Интервью певицы максим. Найди Себя! Раскрой Творческий Потенциал! Школа Искусств МакSим. Слишком беспокойная мамаша

В какой-то момент МакSим поняла, что лучше всего ей удастся передать свои эмоции и переживания в музыке. Так она начала писать стихи и сочинять музыку к ним. Как говорит сама МакSим, ей все в жизни давалось легко. Точно так же стало и с песнями – она просто описывала свои самые яркие переживания и эмоции, и они превращались в прекрасные стихи.

- Марина, как Вы «чувствуете» музыку? Это зависит от вашего настроения?

Как правило, музыка зависит от моего настроения, а иногда наоборот, музыка задает тон моему настроению. В моем новом альбоме «Хорошо» можно сразу «уловить» то состояние, в котором я была, когда писала его. Поэтому этот альбом получился самым эмоциональным, я часто говорю, что это «интимное отражение меня». В личной жизни я достаточно скрытый человек, считаю, что «личной» она называется не просто так. Зато в музыке я высказываю порой то, что не могу сказать словами.

- Как начались Ваши отношения с музыкой и сценой? Почему не живопись, например?

В детстве я не планировала быть артистом. Хотела быть, к примеру, пожарным, который спасает собак и кошек, и даже хотела быть дельфином! (смеется).

Моя мама, чтобы я не «шаталась» без дела, записала меня в различные творческие кружки. Музыкальная школа привила мне любовь к работе над собой, работоспособность, возможно, даже устойчивость. А дальше все пошло само собой. Я думаю, что залог моего успеха зависит от любви к музыке, удачи и от моих слушателей. Кстати, о них я часто говорю в интервью как о предмете гордости - считаю, что у меня самые интеллигентные и понимающие поклонники, и даже критика с их стороны звучит больше как добрый совет, нежели упрек. Многие из них со мной много лет, дружат между собой семьями, приходят на мои концерты с детьми, порой даже приезжая в другой город. Они очень любят делать мне различные сюрпризы, организовывать флэшмобы, приятно удивлять подарками, сделанными собственными руками, часто получаю нарисованные портреты, а это дорогого стоит.

- Слова и музыку для Ваших песен Вы пишете сами?

По большей части да. Но всегда рада хорошему сотрудничеству. Интересно, когда музыкант имеет совершенно другое видение музыки, которое кардинально отличается от моего. Из такого сотрудничества рождаются прекрасные песни.

- Кто является Вашим идейным вдохновителем?

Какого-то одного человека нет, это собирательный образ. Меня вдохновляют поэты Серебряного века, очень люблю Ахматову, Блока, в тоже время могу быть под долгим впечатлением от просмотренного фильма, даже хожу молча, ни с кем не разговариваю. Захватывает красивый вид, к примеру, могу вдохновиться видом горного Алтая.

- Расскажите про тех людей, которые находятся «за кадром»? Хореограф, визажист, стилист, может быть, педагог по актёрскому мастерству?

На протяжении 10 лет я работала с компанией Warner Music, ранее Гала рекордз. По окончании договора я решила идти своим независимым путем, но очень благодарна всей команде Warner за то, что всю творческую работу всегда давали делать мне, а для меня это один из самых важных моментов. Наверное, именно поэтому я никогда не работала и не буду работать с продюсерами.

Сейчас моя команда состоит из небольшого количества людей, «болеющих» тем, чем мы занимаемся вместе, и результаты меня очень радуют.

На сцену я выхожу со своим музыкальным коллективом, с которым мы уже долгие годы вместе, и прошли через огонь и воду, порой отрабатывая по 30 концертов в месяц. Сейчас, конечно, не могу себе это позволить всвязи с тем, что есть ответственность перед детьми, а я стараюсь быть адекватной мамой и проводить с дочками максимум времени.

- В каком направлении Вы ещё развиваетесь?

Совсем недавно я открыла собственную школу искусств. Не могу сказать, что для меня это бизнес, скорее исполнение давней мечты, к которой я стремилась долгие годы. Считаю, что необходимо накопленный музыкальный опыт передать подрастающему поколению.

На создание школы меня подтолкнула старшая дочка Саша. В поисках идеального творческого кружка мы обошли много мест, и всегда были какие-то минусы: то помещение слишком неуютное, а я понимаю, что ребенок должен ходить на дополнительные занятия с радостью, чувствовать себя как дома. То педагоги недостаточно квалифицированы. Но основная проблема - достаточно узкий набор дисциплин. Так и возникла идея создать определенное идеальное место с дружелюбными, профессиональными педагогами, большим количеством творческих дисциплин, куда хочется возвращаться с удовольствием.

- Вы открыли свою школу искусств осенью, как туда можно попасть?

Попасть в мою школу могут абсолютно все люди, желающие заниматься саморазвитием и раскрытием творческого потенциала. Моей старшей ученице 48 лет, младшей - 3 годика. Для каждого возраста у нас существуют свои группы, свои педагоги, свои дисциплины. Так как я сама вышла из небогатой семьи и деньги никогда не были у меня в приоритете, школу я открыла именно для людей среднего класса. А для тех, кто не может позволить себе дополнительное образование или курсы, я периодически разыгрываю сертификаты на обучение на различных конкурсах талантов.

- Вы непосредственно ведёте там какие-то предметы или являетесь просто руководителем?

У меня нет диплома педагога, поэтому я выступаю как идейный вдохновитель, руководитель, направляю учеников, помогаю советами и иногда даю мастер-классы на различные темы.

- Какие перспективы у молодых талантов по её окончании?

Мы стараемся учитывать интересы каждого ученика и к каждому имеем индивидуальный подход. Уже спустя 4 месяца работы мы ставим сказку на сцене одной большой площадки, это Новогодний благотворительный концерт, в котором примут участие более 30 учеников моей школы.

Мои ученики будут выступать на различных конкурсах талантов, мы будем делать отчетные концерты, при школе есть своя студия звукозаписи и продюсерский центр, где ученики смогут записать песню, под руководством специалистов будут создаваться дуэты и группы, сниматься клипы, создаваться альбомы. Школа поможет при поступлении в музыкальные и актерские ВУЗы.

