Конспект урока "И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»". «Два богача», анализ произведения Тургенева Особенности крестьянской семьи

Большинство последних произведений Тургенева - это некие заметки, раздумья и наблюдения из собственной жизни писателя, которые он объединил в один цикл. Сам сборник этих небольших произведений, а вернее его название, изменялось несколько раз. Сначала Тургенев решил назвать его «Посмертное». В дальнейшем он передумал и сменил название на Senilia. По-латыни это означает «Стариковское». Но и такое название не устроило творца в полной мере. Окончательный вариант наименования сборника – «Стихотворения в прозе», собственно, под таким названием все и знают его.

Как ни странно, но такое, казалось бы, незамысловатое название для сборника оказалось весьма удачным решением. В сборнике собрано множество небольших рассказов, и в каждом из них осмысляется проза жизни. Она излагается в краткой, но при этом понятной лирической прозе. Конечно, миниатюры не обладают никакой рифмой, но несмотря на это все они весьма поэтичны. Одно из самых удивительных произведений в этом сборнике – «Два богача».

Рассказ состоит из нескольких строк, но в них Тургенев вложил несколько сильных образов, и в итоге, произведение заставляет читателя задуматься над своей жизнью. Небольшой рассказ был написан в 1878 году, но свет он увидел только после появления сборника.

«Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Анализ рассказа «Два богача»

Как было сказано, рассказ был написан в 1878 году, летом. Он состоит из нескольких частей, Имеет зачин и концовку. В первой строке рассказывается о Ротшильде – человеке богатом, который занимается благотворительностью. Таким образом говорится, что человек несмотря на свое огромное богатство все-таки не забывает о простых людях, нуждающихся и пытается им как-то помочь. Дальше идет сравнение богатого Ротшильда и бедной крестьянской семьи, которая не может вкладывать свои сбережения на помощь нуждающимся, так как они сами крайне нуждающиеся.

Действительно, щедрость богатого и зажиточного человека заставляет удивляться и восхищаться им. Далеко не все состоятельные люди желают помочь и помогают тем, кто нуждается в этом, но Ротшильд не такой, он делится средствами «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых». Добрые дела, как им свойственно, вызывают сугубо положительную реакцию.

Тут же Тургенев добавляет в рассказ еще несколько действующих лиц. «Убогое крестьянское семейство» принимает в свой, и без того «разоренный домишко», сиротку. Разговор между мужем и женой – весьма интересный и неоднозначный. Он полон благородства, душевной щедрости. Несмотря на то что эти люди не так богаты, как Ротшильд, они обладают доброй и щедрой душой. Бедная семейная пара берёт на воспитание девочку, которая потеряла родителей, и щедрость их души восхищает не меньше чем щедрость миллионера.

Ответ на вопрос почему это так, очень прост. Достаточно подумать лишь о том, в чем же ущемляет себя миллиардер, отдавая свои деньги беднякам, как сразу все становится предельно ясно и понятно. Он отдает то, в чем сам не нуждается. Ротшильд наверняка, не чувствует от этого никаких изменений в своей собственной жизни, все у него остается прежним. Крестьянская семья же, наоборот, отдает все, что у них есть, дабы изменить жизнь сиротки в лучшую сторону, стать её семьей. Они не могут позволить себе даже соли для похлебки, но не отказываются от девочки. И если женщина ещё позволяет себе сомнения, то они тут же разбиваются о слова муж: «А мы ее… и несоленую». Необходимо отметить интересный нюанс, что автор подчеркивает две вещи: во-первых, ни баба, ни мужик не решают каждый за себя, они оба говорят «мы», оставаясь вместе в радости и в горе. Их ждет тяжелое время, но они готовы вместе пройти через это, бороться с этим. Во-вторых, женщину Тургенев называет «бабой», подчеркивая ее социальный статус (обычная крестьянка), а мужчину не только мужиком, но и мужем, человеком, за которым остается в решении наиболее серьезных вопросов последнее, решительное слово.

Писатель сохраняет интригу. Он показывает читателю, что это далеко не все аргументы бабы, которые она может привести, ставя после ее слов многоточие. Вполне возможно, что этот разговор у них заходит не в первый раз. Хотя, если это было бы и так, то можно поставить многоточие в начале ее слов. Возможно, оба прекрасно понимают, что девать девочку некуда, а выдворят ее из дома они не собираются – не звери в конце концов. Семейная пара понимает, что они берут на себя тяжкий груз, но это их ничуть не смущает, они готовы мириться со всем.

Заключение

Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд, да и не каждый человек решится на столь серьезный шаг в своей жизни. Даже тот самый богач почему-то не хочет делать этого, хотя может себе с легкостью позволить пойти на такой шаг, но нет. Он лучше отдаст деньги, а там они, возможно, помогут кому-то. Главное для него – быть щедрым человеком для окружающих людей, чтобы все говорили о том, какой он добрый, сердечный, хотя на самом деле он может таковым не является. Бедная же семейная пара прекрасно понимает, что им придется пожертвовать многим, но дать ребенку и теплую одежду, и крышу над головой и еду, а самое главное – заменить кровных родителей, стать настоящей семьей.

Конечно, в пяти предложениях нет места подробностям. Тургенев не сообщает их читателю. Нам приходится додумывать все самостоятельно, но в большей степени все итак ясно. Крестьянская семья сама по себе небогата. Мы не знаем, есть ли у семейной пары собственные дети, но можно предположить, что они действительно есть. Именно поэтому жена так добродушно и ворчит. Следует отметить и то, что писатель не называет имен крестьян. С одной стороны, можно подумать, что это обобщение, а с другой – таким образом он идеально подчеркивает социальный статус семьи и показал, что таких семей на Руси большинство. Тут контраст становится еще более выраженным – Ротшильд, человек со множеством средств для жизни, имеет добрые намерения, но безымянные люди, крестьяне, имеют огромную душу.

Безымянные крестьяне, о делах и подвигах которых не трубят во всеуслышание газеты, не говорят о них и огромные толпы людей, обладают истинным богатством, широкой душой, которой поделятся с девочкой. Это лишний раз подчеркивает то, что благотворительность богача не сравнима с благородством души простых людей.

Можно провести параллели и с нашим временем. Мы часто слышим по телевизору, читаем, что какой-то известный человек тратит свои сбережения на благотворительность, но лишь единицы из них способны взять всё в свои руки и сделать что-то стоящее. Большинство же только создает иллюзию помощи, равно как и Ротшильд в миниатюре «Два богача».
В итоге миниатюры, писатель добавляет: «Далеко Ротшильду до этого мужика!». Конечно, в самом начале он говорит, что восхищается щедростью человека, но такая щедрость – ничего, по сравнению с той, что дают обычные крестьяне. Отдать все, что есть – могут далеко не все и не каждый.

Хотя сам писатель был из рода дворян, он обладал истинной, открытой душой, о чем говорят многие его произведения, в том числе и те, что собраны в сборнике «Стихотворения в прозе».

Слатыков-Щедрин в свое время говорил о рассказах Тургенева, что после их прочтения душа буквально очищается. Как только дочитаешь последнюю строчку, сразу же легче дышится, верится и чувствуется тепло. Такое же утверждение писателя можно назвать истинным и для миниатюры, состоящей всего из пяти предложений «Два богача».

Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник “Посмертное”, затем написал на латыни Senilia, что означает – “Стариковское”. Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название “Стихотворения в прозе”.

Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры

Сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – “Два богача” . Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.

Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов “на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых”

Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об “убогом крестьянском семействе” . которое принимает в свой “разоренный домишко” сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.

В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.

Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.

Характерно, что оба говорят “мы” . осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.

Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений “Два богача”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. И. С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...
  4. Года два спустя на Пантелея Еремеича Чертопханова обрушились всевозможные бедствия. Первое из них было для него самое чувствительное: от него...

Последние произведения Ивана Тургенева увидели свет в 1882 году. Это были короткие заметки, раздумья и наблюдения из записных книжек писателя. Название цикла менялось несколько раз. Первоначально автор назвал сборник «Посмертное», затем написал на латыни Senilia, что означает – «Стариковское». Но окончательный вариант, под которым сборник был опубликован, получил название «Стихотворения в прозе».

