Значение параллельных линий в трагедиях шекспира "гамлет" и "король лир". Сюжетная структура трагедии "Гамлет" Композиция и художественные особенности

Основу драматургической композиции «Гамлета» У.Шекспира составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении Гамлета, его умозаключениях, причем напряжение все время возрастает, вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя.

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 5 частей.

1 часть - завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое убийство.

Завязкой трагедии являются два мотива: физическая и нравственная гибель человека. Первое воплощено в смерти отца, второе в нравственном падении матери Гамлета. Так как они были самыми близкими и дорогими для Гамлета людьми, то с их гибелью и произошел тот душевный надлом, когда для Гамлета вся жизнь утратила смысл и ценность.

Вторым моментом завязки является встреча Гамлета с призраком. От него принц узнает, что смерть отца была делом рук Клавдия, как говорит призрак: «Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней».

2 часть - развитие действия, вытекающее из завязки. Гамлету необходимо усыпить бдительность короля, он притворяется сумасшедшим. Клавдий предпринимает меры, чтобы узнать о причинах такого поведения. В результате - смерть Полония, отца Офелии, любимой принца.

3 часть - кульминация, получившая название «мышеловка»: а) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия; б) сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта; в) Гамлет раскрывает глаза Гертруде.

Кульминацией этой части трагедии и, пожалуй, всей драмы в целом является эпизод «сцены на сцене». Случайное появление актеров используется Гамлетом для того чтобы поставить спектакль, изображающий убийство, аналогичное тому, какое совершил Клавдий. Обстоятельства благоприятствуют Гамлету. Он получает возможность довести короля до такого состояния, когда тот вынужден будет выдать себя словом или поведением, причем это произойдет в присутствии всего двора. Именно здесь-то Гамлет и раскрывает в монологе, завершающем II акт, свой замысел, заодно объясняя почему он до сих пор медлил:



4 часть: а) отправка Гамлета в Англию; б) приход Фортинбраса в Польшу; в) безумие Офелии; г) смерть Офелии; д) сговор короля с Лаэртом.

5 часть - развязка. Дуэль Гамлета и Лаэрта, Смерть Гертруды, Клавдия, Лаэрта, Гамлета.

МОНОЛОГ
Поведение, поступки Гамлета, его размышления - поиск ответов на эти вопросы. Его раздумья о смысле жизни и сомнения в правильности выбранных действий отразились прежде всего в монологах, особенно в монологе третьего акта «Быть или не быть?» В ответе на этот вопрос проявилась сущность трагедии Гамлета - трагедии личности, которая пришла в этот мир слишком рано и увидела все его несовершенство. Это - трагедия ума. Ума, который решает для себя главную проблему: сражаться ли с морем зла или уйти от борьбы? Восстать «на море смут» и сразить их или покориться «пращам и стрелам яростной судьбы»? Гамлет должен выбрать одну из двух возможностей. И в этот момент герой, как и ранее, сомневается: стоит ли бороться за жизнь, которая «плодит одно лишь зло»? Или отказаться от борьбы?

Гамлета беспокоит «неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался». И поэтому, вероятно, он не может «дать себе расчет простым кинжалом», то есть покончить с собой. Гамлет осознает свое бессилие, но не может расстаться с жизнью, ибо на нем лежит задача отомстить за отца, восстановить правду, наказать зло.Решение почти принято: «расчет кинжалом» он должен произвести, но не над собой. Однако такое решение требует от Гамлета действия. Но раздумье и сомнение парализуют его волю.

И все же Гамлет принимает решение идти до конца. Выбор сделан - «быть!» Быть борьбе со злом, с лицемерием, с обманом, с предательством. Гамлет погибает, но перед смертью думает о жизни, о будущем своего королевства.

Монолог «Быть или не быть?» приоткрывает нам душу героя, которому непомерно тяжело в мире лжи, зла, обмана, злодейства, но который, тем не менее, не утратил способности к действию. Поэтому этот монолог есть действительно высшая точка раздумий и сомнений Гамлета.