- Как Вы успеваете совмещать такую насыщенную концертную деятельность с личной жизнью? С воспитанием ребёнка?

Я стараюсь эффективно распределять свое время. Всегда нахожусь с детьми на всех важных событиях, это в приоритете: в этом году старшая дочка пошла в первый класс, а младшая отметила годик.

После концертов в других городах первым рейсом улетаю домой. Времени на то, чтобы походить по городу с экскурсией уже, конечно, нет.

- Дочь пойдёт по стопам мамы?

В моих силах только наблюдать за ростом дочек и направлять их. А как сформируется личность, будет ли это творческая деятельность, пока трудно сказать. Мне кажется, нет. Старшая дочка Сашка очень серьезная, не такая, как мама. (смеется) Но если они решат связать свою жизнь с музыкой, то я не буду против. Ничего плохого в этой профессии я не увидела.

- Съёмка у нас прошла в не обычном формате, как вы относитесь к фаст-фуду? Или вы сторонник здорового питания?

На съемочной площадке пахло очень вкусно и реквизит был мной нещадно съеден прямо во время съемки. (смеется) Хотя я нечасто балую себя подобной едой. Но и никогда не изнуряю себя диетами. И вообще, люблю «поточить» холодильник по ночам.
Считаю, что каждая женщина может час в день посвятить себе, или заняться спортом, даже если это обычная прогулка с детьми в парке.

- Любите экспериментировать?

Да. В музыке могу назвать себя экспериментатором. Люблю сотрудничать с артистами другого жанра. У меня есть дуэт с рок-группой Animal Джаzz, и треки с хип-хоп артистами, такими как Баста, Лигалайз. Я всегда за интересные эксперименты!

- У вас на руке татуировка, что она значит?

У меня их даже две. На запястье фраза на латыни «Волк меняет шкуру, но не меняет душу», которая для меня имеет двойной смысл: люди не меняются, и не стоит быть слишком доверчивым. И как бы мне не рассказывали о том, что татуировки мне будут мешать, я еще ни разу не пожалела о том, что их сделала.

- В каком возрасте вы её сделали?

В 13 лет на правом плече сделала татуировку с изображением кошки, правда, больше похожей на куницу.

- Следите за модными тенденциями?

Не привыкла заморачиваться модными тенденциями. В этом плане мне повезло с работой. На съемочной площадке почти всегда есть стилисты, которые этим живут и зарабатывают себе на хлеб тем, чтобы помочь мне выглядеть стильно.

- Во всех интервью Вы указываете, что не пользуетесь парфюмом, с чем это связано?

Считаю, что возраст и состояние кожи позволяют мне пахнуть свежестью и хорошим мылом.

Недавно у меня вышел сингл «Хорошо» с нового альбома. Трек понравился слушателям и попал в ротацию на все самые топовые радиостанции страны. На него в скором времени я планирую снять клип.

Активным ходом идет подготовка к первой сказке от школы искусств. Кстати, в сказке я буду играть одну из ролей.

А если говорить о дальних планах, то я хочу открыть свой благотворительный фонд.

Фото: Илона Вереск
Бар: Let’s Twist Bar
Одежда: LENA TROTSKO (@lena_trotsko)
Обувь: AnnaKitro (@kitro)
Сумки: ANNA WOLF (@annawolffashion)
Украшения: Роскошь (@roskoshstudio)

«Я стала домашней кошкой»

Фотография: Ваня Березкин

Приятно общаться с сильным, самодостаточным человеком. Певица МАКSИМ именно такая. Музыкант с абсолютно индивидуальным мышлением, она и в жизни мыслит парадоксально. Сейчас у МакSим по-настоящему счастливая пора. Она влюблена и ждет второго ребенка. Признаюсь, во время нашей беседы я быстро попал под обаяние этой красивой женщины, которая, как стрелой, пронзает своим острым взглядом. И конечно, завораживает ее голос — такой мягкий и мелодичный, не только когда МакSим поет, но и когда разговаривает. Итак, диктофон включен.

Уважаемая МакSим, можно я буду называть вас Мариной? Это ведь ваше родное имя.

Конечно, называйте. Меня мама зовет Мариной, поэтому можете побыть немножечко моей мамой. (Улыбается .)

«Побыть вашей мамой» — это неплохо звучит. А зачем вы взяли псевдоним? Это что, некий зазор между реальной жизнью и сценой?

Дело как раз в том, что псевдоним всегда был мне ближе, чем мое собственное имя. Еще в подростковом возрасте я была «Максимом», «Максом».

Это ведь имя вашего старшего брата?

Да. Я росла как мальчишка. Спортом вместе с братом занималась, любила карате, и никто не находил во мне женственности, какой-то грациозности.

Какие уж тут грациозность и женственность, если девочка — каратистка?!

Ну не хотела я быть девочкой в привычном понимании. Не знаю, что на меня влияло. Я росла, в общем-то, с нормальной ориентацией, но мне не нравились, например, женские наряды. Я не любила стереотипы, которые обычно существуют в женских компаниях. Мне с подружками было менее интересно, чем с друзьями.

И сегодня тоже?

У меня есть подруга, одна-единственная, она живет в Казани. Мы с ней общаемся, многим делимся, иногда на двоих пишем одну песню.

Судя по всему, вам идеально подходит определение «белая ворона».

Я действительно чувствовала себя белой вороной. Это и в начальной школе сильно ощущалось. Даже когда я стала достаточно публичным человеком, то так и осталась закрытой и существую отдельно от других — к сожалению или к счастью. Жить «нараспашку», как это часто бывает у артистов, — точно не мое. Мне всегда было проще говорить о себе через творчество. Может быть, это характер у меня такой, природа моя. У меня мама, например, очень скромная. Она тихая, такой «одуванчик». Мама всю жизнь проработала воспитателем в детском саду.

Как же так случилось, что мама-воспитатель отпустила вас в 15 лет в свободное плавание — петь в клубах, ресторанах, да еще и вдали от родной Казани?

