Почему вставшие на путь дают обет молчания. Обет молчания - подвижничество - самопознание - каталог статей - любовь безусловная

Или занятия йогой) до нескольких десятилетий. Основная цель обета - самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм , отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий). Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет .

Мировые религии

Обет молчания был распространён среди пифагорейцев .

Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира. К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? - 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм , синтоизм , индуизм . В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») - особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Секты и верования

В религиозных сообществах вопросу - пришёл человек к религии по вере и убеждениям, или сбежал от мира из-за социофобии и т. п. проблем, уделяется особое внимание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Обет молчания"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Обет молчания

Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.

Обет молчания

Многие колдуньи после инициации или самостоятельного посвящения дают обет молчания. Означает ли это, что они не вправе рассказывать кому-либо о своем искусстве? Очевидно, нет, поскольку я рассказываю вам самые разные вещи, не нарушая своей клятвы. Так что же такое обет молчания и зачем он нужен? Если вы знакомы с термином «конфирмация», то понимаете в чем дело. При конфирмации вы обращаетесь к духу и говорите ему, что верите в существование бога (богини). Вы обещаете стараться по мере сил для себя и других людей, во имя вашей веры. Такие же принципы действуют и в земной магии. Единственное отличие нашего обета/клятвы от обетов некоторых других религий заключается в том, что искусство не заставляет вас верить только в одного Бога. Мы верим, что у духа есть множество ликов и все они священны.

Все, что содержится в принципах земной магии, в том или ином виде и в разное время говорилось пророками других религий. Если вам кажется, что в главных мировых религиях нет никакой магии, подумайте еще раз.

Из книги Пути достижения индийских йогов автора Аткинсон Вильям Волкер

Чтение IV ГОЛОС МОЛЧАНИЯ Вторая часть "Света на пути" начинается следующими словами: Из молчания, которое есть мир, раздастся звучный голос. И голос этот скажет: "Нехорошо, – ты пожинал, теперь ты должен сеять". И зная, что голос этот – само молчание, ты послушаешься. Звучный

Из книги Близость. Доверие к себе и другому. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Эзотерическая философия любви и брака автора Форчун Дион

Глава 8 ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ Все великие религии, за исключением некоторых примитивных культов, провозглашают целибат высшей ступенью в посвященной Господу жизни. С позиции проблемы сублимации жизненных сил нам необходимо рассмотреть вопрос ведущего к целибату идеала, а

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

77 Четвертая печать оккультного молчания Заговорил с Сатаной Сатл: «О чем ты думаешь?»«О многом. Прежде всего - о потерянных нами возможностях. Сколько пропало даром того, что люди зовут временем. Я думал о том, что ужас нашей жизни несказанно велик: он в том, что в моих

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

78 Пятая печать оккультного молчания Блещут разноцветными крыльями духи Фантазии, вестники светлые, и встречают их суровые Сатлы, мало склонные с духами Фантазии разговаривать. Торопливо сообщают светом разным переливающиеся о том, что за границами обителей Сатлов,

Из книги Цветы глухих улиц автора Лис Чёрный

79 Шестая печать оккультного молчания Все выше и выше поднимаясь по бесконечным пространствам, переносясь из одного пространства в другое и оставляя за собой след, из потока звезд состоящий, в пустотах сверкающий, неслись Димы все вперед и вперед. А вот и конец того, что по

Из книги Мудрость Дипака Чопры [Обрети желаемое, следуя 7 законам Вселенной] автора Гудмен Тим

8 °Cедьмая печать оккультного молчания На всех землях исчезли люди, животные, рыбы, насекомые; только немыслящее, не рождающее и не умирающее бездушное начало осталось на них, и те, нами плохо постижимые существа последнего часа, которые называются Димами, Эгрегорами и

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты автора Николаева Мария Владимировна

О рожденных в минуту молчания (при трауре) Из письма: «Я родилась в 1953 году. Мама сказала мне, что в день смерти Сталина. Объявили минуту молчания, и именно в это время я родилась и закричала. Мама еще мне сказала, что присутствовавшая при этом санитарка или медсестра

