Аргументы к сочинению по проблеме милосердия. Проблема отношения к пленным в художественной литературе Проблема проявления жалости к поверженному врагу аргументы

Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу? Именно этот вопрос возникает при чтении текста Б. Л. Васильева.

Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу, автор знакомит нас со своим героем – защитником Брестской крепости Николаем Плужниковым. Перед нами отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился». Лейтенант должен был расстрелять пленного немца.

Хорошо знавшая немецкий язык девушка Мирра сообщила Николаю, что пленный – рабочий, мобилизован в апреле, у него трое детей. Плужников понимал, что этот немец не хотел воевать, не по своей воле попал он в подземелье, но беспощадно вёл немца на расстрел. Но он не смог выстрелить в человека. А Мирра призналась, что очень боялась, что Николай застрелит «этого старика». Плужников объяснил девушке, что он не застрелил немца «для своей совести, которая хотела остаться чистой».

В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Петя Ростов, находясь в партизанском отряде Денисова, жалеет французского мальчика – барабанщика, попавшего в плен, и стесняется этого, так как ему хочется выглядеть взрослым, настоящим воином. За столом он беспокоится, накормлен ли пленный, не обидел ли его кто. Петя робко предложил накормить пленного, и Денисов согласился с этим: «Да, жалкий мальчишка». Петя видит, что и «взрослые» относятся к пленному с сочувствием и состраданием, а простые солдаты французское имя «Винсент» переименовали в «Весеннего». Есть в романе эпизод, где русские солдаты кормят голодных французов кашей, а звёзды ласково смотрят с высоты на сидящих у костра людей и словно одобряют их. После победы над врагом Кутузов предлагает пожалеть пленных, которые выглядят «хуже нищих», потому что они «тоже люди». Чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты лежало в душе каждого русского солдата.

В повести В. Кондратьева «Сашка» главный герой получил приказ расстрелять пленного немца, ничего не сказавшего на допросе. Командир только что потерял любимую и горел желанием мести. Но Сашка не может выполнить этот приказ, так как раньше он убеждал немца, что советские солдаты не расстреливают пленных, даже листовку показывал. К счастью, командир понял чувства Сашки и отменил приказ.

Мы доказали, что великодушно простить и пощадить пленного врага способны те, кто не утратил на войне человечность, способен на милосердие и сострадание.

Сочинение в формате ЕГЭ

ученицы 11 класса

школы № 28 Стасенко Софии

Проблема сохранения человечности на войне

Главное на войне – это всегда оставаться человеком. Несмотря на раны, которые она наносит, никогда нельзя забывать о милосердии. В.Астафьев размышляет над проблемой сохранения человечности в военное время. Почему же так важно помнить о ценности каждой жизни?

Автор раскрывает данную проблему, описывая случай, когда в одном лазарете оказались бойцы с враждующих сторон. Сперва он показывает солдата, сломленного войной и горем от потери близких, жаждавшего заглушить свою боль убийством пленных немцев. Когда он открыл по ним очередь из автомата, Борис, наблюдавший за ними, попытался выбить оружие у него из рук, остановить его от бессмысленного кровопролития, однако он «кинулся к нему и не успел». Попытка отомстить за смерть семьи людям, не имевшим к этому никакого отношения, не принесла солдату облегчения, он продолжал страдать, как страдали теперь те, по которым он стрелял. В то же время писатель переносит действие в соседнюю хату, где «лежали раненые вповалку: и наши, и чужие». Врач, обрабатывающий раны и русским, и пленным, одинаково относился ко всем больным, и «раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль», а тем временем в корыте, полным потемневших бинтов, «смешалась и загустела кровь разных людей».

Милосердие и человечность никогда не бывают ошибкой. Так, героиня повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» Мария, несмотря на всё зло, которое фашисты причинили ей и её семье, пытается помочь молодому немцу, умирающему от ран. Он называет её «мамой», и в этот момент вся ненависть покидает душу Марии, остаётся только сострадание к мальчику, не к врагу, и осознание того, насколько хрупка человеческая жизнь.

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОв, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка».

Сцена, где Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен, - одна из ключевых в произведении. Побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, Сашка увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата.

Война приносит боль, и она не выбирает для себя жертв: все оказываются вовлечёнными в страшный водоворот, именно поэтому в ней не бывает победителей, есть только проигравшие, которым в конце концов не остаётся ничего, кроме мертвецов. Но в то же время всегда найдутся те, кто, как Мария из повести «Матерь человеческая» и герой повести «Сашка», вспомнит о добре и милосердии и останется человеком.

(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.

(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

- (6)Греетесь, живодёры! - глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

- (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... - (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.

(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

- (15)Ложись! - (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

- (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

- (33)Тихо, друг, тихо! - (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

- (39)Как теперь работать-то будешь, голова? - невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. - (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..

