Особенности первобытной культуры. Первобытная наскальная живопись

Рабочий лист

Первобытная эпоха

1.Дайте определение:

1. человек

2. общество

3. природа

4. система

5. цивилизация

6. типы цивилизаций

7. ценности

8. формация

9. стадиальный подход к истории

10. цивилизационный подход к истории

11. прогресс

12. матриархат

13. патриархат

14. палеолит, мезолит, неолит, энеолит

15. присваивающее хозяйство

16. производящее хозяйство

17. неолитическая революция

18. последствия неолитической революции

2.Вопросы

1.Каково основное значение понятия «история»?

2.В чем состоит главная трудность исторического познания?

3.В чем состоят основные различия между теорией формации и теорией цивилизационных волн развития общества?

4.Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?

5.Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?

6.На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты.

7.Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

8.Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основания говорить о неолитической революции?

9. Как, какими путями человечество вышло из этого кризиса?

10.Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

11.Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

12.Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

3. Задания

1.Великий мыслитель древности Демокрит считал, что в первобытную эпоху «борьба за существование научила человека всему». Его последователь древнеримский поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» высмеивал распространенные тогда легенды о золотом веке, с которого будто бы начиналась жизнь людей на Земле, и утверждал, что люди совершали великие открытия, определяемые их нуждами.

Что, на ваш взгляд послужило основой для открытий и достижений людей в первобытную эпоху?

2.Известный русский философ и богослов В. Соловьев писал: « … мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют разные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участи в общей жизни человечества».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.

3.Учитель поставил перед учениками два вопроса: 1 Дайте характеристику средневековой европейской цивилизации. 2.Назовите основные черты средневековой общественно экономической формации . В чем ответы могут совпасть, а в чем они должны различаться?


Автор статьи - доктор исторических наук Б.А Фролов - рассматривает возникновение искусства на примере обнаруженных в конце 19 века в испанской пещере Альтамира древнейших наскальных рисунков (палеолит), даже наверно можно сказать - наскальной живописи. Он задаётся вопросом, а что же, собственно говоря, заставило древнего человека заняться совершенно новой для себя деятельностью? Ведь творчество не давало никакой материальной выгоды - еды больше не становилось, теплее не было, потомство не появлялось и т.п. Так зачем же было заниматься таким сложным интеллектуальным процессом - наблюдать за строением и поведением животных, готовить краски, готовить кисти, продумывать сюжет и т.д.? И всё это действо происходит 18 тыс. лет до н.э. Ну и в соответствии с концепцией издания противопоставляет две точки зрения - научную и религиозную.

Пещера Альтамира находится на севере Испании в паре километров от побережья.

Источник: сборник « Атеистические чтения » , 1981 год.

Споры о происхождении искусства не утихают на протяжении веков. Одни ученые утверждают, что искусство рождено магическими, религиозными ритуалами охотников ледниковой эпохи, другие - что оно продукт чисто эстетического освоения мира, третьи...
Доктор исторических наук Б. А. Фролов считает, что важнейшим аргументом в этих спорах должны быть памятники творческой деятельности наших палеолитических предков.


В 1861 году, то есть через два года после выхода в свет «Происхождения видов» Чарлза Дарвина, в парижских «Анналах естественных наук» (по разделу зоологии) были опубликованы изображения двух ископаемых костей, найденных во французских департаментах Вьенн и Арьеж. На первой кости мастерски были вырезаны кремневым резцом фигурки двух ланей, на другой - голова медведя с загадочными знаками. Публикуя их, известный палеонтолог Эдуард Лартэ (1801-1871) утверждал и убедительно доказывал свое предположение: авторы этих рисунков - люди ледниковой эпохи, современники мамонтов и других ископаемых зверей, ибо таковы геологические и палеонтологические условия залегания находок. При всем авторитете Лартэ в ученом мире мало кто поверил в такие художественные способности «дикарей» древнекаменного века, но и возразить против точности датировки было нечего. Спустя три года Лартэ наконец повезло. Во время раскопок, в присутствии авторитетнейших геологов и палеонтологов, он обнаружил в слое, относящемся к ледниковому периоду (плейстоцену), пластину из бивня мамонта. Изображение мамонта на этой пластине, сделанное первобытным человеком, стало научным фактом.

«Такое изощренное искусство не вяжется с жалким существованием, которое влачили четвертичные троглодиты!» - заявляли знатоки довольно примитивных палеолитических орудий из камня. «Охота давала аборигенам нашей страны достаточно дичи, они были сыты, располагали досугом, как хотели, - возражал Лартэ. - Что им оставалось, как не мечтать о более приятном существовании? И если необходимость - мать индустрии, то можно сказать с тем же правом, что стремление к приятной жизни рождает искусство».

Аргументы Лартэ были типичны для представителя естествознания того времени. Дарвиновская теория эволюции опрокинула библейские догмы, и многим энтузиастам-натуралистам она казалась универсальным ключом к вековым загадкам человечества. Искусство, святая святых человеческого духа, разве оно не является продуктом эволюции? Песни птиц, танцы гиббонов, красующийся своим оперением павлин разве это не ступеньки эволюционной лестницы, ведущей к нашей музыке и живописи? А ведь для животных такая «игра», такие «художественные» инстинктивные акты – не что иное, как способ привлечения партнера, то есть способ борьбы за существование – свое и своего потомства. Ископаемый человек как закономерный этап эволюции живой природы поднял «художественные» задатки своих далеких предков на более высокий уровень. И вот уже появляются копии животных, которых он видит постоянно вокруг себя. Вырезать такую копию – это уже сложная «игра», недоступная зверю, но доступная человеку форма «подражания» окружающему. Таким образом, человек в звериных шкурах развлекался с кремневыми резцами в руках, его поделки радовали глаз соплеменников, украшали их пещерное жилище; и если у современного зрителя образцы четвертичного искусства вызывают немало приятных эмоций, нередко подлинное эстетическое наслаждение, то что-то подобное мог ощущать и пещерный художник и его современники. Примерно в таком направлении в 60-70-е годы прошлого столетия развивались теории о происхождении произведений палеолитического искусства. Подобные взгляды не могли не встречать оппозиции у консерваторов, приверженцев религиозных традиций, старавшихся использовать каждый промах энтузиастов первобытной археологии. В этой обстановке напряженной борьбы натуралистов и клерикалов до Парижа стали доходить слухи о совершенно невероятных событиях: то в одном, то в другом департаменте археологи-любители, проникая в темные пещеры, вдруг сталкивались с крупными рисунками зверей на стенах. И уж совершенно насторожило ученых сообщение из Испании: никому дотоле не известный дон Марселино де Саутуола – юрист, археолог-любитель - нашел в 1879 году в глубине пещеры Альтамира, в кромешной тьме, скальный потолок, расписанный крупными многокрасочными изображениями бизонов и других зверей. Все данные говорили о том, что пещеру расписали люди палеолита. Зачем же им понадобилось забираться в сырую и опасную глубь подземелий, где фрески уже неразличимы во тьме? Нет, это открытие Саутуолы совершенно не вязалось с довольно стройной концепцией, представляющей палеолитического художника человеком, развлекающимся на досуге!


В разноречивых откликах на сообщение об Альтамире возобладало мнение Габриэля де Мортилье (1821-1898), президента Антропологического общества. Известный французский археолог, публицист, он в детстве воспитывался в школе иезуитов: решительно порвав с ними, он увлекся передовыми идеями антропологии, стал страстным атеистом. Мортилье часто приходилось сталкиваться с хитроумными уловками клерикалов, которые, на словах признавая открытия археологов, на деле старались их использовать как оружие против материалистической науки. Узнав об открытии в Альтамире и не ознакомившись с его деталями, Мортилье сделал поспешный вывод о том, что это мистификация: «...Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». К чтению своею учителя присоединился и Эмиль Картальяк (1845-1921), возглавлявший редакцию главного журнала специалистов по палеолиту. Позже сам же он будет чистосердечно каяться в своем скептицизме, но в начале 80-х годов была понятна осторожность ученых, ибо грандиозные картинные галереи темных пещер противоречили эволюционистской трактовке возникновения изобразительного искусства в палеолите с малых и простых форм, а эволюционизм казался его последователям единственным научным методом. Исследователям пещерных росписей в палеолите Испании и Франции приходилось идти «против течения», их правоту признали лишь в 1902 году, когда участники Международного конгресса антропологов посетили пещеры Ла Мут, Комбарель, Фон-де-Гом (юго-западная Франция). Здесь они своими глазами смогли увидеть наскальные рисунки, очищенные от плейстоценовых отложений. Теперь, когда плотина старых взглядов была прорвана, десятки исследователей устремились в карстовые полости юго-западной Европы. Открытия гротов с палеолитическими фресками нарастают лавинообразно. А в 1903 году новая трактовка всего «четвертичного искусства» в целом как особой формы деятельности, сопутствовавшей магическим обрядам древних охотников, становится общепризнанной.

Обычно эту идею приписывают французскому археологу и искусствоведу Саломону Рейнаку (1858-1932). На самом же деле ее предлагали до него: в 1865 году - английский историк культуры и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917), а в 1880 году - русский исследователь Л. К. Попов (1851-1917). Кстати, мысли последнего о том, что искусство возникло у охотников ледниковой эпохи не из подражания формам природы и поисков удовольствий, а из стремления подчинить себе любыми средствами, включая магию и колдовство, стихийные силы природы и стада диких зверей - источник существования охотников, в конце прошлого столетия получили распространение даже во Франции. И Тэйлор, и Попов опирались в своих выводах на соответствующие сведения о жизни и верованиях аборигенов Австралии, эскимосов, индейцев Америки.

Но гипотезы Тэйлора и Попова в XIX веке так и остались непризнанными, их не приняли натуралисты, державшие в своих руках изделия ископаемого человека и более доверявшие категорическому мнению Мортилье: «население четвертичной эпохи не знало никакого культа, никакой религиозной идеи», ибо в его искусстве мы не находим попыток передать сверхъестественное, изобразить религиозные символы.


Когда же перед энтузиастами-археологами открылись своды темных пещер, испещренных фигурами ископаемых зверей и таинственными знаками, подземные «святилища», «храмы», как их стали вскоре называть, - старая концепция происхождения искусства стала казаться совершенно наивной. Чем ее заменить? Как раз в это время выходит фундаментальный труд английских этнографов Спенсера и Джиллена об аборигенах Австралии, где подробно рассмотрены их магические церемонии с применением рисунков животных. Тут-то и возникла снова идея (показавшаяся теперь чрезвычайно удачной!) сравнить палеолитические рисунки в глубинах пещер с теми, которые делают австралийцы для магических охотничьих ритуалов. Эти племена, задержавшиеся в своем развитии на уровне каменного века, верят в чудодейственную силу рисунка: нарисованный зверь уже не уйдет от охотника, так как «подчинен» воле изобразившего его человека. Первобытный охотник может также, заботясь о будущем своего рода, просить или требовать, чтобы нарисованные звери больше размножались, чтобы они не уходили далеко от территории клана и не лишали его пищи. Вероятно, так думал и наш палеолитический предок, рисуя бизонов, диких лошадей, мамонтов на стенах пещеры, - предположил Рейнак в ходе дискуссий, всколыхнувших ученый мир сразу же после того, как отпали последние сомнения в палеолитическом возрасте Альтамиры, Комбареля, Ла Мут, Фон-де-Гома и других подземелий с «картинными галереями» ледниковой эпохи. Предположение это тут же подхватили, и скоро из гипотезы оно превратилось в прочную концепцию, почти теорию. И сейчас - особенно в послевоенные годы - во множестве энциклопедий, справочников, популярных изданий всего мира можно прочесть: палеолитические изображения были созданы для колдовских церемоний, охотничьих обрядов, культов - иначе говоря, «искусство берет начало в магии» .

Однако сам Рейнак и его ближайшие последователи немало подивились бы такой интерпретации их первоначального предположения. Достаточно посмотреть их выступления в первом десятилетии нашего века, где с большой осторожностью постоянно подчеркивается, что «магическая» цель первобытного искусства вовсе не отрицает другие его цели, и прежде всего эстетические. Крупнейшему специалисту по пещерному искусству Анри Брейлю (1877-1961), одному из первооткрывателей наскальных росписей, при всем его авторитете приходилось вплоть до последних лет жизни немало энергии тратить на борьбу с этой упрощенной формулой: «искусство - из магии» . Брейль подчеркивал доминирующую роль эстетических потребностей в мотивах создания палеолитических росписей и скульптур, он указывал и на потребность в передаче знаний от одного поколения к другому, которая также определяла развитие искусства охотников ледниковой эпохи. Дело осложнялось и тем, что глубокое, тонкое понимание особенностей их шедевров, бывшее достоянием довольно узкого круга специалистов, никак не укладывалось в требование «в двух словах» ответить на обращенный к археологам и интересовавший самые разные круги читателей и зрителей вопрос: «Почему появилось искусство?»


Сложилась довольно запутанная картина споров по вопросам, к которым трудно привлекать бесспорные аргументы. Примерную схему дискуссий можно проследить по отчетам научных обществ Франции, этого признанного центра изучения палеолита, причем она остается почти неизменной в 20, 30, 40 и 50-е годы. Один автор показывает мощь впечатлений, отражённых в живописных образах палеолита, высоту художественного чувства, точность линии и т.п. Другой возражает против того, чтобы в чисто художественных достоинствах этих образов видеть главную цель палеолитического искусства. Он указывает на труднодоступность и глубокий мрак пещер с рисунками, удаленность рисунков от дневного света, на специфические сюжеты изображений, и прежде всего на фигуры зверей, пронизанных стрелами, забитых камнями, попавших в ловушки. Что это, как не свидетельство магического предназначения рисунков, созданных первобытными охотниками? Их волновали утилитарные заботы: как не остаться голодным, как добыть зверя, и, надеясь на магическую силу изображения, эти « троглодиты» добивались максимального подобия изображения настоящему, живому зверю, на которого собирались охотиться. Невольно, сами того не подозревая, эти охотники создавали подлинные произведения искусства, хотя такой цели перед собой не ставили. Некоторые авторы присоединяются к первой или второй точке зрения. Иные пытаются совместить одно с другим. Дальше продвинуться было трудно. Почти всякую новую находку можно было привлечь для обоснования любой из этих позиций.

Гипотезы и факты.

Оглядываясь на долгий извилистый путь ученых разных школ к истинному пониманию палеолитического искусства, отмечая на нем противоречивые места, можно выработать такие приемы исследования, которые позволят не повторять ошибок.

