Где живет патриарх кирилл. Храм спаса преображения в переделкине Храм переделкино расписание богослужений

Храм князя Игоря Черниговского в Переделкино... Москва.

Храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.

Немногие места Подмосковья имеют такую известность, как Переделкино, которое вековыми узами связанно с духовной культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России. Переделкино находится на территории древнего села Спасское -Лукино,
где сохранились памятники архитектуры и культуры, имеющие важное национальное значение. Среди них уникальный соборный храм в честь святого князя Игоря Черниговского и Киевского, который был построен в подмосковном Переделкино
на территории резиденции Патриарха Кирилла.

17 июня 2012 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.




Идею создать церковь с яркими куполами необычной формы и фактуры питерские умельцы из "Гильдии мастеров" позаимствовали у московского Храма Василия Блаженного, что на Красной площади. Построенный в конце 16-го века, он до сих пор радует яркими куполами причудливой формы. Правда, маковицы собора сделаны из железа и просто покрыты разноцветной эмалевой краской. Но по тем временам эти купола считались вершиной церковного зодчества. К слову, архитекторы этого храма дорого заплатили за свою работу. Для того, чтобы они больше никогда не повторили свое прекрасное творение, им по приказу царя Иоанна Грозного выкололи глаза.

Авторы нынешнего проекта фарфоровых куполов более полугода бились над, казалось бы, неразрешимой задачей - как создать необычные праздничные маковки церкви, которые бы не только не были похожи на другие, но и были долговечны.
Главный купол храма высотой примерно с трехэтажный дом и почти десятиметрового диаметра. Основной его цвет ярко-синий. Однако, гамма не будет однотонной - предусмотрены и другие краски.






Святой Игорь, князь Черниговский



"Купол слагается из 24 округлых долек кобальтового цвета, а каждая из них разделена между собой фарфоровыми валиками, которые покрыты специальным керамическим золотом. Это 12-процентный раствор золота в растительных маслах. Он наносится, как краска, кисточкой, а потом его обжигают до 850 градусов. После этого золото как бы прикипает к фарфоровой поверхности и становится не подверженным никаким погодным воздействиям".






Храм Спаса Преображения

К этой церкви прилегает садово-парковый ансамбль с уцелевшей частью старинного дома и обелиском, посвященным знаменитым личностям из древнего рода бояр Колычевых, к которому принадлежал святитель Филипп, предстоятель Русской Православной Церкви в XVI веке. Святитель Филипп всегда был одним из самых любимых святых в нашем отечестве, а его потомки Колычевы - свое имение и храм в Переделкино сделали местом особого почитания этого угодника Божьего.


купола Храма Спаса Преображения

Как рассказал художник, купола никогда не покрывали таким способом и таким материалом, поэтому на осмысление задачи, испытания и конструирование понадобилось около полутора лет. Сейчас эта идея запатентована. Помимо того, что фарфоровые купола красивы, они не гниют и не теряют цвет. "Когда мне предложили сделать купол из фарфора, я ответил, что это невозможно. Зная материал, как он себя ведет в процессе изготовления, я понимал, что воплотить в жизнь это нереально", - рассказал Ю. Волкотруб.






у Храма Спаса Преображения




на территории Храма

Изначально купол предлагалось делать из крупных деталей. Но крупные детали подвержены большим механическим нагрузками и поэтому недолговечны. В итоге мастер пришел к выводу, что надо делать из мелких, просто привязав их на проволоки.
Купол Храма состоит из 18 тыс. фарфоровых изразцов, которые сделаны с ювелирной точностью вручную.


колокольня

"Мне эти изразцовые купола своей праздничной яркостью и разноцветием, сложностью форм напоминают знаменитые пасхальные яйца Фаберже. Все было просчитано на компьютере. Здесь очень сложная металлоконструкция, отсюда и сложная геометрия фарфоровой "чешуи". Дольки должны были совпасть идеально", - сказал Ю. Волкотруб.
Он считает чудом то, что вся работа была выполнена в обычном поселке обычными парнями, никто из которых раньше керамику "в глаза не видел", которые всему учились на ходу.






украшение ограды Храма Преображения

Сегодня технология изготовления фарфоровых куполов признана уникальной и запатентована как российское ноу-хау. А питерские мастера надеются, что с просьбой возвести фарфоровые купола к ним будут обращаться не только заказчики из России, но и из других стран.


Заупокойная Литургия по почившему Предстоятелю Русской Церкви в Патриаршей резиденции

Это Храм с очень богатой историей. В нем расположено очень много святынь. Среди икон следует особо отметить Нерукотворный образ Спаса, подаренный храму Святейшим Патриархом Алексием I. Этот чудотворный образ, находящийся ныне в алтаре, в XVIII в. принадлежал семье князей Долгоруковых, и из надписи на обратной стороне иконы известно, что она во время моровой язвы в Киеве в 1770 году спасла от смерти инокиню Фроловского монастыря - мать князя М.И. Долгорукова и ее келейниц.


Нерукотворный образ Спаса


Напрестольное Евангелие в серебряном окладе

Другая святыня храма - ковчег с частицами мощей святой великомученицы Варвары и многих святых мучеников и преподобных. Ковчег с мощами установлен с левой стороны перед главным иконостасом. В алтаре хранится Напрестольное Евангелие в серебряном окладе, принадлежавшее святому праведному Иоанну Кронштадтскому с его личной надписью.

Храм очень просторный, светлый, без несущих опор. Сводчатый барабан опирается на несущие стены. Главки-купола стоят на барабанах, которые укреплены на этом своде.При этом барабаны являются световыми колодцами: свет льется через них на молящихся....

raven_yellow несколько раз говорил, что стоит съездить в Переделкино. Сегодня мне удалось туда добраться, но тогда я ещё не знал, что это загородная резиденция патриарха.
Паломников встречает храм Игоря Черниговского, построенный в 2010-е годы и рассчитанный на 1000 человек. Мне кажется, такое количество публики там можно собрать только на Рождество или Пасху. Храм расположен, мягко сказать, неудобно: далеко от жилых кварталов, рядом с железнодорожным переездом, генерирующим ужасные пробки.

Перед храмом стоят две скульптуры, работы Карэна Саркисова. Скульптуры, кстати, освящены патриархом Кириллом. Слева - Игорь Черниговский.

Справа - памятник Филиппу, митрополиту Московскому.

Сам храм, конечно, красивый, но я бы на затраченные средства лучше отреставрировал до конца, скажем, Клобуков монастырь в Кашине. Вот там - древность и история. А то уже сколько лет прошло, а воз и ныне там.

В Москве сегодня здорово похолодало, дул сильный ветер и сыпал снег. Температура воздуха - +2.

Я обошёл храм с востока на запад, и сделал несколько снимков.

Внутрь не заходил.

Рядом расположился Преображенский храм в селе Лукине, который со всех сторон обнесли патриаршими постройками.

Редкий случай - после закрытия храма в 1930-х, богослужения здесь возобновились в 1949 году, а не в 1990-х, как часто у нас было.

А рядом стоит крестильный храм Иоанна Предтечи. Новый. Ещё не до конца достроен.

Летом его не снять. Будет весь в листве.

Мне больше всего понравился Воскресенский храм в Переделкино (кладбищенский). Он, правда, тоже построен недавно, в 2009 году. Но от него веет какой-то теплотой даже в такую суровую погоду.

Братский корпус. Проход на территорию строго запрещён.

А это частная территория, здесь патриарх живёт. Остаётся только фотографировать из-за выского забора.

Вдалеке видны новенькие дома (жилой комплекс "Переделкино"). Там - жизнь, а здесь - безмолвие...

Анонс: завтра в 10:15 будет пост о малоизвестном месте, в котором жил Александр Сергеевич Пушкин.

В настоящее время во владении Патриарха Московского и всея Руси и священного Синода находится три резиденции. Но особенно знаковым местом для верующих является резиденция Патриарха Кирилла в Переделкино.

Место пребывания Патриарха в летний период – усадьба Лукино в селе Спасское-Лукино, ранее принадлежавшая старинному дворянскому роду Колычевых. Эта земля с ее историческими памятниками была передана в пользование российской Православной церкви в 1952 г. в качестве подарка на 75-летний юбилей Патриарха Алексия I. Сейчас здесь располагается Центр Православного наследия и культуры – место сосредоточения научно-богословских, духовно-просветительских и музейных сил страны.

Это место можно назвать своеобразной официальной дачей епархиального архиерея. Здесь в летний период времени устраиваются приемы, а в Храмах, расположенных на территории комплекса ежедневно проходят церковные службы. Патриарх Кирилл проводит здесь время с мая по сентябрь, а предшествующий ему отец Алексий II жил здесь постоянно и очень любил это сказочное место.