(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»

3)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

Милосердие
2.проблему милосердия к поверженному врагу показал Шолохов в произведении «Тихий Дон». Это произошло в 1914 году, где автором показано восприятие людей на первые дни войны. Мы рассмотрим только эпизод, где каждый казак относился с пленному по разному. Первым его заметил Чубатый и подвел его к сосне. Пленник суетился, дрожал, отстегивая пряжку. Его жизнь была на волоске от смерти, и этот волосок мог бы оторвать казак Григорий, но, как странно, он «осторожно помог ему». Григорий проявил милосердие к пленному, в отличии от Чубатого, который воспринимал людей «как тесто». Пленный почувствовал страх, он всячески пытался отговорить Григория и других казаков от того, чтобы в штаб его повел именно Чубатый. Ужас в его глазах, «поднятые вихры и уверенная, бравая походка» остались в памяти у Григория. Он не желал смерти тому, кто мог спокойно убить его. Но он не мог спокойно отреагировать на то, что Чубатый «срубил» пленного. Оттого он и пытался застрелить того, кто стрелял в безоружного гусара. Таким образом, проявления милосердия по отношению к побежденному врагу должно быть присуще каждому воину, так как эта черта является неотъемлемой частью по настоящему хорошей человеческой сущности.
Потребностью людей в утешении
2. КРОТОВ В. Г. Червячок Игнатий и его мечты. но всхлипывал очень горестно.
Червячок Игнатий знал, что мотыльку есть из-за чего переживать. Что-то случилось у Михи с левым крылышком. Махать им становилось всё труднее, врачи разводили лапками и не знали, что посоветовать. Теперь вот уже совсем не получалось летать.
Как его утешить? Может, от утешений ему только хуже будет? Но оставить его горевать в одиночестве червячок Игнатий не мог.
– Когда-то я мечтал быть волшебником, – сказал он задумчиво, даже не обращаясь к Михе, просто сам себе. – Если кому-то плохо, произнесёшь особое заклинание, как раз для этого случая, – и всё станет хорошо.
– Ага, – проговорил Миха дрожащим голосом, но уже без всхлипов, – мечтал, мечтал, да не домечтался.
– А потом я понемножку понял одну удивительную вещь, – продолжал червячок Игнатий. – Дело не просто в том, ЧТО с тобой случилось, а в том, ДЛЯ ЧЕГО. Если до этого додуматься, получается лучше всякого заклинания. Например, что ты скажешь насчёт того, чтобы стать волшебником?
– Как это? – удивился мотылёк.
– О, вот это деловой разговор, – обрадовался червячок. – Давай всё подробно обсудим.
Они разговорились, и беседа затянулась надолго...».

1. Внутренний враг - рак груди с вероятностью 87 процентов напугал актрису Анджелину Джоли настолько, что она решилась на двустороннюю ампутацию. По словам актрисы, она намеренно вынесла собственную историю на публику, чтобы попытаться спасти других женщин. Угрозу рака груди, которая заставила Джоли лечь под нож хирурга, многие осознают слишком поздно. Анджелина Джоли: «Мне повезло иметь партнера, Брэда Питта, который дает мне любовь и поддержку. Поэтому каждый, чья жена или подруга проходит через это, должен знать, что вы - очень важная опора. Во время каждой операции Брэд был в центре „Розовый лотос“, где я лечилась. Вместе мы умудрялись находить поводы для смеха. Мы знали, что лечение было необходимой вещью для нашей семьи и что оно сблизит нас. Так и произошло».

Совместная деятельность.
1. в психологии социальной - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Отличительные признаки деятельности совместной:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также перцепции взаимной;
2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; как прообраз результата и вместе начальный момент деятельности, цель тоже относится к конституирующим признакам;
3) наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных;
4) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляемую: а) либо в конечном продукте деятельности - в этом случае индивидуальные операции выполняются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих; b) либо в самом процессе его производства - в этом случае индивидуальные операции взаимообусловлены (специализованы и иерархизованы), ибо должны выполняться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции, или же - в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;
5) появление в ходе деятельности отношений межличностных - на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и обретающих со временем относительно самостоятельный характер; обусловленные исходно содержанием деятельности, они сами воздействуют на ее процесс и результаты. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога

Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть хоть чуточку милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.

Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.

Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.

Об этом рассказывает В.Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум. Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно. Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.

А вот в рассказе Вячеслава Дегтева "Выбор" повествуется о другой войне, чеченской кампании, и о солдате, заброшенном в ту бесчеловечную мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые чувствовал Роман после ухода жены, размена квартиры, начавшегося пьянства. Осознав, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина и отправляется на войну. Там он встречается с Оксаной, которая работает в полевой пекарне. Ни слова не скажет Роман понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием. Однажды, во время обстрела, Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что станет с ней дальше… Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж... Невероятно милосердие бойца по отношению к пострадавшей… Беззвучно плачет медсестра, наблюдая за этой картиной, плачет потому, что осознала: есть и на войне сострадание!

Вариант 31. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.




Текст

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Г1ётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (б)Безуспешно.

(б)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (Э)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (Ю)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя.

(14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.

(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.

(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.

(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.

(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (ЗО)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. (36)И тут произошло небывалое - подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:

Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.

(37) И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!

(38) Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова. (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие - тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (бЗ)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.

(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.

(56) Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.

(57) История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.

(58) Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.

(59) Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.

(По Д. А. Гранину*)

Примерный круг проблем:

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

Авторская позиция: Победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал все, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извелкать уроки из поражений и побед на войне?)

3. Проблема проявления слабости на войне. (Допустимо ли проявлять слабость на войне?)

4. Проблема отношения победителей к поверженному врагу. (Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя?)