Уехала я не в 15 лет, а в 17. Конечно, для мамы это был шок. У всех людей не из мира шоу-бизнеса есть свои предубеждения, связанные с этой областью деятельности. Поэтому мама категорически не желала меня отпускать. Отпустил папа.

То есть у папы более широкий взгляд на такие вещи, да?

Папа всегда был очень активным человеком, любил музыку и всегда меня поддерживал. И до сих пор чаще поддерживает меня именно он, в то время как брат лучше находит общий язык с мамой. Все-таки мы с мамой очень разные и в моем трудном подростковом возрасте много разбирались с ней в причинах взаимного непонимания.

В результате разобрались?

Разобрались. Мама стала меня поддерживать, только когда поняла, что мои искания — это не просто желание сделать что-то наперекор. Когда же, еще будучи подростком, я сообщила родителям, что уеду в Москву, они поставили условие: «Только сначала хорошо окончишь школу и сама поступишь в университет». Это было практически нереально, потому что я очень много пропустила занятий. Я была жутким сачком. Но в результате мне всё удалось! Конечно, я схитрила и поступила тогда в Казанский государственный технический университет на самый непопулярный факультет связей с общественностью. Потом перешла на заочное отделение, но училась честно: меня еще в школе приучили к самостоятельности и ответственности. Эти качества пригодились в Москве, куда я вскоре все-таки уехала. Первые годы проживания в столице ассоциируются у меня с Библиотекой имени Ленина. Мне там очень нравилась атмосфера: эти огромные двери, столы, зеленые лампы… И эти часы, которые в тишине отбивают время. Я не знаю, висят они там сейчас или нет, но они дополняли ту волшебную для меня атмосферу.

Я сразу вспомнил фильм «Москва слезам не верит», где героиня Муравьевой ходила в Ленинскую библиотеку с одной целью — ловить женихов: «Представляешь, какой там контингент? Академики, доктора, философы… Там еще курилка есть».

(Смеется .) Давно я эту картину не пересматривала. В то время, когда я ходила в «Ленинку», уже существовал Интернет, поэтому потенциальных женихов там встретить было сложно. Кстати, сама я до последнего времени Интернетом не пользовалась. Люблю читать книги, все записываю в тетрадочках и на бумагах.

И песни тоже?

Да. С компьютером не дружу. Точнее, сейчас уже могу почитать там новости.

Может, поэтому и песни у вас такие искренние, живые, «некомпьютерные». А вот насчет Москвы... Ленинская библиотека — это, конечно, здорово. И всё же:
это правда, что вашим стимулом для завоевания столицы стало желание доказать возлюбленному, что вы многого можете добиться и без него?

Я, скорее всего, себе хотела доказать, а не ему. Так у меня проявлялся юношеский максимализм. Честно говоря, мне очень не нравилось это чувство настоящей любви, я его боялась и именно от него бежала в Москву.

Какой ужас! В юном возрасте, наоборот, все хотят влюбиться надолго и всерьез.

Знаете, Вадим, это была какая-то внутренняя борьба со всем, что тебя окружает. Я почему-то хотела нарушить все стереотипы. Я влюбилась и понимала, что это чувство сильнее меня. А у меня сразу вызывают протест вещи, которые к чему-то принуждают, — неважно, психологически или физически.

Поэтому побег в Москву, навстречу себе настоящей?

Я убежала, но при этом продолжала жить прежними чувствами и воспоминаниями. Объект моей любви остался в Казани. У меня была сумасшедшая зависимость от этого человека, и тем не менее я к нему не вернулась. Все мои чувства выливались в музыку, в творчество.

Интересно, а молодой человек из Казани не говорил вам: «Марина, ты сумасшедшая. Мы любим друг друга, зачем же искусственно создавать барьеры»?

Говорил, конечно, что-то в этом роде. Он хотел на мне жениться и абсолютно не понимал моих поступков. Мне и мама говорила, что с моим характером нужно поскорее замуж выходить и ребенка рожать, — мол, я бы тогда успокоилась, стала бы носить платьица с рюшечками, устроилась работать в какой-нибудь офис и превратилась бы в нормальную женщину.

Как же закончился ваш роман? Хотя такую экзотическую связь даже романом назвать нельзя.

Это продолжалось семь лет, потом чувства переросли в дружбу и даже в родственную связь. Потом он женился: сколько можно было меня ждать? Тем более что он на десять лет меня старше. А я тогда поймала себя на мысли, что мне очень хочется, чтобы этот человек был счастлив, чтобы у него рос здоровый сын, — так же, как этого желают родным людям.

И все-таки мне трудно поверить, что вы гнали от себя прочь любовные соблазны.

Я действительно очень долго не влюблялась. Даже завидую тем, кто так может — каждый месяц находить новую любовь.

А вы не боялись, что таким образом войдете во вкус и навсегда останетесь Снежной королевой?

Я этого и хотела.

Когда же появились новые краски?

Совсем недавно. Я влюбилась, и ощущение, что впервые. Я понимаю, что с этим чувством уже не борюсь. Вдруг поймала себя на мысли, что начала слушаться любимого мужчину, стала домашней кошкой.

Марина, а ведь год назад в журнале ОК! была ваша роскошная фотосессия и интервью, где вы рассказывали, что ваш тогдашний молодой человек, Александр, сделал вам предложение. Правда, недавно выяснилось, что это был PR-ход. Объясните, что здесь правда, а что нет.

Я не могу сказать, что это был на сто процентов PR-ход, мне было бы сложно играть в такие игры. Начиналось всё действительно искренне — мы планировали записать новую песню, но потом у нас завязались легкие дружеские отношения.

Дружеские отношения, но не любовь?

Сейчас я понимаю, что нет. Это были отношения, которые бывают между двумя лучшими друзьями. Я могла рассказать Саше всё что угодно, нести какую-то чушь, и всё это воспринималось очень легко, без ревности, без интриг, без зависти. Но уже тогда я понимала, что в итоге не выйду за него замуж.

Так все-таки Александр делал вам предложение или нет?

Да, делал, но всё было опять же как-то легко и поверхностно, будто не по-настоящему. Хотя, с другой стороны, он мне очень помогал, подружился с моей дочерью. Они до сих пор общаются и дружат. Александр живет в Питере, и когда приезжает в Москву, то они вместе идут куда-нибудь, в зоопарк, например, или просто целый день гуляют.

Если это была не любовь, то зачем нужно было ее имитировать?

Потому что ничего серьезного в тот момент не хотелось. Мне было очень спокойно, ничего не тревожило. Сейчас Александру приходится намного сложнее, чем мне, морально. Потому что за всей этой легкостью, игрой у него было глубокое чувство. А я думала, что если оставлю человека, который так мне предан, то не смогу этого себе простить.

Когда вы перестали тесно общаться?

Когда я влюбилась. И это чувство меня целиком поглотило.

Я знаю, вы принципиально не хотите называть имя своего нынешнего спутника.

Да. Он, как и все принцы на белом коне, желает прославиться добрыми делами. (Смеется .)

Тем не менее вас караулят папарацци: в Интернете есть ваши совместные фото и даже видео. Известно, что он серьезный бизнесмен и далек от мира шоу-бизнеса. Возможно, вам и нужен был именно такой мужчина?

Возможно. Для меня он человек с другой планеты.

Можете сформулировать, в чем его «инопланетность»?

Во всём, начиная с распорядка дня, где всё четко регламентировано, и заканчивая ответственностью за каждое произнесенное слово.

Вы для него тоже, наверное, инопланетянка.

Конечно, наша хипстерская тусовка вызывает у него некоторое недоумение. Сказать, что мы подстраиваемся друг под друга, — это неверно. Я сейчас получаю безумное удовольствие просто от общения и тактильных вещей. Ты пытаешься что-то объяснить, и не всегда то, в чем ты уверена, оказывается единственно верным. Мне интересно наблюдать, как он рассуждает. Ему тоже интересно знать, что думаю я. При этом он не задает мне банальных вопросов, которые интересуют обычно всех: как я стала популярной? как пишу песни? Если он видит, что я сочиняю, то просто говорит: «Молодец». В общем, у меня сейчас ощущение спокойствия и уверенности — такого не было раньше никогда.

Я чувствую ваше умиротворение, которое наверняка связано еще с одним счастливым обстоятельством — с вашей беременностью.

Сейчас я дико радуюсь всему. Просыпаюсь, и мне кажется: «Ах, какой милый дождик». Все говорят: «Вот же слякоть». А мне кажется, что так это прекрасно, серое небо — классное. Я как будто в полете. Эта беременность сильно отличается от первой. Когда я носила Сашу, то долго гастролировала и испытывала на себе все минусы и плюсы состояния беременности. Я очень сильно переживала по любому вопросу, постоянно теребила своего лечащего врача: «Не нужно ли мне купить баллончик с кислородом, чтобы дышать свежим воздухом?» и так далее. Сейчас у меня только плюсы, всё проходит легко, без тревоги.

В общем, сплошная идиллия!

Это такое счастье — видеть рядом человека, который сильнее тебя, но который при этом не давит своей мощью, а повелевает тобою внутренними силами. Каждый раз я благодарю Бога, что мне всё еще дают это ощущение неосознанного, беспричинного счастья.

А вы собираетесь пожениться?

Не знаю, что будет завтра, у меня нет ощущения стабильности, но, возможно, это мне сейчас и не нужно. Зато на творчестве это положительно сказывается: я недавно песню новую написала — «Свадьба». Правда, под впечатлением от чужих свадеб — мысли о собственной тут ни при чем. Да этих мыслей и нет: думать о том, что будет завтра, всегда страшно. Как будет, так и будет. Жизнь всё расставит по своим местам, независимо от нас. Гораздо важнее для меня то, что происходит сейчас.

Наверное, это правильная позиция. А как дочь восприняла вашего избранника?

Настороженно. Саша вдруг сказала мне: «Я знаю, почему ты влюбилась». Почему, спрашиваю. «Потому что он красивый». Но дочка понимает, что при всех обстоятельствах у нее есть мама, которая ее безумно любит.

Вы ждете мальчика или девочку?

Еще не знаю. Но это и не столь важно. Когда мы только познакомились, я сказала, что не хочу нервных встрясок, не хочу, чтобы мне было больно, а это всё равно неизбежно, когда есть чувства. Да, сказала я, мне хочется родить еще одного ребенка, но отцом ребенка точно будешь не ты, так что не трать напрасно время. Он до сих пор смеется, говорит: «Ну, что? Не буду я отцом твоего ребенка?»

Это верно, никогда не говори «никогда». Марина, в таком позитивном состоянии песни легко пишутся?

Не могу похвалиться, что сейчас особенно много пишу. Наверное, из-за состояния внутреннего покоя. Я дружу с поэтом-песенником Сашей Шагановым, и он как-то сказал мне: если творческий человек не пишет хотя бы неделю, то вся недосказанность остается внутри. В этот период лучше больше читать.

Сейчас у вас сместились акценты, и это понятно, но будем надеяться, что в скором времени вы подарите поклонникам новые хиты.

Я думаю, что это будут не менее эмоциональные, но уже совсем другие песни. Хотя я остаюсь, по сути, прежней, не изменяю себе. Когда я была беременна Сашкой, то, как теперь понимаю, совсем нас обеих не берегла. Она родилась, и тут у меня появился материнский инстинкт. Я вдруг осознала: во мне жил маленький человечек, а я прыгала, скакала по сцене, мучила ее зачем-то. Мне казалось, что я не смогу быть хорошей мамой. Я думала, что в период следующей беременности всё непременно будет иначе. Однако характер и любовь к экстриму дают о себе знать. Вчера я, например, заехала в кювет на квадроцикле. Теперь вся в синяках.

А зачем вы, беременная, сели на квадроцикл?!

Как говорит моя мама, «чувство самосохранения у нас не родилось». Не могу себя заставить сидеть на месте и ходить на курсы для беременных.

А как же ваш молодой человек позволил вам сесть на этот самый квадроцикл?

Ворчал, конечно, как дырявая грелка, но он этого не видел. На самом деле мы очень активно проводим время. Надеюсь, позже чувство самосохранения обязательно появится.

Может, у вас в жизни просто не было повода для глобального страха?

Страшно мне бывало. В очередной раз падая с лыж, ты, уже в полете, понимаешь, что, может, всё, точка. И вот здесь странно, но не бывает страшно. Но у меня, надеюсь, с чувством ответственности всё нормально, я умею себя останавливать, если что. Зато у моей дочери Саши инстинкт самосохранения работает за двоих. В этом плане она меня воспитывает. Она еще совсем маленькая была, училась ходить и уже десять раз смотрела, когда и куда лучше упасть. Меня предупреждали, что надо закрывать шкафы, убирать дверные ручки, потому что маленькие дети всё вытаскивают и ломают. Саша же никогда не открывала ящиков без спроса: если сказать, что сюда нельзя, она тут же перестанет рваться. Это такой уникальный ребенок, который, прежде чем взять еду со стола, спросит: «Это не может быть горьким?» Сейчас она ездит на роликах и надевает на себя шлем, налокотники, наколенники. Я говорю: «В чем же прикол? Дети должны падать». Но у нее не бывает синяков. Совсем! Катаемся вместе, я ей говорю: «Сними каску, не позорь мать!» А она: «Мамочка, я же могу упасть».

У вашей дочки уже чувствуется характер — мамин, волевой... Насколько для вас, в вашем нынешнем положении, важны новые впечатления? Я имею в виду поездки, путешествия.

Еще как важны! Мы стараемся чаще ездить по России. Я пришла к выводу, что красивее мест, чем у нас в стране, нет. Много где бывала и поняла, что мне комфортнее всего именно здесь. Можно поехать на Урал или на Алтай — там безумная энергетика. И мы ездим туда. Я — за активный отдых.

Неужели и в палатке можете переночевать?

Случалось. Раньше я не очень понимала, как это всё организовать, но здесь главное хорошая компания людей с большим опытом путешествий, которые любят подобный отдых и спорт. Такое времяпрепровождение меня быстро восстанавливает и дает много позитивных эмоций для творчества.

Скажите, ваши музыканты ревнуют вас к новой жизни?

Конечно, они, будучи молодыми и амбициозными музыкантами, не очень рады предстоящему, хоть и небольшому перерыву, но я чувствую, что они за меня рады. Помню, как они встречали меня с Сашкой из роддома, с подарками и воздушными шарами. Впоследствии очень поддерживали ее с первых месяцев жизни. Думаю, что и сейчас мы справимся.

Ну что ж, Марина, я хочу пожелать вам как можно дольше находиться в таком романтически приподнятом настроении! Вы это, бесспорно, заслужили.

Первого гонорара Марины Максимовой хватило на торт и четыре зубные щетки — для всей семьи. Прошло несколько лет — и певица МакSим попала в рейтинг Forbes как одна из самых влиятельных женщин России.

Дворовая кличка артистки в детстве — Терминатор. А сегодня этот «терминатор» — концентрат женственности: принцессные платья, тонкие ножки на высоченных каблуках, кошачьи повадки и интонации.

МакSим влегкую цитирует Есенина, Цветаеву и своего любимого Довлатова. Но для большинства остается автором «слезливых текстов для девочек-подростков».

Первое высшее образование МакSим — связи с общественностью (PR-технологии). Второе — факультет теологии. Где PR, а где — душа, и почему вся ее жизнь — сплошное противоречие — мы спросили у самой МакSим.

— Это не противоречие! И точно не фальшь. Я не вру во всем этом — просто бываю очень разной. Мне, как и всем близнецам, свойственна двойственность. Двойственность… И ужасный максимализм. Либо так, как я решила… Либо никак.

— А это максимализм заставляет вас придерживаться такого гастрольного графика: каждый день — перелет и новый город? Вчера — Казань, сегодня — Минск, завтра — Питер…

— И это вы еще про закрытые мероприятия не знаете… (Улыбается.)
На самом деле я начала регулировать свой график, когда стала мамой. Теперь больше 12 концертов в месяц у меня не бывает. С одной стороны, кажется — много. С другой — это три-четыре дня в неделю. Так у меня получается войти в режим своих детей и проводить с ними бОльшую часть своего времени.

А когда-то концертов было по 30 в месяц. Я хотела всего и сразу. Понимала, что долго к этому шла и не имею права отказываться, если люди меня ждут. В итоге и я, и весь мой огромный коллектив — а это взрослые, здоровенные мужики — себя изничтожили. И морально, и физически. Усталость была невыносимой.

Поэтому сейчас — только здоровый график и правильно расставленные приоритеты.

МакSим признается: быть сильной сложно. Но еще сложнее, самое страшное — стать зависимой от кого бы то ни было.

— А вы вообще можете девочку включить? Ну, вот это: «я слабая и хочу на ручки»?

— Я учусь! Изо всех сил. Но это моя большая проблема, переступить через которую сложно.

— А еще вы учитесь теологии. Расскажите, как пиар-специалиста по первому диплому и артистку по призванию заинтересовало вдруг богословие?

— Ну, не вдруг. У всех постродовой синдром проявляется по-разному. У меня после рождения Маши он был такой: я очень сильно захотела учиться. Начала с истории — восстанавливать ее в памяти и расширять в сознании.

Это очень интересно, но я, признаюсь, потерялась: в истории российского государства, в мировой — тем более. Запуталась в позициях и переосмыслениях разных авторов… Что говорить, если даже из истории живописи можно не выплыть. У меня лежит огромная книга о ней, и, честно скажу, как только я ее дочитаю, начну заново — потому что запомнить все это с первого раза невозможно.

В какой-то момент появилась теология — именно она и разложила все по полочкам. Дала мне главное: понимание того, чему я учусь.

— А чему вы учитесь?

— Самое главное, что преподает теология, — это любовь. Любовь глобальная, не относящаяся к личности, к чему-то единому. Любовь к себе, к миру, к природе, к жизни — и благодарность за то, что она тебе дана. И, знаете, оказалось: бывают моменты, когда только это может успокоить и спасти.

