Памятник матери. Лучшие монументы материнству. Причины сотрудничества с "Данила–Мастер" Московская область, Зеленоград

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Место установки: город Задонск. Памятник расположен у входа в парк Победы, неподалеку от мемориала всем землякам, не вернувшимся с полей сражений Великой Отечественной войны.

История: у этого памятника реальная история материнского и ратного подвига, которая никого не может оставить равнодушным. Памятник посвящен жительнице Задонска Марии Фроловой. Эта женщина, у которой война отняла 8 сыновей, по праву может олицетворять образ матери.
Мария и Георгий Фроловы поженились еще до Революции. Георгий был старше Марии на 20 лет. К жене относился с трепетом, нежностью, был по-настоящему влюблен в супругу и благодарен за детей. Мария родила ему 14 детей, двое из которых умерли в младенчестве. Они вырастили и воспитали двух дочерей и 10 сыновей – красавцев, умниц, спортсменов и музыкантов. Дети росли крепкими, дружными и жизнерадостными. Летом по несколько раз в день переплывали Дон. Зимними вечерами читали вслух книги.
Старшая дочь Антонина первой покинула родительский дом в Задонске и перебралась в Ленинград, город, ставший для детей Фроловых второй родиной. Следом за сестрой на берега Невы потянулись и братья. Устраивались на работу, обзаводились семьями. Когда в 1941 пришло известие о том, что началась война, мать обреченно сказала: «Значит, наши все уйдут». На фронт задонские братья уходили из Ленинграда и большинство из них погибли, защищая Северную столицу.
Мария получила 6 похоронок – шестеро сыновей погибли во время военных действий. Двое сыновей умерли от последствий фронтовых ранений вскоре после Победы.
Муж Марии Георгий умер в мае 1941 года. Получая сообщения о гибели братьев, горечь и ужас утрат разделяла вместе с матерью младшая дочь Анна. Анна жила с матерью в Задонске, выполнив данное братьям обещание – не оставлять мать. Мария Матвеевна ушла из жизни в возрасте 96 лет.

В Задонске есть улица имени братьев Фроловых. 29 апреля1995 года на доме, где жила семья Фроловых, установлена мемориальная доска. Некоторые вещи семьи Фроловых хранятся в .

В 2002 году по решению районной администрации и районного Совета депутатов начался сбор средств на строительство памятника Марии Матвеевне Фроловой, памятника Матери. Основные средства на возведение памятника были выделены из областногои районного бюджетов. В сооружении памятника есть посильный вклад задонцев, искренно почитающих память семьи Фроловых. Почти 100 тысяч рублей собрали, что называется, всем миром. Пожертвования приходили не только со всей области, но и от жителей Санкт-Петербурга – потомков тех, кого, не пощадив своей жизни, защищали братья Фроловы.

Памятник торжественно открыт в год 60-летия Великой Победы – 24 сентября 2005 года. Собрались жители города, представители администрации района, авторы памятника, приехал внук Марии Матвеевны – Евгений Михайлович Фролов. «Мы хотели показать горечь и печаль матерей фронтовиков. Хотели, чтобы памятник напоминал, прежде всего, о трагедии войны» – сказал художник Ю. Д. Гришко на открытии.

О памятнике Марии Фроловой в Задонске вскоре узнали во всей стране. Он по праву считается памятником всем матерям России, потерявшим детей в военное время.

Описание: в центре композиции – изваяние немолодой женщины, застывшей в вечной скорби. Скульптура Матери выполнена из полимербетона. Вокруг восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр.

Библиография

  1. Подвиг матери // Из века в век... / А. В. Косякин. – Липецк: Де-Факто, 2003. – С. 26– 42.
  2. Памятник Матери // Задонск: прогулки с краеведом / А. С. Нарциссов. – Липецк, 2013. – С. 20 – 21: ил.
    ***
  3. Алехина Л. Семья Фроловых // Донская правда. – 1975. – 24 мая. – С. 3.
  4. Косякин А. Подвиг матери // Донская правда. – 1985. – 7 мая. – С. 1, 3. Продолжение страница 3.
  5. Косякин А. Подвиг матери: [о судьбе членов семьи Фроловых, о главе семьи – матери М. М. Фроловой] // Липецкая газета. – 1994. – 29 июля. – С. 3: фот.
  6. Косякин А. Доски – мемориальные, память – вечная: [об установке мемориальной доски в память о подвиге М. Фроловой] // Липецкая газета. – 1995. – 15 марта. – С. 1.
  7. Юбилейные торжества: [об установке мемориальной доски на доме Фроловых] // Задонская правда. – 1995. – 29 апр. ­– С. 1.
  8. Подвиг матери // Задонская правда. – 2000. – 13 янв. ­– С. 1, 2. Продолжение страница 2.
  9. Готовясь к юбилею Победы: [на заседании у главы администрации Задон. р-на вновь подняли вопрос о памятнике М. М. Фроловой] // Задонская правда. – 2000. – 20 янв. ­– С. 1.
  10. Зелинская Л. В Задонском районе начат сбор средств на памятник Марии Матвеевне Фроловой // Комсомольская правда. – 2002. – 30 апр. – С. 6.
  11. Солдат рожали матери, а убивали войны: [отклики на публикацию очерка А. Косякина «Война и мать» о Георгии и Марии Фроловых из Задонска] // Липецкая газета. – 2002. – 30 апр. – С. 3.
  12. Божко Ю. Ее подвигом была вся жизнь: [беседа с главой администрации Задон. р-на о решении поставить памятник М. М. Фроловой] / Ю. Божко; записал А. Александров // Липецкая газета. – 2002. – 22 июня. – С. 1.
  13. Косякин А. Еще один памятник, но не вождям... : [принято решение установить в Задонске памятник М. М. Фроловой] // Липецкая газета. – 2003. – 11 апр.
  14. Александров А. Ее подвигом была вся жизнь // Де-факто. – 2003. – 17–23 апр. (№ 16). – С. 5.
  15. Ворота земли Липецкой: [на заседании экспертно-консультативного совета по монументально-декоративному искусству рассмотрен проект конкурса на создание памятника Матери] // Липецкая газета. – 2003. – 25 апр.
  16. Где стоять памятнику Матери? // Задонская правда. – 2003. – 20 мая. – С. 2 .
  17. Не бывает "подвигов местного значения" : в ближайшее время в Задонске появится памятник Матери // Липецкая газета. – 2003. – 11 июня.
  18. Боков Н. В Задонске установят монумент солдатской матери // Комсомольская правда. – 2003. – 17 июня. – С. 6.
  19. Первеев В. Еще раз о том, каким быть памятнику Матери в Задонске // Задонская правда. – 2003. – 17 июня. – С. 1–2. Продолжение страница 2 .
  20. Николаев В. Кому все же нужен памятник Матери? // Задонская правда. – 2003. – 24 июля. – С. 2.
  21. О памятнике Матери в Задонске: [начались переговоры о строительстве памятника] // Русь святая. – 2003. – июнь-июль (№ 6/7). – С. 2.

Монумент «Мать-Покровительница» (Чебоксары, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Монумент «Мать-Покровительница» считается одной из главных достопримечательностей не только Чебоксар, но и всей Чувашии. Эта скульптура посвящена всем матерям, оберегающим своих детей.

Скульптура Матери-Покровительницы выглядит таким образом, что кажется, будто она обнимает весь город. В то же время она как бы благословляет всех чебоксарцев и оберегает от бед.

Находится скульптура в исторической части города, если быть точнее, на холме на западной набережной Чебоксарского залива. Этот памятник еще пока сравнительно молодой - его установили 9 мая 2003 г. Однако за это время Мать-Покровительница уже стала символом Чебоксар. Кроме того, это доминанта столицы Чувашии. Высота скульптуры - 46 м. На чувашском языке название Матери-Покровительницы звучит как «Анне-Пирёшти».

На постаменте сделана надпись на двух языках - русском и чувашском: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Скульптура Матери-Покровительницы выглядит таким образом, что кажется, будто она обнимает весь город. В то же время она как бы благословляет всех чебоксарцев и оберегает от бед.

Православная церковь с осторожностью относится к монументу «Мать-Покровительница». По мнению некоторых представителей духовенства, скульптура очень напоминает языческих идолов. Именно поэтому церковь просит не наделять Мать-Покровительницу особой силой. В связи с этим в Чебоксарах даже случился конфликт. Андрей Берман, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, обвинил митрополита Варнаву (Кедрова) в идолопоклонстве. Поводом для этого послужило освящение митрополитом скульптуры.

Интересно, что для создания Матери-Покровительницы чуваши открыли специальный благотворительный фонд. В его работе принимали участие известные люди республики: художники, архитекторы, журналисты и многие другие. Они предлагали свои идеи и вносили пожелания по поводу того, как должна выглядеть будущая достопримечательность города. Работы по созданию скульптуры шли под руководством архитектора Владимира Нагорнова. Кстати, инициатором создания монумента «Мать-Покровительница» выступил первый президент Чувашии Николай Федоров.

Стоит отметить, что монумент впечатляет не только днем, но и ночью. На лестнице, ведущей к скульптуре, расположено много фонарей, а рядом с постаментом - прожекторы, так что с подсветкой Мать-Покровительница выглядит еще более грандиозно. Кроме того, поднявшись по всем ступеням, можно сделать отличные панорамные снимки города. Кстати, скульптуру можно отнести к одному из самых популярных мест в Чебоксарах, где устраиваются фотосессии. Для этих целей сюда приезжают и туристы, и местные жители. А молодожены и вовсе - в обязательном порядке.

"Данила-Мастер" - это российская фабрика по обработке камня с полным циклом производства и необходимым комплексом услуг для клиента.

Причины сотрудничества с "Данила-Мастер"

Предлагая своему клиенту памятник из натурального камня, мы заявляем о своих достижениях:

развернутая география - офисы по продаже памятников открыты во многих городах по всей России

богатый выбор моделей - в нашем каталоге есть изделия разных ценовых категорий, форм, размеров, религий, памятники для животных, в форме книги, сердца и многие другие

воплощение Ваших идей - если Вам не придется по душе ни одна модель, наши мастера выполнят работу по Вашим эскизам и пожеланиям

формирование живой команды - у нас работают только отзывчивые и внимательные сотрудники, которые осознают ценность своей деятельности для клиента; они постоянно развиваются и совершенствуют свои знания.

Мы выбираем натуральный карельский гранит для памятников

Камнеобрабатывающая фабрика "Данила-Мастер" предлагает Вам памятники на могилу из натурального карельского гранита габбро - диабаза, лучшего камня по соотношению цена-качество, сроку службы и надежности.
Уточним лишь основные из его многочисленных преимуществ.

Прочность и долговечность:

гранит - в переводе с латинского "зерно", назван так, потому что представляет собой зернистую вулканическую породу, которая образовалась в результате остывания и затвердения магмы. Это очень плотный камень, который не пропускает влагу, устойчив к деформациям, колебаниям температуры воздуха, ультрафиолетовому излучению и отлично подходит для использования на открытом воздухе. Срок службы гранитных изделий составляет 500-600 лет, что в разы превосходит все другие породы камня.

Удобство в обработке и оформлении:

На памятник из гранита легко наносится портрет, рисунок и даже картина любой сложности. Зеркально отполированная черная поверхность камня сохранит на долгие века поразительную четкость гравировки, контрастность оттенков и полутонов. А опытные мастера компании "Данила-Мастер" создают из гранита модели различной формы с искусно выполненными линиями, барельефами и декоративными элементами.

Требования по уходу:

В отличие от некоторых других материалов, которые требуют специальной ежегодной обработки, уход за гранитным памятником заключается лишь в периодическом протирании его от пыли. Изредка гранит обрабатывают полиролью, что необязательно. Загрязнения можно удалить обычным мыльным раствором и мягкой тряпкой. Других мер камень не требует.

Технология производства памятника от компании "Данила-Мастер"

Изготовление памятников на могилу включает в себя ряд сложных производственных процессов. Кратко рассмотрим каждый этап.

Добыча камня. Есть три способа получения гранита:

метод направленного взрыва (наиболее "варварский" и разрушительный для камня);

метод воздушной подушки (гранит добывают путем разлома породы под давлением воздуха);

использование камнереза - требует наличия дорогого оборудования и обученных сотрудников. Но это наш выбор по причине того, что является самым современным и бережным для камня. Памятник на выходе получается отменного качества без каких-либо дефектов.

Доставка к месту производства.

Преимуществом нашей компании в этом процессе является то, что перед его началом специалисты исключают возможность попадания в производство некачественного камня. Те блоки, которые травмировались при добыче, сразу бракуются. Перевозка гранита осуществляется специальным транспортом и тщательно контролируется дабы исключить риск повреждения камня.

Обработка гранита - включает в себя еще несколько дополнительных этапов:

распил - это разрез блока на отдельные плиты определенного размера. Только профессиональное оборудование позволяет сделать это правильно, сохранив всю красоту и целостность камня;

шлифование - используется для удаления шероховатостей, потертостей и неровностей с поверхности будущего памятника. Этот этап реализуется специальными алмазными дисками, которые имеют очень высокую цену;

полировка камня - этой процедурой достигается неповторимый глянец, которым славен гранитный памятник. В нашей компании полировка гранита осуществляется в 11 этапов, что придает камню благородный внешний вид и роскошный зеркальный блеск;

придание законченной формы - мастера фигурного цеха воплощают самые смелые задумки, украшают памятник различными барельефами и навершиями.

Гравировка, нанесение портретов и надписей. "Данила-Мастер" может предложить данную услугу различными способами:

пескоструйный способ - подходит для символов, надписей и простых рисунков;

клиенты, которые предпочитают ручное нанесение портретов, могут воспользоваться данной услугой в любом офисе компании.

Выгода заказа памятника на могилу у производителя

Большинство клиентов уверено, что купить гранитный памятник у производителя очень дорого. Позвольте Вас переубедить и рассказать о выигрыше сотрудничества с нами:

отлаженный процесс изготовления памятников и команда квалифицированных сотрудников, предоставляют нам возможность самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию;

работа без посредников наделяет правом продавать памятники на могилу без наценки;

большие объемы производства (обработка более 25 000 заказов в год) - дают возможность делать клиентам скидки и проводить различные акции, существенно снижая стоимость изделий;

Вы защищаете себя от обмана и мелких частников и перекупщиков, которые могут выставлять подделку за натуральный камень;

мы предлагаем качественный гранит и гарантию - 25 лет;

мы несем перед Вами ответственность - все условия нашего сотрудничества закрепляются в двустороннем Договоре, который обязателен к исполнению.

Памятник матери - известный образ, который стал особенно часто использоваться после Великой Отечественной войны. Самое известное такое скульптурное произведение установлено в Волгограде на Мамаевом кургане. Однако со временем подобные композиции стали появляться не обязательно в память о войне, но и о других трагедиях, например, памятник скорбящей матери по погибшим морякам, открытый в Находке.

Родина-мать

Все-таки самый известный памятник матери установлен на месте Сталинградской битвы, одного из решающих сражений Великой Отечественной войны. Эта скульптура является композиционным центром всего архитектурного ансамбля на Мамаевом кургане. На сегодняшний день эта одна из самых высоких статуй не только в России, но и во всей Европе.

Скульптура входит в состав композиции из трех частей. Первая находится в Магнитогорске. На монументе "Тыл - фронту" рабочий передает солдату меч, который выковали на Урале для борьбы с фашизмом. Третья часть композиции - памятник воину-освободителю, который стоит в Берлине. На нем меч, ранее поднятый в Волгограде, опущен.

Авторы скульптуры

Памятник матери в Волгограде - работа скульптора Евгений Вучетича и инженера Николая Никитина. Вучетич в 70-х являлся вице-президентом академии художеств СССР, сам участвовал в Великой Отечественной войне. Ему принадлежит и памятник воину-освободителю в Трептов-парке, и монумент "Перекуем мечи на орала", который установлен в Нью-Йорке, возле здания Организации Объединенных Наций. Он же установил скульптуру "Родина-мать" в Киеве в 1981 году.

Послужной список Николая Никитина также богат. Он разработчик фундаментов и несущих конструкций многих знаменитых советских зданий. Это Дворец Советов, главное здание МГУ на Ленинских горах, центральный столичный стадион "Лужники", Дворец культуры и науки в Варшаве, телевизионная башня в Останкино.

Величественный монумент

Памятник матери работы Вучетича и Никитина представляет собой фигуру женщины, которая шагает вперед с воинственным видом и поднятым мечом. Это аллегорический образ. В нем заложен образ Родины, которая зовет своих сыновей всех вместе встать на борьбу с общим врагом.

Возведение статуи началось через полтора десятка лет после окончания Великой Отечественной войны - весной 1959 года. На ее создание ушло 8 лет. На тот момент это была самая высокая скульптура в мире. До сих пор каждую ночь скульптура освещается прожекторами.

За прошедшее время дважды памятнику потребовались реставрационные работы. Причем в первый раз достаточно рано: через 5 лет после официального открытия был заменен меч. В 1986 года прошла еще одна масштабная реставрация.

Прообразы скульптуры

Был ли прообраз, на основе которого создавался памятник женщине-матери? Однозначного ответа нет до сих пор, существует только несколько версий.

Большинство исследователей считают, что это выпускница Барнаульского педагогического училища Анастасия Пешкова, которой на тот момент было чуть меньше 30 лет. Также среди версий упоминаются Валентина Изотова и Екатерина Гребнева.

Менее популярная, но также имеющая право на существование версия гласит, что памятник матери, фото которого сегодня известно каждому россиянину, повторяет фигуру с Париже. На ее создание, в свою очередь, автора вдохновила статуя греческой богини Ники.

Технические характеристики

По своей высоте скульптура установила рекорд среди всех существующих на тот момент. Сам памятник матери 85 метров в высоту, еще два метра составляет установочная плита. Под такую конструкцию понадобился бетонный фундамент, закопанный на глубину в 16 метров. Высота самой женской скульптуры (без меча) составляет 52 метра. Ее общая масса весьма внушительна - 8 с лишним тысяч тонн.

Фигура сделана из железобетона и металлических конструкций. Внутри она полая. Отдельно стоит остановиться на мече. Его длина 33 метра. Вес - 14 тонн. Он выполнен из нержавеющей стали, которая обшита титановыми пластами.

Из-за деформации меча началось перемещение титановых пластов, из-за этого постоянно был слышен неприятный скрежет металла. Именно по этой причине через несколько лет после установки скульптуры меч решили заменить. Новый целиком состоял из стали.

Чтобы такая конструкция постоянно оставалась в строю, весьма изрядно потрудился инженер, который также ее полноценный автор. Памятник матери стоит благодаря Он же рассчитал и устойчивость Останкинской телебашни.

Угроза обрушения

Фактически сразу после окончания строительства монумента стали высказывать опасения, что памятник матери может обрушиться. По большому счету, они не утихают до сих пор.

Еще в 1965 году государственная строительная комиссия выдала заключение, согласно которому необходимо было усилить главные конструкции сооружения. Особую тревогу вызвал монумент "Родина-мать". Дело в том, что фундамент установлен на глинистых грунтах, которые могут со временем значительно сползти в сторону Волги.

Последнее масштабное обследование памятника было проведено в 2013 году. Его сделал столичный архитектор и скульптор Владимир Церковников. В открытом письме на имя министра культуры Владимира Мединского он сообщает, что фундамент монумента выполнен со значительными ошибками, которые допустил Никитин еще на стадии проектирования. По его мнению, на сегодняшний день он находится в плачевном состоянии.

Киевский памятник

В украинской столице в 1981 году была открыта похожая скульптура. Она входит в состав композиции музея украинской истории о Второй мировой войне. Архитектурный комплекс был открыт в 36-ю годовщину Победы над фашистами, в торжественных мероприятиях принял участие Леонид Брежнев.

Работать над проектом начал автор волгоградской скульптуры - Евгений Вучетич. После его смерти в 1974 году проект возглавил Василий Бородай. Так же, как и Вучетич, участник Великой Отечественной войны, народный художник СССР, работавший в жанре социалистического реализма.

По расчетам специалистов, сделавшим описание памятника Родина-мать, монумент должен простоять не менее 150 лет. Сделан он настолько надежно, что способен выдержать землетрясение силой даже в 9 баллов. Например, в 1987 году над Киевом пронесся мощнейший ураган, однако памятник никаких повреждений не получил.

На монументе оборудованы смотровые площадки и два лифта, причем один из них движется под уклоном в 75 градусов. Технические площадки и люки оборудованы во многих частях памятника. Например, одна из них прямо в голове Родины-матери.

С 2002 года экскурсанты поднимались на две смотровые площадки - на высоте 36 и 92 метра. Однако после падения и смерти туриста с верхнего уровня доступ неспециалистов на монумент значительно ограничили.

Питерский аналог

В России большинство на вопрос: "Где памятник Родина-мать?" ответят, что в Волгограде. Но есть и еще несколько подобных скульптур. Одна из них расположена в Санкт-Петербурге.

Монумент находится на Женская фигура держит в руках который символизирует вечность. Скульптура расположена на каменном постаменте. Прямо за ней каменная стена, на которой высечены знаменитые слова поэтессы "Никто не забыт, ничто не забыто".

Произведение олицетворяет скорбящую мать или жену, лицо которой обращено к братскому захоронению.

Конкурс на этот проект был объявлен в 1945 году. Мемориал решено было посвятить жителям Ленинграда, перенесшим блокаду и памяти погибших. Строительство началось только в 1956 году. Открытие состоялось во время празднования 15-й годовщины Победы - 9 мая 1960 года.

Группу скульпторов возглавила Вера Васильевна Исаева, скончавшаяся за две недели до официального открытия монумента. Она перенесла блокаду Ленинграда, участвовала в маскировке города при налетах вражеской авиации.

Скорбящая мать в Находке

История на Дальнем Востоке России тоже достаточно печальная. Мемориал в Находке был установлен в 1979 году. Произведение выполнено из бронзы.

Фигура женщины обращена к заливу Находки и посвящена памяти о рыбаках траулера "Бокситогорск", потерпевшего крушение в Баренцевом море в 1965 году. Трагедия произошла в январе во время шторма, сила которого была оценена в 10 баллов. Погибли 24 члена экипажа. Счастливо спастись удалось только одному - мастеру добычи с "Бокситогорска" Анатолию Охрименко.

Позади женской скульптуры изображены два корабельных паруса. У подножия выбиты имена всех 24 погибших моряков, которых в том году не дождались матери и жены.

Руководил проектом главный архитектор Находки Владимир Ремизов.

Скорбящая мать в Башкирии

Похожий монумент установлен и в столице Башкирии - Уфе. Он посвящен солдатам и офицерам, погибшим в различных военных конфликтах, в том числе локальных. Установлен мемориал неподалеку от парка Победы.

Официальное открытие состоялось в 2003 году. Ее автором стал Николай Калинушкин, заслуженный художник Российской Федерации.

Архитектурная композиция напоминает культовую постройку, причем умышленно сделано так, что нельзя понять, христианской или мусульманской она является. В нем на невысоком постаменте установлена фигура матери из бронзы.

Рядом расположены гранитные плиты, на которых высечены имена жителей Башкортостана, погибших в локальных военных конфликтах, начиная с 1951 года.

Монументальный памятник

Памятник матери в Чебоксарах является одним из символов столицы Чувашской республики. Его высота составляет 46 метров, на табличке у его основания значится, что это женщина-мать, которая благословляет своих детей и направляет их на то, чтобы жить только в мире и любви. Надпись выполнена на русском и чувашском языках.

Во многих городах стоят памятники матери. История при этом у каждого своя. Этот проект разработан политиком - Николаем Федоровым. Для этого он привлек творческую интеллигенцию и общественность, специально был создан благотворительный фонд.

На монументе изображена женщина в национальном костюме. Первые предложения появились в печати еще в 1996 году, однако реализовываться начали только в начале 2000 годов.

Скульптором проекта стал Владимир Нагорнов, прославившийся также памяти и славы" в райцентре Чувашии и памятником Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, установленным в Чебоксарах. Он работал в соавторстве с научными консультантами и другими известными архитекторами, например, Владимиром Филатовым.