Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я - со вздохом признаюсь -
За ней ленивей волочусь.

В Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает , где он начал писать свои творения и где

Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с . Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Пушкин совершает очень важную перемену в художественном творчестве: он, как отметил Ю. М. Лотман, разрушает автономность художественного текста, размещая в одной эстетической плоскости и автора, и героя, и читателя. Такая слитность очевидна уже во второй строфе первой главы:

«Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель»). На страницах своего произведения образ автора занимает не просто важное место. Пушкинский автор рассказывает о себе, о своих творческих и иных пристрастиях; его «я» сказывается бесконечно разнообразным, как различны и формы авторского присутствия в тексте. Автор «Евгения Онегина» — творец, демиург, который создает особый художественный мир, созерцает, анализирует и комментирует его. В его отношении переплетаются легкая ирония и любовь к героям. Для него характерна органичная связь со своим творением и определенная дистанцированность от него. Автор выступает как действующее лицо романа в стихах. Он предстает как поэт, живущий в определенную эпоху, он современник Онегина, погруженный в то же культурное окружение, что и главный герой. И он, кроме того, просто «приятель» Онегина; их сближают образ жизни, бытовые привычки, душевные пристрастия, литературные вкусы. Каждый из этих авторских ликов подвижен, не раскрыт изначально во всем его объеме, содержит в себе потенциал духовного изменения. Степень авторского непосредственного присутствия в тексте непостоянна, она максимальна в первой главе. Именно здесь автор больше всего говорит о себе. Это и буквальное слово о фактах своей жизни, и определенное стилевое самовыражение. В авторе, говорящем вначале об Онегине, а затем о себе, мы узнаем романтического поэта, но это, кроме того, русский поэт первой четверти XIX века.

В его восторженных словах о театре, об актрисах («моих богинях») — то возвышение театра, которое было характерной чертой эпохи. «Литературные и театральные воспоминания» С. Т. Аксакова, созданные позже, но описывающие именно первые десятилетия XIX века, запечатлели атмосферу почти всеобщего театрального энтузиазма. В «Евгении Онегине» театр — «волшебный край», и духовно-творческая биография автора от него неотделима. В романе в стихах авторское слово сближает имена, нередко предполагавшие полемику, означавшие различные тенденции в русской культуре. Но благодаря тому что автор в романе пребывает и внутри изображаемого мира, и одновременно чуть приподнимается над ним, он может увидеть, что противоборство и даже противоположность преходящи; культуре равно необходимы и Фонвизин, и Княжнин, и Озеров, и Катенин, и «колкий Шаховской» (I, XVIII). Он принимает разные традиции, не противопоставляя их друг другу, не располагая в иерархическом порядке. Автор дает знать, что современный ему русский театр — живое воплощение явлений отечественной культуры рубежа ХVIII—XIX веков.

«Мои богини» — это женщины, актрисы, вызывающие восхищение, но это и богини, творящие особый игровой мир, где каждому дана возможность довоплотиться, реализовать скрытую часть своего «я». Это уже создает определенную почву для того, чтобы понять Онегина, скрывающегося за своеобразными масками. Одна из них — «театра злой законодатель», «почетный гражданин кулис». В тексте все время обнаруживаются потенциальные точки сближения автора и героя. Еще до того как автор скажет о своей симпатии к Онегину, читатель может догадаться, что они вышли из единого культурно-бытового контекста, оба принадлежат к светской «золотой молодежи»; это не предопределяет духовную родственность, но создает предпосылки для понимания. И тогда мы можем допустить, что строфы, повествующие об Онегине в театре, несут некую двойственность, их нельзя воспринять как ироническую характеристику героя. Онегин, наводящий «двойной лорнет» «на ложи незнакомых дам», «в большом рассеянье» взглянувший на сцену, покидающий театр, не дожидаясь конца спектакля, вовсе не сводим к светскому денди, скучающему везде и всегда. Можно вспомнить более раннюю строку:

Онегин полетел к театру...

Автор на страницах романа не только театрал, но также (и прежде всего) поэт. Пушкин счел возможным включить в текст некоторые отсылки к своему биографическому опыту. Такова и строфа первой главы, где поэт признается в своей тоске по свободе, в желании покинуть родные края, ассоциирующиеся со «скучным брегом». Первая глава романа пишется на юге, в Кишиневе, где Пушкин находится в ссылке; он действительно вынашивал в это время план бегства за границу. И все же текст не замыкается только на личном опыте поэта. Автор в первой главе «Евгения Онегине» — это и романтический поэт как таковой: поиск свободы, бегство, оборачивающееся скитальчеством, воспоминание о прежней безумной любви, охлаждение души — устойчивые романтические мотивы. А вместе с тем автор — живой, непосредственный, иронизирующий, не склонный к серьезной исповедальности человек. Он легко переходит от искреннего серьезного слова к самоиронии, но и ее смягчает, побуждая читателя не доверяться целиком и безоглядно чужому мнению, чужой оценке.

Уже в первой главе за видимым пластом авторского сознания есть другой, скрытый, и он достаточно глубок. Автор не закрывает от него потаенных смыслов своего видения жизни, не оскорбляет читателя недоверием и высокомерием. Он просто не считает возможным и нужным все рассказывать, целиком обнажать свой жизненный и творческий запас. Последние строфы главы дают знать, что перед нами не столько одаренный романтический поэт, каких, в сущности, немало, а поэт особый. Он, конечно, может быть, как «все поэты, Любви мечтательной друзья», он также испытал «любви безумную тревогу», но отношения любви и вдохновения, жизни и творчества у него более сложны, непредсказуемы и в силу этого более полны, неумещаемы в каноны романтической эстетики.

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум,

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

На первый взгляд любовь и свобода последовательно и однозначно сменяют друг друга. Но связь между ними не жесткая, а факультативная.

В первой главе «Онегина» не столько намечена эволюция автора-поэта, преодолевающего романтическое умонастроение, сколько обозначена духовная самостоятельность его пути, бесконечно развивающегося, открытого для обновления и в то же время не означающего отречения от прежних ценностей и творческих настроений.

В последней строфе находим строки:

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Здесь сформулирован творческий принцип, чрезвычайно важный для Пушкина. Соединив в первой главе многообразие стилей и многообразие жизненных явлений (об этом можно прочитать в работах С. Г. Бочарова, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана), автор романа в стихах привносит в поэтический текст принцип противоречий, замеченный им в действительности. Он придает тексту открытость, которую нашел в самой жизни. Возникает определенное уподобление бесконечно развивающейся поэзии неостановимости бытия; это делает поэта независимым от конкретной реальности: он руководствуется своими творческими интересами, исходит из своего духовного развития, из собственных открытий. Освоив противоречия и многоликость бытия, автор уже не хочет, как прежде, посвящать себе многие строфы своего романа. В последующих главах он уступает романное пространство своим персонажам, хотя это и не означает, что автор уходит из текста: меняются формы его присутствия.

Говоривший сначала довольно много о себе, автор, начиная со второй главы, как бы скрывается, «прячется» за своими героями, давая им свободу самопроявления. Течение самой жизни и постижение ее для него, Поэта, представляет большую ценность, чем самокомментарий. И все же автор не вовсе уходит из текста. Мы найдем немало строф, где он по-прежнему говорит о себе; однако можно заметить, что это размышления уже не столько о его частной (биографической) жизни, включающей в себя и культурные привычки и пристрастия, сколько о творчестве.

Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин»

Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.

Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.

Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №7.

г. Мончегорск

Аннотация стр. 3

Введение стр. 4

1. История создания стр. 5

Онегин – добрый мой приятель стр. 7

2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни

поэта стр. 7

2.2. Лирические отступления об обучении и о воспитании стр. 8

2.3. Любовь к родине, природе стр. 9

2.4. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве стр.10

2.5. Лирические отступления, навеянные весной;

прощание с юностью стр.11

2.6. Заключительные лирические отступления: прощание с читателями,

с героями романа стр.12

3. Духовный мир, мир мыслей, переживанийстр.14

3.1. Характеристика романа стр.14

3.2. Характеристика Байрона и западноевропейского романа стр.15

Заключение стр.15

Список литературы стр.16

АННОТАЦИЯ.

Задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. собрать материал, раскрывающий взгляды автора на описываемую эпоху, культуру, язык и т.д.

Мотивация:

обращение к теме «Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вызвано тем, что Пушкин всегда современен; его произведения дают ответы на многие вопросы. Пушкин- это национальное достояние. Не знать Пушкина - не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.

ВВЕДЕНИЕ.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах – поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума» в ранних поэмах – певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-1824, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в селе Михайловское (1824-1826). Легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) воссоздает образ жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие ведущие проблемы русской литературы 19 века.

