Как нарисовать рисунки первобытных людей. Чем и как рисовал первобытный человек. Пещера Магура, Болгария

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочерью, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение.

1. Скала белого шамана

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду

Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове

Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 - 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо

В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль

Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 - 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка

Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура

В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые - им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос

"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 - 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко

Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

Интересные и живописные послания из прошлого - рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет - очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие - младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи - в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук - всего 26 изображений. Возраст рисунков - около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

Изображения, возраст которых составляет около 32-34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д"Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью.

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений - не менее 40 800 лет.

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них - Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений - около 17,3 тысяч лет.

Современный человек окружен невероятным количеством художественных образов. Куда мы не обратим свой взор – все изобилует картинами, орнаментами, фотографиями, начиная с самого простого быта и заканчивая творениями искусства.

На протяжении всей истории человек стремился к передачи внутреннего или внешнего через образ. «Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им.» Альбрехт Дюрер

Художественная культура человечества начинает свой отсчет с незапамятных времен – самого палеолита. Всем известна древнейшая наскальная живопись . Именно в палеолите (2,5 млн-10 000 лет до н.э.) зарождается искусство как таковое.

Время, когда земледелия еще не существовало, а Землю населяли вымершие виды животных, во времена каменного века, когда первобытный человек занимался собирательством и охотой с помощью примитивного оружия.

Уже тогда у человека появилась необходимость художественной передачи простых образов.

Наскальные изображения

Древние наскальные изображения высеченные на камне называются петроглифами .

Эти рисунки, различающиеся по манере исполнения располагались в пещерах, где жили люди палеолита, иногда в малодоступных местах.

Наскальный рисунок выполнялся на камне с помощью грубого режущего инструмента, чему свидетельствуют каменные резцы, найденные на стоянках первобытных людей.

Часто использовались минеральные красители, которые наносились вторым слоем, они приготавливались из окиси марганца, угля, каолита и давали цветовые вариации от охры до черного. «Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих» Предполагается, что значение наскальных рисунков было ритуальным, но споры на эту тему ведутся и поныне. Изображались в основном животные, в том числе те, которые уже вымерли. Образ человека встречается намного реже и относится к более позднему периоду.

Для наскальных рисунков характерно отсутствие пропорций, простая примитивная техника изображения, иногда просматривается примитивный сюжет охоты, нередко рисунки первобытных людей передавили движение.

Наскальная живопись распространена по всему миру. Самые яркие ее примеры находятся в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, Алжире.

История первого найденного наскального рисунка

«После работ в Альтамире все искусство пошло на спад.» Пабло Пикассо

Наскальные рисунки бережно были сокрыты в многочисленных пещерах не в одном месте, а по всему миру. Впервые они обратили на себя внимание общественности лишь 120 лет назад.

Почему это случилось относительно недавно, несмотря на то, что они, наверняка были неоднократно найдены ранее? Судя по всему, их простота выполнения, зачастую похожая на детские рисунки, просто была непримечательна.

В ХIХ-ХХ веках происходит систематизация и осмысление всего художественного наследия нашей планеты. В середине ХIХ века не было известно искусства древнее египетского или кельтского.

Предполагалось существование каких-либо древнейших зачаточных форм искусства, но считалось, что они должны были бы быть крайне примитивны. Наверное, поэтому потребовалось полвека, чтобы признать и осмыслить уже найденные, весьма содержательные и многоплановые наскальные рисунки .

Марселино де Саутуола считается первооткрывателем наскальной живописи. Он исследовал пещеры, которые располагались в местности, где жил начиная с 1875 года. В 1879 году, исследуя пещеру Альтамира, его девятилетняя дочь обнаружила удивительные рисунки, которые впоследствии назвали “Сикстинской капеллой первобытного искусства” пещеры Альтамира.

Марселино де Саутуола потребовался целый год, чтобы осмелиться сделать общественное заявление. Он волновался не зря, поскольку его заявление вызвало невероятную бурю волнений в научных кругах.

Потребовалось много времени и открытий, чтобы признать подлинность наскальных рисунков Альтамира. По прошествии времени и многочисленных подобных находок эксперты были вынуждены признать правоту Марселио, он, к сожалению, не дожил до этих дней.

Древнее древнейшего – творения неандертальцев

Испанская пещера Нерха с найденными в ней наскальными рисунками может произвести переворот в представлениях о неандертальцах. Эти пещеры были открыты в 1959 году мальчиками, охотившимися на летучих мышей. Раскопки в этих пещерах продолжаются и по сей день.

Именно в Нерхе были обнаружены наскальные рисунки странной спиралевидной формы, напоминающие строение ДНК. Ученые утверждают, что подобный вид имели ластоногие, которыми питались жители того времени.
«Искусство прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком велико и важно.» М. Горький Уголь найденный на изображениях исследовался радиоуглеродным методом, который определил приблизительный возраст рисунков. Их возраст ошеломил всех – оказалось, что рисункам насчитывается около 43 тысяч лет. Это на 13 тысяч лет старше, чем рисунки пещеры Шовы, Франция, которые до сих пор считались самыми древними.

На данный момент официальных заявлений о пещере Нерха не было, поскольку они могут оказать большое влияние на представления о развитии человека, наскальные рисунки нуждаются в многочисленных исследованиях и подтверждениях.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!