Ограниченность эволюционистской трактовки истоков искусства сказалась прежде всего в том, что ископаемый человек рассматривался лишь как биологический индивид. Социальная природа его самого и его творческой деятельности оставалась вне поля зрения исследователей палеолита до конца XIX века. Открытие монументальных наскальных росписей палеолита, с одной стороны, развитие этнографии, социологии, искусствоведения - с другой, заставили искать способы преодоления этой ограниченности. Магическая концепция позволяла обратиться к анализу социальных стимулов создания палеолитических изображений, это был вполне закономерный шаг вперед. Но более чем полувековое господство магической концепции не привело к выработке такой конструктивной программы исследования, которая охватывала бы все многообразие известных сейчас памятников древнекаменного века и выдерживала критику большинства специалистов.

Почему наскальные росписи обнаруживаются в глубине пещер? А. Брейль констатировал, что геохимические процессы разрушили первые сотни метров при входе в пещеру в Комбареле, Нио, Фон-де-Гоме и других крупнейших гротах с наскальными изображениями, и нашел, таким образом, естественное объяснение их удаленности от входа. Так был пролит свет и на это загадочное обстоятельство, обычно приводимое защитниками магической концепции в доказательство тайных и мистических целей, заставлявших палеолитических художников «прятать» свои шедевры от «непосвященных» во мраке подземелий.

Крупнейший современный исследователь палеолитического искусства профессор Сорбонны Андре Леруа-Гуран некоторое время назад подытожил и проанализировал все художественные сокровища ледниковой эпохи в Западной Европе. Полученные им крайне интересные результаты, в частности, ясно показывают ограниченность фактов, на которых зиждется магическая концепция. Так, изображения зверей, раненных стрелами, составляют всего 2,6 процента общего числа изображений палеолитических животных. Остальные 97,4 процента изображений не имеют тех следов колдовских операций, которые давали бы основание проводить параллель между ними и обрядами австралийцев или бушменов.


Да и этнография указывает на многообразие целей, для которых создают рисунки и скульптуры индейцы, эскимосы, бушмены, аборигены Австралии и других уголков планеты. Здесь и воспоминания о самых ярких событиях в жизни племени, и стремление увековечить важнейшие события в жизни коллектива, и передача знаний от старшего поколения к младшему, и организация совместных действий всего коллектива и т.п. Конечно, некоторые из этих целей переплетаются с магическими и религиозными мотивами и обрядами, но это не исключает эстетического отношения к изображениям.

И здесь есть принципиальное различие, давно указанное известными исследователями народов Севера В. Г. Богоразом и В. И. Иохельсоном: «...Коряки искусно вырезают мелкие фигурки людей и животных из дерева, кости и рога. Резьба эта выделяется своим реализмом и передачею в фигурках движения и жизни. Гораздо ниже стоят разные предметы, относящиеся к культу. Они вырезываются небрежно, в стилизованном виде (подчеркнуто мною. - Б. Ф.). Чисто реалистическими являются украшения на посуде и других хозяйственных предметах, но нередко коряцкий скульптор вырезывает только для удовлетворения эстетического чувства. Точно так же чукотские и эскимосские резчики создавали свои реалистически-жизненные скульптуры животных только для того, чтобы время от времени вынимать их из мешка, где они хранились, только для того, чтобы держать их в руках и рассматривать, получая таким образом наслаждение». Разницу в качестве выражения эмоций и мыслей в изобразительной деятельности (предназначенной для культа или же независимой от него) отмечали и многие другие исследователи первобытной культуры народов мира. Она противоречит утрированным трактовкам магической концепции происхождения искусства («искусство - из магии»). Великолепная точность, экспрессия, динамика художественных портретов зверей, часто недоступная даже современным художникам-анималистам, резко отличает палеолитическое искусство от всех более поздних его продолжений в первобытном обществе.

Привести эти возражения против концепции «искусство - от магии» нужно было бы не для того вовсе, чтобы отказаться от самой идеи о связи части палеолитических рисунков с какими-то ритуалами, обрядами, культами. Призывы вернуться к эволюционистскому пониманию художника-дикаря, лишенного и тени религиозности, - в духе Мортилье - сейчас звучали бы по меньшей мере наивно. И не только потому, что в палеолитических местонахождениях обнаружены все те примеры «абстрактных фигур», «символов» типа круга, креста, существование которых Мортилье категорически отрицал. Опыт, накопленный археологией и смежными с нею науками, позволяет не впадать в эту крайность и предостерегает от стремления найти за «господством магии» в палеолите доказательства гораздо более сложного «религиозного заднего плана», с иерархией богов и единым богом, верховным божеством, творцом. Редкие попытки такого рода поисков изначального монотеизма, предпринятые Менажем во Франции и Марингером в ФРГ, не получили поддержки у их коллег, специалистов по палеолиту, и давно не принимаются всерьез. Фактические данные (сейчас найдено и известно науке более 10 тысяч палеолитических изображений) показывают ограниченность магической концепции в объяснении истоков искусства .

Весьма плодотворным был путь к решению вопроса о происхождении искусства, которым шли ученые в нашей стране. Их работы были основаны на диалектико-материалистическом понимании древнейшей истории. Немалую роль в выводах советской школы специалистов по палеолиту сыграли данные раскопок П. П. Ефименко в Костенках, С.Н. Замятнина в Гагарино-на-Дону, М. М. Герасимова в Мальте-на-Ангаре. Каждый из этих исследователей своим путем пришел к открытию долговременных искусственных жилищ, построенных палеолитическими охотниками посреди тундр ледникового времени, - по существу первых памятников архитектурного искусства.

Практическое, хозяйственное назначение первых произведений архитектуры не вызывало сомнений. Но еще убедительнее об этом свидетельствовали следы деятельности древних обитателей, оставшиеся на «полу» жилищ: здесь были не только орудия, но и скульптурные фигурки женщин («Венер»), животных, птиц, выполненные резьбой по бивню мамонта, кости, рогу. Подобные находки раньше казались изолированными археологи рассматривали их каждую саму по себе, вне связи с другими. Теперь же произведения древнейшего искусства предстали в системе, соответствовавшей, так или иначе, системе взаимоотношений обитателей палеолитических жилищ и их отношению к художественным шедеврам, собранным у их очагов и хозяйственных ям. И хотя до полной расшифровки этих отношений было еще далеко, открылась неизвестная дотоле возможность «говорить» с палеолитическими мастерами об их искусстве изображать, о целях этого искусства.

Выяснилось, что знаменитые «Венеры», казавшиеся ранее одним ученым эротическими символами, другим - натуралистическими копиями уродливых фигур или плодом минутного каприза древнего мастера, на самом деле глубоко продуманные образы, воплощающие в себе особое положение женщины в палеолитической охотничьей общине, ее роль как матери-прародительницы охотников, хранительницы очага, полезных знаний и традиций рода. Эти свойства и функции реальных обитательниц палеолитических поселков породили и ряд фантастических представлений - о женщинах, ведающих стихийными силами природы, хозяйках зверей, незримых (магических ) помощницах охотников-мужчин в их трудном промысле. Таков примерно круг представлений - это уже мнение не только ученых СССР, но и специалистов всего мира, высоко оценивших вклад советских исследователей палеолитического искусства, - воплощенный древними скульпторами в миниатюрных фигурках «Венер».


Основная ошибка поздних защитников магической концепции заключалась в том, что они приняли одно из следствий за основную причину развития художественной фантазии у создателей палеолитического искусства. Наши палеолитические предки, имевшие законченный облик Homo sapiens, человека разумного, обладавшие не меньшим, чем мы, интеллектуальным потенциалом, оперировали достаточно сложными абстрактными понятиями. А во всяком обобщении, во всякой, даже простейшей, абстракции, говорил В.И.Ленин, заложена возможность отлета мысли от действительности. Он писал, что раздвоение познания человека и возможность идеализма (религии) даны уже в первой, элементарной абстракции (см. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 330).

Абстрактные представления людей содержали к концу палеолита значительный массив знаний о своей и окружающей природе. Об этом свидетельствуют исследования орудий, жилищ и, конечно, произведений искусства, как с точки зрения техники исполнения цветописи, скульптуры, графики, так и с точки зрения сюжетов и тем. Однако, несмотря на эти завоевания, слабость человека в борьбе с природой на каждом шагу создавала благоприятные условия для проявлений первобытного идеализма, отлета мысли от действительности в мир иллюзий, религиозной фантастики. Вот эту-то негативную сторону абстрагирующей работы ума и пытались установить в истоках художественного творчества сторонники магической концепции, не принимая в расчет исходную, противоположную по своему значению позитивную сторону или резко занижая ее значение.

Между тем первобытному охотнику, прежде чем поверить в сверхъестественную связь живого зверя с его изображением, нужно было сначала научиться изображать этого зверя. А для этого нужно было уметь и знать очень многое.

С одной стороны, знать повадки разных зверей и до мельчайших подробностей сохранять в своей памяти многие детали звериной фигуры, в разных ракурсах, в разные моменты ее движения, и анималистические шедевры палеолита подтверждают, что вся эта масса сведений не только хранилась, но и активно переосмыслялась, так что всякий раз в рисунке выступало самое характерное для данного зверя, самое важное в его поведении с четко обозначенной точки зрения - с точки зрения охотников, обусловленной их практическими интересами.

С другой стороны, чтобы зафиксировать образ животного, надо было проделать массу операций. Перечислим хотя бы некоторые из них. Изготовить из соответствующих пород камня соответствующей формы резцы, то есть сделать самое необходимое орудие, без которого по покрытой кальцитовыми натеками каменной стене пещеры не провести и простого штриха, не то что напряженной живой линии, оконтуривающей фигуру зверя. Далее, в ряде случаев зашлифовать неровную поверхность скалы, на которой появится будущая картина, живущая пока в голове художника. Найти соответствующие минеральные красители, превратить их в краски (растолочь, размешать на животных или растительных жирах, костном мозге и т. п.). Осветить «рабочее место». Для этого использовались каменные чаши с животными жирами и фитилём - настоящие лампы. И наконец, из растений сделать кисти для нанесения красок на стену.

Когда же начнется сам процесс изображения, автору его необходимо будет, так или иначе, с первой и до последней минуты соизмерять детали изображения как между собой, так и с живым оригиналом, который ему представляется в это время, то есть постоянно пользоваться чем-то вроде масштаба. А это не так просто, если вспомнить, что некоторые фрески палеолитических пещер достигают пяти, шести и более метров по своим размерам.

Таков далеко не полный перечень чисто технических средств палеолитического искусства по найденным к настоящему времени документальным свидетельствам, и нетрудно убедиться, что истоки этих средств лежат в производственных навыках охотников плейстоцена, венчающих сотни тысячелетий трудовой практики их предшественников из более ранних эпох древнекаменного века, еще не знавших изобразительного искусства. Очевидно и то, что лишь человеческое общество могло обеспечить такое прогрессивное накопление, шлифовку, творческое преобразование жизненного опыта от одного поколения к другому. Отсюда следует, что и искусство возникло как определенный итог социального и производственного прогресса человечества в древнекаменном веке и в то же время как новое, очень мощное средство дальнейшей передачи всего, что представляло интерес для человека и повышало жизнеспособность общества, прежде всего добытых практикой и проверенных ею точных знаний о своей и окружающей природе.

Именно идя по этому пути, исследователь сможет проникнуть более глубоко в тайны палеолитического искусства. В этом убеждают прежде всего работы советских археологов, изучающих его не изолированно, а на широком фоне производственной, хозяйственной, социальной жизни его создателей.

На наш взгляд, диалектико-материалистическая точка зрения на происхождение искусства очень верно выражена академиком А.П.Окладниковым. Он пишет: «Магия, конечно, могла способствовать вначале материализации этих новых для нашей планеты качеств человека как социального существа, в том числе искусства, эстетического переживания. Но её роль сводилась не более чем к роли внешнего стимула - катализатора. Она не могла родить искусство, поскольку была ему противоположна по своей сути. Да, конечно, пещерные росписи появились потому, что в силу своей ложной теории охотничьей магии человек нуждался в изображении животного, потому, что ему нужно было изобразить зверя. Но то, что он смог изобразить зверя, и притом так живо, так похоже, уже совсем не зависело от любой магической теории. Это целиком определялось его физическими возможностями, в первую очередь наличием гибкой и умелой руки, а также всех человеческих чувств, рожденных в результате предшествующей истории человека. А еще больше – состоянием его ума, интеллектуальными способностями, творческим воображением».

Антропология и психология о первобытном творчестве.

Любая религиозная система зиждется на догматах, претендующих на знание вечных, незыблемых начал мира и человека. Претензии эти не выдерживают научной критики и испытания временем. Поэтому в общем-то неудивительно, что после крушения библейской хронологии мира и мифа об Адаме церковь поспешила сориентироваться в новом археологическом и антропологическом материале. Патеры Вильгельм Шмидт, Т. Менаж, Иоганн Марингер, их последователи в Западной Европе кропотливо собрали огромный фактический материал, который, по их мнению, должен был доказать, что стремление к религии есть вечная потребность человека на любой стадии культурного развития. Это врожденное свойство психики, утверждали они, и если кроманьонец 40 тысячелетий назад, в позднем палеолите, имел ту же психику, что и современные люди, значит, он поклонялся единому божеству; божественное откровение - вот источник внезапной вспышки искусства. Отсутствие признаков монотеизма у племен первобытных охотников XV - XX веков в Австралии, Африке, Америке патеры объясняли тем, что аборигены-язычники утратили истинную (то есть монотеистическую) веру своих палеолитических предков и потому деградировали и прозябают на задворках цивилизованного мира.

Зарубежные исследователи, пытаясь проникнуть в неповторимую психологическую атмосферу истоков искусства, сравнивали палеолитических художников с животными, с детьми, с пациентами психиатрических клиник; не так давно французский археолог Ж. Модюи объяснял, например, фрески Альтамиры как записанные на скалах галлюцинации голодных охотников. Были и другие вариации на тему «гениальность - плод безумия».

Однако сами произведения палеолитического искусства не дают о сновании для того, чтобы делать вывод о неразвитости, ущербности, патологии психических функции их создателей. Не здесь лежат ключи к разгадке проблемы.

Мы являемся современниками удивительнейших открытий и археологии и антропологии. Выяснилось, что не только неандертальцы, но и их предшественники (типа питекантропов ) строили искусственные долговременные жилища, проводили коллективные обряды. Неандертальцы пользовались минеральными красителями, наносили ритмические нарезки на кости в виде простейших орнаментов: они вплотную подошли в своих технических возможностях к порогу искусства - к началу создания фигурных рисунков, росписей, скульптур. Совершалась эволюция не только физических возможностей, но и социальных отношений, и все это формировало внешний и внутренний облик человека в определенном направлении: все меньшая зависимость от природной среды, все большая - от общественной.