Пожалуй, это самое удачное решение. В небольших текстах осмыслена проза жизни, а затем изложена в краткой лирической форме. Миниатюры сборника не рифмованы, но их язык весьма поэтичен. Одно из наиболее емких произведений цикла – «Два богача» . Всего несколько строк хватило Тургеневу, чтобы создать ряд образов и заставить читателя задуматься.

Произведение, написанное в июле 1878 года, состоит из двух частей, имеет зачин и концовку. В нем сравнивается благотворительность Ротшильда и бедной крестьянской семьи. Писатель отмечает, что щедрость одного из богатейших людей планеты заслуживает восхищения, поскольку далеко не все состоятельные люди отдают часть своих доходов «на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых» . Такие добрые дела вызывают у писателя похвалу и умиление. Но тут же Тургенев вспоминает об «убогом крестьянском семействе» , которое принимает в свой «разоренный домишко» сиротку. Короткий разговор между мужем и женой полон благородства и душевной щедрости.

В чем ущемляет себя миллиардер, отдавая деньги бедным? Вряд ли он чувствует какие-либо изменения в своей роскошной жизни. А вот крестьянская семья, приютив сироту, не сможет купить даже соли для похлебки. Да разве только в еде дело? Взять на воспитание ребенка – нелегкий труд. Нужно не только одеть, обуть и накормить, но и отдать девочке частицу души, заменить ей родителей.

Тургенев не сообщает подробности о семье крестьян. Читатель не знает, есть ли у них свои дети. Скорее всего, что есть. Потому и ворчит добродушно женщина. Автор не называет также имен героев. С одной стороны, такой подход создает обобщение, с другой – подчеркивает простой социальный статус семьи.

Характерно, что оба говорят «мы» , осознавая себя единым целым. Вот тихий ежедневный подвиг, истинное душевное богатство простого крестьянина, о котором не трезвонят на весь мир газеты.

Салтыков-Щедрин говорил о произведениях Тургенева, что после их прочтения легко дышится, верится, тепло чувствуется. Это в полной мере касается и миниатюры из пяти предложений «Два богача».

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

Знакомство со знаменитыми стихотворениями в прозе начинается еще в школе. Подростки узнают специфику необычного жанра, в котором переплелись прозаическая форма изложения и подлинный лиризм, которым дышит каждая строка. Проведем анализ «Двух богачей» Тургенева, одного из небольших произведений этого жанра.

Начать рассуждения о небольшом произведении следует с изложения его сюжета, который строится на приеме сопоставления:

  • В первых строках автор описывает благодеяния миллионера Ротшильда, который действительно пытался помогать нуждающимся, выделяя солидные суммы из своего кармана на благотворительность.
  • Далее писатель самыми простыми словами описывает случай из жизни крестьянина, очень бедного мужика, который готов взять на воспитание девочку-сироту, отдавая себе отчет в том, что его собственная жизнь станет еще более тяжелой.
  • Наконец, краткий, но емкий и выразительный вывод - «Далеко Ротшильду до этого мужика».

При анализе «Двух богачей» Тургенева следует обязательно подчеркнуть идею сопоставления: миллионер, конечно, щедр и благороден, но он дает от излишков. А несчастный крестьянин, сам крайне бедный, готов терпеть еще большую нужду, чтобы помочь обездоленной девочке, более бедной, чем он.

Образы

Следующий этап анализа «Двух богачей» Тургенева - описание героев. Можно выделить два типа персонажей:

  • Прямые действующие лица: сам крестьянин и его жена.
  • Лица, о которых упоминается: Ротшильд и девочка Катька.

Причем первая категория героев имен не имеет, а вторая носит более конкретный характер, и реально существовавший миллионер, и несчастная сирота. Зачем же автор использует такой прием? При анализе стихотворения Тургенева «Два богача» следует найти ответ на этот вопрос. Для автора великую ценность имеет благородная крестьянская душа, поэтому описанное событие могло произойти в любом уголке необъятной родины, во многих семьях, терпящих нужду. Классик искренне восхищается натурой русского человека, готового на самопожертвование.

