В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Сборник по вкр развитие связной речи через сюжетные картины Картины по развитию речи в детском саду

Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: "Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И. Чарушина "Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука "л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.



Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова "Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения "Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.



Заключение.

Целью моей работы было изучение литературных источников по вопросу: использование картин и картинок в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Анализ литературы показал, что по этому вопросу существует множество точек зрения и исследований.

Этим вопросом в свое время занимались многие известные педагоги – Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи – С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина.

Я полагаю, что все по своему правы и внесли свой весомый вклад в развитие связной речи. Мы думаем, что рассказывание по картинам и картинкам в старшем дошкольном возрасте бесспорно играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой с точки зрения эстетики речи детей.

С полной уверенностью остается сказать, что из выбранной и изучаемой нами литературы была вынесена цель нашего исследования. Исходя из прочтенного материала, мною было выявленно, что уровень влияния картин и картинок на общее развитие детей как гармоничных личностей и, в частности, их не ценимая польза для ценности развития речи, необычайна, полезна и высока.

Часть информации по выбранной мною теме, я получила изучая работы А.М. Бородич "Методика развития речи детей" и Е.И. Тихеевой "Развитие речи детей". выше названных источников подробно и доступно изложены приемы и методы развития связной речи при работе с картинами и картинками. Этому вопросу посвящен большой раздел в книге А.М. Бородич. Е.И. Тихеева отводит особое место картине в жизни ребенка и подчеркивает ее значение в формирование речевых навыков.

Занятиям с детьми по картинам и картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующие место. Свои переживания при рассматривание картин ребенок охотно претворяет в жизнь. Дети всегда с удовольствием рассматривают картинки и участвуют в беседе по ним.

Занимаясь данной проблемой, я смогла значительно повысить свой профессиональный уровень. Научилась легко устанавливать контакт с детьми, определять степень их заинтересованности на занятиях, более правильно грамотно подбирать материал к занятиям в соответствии с программой и интересами детей. знания, полученные при работе над темой "Развития связной речи на занятиях с картинами и картинками в дошкольном возрасте", а так же материал, подобранный при подготовке к занятиям, могут быть использованы мною при работе в детском саду.

Список литературы

1)Алексеева М.М., Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников"; Москва, 1997 г.

3)Белобрыкина О.А. "Речь и общение"; Ярославль, 1998 г.

12)Козырева Л.М. "Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет";

Ярославль, 2001 г.

15)Психология дошкольника.

16)Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"; Москва, 1989 г.

17)Смирнова М.А., Ушакова О.С. "Использование серии сюжетных

картин в развитии связной речи старших дошкольников",

"Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду";

Москва, 1987г.

18)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1979 г.

19)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1984 г.

20)Соловьева О.И. "Усвоение детьми родного языка"; Москва, 1951г.

21)Тихеева Е.И. "Развитие речи детей"; Москва, 1981 г.

22)Урунтаева Г.А. "Дошкольная психология"; Москва, 1999 г.

23)Федоренко Л.П. "Методика развития речи детей дошкольного

возраста"; Москва, 1984 г

Методические разработки

Рассказывание по сюжетным картинам как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста

Содержание

Пояснительная записка 3

Конспект занятий по развитию связной речи составление рассказа «Собака-санитар» 4

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».Конспект НОД (развитие связной речи) 7

Конспект занятий. Составление и пересказ рассказа «Мамин день» 12

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой». Конспект НОД 20

Рассказывание по серии сюжетных картин «Мальчик и еж» Конспект НОД 24

Составление рассказа по серии сюжетных картин (по развитию связной речи) «Как щенок нашел друзей» Конспект НОД 27

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Снеговик» Конспект НОД 31

Составление описательного рассказа по сюжетной картине(развитие связной речи) «Девочка и мороженое» 33

Пояснительная записка

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Родной язык имеет большое значение для формирования полноценной всесторонне развитой личности человека. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Формирование связной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. Дети к моменту поступления в школу должны овладеть четким, правильным звукопроизношением, иметь богатый словарный запас и уметь им активно пользоваться, составлять рассказы, употребляя при этом слова в практической грамматической форме. Формирование у детей грамматически правильной речи, лексически богатой и фонетически четкой, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания задавать вопросы. Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. В связи с этим развитие связной речи у детей дошкольного возраста становится предметом неустанной заботы детского сада.

Конспект занятий по развитию связной речи составление рассказа «Собака-санитар»

Цель: Обучение детей составление рассказа по серии сюжетных картин по цепочке в целом

Задачи:

1)активизировать и расширять словарь по теме;

2)закреплять знания детей о военных профессиях;

3)воспитание патриотических чувств.

Оборудование: серия сюжетных картин «Собака-санитар»

Словарная работа:

Танкисты, моряки, летчики, пограничники, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, санитары, госпиталь.

Предварительная работа:

Чтение художественных текстов Льва Кассиля «Сестра», Сергея Алексеева «Мишка», Анатолия Митяева «Почему армия родная», «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой».

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Напомнить детям о ровных спинках, правильной осанке)

Ребята, скажите, пожалуйста, какой приближается праздник?

Ответы детей.

Ребята, а знаете ли вы, как зовут тех солдат, которые служат в

-В танковых войсках - ... (танкисты).

-В море несут службу - ... (моряки).

-В воздухе охраняют Родину - ... (летчики).

-На границе - ... (пограничники).

-В артиллерии служат (кто?) - артиллеристы.

-В пехоте - ... (пехотинцы).

-В ракетных войсках - ... (ракетчики) и т.д.

2. Объявление темы.

Ребята, а вы знаете, что с любым из этих солдат: и с танкистом, и с моряком, и с пехотинцем, в военное время может случиться беда: они могут получить ранение. И тогда к ним на помощь приходят люди еще одной военной профессии: санитары. Они помогают раненым: оказывают первую помощь прямо на месте или выносят с поля боя, если такая возможность есть, и отправляют в больницу - госпиталь. Обычно, санитарами во время войны были женщины (как в рассказе Льва Кассиля «Сестра»). Но иногда санитарами становились собаки: под пулями они искали раненых и приводили помощь. Вот об одной такой собаке мы с вами сегодня и будем составлять рассказ.

3. Беседа по картинкам.

Предлагаю детям разложить картинки в нужной последовательности.

Дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

-Как вы думаете, в какое время могла произойти эта история: мирное или военное? (Во время войны.)

-Что случилось с солдатом?

-Куда он был ранен?

-Кто пришел на помощь солдату?

-Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

-Почему собака оставила солдата?

-Кого она привела с собой?

-Что сделали санитары?

-Как вы думаете, что будет с солдатом?

-Кого он должен благодарить?

-Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? В каких войсках он служил? (Пехотинцем.)

-Как можно сказать о солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

-Как можно сказать по-другому: солдат... (боец).

4. Физкультминутка: «Мы военные»

Мы станем все военными, Шагают на месте.

Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через

стороны.

Будем в Армии служить Воинское приветствие.

Будем Родину любить. Рисуем в воздухе сердечко.

Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».

Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

(2-ой раз вызвать ребенка)

5. Составление рассказа.

Прошу одного ребенка самостоятельно составить рассказ по картинкам.

6. Рассказы детей.

(Вызываю группами по 3 человека)

Примерный рассказ, составленный детьми.

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

7. Итог занятия.

-Кого можно назвать защитником Отечества?

-Как нужно относиться к ветеранам войны?

Отметить активных детей. Поблагодарить за работу на занятии.



Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик» .Конспект НОД (развитие связной речи)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Коммуникация», (развитие связной речи) в старшей группе.

Цель:

1. Формирование умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2. Учить детей включать в рассказ прямую речь персонажей.

3. Уточнять, активизировать и расширять словарь детей.

4. Развивать объяснительную речь: учить объяснять, рассуждать, доказывать свой ответ.

5. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Материал: серия сюжетных картинок «Заяц и морковка», картинки для

составления цепочки снежных комков, схема рассказа.

Ход занятия.

I. – Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы. Я буду называть слова, а вам предлагаю подобрать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место.

Например: Исчезает – появляется.

Опускать – поднимать

Грустить – радоваться

Ссориться – мириться

Смеяться – плакать

Кричать – молчать

Бросать – ловить

Закрывать – открывать

Заснуть – проснуться

Прибежать – убежать

Высокий – низкий

Мокрый – сухой

Длинный – короткий

II. – Ребята, у меня в сундучке что – то лежит. Чтобы узнать, что это, отгадайте загадку: Человечек не простой,

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

Из чего сделан снеговик? (из снега)

А чтобы построить снеговика, какой должен быть снег? (липкий, мокрый, покладистый, послушный) .

Из каких частей состоит снеговик? (из круглых комков)

Как вы думаете, наш снеговик знает, как его слепили?

Чтобы слепить снеговика, что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой) .

Мы покажем нашему снеговику, как соединять снежные комки.

У каждой группы есть комочки с изображением разных предметов. Необходимо соединить комки так, чтобы предметы были чем – то похожи между собой, по какому – то признаку или свойству, или качеству.

Физминутка.

(произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа)

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка-

Увы! - и нет снеговика.

Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной)

А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает) .

А наш снеговик знает, что такое весна?

Что с ним произойдет весной?

Я предлагаю составить рассказ о снеговике.

Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ? (повествование какой – то истории, сюжета) .

Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец) – схема

Перед вами серия картинок. Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.

С какой картинки начнется ваш рассказ?

1. Кого вы видите на картинке?

Откуда появился снеговик во дворе?

Какой стоит снеговик?

Откуда прискакал заяц?

Что захотелось зайке? (достать морковку)

Каким был заяц? (голодным) .

Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная, вкусная морковка) .

Что он сделал? (Подпрыгнул)

Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой, а заяц маленький) .

2. – Что принес заяц? (Лестницу) .

Откуда он ее принес?

Что он сделал? (Подставил к снеговику) .

Как заяц доставал морковку (Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой)

Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой)

Как изменилась погода? (Выглянуло солнце) .

3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег) .

Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый) .

Как светит солнце? (Ярко) .

Что случилось со снеговиком?

Расскажите, как таял снеговик? (Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный.)

4. – Почему растаял снеговик?

Во что превратился снеговик?

Что от него осталось?

Что сделал заяц?

Какая была морковка?

Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ?

Заяц и морковка.

Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и сказал: «Какая длинная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой.

В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять, стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным. Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.

О ком составили рассказ?

Какой же заяц в этом рассказе?

Что помогло зайцу добраться до морковки?

Какое солнце?

Как можно озаглавить рассказ?

Как вы думаете, нашему снеговику понравился рассказ?

К сожалению, что ждет снеговика весной?

Вы показали себя такими же умными и догадливыми как заяц. Я хочу, чтобы вы были такими же добрыми и яркими как солнце. Поэтому дарю вам солнышко – наклейки, которые вы можете поместить на ромашки достижений.

Конспект занятий. Составление и пересказ рассказа «Мамин день»

Цели: обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок; Задачи:

формировать у детей умение логически последовательно выстраивать события, определяя начало, середину и конец;

развивать связную речь через полные и грамматически верно выстроенные предложения;

активизировать психические процессы;.

Оборудование: сюжетная картина «Мамин день», серия сюжетных картинок «Саша и Шарик», раздаточный материал «Чашки»; «Соедини точки по порядку. Тюльпан».

Ход занятия:

1. Орг. Момент. Дети стоят около своих мест.

В. : «Здравствуйте, ребята! Наступила весна. Скажите, пожалуйста, какой праздник мы отмечаем в начале весны? »

Д. : «Это праздник 8 марта! Это международный женский день! »

В. : «Верно. А самые дорогие для нас женщины кто? »

Д. : «Это мамы и бабушки»

В. : «Правильно. А теперь сядет тот, кто назовёт имя и отчество своей мамы».

Дети называют имя и отчество мамы и садятся на своё место.

2. Введение в тему.

В. : «Ребята, сказали, как называется этот праздник. Это праздник 8 марта! Международный женский день! Мамин день»

Логопед вешает картину «Мамин день».

В. : «Ребята, расскажите, пожалуйста, как в этот день мы помогаем мамам? Что приятного мы можем сделать для мам? Давайте подберём слова - действия»

Д. : «Мы можем помыть посуду. Мы можем помочь папе приготовить салат. Мы можем вымыть пол. Мы можем подарить маме торт. Мы можем купить маме цветов. Мы можем маме сделать открытку своими руками»

В. : «Хорошо. Расскажите о своих мамах. Какие они? Подберите слова - признаки»

Д. : «Моя мама ласковая и добрая. Моя мама заботливая и чуткая. Моя мама красивая и любимая»

В. : «Молодцы. А сейчас я прочитаю вам пословицу, а внимательно послушайте и скажите, как вы понимаете эти слова»

При солнышке тепло – при матушке добро.

Ответы детей

В. : «Ребята, а мы можем расстроить своих мам? Сегодня мы с вами будем составлять рассказ про мальчика, который расстроил свою маму и, что из этого получилось»

Логопед вешает на доску перепутанные сюжетные картинки по рассказу «Саша и Шарик».

В. : «Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Дул сильный ветер и перепутал их. Давайте поставим их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Но сначала давайте вспомним, что есть в любом рассказе и сказке? »

Д. : «Начало рассказа, середина и конец»

В. : «Кто герои этой истории? »

Д. : «Мама, мальчик и собака»

В. : «Давайте придумаем имя мальчику и собаке»

Д. : «Саша и Шарик»

В. : «Как вы думаете, с чего начинается рассказ? »

Д. : «Саша уронил чашку. Рядом на коврике лежал Шарик»

В. : «Что произошло потом? »

Д. : «Чашка разбилась. Мама услышала звон, пришла в комнату и спросила: «Кто разбил чашку? »»

В. : «Что Саша сказал маме? »

Д. : «Саша сказал, что чашку разбил Шарик»

Д. : «Мама рассердилась и выгнала Шарика на улицу»

В. : «Какую картинку мы поставим следующей? »

Д. : «На дворе стояла холодная погода. Саша увидел Шарика из окна. Ему стало жалко собаку»

В. : «И что тогда сделал Саша? »

Д. : «Саша решил признаться маме в том, что обманул её и что это он разбил чашку, а не Шарик»

В. : «Чем закончилась наша история? »

Д. : «Мама пустила Шарика домой»

3. Физ. минутка.

В. : «Ребята, давайте с вами дружно поможем мамам. Встаньте и повторяйте за мной»

Дети выполняют движения вместе с логопедом, повторяя хором:

«Дружно маме помогаем – шагаем на месте

Пыль повсюду вытираем. руки поднять плавно вверх

и опустить плавно вниз

Мы белье теперь стираем наклониться вперед и качать

руками влево, вправо

И полощем, и отжимаем.

Подметаем все кругом – поворот вокруг себя

И бегом за молоком. бег на месте

Маму вечером встречаем, стоя на месте развести

руки в стороны

Маму крепко обнимаем» обхватить руками себя

4. Составление связного рассказа с опорой на сюжетные картинки.

В. : «Очень хорошо. Присаживайтесь. А сейчас давайте послушаем, какой у вас получился рассказ»

Дети составляют рассказ по серии сюжетных картинок (по цепочке) :

«Саша уронил и разбил чашку. Рядом на коврике лежал Шарик. Мама услышала звон чашки и пришла в комнату.

Кто разбил чашку – спросила мама.