— В последнее время мне помогают только близкие люди. Даже те, которых я близкими, собственно, и не считала. Просто они — даже зная мою занятость и то, что в каких-то вещах я совершенно всегда была белой вороной и оставалась одна — окружили меня безусловной любовью и теплотой.

В особенно трудный момент, когда ко всему прочему случились проблемы со здоровьем, у меня возникли страшные мысли: «Вообще-то я видела все, что человек может пережить за сотню лет». Я испытала все, что хотела испытать, я сделала главный выбор — и внешний, и внутренний. Знаете, что спасло? Осознание: все это нужно не просто испытать, а удержать в руках.

— Ваша автобиографическая книга заканчивается историей о родителях, которые расставались «навсегда» 4 раза, но потом снова возвращались друг к другу. А вы готовы войти в одну реку дважды?

— Для меня самой недавно стало удивлением: оказывается, могу! Да еще как — с утроенным рвением! (Смеется.)

Думаю, что книгу о моей жизни можно смело переименовать. Знаете, как назовем? «Бегущая по граблям»!

— В этом году вы представлены на Пре­мию Муз-ТВ сразу в двух номинациях — «Лучшая исполнительница» и «Лучший саундтрек». Многие артисты говорят, что награды им не важны. Вы из их числа?

— Я считаю, врет тот, кто так говорит! Каждому важно получить оценку своего труда. Как любой творческий человек, трепетно отношусь к этому и я. С одной стороны, у меня ветер в голове, но с другой — я страшно переживаю за свое творчество. Как и все, я хочу, чтобы меня не только слушали, но и услышали, чтобы посочувствовали в какой-то момент. И, когда получаю награду, когда мои песни оценивают те, кого я уважаю, те, кто слушает мою музыку, — чувствую себя счастливой. Все это невероятно важно для меня. Это возможность на минутку расслабиться, успокоиться и работать дальше­.

— Помните свою самую первую победу в жизни?

— В детстве я росла отважной, везде была первой. Ходила в тот же садик, где моя мама работала воспитательницей, и по ее просьбе выступала во всех утренниках и концертах. Я мечтала примерить костюм снежинки и принцессы, стать феей или волшебницей. Но мне доставалась роль хлопушки, и это было очень обидно!

Я была неусидчивой, мне все время хотелось куда-то убежать, набедокурить. А принцесс с таким бойким характером не бывает.

Мама работала в соседней группе и однажды увидела, как воспитательница, выходя с детьми на прогулку, ведет меня за руку. Мамочка чуть не прослезилась от умиления и гордости: она была уверена, что ее ребенка любят больше остальных, раз уделяют столько внимания.

На самом же деле воспитатель держала меня лишь за­­­­­­тем, чтобы я нику­­­­да не залезла. У нас в группе была еще одна активная девочка, но ее ругали меньше, потому что она хулиганила в одиночку, — я же тащила за собой полгруппы. Мама даже не подозревала, что у меня такой характер! Ведь при ней я была просто шелковой. И вот один раз моя мечта сбылась: мне все-таки доверили роль снежинки. Это и была моя первая победа в жизни! Правда, скоро белоснежное платье превратилось в пыльный комочек. Ну не могла я ходить по струнке до конца праздника!

В школе мое фото висело на Доске почета. Я участвовала во всех конкурсах, которые только можно было придумать. Но делала это не ради победы, а чтобы иметь возможность прогулять занятия. И ведь срабатывало!

Однажды точно так же решила пропустить зачет по математике под благовидным предлогом очередного концерта. И потащила с собой почти весь класс: ко всему прочему я еще была старостой, так что уговорить ребят было несложно. В общем, мы все слиняли по общему делу, я выступила. Сижу, жду награждения. И вот жюри называет третье место, второе, первое… Я понимаю, что про меня просто забыли. И вдруг называют мое имя, и я получаю Гран-при! Совершенно неожиданно для себя!

Слишком беспокойная мамаша

— Я знаю, что после Премии Муз-ТВ вы отправитесь отдыхать. Каким вы представляете себе идеальный отпуск?

— Я всегда еду на море с одним желанием: поспать. Мне хочется, чтобы меня никто не трогал, никто не узнавал и я бы никого не знала. Надеюсь, что смогу ходить растрепанной, как курица, и кайфовать от того, что похожа на растение. Но, как правило, все это заканчивается уже через 2-3 дня. Потом начинается движение: мы куда-то едем, мчимся, пытаемся получить как можно больше впечатлений и эмоций, и в итоге я приезжаю из отпуска еще более уставшей, чем была до него.

— Вы уже определились, где будете отдыхать?

— Пока нет. Для меня самое ужасное в моей профессии — постоянные переезды и перелеты, я так устала от дорог, что теперь пытаюсь свою дочку максимально оградить от них. Она вообще практически безвылазно сидит дома, и я стараюсь сделать все, чтобы Саша как можно меньше куда-то ездила. Долгое время дочка даже не знала, что такое автомобиль. Мне казалось, что это так тяжело и так сложно для нее!

В результате близкие заявили, что я слишком беспокойная мамаша. И я решилась на поездку. Хотя лично мне все равно, где будет наш отпуск, я бы и в родной Казани замечательно отдохнула.

— Вы как-то говорили о том, что для вас самое прекрасное место на земле — родительский дом

— Для меня поездки домой — возможность ненадолго вернуться в детство, снова почувствовать себя ребенком — маленьким и беззащитным. Удивительное дело: с каждым годом я замечаю, что дом становится все меньше и меньше. Вы помните, как в детстве воспринимается школа? Она кажется огромной, просто гигантской: большие светлые классы, бесконечные коридоры. Даже доска, на которой учитель пишет задания, первое время воспринимается как нечто необъятное. А потом проходит время, мы вырастаем и, забегая в школу, обнаруживаем, что она совсем маленькая: небольшие коридорчики, неуютные стульчики, тесные парты. Что-то подобное происходит и с домом, в котором я выросла.

Мои родители живут в самой обычной городской квартире, но все в ней такое родное. Я помню себя c раннего детства. Всегда любила наблюдать, как менялся мой двор, как росли деревья, как с годами все стало другим — но все равно осталось очень близким.