Особенности крестьянской семьи

Продолжим анализ «Двух богачей» Тургенева описанием того облика крестьянской семьи, который мастерски рисует перед своими читателями

  • Прежде всего, это очень бедные люди, у которых, по всей видимости, имеются собственные дети.
  • Тургенев не говорит ни возраст своих персонажей, ни пытается описать их внешность, поскольку для передачи его ключевой идеи эти данные не требуются.
  • Следует заметить, что в речи и мужика, и его жены не звучит эгоистичное «я», оба говорят «мы», что подчеркивает их стремление принять совместное решение.
  • Читатель понимает, что решающее слово остается за мужем, поэтому несчастная сирота обретет новый дом и надежду на счастливую, хотя и очень бедную, жизнь.

При анализе стихотворения «Два богача» Тургенева важно показать, что автор изобразил собирательный образ русской крестьянской семьи, лучших людей своего времени, готовых помогать нуждающимся, даже лишая себя самого необходимого (в деревенской среде отсутствие в доме соли считалось признаком крайней нищеты).

Приемы

Текст небольшой по объему, поэтому не содержит изобилия художественно-выразительных средств. Однако все повествование держится на сопоставлении миллионера-благодетеля Ротшильда и безымянного крестьянина. Это очень важно подчеркнуть при проведении анализа «Двух богачей» Тургенева:

  • Богача знают все, своими добрыми делами (их ценность автором не умаляется) он помогал людям, несомненно, но и себе заслужил славу.
  • А несчастный крестьянин-бедняк своим поступком лишь создал трудности для себя самого, его имени никто не знает, да и мало кого смогла бы заинтересовать скромная жертва подневольного человека.

Поэтому основной прием, сопоставление богача и нищего крестьянина, помогает Тургеневу донести главную мысль - более велика ценность того поступка, за который нет никакой награды, дело мужика полностью бескорыстно, спасибо ему никто не скажет, кроме спасенной девочки.

Смысл названия

Проводя анализ прозы Тургенева «Два богача», следует объяснить название произведения. Почему упоминаются два богача?

  • Касаемо Ротшильда все понятно, это богатый человек, меценат, который часть своих доходов направлял на помощь детям и нуждающимся.
  • Второй богач - это крестьянин, который обладает самым ценным, по мнению автора - богатым добрым сердцем, способным жертвовать, сопереживать.

И ценность духовной составляющей гораздо важнее, чем материальные блага. Эту мысль Тургенев пытается донести до своих читателей.

Речевое своеобразие

Следующий этап анализа стихотворения Тургенева «Два богача» - изучение его речевых особенностей. Писатель известен тем, что в своих прозаических текстах нередко использует диалектную лексику, чтобы придать повествованию достоверности. Поэтому и в небольшом произведении в репликах крестьян можно встретить такие слова и выражения, которые образованному Тургеневу явно нехарактерны:

  • Гроши, соли добыть, похлебка, обращение Катька - эти слова и словосочетания помогают автору создать образ простой деревенской женщины, настоящей бабы, которая экономна, практична. Ее аргументы против принятия в семью сироты вполне логичны, ведь супруги так и бедствуют. При анализе «Двух богачей» Тургенева важно подчеркнуть, что жена - не отрицательный персонаж, скорее это обычная женщина, которую крайняя бедность вынуждает быть несколько скупой.
  • А мы ее… и не соленую - это единственная фраза, которую произнес мужик за все повествование, но очень значимая. Он сам не сомневается в том, что принимает верное решение. Этот человек сумел сохранить свое доброе щедрое сердце, несмотря на жизнь в очень непростых условиях.

Завершая анализ стиха Тургенева «Два богача», следует отметить, что автор, конечно, радуется тому, что в мире есть меценаты типа Ротшильда, которые помогают беднякам. Но их достижения теряют свое значение при сравнении с поступками обычных крестьян, которые отказывают себе даже в еде, чтобы помочь еще более бедным людям. И писатель искреннее восхищается такими «мужиками и бабами», которых так много на его родине.