Первая церковь на этом месте была построена еще в 15 веке на средства бояр Колычевых, из рода которых нам известен митрополит Филипп, призванный Иваном Грозным в Москву для духовного наставничества. В середине 17 века ее сменил деревянный храм Спаса Преображения Господня. В начале 19 века здание было выложено из камня. Сегодня Храм является центром культурно-исторического комплекса в Переделкино. Общий размер всей территории, находящейся в ведении РПЦ – 30 га. На этой земле помимо главного храма расположились патриаршее подворье, Собор святого князя Игоря Черниговского и Киевского, два памятника – Князю Игорю и митрополиту Филиппу, Храм Воскресения Господня, мемориальное кладбище, на котором захоронены такие выдающиеся деятели как Борис Пастернак, Корней Чуковский, Андрей Тарковский и другие. На территории функционирует воскресная школа, есть молодежный клуб, библиотека.

Резиденция Патриарха Кирилла в Переделкино, официальный сайт:

Усадьба Лукино в Переделкино является излюбленным местом посещения среди верующих потому, что здесь служит духовный наставник Патриарха Кирилла – знаменитый старец отец Илий. Со всей страны к нему желают попасть на беседу, нуждающиеся в помощи, совете, исцелении, получении благословения. Его молитва считается просветленной и обладает двойной силой.

Узнал я об этом храме случайно, наткнувшись в интернете на картинку. Храм очень понравился и я решил не откладывая надолго съездить и сделать несколько снимков. Храм построен совсем недавно, очень красивый и поразил меня больше всего тем, что купола у него сделаны из фарфора!

Немного информации из Википедии:

Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского — соборный храм в посёлке Переделкино в Москве.


Автор проекта, утверждённого Святейшим Патриархом Алексием в 2005 году — архитектор А. И. Шипков — Заслуженный архитектор Российской Федерации, член Союз архитекторов России с 1962 года, академик международной организации «Северный Форум».


Идея строительства большой церкви рядом с Патриаршей резиденцией принадлежала Патриарху Москвскому и всея Руси Алексию II. В 2005 году он утвердил проект и одобрил решение освятить храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Патриарх Алексий указал место и благословил начало строительства храма, которое в том же году начала осуществлять ЗАО «Балтийская строительная компания».


20 января 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма святого благоверного князя Игоря Черниговского.



17 июня 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма и отслужил первую Божественную литургию в новоосвящённом храме.


Церковь рассчитана на 1200 человек. Подобно кафедральному соборному Храму Христа Спасителя, церковь имеет цокольную и стилобатную части. Построена в неорусском стиле. Входит в состав Михайловского благочиния Московской епархии. Н аходится недалеко от летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Ново-Переделкине.


Надо отметить, что поселок, где расположен храм, называется Переделкино, а этот посёлок входит в состав Москвы и находится в районе Ново-Переделкино - из-за этого может возникнуть путаница. Кто захочет съездить туда, ехать на электричке с Киевского вокзала до остановки Переделкино, а потом 5 мин пешком.

1.

Памятник святителю Филиппу митрополиту Московскому и Всея Руси - это он пошёл против царя за что его и задушил Малюта Скуратов по приказу царя Ивана Грозного.

2.

3.

4.

Перед храмом стоят два памятника - Святому благоверному Великому князю Игорю Черниговскому и Киевскому и Святителю Филиппу митрополиту Московскому и Всея Руси.

В Википедии написано о памятниках следующее:

На площади перед храмом стоит памятник святому благоверному великому князю Игорю Ольговичу Черниговскому и Киевскому и святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси. Наличие в скульптурной композиции фигуры митрополита Филиппа объясняется тем, что в средние века земли, на которых был построен храм, были вотчиной боярского рода Колычёвых, к которому и принадлежал святитель. Кроме того, оба святых пали жертвой политической борьбы: князь Игорь в XII веке между Мономашичами и Ольговичами, а митрополит Филипп в XVI веке от рук опричников царя Ивана IV Грозного. Таким образом, памятник символизирует единство двух святых, страстотерпца и священномученика, и силу их духа в грозные и трагические времена русской истории.


Скульптурная композиция выполнена скульптором Карэном Саркисовым в 2013 году.


17 июня 2013 года состоялось освящение памятника Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.


5.

6.

Рядом находится летняя резиденция патриарха. А вообще очень приятное место - лавочки, дорожки, детская площадка, много яблонь вокруг. Пахнет яблоками и травой.