У каждого из нас свой Пушкин. Для кого-то Пушкин – сказочник, для кого-то Пушкин – лирик, прозаик, а для меня он создатель бессмертного «Евгения Онегина».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

«Онегин - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен в статье «О развитии революционных идей в России». И он, безусловно, прав.

Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. К 1822 году относятся наброски незаконченной элегии Таврида», отдельные стихи которой вошли в роман. А еще раньше, в 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.

Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал). Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина». Скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавици-бесприданници. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин». Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы. За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и России, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.

Онегин - добрый мой приятель.

2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта.1

Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати, все поэты – «Любви мечтательной друзья». Поэт без любви жить не может. Прослеживая жизнь Пушкина, можно увидеть, что он любил, и любил не один раз2. И, как и все он добивался этой любви. Поэзия и жизнь Пушкина переплетаются. Они писал стихи своим любимым девушкам. В своём романе Пушкин связывает, как уже было сказано, любовь и поэзию:

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм,; он тем удвоил

PAGE_BREAK--

Поэзии священный бред…

Его роман, как мы поняли, прочитав его, становится романом- дневником, где он выливает самое сокровенное (естественно в стихах). Здесь же автор сам позволяет заметить, что он и главный герой его романа - Евгений Онегин - похожи. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал и не каждому открывался». Вот как говорила Анна Керн о Пушкине: «Сам он почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их и в этом был сыном своего века, про который сам же сказал, что «чувство было дико и смешно».3Любовь для автора и Татьяны - огромная, напряжённая духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а флирт4и для автора, как он сам позволяет заметить. Истинное чувство он познаёт только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий.

Люблю я бешеную младость…

Перейдём к героям. Друг Онегина – Ленский: «…наиболее странное и смешное в глазах света существо…»5Он приводит Онегина в дом к Лариным и знакомит его со своей будущей женой- Ольгой. И здесь Онегин делает первую ошибку:

Скажи, которая Татьяна?

Почему он спрашивает про Татьяну, если приехал знакомиться с Ольгой? Именно здесь начинается завязываться любовный сюжет романа. Татьяна посылает любовное письмо Евгению. Онегин же, как хорошо воспитанный человек дворянского общества и как романтик (в какой-то степени), выдерживает паузу, не приходит в дом к Татьяне. Но все же. Письмом он тронут, но не поддерживает «романтическую игру», понимая «тоску неопытной души». Он готов любить Татьяну, но лишь «любовью брата» и не более того. Многие видят в Онегине холодного эгоиста, а многие считают, что Пушкин сам хотел нам показать Онегина именно таким.

Сюжет 3-5 глав повторяется в 8 главе. Только теперь письмо пишет не Татьяна, а Евгений. Кульминация здесь заменяет развязку; финал остаётся открытым; читатель и автор расстаются с Онегиным на крутом переломе его судьбы.

Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами российской жизни и с людьми 1820-х годов. Впрочем, Пушкину этого мало: он хочет, что бы его герой был в той же мере «условным», литературным персонажем, с какой производил впечатление героя, «списанного» с реальности. Именно по этому Пушкин дал герою такое литературное имя и такую литературно-вымышленную фамилию.

Автор относится к своему главному герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается углубить образ Ленского, в отличие от Онегина. Но в этом то и дело: автор исключает любую окончательность романа. Ленский ранен на дуэли в грудь, его жизнь оборвалась. Но где-то в подтексте видна мысль автора: стань Владимир «героем», он сохранил бы свой помещичий дух, простой и здоровый; сделайся он уездным помещиком - всё равно не утратил бы «поэтический пыл души». Только смерть способна прервать это.

Знакомя читателя с Татьяной, автор замечает, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня тесно связана с миром провинциальной (деревенской) жизни, как это показывает нам сам автор.6Во-первых, это имя, как подчёркивает сам автор, имеет узнаваемую литературную «рифму»- Светлана- героиня одноимённого рома Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Ларина, на первый взгляд кажущаяся простой, провинциальной, так же вполне литературна, происходит от образа: Лар. Будучи уездной провинциальной барышней, она читала много романов. Именно оттуда она почерпнула образ «молодого тирана» Онегина, его таинственно романтические черты. И ведь именно литературного Онегина она полюбила, именно «литературному» Онегину она послала письмо, ожидая от него литературной же реакции, такой, про которую она читала в романах.

После отъезда Онегина в Петербург Татьяна попадает в его кабинет. Те книги, которые читал Онегин, Татьяна тоже пыталась читать, но, глядя на них взглядом Онегина, пыталась понять его через книги, внимательно следила за отметками на полях. И тут позиция автора полностью сближается с позицией Татьяны: он – «не создание ада или небес», а, может, лишь пародия «на свою среду обитания». И здесь происходит то, что, на мой взгляд, должно было произойти: Татьяна становится полной противоположностью Онегина.

На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, вышла замуж, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. Но, в романе есть ещё один персонаж, который меняется вместе с Татьяной на глазах учитатель - автор. Это окончательно сближает его с Татьяной. И это объясняет особенно тёплую, лично заинтересованную в судьбе героини интонацию рассказа о ней.

2.2. Лирические отступления об обучении и воспитании.

К ним примыкает философское отступление.7

«Все мы учились понемногу

Чему- нибудь и как- нибудь».

Пушкин учился в лицее. В «Евгении Онегине» он тоже упоминает те годы обучения, вспоминает своих старых друзей.8В самом начале 1 главы, как признаётся автор, «пестрит инопланетными словами».9

«А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Инопланетными словами»

Он привык к ним. А так ли это на самом деле?

Когда мы начинаем читать последующие главы, мы видим, что Пушкину вовсе не нужны инопланетные слова. Он прекрасно обходится без них. Автор умеет говорить по-русски блестяще, остроумно и богато. Чего нельзя сказать о его главном герое. Онегин очень часто использует французский и английский языки. Да еще при этом так, что было очень трудно понять, где его родной язык.

Это высказывание: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» относятся и к Онегину. Разве мог человек, который так учился, говорить с приятелем на исторические темы, задаваться философскими вопросами и чтением литературных, зарубежных книг? Конечно же, нет. Значит, автор дает нам понять, что Онегин неплохо образован, как и он сам.

5 строфа 1 главы, весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, но затем в 8 строфе этой же главы делается вывод, что Онегин знает не так уж и мало. Читая 1 главу, мы сравниваем Онегина с выдающимися личностями того времени: с самим Пушкиным, Чаадаевым и Кавериным. Ему не доступны те знания, которые доступны были им, не доступны их таланты и умения. Онегин был «ниже» их, намного «ниже», но гораздо «выше» среднего человека своего круга – это и не прощает ему его круг.

От этого он бежит, скрывается в деревне, которую он получил в наследство от своего дяди.

2.3. Любовь к родине, природе. 10

Когда Онегин приехал в деревню, всё ему казалось интересным:

Два дня ему казались новы

Уединённые поля

Прохлада сумрачной дубравы

Журчанье тихого ручья…

Но уже через несколько дней его отношение к деревенской жизни изменилось:

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне та же скука…

Про какую скуку говорит автор? Разве может быть скучно там, куда ты переехал только что, не успев даже разобраться в новой жизни, привыкнуть к ней? Онегин увидел в том обществе, в новом для него провинциальном обществе то же самое, что он видел в дворянском Петербурге. После не столь долгого пребывания Онегина в деревне он не мог себя чем-либо занять: Онегин пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). В библиотеке Онегина было много книг, но он читал лишь несколько из них:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье не любил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана,

Да с ним еще два три романа…

Но если автор говорит об Онегине и Байроне, как бы связывая их, значит, он читал Байрона и знаком с его творчеством. Здесь, как замечает сам автор, они с Онегиным похожи. Но есть у них одно немаловажное различие: автор, как сам говорит:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Значит, деревня была ему ближе каких-либо других мест. Это можно проследить даже по биографии Пушкина: он несколько раз был в селе Михайловское. Именно там были написаны его самые известные произведения и много стихотворений: «Зимний вечер», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), которое было посвящено Анне Керн. В романе тоже есть несколько строк, которые Пушкин посвятил Анне; вот что она пишет в своих записках: «Вот те места в 8 главе «Онегина», которые относятся к его воспоминаниям о нашей встрече у Олененых:

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал,

К хозяйке дама приближалась…

За нею важный генерал.

Она была не тороплива,

Не холодна, не горделива,

Без взора наглого для всех,

Без притязанья на успех…11

Но не Онегину. Ему было скучно в деревне, он от скуки заменил барщину лёгким оброком:

«Ярём он барщины старинной

Оброком лёгким заменил»…

Все соседи Евгения смотрели на него искоса, и через некоторое время перестали с ним общаться вовсе. Здесь автор не даёт никакой оценки своему герою, и никак не поддерживает его, как это было обычно. Но Онегина утомляла на только жизнь в деревне.

Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве.12

Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:

…Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, косясь, наводит

На ложи незнакомых дам;…

Раскланялся потом на сцену

В большом рассеянье взглянул-

Отворотился и зевнул

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…13

Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а «только лишь охладила его к бесплодным страстям».14Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - «волшебный край», о котором он упоминает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина;…

Летит, как пух от уст Эола…15

Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: «Труд упорный ему был тошен…» Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.

Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:16

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.

Лирические отступления, навеянные весной17; прощание с юностью.18

Как уже говорилось, роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года. Тогда Пушкину было всего лишь 24 года; тогда он был молод, полон сил. Но человек взрослеет, меняется. Это не могло не отразиться на «Евгении Онегине». Роман был написан с очень верной характеристикой самого автора:

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц лёгких вдохновенье,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет…

Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где вечная к ней рифма- младость?

Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого «он убил 8 лет в свете»- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: « 16 не больше лет». Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 –летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Это ещё одно различие автора с главным героем.

Весной, когда Пушкин пишет 7 главу «Евгения Онегина», он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:

Или с природой оживлённой

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Заключительные лирические отступления: прощание с читателями, с героями романа.19

Роман был так же резко закончен, как и начат. Как уже упоминалось раньше, Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями; Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы:

…И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы его оставим,

Надолго… Навсегда…

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче, как приятель.

3. – Духовный мир, мир мыслей, переживаний.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

3.1. Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

3.2.Характеристика Байрона и западноевропейского романа.20

Евгений Онегин после не столь долгого пребывания в деревне не мог себя чем-либо занять: он пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). Пушкин тоже читал Байрона. И, как замечают многие критики, роман «Евгений Онегин» похож на большинство романов Байрона. Они оба в романе обращаются к читателю, к самому себе, не боятся изображать действительность такой, какая она есть на самом деле. Но Пушкин не старается подражать Байрону напрямую, он вообще не старался специально подражать Байрону. У них совершенно разные языки общения. Известный критик Белинский сказал о романе так: «И за то «Онегин» в высшей степени оригинальное и национально – русое произведение». Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды...» Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

Пушкин показал в своём романе не только жизнь и быт столичного и провинциального дворянства, но и нарисовал широкий историко-культурный фон;

Он сумел расширить географический фон своего романа: Москва, Петербург, Деревня (средняя полоса России), Одесса, Молдова, Крым, Кавказ.

Пушкин является полноправным героем романа, как и Татьяна, и Онегин, и Ленский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Белинский В.Г. Избранные статьи. Л., Лениздат, 1979, 216 с.

Керн (Маркова- Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка (Сост., вступ. ст. и прим. А.М. Гордина.) М.: Правда, 1989.- 480 с., 8 л. ил.

Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина.- М.: Сов. Россия, 1988. – 416 с., 8 ил.

Марацман В.Г. Роман А.С. Пушкина в школьном изучении. Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10 томах, тт. 4 и 5 Гослитиздат, М. 1960.

Большой справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. Сост. В.Ф. Чертов.- М.: Дрофа 2004.- 432с. – (Большой справочник для школьников и поступающих в вузы).

Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. Изд. 3. Том 11 Язык и литература 480 стр. с ил. и карт.

Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. А.Н. Архангельский, Э.Л. Безносов, В.А. Воропаев и др. – М.: Дрофа 2000. – 464 с.

Русская литература. XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, И.Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2001- 720 с.

Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- Составление, комментарии Л.А. Сугай.- М.: «Рипол Классик», 1988.- 768с.

Писатели всегда стремились к реальному изображению русской жизни; но в этих изображениях до поры до времени не хватало художественности, свободного творчества. Пушкин привнёс в русскую литературу красоту, мощное эстетическое начало; художественно изображая русскую действительность, он в то же время, прочно встал на позиции глубокого реализма.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — произведение историческое, философское, это роман-жизнь. Картины русского общества, изображенные в романе – это важнейший материал для анализа эпохи, характеров, нравов, традиций.

«Евгений Онегин» — один из самых самобытных романов в русской литературе. И Пушкин, безусловно, это понимал. До него романы писались в прозе, потому как именно жанр «проза» больше подходит для обрисовки деталей жизни, да и для показа её в целом. В стихотворном жанре по-другому. Когда автор пишет стихи, он невольно раскрывает свой внутренний мир, показывает своё «я», отображает жизнь сквозь призму собственных представлений.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картину своей эпохи и не отделяет её от себя. В романе живут, любят, страдают придуманные герои, но они почти неотделимы от автора. Рассказ об их жизни — это дневник авторской души.