Трагедии Шекспира. Особенности конфликта в трагедиях Шекспира (Король Лир, Макбет). Шекспир писал трагедии с начала литературной деятельности. Одной из первых его пьес стала римская трагедия «Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны в продолжение семилетия 1601-1608 гг. В этот период были созданы четыре великих трагедии - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра» и менее известные пьесы - «Тимон Афинский» и «Троил и Крессида». Многие исследователи связывали эти пьесы с аристотелевскими установками жанра: главный герой должен быть выдающимся, но не лишённым порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определённые симпатии. Все трагические протагонисты у Шекспира имеют способности и к добру, и ко злу. Драматург следует доктрине свободной воли: (анти)герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року.

Трагедия «Король Лир» - одно из самых глубоких социально-психологических произведений мировой драматургии. В ней использованы несколько источников: легенда о судьбе британского короля Лира, рассказанная Холиншедом в «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» по более ранним источникам, история старого Глостера и его двух сыновей в пасторальном романе Филиппа Сиднея «Аркадия», некоторые моменты в поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей». Сюжет был известен английскому зрителю, потому что существовала дошекспировская пьеса «Истинная хроника о короле Леире и его трех дочерях», где все кончалось благополучно. В трагедии Шекспира история о неблагодарных и жестоких детях послужила основой для психологической, социальной и философской трагедии, рисующей картину господствующих в обществе несправедливости, жестокости, корыстолюбия. Тема антигероя (Лир) и конфликт тесно переплетены в данной трагедии. Художественный текст без конфликта является скучным и неинтересным читателю, соответственно, без антигероя и герой - не герой. Любое художественное произведение содержит в себе конфликт «добра» и «зла», где «добро» является истинным. То же самое следует сказать о значимости антигероя в произведении. Особенностью конфликта в данной пьесе является его масштабность. К. из семейного перерастает в государственный и охватывает уже два королевства.

У.Шекспир создает трагедию «Макбет», главным героем которой становится подобная личность. Трагедия была написана в 1606 году. «Макбет» - самая короткая из трагедий У.Шекспира - в ней всего 1993 строки. Ее сюжет заимствован из «Истории Британии». Но ее краткость нисколько не отразилась на художественных и композиционных достоинствах трагедии. В этом произведении автор поднимает вопрос о губительном влиянии единоличной власти и в особенности - борьбы за власть, которая превращает храброго Макбета, доблестного и прославленного героя, в ненавистного всем злодея. Еще сильнее звучит в этой трагедии У.Шекспира его постоянная тема - тема справедливого возмездия. Справедливое возмездие обрушивается на преступников и злодеев, - обязательный закон шекспировской драмы, своеобразное проявление его оптимизма. Его лучшие герои погибают часто, но злодеи и преступники погибают всегда. В «Макбете» этот закон проявляется особенно ярко. У.Шекспир во всех своих произведениях уделяет особое внимание анализу и человека и общества - в отдельности, и в их непосредственном взаимодействии. «Он анализирует чувственную и духовную природу человека, взаимодействие и борение чувств, многообразные душевные состояния человека в их движениях и переходах, возникновение и развитие аффектов и их разрушительную силу. У.Шекспир акцентирует внимание на переломных и кризисных состояниях сознания, на причинах духовного кризиса, причинах внешних и внутренних, субъективных и объективных. И именно такой внутренний конфликт человека и составляет основную тему трагедии «Макбет».

Трагедия «Ромео и Джульетта» (1595). Сюжет этой трагедии был широко распространен в итальянской новеллистике эпохи Возрождения. Особенно известной была новелла Банделло («Ромео и Джульетта. Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных») и ее обработка Артуром Бруком в поэме «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», послужившей источником Шекспиру.

События пьесы разворачиваются в городе Вероне, которую омрачает застарелая вражда двух влиятельных родов: Монтекки и Капулетти. На балу Ромео Монтекки впервые увидел юную Джульетту Капулетти и горячо полюбил ее. Монах Лоренцо втайне венчает их, надеясь, что этот брак прекратит затянувшуюся вражду двух семейств. А тем временем, мстя за гибель своего ближайшего друга, веселого Меркуцио, Ромео убивает неистового Тибальда. Его приговаривают к изгнанию, а родители Джульетты решают выдать ее за графа Париса. Лоренцо уговаривает Джульетту выпить снотворный напиток, который на время создаст видимость ее смерти. Приняв уснувшую Джульетту за покойницу, Ромео выпивает яд и умирает. Пробудившаяся ото сна Джульетта, найдя своего любимого супруга мертвым, закалывается его кинжалом.