Это Шарик – ответил Саша.

Мама рассердилась и выгнала Шарика на улицу. На дворе стояла холодная погода. Шарик жалобно выл и просился обратно домой.

Саша увидел Шарика из окна и сказал маме:

Это я разбил чашку.

Мама пустила Шарика домой»

В. : «Хорошо, у вас отлично получилось. Ребята, скажите, правильно ли поступил Саша? Как бы вы поступили на месте Саши? »

Д. : «Саша поступил не правильно. Нужно было сразу сказать маме правду»

В. : «Верно. Это история поучительная. Чему она учит? »

Д. : «Никогда не обманывать»

В. : «Давайте придумаем название нашему рассказу»

Ответы детей.

В. : «А кто нам расскажет целый рассказ от начала до конца? »

Прослушивание рассказов 2 -3 детей.

5. Итог занятия.

В. : «Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали. Вы знаете, что на праздник принято дарить подарки. У меня для вас есть два задания. Одно вы выполните с воспитателем, это будет подарком для Сашиной мамы»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Цель: обучение составления связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями.

Задачи:

1)Учить составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

2)Закреплять умение синтаксически верно строить предложения.

3)Учить детей внимательно слушать рассказы детей, дополнять и оценивать их.

Словарь и грамматика:

Активизировать в речи запас прилагательных и глаголов; упражнять в подборе определений, действий, образование притяжательных прилагательных.

Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий (на, под, за, перед, между, около), упражнять в согласовании слов в предложениях.

Учить образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания.

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассказов и стихотворений. Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах, наблюдение на улице. Рисование, лепка, аппликация по теме.

Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота» ; игрушка - котенок.

Ход занятия

1. Организационный момент. (За дверью слышится мяуканье)

Ребята, слышите, что это за звуки, как вы думаете, кто это? (ответ детей: кошка) Точно, а как вы догадались? (ответ детей: потому, что кошка мяукает) Давайте скорей откроем дверь и посмотрим, кто же там мяукает. (вносится игрушка кот) Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …(кот)

2. Игра «Какой, какая, какие»

Давайте повторим, какой у нас котёнок(дети подбирают определения)

3.Игра «Составь предложение».

(Котёнок прячется, дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под столом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился.

(выставляю серию сюжетных картин «неудачная охота»)

5. Беседа по картинкам.

Какое время года изображено на картинках?

(Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?

6. Физкультминутка.

Кот Васька

Кот Васька жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх - вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

7. Составление рассказа детьми.

Коллективное составление рассказа детьми, с помощью педагога, по картинкам. Педагог начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

8.Дидактическая игра с мячом «Чей, чье, чья, чьи?» (образование притяжательных прилагательных). Хвост (чей?- кошачий Туловище (чье?) - кошачье Голова (чья?)- кошачья Глаза(чьи?)-кошачьи 9.Д/упражнение « Подбери глагол» - Давайте повторим, что делает наш кот в рассказе?(дети подбирают глаголы)

10. Итог занятия.

Что мы делали сегодня на занятии?

Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой». Конспект НОД

Задачи:

1. Расширение и активизация словарного запаса по теме «Дикие птицы».

2. Обучение пересказыванию рассказа, составленного по

серии сюжетных картин.

3. Воспитание бережного, заботливого и внимательного

отношения к птицам.

Ход занятия.

1. Интеллектуальная разминка.

Дети отгадывают загадки. Появляются картинки-от

гадки.

На осине в гуще кроны В серой шубке перовой

Вьет гнездо свое (ворона). И в морозы он герой.

Чик-чирик!

За зернышками прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей) .

В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит, на суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова) .

Далеко мой стук

слышится вокруг.

Червякам я враг,

а деревьям друг. (Дятел) .

Как трещетка птица эта.

Одного с березой цвета. (Сорока) .

Не ворона, не синица –

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу: «Ку-ку! » (Кукушка) .

Каких еще диких птиц вы знаете?

Какие дикие птицы живут в городе?

Назовите диких лесных птиц.

2. Основная часть занятия.

1) Лексические игры с мячом.

(передавая мяч друг другу, дети называют слова-действия или слова-признаки, которые подходят птицам) .

Птицы (что делают) :летают, клюют, прыгают, поют, скачут, щебечут, порхают.

Птицы (какие) : веселые, шустрые, пестрые, пугливые,

маленькие, бойкие, забавные, пушистые.

2) Работа над серией картинок.

Беседа по содержанию каждой картины.

1-я картина.

Кто изображен на картине?

Кого ребята нашли на снегу?

Почему она замерзла?

Что решили сделать дети?

2-я картина.

Что делают дети на этой картине?

Куда ребята положили воробышка?

- Почему дети идут быстрым шагом?

3-я картина.

-Где находятся дети и птица?

- Как выглядит воробей? Что он делает?

- Почему воробышек отогрелся?

4-я картина.

- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?

- Чем дети кормят птиц?

- Какое настроение у детей?

Динамическая пауза.

-Изобразим воробья.

Поглядите боком, боком

(Дети ставят руки на пояс)

Шел воробей мимо окон.

(Прыжки в стороны)

Скок-поскок, скок-поскок.

(Прыжки вперед-назад)

«Дайте булочки кусок! »

(Дети разводят руками в стороны)

3) Составление рассказа по серии картин.

- Послушайте, глядя на картинки, получившийся рассказ.

Как помочь птицам?

Холодно и голодно птицам зимой на улице. Однажды днем дети гуляли в парке. Они увидели на снегу замерзающего воробышка. Девочка сняла рукавицы и согрела своим теплом воробья. Дети

Дома у ребят воробей клевал из блюдца крошки хлеба. Воробей отогрелся и в благодарность стал весело чирикать. Ребята выпустили воробья обратно в парк.

Мальчик изготовил и повесил на дерево кормушку. Дети стали подкармливать других птиц, заботиться о них.

4) Пересказ рассказа детьми (по цепочке) .

3. Итог занятия.

- Чем запомнилось занятие?

- Какой птице помогли дети?

- Как отнеслись дети к воробью в рассказе?

- Как должны люди относиться к птицам, к природе?

Рассказывание по серии сюжетных картин «Мальчик и еж» Конспект НОД

Цель: обучения детей умению сочинять повествовательные рассказы по картинам.

Задачи:

Закреплять умение понимать содержание составленного рассказа.

Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное.

Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений.

Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Методические приемы: дидактические игры – « Подзорная труба », « Ищем друзей »; совместное рассказывание с воспитателем, коллективный рассказ, вопросы, указания.

Предварительная работа:

рассматривание картины « Ежи » из серии « Дикие животные »;

чтение потешки « Я по лесу, по зеленому бреду… »;

лепка « Как еж готовится к зиме »;

дидактические игры « Кто больше слов скажет », « Кто заблудился ».

Ход деятельности:

Вос-ль: Дети, сегодня у нас в гостях Волшебник. Он подарил всем по подзорной трубе, через которую на картине виден только один предмет или живое существо. Посмотрите на картину в свои подзорные трубы и скажите: « Кого или что вы там видите? »

Дети: Мальчика, ежик

Вос-ль: Молодцы! Спасибо Волшебнику, что подарил нам подзорные трубы, в них вы так много увидели.

Вос-ль: Как вы думаете, когда мальчик собирал яблоки и почему?

Дети: Мальчик собирал яблоки летом, потому что яблоки растут летом.

Вос-ль: Как можно узнать какое время года на картине?

Дети: По одежде мальчика, потому что ежи не спят, по цвету листьев и травы в лесу.

Вос-ль: Правильно, ребята! Рассмотрите внимательно одежду мальчика, цвет листьев и травы.

Дети: мальчик одет в шорты, листья и трава зеленые. Значит мальчик собирает яблоки летом.

Вос-ль: Правильно, конечно на картине нарисовано лето. Ведь яблоки можно собирать только летом

Вос-ль: Как можно начать рассказ?

Дети: Однажды… один раз… как-то раз…

Вос-ль: Правильно, можно еще добавить: « Однажды летом… »

Вос-ль: Посмотрите внимательно на картину и скажите, где случилась эта история?

Дети: На лесной полянке, на лесной опушке, в лесу.

Вос-ль: Правильно. Но прежде чем мы начнем наш рассказ, давайте немножко отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И яблоки нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Вос-ль: Рассказ о мальчике начну я, а вы его продолжите, подумайте, о чем будете рассказывать

Вос-ль: Как-то раз пошел в лес…

Дети: Собирать яблоки.

Вос-ль: День был теплый, летний. Шел он, шел и вышел…

Дети: На лесную опушку.

Вос-ль: А на опушке было дерево на котором было …

Дети: Видимо-невидимо яблок.

Вос-ль: Подумал мальчик…

Дети: « Как много яблок! Я их всех соберу! »

Вос-ль: Только собрал половину корзины,как увидел

Дети: что яблок нет

Вос-ль: думает кто же их утощил…

Дети: а это был ежик

Вос-ль: но так он и не узнал об этом….

Дети: и стал дальше собирать яблоки

(Воспитатель вызывает 3-х детей. Дети рассказывают).

1-й ребенок: Однажды летом мальчик пошел в лес за яблоками. Вышел она на лесную полянку и увидел, что там яблок много - премного. Насобирал он полную корзинку.

2-й ребенок: Взял он корзинку и хотела идти домой. Но увидел что яблок нет

3- й ребенок: но не расстроился и начал дальше собирать ялоки,ведь их было еще очень много

Вос-ль: Ваш рассказ, дети, получился еще интересней. Вы рассказывали вместе, а теперь давайте повторим рассказ от начала до конца.

(Воспитатель вызывает для рассказа еще двух детей. Дети по очереди рассказывают. Воспитатель напоминает, что рассказ должен быть у каждого свой.)

Вос-ль: замечательно вы сегодня рассказывали историю про мальчика и ежей.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (по развитию связной речи) «Как щенок нашел друзей» Конспект НОД

Цели:Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

1)Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами. Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания.

2)Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; навыка составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда.

3)Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы плана-схемы рассказа, мяч, инд. зеркала.

Ход занятия:

1. Отгадайте мою загадку:

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет.

(щенок)

2. Рассматривание картин и знакомство с пиктограммами.

-Картина№1:

Какое время года на картине?

Почему вы так думаете?

Кто изображен на картине?

Что делает щенок?

Как он выглядит?

Почему щенок такой печальный?

Почему щенок никуда не уходит?

- Картина №2

Кого вы видите на картине?

Как одеты девочки и что у них в руках?

Почему девочки остановились около щенка?

Как чувствует себя щенок?

-Картина №3:

Кого вы видите на третьей картине?

Где находятся девочки и щенок?

Как одеты девочки?

Как выглядит щенок?

Что он делает?

Как смотрят на щенка девочки?

Что изображено на картине, висящей на стене?

-Картина №4:

Что делают девочки на этой картине?

А что делает щенок?

Почему он уснул?

О чем разговаривают девочки?

Почему они решили забрать щенка к себе домой?

Как девочки смотрят на щенка?

3. Чтение рассказа составленного педагогом:

Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.

Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прями посреди лужи и пожалели его.

Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.

Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.

4. Игры с мячом «Подбери признак» , «Подбери действие».

Щенок (какой?) – пушистый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший, замерзший, продрогший (на картинках 1,2).

Щенок (что делает?) – играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается (больно), грызет (косточку), лакает (воду), прыгает (высоко), бегает (быстро). На первой картинке - мокнет, дрожит, мерзнет.

5. Деление на слоги слов: Зонт, зон-тик, са-по-ги, ще-нок, кос-точ-ка.

6. Артикуляционная гимнастика

«Волк зубастый»

Раз в неделю волк зубастый «Улыбка»

Чистит зубы мятной пастой, «Почистим зубки»

Моет клетку, чистит вход, «Маляр», «щетка»

Стелет коврик у ворот. «Лопаточка»

И с цветочком у дверей «Иголочка», «Чашечка»

В гости ждет к себе зверей.

Но, увы! Другие звери

Не стучатся к волку в двери. «Молоточком»

Велика, конечно, честь,

Но опасно – могут съесть! «Улыбка»

7. Повторный рассказ по серии картин педагогом, придумывание названия рассказу.

8. Мимический этюд «Цветок»

9. Составление рассказа детьми (по цепочке) с опорой на картинки-пиктограммы. Рассказывание одним ребёнком (по желанию)

10. Окончание занятия, подведение итогов,оценка работы.

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Снеговик»

Цель:

Обучение составления описательного рассказа по сюжетной картине, используя опорные слова и соблюдая структуру предложения и построения рассказа.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к животным.

Ход.

1. Организационный момент. Под музыку входит снеговик и предлагает детям разгадать загадки: Не зверь, а воет. (Ветер) Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга). Я как песчинка мал, а всю землю покрываю. (Снег) .

-Какое слово начинается со звука с? (Снег) Когда бывает снег? Педагог выставляет на фланелеграф сюжетную картинку «Снеговик».

2. Игра «Найди предметы, названия которых начинаются со звука с». На фланелеграф выставить букву с и вспомнить, какие звуки она обозначает (согласный твердый с и согласный мягкий с) .

Дети называют слова: сугроб, снежинки, сапожки, самолет, санки, снегири, собака, скамейка, солнце, снеговик, снежки. (Назвать 2-3 слова с согласным мягким звуком) .

3. Игра «Назови круглые предметы».

комки (снега), … снежки, … ягоды рябины, … глаза снеговика. Объясните значение слов комки, сугроб, скамейка.

4. Игра «Подскажи словечко».

Снеговик дает образец: Солнце, как мяч, круглое. Снег, словно пух (мягкий). Лед, как стекло… (прозрачный). Иней, как самоцветы… (блестящий) .

5. Динамическая пауза «Снегири». Детям раздают маски снегирей.

Вон на ветке, посмотри (Дети опущенными руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают руками на грудь)

Распушили перышки, греются на солнышке. (Мелко потряхивают кистями опущенных рук) .

Головой вертят (Поворачивают голову вправо-влево)

Улететь хотят. Кыш. Кыш. Улетели! За метелью, за метелью.

(Бегут по кругу, взмахивая руками)

6. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Снеговик», используя опорные слова: зима, снег, снеговик, четвероногий друг, комки, ягоды рябины, красногрудые снегири, полакомиться (объяснить значение) .

«Снеговик».

Наступила долгожданная зима. Выпал мягкий, словно пух, снег. Вова со своим четвероногим другом Тузиком вышли на прогулку. Снежинки сверкали на солнце. Вокруг голые деревья, только на рябине висят ягоды. Прилетели полакомиться ягодами красногрудые снегири. Друзья решили вылепить снеговика. Мальчик скатал комки, а щенок принес ветки. Вова поставил комки друг на друга и одел снеговику шапку, вместо носа – морковка, вместо глаз – угольки, вместо рук и ног - ветки. Теперь у ребят и Тузика появился друг, жаль только, что он растает, когда придет весна.Но ребята не расстроился и вместо снеговика сделали нового друга пугало

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Девочка и мороженое»

Цель:обучение составление рассказа по сюжетным картинам

Задачи:

Обучающая; различать звук с среди других

Развивающая: развивать связную речь

Воспитывающая: уважение к старшим

Ход занятия:

Восп: стихотворение «Нужно маме помогать»

мама очень устает.

Дома дел невпроворот.

Я одна у мамы дочь,

Постараюсь ей помочь.

Уберу свои игрушки:

Куклу, мишку и хлопушки,

Подмету в столовой пол,

Помогу накрыть на стол.

А приляжет на диван,

Я подушку ей подам.

Плед на ноги положу,

Тихо рядом посижу.

В кухне вымою посуду,

А шуметь совсем не буду.

Очень, очень я люблю

Маму милую мою!

Воспит:Ребята а вы маме помогаете по дому?

Дети:(да)

Воспит:А как вы ей помогаете?

Дети:(моем посуду, ходим в магазин, стираем свои вещи, подметаем

Воспит:А нужно ли это делать?

Дети:конечно

Воспит: сегодня мы с вами составим рассказ по картине.

Но для начало давайте проведем физминутку

Физминутка

Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы дружно помогали.

Дети сжимают, разжимают кулачки.

Трут одной ладошкой другую.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять трут ладошки.

Загибают пальчики

А теперь поиграем в игру

Игра «Накрой на стол»

Вот мы и все убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).

Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

(Дети накрывают стол для чаепития).

Воспит: ну что поиграли,отдахнули.А теперь давайте составлять рассказ. Я начну, а вы будете продолжать.

Воспит:Мама попросила дочку сходить в магазин за

Дети:Холодной водой

Воспит:мама дала ей

Дети:деньги

Воспит:по дороге девочка увдела магазин

Дети:с мороженом

Воспит:и ей очень захотелось мороженое

Дети:и она совсем забыла про воду

Воспит: и купила мороженое

Дети: и пошла домой довольнаЯ

Ребята скажите хорошо ли поступила девочка?

Нет,мама попросила купить воду а она ее не послушалась

А теперь ребята вы сами расскажите рассказ

(воспитатель выбирает 3х детей)

Таня: мама попросила дочку купить воду,а она купила мороженое

Игорь: мама попросила дочку сходить в магазин за водой,п дороге девочка увидела магазин с мороженом и купила его себе,не послушала маму.

Ирина: мама отправила свою дочь за водой и дала ей денег,девочка пошла,по дооге она увидела магазин с мороженом и купила его себе,забв о том что мама попросила ее купить воду.Она очень плохо поступила

Воспит: молодцы ребята!у нас получился очень хороший рассказ.

Коспект НОД по развитию речи "Рассказывание по картине И. Шишкина "Зима".

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г.Лиски, Воронежская область.
Описание: данный конспект позволяет научить детей правильно составлять описательный рассказ по картине. Он будет полезен воспитателям, учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования, родителям. Беседа поможет с уверенностью рассказывать об увиденном и придаст уверенности в собственных силах.
Цель: формирование умения составлять связный, последовательный рассказ по картине.
Задачи: продолжать учить детей рассматривать пейзажи; помогать возникновению эмоционального настроя в процессе их восприятия; подвести к пониманию художественного образа; высказывать свои чувства, вызываемые картиной; учить подбирать определения, по - разному отвечать на один и тот же вопрос.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о зиме.


Ребята, вспомните, что бывает только зимой. Отгадайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель. Какой бывает снег?
Дети. Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.
Воспитатель. Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (Ответ детей)
- Каким бывает лес зимой?
Дети. Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным.
Воспитатель. Какими словами можно описать зиму?
Дети. Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима - волшебница.

Дети под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину. Воспитатель читает отрывки из стихотворений, называя авторов.


Ф. Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.


С. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку дня.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель. Перед вами картина, которую написал русский художник
И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине? (Ответ детей).


- Какими художник нарисовал снег, небо, лес? (Ответ детей).
- Какое название вы дали бы картине? Почему? (Ответ детей).
- Какое настроение у зимы на картине? (Ответ детей).
- Какие чувства они вызывают у вас? (Ответ детей).
Послушайте мой рассказ об этой картине.
«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.
Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»
Воспитатель. Ну, а теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. С чего вы начнете? Чем закончите рассказывание?
(Дети рассказывают, воспитатель оценивает рассказы детей, исходя из критериев: передан ли художественный образ картины, насколько связна и образна речь, степень творчества в описании картины).
Воспитатель. Каждый из вас по - своему, с помощью слов, нарисовал зимнюю картину. А теперь мы сядем за стол и нарисуем зиму с помощью карандашей и красок.


Подводится итог занятия.

ольга васильева

онспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе . Рассматривание картины (картина из серии для детских садов ).

Работу подготовила воспитатель Васильева О. С

Образовательная область : Речевое развитие .

Интеграция образовательных областей «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Программное содержание :

Цель :

Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины .

Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Обогащать словарь словами обществоведческого характера.

-Развивать умение называть слова с заданным звуком.

Использовать выразительные средства языка.

Продолжать учить отчетливо и внятно произносить слова.

- Активизировать словарь : рассада , название цветов (ирисы, бархотки, касмея, хризантемы)

Развивающие задачи : Развивать умение словесного описания картины .

Воспитательные задачи : Воспитывать любовь к труду; уважение к труду взрослого; желание оказать помощь

Материал к занятию :

Картина из серии для детских садов «Работа на пришкольном участке» , карточки с цветами , искусственные цветы.

Методы и приёмы :

1. Организационный момент.

Введение в тему воспитатель читает стихотворение :

Мы, цветы не обижаем,

Мы не рвём их, а сажаем,

Льём им тёплую водицу,

У корней рыхлим землицу.

Будут наши незабудки

Выше Оли, выше Анютки

С. Семенова

2. Работа по картине «Работа на пришкольном участке» .

Давайте молча понаблюдаем за ребятами на картине и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

Какая же все – таки, замечательная картина .

Герои картины – кто они , во что одеты, настроение и характер действующих лиц? (ответы детей) .

Чем занимаются дети? (сажают цветы)

Вспомните летом на участке мы тоже сажали с вами цветы, а какие мы цветы сажали? Как они назывались? (бархотка, ирис, хризантемы, лилейник, астры, цинния)

Ребята, а как вы думаете какие цветы сажают дети на картине ? (ответы детей)

Почему они это делают? (что бы было красиво около школы)

А какое время года изображено на картине ? (Весна)

Как вы догадались? (Посадка происходит всегда весной)

Ребята, а если мы подойдем поближе к картине , как вы думаете, что мы можем услышать, какие звуки?

Ребята с каким событием познакомила нас картина ? (с трудом учителя и детей)

Ребята, давайте придумаем называние этой картине ? (ответы детей)

Какое название вам понравилось больше всего?

3. Словарная работа.

Дети, эта картина выполнена в технике сюжет. Сюжет – это определенное событие, ситуация изображенная на картине . Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко : СЮЖЕТ.

4. Рассказ воспитателя по картине .

А теперь я вам немного расскажу по этой картине , а вы внимательно послушайте : «В центре картины изображены дети и воспитатель. Погода стоит теплая солнечная это можно понять по одежде детей. Дети одеты в легкую одежду почти летнюю. Обратите внимание никто не мешает друг друга все заняты своим делом . На заднем плане виден детский сад, а чуть дальше изображена школа. В школьном дворе посажены молодые березы. Они не большие возможно их так же посадили школьники совсем недавно.»

5. Физкультминутка «Тучки дождевые» .

А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Приплыли тучки дождевые : лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши) .

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте) .

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед) .

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши) .

6. Дидактическая игра «Собери букет» .

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери букет» . Вам необходимо составить букеты из цветов, перечислить, сколько и какие цветы у вас в букете.

7. Рассказ детей по картине .

Ребята, мы сегодня с вами описывали сюжетную картину «Работа на пришкольном участке» , мы отвечали на вопросы, слушали мой рассказ , а теперь я хочу послушать кого ни будь из вас (воспитатель вызывает по желанию, если нет желающих, предлагает начать одному ребенку, потом подключает следующих в идеале должен получится связной рассказ из 7 – 8 предложений, разделенный между двумя или тремя детьми).

Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие !

8. Анализ рассказа .

Привлечь ребенка или несколько детей к анализу, ответа описавших картину . Объяснить почему, то или иной ответ понравился больше. Выделить более яркие выступления, вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование» Программное содержание. Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование» Цель занятия: познакомить детей с творчеством.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Задание для Антошки». Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Демонстрационный материал: Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Раздаточный материал: Картинки со звуком «Л», таблицы. Предварительная.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Осень» по технологии ОТСМ-ТРИЗ Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу. Создать условия для усвоения.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Дед Мороз» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» 683030, г. Петропавловск-Камчатский,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Программное.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. Д. Илюхина «Последний снег» Программное содержание. Познакомить детей с картиной В. Д. Илюхина «Последний снег». Развивать интерес к произведениям живописи. Учить видению.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Март» Конспект занятия. Подготовительная группа. Развитие речи. Тема: Рассматривание картины И. И. Левитана «Март». Программное содержание: Продолжать.

  1. Обучение дошкольников умению связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли является одной из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР.
  2. Обучение рассказыванию по картине или по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников с ОНР.
  3. Картина является один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
  4. Картины для работы с детьми различают по формату, тематике, содержанию, по характеру изображения и по функциональному способу применения.
  5. При выборе картин следует учитывать постепенность (переход от более доступных до сложных сюжетов). Их содержание должно быть связано с окружающей действительностью ребенка.
  6. Картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Одна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Известно, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. С её помощью дети развивают наблюдательность, совершенствуют мышление, воображение, внимание, память, восприятие, пополняют запас знаний и сведения, развивают речь, способствует формированию конкретных понятий, представлений (С.Ф.Руссова), способствует развитию умственных процессов, обогащает чувственный опыт.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком

Остановимся подробнее на видах картин, которые используются в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  • по формату: демонстрационные и раздаточные;
  • по тематике: мир природный или предметный, мир отношений и искусства;
  • по содержанию: художественные, дидактические; предметные, сюжетные;
  • по характеру изображение: реальные, символические, фантастические, проблемно-загадочные, юмористические;
  • по функциональному способу применения: атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды.

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. Их содержание должно быть доступным детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью ребенка. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
Рассматривая последовательно демонстрируемые картины, дети учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. На занятиях также используется и раздаточный материал, например, предметные картинки, которые получает каждый ребенок.

Детский сад должен стремиться к тому, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворить все запросы текущей работы. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Педагоги, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

Итак, картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Занятия по картине или по серии сюжетных картин имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.