7.

Крест на храме тоже оказался с сюрпризом - он светится в темноте. Внутри креста установлены лампочки, закрытые оранжевыми прозрачными светофильтрами.

8.

К моему сожалению, подсветка храма так и не включилась - зажглись лишь несколько фонарей вокруг. Прожекторы же, которые установлены на столбах, не включились.
Уже не раз попадаю на такое, во время вечерней съёмки. Интересно, это случайность или подсветку принято включать по каким-то особым дням, например, религиозным праздникам?

9.

Рядом с этим храмом, находятся ещё три - я их не снял лишь потому, что вокруг идут строительные работы. Оставим это на следующий раз.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Немногие места Подмосковья имеют такую известность, как Переделкино, которое вековыми узами связанно с духовной культурой, историческими событиями и выдающимися личностями России. Переделкино находится на территории древнего села Спасское-Лукино, где сохранились памятники архитектуры и культуры, имеющие важное национальное значение. Среди них следует особо выделить храм Спасо-Преображения.

К этой церкви прилегает садово-парковый ансамбль с уцелевшей частью старинного дома и обелиском, посвященным знаменитым личностям из древнего рода бояр Колычевых, к которому принадлежал святитель Филипп, предстоятель Русской Православной Церкви в XVI веке. Святитель Филипп всегда был одним из самых любимых святых в нашем отечестве, а его потомки Колычевы — свое имение и храм в Переделкино сделали местом особого почитания этого угодника Божьего.

Правительство страны передало Московской Патриархии бывшую усадьбу Колычевых для обустройства при ней резиденции Патриархов Московских и всея Руси. Благодаря этому значимому событию Переделкино суждено было стать крупнейшим центром православного наследия в России.

Во второй половине XVII века, местность около Спасо-Преображенского храма заселили крестьянами, и она получила название Переделка. Центром же старинной дворянской вотчины было село Лукино на реке Сетунь.

Первые сведения о храме относятся к 1646 году, но в конце XVII века в документах уже упоминались две деревянные церкви в селе Лукино: первая — во имя Преображения Господня, вторая — Иоанна Предтечи с приделом Воздвижения Креста Господня. В селе Лукино, как это обыкновенно бывало в большой вотчине, кроме владельческого дома с многочисленными дворовыми строениями и садом, находились конный и скотный дворы и другие хозяйственные постройки.

Деревня Переделка в то время принадлежала к сельцу Измалково, которое с 1707 года стало самостоятельной усадьбой по соседству с селом Лукино.

Приходской деревянный однопрестольный храм во имя Спаса Преображения имел приписную каменную церковь, возведенную в 1760-х годах в усадьбе при сельце Измалково, освященную во имя святителя Димитрия Ростовского.

В конце XVIII века село Лукино вошло в состав учрежденного по указу императрицы Екатерины II Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1812 году французские войска, захватившие Москву, подвергли огню и опустошению многие подмосковные деревни. Не миновало разорения и село Лукино: здесь сгорели барский усадебный дом и больше половины крестьянских дворов, (из 31 был сожжен 21 двор).

Такой же участи подверглись соседние селения Измалково, Федосьино и Орлово. Здание Спасо-Преображенского храма не пострадало. Часть церковного имущества похитили вражеские мародеры, но самое ценное сохранилось, благодаря настоятелю церкви священнику Иоанну Яковлеву, который закопал его в землю.

Строительство новых церквей в звенигородских вотчинах — селах Лукино и Акулово относится ко времени после Отечественной войны. Храмозданную грамоту на возведение трехпрестольной каменной церкви в селе Лукино выдал в 1815 году управляющий Московской епархией епископ Дмитровский Августин (Виноградский).

В 1816 году были освящены приделы церкви во имя святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Варвары. В 1819 году викарий Московской епархии епископ Дмитровский Лаврентий (Бакшевский) по благословению Митрополита Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) освятил главный престол Спасо-Преображенского храма.

В архиве сохранилось описание храма, датированное 1821 годом. В нем говорится: «Церковь каменного здания, крыта железом и окрашена краской, глава на ней обита жестью с позлащенными звездами, при ней колокольня каменная. На колокольне 5 колоколов, церковь обнесена каменной оградой, трапеза от настоящей церкви отделена стеклянной аркой».

По своим архитектурным характеристикам Спасо-Преображенская церковь в Лукино, также, как и подмосковные храмы в селах Черкизово на Сходне, Болычево, Карачарово, Поречье, Покровское, Акулово относится к памятникам зрелого классицизма.

