Есть ли в чувашии объекты всемирного наследия. Культурно-исторические памятники. Видно, как сильно расплавился купол

Приложение

к республиканской целевой
программе «Культура Чувашии:
2010–2020 годы»

Подпрограмма
«Культурное наследие в Чувашской Республике»

I . Характеристика проблемы,
на решение которой направлена подпрограмма

В Чувашской Республике насчитывается 776 объектов культурного наследия. В Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Чувашской Республики, включен 681 объект (54 объекта федерального значения, 627 – регионального), 95 объектов учтены в списке вновь выявленных памятников истории и культуры. В республике находятся 5 исторических поселений (городов) – Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.

На современном этапе проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление, изучение и сохранение объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии , архитектуры, градостроительства и монументального искусства.

Ремонтно-реставрационные работы в 2005–2008 годах были проведены на 22 объектах культурного наследия, из них на 9 памятниках федерального значения: Введенский собор (г. Чебоксары), Дом крестьянина (г. Чебоксары), Дом Соловцова (г. Чебоксары), Ефремова (г. Чебоксары), Ефремова (г. Чебоксары), Тихвинский женский монастырь (г. Цивильск), Учительская семинария (с. Порецкое), Вознесенская церковь (с. Семеновское, Порецкий район), Дом Лобачевского (г. Козловка), и на 13 памятниках регионального значения: здание Чувашского государственного театра кукол (г. Чебоксары), здание первого вуза Чувашии (г. Чебоксары), Ефремова (г. Чебоксары), Успенский собор (г. Чебоксары), Киево-Ни­ко­ла­евский женский монастырь (г. Алатырь), здание бывшей школы (г. Алатырь), дом № 66, памятник деревянного зодчества
(г. Алатырь), Дом купца Сапожникова (г. Мариинский Посад), Дом купца Соснина (г. Мариинский Посад), Покровская церковь (с. Покровское, Мариинско-Посадский район), Дом барона Жомени (г. Козловка), дом жилой (с. Порецкое), Троицкая церковь (с. Большие Шемердяны, Ядринский район). Объем средств, освоенных на ремонтно-реставрационных работах за указанные годы, составил 100,8 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики – 22,3 млн. рублей.

Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Значительная часть объектов культурного наследия, имеющих важное значение для истории и культуры Чувашской Республики, нуждается в реставрации, консервации , восстановлении и приспособлении для современного использования. 14 памятников архитектуры и градостроительства находятся в аварийном состоянии, среди них церковь Иоанна Крестителя (с. Большой Сундырь, Ядринский район), Никольская церковь (с. Чиганары, Ядринский район), комплекс зданий Алатырской духовной пустыни (собор Святого Духа, часовня, церковь Иоанна Воина), Никольская церковь (с. Никольское, Ядринский район), церковь Рождества Богородицы (г. Алатырь), дом при Никольской церкви (г. Алатырь), дом, в котором жили чувашские писатели и (д. Карачево, Козловский район), Дом композитора А. Тогаева (г. Мариинский Посад), дом жилой с подвалами (с. Ялушево, Алатырский район), Покровская церковь
(с. Ахматово, Алатырский район), Алексеевская церковь (г. Ядрин).

Одним из важнейших направлений подпрограммы является формирование системы государственного учета объектов культурного наследия. Необходимо провести мониторинговые исследования с целью выявления полной информации о количестве, состоянии, характере использования, собственниках, арендаторах и пользователях объектов культурного наследия. Данные мониторинга и систематизированное оформление его результатов на цифровых носителях создадут электронную базу для осуществления государственной охраны объектов культурного наследия. Планируется завершить процесс заключения охранных обязательств, изготовления паспортов памятников истории и культуры в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Мероприятия подпрограммы предусматривают также подготовку и издание Свода объектов культурного наследия, находящихся на территории Чувашской Республики.

Особо остро стоит проблема сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территориях исторических поселений (городов). Теряется исторический облик и своеобразие гг. Чебоксары, Алатыря, Цивильска, Ядрина, Мариинского Посада в результате сноса, реконструкции исторической застройки без учета ее специфики, возведения новых строений без учета сложившегося облика исторической зоны. Ценнейшие здания-памятники, расположенные на территории Порецкого района, требуют проведения первоочередных противоаварийных работ.

