наиболее важных форм трансляции и, значит, сохранения человеческого опыта. Оно же выступает и формой обновления этого опыта, потому что каждое поколение своим особым образом выражает процесс освоения бытия. Акценты в этой роли искусства меняются исторически, и, собственно, сохранение искусства, его специфики, его социальной функции достигается в образах, фиксирующих постоянно смещающееся равновесие между воспроизводством и обновлением человеческого опыта.