В 1853 году усадьба в селе Спасском-Лукино переходит к барону Михаилу Львовичу Боде (1824—1888 гг.), с именем которого связан новый облик Переделкино и Спасо-Преображенской церкви.

В XIX веке по мужской линии род Колычевых пресекся, и мать М.Л. Боде — Н.Ф. Колычева была последней представительницей этого, одного из самых знаменитых и древних родов нашего отечества. М.Л. Боде с Высочайшего позволения принял фамилию и герб Колычевых и стал именоваться бароном Боде-Колычевым. На средства семьи Боде были построены под Москвой в подольской усадьбе «Мещерское» каменная церковь в «русском стиле» во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а также отдельная каменная часовня, со склепом, где покоились родители Михаила Львовича усопшие Л.К. Боде и Н.Ф. Боде, урожденная Колычева. Эти останки в 1 867 году с разрешения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) были перенесены в село Лукино и поставлены во вновь построенной часовне-крипте, подле церкви.

Интерес к древнерусской культуре Михаил Львович Боде вынес из детства. Его отец Лев Карлович по высочайшему повелению императора осуществлял надзор за реставрационными и строительными работами в Кремле. Детские и юношеские впечатления Михаила Боде укрепились в зрелом возрасте, особенно под воздействием домашнего учителя известного русского филолога и иконоведа Ф.И. Буслаева.

Любовь к родной старине, истории и культуре отразилась на всем жизненном укладе Михаила Львовича и проявилась в его идее создания усадебно-паркового ансамбля в «русском стиле» в Переделкино, как памятника истории боярского рода Колычевых.

М.Л. Боде-Колычев особо почитал выдающегося иерарха Русской Церкви митрополита Филиппа (Феодора Ивановича Колычева, 1507-1569 гг.), канонизированного в 1652 году.

Святитель Филипп митрополит Московский и всея Руси был предстоятелем русской православной церкви в царствование Иоанна Грозного. Он принадлежал к роду Колычевых — одному из самых древних и знатных боярских родов Московского государства. В 1537 г. молодой боярин тайно покинул Москву, ушел в Соловецкий монастырь и, не открывая своего происхождения, поступил в послушники. За свою праведную богоугодную жизнь в 1548 г. инока Филиппа поставили игуменом монастыря. Строгий аскет и подвижник игумен Филипп стяжал не только огромный духовный авторитет, но и стал образцовым хозяином. При нем был возведен и освящен новый главный каменный собор в честь Преображения Господня, а также вместо деревянного Успенского собора, построен каменный. На островах и в поморских вотчинах этой знаменитой обители им были сделаны удивительные преобразования. В суровом северном крае на каменистой почве острова при игумене Филиппе стали выращивать невиданные до того времени овощи и садовые деревья. Он устроил сеть каналов между многочисленными озерами острова, поставил на них мельницы, а также построил множество новых сооружений, а старые значительно усовершенствовал.

Постепенно деятельность Соловецкого игумена приобрела всеобщую известность, и в июле 1566 г. царь Иоанн Грозный вместе с освященным собором стал «понуждать» Филиппа принять митрополичий сан. Игумен согласился стать предстоятелем Русской Православной Церкви лишь при условии сохранения за собой права протеста против всех безнравственных и противоречащих христианским законам явлений, таких как массовые расправы опричников.

Первый год святительства Филиппа прошел вполне благоприятно. Царь успокоился, и неистовства опричников прекратились, но уже в 1567 г. возобновились казни невинных людей: столица была залита кровью. Зверства опричников и жестокость самодержца терроризировали всю Москву. Свои ходатайства за опальных святитель начал с бесед наедине с Иоанном IV, но их встреча не принесла результата.

Тогда митрополит решился на всенародное обличение царя.

22 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля Филипп обратился к Иоанну Грозному с речью, в которой напомнил ему о долге христианина, об ответственности перед судом Божьим за кровопролитие и беззакония. В другой раз, когда царь пришел на богослужение в Успенский собор, митрополит отказался его благословить и снова стал обличать государя. Эти поступки вызвали ярость грозного самодержца, и он решил избавиться от святителя. 8 ноября 1568 г., во время литургии в Успенский собор явились опричники, сняли с митрополита Филиппа архиерейское облачение и одели его в простую монашескую одежду.

Святой был сослан в Тверской Отрочь монастырь, а спустя год нечестивый царь приказал его убить. Он послал опричника Малюту Скуратова, и тот задушил святителя во время молитвы. В 1591 году мощи мученика Филиппа перевезли из монастыря Отроча на Соловки, а в 1652 году, во время царствования Алексея Михайловича, они были торжественно перенесены в Москву и положены в Успенском соборе Кремля.

В память об этом знаменательном событии барон М.Л. Боде-Колычев в своей усадьбе Лукино соорудил часовню из больших булыжных камней, специально доставленных из Соловков, и установил в ней памятный крест, точную копию того креста, который стоял на месте встречи мощей святого на Крестовой Заставе царем Алексеем Михайловичем. Часовня была расписана сюжетами из жития святителя Филиппа, и в ней находилась копия любимой иконы святого — Запечной Божьей Матери и камень из соловецкой могилы митрополита.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

В усадьбе за «боярскими воротами» М.А. Боде-Колычев поставил обелиск, на котором золотыми буквами написаны имена его знаменитых предков, отдавших свою жизнь за русскую землю. В течение многих лет Михаил Львович тщательно собирал архивные источники, материальные предметы, реликвии по истории рода бояр Колычевых, которые впоследствии вошли в уникальный родовой музей-архивохранилище, здание которого было построено специально в дворцово-мемориальном ансамбле.

В 1869 году к имению М.Л. Боде-Колычева, ставшего гормейстером императорского дворца, провели новую экипажную дорогу. С возведением новых усадебных построек в 1860-1870 годах возникла необходимость в переустройстве Спасской церкви. Особое почитание Святителя Филиппа митрополита Московского выразилось в устройстве северного придела, проект которого датируется 1883 годом. Другой придел, устроенный одновременно с Филипповским, освятили во имя Николая Чудотворца. Таким образом, Спасо-Преображенский храм стал пятипрестольным (по данным «Метрики» 1887 г.). Филипповский придел с галереей-папертью увенчался трехглавием.

В 80-е годы XIX века к храму были пристроены два крыльца в стиле русской архитектуры XVII века, устроены новые и переделаны старые главы на церкви и приделах, две из которых получили витые формы глав собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Изменилась и форма купола высокой четырехярусной колокольни. На южной стороне церкви была построена часовня, с почитаемой Иверской иконой Божией Матери. Фасады храма богато украсились кирпичными, белокаменными и керамическими (изразцовыми) деталями. Особенно интересны хорошо сохранившиеся до наших дней изразцы с рельефными изображениями креста и птиц. Снаружи в киотах помещались живописные изображения святых угодников, а стены и своды внутри храма заново расписаны.

Центральный иконостас был сделан из дуба, и стал пятиярусным. Его украсили иконы старого письма и древние расписанные еще в XVII веке царские врата с великолепными иконами. Нельзя не отметить роли, которую сыграл в создании церковного ансамбля в усадьбе Колычевых известный художник-археолог, признанный знаток древней Руси, один из основателей национального направления в русском искусстве Ф.Г. Солнцев.

Главный деревянный двухэтажный усадебный дом Боде-Колычевых соединялся особой каменной двухэтажной галереей с домовым храмом святителя Филиппа, построенным в 80-е годы над склепом-усыпальницей рода Боде-Колычевых, а из Филипповской церкви к приходской Спасо-Преображенской вела деревянная галерея.

М.Л. Боде-Колычев скончался в Москве в марте 1888 года, и был похоронен в фамильной усыпальнице. Имение перешло во владение его жене баронессе Александре Ивановне Боде-Колычевой, урожденной Чертковой, а затем их дочери графине Наталье Михайловне Соллогуб, урожденной Боде-Колычевой.

После смерти замечательного храмостроителя М.Л. Боде-Колычева церковнослужители начинают испытывать трудности по содержанию храма. Поэтому в 1903 году причт церкви с разрешения Московской Духовной Консистории начинает сдавать в аренду церковную землю. Клиром было заключено два договора аренды на 12 лет с господином Ф.И. Бельмер и мещанином Е.И. Смирновым. При этом арендаторы обязались «не открывать ни трактирных, ни питейных заведений» на церковной земле. Во второй половине XIX века по сведениям Межевой канцелярии Спасо-Преображенский храм имел более 26 десятин пахотной и сенокосной земли.