Общий объем средств на весь период реализации подпрограммы составляет 0 тыс. рублей.

Финансирование мероприятий подпрограммы отражено в табл. 2.

Таблица 2

Объемы финансирования подпрограммы

Сроки исполнения (годы)

Всего объем

финансирования, тыс. рублей

В том числе за счет средств

федерального бюджета

республиканского бюджета Чувашской Республики

внебюджетных

источников

Итого

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря 15 марта этого года уже стал поводом для мрачных конспирологических теорий. Скупая официальная информация, согласно которой «серьёзных повреждений здание не получило» и «колокола не пострадали», не стыкуется с мнением специалистов. Официальное заключение о причинах пожара в Новодевичьем монастыре будет сделано на основании экспертизы, которую проводят в МЧС. Однако уже сейчас ясно: обычная версия о чьей-то халатности никого не устроит.

Новодевичья колокольня, как и вся обитель, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с церковью Вознесения в Коломенском и Московским Кремлём. В последний раз Новодевичий монастырь горел перед смертью Ивана Грозного в марте 1584 года. А монастырскую колокольню последний раз ремонтировали в 1998 году, перед дефолтом: тогда во время урагана с неё упал крест. Сейчас многие тоже усматривают в произошедшем пожаре тайный смысл: видят в этом символ грядущего кризиса. Информация, которую удалось собрать «Нашей Версии», наводит и на более приземлённые мысли.

О чём молчат колокола

Предварительная причина возгорания на колокольне Новодевичьего монастыря была названа почти сразу: неосторожное обращение с огнём. Но в компании «Стройкомплект», которая проводила реставрацию, заявили: все работы на загоревшейся колокольне были завершены за 12 часов до начала пожара.

Вторая нестыковка в этой истории касается того, что именно и в какой степени пострадало в результате пожара. Подрядчики сразу же бодро отрапортовали: «Серьёзных повреждений здание не получило – возгорание коснулось в основном конструкции временных лесов. Деформировались и повреждены конструкции креста, подкрестного яблока и конуса». Сообщение, опубликованное на сайте Министерства культуры РФ, не менее оптимистично: «Сгорели строительные леса, проникновения огня внутрь колокольни не было, поэтому, вероятнее всего, корпус колокольни не пострадал за исключением копоти от возгорания». Заместитель министра культуры России Григорий Пирумов заверил: «Серьёзного ущерба монастырю не нанесено». Позвонив в экскурсионное бюро Новодевичьего монастыря, я узнала, что «колокола во время пожара не расплавились, внешний вид монастыря не пострадал, он не закрывался после пожара, экскурсии не прекращались».

Однако есть и иные оценки масштабов пожара. Так, архитектор Константин Михайлов настроен скептически: «Меня решительно не устраивают победные реляции, что всё в порядке. В течение нескольких часов колокольня подвергалась воздействию огня, потом – воды. В каком состоянии после этого каменная кладка? Не потрескалась ли она? В каком состоянии конструктив верхних ярусов? В каком состоянии балка с деревянными элементами, на которой висит древний колокол? Что стало с самим колоколом? Как это всё сказалось на белокаменных колоннах, наличниках, резных гребешках?»

Ответа на эти вопросы на сегодняшний день никто так и не дал…

Видно, как сильно расплавился купол

Сразу после того, как был потушен пожар, эксперты утверждали, что колокольня практически не пострадала. Но уже днём невооружённым глазом было видно, как сильно расплавился купол. Его главная ценность – уникальный подбор колоколов. Один из них (400-тонный) был создан на личные деньги царевны Софьи. Материал, из которого отлиты купола, может плавиться даже при невысокой температуре. Сейчас нет никаких доказательств того, что они уцелели при пожаре.

