Шестаков, николай яковлевич. Шестаков николай иванович - управление дополнительного образования Приблизительный поиск слова

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры теплоэнергетики и теплотехники.
Академик Академии изобретательства,
Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

Родился 2 января 1952 г. в д. Филино Тотемского района Вологодской области. С сентября 1967 г. по январь 1985 г. проживал в г. Вологде с перерывом на службу в Советской армии: май 1977 г. - октябрь 1978 г.

В 1971 г. с отличием окончил Вологодский машиностроительный техникум по специальности «Обработка металлов резанием», по окончании которого трудился на Государственном подшипниковом заводе №23.

В 1976 г. с отличием окончил Вологодский политехнический институт (ВПИ) по специальности «Автоматизация и комплексная механизация машиностроения», по окончании которого работал сотрудником и преподавателем в том же институте.

С января 1985 г. по настоящее время проживает в г. Череповце. Работал старшим научным сотрудником в Центральном научно-исследовательском институте черной металлургии им. И.П.Бардина, зав. кафедрой высшей математики в Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники.

В апреле 1987 г. перешел на работу в Череповецкий филиал Вологодского политехнического института (ЧФ ВПИ). При создании Череповецкого государственного индустриального института (ЧГИИ) на базе ЧФ ВПИ (в 1993 г.) был назначен проректором по научной работе. Тогда же сформировал и возглавил кафедру Теплотехники и гидравлики (в настоящее время кафедра Теплоэнергетики и теплотехники).

В 1996 г. после создания Череповецкого государственного университета на базе ЧГИИ и Череповецкого государственного педагогического института вновь был назначен проректором по научной работе (должность занимал до апреля 2009 г.), а также заведующим кафедрой Теплоэнергетики и теплотехники (кафедру с перерывом возглавлял до июня 2017 г.)

В 1982 г. в Московском институте стали и сплавов Шестаков Н.И. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Металлургия черных металлов», а в 1993 г. там же и по той же специальности защитил докторскую диссертацию. В 1994 г. ему было присвоено ученое звание «профессор».

Является председателем диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора и кандидата технических наук по 2 научным специальностям, главным редактором научного журнала «Вестник ЧГУ», в течение ряда лет был членом экспертного совета ВАК РФ, а также членом экспертного научного совета Вологодской области.

Опубликовал свыше 400 научных работ, в том числе более 20 монографий и учебных пособий, создал более 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, подготовил 16 кандидатов и 4 докторов наук.

В 1999 г. Шестаков Н.И. был награжден Почётной грамотой Президиума ВАК РФ «За большие заслуги в работе по аттестации научных и научно-педагогических кадров», в 2001 г. - Благодарственным письмом мэра г. Череповца, в 2005 г. - Почетной грамотой Губернатора Вологодской области. В 2004 г. Постановлением Губернатора за работу «Разработка и внедрение высокоэффективных плавильных печей метизного производства» ему была присуждена государственная премия Вологодской области по науке и технике.

В 2006 г. приказом Министра образования и науки РФ Шестаков Н.И. был награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», а в 2010 г. Указом Президента РФ ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Имеет награды:

  1. Благодарность ректора от 05.05.2010, 11.03.2011 годов.
  2. Благодарственное письмо ректора от 15.12.2008, 19.12.2011, 25.12.2013 годов.
  3. Грамота ректора от 31.05.2011, 30.05.2017 годов.
  4. Благодарственное письмо мэра г. Череповца от 01.06.2000 года.
  5. Грамота ЧГУ от 27.12.2006, 04.02.2011, 20.12.2016 годов.
  6. Диплом лауреата государственной премии Вологодской области по науке и технике от 11.07.2005 года.
  7. Звание "Ударник коммунистического труда" от 22.09.1986 года.
  8. Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" от 25.12.2006 года.
  9. Почетная грамота Президиума ВАК России от 11.06.1999 года.
  10. Почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ" от 24.11.2010 года.
  11. Звание «Заслуженный профессор ЧГУ» с вручением нагрудного знака «За заслуги» от 30.08. 2017 года.

РСФСР

Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода , Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург

Биография

Николай Шестаков родился селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (18940201 ) года .

Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» в г. Омск [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.

Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.

Литературная деятельность

Творческая деятельность его началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .

Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.

Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .

В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - ?).

Труды

  1. Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
  2. Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
  3. Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
  4. Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
  5. Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
  6. Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  7. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
  8. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
  9. Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
  10. Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
  11. Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  12. Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
  13. Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
  14. Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
  15. Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз.
  16. Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
  17. Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
  18. Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
  19. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
  20. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
  21. Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.

Напишите отзыв о статье "Шестаков, Николай Яковлевич"

Литература

  1. Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
  2. Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
  3. Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
  4. Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
  5. Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шестаков, Николай Яковлевич

В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.

(1894-02-01 )

Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода, Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург

Биография

Николай Шестаков родился в селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (1894-02-01 ) года .

Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» (Омск), автор и редактор ее информационных сообщений [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.

Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.

Литературная деятельность

Творческая деятельность началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919); активно публиковался в колчаковской периодике, затем в альманахе «Арпоэпис» (Новониколаевск, 1921). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .

Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.

Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .

В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - 1981).

Труды

  1. Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
  2. Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
  3. Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
  4. Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
  5. Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
  6. Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  7. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
  8. Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
  9. Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
  10. Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
  11. Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
  12. Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
  13. Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
  14. Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
  15. Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз. (включает некоторые ст-ния Шестакова, публиковавшиеся в колчаковской печати, а в этой книжечке приписанные вымышленному графоману из Курмыша).
  16. Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
  17. Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
  18. Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
  19. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
  20. Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
  21. Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.

Литература

  1. Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
  2. Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
  3. Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
  4. Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
  5. Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.

Николай Яковлевич Шестаков (20. I. (1. II.) 1894, Алатырь – 12. VI. 1974, Москва) – российский, советский поэт и драматург, один из основоположников репертуара для детского театра в нашей стране.

Родился Николай Шестаков в многодетной семье алатырского мелкого чиновника.

Творческая деятельность его началась со стихов. Издавать их он начал в 1925 году. Всего им написано полтора десятка книг стихов для детей.

В 1928 году Московский Центральный детский театр поставил его первую пьесу «Алтайские Робинзоны». И с годами его связь с театром усиливалась. Ежегодно шли по две-три премьеры по драмам Шестакова. Им было написано более 20 пьес. Среди них - «Два брата из Арплата» (1928), «Аул Гидже» (1929), «Дом с привидениями» (1929)», «Путь далёкий» (1930), «Крекинг» (1932), «Брат» (1933), «Мик» (1934), «Финист - Ясный Сокол» (1939), «Задача № 375» (1941), «Золотое перо» (1941), «Сельский цирюльник» (1941), «На заре туманной юности» (1942), «Всё хорошо, что хорошо кончается» (1950), «Благие намерения» (1955), «Сто тысяч долларов», «С новым годом» и другие.

В 1930 году спектаклем «Аул Гидже» по пьесе Шестакова в постановке режиссёра Бориса Смирнова был открыт Куйбышевский ТЮЗ. В 1931 году Тульский ТЮЗ открывается спектаклем по пьесе Шестакова «Путь далёкий». В 1933 году Астраханский ТЮЗ открывается спектаклем по пьесе Шестакова «Путь далёкий».

Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей, Саратовского ТЮЗа.

1939 год был для Шестакова самым успешным и принес ему всесоюзную славу. В Москве успешно прошла премьера спектакля «Финист - Ясный Сокол». Он и поныне не сходит со сцен многих театров страны.

Киевская киностудия в 1937 году сняла фильм по его сценарию «Том Сойер».

В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист – Ясный Сокол».

И наконец, им было написано либретто оперы-сказки «Мальчик – великан». Положенное на музыку Т. Хренниковым, оно стало премьерой в детском музыкальном театре страны. Новая опера имела большой успех. Тогда Николаю Яковлевичу было 76 лет. Сурский край манил его своей красотой. Время от времени он посещал город своего детства. Умер и похоронен в Москве.

ПЬЕСЫ И ПЬЕСЫ-СКАЗКИ

Аул Гидже. Пьеса.

Иван Царевич и серый волк (совместно с Д.Липманом). Пьеса-сказка.

Мик. Пьеса-сказка.

На заре туманной юности. Пьеса.

Финист-Ясный сокол. Пьеса-сказка.

Золотое перо. Пьеса-сказка.

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. И х можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка . Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем . Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас .

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.