У поздних неандертальцев эволюция достигла критической точки. Хотя неандертальцы сохранили в лице и осанке отдельные черты животных предков, их головной мозг достиг объема, который имеют в среднем современные люди, - около 1500 см3. Но строение мозга было иным. Важнейшее отличие, на которое указывают антропологи, - слабое развитие у неандертальцев лобных долей головного мозга. Благодаря нормальным функциям лобных долей регулируется и координируется наше поведение в особенно сложных видах деятельности (например, выбор и оценка абстрактных целей, прогнозирование будущих ситуаций, решение математических задач); они руководят общественным поведением, в частности затормаживают побуждения, которые могут быть осуждены обществом. Что значило отставание в развитии лобных долей для неандертальцев? Переполненный лавиной зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых раздражителей, его мозг, видимо, не успевал «фильтровать» их воздействие на поведение индивида так, чтобы это соответствовало требованиям общественной среды. Человек эпохи мустье (100-40 тысячелетий назад) режет кремнем кость, размазывает пятна охры, а «скоординировать» свои мощные движения, чтобы получить образ, не может. Очевидно (таково мнение ведущих антропологов), звуковой речью неандертальцы владели, но она позволяла передавать информацию лишь на небольшие расстояния, сохранять ее лишь на краткий промежуток времени после звучания. Требовалось нечто более прочное, долговечное: ведь человечество росло, заселяло планету, усложняло свое хозяйство... Разрастание лобных долей до пропорций, которыми характеризуется мозг современного человека, отвечало тем условиям, в которые ставили формирующегося человека все более сложные социальные связи и производственные отношения. Это был долгий, постепенный процесс.

И не случайно, очевидно, что в период завершения чисто биологического формирования человека мы видим другой процесс: на фоне кардинальных сдвигов в материальной культуре древнекаменного века выкристаллизовываются и появляются первые настоящие художественные образы. Мучительные попытки овладеть новым средством самовыражения и общения приводят к началам изобразительного искусства. Чтобы зажечь и поддерживать факел искусства, нужно было подняться на высшую ступеньку биологической эволюции - к виду Homo sapiens. Это условие необходимое, но недостаточное: стоит человеку современного вида, какую бы гениальную наследственность ни носил в своих генах этот индивид, выпасть хотя бы на первые пять лет жизни из общества людей, и он уже не способен будет не только творить, но даже овладеть основами рисования, живописи, скульптуры. Не только искусство, но и более элементарные способы выражения эмоций и мыслей, простейшие способы человеческого общения становятся недосягаемыми.

Есть два момента, отличающих позицию советских археологов, антропологов, психологов, основанную на диалектико-материалистическом понимании истории: во-первых, утверждение постоянства морфологической, физиологической, психофизиологической организации людей уже сложившегося вида Homo sapiens (сейчас она та же, что и в позднем палеолите); во-вторых, признание решающей роли общественно-исторических условий в динамике потребностей, мотивов, идей, движущих творческую деятельность людей. Эта простая ясная позиция сразу же обнаруживает причины промахов тех, кто подходил к психологии художников палеолита с критериями, взятыми из зоопсихологии, детской психологии, патопсихологии. Да, искусство палеолита - неповторимое, радостное, в чем-то и детски-наивное – своеобразно, насколько неповторимым, своеобразным был общественный уклад охотничьих коллективов той исторической эпохи. Однако в нем отразились не только «детские годы» общества, но и проблески огромных возможностей психики человека с законченными морфологическими и физиологическими качествами Homo sapiens, с теми фундаментальными психофизиологическими свойствами, которые современная психология изучает экспериментально.

Важную психофизиологическую сторону становлении искусства показал в своих работах известный советский антрополог профессор Я.Я. Рогинский . Дело в том, что, в отличие от легких, сердца и других органов человеческого организма, работающих ритмично, мозг осуществляет свои высшие функции, выбиваясь из привычных ритмов. Позволяя человеку глубоко постигать мир, создавать широкие абстракции, мозг настраивается не на ритмы организма, а на динамику отражения окружающего мира. Такая аритмия тяжело, угнетающе действует на мыслящего индивида. Впрочем, кто сейчас не знает, что напряженная умственная работа требует перерывов и отдыха? Это тоже способ вернуться к нарушенным ритмам организма. Нечто аналогичное происходило па последней стадии антропогенеза, с момента появления Homo sapiens. Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линии, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжении и срывов мыслящий мозг.

Советский психолог Я.А.Пономарев в ходе экспериментального изучения механизма интуиции пришел к важному выводу. Оказывается, решая какую-то задачу, мы не только получаем «прямой продукт» (решение, ответ), который искали и который хорошо осознаем, но в нашей психике остается ряд неосознаваемых следов (структур или моментов) процесса поиска - «побочный продукт». Проходит время, мы сталкиваемся с новой задачей, в чем-то похожей на первую, ищем решение - и оно приходит «вдруг», внезапной «вспышкой», «озарением». Сработал «побочный продукт», о котором мы давно забыли, а то и вовсе не подозревали о его существовании. Сработала интуиция. Та, что вызвала восклицание «Эврика!» у Архимеда. Свои «эврики» были и в искусстве палеолита. Резец оставляет случайные следы на кости, которую очищали от мяса. Следы повторяются тысячелетиями, им не придают значения. Пришел момент – в них открыли линию. Идут тысячелетия. Линии группируются по равенству длин, по направлению. Через тысячелетия открывают, что из таких групп получаются узоры, радующие глаз. Снова череда веков, снова «эврика»: узоры можно наносить не только на кости, но и на браслеты, на другие украшения, на скульптуры; узорами можно передавать шерстный и меховой покров на изображениях животных; эти изображения можно поставить на стене пещеры в ритмический ряд, как ставились в ритмический ряд простые линии... Так постепенно можно проникнуть в святая святых - в интуицию древних художников.

Момент интуитивного прозрения, «снисходящего» на художника как бы «неизвестно откуда», разумеется, не мог не стать одним из источников ореолов таинственности, мистичности, волшебства, окружавших творческий процесс уже в глубокой древности. Магико-религиозную окантовку, обрамление истоков искусства надо признать вторичными образованиями, иллюзорным отражением непознанных закономерностей мира, человека, творческого процесса. Так, в мифологии народов мира повторяется утверждение: духовная культура, творчество, интуитивные озарения дар богов или полубожественных героев простым смертным.

Наконец, нужно сказать хотя бы несколько слов о психологической почве первоистоков искусства – о той, что определялась специфическими общественными условиями и хозяйственным укладом палеолитических охотничьих общин. Почитание матерей-прародительниц, культ зверей, культ плодородия не говорят о каких-то особенностях мышления, противоположных структуре нашего мышления. Тем более об изначальной мистичности «пралогического» мышления. Иной была лишь структура общественной среды и основанного на охотничьем промысле материального производства, определявших потребности, мотивы, цели людей. Охотник палеолита шел в пещеру с иными мотивами, чем христианин входит в церковь. Поэтому попытки представить мотивы последнего как главный источник искусства палеолита не имеют основания.

Пытаясь проникнуть в основы миропонимания первобытных мастеров резца и кисти, некоторые исследователи подгоняли, вольно или невольно, действительное под желаемое. Конечно, легко и удобно предположить, что палеолитического человека стимулировали в его творчестве конкурентные побуждения, стремления обладать собственностью, упование на единого бога-творца, а потом утверждать, что это неизменные свойства его психики. Но эта удобная схема не подтверждается даже в том, что можно наблюдать у современных, отставших в своем развитии охотничьих племён.