По теме

В ЮНЕСКО оценили предложение внести российские традиции празднования Нового года в список нематериального культурного наследия человечества. Россия этого сделать не сможет из-за того, что не ратифицировала соответствующую конвенцию.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Сергей Клычков также склонен сомневаться в том, что колокола не повреждены. Вот что он рассказал «Нашей Версии»: «Звонари сейчас высказываются осторожно: дескать, ущерб не столь велик. Температура, при которой плавится бронза, – 1200 градусов по Цельсию. Но даже при меньшей температуре меняется химический состав этого металла. Как изменится после этого звук колокола, предсказать трудно. Конечно, оценить это должен профессиональный звонарь. Но захочет ли он об этом рассказать?»

Старший звонарь соборов Московского Кремля Игорь Коновалов считает: «Если под воздействием сильного огня колокол «потёк», то в некоторых случаях восстановить его невозможно». Если эти опасения подтвердятся, значит, погибнет целый пласт в истории России…

Так или иначе, Новодевичий монастырь, большинство служб в котором проводит предстоятель РПЦ патриарх Кирилл , может надолго остаться без колокольного звона. Искусствоведы опасаются, что пожар навсегда погубил колокола XVI века. Дело в том, что они уникальны, как, например, скрипка Страдивари. Восстановить их невозможно.

Как сэкономить на реставрации?

Версия о неосторожном обращении с огнём отпала сразу: по информации представителя компании «Стройкомплект», проводящей реставрацию, тепловые пушки на момент возгорания были полностью обесточены. Вслед за этим в недрах правоохранительных органов заговорили о том, что пожар в Новодевичьем монастыре могли устроить охотники за сусальным золотом, забравшиеся на строительные леса. «По куполу колокольни производились позолотные работы. У нас же есть, к сожалению, люди, у которых при слове «золото»» мозг отключается. И уже не важно – ювелирное, сусальное или самоварное», – сообщил источник в правоохранительных органах города.

В движении «Архнадзор» выдвинули свою версию произошедшего. «В цивилизованных странах деревянные леса при реставрации культурного объекта такого значения давно уже никто не использует, – пояснил «Нашей Версии» координатор этого движения Сергей Клычков. – Недавно был в Италии – не видел деревянных лесов вообще. Сейчас в ходу металлические леса. Если их нет – берут металлический каркас со специальной пропиткой, чтобы они не были горючими. На мой взгляд, использование допотопных деревянных лесов при реставрации памятника культуры мирового значения – это больше, чем халатность. Леса были смонтированы с полным нарушением технологии, в результате они начали гореть массово. Почему, когда ремонтировали ВДНХ, использовали металлические леса по современной технологии? Почему реставрацию уникального исторического памятника, объекта ЮНЕСКО, доверили подрядчику без проверки его технологий, не оценив риски? Где были МЧС, Департамент культурного наследия? Почему они возникли только после пожара? Есть и ещё один нюанс. Сейчас высококлассных реставраторов с опытом мало, стоят они дорого, вместо них часто используют некачественный труд малоквалифицированных рабочих, потому что всё поражено коррупцией. Я вот с ужасом смотрю на реставрацию Спасской башни и мучаюсь вопросом: а застрахована ли она от пожара?»

Пожары в кризис участились

Из комментария представителя «Архнадзора» вытекает ещё одна версия, которая пока что официально не фигурирует нигде. Скорее всего её не озвучит в своём экспертном заключении МЧС, не упомянет Департамент культурного наследия Минкультуры, не вспомнят и в Московской патриархии.

Напомним, реставрационные работы колокольни Новодевичьего монастыря начались в 2014 году. Соответствующее распоряжение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву дал президент России Владимир Путин. Предполагалось разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика монастыря. В прошлом году на проектирование и строительные работы Министерством культуры был выделен 1 млрд рублей, в 2015-м планировалось выделить 2 млрд, в 2016-м – 1,5 млрд, а в первом полугодии 2017-го –

0,8 млрд рублей. В общей сложности около 5,3 млрд рублей. Но ввиду кризиса суммы начали уменьшаться.

Вот как описывает ситуацию протодиакон Андрей Кураев: «На дальнейшую реставрацию Новодевичьего монастыря Министерство культуры РФ выделило сейчас почти 800 млн рублей. На эти средства планируется отремонтировать стены и башни женского монастыря, Певческие палаты, Лопухинские палаты, Погребовые палаты и Ирининские палаты». До пожара документация выглядела иначе. «Закупка производится на основании организационно-финансового плана федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на 2015 год (пункт 58. Сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности)», – говорится в конкурсной документации. Но осенью 2014-го выходит редактура этого же постановления. Статья 58 сокращается на 140 миллионов. Протодиакон Андрей Кураев комментирует это так: «Удивляет лёгкость финансового манёвра – в середине финансового года сотни миллионов можно вот так легко перебросить с одних объектов на другие, причём вовсе не аварийно-пострадавшие от пожара. Неоднократно сообщалось, что сгорели в Новодевичьем только строительные леса и повреждён лишь купол колокольни, ни башни, ни стены никак не пострадали. Похоже, что пожар – не более чем повод для этой финансовой операции».

Безусловно, пока это только предположение. Но снимать его со счетов не стоит. Причину пожара, конечно же, установят, обвинив кого-то в очередной раз в халатности. Но проблема останется: теперь даже объект Всемирного культурного наследия, находящийся в ведении Московской патриархии, – больше не святыня, а просто предмет бизнеса.

Новодевичий монастырь основал в XVI веке Василий III в память о взятии Смоленска, более столетия находившегося под властью Литвы. Это завершило формирование единого и независимого Московского государства. На протяжении всего существования монастырь играл огромную роль в истории страны. Например, в смутные времена монастырь был убежищем для царственных персон, а в XVII веке там была заточена царевна Софья. В 1812 году отступавшие из Москвы французы хотели взорвать монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, которые подвели в погреб.

Включат ли церкви Свияжска в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Татарстан в очередной раз подал «свияжскую» заявку в ЮНЕСКО. После неудачной попытки в 2013 году республика не стала рисковать и выдвинула для включения в список Всемирного наследия не весь остров-град, а два его объекта XVI века: деревянную Троицкую церковь и каменный Успенский собор. Заявка будет рассмотрена не ранее 2017 года. При этом эксперты «Вечерней Казани» считают, что и на этот раз у Свияжска шансы невелики.

Напомним, в 2013 году Свияжск, основанный в 1551 году Иваном Грозным для осады Казани, уже был номинирован на включение в список ЮНЕСКО наравне с древним городом Болгаром. Однако из-за критических оценок иностранных экспертов по охране памятников, обнаруживших на территории древних поселений большое количество новоделов, Татарстан решил не рисковать и в последний момент отозвал заявку. А затем бросил все силы на то, чтобы протолкнуть в список Всемирного наследия Болгар – в июне 2014-го попытка удалась.

И вот на днях республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры, который возглавляет Минтимер Шаймиев, подал заявку о включении в список ЮНЕСКО двух храмов Свияжска. Это Троицкая церковь (1551 год), являющаяся единственным в Поволжье памятником русского деревянного зодчества XVI века, и Успенский собор (1560 год), построенный псковскими зодчими. В соборе сохранились уникальные фрески, особый интерес представляют изображения Ивана Грозного и святого Христофора с песьей головой.

– Многие думают: попадем в список ЮНЕСКО, и потекут деньги. Это не так. Знак «ЮНЕСКО» для Свияжска – это дело престижа. Он повысит интерес к памятникам культуры. Кроме того, включится механизм международного контроля за достопримечательностями, мы станем бережнее относиться к тому, что имеем, – объяснил «Вечерней Казани» смысл затеи директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. По его словам, в прошлом году остров посетили 260 тысяч туристов, а если Свияжск окажется под крылом ЮНЕСКО, турпоток начнет расти в геометрической прогрессии.

Между тем ряд экспертов считает, у Свияжска, равно как и у его отдельных объектов, по-прежнему мало шансов попасть в список мирового наследия.


– Нет никаких шансов у Троицкой церкви, – убежден член Союза архитекторов России, профессор Международной славянской академии, зам. руководителя группы разработчиков Концепции возрождения Свияжска как исторического малого города России, автор эскизного проекта генплана и проекта застройки Свияжска Евгений Игнатьев. – Реконструкция церкви еще не завершена. Но то, что уже сделано в 2011 – 13 годах, можно назвать лишь воссозданием прежнего образа, новоделом. Например, к новоделу можно отнести крытые гульбища или веранды, гипотетически воссоздающие прежний образ церкви. По большому счету претендовать на попадание в список ЮНЕСКО могут лишь отдельные архитектурные элементы Троицкой церкви. А именно – храмовая часть, датированная XVI веком, и трапезная с восьмериком (восьмигранным срубом. – «ВК») XVIII века.

А вот что касается Успенского собора, то, по мнению Игнатьева, его шансы на попадание в список ЮНЕСКО составляют 90 процентов. Успенский собор наименее всего был искажен реставрационными работами.

На вопрос «Вечерней Казани», какие еще исторические объекты на острове могут в будущем претендовать на включение в перечень ЮНЕСКО, профессор ответил категорично: «Достойных нет». Хотя не исключил, что в лист ожидания когда-нибудь поставят объекты бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря: Сергиевскую церковь начала XVII и собор Богоматери Всех Скорбящих Радости конца XIX – начала XX веков. Их реставрация не завершена.

– Вообще реставрация объектов Свияжска проводится с серьезными недочетами, которые существенно изменили облик града, – утверждает Евгений Игнатьев. – Лично у меня есть вопросы к реставраторам архимандричьего и братского корпусов на территории Богородице-Успенского мужского монастыря. Многие элементы в ходе восстановительных работ были грубо уничтожены. Например, погублен белокаменный фундамент рундучного крыльца у северной стены братского корпуса. До наших дней сохранилось только два крыльца, ведущих на второй этаж. То, что когда-то было третье, мы определили по малозаметным глазу признакам при исследовании здания. В итоге подрядчики просто вывернули остатки фундамента. Или взять южную сторону корпуса, где в ходе реставрации исчезли элементы туалетов психбольницы, пристроенные к зданию в XX веке. Эти фрагменты, конечно, культурной ценности не представляли, но являлись частью исторического облика братского корпуса. А реставрация предполагает бережное сохранение всех культурных слоев объекта, всех следов времени. Кроме того, в результате восстановительных работ все интерьеры внутри корпуса были сильно искажены. О какой аутентичности можно говорить?

По мнению реставратора, уничтожению исторического облика Свияжска поспособствовала и новая псевдоисторическая застройка.

– Свияжск превращают в полигон деревянных и каменных «сараев», – критичен Евгений Игнатьев. – Между тем концепцией 1996 года подразумевалось возрождение Свияжска как малого исторического города с полнокровной жизнью. Однако со временем республиканские власти вывели на первый план создание музея-заповедника. Музей – это своего рода консервация, запрет на развитие территории. Получается, жители Свияжска в заповеднике в принципе не нужны. И что мы сегодня имеем? Молодые семьи уезжают из Свияжска из-за отсутствия работы, школ и садиков. Остров-град превращается в заповедник с монастырями и монахами в качестве экспонатов, в элитную дачную Рублевку, где дачников в два раза больше, чем постоянных жителей.

Более того, реставратор убежден, что и статус памятника ЮНЕСКО Свияжску только во вред. На развитии города можно будет смело поставить крест. Ведь тогда каждую новую постройку на острове придется согласовывать в Париже!

Поиск в тексте

Действующий

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Государственным Советом

Чувашской Республики

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) направлен на сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Чувашской Республики.