Ведущей темой «Ромео и Джульетты» является любовь молодых людей. Одним из завоеваний европейской культуры эпохи Возрождения как раз и являлось весьма высокое представление о человеческой любви.

Ромео и Джульетта под пером Шекспира превращаются в подлинных героев. Ромео пылок, смел, умен, добр, готов забыть о старой вражде, но ради друга вступает в поединок. Более сложен характер Джульетты. Гибель Тибальда, а затем сватовство Париса ставят ее в трудное положение. Ей приходится лукавить, изображать из себя покорную дочь. Смелый план Лоренцо ее пугает, но любовь устраняет все сомнения.

Возле Ромео и Джульетты в трагедии появляется ряд колоритных фигур: бойкая кормилица, ученый монах Лоренцо, остроумный Меркуцио, Тибальд, персонифицирующий затянувшуюся смуту и др. И стория Ромео и Джульетта печальна, но печаль эта светла. Ведь гибель молодых людей – это триумф их любви, пресекающий кровавую распрю, на протяжении многих десятилетий уродовавшую жизнь Вероны.

«Отелло» (1604) . Любовь венецианского мавра Отелло и дочери венецианского сенатора Дездемоны составляет сюжетную основу пьесы. Отелло, поверив наветам Яго, поднимает руку на невиновную женщину. Хорошо зная, что мавр – по природе человек свободной и открытой души, Яго на этом строит свой низкий и подлый план. Мир Отелло и Дездемоны – это мир искренних человеческих чувств, мир Яго – это мир венецианского эгоизма, лицемерия, холодной расчетливости. Для Отелло потеря веры в Дездемону означала потерю веры в человека. Но убийство Дездемоны – не столько взрыв темных страстей, сколько акт правосудия. Отелло мстит как за поруганную любовь, так и за мир, утративший гармонию.

В этом отношении интересно сравнить трагедию Шекспира с новеллой Джеральди Чинтио «Венецианский мавр». Это обычная кровавая новелла о необузданном мавре, который из-за звериной ревности с помощью поручика убивает Диздемону и даже под пыткой не признается в совершенном преступлении. Трагедия Шекспира написана совсем в другом ключе. В ней Отелло смог вызвать любовь образованной и умной Дездемоны.

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к . Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка . Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия . Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация . Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка . Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
  6. Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
  • Темы

  1. Месть Гамлета . Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета . До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета . Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора , с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет - мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Гамлет» - философская трагедия.

Цель трагедии не напугать, а вызвать деятельность мысли, заставить задуматься над противоречиями и бедами жизни, и этой цели Шекспир достигает. Достигает в первую очередь благодаря образу героя. Ставя вопросы перед собой, он побуждает и нас размышлять о них, искать ответа. Но Гамлет не только вопрошает жизнь, он высказывает о ней много мыслей. Его речи полны изречений, и, что замечательно, в них сконцентрированы мысли многих поколений. .

Для того чтобы гибель человека, изображаемая в драме, была подлинно трагической, необходимы три предпосылки: особое состояние мира, называемое трагической ситуацией; выдающаяся личность, обладающая героической мощью; конфликт, в котором сталкиваются в непримиримой борьбе враждебные социальные и нравственные силы.

Отелло – трагедия обманутого доверия.

Построение пьесы легко может привести к анализу «Отелло» как трагедии сугубо личного плана. Однако любое преувеличение интимно-личного начала в «Отелло» в ущерб другим сторонам этого произведения в конце концов неизбежно оборачивается попыткой ограничить шекспировскую трагедию узкими рамками драмы ревности. Правда, в словесном обиходе всего мира имя Отелло уже давно стало синонимом ревнивца. Но тема ревности в шекспировской трагедии выступает если не как второстепенный элемент, то во всяком случае как производное от более сложных проблем, определяющих идейную глубину пьесы.

Отелло по внешнему положению – общепризнанный спаситель Венеции, опора ее свободы, всеми чтимый генерал, имеющий за собой царственных предков. Но нравственно он одинок и не только чужд республике, а даже презираем ее правителями. Во всем венецианском совете не находится никого, кроме дожа, кто бы мог поверить в естественность любви Дездемоны к мавру. Когда в душу Отелло впервые закрадывается мысль о том, что он может потерять Дездемону, венецианский полководец с чувством обреченности вспоминает что от – черен.

Перед лицом смерти Отелло говорит о том, что ревность не была страстью, изначально определявшей его поведение; но эта страсть овладела им, когда он оказался не в состоянии сопротивляться воздействию на него со стороны Яго. А этой способности к сопротивлению лишила Отелло та самая сторона его натуры, которую Пушкин называет главной, - его доверчивость.

Однако основной источник доверчивости Отелло не в его индивидуальных качествах. Судьба забросила его в чужую и непонятную ему республику, в которой восторжествовала и укрепилась власть туго набитого кошелька – тайная и явная власть, делающая людей своекорыстными хищниками. Но мавр спокоен и уверен в себе. Отношения между отдельными членами венецианского общества его практически не интересуют: он связан не с отдельными лицами, а с синьорией, которой он служит в качестве военачальника; а как полководец Отелло безупречен и крайне необходим республике. Трагедия начинается именно с замечания, подтверждающего сказанное выше о характере связей Отелло с венецианским обществом: Яго возмущен тем, что мавр не прислушался к голосу трех венецианских вельмож, ходатайствовавших о его назначении на должность лейтенанта.



Чтобы нанести Отелло смертельный удар, Яго использует и свое глубокое понимание характера прямого и доверчивого Отелло, и свое знание моральных норм, которыми руководствуется общество. Яго убежден в том, что внешность человека дана ему для того, чтобы скрывать свою истинную сущность. Теперь ему остается убедить мавра в том, что такое утверждение справедливо и в отношении Дездемоны.

Сравнительная легкость, с которой Яго удалось одержать эту победу, объясняется не только тем, что Отелло верит в честность Яго и считает его человеком, прекрасно понимающим подлинный характер обычных отношений между венецианцами. Низменная логика Яго захватывает Отелло в первую очередь потому, что аналогичной логикой пользуются и другие члены венецианского общества.

Признание Отелло, что хаос царил в его душе до тех пор, пока эта душа не была озарена светом любви к Дездемоне, может в определенном смысле служить ключом к пониманию всей истории отношений между главными героями трагедии.

Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные и психологические проблемы всегда настолько занимали критику, что художественная сторона трагедии получала гораздо меньшее освещение. Многие читатели и сейчас считают само собой разумеющимся все происходящее в трагедии. Это связано с глубоко вкоренившимся представлением о произведении Шекспира как «документе», отражающем действительное происшествие. И часто забывается, что содержание «Гамлета» построено автором по определенным законам и приемам драматургии. Если бы драматургические достоинства «Гамлета» были незначительны, трагедия не заняла бы места, принадлежащего ей в мировой культуре и в истории идей. Идейные проблемы трагедии волнуют с такой силой потому, что Шекспир воздействует прежде всего эстетически. Независимо от того, насколько читатель и зритель сознают это, секрет воздействия «Гамлета» таится именно в художественном мастерстве Шекспира. Впечатление, производимое этой трагедией, определяется мастерским применением всего арсенала средств драматического искусства и искусства поэзии. Как же использовал художник эффектные приемы драматургии, сделавшие трагедию «Гамлет» такой интересной и привлекательной для зрителей и читателей?

«Гамлет» - произведение с захватывающим по драматизму действием. Это в лучшем смысле занимательная пьеса. Те, кто, зная фабулу, сразу же ищут в трагедии решение ее проблем, забывают, что, создавая произведение, Шекспир считал своей первой задачей создать занимательное действие. Зрители его театра отнюдь не питали того пиетета по отношению к Шекспиру, какой свойствен нам. Они даже не интересовались, кто написал пьесу. Правда, до Шекспира уже шел на сцене «Гамлет» другого автора. Но внимание публики надо было заново завоевать. За годы работы в театре драматург научился этому искусству. Надо было строить пьесу так, чтобы в первые же минуты представления зрителей охватило желание узнать, что произойдет, и чтобы их внимание не ослабевало до конца спектакля. Даже если можно было бы представить себе зрителя, не заинтересованного идейным содержанием трагедии, то все равно его увлек бы уже самый ход событий.

Каждый новый этап действия сопровождается изменением в положении и умонастроении Гамлета, причем напряжение все время возрастает - вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Зритель все время ждет, каков будет следующий шаг героя и как будет реагировать на него противник. На пути персонажа возникают трудности и препятствия, подчас он сам усложняет свое положение, как тогда, например, когда убивает Полония, думая, что убивает короля, и тот догадывается, в кого метил Гамлет. По мере развития действия драматический узел стягивается все сильнее до того момента, когда возникает прямая конфронтация Гамлета с его противниками.

Хотя Гамлет занимает наше главное внимание, трагедия изображает не только его, но и судьбу большой группы окружающих его людей. Если Гамлет в центре действия и его фигура выдвинута на первый план, то на втором находятся король Клавдий, королева Гертруда, Офелия, Полоний, Лаэрт. Они прямо связаны с Гамлетом, и его судьба переплетается с их судьбами. Отношения Гамлета и Клавдия от начала и до конца антагонистичны, между ними идет вначале скрытая, а потом открытая борьба.

Драматичны и отношения между Гамлетом и его матерью. Гамлет не может простить ей столь скорую измену памяти покойного мужа. Установив вину Клавдия, он решает открыть ей глаза на истинное положение вещей. Не предполагая ее соучастия в преступлении Клавдия, Гамлет раскрывает перед ней весь ужас ее положения: она стала женой того, кто убил ее первого мужа!

Гамлет любил Офелию, и она отвечала ему взаимностью, но брат и отец воспротивились их сближению, исходя из того, что неравенство социального положения делало невозможным брак между ними, а внебрачная связь между принцем и придворной дамой, какою была Офелия, стала бы для нее бесчестием и позором.

Откровенным приспешником Клавдия является Полоний. Стремясь помочь королю и вызнать тайну сумасшествия Гамлета, он неоднократно беседует с принцем. Постоянное желание прислуживать царствующим особам ставит его под удар в борьбе, происходящей между Гамлетом и королем, и он погибает от руки принца. Смерть Полония является причиной сумасшествия Офелии и возбуждает у Лаэрта жажду мести Гамлету, которого он в сговоре с Клавдием смертельно ранит.

К этой же группе относятся Розенкранц и Гильденстерн, услужливостью которых король пользуется в борьбе против Гамлета. Сначала им поручается роль шпионов, затем они арестовывают Гамлета, наконец, им поручается отвезти Гамлета в Англию. Они не осведомлены об истинном положении вещей и, подобно Полонию, погибают из-за своего усердия.

Третий план образуют лица, непосредственно не участвующие в борьбе между Гамлетом и Клавдием. Это, прежде всего, друг принца - Горацио. Ему в трагедии отведена роль наперсника, поверенного героя. Кроме короля и Гамлета, он единственный знает, в чем суть происходящей борьбы. Ему Гамлет завещает поведать всем истину о том, что произошло.

Второе важное лицо третьего плана - норвежский принц Фортинбрас. Он только два раза и то ненадолго появляется на сцене, но значение его в трагедии определяется не этим. Мир Фортинбраса находится за пределами Дании. Но с его существованием приходится считаться и датчанам. Сначала ожидается, что он вторгнется, чтобы отнять потерянные его отцом земли. Потом он отказывается от претензий на них и вместо этого идет походом на Польшу; возвращаясь оттуда через Данию, узнает трагический исход борьбы Клавдия против Гамлета и получает голос умирающего на предстоящее избрание нового Датского короля.

Четвертая группа персонажей - те, кто к трагедии причастны лишь как случайные свидетели и вестники. Таковы ночные стражи Бернардо, Марцелл и Франсиско, первыми увидевшие Призрака; придворные Корнелий и Вольтиманд, посланники в Норвегию; доверенное лицо Полония Рейнальдо, которого он отправляет в Париж шпионить за Лаэртом; капитан из войска Фортинбраса, беседующий с Гамлетом перед его отъездом в Англию; могильщики, роющие яму для гроба Офелии; священник, совершающий похоронный обряд над ней; матросы, приносящие известие о возвращении Гамлета в Данию; Озрик и второй дворянин, приглашающие Гамлета на якобы дружественный поединок с Лаэртом.

Для одного персонажа автор не мог определить место среди действующих лиц. Он не земное существо, а выходец с того света. Формально он, пожалуй, должен быть отнесен к той же группе, что его брат и жена. Призрак, с одной стороны, вне действия, а с другой - оно начинается с него и совершается во имя его - как иначе скажешь о задаче, возложенной им на героя? Оставим его вне разрядов и категорий, помня, что без его гибели и появления с того света не было бы всей трагедии...

Центральное место Гамлета в трагедии определяется тем, что главное в сюжете - месть за убитого короля, и эта задача лежит на Гамлете. Это подтверждается и чисто внешним образом. Из двадцати сцен трагедии (по традиционному делению) Гамлет участвует в двенадцати, а в остальных восьми сценах он все время упоминается. Таким образом, прямо или косвенно он всегда на сцене.

Заслуживает внимания и такое обстоятельство. Король общается с сравнительно небольшим числом приближенных и подчиненных ему лиц: с королевой, принцем, министром Полонием, его сыном Лаэртом, Офелией, посланцами в Норвегию Корнелием и Вольтимандом, с Розенкранцем и Гильденстерном. Здесь названы с кем он непосредственно разговаривает. Остальных он, как ему и подобает, не удостаивает внимания.

Гамлет тоже, конечно, общается с придворным кругом, за исключением Корнелия и Вольтиманда, с которыми он не говорит ни слова. Зато вместо них он беседует с Озриком и другим дворянином, приглашающими его на поединок с Лаэртом. Кроме них, собеседниками Гамлета являются воины Марцелл и Бернардо, матросы, люди простого звания, занимающие низкое положение в обществе, - актеры и могильщик. Широта общения Гамлета бросается в глаза при сравнении его с другими персонажами. Все действующие лица вращаются в своем кругу, кроме Гамлета, выходящего за эти пределы. Исключение составляет Лаэрт, поднимающий народ на восстание (об этом дальше будет особый разговор). Так или иначе, несомненно, что Гамлет по-своему демократичнее царствующих и придворных особ.

Шекспир писал пьесы не только для внутреннего, но и для внешнего глаза. Он всегда имел в виду зрителей, толпою окружавших сцену и жадно требовавших занимательного зрелища. Этой потребности отвечал выбранный драматургом интересный сюжет, развертывавшийся перед глазами зрителей на протяжении спектакля.

Наивно, однако, думать, что действие пьесы было как бы заранее дано повествованием, избранным для инсценировки. Эпический рассказ надо было превратить в драму, а это требовало особого умения - умения строить действие. Выше уже сказано о некоторых сторонах композиционного мастерства Шекспира, но отмечено далеко не все. Теперь мы возвращаемся к вопросу о том, как построена трагедия в плане развития ее действия.

Шекспир написал пьесу, не деля ее на акты и сцены, ибо представление в его театре шло непрерывно. И кварто 1603 и кварто 1604 года не имели никаких делений текста на акты. Издатели фолио 1623 года решили придать его пьесам как можно более ученый вид. С этой целью они применили к Шекспиру принцип деления пьес на пять актов, рекомендованный древнеримским поэтом Горацием и разработанный гуманистами Возрождения. Однако этот принцип они не провели последовательно во всех пьесах фолио. В частности, в «Гамлете» деление проведено только до второй сцены второго акта. Дальше текст идет без делений на акты и сцены. Впервые полное разделение «Гамлета» осуществил в своем издании Шекспира драматург Николас Роу в 1709 году. Таким образом, существующее во всех последующих изданиях деление на акты и сцены принадлежит не Шекспиру. Однако оно прочно утвердилось и мы тоже будем придерживаться его.

Увлеченные загадкой характера Гамлета, многие читатели невольно забывают о пьесе в целом и меряют все лишь тем, какое значение имеет то или иное обстоятельство для понимания героя. Безусловно, признавая центральное значение Гамлета в трагедии, нельзя, однако, сводить ее содержание только к одной его личности. Это видно из всего хода действия, на протяжении которого решаются судьбы многих лиц.

Композиция «Гамлета» тщательно изучалась исследователями, и их выводы были далеко не одинаковыми. Современный английский критик Эмрис Джонс считает, что эта трагедия, как, впрочем, и остальные пьесы Шекспира, делится всего лишь на две части. Первую составляет все действие от начала, когда Призрак возлагает на принца задачу мести, до убийства Полония, после которого Гамлета срочно отправляют в Англию (IV, 4). Вторая фаза начинается с возвращения Лаэрта (IV, 5). Если в первой части центральным содержанием было стремление Гамлета выяснить вину Клавдия и отомстить ему за убийство отца, то вторая часть трагедии имеет центром месть Лаэрта Гамлету за убийство Полония .

Выдающийся английский режиссер X. Гранвил-Баркер считает, что трагедия делится на три фазы: первую составляет завязка, занимающая весь первый акт, когда Гамлет узнает об убийстве его отца; вторая занимает второй, третий и четвертый акты до сцены отправки Гамлета в Англию; третья фаза у Гранвил-Баркера совпадает со второй фазой Э. Джонса .

Наконец, существует и деление действия на пять частей, не вполне совпадающее с делением трагедии на пять актов. Оно более традиционно. Его достоинством является расчленение действия на части, отражающие сложное нарастание событий и, главное, различные душевные состояния героя.

Впервые деление трагедий на пять актов было установлено древнеримским поэтом Горацием. Оно было признано обязательным теоретиками драмы эпохи Возрождения, но только в эпоху классицизма XVII века стало применяться повсеместно. В середине XIX века немецкий писатель Густав Фрайтаг в своей «Технике драмы» (1863) пришел к выводу, что традиционное деление на пять актов имеет разумное основание. Драматическое действие, по Фрайтагу, проходит через пять стадий. Правильно построенная драма имеет: а) введение (завязку), б) повышение действия, в) вершину событий, г) падение действия, д) развязку. Схема действия представляет собой пирамиду. Ее нижний конец - завязка, возникающее после нее действие идет по восходящей линии и достигает вершины, после чего в развитии действия наступает спад, завершающийся развязкой .

Термины Фрайтага могут дать основание для неправильного заключения, будто с развитием действия и после кульминации происходит ослабление напряжения и соответственно упадок интереса зрителей, чего немецкий писатель отнюдь не имел в виду. Он дополнил свою пирамиду еще тремя драматическими моментами.

Первый момент - начальное возбуждение, второй - перипетия, или трагический момент, приходящийся на вершину действия, третий - момент последнего напряжения.

Многие шекспироведы конца XIX - начала XX века применяли пирамиду Фрайтага для анализа «Гамлета». Укажем, как соответственно ей членится действие нашей трагедии.

1) Завязку составляют все пять сцен первого действия, и ясно, что моментом наивысшего возбуждения является встреча Гамлета с Призраком. Когда Гамлет узнает тайну смерти своего отца и на него возлагается задача мести, тогда четко определяется завязка трагедии.

2) Начиная с первой сцены второго акта происходит развитие действия, вытекающее из завязки: странное поведение Гамлета, вызывающее опасения короля, огорчение Офелии, недоумение остальных. Король предпринимает меры, чтобы узнать причину необычного поведения Гамлета. Эту часть действия можно определить как усложнение, «повышение», одним словом, развитие драматического конфликта.

3) Где кончается эта часть трагедии? На этот счет мнения расходятся. Рудольф Франц включает во вторую стадию действия и монолог «Быть иль не быть?», и беседу Гамлета с Офелией, и представление «мышеловки». Для него поворотным моментом является третья сцена третьего акта, когда все это уже свершилось и король решает избавиться от Гамлета . Н. Хадсон признает кульминационным моментом сцену, когда Гамлет может убить короля, но не опускает на его голову своего меча (III, 3, 73-98) . Мне представляется более верной мысль Германа Конрада, что вершина действия охватывает три важные сцены - представление «мышеловки» (III, 2), король на молитве (III, 3) и объяснение Гамлета с матерью (III, 4) .

Не слишком ли этого много для кульминационного пункта? Конечно, можно ограничиться одним, например разоблачением короля: король догадывается, что Гамлет знает его тайну, и - отсюда следует все дальнейшее (III, 3). Но действие трагедий Шекспира редко и с трудом поддается различным догматическим определениям. Убедительным выглядит мнение Мартина Холмса: «Весь этот третий акт пьесы подобен морскому потоку, неудержимо стремящемуся к своей страшной цели... Мышеловка была придумана, приготовлена и сработала, Гамлет обрел, наконец, уверенность, что имеет основания для действия, но одновременно он выдал и свою тайну и тем самым потерял не меньше, чем один ход в игре. Его попытка действовать привела к тому, что он убил не того, кого хотел; прежде чем он успеет нанести новый удар, его отправят в Англию» .

Кульминация трагедии, ее три сцены имеют следующее значение: 1) Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, 2) сам Клавдий сознает, что его тайна известна Гамлету и 3) Гамлет, наконец, «открывает глаза» Гертруде на истинное положение вещей - она стала женой того, кто убил ее мужа!

Два момента являются решающими в сценах кульминации: то, что король догадывается о знании Гамлетом тайны смерти его отца, и то, что во время беседы с матерью Гамлет убивает подслушивающего их Полония. Теперь у короля нет сомнения в том, что Гамлет намерен убить и его.

4) К начинающейся четвертой стадии действия никак не приложимо определение Фрайтага «спад». Наоборот, со все большим напряжением возникают новые события: отправка Гамлета в Англию (IV, 3), проход войск Фортинбраса в Польшу (IV, 4), безумие Офелии и возвращение Лаэрта, врывающегося во главе бунтовщиков во дворец (IV, 5), известие о возвращении Гамлета (IV, 6), сговор короля с Лаэртом, смерть Офелии (IV, 7), похороны Офелии и первая схватка между Лаэртом и Гамлетом (V, 1).

Все эти наполненные происшествиями сцены ведут к заключительной части трагедии - ее развязке (V, 2).

Фрайтаг ограничил развитие фабулы правильно построенной драмы тремя «возбуждающими моментами». Но трагедия Шекспира, если можно так выразиться, построена «неправильно», точнее, не по правилам. В первых двух частях есть лишь единственный такой момент - рассказ Призрака (I, 5). Во время кульминации, как уже замечено, три момента острейшего напряжения. Если Шекспир и следовал какому-нибудь правилу, то оно состояло в том, чтобы по мере развития действия усиливать напряжение, вводя все новые события, с тем чтобы внимание зрителя не ослаблялось. Так именно и происходит в «Гамлете». На четвертой стадии значительных и потрясающих по драматизму событий происходит гораздо больше, чем вначале. Что же касается развязки, то, как знает читатель, в ней одна за другой происходят четыре смерти - королевы, Лаэрта, короля, Гамлета. Примечательно, что не только удары меча, а яд в первую очередь является причиной гибели всех четырех. Вспомним, что от яда скончался также отец Гамлета. Это - одна из сквозных деталей, связывающих начало и конец трагедии.

Еще одно подобное обстоятельство: первое лицо, о котором мы слышим подробный рассказ Горацио, - Фортинбрас. Он же появляется в самом конце трагедии, и ему принадлежат в ней последние слова. Шекспир любил такое «кольцевое» построение. Это - своеобразные «обручи», которыми он скреплял широкое действие своих пьес.

Нельзя не обратить внимания на то, что на протяжении трагедии весь королевский двор и все главные персонажи три раза предстают перед зрителями. Это происходит в завязке (I, 2), в кульминационный момент трагедии во время придворного спектакля (III, 2) и в момент развязки (V, 2). Отметим, однако, что ни во второй картине первого акта, ни во второй картине пятого акта нет Офелии. Такая группировка персонажей, конечно, была намеренной.

Подсчитано, что центральным событием пьесы является «мышеловка», и это подтверждается такими цифрами:

Придворный спектакль приходится, таким образом, примерно посредине трагедии.

Читатели и зрители настолько, можно сказать, привыкли к «Гамлету», что все происходящее в трагедии кажется естественным и само собой разумеющимся. Иногда слишком склонны забывать, что действие трагедии выстроено и разработано до деталей. «Гамлет» - один из тех шедевров мирового искусства, в котором достигнута высшая степень художественного совершенства, когда мастерство оказывается скрытым от поверхностного глаза.

Мы помним, однако, что в пьесе есть некоторые несоответствия, несогласованности, даже несуразности. О них еще будет речь. Сейчас наша задача была в том, чтобы показать, что при всей своей сложности «Гамлет» не хаотичное, а глубоко продуманное художественное творение, достигающее эффекта именно потому, что отдельные части его тщательно прилажены друг к другу, образуя художественное целое.