Искусство зародилось в тот особый период истории, когда человек уже сложился физически и психически и по задаткам интеллекта приблизился к современному. Однако взаимодействия людей, их социальные, производственные связи находились еще на том младенческом, неразвитом уровне, который характеризует эпоху первобытной родовой общины, эпоху первобытного коммунизма (по определению В.И.Ленина). Эту эпоху и передал нам первобытный художник в живых и непосредственных образах своего творчества.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ РЕЛИГИИ

Религия и культура — это не две разные, хотя и родственные, сферы об-щества, а причина и следствие. Культура произошла от религии, но не на-оборот. В первобытные времена, когда еще только появилась наскальная жи-вопись, люди изображали животных не для эстетических целей — чтобы по-любоваться совершенством формы и красотой стиля, — а ради магических действий. Ни о каком искусстве речи не шло. Так продолжалось многие тысячелетия.

Только с появлением древневосточных империй и первых государств форма отделилась от содержания. Появились культовые постройки, кото-рые представляли эстетическую ценность прежде всего.

Когда актер изображает молитву на театральной сцене, он на самом деле думает не о Боге, а о том, какую позу принять, как наиболее ярко или кра-сиво изобразить религиозное действо. Напротив, верующий в храме, совер-шая молитву, ни о какой красоте не думает. Ему все равно, как он выглядит со стороны, красиво или правильно ли он встал. Для него главное — содер-жание молитвы — просьба, обращенная к Богу.

Таким образом, культура — вторичный продукт религиозной деятельно-сти, ее отчужденная форма. Искусство интересовали действие и форма сами по себе. Точно так же Г. Зиммель учил нас о том, что социологию интересу-ет прежде всего форма социального действия сама по себе — независимо от его содержания.

Предмет социологии — чистые формы социации (sociation). Социологи-ческий метод вычленяет, считает Зиммель, что «из явлений момент социа-ции... как грамматика отделяет чистые формы языка от соединения, в кото-ром живы эти формы. Чистая форма есть попросту отношение между инди-видами, рассматриваемое отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Подобно тому, как геометрия располагает и изме-ряет любые отношения в пространстве, социология изучает форму и траек-

тории социальных отношений, их рисунок безотносительно к эпохе, конк-ретному обществу, социальным группам и самим носителям. Это и позво-ляет отделить форму от содержания, выделить абстрактное общество как ре-зультат взаимодействия индивидов в противоположность реальному обще-ству, созданному живыми людьми во всем их многообразии и целостности интеллекта и чувств».

Культура и искусство — игровые формы религии, так сказать эстетичес-кая репрезентация религиозных действий и чувств на сценической площад-ке, художественном полотне или материале для скульптуры. Жертвоприно-шение на сцене и жертвоприношение в храме или на капище — две большие разницы. Второе действо относится к сфере серьезного и реального, пер-вое — к сфере игрового и символичес-кого. Символическое действо — это всегда процесс замещения, в котором содержание выпарилось, но осталась форма. И с ней можно совершать лю-бые сценические превращения: под-черкивать, выпячивать, оставлять глав-ное или купировать. С подлинным ри-туалом ничего подобного совершать нельзя — устоявшиеся веками правила его проведения никто из людей ме-нять не имеет права. Таким образом, режиссер в искусстве подобен учено-му-экспериментатору в науке — оба манипулируют формами явления.

Жрец совершает убийство на самом деле, актер изображает его «понарош-ку». У первого цель — умилостивить богов, у второго — вызвать эстетичес-кое сопереживание зрителя. При этом зритель должен любоваться красотой игры актера, а верующий — надеяться на реальный исход действий жреца, шамана или священника: спасение души, вызывание дождя, излечение боль-ного. В этом смысле театр — символический институт жертвоприношения. В реальном жертвоприношении есть тайна и страх, в театральном — красо-та и катарсис (очищение чувств, превращение низменных переживаний в возвышенные).

Игровая форма предполагает соучастие зрителя на основе сходства пере-живаний. Изображая религиозный экстаз, артист стремится вызвать похо-жие чувства у зрителя и тем самым настроить его на возвышенный лад. При-общение к возвышенному искусству формирует еще и функцию социали-зации — воспитание зрителя в нужном направлении. Но опять же разговор идет пока лишь о чувствах и переживаниях.

Следующий, третий, этап связан с разложением и анализом культурной формы на составляющие элементы, анализом и самого религиозного дей-ствия, его объекта, сущности и происхождения. Появляются методы позна-ния и наука. Античная философия строилась на религиозном фундаменте, когда философы отвлеклись от содержания и в качестве объекта анализа взяли религиозную форму, например поклонение божеству. На этом этапе отчуждения в ход идут не чувства, а разум и рассудок.

Таковы три этапа восхождения человечества от религии к искусству (куль-туре) и науке. Две последние ступени представляют собой результат действия

отчуждения, т.е. отделения формы от содержания и последующие манипу-ляции с ней — репрезентацию (искусство) в одном случае и анализ (наука) в другом.

Отчуждение, или отделение, формы от содержания — универсальный элемент человеческой деятельности, который мы можем наблюдать и в тра-диционном, и в индустриальном, и в постиндустриальном обществе. Рож-дение абстракционизма в начале XX в. — поздний пример отчуждения фор-мы от содержания. Абстракционизм в музыке появился после того, как ком-позиторы отклонились от тематической музыки Чайковского и начали экспериментировать с чистыми звуками. Абстракционизм Кандинского и Малевича также появился после того, как художники ушли от тематической живописи передвижников и начали экспериментировать с чистой формой и цветом.

ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ. Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Говорят о тысячах религиозных форм и видов, которые возникали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племен, наций, по-скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурно-го целого лишь тогда, когда у нее появлялась система высших ценностей, не-прикасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать со-хранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общ-ностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских дено-минаций насчитывается около 20 тыс.



Самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинные и ложные. Затем было выдвинуто несколько более научное деление — на естественные и религии откровения, которого придержива-лись многие богословы. Такая типология опирается на генетический прин-цип (принцип происхождения).

Под естественными религиями понимают стихийно и объективно возник-шие верования — прежде всего в первобытном обществе. Первобытные че-ловеческие коллективы, такие, как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совмест-ный культ. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному призна-ку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К. послед-ним религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значи-тельная часть религий национальных, таких, как синтоизм или индуизм.

Напротив, религии откровения связаны с харизматической личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. Исто-рия знает многих таких основателей — Иисус, Будда, Мухаммед. Они появ-лялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христиан-

ство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в дан-ной группе верований и культа.

Существуют и другие критерии для классификации религий:

♦ количество верующих и их удельный вес в общей численности населе-ния (статистический);

♦ ареал распространения (картографический);

♦ формы распространения: дискретные, т.е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т.е. распространенные ком-пактно по странам и континентам (христианство, ислам);

♦ правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; ре-лигии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально);

♦ государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документа-ми; религии национальных меньшинств);

♦ уровень организации (жестко централизованные, не жестко централи-зованные, децентрализованные).

Религии также могут быть:

♦ политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие);

♦ урбанистическими (городскими и сельскими).

Первую научную попытку универсальной систематизации религий пред-принял Г. Гегель (1770—1831). Гегель рассматривает каждую религию как ступень самопознания абсолютного духа 14 . Он считал, что религия в своем саморазвитии проходит три основные стадии: естественной религии, рели-гии духовной индивидуальности, абсолютной религии. Каждая из стадий, в свою очередь, распадается на этапы, которыми становятся конкретные ве-роучения.

Первая стадия — естественная религия — распадается на несколько эта-пов. Первый из них — непосредственная религия — ознаменован силой колдовства, которой обладает сам человек, но в котором эта сила еще не выступает как сила духа и разума. Второй — раздвоение — выступает в са-мом себе — включает в себя религию меры (Китай), религию фантазии (брах-манизм), религию в-себе-бытия (буддизм). Третий — естественной рели-гии — переход к религии свободы — содержит в себе религию добра и света (Персия), религию страдания (Сирия) и религию загадки (Египет).