В буре революционных событий и гражданской войны усадьба в селе Лукино, как и многие другие дворянские имения, сильно пострадала: сгорел главный двухэтажный дом поместья, был практически уничтожен домашний музей рода Колычевых с уникальной коллекцией исторических реликвий. Такая же судьба постигла при советской власти родовой архив Колычевых. Большинство предметов искусства вывезли и распределили в разные государственные хранилища, нарушив тем самым цельность собрания Боде-Колычевых. Многое из национализированного имения было похищено или уничтожено, а территория усадьбы поделена под распашку и застройку, в том числе и часть исторического парка. В доме Колычевых разместилась детская колония Хамовнического района Москвы. Церковь Святителя Филиппа, как домовый храм, закрыли по январскому декрету 1918 года.

Храм Спаса Преображения оставался действующим приходским храмом на территории Козловской волости, позже Кунцевского района Московской области. В 20-е годы при создании в Переделкино интерната старых большевиков возникла опасность закрытия Спасо-Преображенской церкви, о чем было принято решение Кунцевским райисполкомом, но храм так и не был закрыт. Лишь 10 лет, до 1949 года богослужение в церкви совершалось не регулярно. К счастью за эти годы храм не был разграблен. В годы лихолетья Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области. Благолепие церкви, уставная служба и священнослужители-монахи Троице-Сергиевой Лавры привлекали к этому храму множество прихожан как из окрестных селений, так и из Москвы.

Спасо-Преображенскую церковь посещали выдающиеся представители русской культуры, многие из которых проживали на дачах в поселке писателей «Переделкино». Под впечатлением благолепия и красоты Спасо-Преображенского храма в Переделкино был написан замечательный цикл стихотворений Б.Л. Пастернака, вошедший в роман «Доктор Живаго», за который автор получил Нобелевскую премию.

Новый важный этап в истории Спасо-Преображенского храма начался в 1952 году. По случаю 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) правительство предоставило Московской Патриархии под резиденцию территорию бывшей усадьбы Колычевых с уцелевшим зданием под названием «Боярские ворота» и примыкающие к нему постройки. На территории резиденции в парке сохранился и обелиск Колычевым.

Патриарх Алексий I очень полюбил Переделкино. В течение почти 20 лет он постоянно жил и работал в этой загородной резиденции и здесь в 1971 году в возрасте 93-х лет скончался. При патриархе Алексии I здание «Боярские ворота» было значительно расширено, а перед Спасо-Преображенским храмом устроено кладбище, на котором были захоронены митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор Анисимов (09.11.1884 — 04.11.1962 гг.), митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим Свиридов (21.12.1887 — 10.08.1963 гг.), протопресвитер Николай Колчицкий (1890 — 1961 гг.) и ряд других известных священнослужителей и деятелей православной церкви.

Совсем недавно в ноябре 2001 года на погосте перед храмом была погребена Л.К. Колчицкая. Она еще со времени хрущевских гонений на церковь была сотрудницей канцелярии Патриархии. Ее отпевание в храме Христа Спасителя совершил Святейший Патриарх Алексий II, а литию на могиле — настоятель Патриаршего подворья архимандрит Владимир Зорин. Отпевание Л.К. Колчицкой самим предстоятелем Русской Православной Церкви стало ясным свидетельством трогательной заботы и уважения Патриарха Алексия II к простому человеку, который своим самоотверженным, подвижническим трудом в течение всей своей жизни праведно и преданно послужил Церкви.

В ста метрах от храма расположено поселковое переделкинское кладбище, где захоронены всемирно известные писатели Б.Л. Пастернак, К.И. Чуковский, А.А. Тарковский и многие другие деятели культуры. В самом писательском поселке «Переделкино», основанном А.М. Горьким, открыты для посетителей литературные мемориальные музеи Б.Л. Пастернака и К.И. Чуковского.

Но главной достопримечательностью Переделкино всегда была и остается Спасо-Преображенская церковь и, разумеется, резиденция Святейшего Патриарха.

С 1952 до 1975 года храм Спасо-Преображения в Переделкино был подворьем Троице-Сергиевой Лавры. 17 апреля 1975 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил передать Спасо-Преображенский храм для подворья Афонскому Русскому монастырю святого великомученика Пантелеимона. Таким образом храм в Переделкино стал островком этой святой обители в России. В Спасо-Преображенской церкви особо почитают Иверскую икону Божьей Матери афонского письма. Чудотворный образ Иверской иконы Божией матери привезен со Святой горы Афон из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в 1975 г. Икона находится в часовне, пристроенной к зданию храма с южной стороны.

