Школьная программа изучения правил дорожного движения. Рабочая программа по пдд

Игровая программа по правилам дорожного движения (ПДД)

“Я, шагаю по улице” для 1-4 классов

Цели: закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки.

Участники игры: две команды (1-4 классы).

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

3.Игра “Три огонька светофора”

5.Конкурс – капитанов “Эстафета водителей”

6.Игра “Нарисуй знаки”

7.Игра со зрителями “Перекрёсток загадок”

8.Игра “Собери знаки”

9.Игра “Весёлый светофор”

10.Игра “Велосипедист”

11.Подведение итогов

12.Награждение

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались здесь вспомнить правила дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
А чтобы из вас никто, не устал, мы наше занятие проведём в форме игры. Для этого вам надо разделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. За нарушение дисциплины один жетон снимается. У кого жетонов останется больше, тот и выиграет.

1. Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

2.Викторина “Зелёный огонёк”

- Как называется дорожка для пешеходов?

Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Где можно переходить улицу?

Можно ли играть на мостовой?

Как нужно идти по тротуару?

Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?

Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?

Где можно кататься на велосипеде?

Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.

3.Игра Три огонька светофора

Командам раздаются самодельные светофорики.

Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы своими светофориками показывайте нужный свет.

1. Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора.

Бурлит в движении мостовая-

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешехода свет?

Правильно! Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт.

2. Особый свет – предупрежденье!

Сигнала ждите для движенья.

Скажите правильный ответ:

Какой горит при этом свет?

Правильно! Жёлтый свет – предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

3. Иди вперёд! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

4.Игра “Разрешается – запрещается”

Играть на мостовой…(запрещается)

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Идти толпой по тротуару…(разрешается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

5.Конкурс – капитанов “Эстафета-водителей”

Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.

Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.

6.Нарисуй знаки

Играющим предлагается за определённое время нарисовать знаки дорожного движения.

Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует за определённое время знаки, но и объяснит их.

7.Игра со зрителями (болельщиками) “Перекрёсток загадок”

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Не летает, не жужжит -
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни -
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)

Вдаль бежит - не тужит,С ножками дружит.

(Улица)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.

(Комбайн)

Четыре братца бегут -
Друг друга не догонят.
(Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…

(Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…

(Переход).

Автомульти

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

На чём ехал Емеля к царю во дворец?

(На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?

(Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?

(Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

(Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

(В карету )

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

Личный транспорт Бабы – Яги?

(Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?

(Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен?

(На ядре)

На чём катался Кай?(На санках)

Зрители (,болельщики) могут отдать заработанные жетоны команде, за которую болеют.

8.Игра “Составь знак”

Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

9.Игра “Весёлый светофор”

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Светофор.

Команды играющих располагаются друг за другом. Дети по одному подходят к линии (5 шагов), берут в руки мяч и стараются попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:

Зелёный – 1 очко;

Жёлтый – 2 очка;

Красный – 3 очка.

Побеждает та команда, у которой большее количество очков.

10.Игра Велосипедист

Участвует две команды. У каждой команды игровое поле3 х 3, разделённое на 9 пронумерованных секторов. Команды по очереди выбирают сектор и получают от ведущего вопросы, касающиеся правил езды на велосипеде. Если дан правильный ответ, то сектор переворачивается, а на обратной стороне поля нарисован велосипедист (т.е. при правильном ответе появляется часть рисунка). Побеждает та команда, которая быстрее на игровом поле соберёт велосипедиста.

Варианты вопросов :

С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет )

Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде?

(Тормоза )

На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжой части?

(1м )

Игрокам показывается знак “Велосипедная дорожка”, они должны назвать знак и объяснить, что он означает.

Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).

Какой знак запрещает движение велосипеда?

Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да )

Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой )

Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да )

Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет )

Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, дажена велосипеде).

11.Подведение итогов

12.Награждение

1-4 классы

Знакомство обучающихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, с трамвайными путями, загородная дорога.
Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Обучающиеся должны знать:
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
правила езды на велосипеде.
Учащиеся должны уметь:

безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе;

определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.