Вторая стадия религии — это религия духовной индивидуальности. На этой ступени развития Бог является: а) как единый безусловный субъект в рели-гии возвышенного (Иудея); б) как внутренняя необходимость в религии кра-соты (Греция); в) как внешняя необходимость или целесообразность (Рим).

Наконец, третья и последняя стадия — это абсолютная религия, религия безусловная и открывшая себя — христианство. Все религии различаются не по предикатам (признание единого Бога или его созидательной деятельно-сти) — это внешнее для характеристики религии, но по способам явления еди-ного, субстанционального, имманентного — идеи, которая есть активный, определяющий и различающий принцип. Этот подход позволяет философу выработать критерий развития религий по признаку соотношения в них: 1) объективного и субъективного (субстанция и самосознание); 2) бесконеч-ного и конечного; 3) духовного и природного; 4) сущности и явления.

Таким образом, Гегель разбил все религии на три класса (стадии) — табл. 6:

а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские
религии, индуизм, буддизм, а также зороастризм и религию древнего Египта);

б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Гре-
ции и древнего Рима);

в) абсолютная религия (христианство).

Таблица 6 Классификация религий по Г Гегелю

Религии Типы Характеристика
1. Религии природы 1. Чародейство 1 .Непосредственная религия
2. Религии субстанции: а) Китай; б)брахманизм; в) буддизм 2. Раздвоение сознания в самом себе: а) религия меры; б) религия фантазии; в) религия в-себе-бытия
3. Переходные от религии природы к религии свободы: а) религия Персии; б) религия Сирии; в) религия Египта 3. Борьба субъективности: а) религия добра или света; б) религия страдания; в) религия тайны
II. Религии духовной индивидуальности 1. Религия иудеев 1. Религия возвышенного
2. Религия греков 2. Религия красоты
3. Религия римлян 3. Религия целесообразности или разума
III. Христианство Абсолютная религия Идея и реальность совпадают

К сожалению, в его схеме не нашлось места для ислама, который логи-чески должен предшествовать христианству, как менее совершенная рели-гиозная форма, но хронологически следует за ним. Впрочем, не только для него. Дефицит эмпирических сведений для его теоретической схемы чув-ствуется на каждом шагу.

С тех пор минуло почти два века, и современные классификации грешат другой крайностью — в них избыток эмпирических фактов и недостаток мощных теоретических обобщений.

До сих пор в религиоведении не выработано общепринятой типологии. Предлагаются многочисленные варианты и схемы, каждая из которых опи-рается на тот или иной критерий, представляющийся авторам наиболее убе-дительным. Так, религии делят по их составу, теологическому содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искус-ству и многим-многим иным параметрам. К примеру, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

монотеизм (единобожие);

политеизм (многобожие);

генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом);

атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саенто-логия);

супратеизмили «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический кос-мизм).

Религии также делят на «естественные» и «этические» (К.П. Тиле), «на-туральные» и «супранатуральные» (Э. фон Гартман), «религии природы», «религии нравственности» и «религии спасения» (Г. Зибек), народно-тра-диционные, дуалистические (акосмические) и пророческие (Седерблом), на «богооткровенные» и «небогооткровенные» и т.д.

Религии, кроме того, различают как по содержанию, так и по масштабам. Одни имеют разветвленную иерархическую структуру, как, например, Рим-ско-католическая церковь, другие, несмотря на свою массовость, не имеют единой иерархии. Таков, например, индуизм. Иногда религии носят локаль-ный характер и не выходят за пределы одной деревни. Между этими край-ностями располагается бесчисленное множество других типов религий, раз-личающихся способами передачи информации, степенью доступности и от-крытости, втом числе мистической или миссионерской направленностью 16 .

Из всего многообразия религиозных учений выделяют так называемые религии спасения. В них земная человеческая жизнь рисуется лежащей во зле, а главной задачей человека объявляется выход из-под власти этого мира и спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода рели-гии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма. Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые — в особом состоянии сво-боды от какого бы то ни было бытия. Религии эскапизма — это учения, со-гласно которым наличное бытие принципиально не может принести чело-веку ничего хорошего, а иного бытия нет. Освобождение в разных религиях получало наименование нирваны, апатии, атараксии и др.

В качестве критерия может выступать гносеологическая ориентация. Некоторые религии, такие, как джайнизм и буддизм, придают наибольшее значение познанию внутреннего: они заняты поисками истины внутри тела и оперируют понятиями просветления, покоя, пустоты. Их принято назы-вать интровертными. Другие религии — экстравертные — сосредоточивают внимание на том, что находится вне тела, и наивысшей ценностью полага-ют общение между людьми и единение с Богом. К ним относятся иудаизм, христианство, ислам. Важно подчеркнуть, что экстравертным системам присущи черты интровертных и наоборот, а также то, что обе системы при-знают реальность зла и греха".

В последнее время религии нередко подразделяют на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Термины эти происходят от слов «ортос» (верный, правильный), «докса» (мнение) и «праксис» (практика). Подразделяя рели-гии на ортодоксальные и ортопраксические, исследователи имеют в виду прежде всего присущую им тенденцию — доктринальную или деятельную. Каждая религия включает в себя как доктринальные вопросы — символы, понятия, богословские системы, так и вопросы, имеющие прямое отноше-ние к деятельности, — ритуалы, право, регламентация жизни, своеобразный подход к труду, творчеству. Примером ортодоксальной религии служит христианство, ибо придает наибольшее значение вере. Напротив, иудаизм и ислам обычно рассматриваются как ортопраксические, поскольку особое значение придают праву, регулированию жизни, практике, сверяя свои дей-ствия с законом.

Можно также говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобыт-ных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения. Мертвые религии — это те, которые когда-то суще-ствовали, но со временем исчезли. Не-которые из них оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде ре-лигиозной литературы, легенд, мифов и т.д. Живые религии — это ныне су-ществующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение оп-ределенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия нетрадиционные религиозные объединения.

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откро-вения, народные и личностные религии. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутвер-ждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (соте-риологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагмати-ческое (религии процветания). При генеалогическом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Соглас-но этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джай-низм, буддизм, сикхизм как религии Юго-Восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии и т.п. Самая распространенная и самая простая типология полагает основным критерием классификации религий их распространенность. По этому осно-ванию все религии разделяются на три типа:

а) родоплеменные (наиболее примитивные религии человеческих коллек-
тивов, находящихся на низших ступенях цивилизации);

б) национальные (национально-государственные), не выходящие за пре-
делы отдельных наций (народов) и составляющие главное основание их
национальной идентичности и культурной специфичности (например,
иудаизм, индуизм, синтоизм);

в) мировые религии, не признающие земных границ и претендующие на
глобальный статус (христианство, ислам, буддизм).

Ее модификацией является классификация с учетом исторических эта-пов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), народонацио-нальные, мировые.

Географический способ классификации религий — один из самых рас-пространенных в религиоведческой литературе. Все вероучения сгруппиро-ваны по месту их возникновения и первичного распространения. На этом основании, в частности, описание буддизма разделено на буддизм тхерава-ды, зародившийся и распространившийся преимущественно в Южной Азии, и буддизм махаяны, зародившийся и распространившийся преимуществен-но на Дальнем Востоке.