В январе 1991 г. афонское подворье было переведено в центр Москвы в храм великомученика Никиты на Швивой горке, а храм Спаса Преображения в Переделкино получил статус Патриаршего подворья.

После избрания Патриархом Московским и всея Руси Алексия II в мае 1990 года в Спасо-Преображенском храме в Переделкино, как и во всей Русской Православной Церкви произошли весьма важные перемены.

Было решено построить вблизи храма в Переделкино большой комплекс зданий Русской Православной Церкви: крупный Научно-богословский центр, общедоступный музей Русской Православной Церкви, и целый ряд других сооружений. Для реализации этого проекта необходимо было создать Генеральный план и концепцию развития прилегающей к храму территории, освободить участки земли от деревенских жилых и хозяйственных построек, оформить землеотводы и выполнить множество других сложных организационных работ. Положение крайне осложнялось еще и тем, что вокруг храма уже начиналось строительство коммерческими структурами нескольких панельных блочных жилых домов и коттеджного поселка. Для их возведения было завезено множество железобетонных конструкций. Такое утилитарное использование историко-культурной заповедной зоны привело бы к неминуемой утрате уникального облика Переделкино с его замечательным садово-парковым ландшафтом, сделав эту жемчужину Подмосковья заурядным микрорайоном массовой дешевой застройки.

Попечение о возрождении и сохранении историко-культурных и духовных ценностей территории, прилегающей к церкви в Переделкино Святейший Патриарх Алексий II возложил на настоятеля Спасо-Преображенского храма архимандрита Владимира Зорина и А.В. Бугаевского. В результате многолетней работы, поддержанной Правительством Москвы и ее мэром Ю.М. Лужковым, а также губернатором Московской области Б.В. Громовым, были поэтапно решены сложнейшие задачи по сохранению и развитию особо ценной мемориальной территории в Переделкино. Земельный участок Московской Патриархии около Спасо-Преображенского храма увеличился с 2,3 до 30 гектар, приблизительно до тех размеров, которые имел приход до революции. Правительство Москвы отселило из зоны благоустройства вокруг подворья более 600 человек, при этом все семьи получили современные комфортабельные квартиры вместо жилья в ветхих строениях, находившихся в аварийном состоянии. В соответствии с новым Генеральным планом территории, в Переделкино не только для построек Патриархии, но и для оставшихся жителей поселка, а также Геронтологического Центра и Кардиологического санатория прокладываются современные городские коммуникации, вместо старых аварийных.

Правительство Московской области построило новый мост через реку Сетунь и превосходную дорогу от Минского шоссе до Патриаршего подворья, отвечающую самым современным требованиям. Территория старинной усадьбы и парка вокруг храма приведена в образцовый порядок управляющей объединенным хозяйством резиденции Патриарха и церкви Т.Д. Михайловой. Благодаря ее неустанной заботе, внешний облик храма обрел былое великолепие. Его железная кровля была заменена на медную, позолочены все двенадцать куполов, покрашены наружные стены церкви, ветхие двери и окна заменены на дубовые, произведена впечатляющая отделка иконной лавки. Начата и постоянно ведется реставрация внутри храма.

Совсем недавно, с 1998 года по 2000 год были заново написаны сильно пострадавшие от времени фрески Филипповского придела, и в нем установлен новый иконостас. Все эти работы выполнены художником В.А. Греховым за счет спонсорских средств предпринимателя С.А. Михайлова, при попечении настоятеля храма архимандрита Владимира Зорина.

Благодаря финансовой помощи Министерства путей сообщения, Газпрома ведется строительство комплекса зданий Русской Православной Церкви. Под наблюдением игумена Иеронима (Чернышева) завершается возведение крупного центра Православного наследия и 2-х этажного монашеского корпуса, вокруг этих зданий возведена высокая монастырская стена с башнями и другими специальными сооружениями.

Сохранившаяся часть здания «Боярские ворота»

В дальнейшем планируется построить Научно-богословский Центр, крещальный храм, церковно-приходскую школу, часовню и другие службы.

Так в годы Патриаршества Его Святейшества Алексия II и по инициативе этого выдающегося предстоятеля Русской Православной Церкви началась новая славная глава в истории Переделкино. После завершения строительства комплекса уникальных сооружений, Переделкино станет крупнейшим научно-богословским, музейным и духовным центром нашего отечества.
Просмотры (2083)