Как нарисовать человека без одежды. Как нарисовать женщину в полный рост карандашом

Для детей старшей группы детского сада важно уделять достаточно времени не только интеллектуальному и физическому развитию, но изобразительному творчеству.

В рисунке ребенок проявляется себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности. Детям 5-6 лет еще достаточно сложно передать все тонкости того или иного предмета, поэтому помощь родителей здесь просто обязательна.

Деревья и растения не так уж сложно нарисовать, а вот с фигурой человека дела обстоят сложнее, если поставленной задачей является ее рисунок в движении.

Мы поможем вам в этом и подскажем как научить ребенка рисовать человека простым карандашом поэтапно. Для этой цели можно выбрать несколько способов, их освоит любой ребенок 5-6 лет.

Перед тем как начать рисовать фигуру карандашом стоит учесть, что не стоит прочерчивать прерывистые линии, а после этого обводить их. Нарисовать человека даже для начинающих будет не так сложно, если проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться.

Рисуя фигуру в движении, стоит представить его образ мысленно, а потом уже переносить воображаемые линии на листе бумаги. Основное правило для начинающих – это не только придерживаться точности очерченных линий и соблюдать пропорции тела, но и передать всю суть и значимость нарисованного образа.

Основным достоинством любого художника является возможность передать характер и внутренний настрой созданного на листе бумаги человека.

Довольно часто во время рисования человека не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Основной проблемой является неверная длина верхних и нижних конечностей, слишком большая или очень маленькая голова.

Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей.

Зачастую фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, которые можно приравнять к 7 окружностям головы, включая шею.

Усвоив теоретические основы, мы учимся рисовать человека в движении вместе с детьми.

Процесс создания рисунка

Вариант 1

  • Сперва необходимо вместе с ребенком нарисовать овал, который в дальнейшем будет сложить головой нарисованному человеку.

Чуть ниже овала прорисуйте шею, эта часть тела не должна быть слишком длиной, ее необходимо разместить строго посередине. Затем дорисовываем прямоугольник, он будет ориентиром для дальнейшего прорисовывания тела.

  • Далее необходимо нарисовать такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а вот длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам, таким образом, делаем зарисовку для нижних конечностей. Углы верхнего прямоугольника слегка закругляем, таким образом, формируем плечи.

  • Теперь необходимо удалить при помощи ластика лишние линии, которые указаны на рисунке красной стрелкой, эта процедура будет интересна для детей.

  • Чтобы ребенок полностью усвоил урок рисования, стоит подробно рассказать ему, как прорисовываются детали головы. Все ненужные линии можно легко убрать при помощи ластика.

В середине заготовленного ранее овала нарисуйте глаза, а также нос и рот. Не забывайте прорисовать брови, сделать наброски прически человека.

  • В самом конце сделайте несколько косых линий, которые изобразят складки на одежде, прорисуйте необходимые элементы обуви.

Рисунок полностью готов, каждый родитель сможет научить своего ребенка рисовать человека поэтапно.

Вариант 2

Этот простой способ изображения фигуры в движении понравится детям-непоседам.

  • Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.

В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Ребенок сможет выполнить эту задачу самостоятельно под руководством родителя. Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.

  • Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай малыш самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
  • Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.

Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только родителям, но и детям, благодаря этому ребенок освоит некоторые навыки в изобразительном искусстве.

Как рисовать мангу 2

Тело

Тело: общие принципы

Простейшее тело имеет скелетную структуру. Суть заключается в попытке придания объема нарисованному плоскому изображению.

Давайте попробуем поместить персонажа в куб, основанием которого будет площадь под подошвами ног.

Одной из самых сложных задач при рисовании тела является рисование в перспективе. Для этого вам может помочь использование куба вокруг персонажа.

Скелет человека и его структура

Давайте взглянем на скелет человека и попробуем нарисовать его.

Рисование нижней части скелета позволит вам показать более натуральное движение тела с помощью передачи поворота тела и распределения веса.

Рисуем блоками

Представьте, что сочленения и живот - это сферы. Когда рисование происходит с помощью использования форм и сфер, сразу же определяются и будущие очертания мускул. Кроме того таким образом вы можете чувствовать трехмерную структуру тела.

Посмотрите внимательно, как присоединена ключица.

Обращайте внимание на угол плеч и их проекцию, видную с выбранного обзора.

Если вы не представляете проекцию плеч на другой стороне, просто воспользуйтесь 3D поверхностью, чтобы обозначить форму.

Женское тело в блоках

Блоки - лишь направляющие линии, применяемые для вашего удобства. Так что не зацикливаейтесь на их прорисовке.

Обращайте внимание на рисование боков. Задние мышцы мужчин обычно рисуются более длинными, в то время как женские короче и быстрее переходят в бедра.

Хотите рисовать хорошо? Вы должны всегда помнить о невидимых частях рисуемого тела.

Рисуем движение

Когда требуется нарисовать человеческое тело в движении за основу берется центральная линия позвоночника и кривая движения. Центральная линия разделяет правую и левую стороны тела, тем самым создавая балансирующее состояние. Проходит она как спереди, так и сзади.

Обращайте особенное внимание на движение в области талии.
Изображайте центральную линии на видимой стороне тела.

Изображайте центральную линию как проходящую вдоль направления движения персонажа. Вполне может быть, что центральная линия на видимой стороне тела совпадет с кривой движения.

Использование кривой движения поможет вам рисовать правильное положение тела и облегчит работу с движениями персонажа.

Рисуем с угла

Очень большое количество поз можно нарисовать, используя метод форм, однако лучшим вариантом будет совмещение угла обзора и скелетного метода.

Рисовать будет проще, если основывать позу на положении позвоночника.

Стандартная форма тела мужчины

Ниже представлены самые важные вещи, которые необходимо запомнить при рисовании мужского тела.
- Следите за позицией локтя, когда рука в наивысшей точке.
- Учитывайте радиус движения локтя и плеча.
- Правильно размещайте мышцы ключицы и грудины.
- Трапеция (мускул) сжимается и напрягается при движении.
- Область грудины совпадает с областью сужения рук.
- Промежность имеет небольшой промежуток между бедрами, когда ноги вместе, а когда ноги врозь, то промежуток увеличивается, но никогда не рисуйте промежность как показано на рисунке выше (снизу, маленикий).

Когда вы не можете определиться с длиной рук в их горизонтальном положении используйте направляющую линию. Так легче будет показать длину частей руки. Другим способом изображения длины дельтоида является добавление небольшой длины бицепса и шарнира (локтя).

Теперь взглянем со спины

Мускулы с той стороны, в которую выполняется наклон, сжимаются.
- С другого бока мускулы наоборот растягиваются.
- Если посмотреть на лопатки с немного другой позиции, то они очень смахивают на лицо. Постарайтесь использовать такую интересную особенность.
- Деформация тела происходит всегда, когда оно движется (наклоняется, поворачивается).
- Лопатки приподнимаются, когда рука уходит вверх.



Теперь взглянем сбоку
Запомните, что стандартный размер кисти - лицо персонажа. Кисть должна закрывать его почти полностью по высоте.


Длина предплечья равняется длине 1 с половиной головы.Длина остальной части составляет 2 головы.

Длина ступни равняется одной голове и в эту длину входит и длина пальцев.

Плечи могут двигаться вперед и назад, но немножко.

Когда тело наклонено, плечи опускаются и движутся вперед.
С другой стороны, когда тело отклонено назад, плечи также движутся назад.

Разница между мужским и женским телом

Женщины обладают более узкими плечами и грудной клеткой, зато таз у женщин превосходит мужской.
- Женская тазовая кость достигает пупка и линия талии также пересекает пупок. Высшая точка тазовой кости пересекает линию пупка.
- Мужское тело имеет в своей основе формы перевернутого треугольника, в то время как женские формы более округлые и напоминаю кеглю для боулинга.

Пропорции
Пропорция тела выбирается количеством помещающихся в его рост голов, так что сперва вы должны спросить себя, в сколько голов будет ваш персонаж.

