Дети в трудной жизненной ситуации. Что делать в сложной жизненной ситуации

Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

1. Дети без попечения родителей

Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.

В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

  • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
  • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
  • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
  • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.

Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

Виды насилия:

  • физическое насилие , когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие ,
  • психологическое насилие , когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: "Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?". Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет , куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение , т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

Уровни отклонения в поведении:

  • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
  • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.

Причины отклонения в поведении:

  • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
  • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
  • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
  • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
  • безнадзорность.

В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует , по которому они могут звонить при необходимости.

На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

Мы раздаем направо и налево советы о том, что из любой неприятной ситуации существует выход и даже не один. Настраиваемся на позитив и стараемся утешить других, что не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Но когда нас самих одолевают неприятности, которые надвигаются со всех сторон, советы, которые мы сами предлагали, выглядят просто смешными и беспомощными.

Что делать в сложной жизненной ситуации, где видишь один тупик? Существуют действенные советы, как нужно поступать в таком случае.

1. В первую очередь попытайтесь успокоиться и остановиться. Не нужно быстро бросаться в омут с головой и предпринимать непонятные действия, которые могут привести еще к большим проблемам. Необходимо сделать паузу и определиться, где вы находитесь и как оказались в таком положении. Уделите время своим размышлениям, чтобы сообразить, почему получилось именно так, а не совершенно по-другому. Когда вы сможете отыскать вход, то тогда и выход вы найдете в один момент.

2. Действенным советом, как выкарабкаться из тупика является избавление от эмоций, переполняющих вас в тот момент. Страх, злость, разочарование мешают нормально сконцентрироваться перед образовавшейся проблемой. Зачастую наши негативные эмоции, которые приобретают огромные масштабы, мы и делаем из мухи слона, и совершено, не видим никакого выхода, один тупик. Если вы хотите что-то разнести вдребезги – сделайте это, хочется кричать и ругаться – вперед, дайте выход своему гневу, не держите в себе разрушительную энергию.

3. Когда вас одолеет полное опустошение, только тогда в вашу голову начнут приходить светлые мысли и все проясниться под другим углом. Приготовьте себе чай с лимоном и имбирем, или же заварите горячий кофе, энергетические напитки помогут вашему мозгу работать быстрее. Возьмите листик и начинайте записывать абсолютно все идеи по выходу из тупиковой ситуации, даже самые абсурдные, в таких случаях все средства хороши.

4. Не думайте в одиночку, обратитесь за помощью к своим товарищам и близким людям, не отвернувшимся в трудную минуту. Существует пословица «Одна голова хорошо, но две лучше». Возможно, они предложат свои варианты, которые будут вам полезны, ведь иногда со стороны виднее.

5. Следующим шагом будет полный анализ предложенных идей. Взвести все за и против. Составьте три тщательных плана по выходу из кризисной ситуации. План А и Б самые действенные, а также план В – запасной. С четкостью продуманные сценарии, нескольких вариантов, дают намного больше процентов на успех, чем один.

6. В сложной жизненной ситуации соберитесь с силами и духом и начинайте воплощать в действие ваш антикризисный план. Идя шаг за шагом, не отступая назад, вы добьетесь желаемого и выберетесь из окружающих вашу жизнь неприятностей, а понимание что делать придет само собой.

7. В трудную минуту пережить несчастья помогут люди, которым вы небезразличны и которым вы очень дороги. Не стоит их отталкивать или изолировать из своего общества, позвольте им вам помочь. Даже можете сами их попросить о помощи, в таких ситуациях и понимаешь, кто самые преданные и верные люди.

8. В нашей жизни мы много полагаемся на обстоятельства, при этом понимая, что они не сулят ничего хорошего. Нельзя так поступать. Мы сами творим свою судьбу, поэтому возьмите себя в руки и не позволяйте обстоятельствам брать над вами верх.

9. Еще одним действенным способом, как выбраться из тупиковой ситуации, является исключение людей с . В окружение каждого человека, обязательно найдется такая личность, которая будет сгущать краски и понижать веру в вас самих. Такие люди, не видят счастья и положительных моментов, у них кругом один негатив. По возможности избегайте их, не давайте им понизить вашу самооценку, иначе, вы впадете в панику и опустите руки.

10. Когда вас одолевают неприятности, ищите то, что вас будет мотивировать на протяжении того времени, пока вы будете выкручиваться из сложившейся ситуации. Стремитесь общаться с теми, кто верит в вас и знает, что вы сможете выстоять при любом ударе.

11. В трудные моменты не стоит бояться рисковать и думать об ошибках, они есть у каждого человека. Глупостью будет то, что вы будете сидеть сложа руки. Каждая ваша ошибка будет уроком, из которого вы почерпнете для себя полезную и нужную информацию.

12. Не слушайте тех, кто говорит, что знает как вам лучше жить и быть. Они будут постоянно вам напоминать и тыкать за прошлые ошибки. Посылайте их подальше от себя, пусть вешают лапшу на уши другим, таким же неудачникам, как и они. Это ваша жизнь и только вам решать, сможете вы выбраться из неприятностей или нет. Верьте в себя и у вас все получится. Вы не неудачник, а победитель!

9 января 2013 года был опубликован проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Теперь Государственной Думе предстоит его рассмотреть и принять в нескольких чтениях. По прогнозам аналитиков, пункты закона не вызовут жарких споров, потому что в России давно назрела необходимость принятия такого документа. Следовательно, можно уже в ближайшее время ждать его принятия и действия в жизни. Некоторые новые определения, внесенные в него, требуют дополнительного пояснения. Вот одно из таких нововведений.

Новое понятие «Трудная жизненная ситуация»
Трудная жизненная ситуация – понятие, новое для Российского законодательства. Теперь оно введено и обозначает некие обстоятельства, которые могут сильно изменить нормальную жизнь человека и сделать невыносимыми, сложными. Эти ситуации могут представлять опасность для здоровья человека, для его нормальной жизнедеятельности, они могут создавать угрозу его чести и достоинству с последующим применением насилия. Люди, попавшие в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания.

В каких случаях признается трудная жизненная ситуация
В статье 21 Закона определяются те самые факторы, наличие которых позволяет считать, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.
Первый — это полная и частичная утрата способности обслуживать себя или передвигаться, чаще всего этот фактор обуславливается состоянием здоровья.
А вот вторая причина содержит социальные признаки. Если социальное положение человека угрожает его здоровью или психическому нормальному состоянию. Это бывает, когда в семье живут наркоманы или алкоголики, если присутствует насилие или жестокое обращение с детьми.

Несовершеннолетние, у которых отсутствуют попечители или родители, так же признаются нуждающимися в социальной помощи. Им реально можно помочь, а вот еще одной категории помочь сложно, потому что они редко принимают эту помощь – лица без жилья (БОМЖ), без определенных занятий, без средств на жизнь.
Все эти обстоятельства так же могут быть дополнены и развиты правительствами регионов, исходя из местных особенностей.

Виды возможных услуг
Если человек признан находящимся в трудной жизненной ситуации, то ему положено оказание услуги по социальному обслуживанию.
Это медицинская реабилитация после болезни для поддержания и улучшения состояния здоровья. В случаях нарушения психического спокойствия, человека могут направить на психологическую реабилитацию, это поможет адаптироваться к новым условиям и другой социальной среде. Так же нуждающимся могут помочь в воспитании детей, организовать их досуг.

Так же программой реабилитации предусмотрено предоставление юридических услуг и консультаций, могут помочь и материально, если таковая мера будет признана необходимой. Инвалидам и детям-инвалидам обещают помогать в решении их жизненных проблем. Если им трудно общаться, то им помогут изучить языки и научат жить в обществе людей. Эти услуги могут быть определены срочными в особых ситуациях.

Обратиться за получением социального обслуживания может гражданин, опекун или любой законный представитель. Жаль, что в это списке нет других социальных органов. Ведь зачастую нуждающиеся не могут писать что-либо, а там более в электронной форме подавать заявления.

Профилактика трудных жизненных ситуаций
В этой статье нового закона говорится о том, что после получения социальной помощи может быть назначено социальное сопровождение человека, то есть характер помощи становится регулярным. В целях профилактики будут привлекаться специалисты различных профилей, они будут консультировать, а так же оказывать услуги, если это необходимо.
При осуществлении сопровождения социальным работникам важно будет определить, что же мешает гражданину вести полноценную жизнь и постараться исключить их. В процессе сопровождения нуждающемуся будет оказываться содействие в получении не только социальных, но и иных услуг. Так же будет проводиться оценка качества социальных услуг, их эффективности.

В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливается, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Реализуемые субъектами Российской Федерации региональные целевые программы являются своего рода ядром решения проблем детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность реализации таких программ во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа .

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.

Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.

Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данного ребенка .

Нуждающиеся дети на сегодняшний день могут рассчитывать, прежде всего, на материальную помощь. Ее основной задачей является поддержание приемлемого (необходимого и достаточного) уровня жизни ребенка и семьи в целом, находящихся в социально-трудной ситуации. Материальная помощь – это единовременная выплата в денежной или натуральной форме, выраженная в виде суммы денег, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Основным критерием при установлении права на материальную помощь является малообеспеченность, как показатель нуждаемости. Органы социальной защиты населения решают вопрос о признании нуждающихся малоимущими и об оказании им материальной помощи, а непосредственную работу по оказанию таковой ведут муниципальные центры социального обслуживания. Комиссиями по распределению и оказанию материальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты, рассматриваются вопросы оказания такой помощи с учетом материально-бытового положения обратившегося, состава и дохода семьи, причин и обстоятельств, побудивших к обращению за помощью. К сожалению, для получения материальной помощи нередко требуется целый перечень справок и документов, что создает значительные трудности для малообеспеченных граждан.

Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рождаемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить причины, приводящие к неблагополучию детей.

В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд является новым современным инструментом проведения социальной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами.

Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Направления деятельности Фонда на 2012-2015 годы:

  1. профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  3. социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, акцентирует внимание регионов на необходимости организации системной, комплексной и межведомственной работы с семьями и детьми и полагает, что программно-целевой подход – наиболее подходящий инструмент организации такой работы .

Следующий вид помощи, оказываемой государством – социальное обслуживание детей-инвалидов на дому. Помощь на дому направлена на повышение уровня и качества жизни инвалидов, нахождение детей в привычной для них среде обитания – в домашней обстановке, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе.

При центрах социального обслуживания создаются специализированные отделения, занимающиеся обслуживанием на дому. Социальные работники посещают своих подопечных несколько раз в неделю. Перечень услуг, предоставляемых в этом случае, достаточно широк. Это может быть, во-первых, организация питания, быта и досуга.

Во-вторых, социально – медицинские, санитарно – гигиенические услуги (содействие в проведении медицинской помощи, реабилитационных мероприятий, обеспечение лекарственными средствами, оказание психологической помощи, госпитализация и прочее).

В-третьих, содействие в получении образования инвалидами в соответствии с их физическими возможностями умственными способностями.

В-четвертых, правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ и т. д.). А так же содействие в организации ритуальных услуг .

Услуги по социальному обслуживанию дети могут получить в специализированных учреждениях на стационарной и полустационарной основе. На базе полного государственного обеспечения осуществляется обслуживание инвалидов, детей-сирот, детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же в случае, когда местонахождения родителей не установлено. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Стационарная помощь детям оказывается в детских домах-интернатах, школах-интернатах, детских домах санаторного типа, коррекционных детских домах (в том числе коррекционно-психологических), специальных детских домах (для детей с отклонениями). Данные учреждения выполняют функции по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Там осуществляется медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей; освоение образовательных программ, обучение и воспитание; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав их интересов.

В учреждениях социального обслуживания действуют отделения дневного или ночного пребывания. Здесь несовершеннолетние могут получить услуги полустационарного социального обслуживания.

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. В свободное от учебы время дети посещают отделение дневного пребывания, где производится комплектация реабилитационных групп численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой .

Так же остается проблемным и вопрос о безнадзорных детях. На пути решения этой проблемы государством были созданы специализированные учреждения, предоставляющие детям приют временного характера.

Важно отметить, что предоставление временного приюта детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, способствует профилактике и, во многом, предупреждает безнадзорность несовершеннолетних. В этих целях создаются специализированные учреждения временного пребывания – это социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние находятся в подобных учреждениях в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Прием детей (от 3 до 18 лет) производится круглосуточно, они могут обратиться самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) .

Какие же функции выполняют учреждения временного пребывания? Прежде всего, это помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе сверстников по месту учебы, жительства. Содействие возвращению детей в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи детям и их родителям. Организация медицинского обслуживания и обучения, содействие в профессиональной ориентации и получении специальности и т.д. Такие учреждения, как социальные приюты, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей .

Следующий вид социальной помощи – реабилитационные услуги. В них нуждаются различные категории детей: инвалиды, малолетние правонарушители, безнадзорные, беспризорные дети и т. д.

Процесс реабилитации – сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мер: медицинскую, психологическую, профессиональную реабилитации. Подобные меры направлены на сохранение и восстановление здоровья ребенка и среды его жизнеобеспечения.

Одно из основных направлений реабилитации – льготное обеспечение детей-инвалидов протезами, ортопедическими изделиями, средствами передвижения – кресло-колясками. На сегодняшний день существует около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. Не секрет, что реабилитационные услуги в нашей стране находятся на довольно низком уровне – нет достаточных средств для бесплатного обеспечения всех нуждающихся граждан; мало предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске протезно-ортопедических изделий; качество подобной продукции также зачастую оставляет желать лучшего.

Законодательство гарантирует детям-инвалидам право на бесплатное получение профессий, которое реализуется в 42 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, там обучаются свыше 7 тыс. человек. Обучение проводится и в общеобразовательных учреждениях. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т. д.

Дети-инвалиды дошкольного возраста получают реабилитационные услуги в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключается по состоянию их здоровья, то в специальных дошколь­ных учреждениях. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Важно отметить, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Обучение проводится, как правило, ближайшим к месту жительства ребенка-инвалида образовательным учреждением. На время обучения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. По итогам обучения выдается документ государственного образца о соответствующем образовании .

Таким образом, принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним провозглашен на государственном уровне. Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Ведь вовремя оказанная помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни. При этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Игнорирование поставленных задач – безнравственно.

Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - N 6. - С. 4.

Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - N 1. - С. 24.


У каждого человека рано или поздно возникают в жизни значимые события, которые выбивают из привычной колеи, лишают уверенности в себе и завтрашнем дне. Причин для возникновения чувства потерянности, опустошенности может быть предостаточно: внезапная потеря близких, работы, другие потрясения. Помощь в тяжелой жизненной ситуациизаключается, прежде всего, в целенаправленной работе с чувствами, которая должна постепенно вести к внутреннему исцелению.

Основная опасность таких ситуаций заключается в том, что они всегда происходят неожиданно, вводя в тупик, лишая моральных сил. Человек оказывается не готов сразу принять обстоятельства жизни, приведшие его к внутреннему кризису. Должно пройти определенное время для полного восстановления. Необходимо осмысление случившегося, которое не может произойти моментально. Таким образом, возникает целый комплекс эмоциональных реакций, ведущих к глубоким душевным переживаниям. В данной статье мы рассмотрим различные жизненные ситуации, которые приводят к состоянию мощного внутриличностного кризиса, и попытаемся ответить на вопрос о том, в данной ситуации.

Потеря близких людей

Сюда относят смерть родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, поскольку событие совершенно необратимо. Если финансовую ситуацию можно при желании со временем улучшить, то здесь требуется только смириться. Что чувствует близкого? Растерянность, подавленность, опустошенность, острую невыносимую боль. В момент горя теряется интерес к происходящему вокруг, личность сосредоточена на самой себе и своих чувствах. Обычно проходит довольно много времени, прежде чем человек окончательно примет утрату, научится жить без умершего. Помощь в трудной жизненной ситуации должна состоять из нескольких этапов.

Выслушивание. Здесь психолог или психотерапевт должен предоставить клиенту возможность высказаться без ограничений и каких-либо рамок. Личности необходимо выплеснуть свои эмоции наружу, полностью выговориться, и тогда станет немного легче. В этот момент так важно чувствовать, что ты кому-то нужен и небезразличен.

Активная работа горя - следующий непростой этап, который должен привести человека к принятию того, что произошло. Здесь необходима глубокая работа с чувствами. Грамотный специалист будет задавать вопросы о том, понимает ли человек, что с ним происходит, о том, что он чувствует в данный момент.

Выстраивание планов на будущее. Видение перспектив необходимо уже хотя бы потому, что человеку нельзя жить без надежды и веры в лучшее. Помощь попавшим в трудную жизненную ситуациюобязательно должна сопровождаться проработкой видения дальнейшей жизни, какой личность ее себе может представить.

Утрата любимого человека

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим случаем, ситуация в данном контексте может сильно отличаться. Если потеря родственников и близких почти всегда связана со смертью, то утрата любимого человека может произойти и в результате развода супругов, измены. Для многих она синонимична с обесцениванием жизни. В данной ситуации помощь специалиста-психолога важна и необходима для того, чтобы помочь личности найти силы для дальнейшей жизни и деятельности.

Помощь в тяжелой жизненной ситуации,подобной этой, должна строиться на постепенном выстраивании долгосрочных перспектив. Нужно объяснить мужчине или женщине, что жизнь на этом не заканчивается.

Беременность в подростковом возрасте

Появление детей не всегда является радостью для молодых людей, которые сами еще не успели достигнуть совершеннолетнего возраста. Такая новость может повергнуть в шок как самих подростков, так и их родителей. Страх обусловлен неготовностью становиться родителями, принимать на себя ответственность за воспитание малыша. Ко всему прочему, нередко сюда добавляются еще и материальные проблемы, связанные с нехваткой денег. Помощь беременным и семьям в тяжелой ситуациидолжна быть оказана незамедлительно, иначе возникает риск осложнений: аборты, брошенные дети. Участие не только желательно, но и обязательно.

Военные действия в родной стране

Большие трагедии в жизни приносит война. Какой бы она ни была - разрушения всегда есть и, прежде всего, психологического свойства. Моральное угнетение, неспособность понять, что происходит и куда катится этот мир, буквально захлестывают человека, не позволяют ему увидеть истину. Когда случается большая беда, кажется, что не к кому обратиться, все представления переворачиваются, понимаешь, что от государства нельзя ждать помощи. Чувство бессилия рождает беспомощность, погруженность в себя и внутреннюю горечь. Известны случаи, когда даже после прекращения военных действий многие люди так до конца и не смогли оправиться от серьезного потрясения.

Помощь в тяжелой жизненной ситуации, какой, без сомнения, является война, должна быть направлена на восстановление душевного равновесия. Нужен проговор чувств, различные выплески эмоций, чтобы человек не застрял на определенной стадии. Прежде всего, нужно минимизировать последствия пережитого стресса. Психологу-консультанту необходимо всячески поддерживать клиента, нацеливать его на перспективное видение своей жизни.

Переезд в другую страну в результате каких-либо событий

Миграция не всегда связана с военными действиями в родной стране. Даже в мирное время приспособиться к новым условиям жизни бывает очень непросто. Нехватка денег, необходимость оформлять документы, трудности - все это не лучшим образом сказывается на психическом состоянии людей. Если с трудностями не удается справиться долгое время, у многих впоследствии формируется апатичность, вялость, нежелание что-либо делать. Помощь в тяжелых жизненных ситуациях, обсуждение проблем должно происходить систематически, до полного решения ситуации.

Увольнение с работы

Это может произойти с каждым. Мы настолько привыкаем к определенным условиям жизни, что при каких-то меняющихся обстоятельствах начинаем чувствовать себя некомфортно. Кто-то при потере работы впадает в панику, теряет Как вести себя и что делать в данной ситуации? Ведь это подрывает веру в себя, человек боится что-то пробовать.

На что нужно направлять психотерапевтическую помощь? Прежде всего на выстраивание долгосрочных и кратковременных целей. Важно объяснить клиенту, что потеря работы - это еще не конец света, а возможность начать новую жизнь, выстроить ее в соответствии со своими целями и стремлениями.

Медицинская реабилитация

Пока человек здоров, он не ощущает, насколько тяжело тем, кто прикован к постели. Помощь в тяжелой жизненной ситуации для тяжелобольных обязательно должна проводиться систематически. Как это делать? Проявлять повышенное внимание к их желаниям, учитывать нехватку общения. Подумайте, чем вы можете помочь своему соседу, друзьям или родителям.

Катастрофы

Сюда относятся землетрясения, наводнения, пожары, теракты. Во всех этих происшествиях человек оказывается подавлен обстоятельствами. Кто-то остается без крова, без пищи и теплой одежды. Как тут не потерять веру в себя и свои возможности? Вот к чему может привести трудная жизненная ситуация. Преодоление трудностей начинается с желания что-то изменить в себе, а затем и в окружающем мире.

Таким образом, человеку, находящемуся в сложных условиях существования, важно как можно скорее оказать психологическую помощь: поддержать морально, помочь материально, заверить, что все проблемы, с которыми он столкнулся, имеют решение.