Новаторским решением Пушкина стало появление в романе необычного образа, образа автора. И поиски соотношений этого образа с образами героев.

Роман называется «Евгений Онегин», естественно предположить, что одним из главных героев романа является одноименный персонаж. Читая строку за строкой, мы понимаем, что наряду с ним, автор в романе тоже играет полноценную роль. Автор незримо присутствует там, где его герои. Он – не бездушный речевой повествователь; это мы можем заметить и по лирическим отступлениям, и по основной сюжетной линии. Автор постоянно вторгается в поле повествования, рассуждает на различные темы, создаёт определенное настроение, уточняет детали. Нам с автором лучше, он — связующее звено между героями и нами.

Особые отношения у автора с Евгением Онегиным. Автор старше Онегина, он «уже давно… не грешит». Они в чём-то похожи. Оба – дворянского сословия. Оба в совершенстве владеют французским языком. Круг чтения Онегина – Байрон, Метьюрин. Но ведь это же самое читал и сам Пушкин!

Произведение Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» — излюбленная книга Онегина. Пушкин и его современники также зачитывались ей. Чайльд-гарольдовская тоска, уныние, разочарование даже «копировались» некоторыми представителями высшего света; маска скучающего человека была популярна.

Что касается Метьюрина — то его романом «Мельмот-скиталец» интересовались и Онегин и Пушкин.

На этом этапе мы сделаем лирическое отступление и скажем, что в романе мы не отождествляем автора с Александром Сергеевичем Пушкиным. Пушкин и автор (речевой повествователь в романе) — не одно лицо. Хотя биографии их отчасти совпадают.

Литератор А.Тархов замечает, что существование двух «я», (некоего автора и реального поэта Пушкина), — одна из главных интриг (противоречий) «свободного романа» «Евгений Онегин».

Возвратимся же к нашим героям. Как относится автор к Евгению Онегину? С иронией, но нельзя не заметить, что и с нескрываемой симпатией тоже. Хотя…

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной»

Сходство героев присутствует в воспитании и образовании. Автор, с иронией замечает:

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».

В чём ещё похожи, а в чём разнятся Онегин и автор?

Им обоим знакомы берега Невы. Онегин пробовал было взяться за перо, «но труд упорный ему был тошен», автор – не такой. Он принадлежит к «задорному цеху» писателей.

Для Онегина театр и балет – это не храмы искусства, где рождаются красота и эмоции, это место для флирта, романов, воздыханий.

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».

«Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».

Разница же между типажами прослеживается и в том, что Онегин замечал «что и в деревне скука та же», а автор «был рожден… для деревенской тишины».

Образ Онегина в романе не статичен, он претерпевает изменения. Именно в то время, когда Онегин испытывает истинную разочарованность, автор сближается с «добрым приятелем» Онегиным, пытается развить в нём творческое начало, научить писать стихи. Но эта попытка не увенчалась успехом, ибо «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

По мере развития сюжета мы видим, что мировоззрение автора и Онегина меняется. Онегин многое понял, многое прочувствовал. Другим стал и автор. Онегин в финале романа более лоялен и понятен; таковой он ближе автору.

Как сложится дальнейшая жизнь Евгения? Хотелось бы надеяться, что успешно. Положительные задатки у Евгения есть. Проблема вот только заключается в разрыве между потенциальными возможностями Онегина и той ролью, которую он для себя выбрал в обществе.

Заключение

В романе «Евгений Онегин» выступает тот же чудный образ «откликнувшегося поэта». Автор в романе – это не Пушкин, это самостоятельный герой, полноправный участник событий. Автор и Онегин во многом схожи. Они задумываются о жизни, критически относятся ко многим вещам, им свойственен напряжённый поиск цели в жизни. Они выше той толпы, которая их окружает. Но, вместе с тем, они разные. Автор относится к Евгению иронично, но с явной симпатией. Разность во взглядах этих двух типажей установлена ещё в первой главе. То есть точки над i расставлены в самом начале.

Автор, которого Пушкин мудро сделал героем романа, откровенничает с нами, даёт нужные пояснения. Благодаря автору мы лучше понимаем образ Онегина, образы других героев произведения, лучше разбираемся в сюжетной линии романа.