Более подробную информация по всем пунктам этого урока вы можете получить из остальных уроков данного

Итак, у нас здесь разобранные манекены мужского и женского тела (рис. 1). Между двумя представителями полов немного различий: парни обычно мускулистые (я нарисовала женственного парня >_>), у них торс длиннее, чем у женщин, ещё у них жёстче и грубее кожа, а у девушек извилистый позвоночник.

Теперь, шея. Несколько вещей, которых не следует делать. Шея начинается от ушей (рис.2), видите пунктирные линии? Те углы в голове всегда параллельны. Мускулы проходят от ушей и до ямки на шеи - это всегда придаёт симпатичный вид (рис.3).
На рисунке 3 вы видите ключицу - это придаёт чувство реалистичности.
Посмотрите на рисунок справа - это расположение гланд в шеи: у парня верхняя часть гораздо больше и таким образом мы получаем адамово яблоко. У девушек нижняя часть не совсем заметна (рис. 4).

Я думаю, вид спереди и сзади говорит сам за себя (рис 5а и 5б), поэтому проведём прямую линию, которая будет идти вниз, вдоль торса, помогая вам найти центральную линию. Ямка на шеи - это середина основания. Передний вид: ямка на шеи, основа рёбер и до пупка. Задний вид: по спинному хребту, по позвоночнику к чакральному треугольнику. Нужно запомнить такие моменты: парни очень прямые, в то время как девушки имеют вогнутую форму торса.

Чтобы избежать сексуального влечения, когда вы рисуете грудь, думайте о ней, как о шарах наполненных водой, верите в это или нет, но на них действует сила тяжести, и поэтому они будут двигаться вместе с телом (рис. 6а, 6б, 6в).

Когда руки подняты, бицепсы напряженны и отчётливо видны, когда руки распрямлены и напряжены, то трицепсы находятся под влиянием (рис.7а). Взгляните на собственные руки, и вы увидит разные формы предплечья, видные с верху и с боку. Когда рука прямая появляются ямки на каждой стороне локтя (рис.7б)

Обратите всё своё внимание на коленку, когда вы сделали шаг назад. Это всё из-за коленной чашечки. Вы видите 2 линии, на развороте коленки (рис. 8а, б, в)? Здесь начинаются мускулы, которые срабатывают вверх и оставляют такой вид. Очень забавно рисовать ноги.

Вот разобранные части тела (рис.9). Разбейте торс на рёберную клетку и таз. Используйте круги для всех соединений впадин торса в рёберную клетку и в тазовую часть с суставами. Это самый лёгкий способ, чтобы поработать. Попробуйте различные позы.

В этой части вы научились рисовать фигуру. Это не так тяжело, если знаешь, что за чем следует и что нужно.
Это только некоторые наброски из моей записной книжки (рис.10). Я делаю это всё время, когда беру карандаш. Вы должны тоже!! Ну, ладно, надеюсь, это было полезным.

Женское тело

Я хочу начать этот урок с ответа на один из самых задаваемых мне вопросов - как рисовать женскую грудь. (вот уже не думала, что действительно буду делать урок по этой теме.... ^_^). Одна из самых важных вещей тут - сделать субъект натурально выглядящим; вы можете нарисовать привлекательную девушку и без превращения ее в силиконовую куклу, как сделал один мой друг ^_^

Две главных проблемы, с которыми люди сталкиваются при рисовании грудей - их форма и правильное расположение. Многие художники (как профи, так и начинающие) делают их похожими на воздушные шарики, вдавленные в грудную клетку; это очень натуралистично. Если вы посмотрите различные книжки по рисованию, вы увидите, что груди больше похожи на половинки сфер, или перевернутые чашки, нежели на воздушные шары. Так, теперь расположение. Представьте себе линию, которая бежит по центру тела, сверху донизу. Груди расположены под углом 45 градусов к этой линии, и примерно на половине грудной клетки (показаны красными диагональным линиями). Следите за тем, чтобы они не были слишком близко или слишком далеко друг от друга, или слишком высоко; это самые распространенные ошибки. Как видно на примерах, правило о 45 градусах расположения грудей подходит ко всем позам и типам персонажей.

Вот еще одна поза. Обратите внимание, что груди по-прежнему расположены под углом 45 градусов. Да, еще обратите внимание на тени. Просматривая различные примеры и образцы, я пришла к выводу, что такие тени смотрятся лучше всего (по крайней мере лучше теней, как на простом шаре, следующих нижней границе).

Вот последняя картинка, демонстрирующая правильную форму и расположение бюста. Груди опять расположены под углом 45 градусов, хотя здесь это труднее заметить (потому что я не нарисовала красные линии, простите меня за это ^_^;). Обратите внимание, что левая грудь нарисована в виде полусферы, а не полной сферы. Если вы хотите преувеличить размер, это ваше дело, но лично я думаю, что в этом нет необходимости..

Давайте теперь разберемся с плечами и шеей. Рисуя плечи, обращайте внимание, что они не плоские, их скат очень плавен. Попробуйте разобраться в структуре мышц шеи и плеч, особенно если вы хотите научиться рисовать их более реалистично. Нужно рисовать их мягко, как ткани, а не как кирпич.

Вот еще несколько примеров плечевого пояса. Заметьте, что плечи никогда не рисуются прямыми и скучными.

Еще одна вещь, которую хотелось бы упомянуть насчет плеч и вообще торса - это как рисовать их в том случае, когда рука поднята вверх. ^_^ Я иногда нахожу это трудноватым, поэтому давайте рассмотрим вместе. Когда рука поднята, мы видим кусочек задней части спины, широчайшую мышцу. Не делайте верх торса слишком узким. Обратите внимание, что контур правой груди не продолжает вверху загибаться в виде круга; помните, что грудь не имеет форму полной сферы, она прикреплена мышцами к плечу.

Обратим наш взор на руки. Рука состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Каждая из них может быть примерно изображена в виде овалов. Хотя я знаю людей, которые не любят так делать; что ж, тогда нужно просто научиться грамотно рисовать руку сразу. Некоторые книги советуют строить руку из цилиндров, но я предпочитаю плоские овалы; они лучше, на мой взгляд, передают ее форму. Здесь этого не видно, но если рука свободно опущена, то кончики пальцев доходят до середины бедра. Локти должны быть на уровне талии.

Теперь, когда мы разобрались с упрощенной формой руки, давайте улучшим ее и заставим выглядеть более натурально. Это, конечно, чуть труднее. ^_^ Рисуя руку, не делайте ее идеально прямой, она имеет мускулы, в конце концов! ^_^ Никогда не рисуйте вытянутую руку в виде одного цилиндра (если вы не собираетесь рисовать в стиле "чиби"). ^_^ Рука растет из плеча. Оно имеет очень плавные изгибы. По пути к локтю рука чуть сужается. Потом снова расширяется, там, где находится бицепс (как видно на верхнем рисунке). Сам локоть может быть труден для рисования. Помните, что это не просто место, где рука перегибается, это соединение, шарнир (посмотрите на картинки). За примерами далеко ходить не надо.

Еще несколько примеров, на этот раз показывающих согнутые руки. Иногда легче изобразить согнутую руку, или руку в перспективе, если использовать простейшие формы (овалы или цилиндры), но это сугубо индивидуально: если не хотите, не используйте их Посмотрите, как на верхней картинке рука становится тоньше по мере своего удаления от зрителя.

Четкое изображение этих поз может быть поначалу трудноватым. Очень важно уделять побольше внимания тому, как именно смотрят на вас разные части руки, и как расположен локоть. Представьте себе руку, составленную из двух частей: цилиндрического плеча и предплечья, чем-то похожего на кеглю с шаром снизу. ^_^ Это поможет вам представить, как должен выглядеть локоть.

Еще одной проблемой для художников являются ноги. Очень сложно придать им правильную форму (особенно, если постоянно не практиковаться, как это делаю я... ^_^;) Точно так же как руки, не надо делать их абсолютно ровными и прямыми, как цилиндры. Лучше использовать овалы, потому что они лучше передают формы бедер и голеней. Верхняя часть ноги всегда толще и округлее, чем нижняя. Рисуя ноги, начинайте с толстого основания бедра, затем плавно сужайте ногу к колену. Как и локоть, коленом нельзя пренебрегать; это место соединения и его нужно рисовать, ведь настоящая нога сделана не из резины. ^_^ Колено образует выпуклость в сторону; нога не просто идет снизу вверх прямо. Мускулы на голени, особенно икры, должны чуть-чуть выдаваться.

Здесь вы видите еще несколько поз. Я не нарисовала здесь вспомогательные овалы, потому что забыла, но вы все равно должны уметь их визуально выделять. Опять же, хочу заострить внимание на коленях, особенно на нижних рисунках. Когда нога согнута, колено рисуется плоской поверхностью. Я затенила эти ноги, чтобы дать вам прочувствовать их форму. Примеры в книгах, посвященных рисованию, гораздо более подробны, но так как мы не особенно часто видим каждую косточку и мускул на ногах у аниме-персонажей, я не буду на них останавливаться. ^_^ На правой картинке вы видите, как икры перекрывают часть бедер. На остальных примерах, приведенных здесь, обратите внимание, как нижние части ног скрываются за верхними.

Хорошо, теперь вы сумеете изобразить героиню спереди. Но что делать, если надо изобразить ее сзади? Сейчас я вам расскажу. ^_^ На самом деле, я не собиралась писать об этом, но, поскольку множество аниме-девушек рисуются сзади в купальниках или обтягивающих костюмах, это важно. Хммм... Даже не знаю, что сказать; просто будьте осторожны, соединяя ноги с телом. Подробнее об этом - в части 3 этого урока. Если вы нуждаетесь в дополнительной информации, раздобудьте книгу Бёрна Хогарта. У него там есть несколько страничек об этом. -_^

Хорошо, сейчас, когда мы уже прошлись по всем основным деталям в отдельности, давайте соберем все наши знания воедино и попробуем нарисовать тело целиком. :) Когда вы рисуете своего персонажа, можно начать с базовых овалов и кругляшков, или же сразу попробовать нарисовать готовый вариант; как вам больше нравится. Если вы используете базовые формы, обратите внимание, что тело (торс и таз) составлено из двух компонентов, которые сужаются к талии. Я не собираюсь слишком на этом заострять внимание. ^_^ Тело, так же как и голова, должно быть построено вокруг центральной направляющей линии. (как показано на рисунке.) Эта линия обозначает позвоночник персонажа и будет определять позу героини. Обратите также внимание, как линия слегка изгибается в области таза: это потому, что ее вес перенесен на левую ногу, что делает позу интереснее. Тело может быть примерно поделено на половины, как показано на рисунке красными линиями. Вы можете использовать этот прием практически везде, где надо определиться с длиной ног. В аниме и манге длина ног обычно преувеличена, что делает персонаж выразительней.

Рисуя среднюю часть, не забывайте, что тело напоминает своей формой песочные часы. Аниме-девушки обычно имеют тонкие плечики, тонкую талию и округлые бедра. Будьте осторожны, старайтесь, чтобы все линии смотрелись естественно. Как только вы поднатореете в рисовании фигуры, вы сможете себе позволить немного преувеличивать пропорции и размеры.

Вот та же самая поза, только сбоку. Я нахожу изображение вида сбоку немного более сложным, чем спереди, поэтому я потратила много времени, чтобы отыскать внятные примеры. ^_^ Тело построено из тех же самых основных форм, только теперь повернутых на 90 градусов. Определите угол наклона верхней части тела. Здесь это не совсем хорошо видно, но ключица должна слегка выпирать спереди, когда вы спускаетесь вниз по шее. После этого изгиб тела представляет собой прямую диагональную линию до самых грудей (помните, что груди - это вам не пляжные мячи, а половинки сфер!) Потом линия торса продолжает немного "выезжать" вперед, до самого нижнего ребра (там обычно бывает бугорок). Это примерно на расстоянии одной головы (или чуть-чуть больше) от линии плеч. Дальше идет чуть втянутый живот. Еще, на что стоит обратить пристальное внимание - это форма ног (бедра сзади более плоские, чем спереди) и ягодиц (не преувеличивайте их размер слишком сильно).

В завершение этого урока покажу вам позу сзади (которую наверняка придется научиться рисовать, если вы вообще хотите уметь рисовать мангу ^_^). Как и раньше, фигуру можно разделить на две примерно равные части по вертикали. Здесь надо поподробнее разобраться с шеей; она присоединяется сзади к черепу и скрывает часть головы. Средняя часть тела должна быть в форме песочных часов, но, опять же, не надо пытаться преувеличить формы, сначала необходимо усвоить базовые правила, прежде чем отходить от них. Не надо делать попу слишком большой, для этого нет никаких причин. Будьте осторожны, рисуя руки; сзади локти обычно выглядят более рельефными.

Ну, урок по рисованию женского тела завершен. Я надеюсь, вы уяснили некоторые основы этого нелегкого дела, и сможете теперь рисовать своих персонажей в полный рост. :)

Шаг 1:
Ничего фантастического. Просто быстрый и стремительный набросок женского тела (так называемый «болванчик» - прим.пер.), который будет основой для нашего шедевра. Обратите внимание, что он 7 голов в высоту.

Плечи находятся на расстоянии полторы головы от верха. Также они, как и бедра, обычно две головы вширь.

Начало бедер - три головы вниз.
Колени - пять голов вниз.
Не прорисовывайте ничего на этом этапе, но следите за пропорциями.

Шаг2:
Вы можете провести прямую вспомогательную линию, идущую от головы до ног. Вся масса тела распределена по обе стороны от нее примерно одинаково - баланс сохраняется.

РУКИ
Пупок расположен на расстоянии двух с половиной голов от верха. Там же располагаются локти, если руки свободно опущены. Рука доходит до середины бедра.

НОГИ
В аниме ноги обычно немного длиннее остальной части тела. Колени находятся на половине пути от ступней до начала ног.
ТОРС
Телу можно придать привлекательный и сексуальный вид путем изгибания бедер и плеч в разных направлениях. Если плечи находятся по большей части слева от центральной прямой линии, то бедра должны лежать по правую сторону.

Шаг 3:

Заполняем нашего болванчика плотью. Нужно уметь хорошо рисовать цилиндры и овалы, чтобы это сделать.

Выучите группы мышц, чтобы понять, как рисовать руки и ноги (а лучше почитайте урок , написанный Джулией Диллон - прим.пер). Груди расположены примерно посередине верхней части туловища.
Не используйте прямые линии! В человеке нет таких, а в женской фигуре тем более! Кривые, кривые и только кривые!

Хорошей моделью для изучения будет из «Black Magic», художника Масамуне Широу. Там изображена женская фигура, разбитая на базовые формы. Она очень помогла мне составить это урок.

Ну-с, начинаем приводить наш эскиз в порядок. Берем в руки «клячу» (подробнее о ней в уроке — прим.пер.) и стираем все ненужные линии. Чем лучше мы это сделаем, тем легче будет в дальнейшем.

Шаг 4:

Я постепенно начинаю уточнять ее заполненный плотью силуэт.

Мнущийся ластик («кляча») хорошо помогает мне в этом, превращая неряшливый эскиз в чистенький рисунок. Я прохожусь им по бумаге, исправляю все допущенные ошибки и подготавливаю работу к обводке.

Нет ничего хуже, чем обводить чернилами грязный и неопрятный эскиз!

Шаг 5:

И вот она обведена! Не лучшая моя работа чернилами, но тоже неплохо. Затем я поместил рисунок в сканнер и раскрасил его в компьютере

Этот урок создан для того, чтобы показать вам, как строить тело. Попробуйте теперь, используя полученные знания, изображать персонажей в различных позах.

Прежде чем рисовать, вы должны подумать над черновиком. Необходимо поразмышлять над вопросами о позе персонажа, персонаж - это фанарт или оригинал. Если это подлинник, то знаете ли вы стиль героя, его прическу, тип одежды. Хотя лично я редко задумываюсь над всем этим. Но главное - это все же продумайте позу.

Шаг 1:

Я решил поставить ее в такую гордую, решительную позицию. Руки на бедрах, а одна ступня прикрывает другую. Я всегда начинаю с круга для головы, грудной клетки и линии для бедер. Плечи должны быть маленькими, ведь мы рисуем аниме-девушку. Поверьте мне, что все эти линии действительно важны и они реально помогают. Тем более они просто помогут вам разместить персонажа на листе. Линия в окружности покажет мне, в какую сторону смотрит персонаж; она определяет центр.

Шаг 2:

После прорисовки каркаса я начинаю его обтягивать. Обычно я начинаю с груди, поскольку при рисовании девушки это действительно важно, но лучше знать меру. Представьте, что грудь это две чашки, которые выступают из грудной клетки. Хотя если вы рисуете в стиле хентай, то ограничения в размерах явно не для вас.

Зеленая стрелка покажет вам как простыми линиями я изображаю ключицу.
Пурпурная стрелка указывает на оттянутую назад руку. Рисование в таком положении может оказаться весьма трудным, но если возникают проблемы, то все, что остается, это практиковаться или принять помощь зеркала.
Синие стрелки показывают, как я сужаю ноги в области коленей. Отнеситесь к этому моменту внимательно, это важно, не делайте колени слишком круглыми. Опять же поход к зеркалу будет лучшим решением, или попросите девушку вам попозировать.
Последняя красная стрелка представляет вам ступню. Это действительно сложное место, и зеркало поможет вам здесь лучше всего. Но учтите: от того, как стоит персонаж, будет меняться форма ступни.

Шаг 3:

Посмотрите. Этот набор ступней, выполненных в 3D-программе, замечательно продемонстрирует вам некоторые моменты.

Шаг 4:

Когда рисунок мне начинает нравиться, я убираю все ненужные линии - они сделали свою работу. Здесь я очень не советую пользоваться ластиком на конце вашего карандаша.
С помощью вертикальной линии я определил центр лица, а горизонтальной отметил глаза. Если уши видны, то они должны лежать на этой линии. Далее мы начинаем детализировать лицо. Вы можете придумывать его на ходу, а можете уже держать идею в уме. Если нет идей, не торопитесь, лучше посидите над листом часок, попейте минералочки, а когда будете абсолютно уверены, то действуйте.

Шаг 5:

Затем переходим к одежде. Я набросал несколько вопросов, которые вы можете задать себе для того, чтобы определить стиль одежды.

1. Одежда основана на реальной или же она выдуманная?
2. Если она выдуманная, то на чем основана?

Вы не можете избежать влияния общества, так что будет лучше, если вы определитесь. Так одежда будет единой, а не пестрой и безвкусной. Я выбрал простую рубашку и шортики. Рубашка не облегающая, и поэтому здесь есть складки. Многие имеют с этим проблемы, но все они решаются простым наблюдением или же размышлением (опять же надо думать пространственно и представить влияния сил тяготения на одежду). Так как ее пупок открыт, я решил прорисовать светлую линию на животе для эффекта. Реальные люди ее не имеют, но мы же рисуем аниме-девушку...

Шаг 6:

После того, как я остался доволен деталями, я детализировал свой рисунок и подправил его. Вам надо стереть все помарки и, если это необходимо, перевести рисунок на другой лист. Далее дело за раскраской. Здесь вы можете выбирать любой стиль, какой вам нравится: от акварельных красок и компьютера до простого карандаша.
Главное - все же подчистите рисунок перед раскраской. Я надеюсь, что этот урок вам действительно помог.

Данный метод ни в коем случае не является лучшим и тем более быстрым, но с точки зрения большинства художников он является правильным. Он медленно, но верно помагает нарисовать карандашом поэтапно человека.
В конце статьи можно посмотреть видео о том,
Данный способ рисования направлен на стимуляцию воображения и формирование представления о человеческом теле в трехмерном пространстве, хорошо подходит для начинающих и для людей усидчивых и терпеливых.
Почти все начинающие рисовальщики начинают рисунок человеческой фигуры с головы, допуская тем самым грубую ошибку. И бывают весьма удивлены, когда в результате оказывается, что для ступней ног на бумаге совсем не осталось места - данный метод избавит вас от такой неприятной ситуации.

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:

Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз , у людей среднего роста – 7,5 раз , у людей низкого роста – 6-7 раз .
Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза , в длину ног – 3-4 раза .
Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра .
Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.
Длина бедра соответствует длине голени со стопой , а голень - двум длинам стопы .
Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.
Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.
Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.

Схематическое изображение человека:

Песенку из мультфильма "Осьминожки": "Палка, палка, огуречик, получился человечек..." знает каждый ребенок!
И не стоит недооценивать эту фразу.
Схематические человечки отображаю очень важную характеристику - пропорции частей тела. И чтобы избежать логического разлада в наших палочкообразных человечках, необходимо соблюдать так называемый «художественный канон».
А теперь давайте повнимательнее присмотримся к нашим схематическим человечкам :

Схематический Человечек №1
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.
Это так называемый базовый человечек.
Но с ним мало что можно сделать.
Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.



Схематический Человечек №2

Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.


Схематический человечек №3

Совершенный палочкообразный человечек!
Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.
Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

Задание:
Для того чтобы понять насколько точно в своих работах вы соблюдаете пропорции – нарисуйте несколько схематических человечков.
Таким образом, просто и быстро, не отвлекаясь на детали (одежду, волосы и т.п.), вы сможете оценить то, насколько хорошо вы знаете пропорции человеческого тела.
Кроме того, вы сразу сможете определить: поместится ли фигура на листе.

Думаю, теперь вы понимаете насколько важно освоить пропорции. И какую немаловажную роль в будущей картине играют схематические человечки.

Поза человека:

Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Так прежде чем начинать работу над персонажем, с помощью схематических рисунков вы можете перепробовать множество поз и выбрать одну.
Ниже представлены некоторые примеры схематических человечков в действии.

На рисунке – человек идущий.
Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении.

Человек лежит на боку с опорой на одну руку. Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.

Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения.

Скелет является основой

голова
грудная клетка
позвоночник
таз

суставы
руки
кисти
ноги
стопы

Обратите внимание на изгиб позвоночника
(чтобы его было лучше видно, не будем рисовать руку).

Скелет можно рисовать в упрощенном виде:

Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру , как повезет…).
Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.

Вот теперь Вы наглядно можете оценить

Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка :














Также данный способ поможет вам в работе с деталями. Например, в прорисовке кистей рук и ступней:

Вот и всё!
Главная идея этого урока – для рисунка важна правильная основа.
А для достижения этой цели необходимо отбросить все лишнее и представить в схематическом виде.
И схематические человечки помогут вам в этом!
Основное преимущество этого способа заключается в том, что вы легко и быстро можете примерить множество поз для вашего героя.
Выбрать наиболее подходящую позу и уже на первом этапе определиться с композицией.
Данная статья подходит для тех, кто желает узнать как нарисовать человека в полный рост или вообще как нарисовать карандашом поэтапно
Спасибо за внимание.

11. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Последовательность в рисунке карандашом.

(часть 2).

На предыдущем уроке рисования карандашом (часть 1) мы рассказали о начальных этапах рисования фигуры человека. Школа рисования Артинтент предлагает Вам продолжение уроков рисования натуры.

РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РИСУНКА.

Модель выбрана и поставлена, соответствующим образом освещена, вы ее как следует рассмотрели, «запечатлели» ее в своем воображении, мысленно как бы нарисовали, проделали ряд упражнений, то есть обогатились некоторыми знаниями, необходимыми художнику, начинающему рисовать фигуру человека.

Теперь ее нужно рисовать и рисовать основательно, то есть довести ваш рисунок карандашом до законченности, передав сходство со стоящей перед вами моделью, ее движение, пропорции, форму и характер. Задача серьезная, очень многое придется преодолеть в рисунке такого сложного объекта, каким является фигура человека. Можно растеряться, что нередко и случается, особенно у начинающих рисовать. Здесь, как и во всяком деле, требуется порядок, последовательность в ходе всей работы над рисунком.

Последовательность эта диктуется основной установкой в отношении рисунка, содержащей и характер смотрения на натуру, и привлечение необходимых знаний, и умение вести рисунок от начала до конца. Школа рисования Артинтент предлагает простой принцип: от общего — к частному — потом опять к общему, то есть от первоначального общего к передаче деталей и затем опять к общему, но уже включающему в себя детали и обогащенному ими.

С чего же начать наш рисунок?
Прежде всего, нужно позаботиться о компоновке фигуры в формате листа бумаги, взятого вами для рисования. Затем следует определить масштаб фигуры, ее верхнюю и нижнюю точки, и из взятого размера не выходить, намечая все части фигуры внутри заданного размера. Это очень важный момент: вы научитесь, таким образом, постоянно связывать масштаб рисунка с форматом бумаги или холста.

После того как вы задали размер и определили расположение фигуры, нужно ее поставить. Фигура не должна казаться падающей. Для этого обратите внимание на положение следков по отношению к плоскости пола или подиума и положение их по отношению ко всей массе фигуры. Если следки будут помечены неверно, то и всю фигуру невозможно нарисовать правильно — ноги получатся одна короче другой, и вот такая допущенная и не исправленная с самого начала ошибка поведет за собой капитальную переделку всего рисунка. Положение следков нужно определить на самой первоначальной стадии рисунка и непременно в их перспективном сок-ращении, конечно, с вашей точки зрения.

В первой стадии вашего рисунка (рис. 11) возьмите задачу поставить фигуру, определить ее высоту, пропорции, расположение и начать ее построение. Легким прикосновением карандаша покажите общую массу фигуры. Наметка эта отнюдь не должна иметь вид мягкой куклы. Зная костяк, уже в самом начале рисунка находите членения фигуры, пользуясь ее опорными точками, что даст возможность видеть пропорции и одновременно почувствовать связь форм, соответствие их основному движению модели. Опорные точки располагаются на фигуре следующим образом: яремная ямка (сзади — седьмой шейный позвонок), лобковое соединение, верхние края подвздошного гребня тазовых костей (две парные точки). Длину шеи можно отметить парными точками, лежащими на оси ушных раковин. В построении головы правильнее всего руководствоваться линией сечения, точнее плоскостью, проходящей через стреловидный шов теменных костей.

Пропорции бедра и голени находим, отмечая большие вертела бедренных костей, коленные чашки, лодыжки, внутренние и наружные, пяточную кость и концы пальцев.
Пропорции рук устанавливаются отметкой головок плечевых костей, локтя и нижних головок локтевых костей. В кисти руки опорными точками являются выступающие косточки суставов и концы пальцев.
Опорных точек можно было бы указать и больше, но на первых порах можно для охвата фигуры в целом ограничиться и этими (рис. 15).

Начиная рисование общей массы фигуры, нужно показать и главную линию построения, а для точного определения следка опорной ноги — линию центра тяжести, взяв ее по отвесу от яремной ямки (как это сделать, вы уже знаете).

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что на первой стадии рисования карандашом, когда намечается общая масса всей фигуры, нужно во что бы то ни стало воспитать в себе умение видеть фигуру цельно, то есть, прикасаясь карандашом к любому месту в рисунке, не терять из виду всю натуру и весь рисунок в целом. Когда будете смотреть на натуру, не упирайтесь в одно место, а ведите взгляд снизу вверх и сверху вниз, «впитывая» в себя всю фигуру.

Если на первых порах у начинающих рисовать такой способ смотрения на натуру покажется трудным, то с целью уяснения его попрактикуйтесь на более простом объекте.

Наша школа рекомендует такое упражнение. На бумаге, прикрепленной к стене, нарисуйте карандашом круг диаметром не менее полутора метров и в центре его поместите ясно видимую точку. Находясь от круга на таком расстоянии, с которого он хорошо, целиком охватывается взглядом, попытайтесь видеть круг, а точки в центре не видеть; потом, глядя на точку в центре, выключите из поля зрения линию окружности. Затем смотрите на точку в центре, но постарайтесь одновременно видеть и всю линию окружности — весь круг. Проделайте этот опыт несколько раз, до тех пор, пока не научитесь управлять своим зрением — умением смотреть на натуру. Тогда поймете, как можно, смотря на деталь и рисуя ее, видеть в то же время и всю фигуру.

Возьмите за правило все парные части намечать одновременно, определяя их величины, расстояния и направления. И с самого начала рисунка воспринимайте натуру как форму, имеющую три измерения и находящуюся в пространстве. Нужно помнить, что линия и пятно (когда вы перейдете к штриховке) суть лишь средства передачи живой формы.

В начальной стадии рисунка карандашом вы, не выходя из заданного размера, начали рисовать общую массу фигуры, нашли место следков, поставили фигуру и, руководствуясь опорными точками, наметили ее пропорции.

После этого непременно внимательно проверьте рисунок. Теперь есть возможность сравнивать возникшее на бумаге с натурой. Итак, взгляд на натуру, потом на рисунок. Смотрите критически, строго, как будто проверяете не свой, а чужой рисунок.
Особенно внимательно проверьте постановку фигуры и, пока не поздно, именно сейчас внесите необходимые изменения.
А затем можно продолжить рисование (рис. 12). Начинайте уточнять пропорции, ориентируясь на опорные точки костяка. На этой стадии к этим точкам можно прибавить еще несколько точек: соски, пупок, складки живота и, при рисунке фигуры со спины, ягодичные мышцы. Уточняя пропорции, можно воспользоваться античным каноном или каноном Микеланджело, учитывая, конечно, отклонения от него у вашего натурщика.

Деление фигуры античного канона предусматривает такой порядок:
1 — голова;
2 — от подбородка до линии сосков;
3 — от сосков до пупка;
4 — от пупка до лобкового соединения;
5 — от лобкового соединения до середины бедра;
6 — от середины бедра до нижней части колена;
7 — от нижней части колена до нижней части икроножной мышцы;
8 — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.

За единицу измерения фигуры взята в данном случае голова, укладывающаяся по высоте фигуры восемь раз, причем деление мужской фигуры на две почти равные части будет на уровне лобкового соединения. Как видите, некоторые места деления фигуры совпадают с опорными точками ее построения (рис. 16).

Здесь уместно будет сказать о возможности точной проверки пропорций, но только как о методе контроля, так как развивать глаз необходимо, во что бы то ни стало. В школе рисования Артинтент пропорции проверяются «натуральным» масштабом, с точки отдаления рисующего от натуры. Если скульптор во время лепки фигуры может, подойдя к натурщику, измерить пропорции циркулем, то рисующий может, не сходя со своего места, взять точный размер фигуры, но уже в масштабе, продиктованном расстоянием вашего рисунка от натуры. Держа в вытянутой руке карандаш, отметьте части фигуры и точно отложите их на полях рисунка или на отдельном листке бумаги, где в результате возникает наметка пропорций всей фигуры «в натуральную величину», но с вашего места. Эта величина будет меньше намеченного размера фигуры в вашем рисунке (если вы находитесь от модели на расстоянии, не меньшем чем два-три ее роста). Увеличив соответствующим образом натуральный масштаб применительно к размеру вашего рисунка, можно точно проверить пропорции. Но поскольку этот способ будет иметь механический характер, пользоваться им можно только с целью проверки того, что в первую очередь и всегда должно быть сделано на глаз.

Продолжая рисование, переходите постепенно к частям фигуры и начинайте работать над деталями, не забывая все части относить к общему. Здесь вам придется встретиться с одним явлением, которое может оказаться своеобразным тормозом, задержкой в работе. Возможно, что после определения общего облика фигуры, вами овладеет робость или удовлетворение сделанным, или сознательное нежелание разрушить то общее, что наметилось в рисунке в характерной для первоначального наброска «свежести». Возникает как бы порог, но переступить его непременно нужно. Задерживаться на рисовании общего, задерживаться искусственно никоим образом нельзя. Нужно помнить, что если общее диктует величину и расположение детали, то равно и деталь помогает уточнить общее. Все взаимосвязано между собой.
«Частное вечно подлежит общему; общее вечно должно сообразоваться с частным», как говорил Гете.

Не бойтесь переходить к деталям. Не страшно, если в рисунке на какое-то время утратится полученное вами общее, появится пестрота. Это естественно в период обучения рисованию. Это, если можно так выразиться, болезнь роста, и она пройдет по мере приобретения опыта, в данном случае — в рисунке фигуры. Потом вы научитесь и обобщать, было бы что обобщать. В дальнейшей разработке рисунка, уточняя формы фигуры от больших до малых, нужно обратить особое внимание на оси различных частей фигуры. Для примера возьмем опорную ногу натурщика. Общее ее направление от вертела до подошвы следка будет такое, как на рис. 17. Но это направление не будет общей осью для всех частей ноги. Всмотритесь внимательнее, и тогда увидите, что оси частей ноги хотя и будут связаны с общим ее направлением, но сохранят свойственное каждой части свое положение. Бедро имеет свою ось, своя ось будет и у колена, и у голени, и у ступни своя ось, и у каждого пальца. И так будет у всех частей фигуры. Передать это разнообразие осей и направлений в пределах единства общего — значит еще более приблизиться в рисунке к передаче живой формы.

И в этой стадии урока необходимо рисовать легкими линиями, не допуская в рисунке нажима и черноты. Это обеспечит возможность видеть ошибки и легче их исправлять.
В общем ходе работы над рисунком фигуры карандашом встает очень серьезный вопрос о штриховке (тушевке), о моделировке формы средствами пятна, или, как говорят, средствами тона.

Правда, рисунок фигуры карандашом, может быть выполнен одними линиями без тушевки (штриховки), и в руках опытного и талантливого мастера рельеф фигуры (формы ее) будет выражен и линией. Таких рисунков мы знаем много, любуемся их свежестью и легкостью выполнения. Но ведь это рисунки мастеров, много и постоянно изучавших натуру, прошедших школу рисования, понявших форму, в результате чего только и возможна такая вот как бы легкая передача фигуры в рисунке скупыми линиями. Не нужно забывать, что эта выразительная линия в рисунках мастеров могла появиться лишь в результате верно увиденной, изученной и понятой формы, творческого обобщения ее, свойственного индивидуальному характеру каждого дарования. Иногда мы узнаем и способ выполнения таких рисунков. Имеются достоверные сведения, что В. А. Серов для рисунков к басням И. А. Крылова делал очень детальные, подробно отработанные рисунки животных с натуры, а затем, перенося их с помощью кальки на новые листы, отбрасывал «лишнее», достигая, таким образом, подкупающей выразительности предельно минимальными средствами.

Но на первых порах учебного рисования для начинающих решение такой задачи будет преждевременно и непосильно. Поэтому изучайте и передавайте форму средствами и линий и штриховки. Но при этом нужно заметить, что штриховка неотделима от линии в рисунке.
Нельзя рисовать сначала законченный контур, а потом его растушевать. Как только определятся в вашем рисунке постановка, пропорции и построение фигуры, начинайте попутно вводить штриховку (тушевку) — пусть линия и тон объединятся вместе и поведут рисунок по пути приближения к передаче живой формы и характера модели. Но свет, полутон, тень и рефлекс, которые видим в натуре, не бесформенные пятна; они неразрывно связаны с планами, гранями формы. Поэтому, прокладывая их и тушуя, нужно, если так можно сказать, штриховкой рисовать, то есть лепить форму, как бы чеканя ее.
Школа рисования Артинтент использует подобный прием, преследующий цель воспитания объемного видения, заставит смотреть не на линии, между которыми заключена та или иная форма, а «держать в глазу» всю форму целиком.

При переходе к моделировке формы обычно встречаешься у учащихся и начинающих рисовать с двумя ошибочными положениями.

Во-первых, рисуя на плоскости листа, забывают о необходимости эту плоскость как бы разрушить и нарисовать фигуру в пространстве. В результате получается, будто это барельеф фигуры, приклеенной к поверхности листа, и вглубь листа формы фигуры не продолжаются. Происходит это потому, что, не воспитав в себе объемного видения (о важности которого неоднократно уже говорилось), учащийся срисовывает, переносит на бумагу видимые пятна света, полутона и тени в пределах плоскости обращенного к нему фасада фигуры. В результате фигура «прилипает» к бумаге. Дело здесь не в том, что неверно могут быть взяты отношения света, полутона и тени. Основная ошибка заключается, как сказано выше, в неумении правильно представлять себе форму в пространстве, в первую очередь, и от неумения связывать эту форму с фоном на самом рисунке. Вторая серьезная ошибка заключается в том, что, моделируя формы фигуры, начинающий рисовать, недостаточно изучив их, придает им излишне закругленный вид. Форма получается как бы выточенной на токарном станке.

Поэтому, моделируя форму, рассматривая ее внимательно и подкрепляя эту работу знанием анатомического устройства формы, смотрите и помечайте в рисунке ее планы, обращенные к вам под различными углами (по отношению к вашей точке зрения).
Ребра этих планов — «граней» формы — нужно рисовать, отмечая, не теряя их из вида в течение всего времени работы над рисунком, вплоть до его окончания.

Когда мы говорим на уроках рисования, что все формы фигуры можно свести к формам простейшим, это не значит, что голову нужно моделировать, как шар, руку, как цилиндр и т. д. Голова имеет определенные грани, обусловленные ее строением (это вы уже знаете), также и рука, и любая другая часть фигуры. Это грани смягченные, но все же грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Если вы представите ту или иную часть фигуры, скажем, руку или ногу в поперечном ее сечении, то «граненность» их будет совершенно очевидна.
Допустим, вы начинаете рисовать торс фигуры и постепенно уточняете его моделировку. На первый взгляд, вроде как бы у торса нет никаких граней; но начните обходить фигуру, и вы увидите, что часть торса будет принадлежать переднему фасаду фигуры, другая часть обращается к боку, образуя боковую поверхность, какая-то часть принадлежит заднему фасаду фигуры и т. д. И где-то ведь будут границы этих переходов, как бы ребра граней (планов) торса, обращенных в различные стороны. (На уроках рисунка в нашей школе рисования мы настойчиво рекомендуем рассмотреть, обходя, натуру полностью.) Значит, намечая торс с определенного места, нужно эти планы — грани — сразу и рисовать, начиная с больших, основных, и при детальной моделировке не терять их из вида.

На одном рисунке Дюрера, сделанном, несомненно, с пояснительной целью, мы видим, что торс в верхней его части как бы заключен в контуры «ящика» с четким обозначением его граней (рис. 18).

Посмотрите внимательно на пальцы руки, и вам будет ясно, что каждый палец имеет грани, иногда смягченные, неясно выраженные, но все же грани, и моделировать пальцы как цилиндрики будет неграмотно.
И так — необходимо научиться рисовать каждую форму от большой до маленькой.

Увидеть грани формы, планы ее — это и есть, в сущности, видеть форму, объем, а линия «окраения» будет с определенного места не чем иным, как сильно сократившейся гранью формы.
Если передана граненность формы, нарисованы ее планы, ваш рисунок в какой-то период будет выглядеть несколько угловатым. Потом, от рисунка к рисунку, вы найдете меру этой «угловатости», разные степени ее в передаче различных форм, научитесь видеть и передавать разнообразие форм, обогащающих то общее, сохранить которое нужно при окончании рисунка.
Продвигая работу по пути дальнейшего уточнения рисунка и детальной отработки формы, нужно взять за правило постоянную проверку рисунка целиком и во все моменты его выполнения. Нельзя думать, что, проделав те или иные уроки рисования, можно считать обучение рисунку законченным, верно решенным и к уточнению его не возвращаться.

Постановка фигуры, определившаяся в самом начале, должна проверяться до конца рисунка; точно так же и пропорции, и движение фигуры и т. д.
Рисование деталей и подробной характеристики формы немыслима без связи их с фигурой в целом, и должна способствовать более верной передаче именно цельного, общего во всей фигуре: в поставленной позе, ее движении, ее характере. Поэтому замеченные ошибки необходимо исправлять в процессе всей работы над рисунком. Задача рисования заключается не в том, чтобы «изготовить» рисунок, а в том, чтобы путем постоянного сравнения, сделанного с натурой, научиться видеть ошибки и уметь их исправлять, приобретая, таким образом, возможность двигаться дальше и от рисунка к рисунку совершенствовать свое мастерство.

Приближаясь к окончанию рисунка, нужно будет с особенной внимательностью отнестись к моменту передачи общего, но общего, обогащенного целым рядом подробностей, характерных для фигуры человека, то есть ваш рисунок как бы вступает в последнюю стадию рисования. И этой стадией будет, то необходимое обобщение, которое предполагает естественную гармонию, художественную согласованность всех частностей в рисунке фигуры так, как это есть в самой натуре. Скажем, в вашем рисунке появились планы света, полутона, тени, рефлексов, которыми вы лепите форму. Возможно, появились пестрота, дробность формы, и это у вас вызовет чувство беспокойства. К примеру: вы моделируете торс фигуры, передали грудные мышцы, нарисовали впадины на местах окончания грудной клетки, пометили проступающие ребра, мышцы живота. Вы очень старались внимательно это рисовать, и каждую из этих деталей сопоставляли с общим, а вышло пестро. Но в натуре нет этой пестроты, все на месте. Тут нужно, отойдя от рисунка, быстро переводить взгляд с рисунка на модель, потом с модели на рисунок. И увидите: что-то в рисунке не добрали, что-то перехватили. А может быть, какие-то места «выскакивают» из рисунка, какие-то наоборот, «провалились» — значит, следует проверить, не нарушилась ли форма торса. На это и необходимо обратить внимание и замеченную пестроту устранить; где нужно, что-то усилить, кое-что ослабить или исправить величину и направление планов некоторых форм.

Итак, нужно просмотреть весь рисунок. Проверка поможет в передаче общего тона рисунка, в его тональном масштабе (в данном случае тональный масштаб берется по отношению к условному фону листа белой бумаги). Заканчивая рисование, стараясь не упустить из виду передачу цельности фигуры, нужно помнить о связи форм, их подчинении основному движению фигуры в данной постановке.

О подчинении деталей фигуры ее основному движению будут посвящены следующие уроки рисования.
Но мы считаем необходимым уже сейчас обратить внимание на этот важный момент, поскольку его обязательно надо учитывать и при передаче фигуры в любой, самой простой позе.
Вполне возможно, что некоторые из частей фигуры будут выглядеть на рисунке как бы изолированно, от вашего взгляда может ускользнуть связь их между собой, нарушится внутренний ритм, ощутимый в движении живой фигуры. Ведь в фигуре человека при разнообразии частей все проникнуто единством, а у нас в рисунке может оказаться разнообразие, но без единства. Значит, в какой-то момент было потеряно чувство общего. И это вполне естественно на первых порах обучения рисованию, так как нужно много поработать, рисовать, а главное при этом — все время следить за собой, контролировать себя в течение всего выполнения рисунка, чтобы и детали были отработаны и вместе с тем не разрушено общее. Ошибки в этом отношении должны быть немедленно исправлены, а в особенности при окончании рисунка, когда встанет вопрос о рисунке обобщенном, гармоничном. Тогда нужно строго, без жалости к своей работе, сравнивать рисунок с натурой и, не смазывая подробности, включить их в общий ритм движения фигуры человека.

В период завершения рисования, когда рисунок из целого ряда моментов как бы собирается в единое целое, нужно обратить внимание на возможность более точного выражения формы фигуры. Это относится к рисованию любых объектов. И лучше, если понимание того, о чем пойдет речь, уже усвоено на более простых предметах (смотрите вышеизложенные уроки рисования карандашом). И опять это связано со способом смотрения на натуру. Вы уже знаете, что фигура воспринимается как объект в пространстве, и внешний контур ее получится в результате правильной передачи формы, то есть сократившийся план, грань формы и будет ее «окраением».
Следовательно, рассматривая фигуру как совокупность различных форм, мы видим не линии, а формы, находящиеся на разном от нас удалении, как бы входящие одна в другую. Обусловлено это анатомическим строением фигуры и положением ее по отношению к точке зрения рисующего (анатомия и перспектива). Школа рисования Артинтент проводит цикл занятий по перспективе, где подробно разбираются вопросы с перспективными сокращениями натуры.
Поэтому, приближаясь в рисунке к уточнению внешнего контура на основе проработки формы, обратите внимание, как одна форма входит в другую, какая-то форма к нам ближе, следующая подальше, некоторые повернулись так, другие иначе — все живет, переливается, и мы ощущаем красоту пластики живого организма. Во всяком случае, должны ощущать (рис. 19).

Нужно научиться видеть это и, рисовать, подкрепляя виденное знаниями анатомии. Тогда в вашем рисунке (конечно, не сразу) появится правильное понимание внешнего контура, он станет живым, где-то почти незаметным, где-то более четким, контур не будет безразлично одинаковой линией, обводящей границы формы.

На уроках рисунка в нашей школе рисования было подмечено следующее явление. В стремлении приблизиться к передаче в рисунке единства многообразных форм фигуры, начинающие художники, решая задачу подробной моделировки форм, упускают из виду, что по массе своей различные формы, и моделироваться должны различно. У начинающих рисовать есть тенденция одинаково внимательно все разглядеть и одинаково тщательно все разделать. Между тем, внимательно разглядеть — значит увидеть и передать контраст различных форм. Например, бедро не может быть моделировано так, как коленный сустав, ступня должна быть отработана иначе, чем голень; бедро как большая форма потребует более свободной широкой лепки; ступня как форма с целым рядом мелких детальных членений должна прорабатываться более сухо, мелкими планами.
Разнообразные моделировки различных по характеру своего устройства форм фигуры, при сохранении единства целого, также будут способствовать появлению в рисунке жизненных и правдивых черт живой натуры.
Весь ход работы над рисунком фигуры, как обнаженной, так и одетой: постановка, пропорции, построение, моделировка формы и прочее — отнюдь не означает, что в рисунке должна отсутствовать забота о передаче характера модели и ее сходства. Нельзя рисовать какую-то фигуру вообще. Перед нами каждый раз живой человек с присущими именно ему и только ему характерными особенностями, о чем уже и говорилось ранее. Поэтому стремление передать в рисунке сходство с моделью, передать характерные особенности именно этой модели должно быть заботой начинающего художника от начала до конца. Заканчивая рисование, непременно нужно поглядеть, не утерялось ли это сходство, не получилась ли на рисунке какая-то фигура вообще, проверить, что же послужило причиной потери сходства, почему утратились черты характера человека. И, если возможно что-то поправить, это нужно сделать.

Такая оговорка: «если возможно» — приводится потому, что решить одинаково успешно целый ряд задач в одном рисунке на первых порах будет затруднительно, а для начинающего рисовать фигуру, пожалуй, и очень трудно. Поэтому, будете ли вы рисовать в группе или в одиночку, составьте определенную программу, курсы рисования с последовательностью постановок, с включением в него ряда как бы вспомогательных, краткосрочных рисунков, которые помогут укрепиться в понимании и умении решать определенные задачи, связанные с рисунком всей фигуры. Так, например, ряд быстрых рисунков можно посвятить постановке фигуры, то есть упор сделать на передачу постановки. Также можно сделать ряд рисунков, чтобы попрактиковаться в передаче пропорций. Такого рода вспомогательные рисунки, в которых внимание сосредоточивается на определенных моментах рисования, на отдельных слагаемых из общей суммы задач рисунка фигуры в целом, окажут существенную помощь в ведении рисунка длительного, куда и будет перенесен опыт, полученный во вспомогательных заданиях. Разумеется, эти упражнения должны идти попутно, параллельно длительным урокам рисования натуры.
Очень важно, чтобы занятия карандашного рисунка проводились систематически, лучше всего ежедневно. И как было бы хорошо, если бы постоянное желание рисовать с натуры сопровождало всю жизнь художника, какую бы область изобразительного искусства он себе ни избрал.
Составляя для себя программу по рисунку, разбейте ее на несколько разделов, в которые внесите уже более подробное перечисление постановок.

Школа рисования Артинтент проводит в программе по курсу рисунка фигуры следующие занятия:
1. Уроки рисования - Стоящая фигура.
2. Уроки рисования - Фигура в сильном движении.
3. Уроки рисования - Сидящая фигура.
4. Уроки рисования - Фигура в ракурсе.
5. Уроки рисования - Группа из двух фигур.

В каждый из таких разделов можно включить несколько постановок. Скажем, в разделе «Стоящая фигура» первой постановкой будет фигура в классической позе с упором на одну ногу. Следующую постановку можно усложнить, введя дополнительную точку опоры, затем поставить модель в несложном движении и т. д. Так нужно разнообразить постановки в каждом разделе программы при том непременном условии, что позы будут естественными, пластичными, о чем уже говорилось выше и что хотелось бы особенно подчеркнуть.

Различными могут быть и фоны постановок; если в первых упражнениях лучше пользоваться светлым нейтральным фоном, то в следующих поста-новках фон можно взять по отношению к фигуре более темным; интересно использовать и драпировку и, наконец, поставить модель в пространстве на фоне комнаты. При всем разнообразии постановок нужно помнить, что главным здесь будет фигура человека, на ней и нужно сосредоточить все внимание, ее и выделить всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами: освещением, драпировками, фоном.

Можно привести большое число учебных постановок различных времен и школ, рисунков, разнообразных по характеру и задачам. Многие из них опубликованы в соответствующих изданиях. Часть учебных рисунков, выполненных художниками, ставшими впоследствии выдающимися, находится в экспозициях картинных галерей и музеев.

После рисунка с натурщика в простой классической позе с упором на одну ногу можно несколько усложнить постановку примерно так, как это видно на рисунках А. А. Иванова.

На одном из них фигура с небольшим разворотом торса (рис. 20), на другом — слегка опирается согнутой рукой на подставку (рис. 21),

на рисунке А. П. Лосенко обе руки натурщика лежат на подставке, всю тяжесть торса держит одна нога (рис. 22).

И. Е. Репин в «Натурщике с мечом» увидел и передал связь форм, сопряженных с характером основного движения всей фигуры (рис. 23).

Приемы исполнения этих рисунков различны. А. А. Иванов моделирует формы штрихами; у А. П. Лосенко — скупая, но энергичная лепка; рисунок И. Е. Репина отличается мягкой моделировкой. По-разному решается и связь фигуры с фоном. На двух рисунках А. А. Иванова: «Молодой натурщик с палкой в протянутой правой руке» и «Молодой натурщик с поднятой правой рукой и палкой в левой» — фон темный. У А. П. Лосенко фон тронут лишь местами. В рисунке «Натурщик с мечом» И. Е. Репина фигуры «привязаны» к фону бумаги.

В заключение хочется сказать еще раз, что умение рисовать карандашом фигуры человека приобретается только в процессе изучения натуры. Школа рисования Артинтент постоянно соблюдает этот принцип в программе обучения рисованию.

Вы умеете рисовать? А может есть желание попробовать, как это делается, и научиться основам этого увлекательного занятия? Не знаете, как сделать первый шаг? Это не так легко, но если есть желание попробовать, тогда читайте дальше, будем вместе разбираться с тем, как рисовать фигуру человека. Для работы нам понадобится лист плотной, умеренно проклеенной бумаги, несколько карандашей, мягких и средней твёрдости, и белый мягкий ластик для стирания ошибочных линий.

Общие соображения

Вопрос о том, занимает всех, кто взял в руки карандаш. Нередко начинающего художника постигает разочарование, когда он смотрит на результаты своих усилий. Обычно они сильно расходятся с тем, чего хотелось бы достигнуть. Многие на этом этапе оставляют попытки научиться рисовать. Но если вы всё-таки не отказались от своего намерения, следует изменить подход к делу. На вопрос о том, в полный рост, следует отвечать на системной основе. Прежде всего в рисовании важна последовательность и поэтапность. Для многих это прозвучит неожиданно, но перед тем как что-то нарисовать, следует хорошо подумать. А такого сложного предмета, как фигура человека, это касается в первую очередь.

Как нарисовать человека в полный рост, чтобы это выглядело убедительно?

Любой рисунок начинается с правильной компоновки, то есть размещения будущего изображения на плоскости. Делается это лёгкими карандашными штрихами, обозначающими крайние точки изображаемой фигуры. В любом рисунке следует выделить некий смысловой композиционный центр. Одно из главных правил композиции заключается в том, что этот композиционный центр ни при каких условиях не должен совпадать с геометрическим. Изображение на плоскости должно занимать примерно три четверти поверхности, оставляя свободное пространство по краям. Далее, для того чтобы ответ на вопрос о том, как нарисовать человека в полный рост выглядел убедительно, фигура его должна быть построена с соблюдением пропорций и законов анатомии. И что не менее важно, она должна твёрдо стоять на ногах или сидеть на какой-то опоре - так, чтобы это не нарушало законов равновесия. Пропорции фигуры меняются в зависимости от возраста, у взрослого человека голова составляет примерно седьмую часть роста.

Поэтапно строим фигуру

Профессиональные художники работают над этим долгими годами. В художественных ВУЗах подробно изучается Курс её специально адаптирован для художников, и при его изучении они подробно прорабатывают все имеющиеся в человеческом организме кости и мускулы, их сочленение и взаимодействие. Эти знания и навыки необходимы для грамотного построения фигуры человека. Но впервые столкнувшись с задачей о том, как нарисовать человека в рост, достаточно будет грамотно взять пропорциональные отношения между отдельными частями тела к к фигуре в целом. И понять общую конструктивную и мышечной системы. Строя торс фигуры, намечаем осевые линии, плечевой и тазобедренный пояс, суставы. Выполняя построение фигуры, прежде всего помним о равновесии. Фигура обязана твёрдо стоять на ногах. У художников для обеспечения этого требования существует проверенный приём - вертикальная линия от яремной впадины (углубление между ключицами под подбородком), проведённая на плоскость, должна не выходить за плоскость ступней. А далее самое важное - тщательно выверяем пропорции конечностей, торса и головы, строим постепенно всю фигуру.

Обобщение рисунка

Выполняя построение и прорабатывая детали, очень важно вовремя остановиться и соблюсти меру. От анализа отдельных деталей следует постепенно переходить к обобщению фигуры в целом. Как правило, это делается широкими размашистыми штрихами. Обнажённую натуру приходится изображать не слишком часто. Но элементарные знания пластической анатомии необходимы художнику в любом случае. Без них невозможно правильным образом разобраться с тем, как нарисовать одетого человека. Рисуя фигуру в любом пространственном ракурсе, необходимо видеть и представлять её насквозь. Особо следует обратить внимание на то, по каким закономерностям образуются складки на одежде. Это очень существенный элемент в изображении фигуры. Они способны подчеркнуть движение или устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаём всем деталям объёмность. Моделируем форму светотенью. Особое внимание при построениях следует уделять штриховке. Штрих - важнейший элемент в арсенале художника-графика. От силы его нажима, длины и направления зависит очень много. Культура штриховки вырабатывается постепенно, по мере практики.

Перспектива

Правильное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в частности человека, невозможно без понимания закономерностей С ней следует разобраться и понять, что все параллельные линии и плоскости имеют точку схода на горизонте. В человеческой фигуре отсутствуют но она в них легко вписывается. И чтобы убедительно ответить на вопрос о том, как нарисовать человека в полный рост, перспективное построение фигуры следует выполнять лишь после того, когда будет осмысленно её положение по отношению к горизонту. Линия горизонта должна быть намечена первой на рисунке.

Подведём итоги

Попробуем критически проанализировать своё творчество. Что получилось в итоге? Редко бывает так, чтобы начинающий художник оставался доволен результатами своих трудов. Добиться чего-то стоящего можно только в том случае, если из почти неизбежной первой неудачи будет сделан правильный вывод и работа будет продолжена. С каждым новым рисунком ошибок будет всё меньше. Таков процесс постепенного совершенствования. Все, кто чего-либо достиг в искусстве рисования, прошли его до вас. Также следует внимательно и систематично изучать наследие признанных мастеров рисунка. В вашем распоряжении альбомы репродукций и множество художественных сайтов в интернете. А кроме длительных постановочных рисунков, следует выполнять короткие наброски. В них следует ловить движение фигуры и, не фиксируясь на мелочах, добиваться максимальной выразительности линий.