Друиды — кельтские священники

Географический принцип можно без особых проблем применить почти для всех групп религий, за исключением религий Запада. Религиозная жизнь Запада довольно четко разделена на два этапа — господства языческих уче-ний Средиземноморья, Древней Европы и Ближнего Востока и господства авраамистических религий. К авраамистическим религиям относятся все учения, апеллирующие к авторитету Библии и оперирующие библейскими идеями и образами, поэтому мы не должны удивляться тому, что рядом с христианством и исламом стоят гностицизм, деизм и сатанизм: все эти ре-лигии возводят истоки своих вероучений к Библии и активно пользуются библейским материалом. Особую группу составляют секулярные учения религиозного характера, которые с полным основанием можно было бы отнести к вероучениям Запада.

По вероучительным признакам религии делят на национальные и миро-вые. Тогда в одну группу попадают, например, иудаизм и синтоизм, а в дру-гую — буддизм и ислам.

Мир религий чрезвычайно обширен и разнообразен. Они различаются между собой по возрасту, распространенности, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование

целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, ка-кие-то исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богослов-скую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жестких природных условиях. Некоторые религии ведут к вы-сокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые — толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позво-ляют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии при-зывают к самоубийству, иные — пред-полагают достижение бессмертия. Они конкурируют друг с другом за души лю-дей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вред-ными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения.

Если мировая карта религий напоминает мозаику, то их развитие похо-дит скорее на беспорядочное броуновское движение, чем на хорошо орга-низованное поступательное восхождение от высшего к низшему или от худ-шего к лучшему. Ренессанс и возрождение языческой античности на исхо-де средневековья неожиданно сменяется Реформацией и борьбой за чистоту религиозных идеалов. Просвещение и торжество рационализма уступает место в XIX в. увлечению мистицизмом и спиритуализмом. Наступление атеизма в одних странах разворачивается с его масштабным отступлением в других. Секуляризация освобождает место для нового всплеска религиозно-сти. Современный этап европейской истории — это переменные успехи в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и вне-запное исчезновение. Религиозные процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга, меняя направление без всякой видимой логики и стро-гой последовательности.

В учебниках по обществознанию и религиоведению можно встретить еще одну достаточно универсальную и удобную классификацию религий.

1. Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

♦ тотемизм — вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъ-
естественной силой;

♦ фетишизм — поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наде-
ляемому сверхъестественной силой;

♦ анимизм — вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне
с людьми;

б) современные религии:

♦ теистические — вера в богов (христианство, иудаизм, ислам);

♦ этические — вера в нравственные идеалы связи с Вселенной (буддизм,
даосизм, конфуцианство).

2. По количеству богов:

♦ политеистические — вера в нескольких богов;

♦ монотеистические — вера в одного единственного бога.

3. По степени распространения на планете:

« мировые — буддизм, христианство, ислам;

« локальные (национальные) — иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

В табл. 7 представлена современная классификация религий.

Таблица 7 Современная классификация религий

Типы религий Основные направления Время появления Краткая характеристика
Племенные Анимизм В эпоху верхнего палеолита XXXV —Xтыс. до н.э. Культ на основе веры в одушевление жи-вой и неживой природы
Тотемизм Культ на основе веры в сверхъестест-венные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана
Фетишизм Культ на основе веры в сверхъестест-венные свойства неодушевленных пред-метов
Магия Вера в способность сверхъестествен-ным образом воздействовать на приро-ду и других людей
Национальные Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. 1 тыс. до н.э. Религии привязаны к определенному ареалу, чаще всего являются государственными
Мировые Буддизм: хинаяна махаяна дзен-буддизм ламаизм VI — Vbb. до н.э. VI — V вв. до н.э. 1 в. н.э. VII в. н.э. VI в. н.э. Религия спасения, отрицающая мир
Христианство: католицизм православие протестантизм 1 — III вв. н.э. 1 — III вв. н.э. 1 — III вв. н.э. XVI в. Положительная религия спасения
Sis Sua VII в. Религия нравственности

Вопросы к дифференцированному зачёту по истории. I курс 2 семестр

1. Цивилизация. Основные типы цивилизации

1. Основные типы цивилизаций

2. Характеристика основных типов цивилизации

Древнейшая стадия истории человечества

1 Каковы наиболее распространенные гипотезы происхождения человека?

2 Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы?

3 Какие регионы являются прародиной человечества?

4 Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования?

5 Какие изменения в хозяйственной деятельности человека произошли в период неолита?

6 Как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений?

Цивилизации Древнего Востока

Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации

Античная цивилизация

1 Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2 Каковы причины возникновения первых государств?

3 Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4 В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления?

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины

Арабско-мусульманская цивилизация

1 Каковы основные положения мусульманского вероучения?

2 Каковы характерные черты исламской цивилизации?

3 Каковы причины успешных завоеваний арабов?

4 В чем причины распада Арабского халифата?

Племена и народы Восточной Европы в древности

1. Какие восточнославянские племена вам известны? Где они проживали?

2 Какие народы населяли территорию Восточной Европы?

3 Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями европейцев в раннее Средневековье.

4 Расскажите о верованиях восточных славян.

Формирование основ государственности восточных славян

1 Каковы были предпосылки формирования Древнерусского государства?

2. Назовите ключевые события в процессе становления Древнерусского государства.

3. Что такое полюдье?

Русь и ее соседи в X-начале XII века

1 Почему Владимир Святославич выбрал православие? Какое это имело значение?

2 Как складывались отношения Руси с соседними странами?

3 Каковы основные группы населения Древнерусского государства?

4 Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины?

5 Какое влияние на развитие древнерусской культуры оказало крещение Руси?

6 Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Руси.

7 Назовите жанры древнерусской литературы.

8 Что свидетельствовало о развитии письменности и грамотности в Древней Руси?

9 Что представляли собой древнерусские летописи

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

1 Каковы причины феодальной раздробленности Руси?

2 Что общего и в чем различия между раздробленностью на Руси и в Европе?

3 Каковы были основные направления политики владимиро-суздальских князей?

4 Какую роль играла в Новгороде княжеская власть? Почему Новгородская земля избежала дальнейшего дробления?

5 Какие изменения произошли в период раздробленности в культурном развитии Древней Руси?

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Почему монголам удалось осуществить столь обширные завоевания?

2 Расскажите о походах Батыя на Русь. Докажите, что воины и жители Древней Руси оказали захватчикам ожесточенное сопротивление?

3 Какое значение для судеб средневековой европейской цивилизации имела борьба народов Руси с монгольским нашествием?

4 В чем проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?

Борьба русского народа против крестоносной агрессии в XIII в. Александр Невский.

1. Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?

3. Ледовое побоище.

Русь на пути к возрождению

1 В чем заключались особенности процесса государственного объединения русских земель?

2 Как вы думаете, могла ли Новгородская республика возглавить процесс объединения Руси?

3 Чем отличались политика Ивана Калиты и Дмитрия Донского?

4 В чем заключалось историческое значение победы русских войск в Куликовской битве?

5 Каковы были причины распада Золотой Орды? Как это отразилось на исторической судьбе Руси?

От Руси к России

1. Какие факторы способствовали тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды и завершилось объединение Руси?

2 Дайте характеристику системы органов власти Российского централизованного государства.

3 Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва – третий Рим»?

4 Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней?

15. Борьба Ивана Грозного за укрепление централизованной власти. Опричнина и её последствия .

1 Охарактеризуйте политику Ивана Грозного, направленную на установление абсолютизма в России.

2 Каковы были итоги и значение Ливонской войны для России?

3 В чем состояли причины введения опричнины?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11