Однажды мне захотелось, чтобы мама и папа жили со мной рядом. Но они сказали, что им нравится родной город, что не смогут без друзей и близких, а ко мне будут регулярно приезжать в гости.

Мама всю жизнь работает с детьми, у папы — свой гараж, он там чинит машины, и его никогда оттуда не вытащишь. Родители занимаются любимым делом, им хватает денег, которые они зарабатывают, и они не хотят ничего менять в своей жизни. Более того, принципиально не принимают какую-либо материальную поддержку с моей стороны. Слава Богу, что у меня есть фантазия, поэтому я умудряюсь придумывать для них подарки, от которых они не могут отказаться.

— Сейчас, когда вы стали мамой, они, наверное, приезжают к вам чаще?

— Да, бывают в Москве каждый месяц и очень радуются, наблюдая, как растет их внучка. Хотя в этом есть и момент грусти: они хотели бы видеть Сашу еще чаще. Но самое главное — они вместе. Родители, можно сказать, всю жизнь провели рядом друг с другом: с 1-го класса учились вместе, дружили, потом поженились. Они близки по духу как родственники, но при этом продолжают любить друг друга как мужчина и женщина.

Я бы посидела дома

— Когда вам удается пораньше закончить все дела, чем вы любите заняться дома?

— Пораньше закончить дела — это такая редкость! Люблю смотреть кино, читать книги, принимать друзей. Мы устраиваем посиделки на кухне, и, бывает, это выливается в импровизированные концерты. Большинство моих друзей — музыканты, а у меня дома целая коллекция инструментов: есть тромбоны, барабаны, бонги, — в общем, получается весело и громко. Мы сейчас живем за городом: в городской квартире устраивать такие вечеринки нереально. А тут есть палисадник, где можно шуметь сколько угодно, не боясь разбудить дочку.

Если бы у меня была возможность, мне кажется, я бы какое-то время с удовольствием посидела дома. Хотя… Возможно, я себя просто обманываю.

Когда на девятом месяце я почувствовала себя полноценно беременной и наконец-то оставила работу, то продержалась дома всего недели две. А потом мне все это жутко наскучило. Я «переселилась» в студию, приехали музыканты, и мы стали записывать новый альбом. Отдыхать долго не умею.

Но при этом искренне радуюсь за тех, кто работает с 09:00 до 18:00, а потом может делать что хочет. У меня совсем другая жизнь: я просыпаюсь в полдень, потому что ложусь далеко за полночь. Раньше не получается: у меня все время какие-то мероприятия, ночные съемки. Несколько лет назад, когда я была никому не известной певицей, всерьез задумывалась о том, что надо завязывать с музыкой, что все это не принесет мне счастья. Я стала учиться на страхового агента, подрабатывала промоутером: раздавала футболки, кепки, представляя одну фирму. И именно поэтому теперь знаю, что такое вставать рано утром. Я все это пережила — и поняла, что для меня это нереально. В конце концов решила, что лучше буду петь в ресторанах, может быть, никогда не стану знаменитым артистом, но буду заниматься музыкой.

Дочь — мой будущий стилист

— Сегодня вы подбирали вещи для ковровой дорожки Муз-ТВ. А как обычно пополняется ваш гардероб?

— Я никогда не хожу по магазинам, терпеть не могу шопинг. Мой гардероб пополняется по случаю: вещи, которые мне нравятся на съемках, бывает, я тут же покупаю. Слава Богу, есть специальные люди, которые знают мои размеры, знают, что мне идет. Они в курсе, что сейчас модно, какие вещи стоит предложить, так что я могу им довериться. Кстати, в последнее время мне кажется, что скоро главным помощником и советчиком в плане стиля станет моя дочка. Вот только говорить научится. Она уже сейчас любитель модных журналов. Одни ей нравятся больше, другие — меньше. Рубит в этой теме страшно! Смотрит на картинки с таким выражением, как будто признанный дизайнер. Это выглядит очень смешно!

В отличие от меня, она очень любит платья и, как положено девочке, всякие украшения, бусы. Причем выбирает хорошие, а не какой-нибудь ширпотреб. Все это валяется у меня дома как реквизит с концертов или съемок. Дело в том, что в обычной жизни я украшения не ношу и они долго лежат без дела. Теперь дочка нашла им применение. Она надевает платье, сверху — какие-нибудь бусы, смотрит на себя в зеркало и очень радуется.

— Этого она насмотрелась по телевизору­?

— В нашем доме нет телевизора. Я считаю, это абсолютно бесполезная вещь. Вместо него есть экран, на котором мы смотрим кино. Мы хотели оградить ребенка от излишней визуализации, чтобы развивать ее фантазию. И нам это удалось: она любит рассматривать книжки, что-то придумывать — у нее гора эмоций!

У Саши огромное количество игрушек, и это, честно говоря, приводит меня в ужас. Я приношу их с концертов, помимо этого все наши друзья, приезжая в гости, тащат ей что-то новое. Мне кажется, столько нет ни у одного ребенка! Но с другой стороны, ей интереснее влезть в мою косметичку, чем играть с новой куклой.

Еще у нас дома все время звучит музыка. Я включаю для дочки виниловые пластинки, доставшиеся от дедов и прадедов, у нас целая коллекция старинных записей. Есть большой граммофон, который в хорошую погоду мы выносим на улицу — и тогда на всю округу играют пластинки Клавдии Шульженко или Леонида Утесова.

— После рождения дочери вы почувствовали, что стали лучше понимать свою маму?

— Пока нет. Насколько бы сильно я ни любила свою маму, как бы хорошо мы друг к другу ни относились, мы все-таки очень разные. Мой брат больше по мироощущению похож на нее, а я — на папу. Мы с этим смирились и не задеваем друг друга ненужными разговорами или советами.

Любовь не должна быть спокойной

— Был ли в вашей жизни такой период, когда вы стеснялись своей фигуры? После родов такие мысли не посещали?

— Мне кажется, все проблемы в нашей голове. Теперь я выгляжу более женственной. Материнство мне к лицу. Я хочу еще детей, чтобы еще больше быть похожей на женщину, а не на угловатого подростка!

В подростковом возрасте я была полноватой. Увидев какую-то стройную девочку, я могла подумать: «Черт, она худая, ей везет». Но в целом подростковый период я пережила нормально.

Я носила сумасшедшие панковские штаны, невероятные шарфы, однажды покрасилась в зеленый цвет. Но все эти эксперименты были не потому, что я была недовольна собой, а потому что было весело, хотелось чего-то нового.

Стремление все время меняться — это черта творческого человека. Мне все время хочется перемен, новых друзей, знакомств, быть другой — я продолжаю искать себя.

— Это не мешает вашей личной жизни? Ведь когда человек постоянно ищет чего-то нового, он рано или поздно задумывается о том, того ли спутника он себе выбрал? И вдруг встретит кого-то лучше?

— Разве на свете есть кто-нибудь, кто ни разу не сомневался в своем выборе? Иногда люди узнают друг друга лишь спустя 20 лет. Но для меня в том-то и кайф. Многие умудренные жизнью люди уверяют, что любовь — это спокойствие, порядок в голове. Надеюсь, что сама никогда так не скажу. Потому что для меня любовь — это переживания, всплески эмоций. Другое дело, что человек, который рядом со мной, — совсем другой по характеру. Он очень уравновешенный, и, наверное, поэтому мы вместе.

— Как вы преодолеваете уныние? Бывало ли, что становилось себя жалко?

— В последний раз я переживала нечто подобное, когда шла работа над альбомом «Одиночка». Мне кажется, это самая важная пластинка в моей жизни, поэтому мы очень внимательно отнеслись к звуку. Все было отлично, пока мы не подошли к заключительному этапу — мастеру. Когда все песни уже сведены, когда почти все готово, начинается работа над звучанием альбома в целом. На выходе должен был получиться хороший, пробивающий звук. Это важно в нашей, русской музыке, где всегда есть нервозность, эмоции. Обычно слушатель не может понять, почему одна песня ровно звучит, а другая — цепляет. Иногда это зависит и от звуко­операторов, которые сумели сохранить эмоции.

Когда же я услышала, что получилось в результате, дико переживала. Песни звучали мягко, ровно, по заграничным стандартам… Я думала даже, что больше никогда не напишу песен. Но потом мы остановили процесс и выпустили альбом с новым мастерингом.

— В ваш новый альбом вошла песня «Одиночка». Поклонники пишут на форумах: «Мы не знали, что Марина — такая, неужели она курит, матерится?»

— Марина просто так хулиганит. И на самом деле я не курю. А если я в следующий раз, к примеру, спою о космосе — это ведь не будет означать, что я стала космонавтом? Далеко не все мои песни, даже самые жалостливые, написаны лично обо мне. Что-то подсмотрено, что-то выдумано. Другое дело, что, когда пишу, я действительно сильно переживаю, пропускаю эмоции через себя. Я считаю, что даже придуманную ситуацию не нужно оборачивать в шуршащие фантики, надо говорить простым языком, как если бы ты хотел рассказать о своих чувствах близкому человеку. А бывает так, что даже над сочиненной историей я могу взять и разрыдаться.

— Если бы вы снимали о себе фильм, какой бы выбрали жанр?

— Как минимум это была бы короткометражка. Может, только под конец жизни я пойму, что мой «фильм» превращается в полноценную историю…

Я несу ответственность за все

— Когда Forbes написал о том, что я заработала $3,6 млн, они посчитали доходы всего бренда «певица МакSим». А ведь вместе со мной работает целая команда: музыкальный лейбл, звукозаписывающая компания, концертное агентство, музыканты, визажисты и еще множество людей.

Я не считаю себя богатым человеком, но денег на жизнь мне хватает. Собственно, как и раньше. Другое дело, что теперь мне хочется тратить их не на себя, не на какие-то бытовые вещи, а на продвижение своего профессионального уровня. Мне важно сделать более красивое шоу, пригласить хороших музыкантов. Моя теперешняя жизнь стала немного другой: я успокоилась, начала больше любить людей, появилась возможность помогать другим. Для меня поход в реабилитационный центр с телекамерой в руках — кощунство. И если я кому-то помогаю, то делаю это не как певица, а как человек, который рано или поздно придет к Богу.

— Если бы в один момент вам пришлось выбирать между семьей и карь­­­ерой, что бы вы сделали?

— Неужели я ког­да-то отказалась бы от ребенка, чтобы поехать на гастроли? Это бред. Или, может, я отказалась бы от профессии и не записала новую песню, которую уже до паники пою в голове, чтобы, например, вернуть мужа в дом? Тоже бред. Личная жизнь и работа — это разные понятия, и они неравнозначны. Это как если у тебя много детей и невозможно выбрать самого любимого. Отбери любого — и будет одинаково больно!

Моя профессия — не просто работа с девяти утра до восьми вечера. Я несу ответственность за все: за песни, фотографии, стихи. Не перестаю быть музыкантом, будучи мамой или женой. Я — певица, от этого никуда не денешься.

Фото: Владимир Широков, Анатолий Ломохов

Настоящее имя: Марина Максимова

Образование: окончила Казанский государственный технический университет им. Туполева (гуманитарный факультет)

Карьера: записала три сольных альбома: «Трудный возраст» (2006), «Мой рай» (2007), «Одиночка» (2009).

В 2007 году озвучила принцессу Жизель в фильме студии Walt Disney «Зачарованная». Записала саундтреки к кинокартинам: «Бегущая по волнам» (2007), «Тарас Бульба» (2009), «Книга Мастеров» (2009).

Награды: Премия Муз-ТВ в номинациях «Прорыв года» и «Лучший рингтон» (2007), «Лучшая исполнительница», «Лучшая песня» и «Лучший альбом» (2008), «Лучшая исполнительница» (2009). Премия «Золотой граммофон» «Русского радио» за песни «Нежность», «Знаешь ли ты», «Научусь летать». Премия MTV Russia Music Awards в номинациях «Лучшая певица» и «Лучший поп-проект» (2007), «Лучшая певица» (2008)