Из книги Сокровище чаши автора Александров Глеб Юрьевич

Часть 1. Короли молчания. Фрагмент 1«Умеющий проходить находит все двери открытыми»«Дао лисы» нотация восемьЗа дверью первойСлед Космического АрхитектораВ маленьком китайском ресторанчике негромко играла музыка. В зале царил полумрак, вызванный отсутствием окон –

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Освойте практику молчания Когда у вас начнут получаться первые три упражнения этой главы, приступайте к освоению четвертого, которое поможет вам соединиться с полем Чистой Потенциальности - или с тем единым всепроникающим Духом, которым создан и пронизан весь наш

Из книги Глубочайшее доверие к жизни автора Раджниш Бхагван Шри

Узы братства и обет непривязанности Принятие санньясы включает в себя три основных обета: бедности, послушания и безбрачия, – и к моменту ухода учителя жизнь Вивекананды на самом деле уже отвечала всем этим требованиям, оставалось только провести формальные ритуалы

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Обет Наврунга Атланты мало верили аналитическим способностям ума, но всегда пользовались древним чутьём и представлениями, намагниченными объектом их познания.Происходило это так.Великан становился перед треногой, на которой помещался магический амулет (терафим),

Из книги Тайна женского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Зона Молчания Эта загадочная территория имеется в Мексике, неподалеку от границы с США, главная особенность которой заключается в том, что сюда не проникают радиоволны, а поэтому не работают радиоприемники и телевизоры, невозможна сотовая связь, а стрелка компаса

Из книги автора

Глава 10 Обет милосердия бодхисаттвы Ум, который не привязан Ни к чему на свете, Не думает и не чувствует, - Гибок и текуч. Все будды и бодхисаттвы Достигают состояния Будды и нирваны, Дав обет милосердия. Природа будды означает Не-рождение и не-умирание. Так знайте, что

Из книги автора

Обет бедности в прошлой жизни влияет на вашу сегодняшнюю жизнь Позднее я познакомилась с еще одной прошлой жизнью, которая оказывала значительное влияние на мое финансовое состояние в настоящем. Большую часть взрослой жизни я сражалась с финансами и собственностью. Как

Из книги автора

Елизавета (библ. «Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога») В детстве шаловливое и непоседливое существо, шустрый и милый чертенок, чье послушание исчисляется минутами. Все ей нужно, все она должна знать! В школе ее любят за веселый нрав и умение дружить. Вместе с

Что такое одиночество? Это – тишина. У каждого она своя. Одни, оказавшись в определенных обстоятельствах, скажут: «Наступило гробовое молчание».
Но молчание это все-таки иное, нежели тишина. Я могу молчать, но внутри меня плачут и смеются мои чувства. Обет молчания брали на себя многие монахи ради искупления грехов и часто, содеянных другими людьми. Преподобный Андрей Рублев (14 век) молчал 15 лет.
Обет этот практикуется при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов. Вера Молчальница (19 век) – затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года.
Обет может продолжаться от нескольких минут (во время молитвы) до нескольких десятилетий. Основная цель его – самосозерцание, сближение с Богом, отречение от повседневной суеты и как подтверждение своей веры в Создателя.
Но что же такое тишина?
Она бывает благоговейной…
Такая, она может быть спасительной. Она может быть единственным и самым верным выходом для того, кто заблудился в лабиринтах бытия.
Задумайся, погрузись в тишину своих размышлений!
Есть люди, которые не знают, что такое тишина. Пробуждаясь, они тут же включают радио. Целый вечер они сидят перед телевизором, а музыка у них часто гремит по всему дому. Привыкшие к шуму, они чувствуют себя в тишине неуютно. Такие люди не в состоянии услышать пения природы, не способны расслышать тихий глас Божий.
Ораторы знают, чтобы заострить внимание на основной своей мысли, следует понизить звучание речи на той самой фразе.
Самое же пагубное, что вернее всего отвлекает от Создателя – это мощные децибелы. Ими оглушаются посетители (чаще всего молодежь!) ночных клубов, зрители на стадионах, куда их собирают рок и поп кумиры. Вслушайтесь в звучание и смысл одних только этих: рок и поп…
Юные существа, отгородившись от мира наушниками, большую часть жизни проводят в безбожном шуме, который им преподнесли как образцы современной музыкальной культуры.
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила… (Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Песнь, 3).
Да, Христос наш спасает нас и от этой пагубы. Он властен погрузить нас в целительную тишину мира сего. С его помощью мы научаемся входить в нее, как в храм Божий, где царит молитва, окутывающая исцеляющая наши страждущие души.
Псалом 45 подчеркивает благословенность тихих пауз в мире шума. Псалмопевец обрел уверенность в Божией защите от противостоящих нам сил. Он говорит о землетрясениях, извержениях вулканов, он описывает спокойные речные потоки, которые орошают поля живительной влагой. И снова изображает мир наш, полный насилия и противоречий, яростно ополчившийся против Бога...
Но Давид вещает и о великом торжестве Господа, Который говорит: «Остановитесь и познайте, что Я Бог». Весь псалом – это призыв к тишине, к осознанию того, как Бог трудится среди шума и бедствий этого беспокойного мира.
Мы можем услышать глас Божий в тишине природы и в утешающих обетованиях Слова Его. Он желает, чтобы мы знали, что Он с нами и что Он всесилен. Но для осознания этого нам самим следует отрешиться от шума.
Только так мы сможем услышать тихий глас Божий. Он всегда доходит к тем, кто готов слушать Его.
Быть одиноким страшно, если в тишине отсутствует вечный глас Божий!
Самое трудное, что доводилось мне пережить – это одиночество. Оно, как правило, приходит следом за обманом и предательством.
Обманутый, оболганный, утратив веру в дружбу и любовь, ты впадаешь в самый тяжелый грех – уныние. Но и из него есть выход. Спасение от уныния – это одиночество.
Когда кто-то нам изменяет и предает нас, надо знать, всегда найдется тот, кто явится, чтобы помочь и спасти. Так помогает Господь тем, кто растерян, боится остаться в одиночестве, кто малодушно возвращается к навязчивой мысли о бесперспективности своего дальнейшего существования.
Состояние такой паники свойственно всем нам без исключения. В обычной, как мы ее называем, благополучной жизни, мы так или иначе постоянно размышляем над смыслом жизни и говорим себе и другим, что жизнь это промысел Божий и прожить ее надо в трудах и добрых помыслах: построить дом, посадить дерево, продлить свой род… И часто на всех этих этапах мы сталкиваемся с проблемами, которые нам бывает очень трудно преодолеть. Все от тебя отказались, ты без средств к существованию…
Искать виноватых в том, что случилось – путь в тупик. Поиск причины случившегося – путь к спасению. И всегда, если ты верно разобрался в себе, тебе будет дан путеводитель.
Идя с его помощью, помни, Кто тебе его послал, благодари руку дающую, проси прощения для «ненавидящих и обидящих» тебя, моли за тех, кто любит тебя, но которых ты «вольно или невольно» обидел.
Благодари Бога за все, что он дал тебе во испытание и кайся, что роптал о трудностях и печалях своих. Желай всею душою понять промысел Его! И чем искреннее будет твое сожаление о содеянном, чем горячее будет твоя мольба о прощении, тем скорее и легче станет на сердце твоем!
Дай Господи, словом твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоей силы!
Не попусти на меня Владыко, Господи, искушение!
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешного.
Валерий Митрохин
Крым
11.08.11

Даже кратковременный обет молчания является серьезным обязательством. Поэтому решение о такой клятве сугубо индивидуально, и далеко не каждый выдержит ее груз. Но если вы тверды в своем намерении, пожалуйста, подготовьте себя и окружающих. Следующие советы расскажут о первоочередных действиях, чтобы молчаливый день прошел успешно.

Шаги

Объяснение мотивации

Молчание в течение дня

    Займитесь чем-то, чтобы отвлечь себя от трудностей молчания. Посмотрите фильм, прочтите книгу или послушайте музыку (но подавляйте желание подпевать).

    • Подпевание нарушает обет молчания. Если вам трудно совладать с собой, попробуйте слушать классику или джаз, где большинство композиций являются инструментальными.
  1. Прогуляйтесь. Сходите в пеший поход в лес, прогуляйтесь вдоль пляжа или побродите по степи. Гуляя, обращайте внимание на все радости, красоту и удовольствия, которые являются частью вашей жизни. Изучайте свое окружение – землю, небо, орнамент листвы, дикую жизнь. Сохраняйте спокойствие и молчание, отражайте происходящее вокруг...

    Если совладать с собой очень сложно, подумайте и/или напишите себе. Также, можно использовать язык жестов, если вы знаете его.

    Держите под рукой лист бумаги и письменные принадлежности. Если возникнет экстренная необходимость в коммуникациях, они могут стать компромиссным решением.

    Разговаривайте с собой в голове. Разговаривая так, вы сможете противостоять желанию произносить слова вслух. Разговор с собой не считается настоящим разговором, но если вы хотите попробовать полную тишину, вспоминайте причину своего обета. Можно помнить о ней, не забывая, что нельзя произносить и слова. Ваше решение не обязательно выражается в словах, и оно даже не в голове. Вы просто видите или представляете свои воспоминания и окружающий мир.

  • Хранение молчания даст отдых голосовым связкам, а также позволит научиться рассматривать все с интроспективной и наблюдательной позиции.
  • Можете написать слово молчание на руке, чтобы прикрывать ею рот каждый раз, когда кто-то обращается к вам.
  • Если кто-то настойчиво обращается к вам, просто укажите 9-10 раз на горло, чтобы они подумали, что оно болит или у вас ангина.
  • Запланируйте, чтобы в течение дня молчания ваша деятельность минимизировала контакты с людьми, которые будут искушать вас или расстроятся, если вы не поговорите с ними.
  • Не давайте такой обет в рабочий день, по крайней мере, в начале. Продолжать или нет такую практику, зависит от вас самих, но начинать в изменение нормального поведения посреди рабочей недели – не самое лучшее решение.
  • Лучше всего запланировать обет молчания на выходной день, когда у вас нет никаких других планов. Друзья и родственники окажут вам поддержку (или хотя бы понимание), но посторонние люди меньше склонны мириться с таким поведением.
  • Молчание не означает изоляцию. Обет молчания – это сугубо личное решение, но оно не должно закрыть вас от остального мира, и отдаленность будет даже провоцировать у других людей желание поговорить с вами.

Предупреждения

  • Обстоятельства могут вынуждать нарушить обет. Помните, что в случае экстренной необходимости личная безопасность и благо для окружающих важнее, нежели выполнение обета.
  • Если вы не сообщите о своем решении близким людям, они могут обидеться на отказ разговаривать с вами. Прежде чем преподнести "молчаливое угощение", подготовьте их.
  • Некоторые люди склонны обижаться и гневаться, даже если объяснить им свое решение. Будьте готовы, что кто-то все-таки обидится, и помните, что такая реакция – это его собственное решение, и вы тут ни при чем. В то же время, вы должны сохранять здравомыслие. Пожалуйста , поймите все последствия своего решения.
  • Если вы вынуждены говорить, будьте кратки. Не ограничивайтесь односложными ответами, а покажите себя экспертом, воспользовавшись девизом Сьюзен РоЭйн «Сказав ярко и кратко, удалитесь».

В наш век болтают все: мы сами, радио, телевидение, мобильники, даже звери и птицы, которых пытаются научить человеческому языку. Сегодня никто в большом городе не ценит тишину и молчание. А ведь в старину странствующие рыцари, монахи, да вообще любой человек мог дать обет молчания. И это считалось нормальным, правильным, нужным. Сегодня парапсихологи и психотерапевты раскрыли, наконец, тайну этого обета. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада — молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив — погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Все мы знаем пословицу: «Слово — серебро, а молчание — золото». Многие видят ее смысл в совете больше молчать, чтобы ненароком не выдать свои тайны и вообще говорить меньше глупостей. Это, конечно, верно в отношении того, как вести себя в жизни, но не в отношении пословицы. На самом деле эта поговорка дает лечебную рекомендацию об одном из способов восстановления душевного здоровья и гармонии с окружающим миром. С одной стороны, наш язык — полезное изобретение, поскольку позволяет человеку использовать уже имеющийся опыт и, как говорится, каждый раз самому не изобретать велосипед. Но с другой — слова, которые мы постоянно произносим в повседневной жизни, зачастую имеют мало общего с сутью происходящего. Мы оказываемся в мире иллюзий, который во многом отличается от реального. Ведь их для обозначения предметов, понятий, чувств и действий придумали люди, умершие задолго до нас, чья жизнь и представления о ней были совсем другими. Поэтому мы — люди вечно болтающей цивилизации — часто попадаем в ловушку слов. А вот молчуны, порой не способные связно объяснить что-либо, к нашему удивлению, ухватывают суть проблемы и действуют эффективнее нас. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада — молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив — погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Опираясь на этот опыт, московский психолог Галина Тимошенко ввела в психологическую практику новое понятие — активное молчание, которое является действенным лечебным средством. Это подсказывает сам наш организм. Ведь неслучайно при ишемической болезни сердца, бронхиальной астме, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной болезни, даже гриппе человек предпочитает побольше молчать. По сути, любая болезнь зависит от состояния нашей психики и порождается ею. Следовательно, прежде всего нам самим нужно заняться приведением в норму нашего душевного состояния, то есть разрешением внутренних конфликтов. Вместо этого, когда у человека что-то болит, он идет к врачу и говорит: вылечите меня. То есть самоустраняется и перекладывает решение своих проблем на другого, потому что он эгоист и ему не хочется тратить силы на заведомо трудную работу. При этом еще и занимает этакую страдательную позицию, чтобы вызвать жалость и оправдать свою леность. Но такая страдательная позиция приемлема только при обращении к зубному врачу. Во всех остальных случаях человек должен брать на себя львиную долю труда по восстановлению собственного здоровья. Доктор Тимошенко убеждена, что молчанием можно лечить многие психоневрологические заболевания, гипертонию, все виды головной боли, вегето-сосудистую дистонию, сотрясение мозга, психопатию, даже эпилепсию и шизофрению. Что конкретно нужно делать каждому из нас? Всё достаточно просто. Для исцеления с помощью активного молчания лучше всего уехать в такое место, где не будет возможности с кем-либо разговаривать, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты. В таких условиях человек вынужден заняться собой, своей душой, общаясь только с окружающей природой. При этом очень важно настраивать себя на добрые мысли и светлые чувства. Даже трех дней такого молчаливого бездействия будет достаточно для общего оздоровления организма. Недельный срок окажет еще более сильное целительное воздействие. Ну а месяц добровольного отшельничества поможет решить все проблемы, как внутренние, так и внешние. Сначала, в первые день-два, человек живет как бы по инерции, в его голове крутятся последние события, он мысленно с кем-то спорит, что-то планирует, но организм уже отдыхает. Затем, предупреждает доктор Тимошенко, возникает и нарастает тревога, хочется что-нибудь сказать вслух. Происходит как бы «ломка отказа от слов», когда они «мстят» за попытку от них отказаться. Но потом вдруг приходит состояние необыкновенного покоя и радости, а человек начинает с удовольствием обходиться без речи. Время наступления такого катарсиса, то есть очищения, зависит от «проблемной зашлакованности организма». При неладах в семье, постоянных ссорах и взаимных обидах активное молчание можно применять и дома. В таком варианте люди должны договориться, что в течение определенного времени, например выходных, а еще лучше недели, они молчат, но по-прежнему взаимодействуют друг с другом, делают то, что нужно, но только переводят язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений.