Скачать презентацию мультфильм 12 месяцев. Презентация к уроку литературы по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев". III. Словарная работа

Урок литературного чтения по теме:

С. Я. Маршак, пьеса-сказка

« Двенадцать месяцев»

I. Орг. момент

Начинаем урок литературного чтения.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать….

Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать….

Прочитаем тему урока. Что в теме урока вам понятно, а что нет?

II. Подготовительная работа

С. Я. Маршака мы в основном знаем как поэта. Всем нам знакомы такие его произведения, как: «Багаж», «Человек рассеянный»

А какие же ещё направления были в его творческой деятельности, послушайте и ответьте! (сообщение ученика)

Итак, он ещё был переводчиком, писателем, журналистом. Маршак перевёл с английского языка такие стихи: «Три смелых зверолова», «Шалтай-болтай»….

Жанр произведения, над которым мы будем сегодня работать - пьеса-сказка. Что такое пьеса? Где мы можем найти толкование непонятных нам слов?

Какие бывают сказки? О чём пишут в сказках? А какая сказка сегодня перед нами?

В этой сказке нам встретятся непонятные по смыслу слова. Прочитаем, в учебнике, что они означают? Как можно назвать такие слова? (устаревшие) Почему?

Если это пьеса, то в ней обязательно есть роли - действующие лица. Прочитаем на с.69

Нам нужно будет художественное чтение, а для этого нужно представить, какие перед нами герои: их характер, манеру говорить…

Наши ребята подготовили сценку, из которой вы поймёте характер основных персонажей пьесы.

III. Работа над произведением.

Какой вы представили девочку-королеву? Выскажите своё к ней отношение. А кому её хоть немного жаль? Почему?

Какой приказ издала королева? Как вы его оцениваете?

Вызовем двух глашатаев, которые прочитают нам волю королевы! с. 74-75

А теперь перед нами другая картина, с.75 учитель читает вступление.

Перед нами сейчас появятся: старуха, её дочь и падчерица. Кто помнит, что это за персонажи? Начинаем читать.

С. 76. О чём спорят старуха и дочь?

С. 77. Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?

Какой вы представили падчерицу? Выскажите своё мнение.

IV. Мини-сочинение.

Напишите небольшой текст, в котором сравните характер девочки-королевы и падчерицы.

V. Итог . Заслушивание сочинений, отметки. Добудет ли падчерица подснежники в лесу? Кто ей в этом поможет?

Кто из персонажей вам по душе? Почему? Урок хотелось бы закончить словами М. Алигер.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С. Я. Маршак «12 месяцев»

Февраль - кривые дороги. Март с водой, апрель с травой. В апреле земля преет. Май холодный - год хлебородный. В марте - подснежники ищи. Февраль богат снегом, апрель водою. Август-батюшка заботой-работой мужика тешит. Январь - дальний предвестник весны.

Сентябрю рыболовы рады. В октябре птицы с родиной прощаются. Октябрь-грязник - ни колеса, ни полоза не любит. В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт. Ноябрь - последний месяц живой воды.

Самуил Яковлевич Маршак Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку запомнил и ты. Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится зерно доброты

ПЬЕСА - произведение для театрального представления Самуил Яковлевич Маршак

Объясни: ПАДЧЕРИЦА – МАЧЕХА – НЕ ГНЕВАЙСЯ – ВАЛЕЖНИК – ЧТО ЕСТЬ МОЧИ – Придворная свита- Глашатый-

Подбери синонимы: СТУЖА – ВЫХОЛАЖИВАТЬ – ПОЛНО – Замок- Закон-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Проект Театральное путешествие по страницам пьесы С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

Проект предполагает поиск культурных взаимосвязей в работе над пьесой С.Маршака "Двенадцать месяцев"...

Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...



Цель урока:

1. Обобщить знания о жизни и творчестве

С.Я. Маршака.

2. Расширить представление о драме как роде литературы.

3. Развить навыки анализа текста.


С. Я. МАРШАК-

ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ДРАМАТУРГ, ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ.


СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки».





пьеса- литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. сказка

сказка

бытовая волшебная о животных



Власть не ведает законов.

Маленькая капризница желает издавать свои законы природы.

Продолжите ряд: своенравная избалованная…

По- ми- ло – вать … каз- нить…Напишу «казнить» - это короче.




Домашнее задание:

  • Подготовиться к домашнему сочинению

Добро и зло в пьесе С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев»


Подснежникам в марте пора просыпаться, Навстречу весне открывая глаза. Непросто в морозы им было дождаться, Когда посветлеет небес бирюза. Откроют они свои сонные глазки, Как только растает рыхлеющий лед, И вновь ручейки пропоют свои сказки, И птицы готовят блокноты для нот… С сайта http://www.inpearls.ru/ http://www.inpearls.ru/

Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив… М. Алигер




Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица все не так, как ни повернется все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.




Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница













Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, думает, огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое совсем еще мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики поодаль. И вдруг обернулся один старик самый высокий, бородатый, бровастый и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко: Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?


Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит: Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик: Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала! Не я выдумала, отвечает девочка, а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали.


А высокий старик опять обернулся и спрашивает: Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. В лесу останусь, говорит девочка. Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.




Погладил свою длинную бороду старик и говорит: Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. Ладно уж, проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. Ну, будь по-вашему, сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил: Не трещите, морозы, В заповедном бору, У сосны, у березы Не грызите кору! Полно вам воронье Замораживать, Человечье жилье Выхолаживать!




Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал: Теперь твой черед, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю.



Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!


Под ногами у нее мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка наглядеться не может. Что же ты стоишь? говорит ей Март. Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл.


Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи. Ну, что, спросили ее мачеха и сестра, уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку. Мачеха и сестра так и ахнули: Да где же ты их взяла? Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!




Да я больше ничего и не просила. Вот дура так дура! говорит сестра. В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного яблок да груш сладких, у другого земляники спелой, у третьего грибов беленьких, у четвертого свежих огурчиков! Умница, доченька! говорит мачеха. Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. Где им! отвечает дочка, а сама руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит: Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уже за дверью. Убежала в лес!


Идет по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, думает, до полянки добраться!» Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит. «Ох, думает мачехина дочка, и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!» И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек точно звездочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь- месяц посохом о землю. Ты кто такая? спрашивает. Откуда взялась? Из дому, отвечает мачехина дочка. Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам. Сестру твою мы знаем, говорит Январь-месяц, а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?



За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц орехов спелых. А Октябрь… Погоди, говорит Январь-месяц. Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду. Ишь, какой сердитый! говорит мачехина дочка. Да я не к тебе и пришла от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо. Нахмурился Январь-месяц. Ищи лета зимой! говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.


Испугалась мачехина дочка. Перестань! кричит. Хватит! Да где там! Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом. А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень! Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила



И был у нее, рассказывают, около дома сад да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! говорили люди. Кто знает может, так оно и было

Сказка «Двенадцать месяцев» - одноиз самых пленительных произведений классика детской литературы Самуила Маршака.

  • 3. По одной из версий о происхождении сюжета, повес ть была авторским переложением греческой народной сказки, хотя в повести Маршака действиеБогемия. Чехия происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII-XIX вв.
  • 4. По более правдоподобнойверсии - Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Её «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Н. Лескова.
  • 5. Маршак говорил:"...О первом прозаическом варианте "Двенадцать месяцев" могу сказать, что когда я писал сказку "12 месяцев" впрозе, я еще не знал сказки Немцовой, а только задолго дотого слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче. Только впоследствии мне стало известно о существовании сказки Немцовой.Еще дальше отошел я от богемской (или чешской) легенды в пьесе "Двенадцать месяцев"
  • 6. Но много писатель добавил от себя, поэтому эта сказочная история засияла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезнымипроблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. С. Маршак использовал в своей пьесе художественные детали.
  • 7. Сравним эти две сказки.Божена Немцова Самуил Маршак1. - Иди ты мне, Морушка, иди 1.Дочка. Ну что, отдохнула, обогрелась? принеси мне с горы (из леса) Надо тебе еще кое-куда сбегать. букет фиалок; я заложу их за Падчерица. Куда же это, далеко? пояс и буду их нюхать, - Старуха. Не так уж близко, да и так кричала она сестре. недалеко.- Ай, Боже, сестра моя милая, что Дочка. В лес! это тебе на ум пришло? Я никогда Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту не слыхивала, чтобы росли под много привезла, на неделю хватит. снегом фиалки! - убеждала ее Дочка. Да не за несчастная девушка. хворостом, а за подснежниками! Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками -в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено - так и
  • 8. Божена Немцова Самуил Маршак2. В сказке главную героину 2. На протяжении всей сказки авторзовут Моруша. называет главную героиню – Падчерица.3. Мачеха и сестра сами посылают Морушу в лес. 3. Появление нового персонажа – И не один раз. Сначала за Королевы, которая издает приказ фиалками, ягодами, а потом о подснежниках. за красными яблоками. 4 Обе быстро одеваются, переругиваясь.4. Небо трепещет, на земле Поторопилась! Собачью шубу буря, человека не видно. Утром выпросила! ждала их с завтраком, ждала и с обедом, но не дождалась ни Дочка. Вам собачья как раз к лицу! Елены, ни мачехи. Обе на Лаетесь, как собака! горе замерзли. Остались доброй Старуха. Сама ты собака! Моруше и хата, и коровка, и кусок Их голоса постепенно превращаются поля, нашелся к этому и хозяин, и в лай, и обе они, надев хорошо было им жить в покое. шубы, превращаются в собак. Старуха- в гладкую черную с
  • Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой, является одним из средств создания или раскрытия образа Подснежники, - в сказке они используются как завязка. Четырнадцатилетняя Королева издает приказ: обещает большую наградутому, кто принесет во дворец корзину подснежников.
  • 10. Колечко.
  • 11. Введя в пьесу историю маленькой Королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием.Пьеса-сказка тесно связана с фольклором. У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются их прекрасные человеческие качества.
  • 12. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы – Падчерицы. Не случайно, что встреча в лесу Королевы и Падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Сама природа активно помогает ей.Исключительного мастерства достигает Маршак в индивидуализации речи героев. Так, в речи Падчерицы чувствуется народнопоэтическая основа с ее напевностью, мелодичностью.
  • 13. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности.Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость - эти их качества делает поэт предметом сатирического изображения. Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека.
  • 14. Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях – со злостью, скрытностью, бесчеловечностью. Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым солдатом. Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках Королевы свои, а в еестремлении подчинить себе весь мир - свое стремление подчинить своим капризам родных и близких.
  • 15. В 1956 году на студии «Союзмультфильм »(Москва) был выпущен одноимённый мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации.