Стипендии и иные виды материальной поддержки

Урок 35. И. Токмакова «Купите собаку».
С. Михалков «Важный совет»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.

Урок

I. Актуализация знаний.

Расположите карточки с опорными словами по порядку.

Используя опорные слова, перескажите рассказ.

II. Постановка цели урока.

По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.

Ответ: собака .

Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома четвероногий друг?

Какой породы?

Как зовут вашу собаку?

Как вы ухаживаете за своей собакой?

Какую пользу приносят собаки?

III . Изучение нового материала.

1. Речевая минутк а.

Прочтите скороговорку медленно, затем быстро и четко:

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

2. Отработка навыка чтени я.

Прочтите спрятанные слова.

Рассмотрите двух ёжиков, которые встретились под волшебным деревом. Какой ёжик несёт двусложные слова?

Какой несёт трёхсложные слова?

Составьте эти слова.

Сколько слов из 2 и сколько из 3 слогов унесут на спинках ёжики?

ро-га ка-ре-та

ро-за мо-ло-ко

но-га

мо-ре

ко-за

ре-ка

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».

Прочтите название стихотворения.

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

въе-дет – въедет

но-во-сёл – новосёл

сгры-зёт – сгрызёт

съест – съест

Объясните значение слова «новосёл».

Новосёл – новый житель.

Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И. Токмаковой.

4. Анализ произведени я.

От чьего имени написано стихотворение?

О чём мечтает малыш?

Кого ребёнок просит купить собаку?

Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?

С какими животными он сравнивает щенка?

С какой интонацией надо читать эти строки?

Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.

5. Чтение текста о собаках на с. 64 учебника (часть 2).

Прочтите текст выразительно вслух.

Что нового вы узнали о собаках?

Какая порода собак вам нравится?

Что вы ещё знаете о собаках?

Какие книги о собаках вы читали?

Кто был предком собак?

Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?

Что вы о них знаете?

Какие ещё породы собак вам известны?

Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой – писателем?

Физкультминутка

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой, –

Только косолапый.

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный совет».

Прочтите название произведения.

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

вос-пи-ты-вать – воспитывать

по-сред-ством – посредством

вос-пи-тан-ный – воспитанный

вос-пи-та-те-ли – воспитатели

Объясните значение слов и выражений:

Посредством – при помощи.

Преданный – верный, любящий.

Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведени я.

О чём это стихотворение?

Какой важный совет даёт автор?

Как нельзя воспитывать щенка?

Когда щенок не будет преданным хозяину?

Прочтите последние две строки стихотворения.

Объясните их значение.

Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.

V. Итог урока. Рефлексия.

С какими произведениями мы познакомились?

Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?

Как собака может оказаться на улице?

Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?

Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?

Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?

В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?

Какие породы собак вам известны?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Справочный материал для учителя.

Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак – шотландские овчарки, колл и.

Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.

Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложилась новая порода собаки – восточноевропейская овчарк а.

Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая, чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.

Московская сторожевая – одна из самых молодых пород. Но прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.

Сенберна р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сен-Бернарский перевал. В давние времена перевал этот был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь.

Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случалась беда.

Давным-давно построили на перевале монастырь. Монахи этого монастыря и вывели специальную породу собак – умных и сильных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им своё имя.

А в других горах, на Кавказе, давно уже помогали людям неутомимые кавказские овчарк и. Нет, они не вытаскивали людей из-под снежных обвалов, не разыскивали заблудившихся в горах путешественников – служба их была иная. Издавна считались кавказские овчарки отличными пастухами.

Чабану трудно управиться с овцами, даже если и два подпаска всегда под рукой. Но ещё труднее бороться с главными врагами овечьих отар – волками. Хитёр и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на страже кавказские овчарки, чабан спокоен.

Слышали ли вы такие выражения:

    Шевелить мозгами;

    Краем уха;

    Хлопать ушами?

Объясните их значения.

Шевелить мозгами – соображать, думать о чем-то, размышлять. Чтобы вставить пропущенную букву в слове правильно – надо подумать, пошевелить мозгами.

Краем уха - то есть услышать не полностью,частично. Я об этой истории слышал краем уха (то есть чуть -чуть).

Хлопать ушами - слушая что-либо, не понимать содержания услышанного. Все слушали сказку и ты, но думал о чем-то другом, поэтому не понял о чем была сказка. (то есть прослушал)

Я хочу вас попросить сегодня не хлопать ушами, слушать и слышать меня не краем уха и шевелить мозгами.

А сейчас подготовимся к чтению.

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

II. Упражнения для интонации:

Скороговорка:

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Ø «Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные;

Ø Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно)

Ø «Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в быстром темпе

По какой литературной стране мы с вами путешествуем? (Хохотания)

Какие произведения живут в этой стране? (смешные, юмористические, весёлые, забавные)

Для чего мы читаем их? (чтобы научиться чему-то, чтобы воспитывать в себе хорошие качества)

Мы уже с вами обсуждали такие поступки и поведение как: пустая болтовня, хвастовство, умение отвечать за свои поступки, отношение к животным, любопытство, упрямство.

Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова

Перед вами выставка книг С.Михалкова. Эти книги есть в школьной библиотеке и после урока вы можете взять любую книгу, записать её в библиотеке и пополнить свои читательские дневники произведениями этого автора.

Давайте выясним у С. Михалкова, как рождались его произведения, откуда он брал для них сюжеты? Самостоятельно прочитайте и найдите ответ на данный вопрос.

(Самостоятельное чтение биографии С.Михалкова, уч. пособие с. 98-99)

Как рождались произведения С.Михалкова? (из наблюдений за поведением детей)

С каким настроением он наблюдал за ними? (с доброй улыбкой)

Какой совет дают детям в этой статье? (смейтесь, и не забывайте делать выводы)

Давайте же определим тему нашего урока. (Творчество С. Михалкова) (на доске запись)

Чем будем заниматься? В этом нам помогут фразы. Мы будем…

Итать произведение (кого?) …..

смеяться, и не забывать делать (что?)…

Сегодня у нас будет не просто урок чтения, а урок- суд присяжных заседателей.

Что происходит на суде? (Ответы)

За что человека можно судить? (за его поступки)

Скажите, кто ведёт суд? (судья).

Кто такие присяжные заседатели?

Присяжные заседатели - непрофессиональные судьи, участвующие в судебном процессе. Непрофессионалы-присяжные из числа простых людей выносят вердикт (решение): виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.

Ну а мы будем судить за поведение.

Распределим роли. Я– судья, вы – присяжные заседатели.

ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!

Сегодня слушается дело под названием «ФОМА». Подсудимый – Фома. САДИТЕСЬ!

Господа присяжные заседатели, вам предстоит вынести вердикт: судить или не судить Фому.

Первой уликой имеющейся в данном деле является аудиозапись. Для понимания материалов по «делу» объясните значение некоторых слов.

Словарная работа.

Переулок - небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.

Галоши – короткая резиновая обувь.

Конго – река в Центральной Африке

Африка – самый жаркий материк на Земле

Аллигатор – крокодил

Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими интересами.

Послушайте внимательно и скажите, за какое поведение мы будем судить главного героя.

И. ТОКМАКОВА «КУПИТЕ СОБАКУ».

С. МИХАЛКОВ «ВАЖНЫЙ СОВЕТ»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

– Расположите карточки с опорными словами по порядку.

– Используя опорные слова, перескажите рассказ.

II. Постановка цели урока.

– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.

Ответ: собака.

– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома четвероногий друг?

– Какой породы?

– Как зовут вашу собаку?

– Как вы ухаживаете за своей собакой?

– Какую пользу приносят собаки?

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку медленно, затем быстро и четко:

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите спрятанные слова.

– Рассмотрите двух ёжиков, которые встретились под волшебным деревом. Какой ёжик несёт двусложные слова?

– Какой несёт трёхсложные слова?

– Составьте эти слова.

– Сколько слов из 2 и сколько из 3 слогов унесут на спинках ёжики?

ро-га ка-ре-та

ро-за мо-ло-ко

но-га

мо-ре

ко-за

ре-ка

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».

– Прочтите название стихотворения.

– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

въе-дет – въедет

но-во-сёл – новосёл

сгры-зёт – сгрызёт

съест – съест

– Объясните значение слова «новосёл».

Новосёл – новый житель.

Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И. Токмаковой.

4. Анализ произведения.

– От чьего имени написано стихотворение?

– О чём мечтает малыш?

– Кого ребёнок просит купить собаку?

– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?

– С какими животными он сравнивает щенка?

– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.

5. Чтение текста о собаках на с. 64 учебника (часть 2).

– Прочтите текст выразительно вслух.

– Что нового вы узнали о собаках?

– Какая порода собак вам нравится?

– Что вы ещё знаете о собаках?

– Какие книги о собаках вы читали?

– Кто был предком собак?

– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?

– Что вы о них знаете?

– Какие ещё породы собак вам известны?

– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой – писателем?

Физкультминутка

ПОДАРИЛИ СОБАКУ

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой –

Он поправдашний, живой, –

Только косолапый.

IV. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный совет».

– Прочтите название произведения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

вос-пи-ты-вать – воспитывать

по-сред-ством – посредством

вос-пи-тан-ный – воспитанный

вос-пи-та-те-ли – воспитатели

– Объясните значение слов и выражений:

Посредством – при помощи.

Преданный – верный, любящий.

Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.

Учитель читает стихотворение.

2. Анализ произведения.

– О чём это стихотворение?

– Как нельзя воспитывать щенка?

– Когда щенок не будет преданным хозяину?

– Прочтите последние две строки стихотворения.

– Объясните их значение.

– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились?

– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?

– Как собака может оказаться на улице?

– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?

– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?

– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?

– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?

– Какие породы собак вам известны?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 35

Справочный материал для учителя.

Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак – шотландские овчарки, колли.

Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.

Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложилась новая порода собаки – восточноевропейская овчарка.

Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая, чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.

Московская сторожевая – одна из самых молодых пород. Но прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.

Сенбернар. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сен-Бернарский перевал. В давние времена перевал этот был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь.

Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случалась беда.

Давным-давно построили на перевале монастырь. Монахи этого монастыря и вывели специальную породу собак – умных и сильных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им своё имя.

А в других горах, на Кавказе, давно уже помогали людям неутомимые кавказские овчарки. Нет, они не вытаскивали людей из-под снежных обвалов, не разыскивали заблудившихся в горах путешественников – служба их была иная. Издавна считались кавказские овчарки отличными пастухами.

Чабану трудно управиться с овцами, даже если и два подпаска всегда под рукой. Но ещё труднее бороться с главными врагами овечьих отар – волками. Хитёр и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на страже кавказские овчарки, чабан спокоен.


«Педагогический совет» - Этапы подготовки и проведения педагогического совета. Цели педагогического совета. Педагогический совет. Городской теоретический семинар для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений. Цели педагогического совета: Регулирующий: Контроль за выполнением решений педагогического совета. I. Теоретический: Определение темы, составление плана диагностико – практической деятельности к педсовете.

«Остер Вредные советы» - Даже от одной такому человеку станет плохо.). «Вредные советы» Г. Остера. Приготовьтесь читать вслух. М. Горького на отделение драматургии. Лей аккуратно молоко - Появится пятно. 4.Есть надежный способ папу Навсегда свести с ума. Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. И кружку молока. Расписание уроков.

«С.Михалков урок» - А у нас сегодня гость. Вот и подошло время прощаться. А у нас водопровод. Хорошие соседи, Счастливые друзья. Кто лежит на 3-х подушках Перед столиком с едой? «Прививка». «Чистописание». И обедать не могла. «Трезор». Говорят от рук отбился От каких, скажите, рук?! «Дядя Стёпа – милиционер». «Мой щенок».

«С.В.Михалков» - Цель: Литературное чтение. Одинок. Михалков. Щенок. .…………….. Глазки. …………….. Тема урока: «Собака человеку – неизменный друг». «С.В.Михалков «Мой щенок». Ласки. ..…………… Кладовка жбан пчелиный рой перекошена щека лежит пластом. Сергей Владимирович. тема урока: «С.В.Михалков «Мой щенок». Кsлgадjовrка жnбаwн пчuелyинzый рsой пеuреwкоqшеrна щsекiа леlжиyт пrлаgстlом.

«Совет старшеклассников» - Праздник «Зверьё моё». Наш девиз: Кто, если не мы? Овощи вырастили сами! «От экологии души к экологии вселенной» (марш парков). «Красный крест» благодарит. Нам нравится готовить и проводить концерты. Беда в Беслане стала и нашей бедой! Когда, если не сейчас? Новогодняя сказка для малышей. В лицее сложились традиции,

«Советы по презентации» - Шрифты. Для какой аудитории предназначена презентация? Фон. Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Объём информации. Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить: Использование цвета. Способы выделения информации. Советы по составлению. Что представляет объект презентации?

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «И.Токмакова «Купите
собаку». С.Михалков «Важный совет».
У р о к 35. И. ТОКМАКОВА «КУПИТЕ СОБАКУ».
С. МИХАЛКОВ «ВАЖНЫЙ СОВЕТ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых
умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения
целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
П р е д м е т н ы е: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную
интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на
поставленные вопросы.
Л и ч н о с т н ы е: умение оценивать свои эмоциональные реакции на
поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле,
общих нравственных категориях.
М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его
названию, ключевым словам; устанавливать причинно­следственную связь
между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять
учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с
ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в
процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать
своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.
Формы и методы обучения:
фронтальная,
индивидуальная;
объяснительно­иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о
животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Назовите автора рассказа «Собака яростно лаяла».

– Расположите карточки с опорными словами по порядку.
– Используя опорные слова, перескажите рассказ.
II. Постановка цели урока.
– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название
животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.
О т в е т: собака.
– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома
четвероногий друг?
– Какой породы?
– Как зовут вашу собаку?
– Как вы ухаживаете за своей собакой?
– Какую пользу приносят собаки?
III. Изучение нового материала.
1. Р е ч е в а я м и н у т к а.

скороговорку
Прочтите

медленно, затем быстро и четко:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2. О т р а б о т к а

н а в ы к а
ч т е н и я.
– Прочтите спрятанные слова.
– Рассмотрите двух ёжиков,
которые встретились под волшебным
деревом.
Какой ёжик несёт
двусложные слова?
– Какой несёт трёхсложные слова?
– Составьте эти слова.
– Сколько слов из 2 и сколько из 3
слогов унесут на спинках ёжики?
ро­га ка­ре­та

ро­за мо­ло­ко
но­га
мо­ре
ко­за
ре­ка
3. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Т о к м а к о в о й «Купите собаку».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

словами:
въе­дет – въедет
но­во­сёл – новосёл
сгры­зёт – сгрызёт
съест – съест
– Объясните значение слова «новосёл».
Новосёл – новый житель.
Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И.
Токмаковой.
4. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– От чьего имени написано стихотворение?
– О чём мечтает малыш?
– Кого ребёнок просит купить собаку?
– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?
– С какими животными он сравнивает щенка?
– С какой интонацией надо читать эти строки?

Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.
5. Ч т е н и е т е к с т а о с о б а к а х на с. 64 учебника (часть 2).
– Прочтите текст выразительно вслух.
– Что нового вы узнали о собаках?
– Какая порода собак вам нравится?
– Что вы ещё знаете о собаках?
– Какие книги о собаках вы читали?
– Кто был предком собак?
– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?
– Что вы о них знаете?
– Какие ещё породы собак вам известны?
– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В.
Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой –
писателем?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПОДАРИЛИ СОБАКУ
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной­смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой, –
Только косолапый.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я С. М и х а л к о в а «Важный совет».
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
вос­пи­ты­вать – воспитывать
по­сред­ством – посредством
вос­пи­тан­ный – воспитанный
вос­пи­та­те­ли – воспитатели
– Объясните значение слов и выражений:
Посредством – при помощи.
Преданный – верный, любящий.
Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.
Учитель читает стихотворение.
2. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– О чём это стихотворение?
– Какой важный совет даёт автор?
– Как нельзя воспитывать щенка?
– Когда щенок не будет преданным хозяину?
– Как называет автор плохих хозяев?
– Прочтите последние две строки стихотворения.
– Объясните их значение.
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему
ребёнку собаку?

– Как собака может оказаться на улице?
– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?
– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?
– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?
– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?
– Какие породы собак вам известны?
Внеурочная деятельность:
выразительное чтение наизусть
понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 35
Справочный материал для учителя.
Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак –
ш о т л а н д с к и е о в ч а р к и, к о л л и.
Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с
древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем­то похожи на лису. Морда у
них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет,
полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с
подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в
оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей
держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких
только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли
справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём
подчинялись им.
Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех
пор. Много поработали селекционеры­собаководы. И в результате сложилась
новая порода собаки – в о с т о ч н о е в р о п е й с к а я о в ч а р к а.
Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила
много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и
склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы
преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает
разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не
забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер
на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая,
чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.
М о с к о в с к а я с т о р о ж е в а я – одна из самых молодых пород. Но
прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.
С е н б е р н а р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров,
лежит знаменитый Сен­Бернарский перевал. В давние времена перевал этот
был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной
Европы. Много людей проходило здесь.
Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные
лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда
случалась беда.