{Преамбула в редакции , от 30 июля 2013 г. N 45}

Статья 1. Государственная охрана объектов культурного наследия

В целях настоящего Закона под государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия) понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Статья 2. Полномочия Государственного Совета Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям Государственного Совета Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся принятие законов Чувашской Республики, контроль за их исполнением и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 3. Полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

{Наименование статьи 3 в редакции }

К полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

1) владение, пользование и распоряжение объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

{Пункт 1 в редакции }

2) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) разработка и реализация государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

{Пункт 3 1 в редакции

{Пункт 4 признан утратившим силу }

5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;

{Пункт 5 в редакции Законов Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 , от 30 июля 2013 г. N 45}

6) принятие решения о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом;

{Пункт 6 в редакции , от 30 июля 2013 г. N 45}

7) обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия), об исключении из реестра объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, а также объекта культурного наследия местного (муниципального) значения по согласованию с органом местного самоуправления;

{Пункт 7 в редакции законов Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 , от 7 октября 2008 г. N 52, от 30 июля 2013 г. N 45}

8) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;

{Пункт 8 в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

9) установление льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в государственной собственности Чувашской Республики объектами культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению, предусмотренные статьями 40-45 Федерального закона, и обеспечившим выполнение этих работ в соответствии с Федеральным законом;

{Пункт 9 в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

10) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы (далее - историко-культурная экспертиза), касающейся объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

{Пункт 10 в редакции }

11) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;

12) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о порядке организации историко-культурного заповедника федерального значения, находящегося на территории Чувашской Республики, о его границах и режиме содержания;

121) утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;

{Пункт 121 дополнен Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

122) утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;

{Пункт 122 дополнен Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

123) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Чувашской Республики (далее - исторические поселения регионального (республиканского) значения), предмета охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, границ территории исторического поселения регионального (республиканского) значения;

{Пункт 123 дополнен Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

13) иные полномочия, отнесенные к его компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 31. Полномочия органа исполнительной власти Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - республиканский орган охраны объектов культурного наследия) относятся:

1) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия;

{Пункт 1 в редакции }

2) государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

3) осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр;

4) осуществление мониторинга данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, в пределах своей компетенции;

5) выдача собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, паспорта объекта культурного наследия в пределах своей компетенции;

6) предоставление физическим и юридическим лицам информации, содержащейся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в реестр;

7) организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Кабинета Министров Чувашской Республики или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом;

8) выдача предписаний на приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона, а также выдача разрешений на возобновление приостановленных работ;

9) выдача предписаний на приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, а также выдача разрешений на возобновление приостановленных работ;

10) обращение в суд с иском, предусмотренным пунктом 1 статьи 54 Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия;

11) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в Чувашской Республике в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

{Наименование статьи 4 в редакции Закона Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

Полномочия органов местного самоуправления в Чувашской Республике в области охраны объектов культурного наследия определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 5. Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

{Наименование статьи 5 в редакции Закона Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно или через республиканский орган охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, государственной охране объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

{Часть 1 в редакции Законов Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 , от 30 июля 2013 г. N 45}

В соответствии с Федеральным законом Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно или через республиканский орган охраны объектов культурного наследия осуществляет за счет субвенций из федерального бюджета следующие полномочия:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

{пункт 1 части 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года N 10 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике" приостановлена до 1 января 2016 года Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона, за исключением:

ведения реестра;

{Абзац 5 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

организации и проведения историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия;

{абзац третий в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;

выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

{Часть 2 дополнена Законом Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, республиканский орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

{Абзац 9 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим способом, по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

{Абзац 10 дополнен Законом Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Статья 6. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также за счет иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Размеры финансирования государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия устанавливаются законом о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

{Абзац второй в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 , от 26 декабря 2013 г. N 97}

Статья 7. Принятие решения о включении объектов культурного наследия в реестр

{Наименование в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

1. Объекты культурного наследия включаются в реестр в порядке, установленном Федеральным законом.

{Часть 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

2. Решение о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения в реестр принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления.

3. Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр республиканский орган охраны объектов культурного наследия представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики документы в соответствии с Федеральным законом.

4. Ведение реестра осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

Статья 8. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

1. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия.

2. Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения, учитывается в реестре как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

3. Объект культурного наследия местного (муниципального) значения, отвечающий требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения, по представлению органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, может быть рекомендован республиканским органом охраны объектов культурного наследия для включения в реестр как объект культурного наследия регионального (республиканского) значения на основании заключения историко-культурной экспертизы.

4. Объект культурного наследия регионального (республиканского) значения, отвечающий требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения, может быть рекомендован Кабинетом Министров Чувашской Республики для включения в реестр как объект культурного наследия федерального значения.

Кабинет Министров Чувашской Республики направляет в федеральный орган охраны объектов культурного наследия представление о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения в реестр объектов культурного наследия федерального значения по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы.

5. Сведения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения направляются республиканским органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

{Часть 5 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Статья 9. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

На объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском и чувашском языках.

Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, производится по согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями, установленными Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Республиканский орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

{Абзац 3 дополнен Законом Чувашской Республики от 2 июня 2006 г. N 23 }

Статья 10. Зоны охраны объектов культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Кабинетом Министров Чувашской Республики:

по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения;

по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления, - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения.

{Абзац 3 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Статья 11. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий

Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

{Статья 11 в редакции Законов Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 , от 30 июля 2013 г. N 45}

Статья 12. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объектов культурного наследия движение транспортных средств в границах территорий исторических поселений, объектов культурного наследия и зонах их охраны ограничивается или запрещается.

2. Решение об ограничении или запрещении движения транспортных средств в границах территорий исторических поселений, объектов культурного наследия или в зонах их охраны принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органами местного самоуправления.

Статья 13. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ в соответствии с проектной документацией, согласованной с республиканским органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

{Часть 2 в редакции Закона Чувашской Республики от 26 декабря 2013 г. N 97 }

3. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, такие работы проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статья 131. Проведение археологических полевых работ

1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся в порядке, установленном Федеральным законом.

2. В соответствии с Федеральным законом физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в республиканский орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

3. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия в соответствии с Федеральным законом физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом республиканский орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

4. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), в соответствии с Федеральным законом физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях республиканский орган охраны объектов культурного наследия."

Статья 14. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по предложению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органами местного самоуправления, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.

Статья 15. Организация историко-культурного заповедника и определение его границы

1. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального (республиканского) значения, его граница и режим содержания устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органами местного самоуправления, на территории которых располагается данный заповедник.

2. Граница историко-культурного заповедника регионального (республиканского) значения определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 151. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении регионального (республиканского) значения

1. В отношении населенного пункта или его части, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, может быть принято решение о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения.

2. Перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения, предмет охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, границы территории исторического поселения регионального (республиканского) значения утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия и при наличии согласования с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится историческое поселение регионального (республиканского) значения.

3. Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, подлежат согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные в порядке, предусмотренном статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации , применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения (далее - проекты правил землепользования и застройки), в соответствии с частью 81 указанной статьи подлежат согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Предметом согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения.

Республиканский орган охраны объектов культурного наследия в течение 30 рабочих дней со дня поступления проекта правил землепользования и застройки рассматривает его на соответствие утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, согласовывает либо отказывает в согласовании, о чем принимает решение, которое в течение пяти рабочих дней направляет в орган местного самоуправления, представивший проект правил землепользования и застройки.

Статья 16. Предоставление в пользование объекта культурного наследия

Предоставление в пользование объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по управлению имуществом по согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 16.1. Оформление охранных обязательств, собственника объекта культурного наследия и охранных обязательств пользователя объектом культурного наследия

Республиканский орган охраны объектов культурного наследия в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, оформляет: ;

охранные обязательства собственника объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения;

охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

Статья 17. Условия использования объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики

{Наименование в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, земельные участки или водные объекты, в пределах которых располагается объект археологического наследия, могут использоваться в хозяйственных и иных практических целях, если это не наносит ущерба сохранности объекта и не нарушает его историко-культурной ценности, не наносит вреда окружающей историко-культурной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Решение о возможности использования объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, принимает республиканский орган охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

{Часть 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

2. При определении возможного использования объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, учитываются требования Федерального закона, а также:

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

соответствие функционального использования объекта культурного наследия исторически сложившемуся назначению;

сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьера объекта культурного наследия;

строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия в соответствии с требованиями органов охраны объектов культурного наследия.

{Часть 2 в редакции