5 – 7 классы

Причины и условия, способствующие возникновению ДТП. От вредных привычек к трагедии на дороге. Поведение участников и очевидцев ДТП.
Основные понятия и термины Правил дорожного движения. Элементы дороги. Дороги в городе и сельской местности. Дорожные знаки и знаки дополнительной информации. Дорожная разметка проезжей части дорог и улиц. Двустороннее и одностороннее движение.
Перекрестки и их виды. Сигналы светофора с дополнительной секцией. Правила движения пешеходов и безопасного поведения на проезжей части дороги.
Движение транспортных средств. Движение по сельским дорогам.
Устройство велосипеда и мопеда. Движение на велосипеде и мопеде. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мопеде.
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила перевозки детей и подростков на транспортных средствах.
Правила поведения на железной дороге. Правила поведения на посадочных площадках и транспорте.
Оказание первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).

Обучающиеся должны знать:
дорожные знаки;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила движения индивидуально, группами и в колоннах;
правила езды на велосипеде и мопеде;
правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мопеде;

Обучающиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).

8 – 11 классы

В старших классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений Правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров.

История создания правил дорожного движения и дорожных знаков. История автотранспорта и меры по обеспечению технической безопасности. Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Движение на велосипеде группами. Велоэстафета.
Движение пешеходов группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере. Правила перевозки грузов. Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях.
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах.
Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

Обучающиеся должны знать:
дорожные знаки и знаки дополнительной информации;
правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила поведения участников дорожного движения;
устройство велосипеда, мопеда;
правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере;
правила перевозки груза;
правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия.

Обучающиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
передвигаться в группе, в колонне;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах)

Тематическое планирование


1 класс

1. Дорога в школу и домой
2. Наша улица. Село, деревня, где мы живем
3. Движение пешеходов по улицам и дорогам
4. Общие правила перехода улиц и дорог
5. Дорожные знаки
6. Где можно играть?
7. Мы – пассажиры
8. Сигналы (жесты) регулировщика.
9. А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?
10. Решение задач по ПДД

2 класс

1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Повторение ПДД
2. Наземный транспорт
3. Обязанности пассажиров. Общественный транспорт
4. Элементы улиц и дорог
5. Движение пешеходов по улицам и дорогам
7. Дорожные знаки
8. Регулирование дорожного движения.

9. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

10. Решение задач по ПДД

3 класс

1. Введение. Причины дорожно – транспортного травматизма
2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка
3. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы светофоров и их значение
4. Сигналы для регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика и их значение
5. Дорожные знаки и их группы
6. Правила перехода улиц и дорог
7. Тормозной путь транспортных средств
8. Правила езды на велосипеде
9. Как вести себя на улице и загородном шоссе
10. Решение задач по ПДД

4 класс

1. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах
2. Светофор и дорожные знаки
3. Типы перекрестков 1
4. Правила перехода проезжей части дороги
5. Остановочный и тормозной путь автомобиля
6. Правила перехода железной дороги
7. Правила езды на велосипеде
8. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте
9. Экскурсия «Я – пешеход»
10. Решение задач по ПДД

5 класс

1. Улицы движение в нашем селе
3. Правила пользование транспортом
4. Основные понятия и термины ПДД
5. Элементы улиц и дорог
6. От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге
7. Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги
8. Где можно и где нельзя играть. Мы пассажиры. Правила езды на велосипеде
9. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами
10. Решение задач по ПДД

6 класс

1. Правила дорожного движения и их история
2. Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные ловушки»
4. Дорога, элементы дороги. Перекрестки
5. Знаки для пешеходов и водителей
6. Труд водителя
7. Правила дорожного движения для велосипедистов

8. Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм)
9. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.
10. Решение задач по ПДД

7 класс
1.Автомобильный транспорт в России

2. Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

3. Дорожные знаки.

4. На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

5. Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

6. Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

7. Железная дорога- источник повышенной опасности.

8. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

9. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

10. Решение задач по ПДД

8 класс

1. Улицы и движение в населенном пункте
2. Дорожные знаки и дополнительные средства информации
3. Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД
4. Обязанности пешеходов
5. Элементы улиц и дорог
6. Пешеходные переходы
7. Приоритет движения транспортных средств
8. Правила перевозки людей.
9. Проезд железнодорожных переездов.
10. Оказание первой доврачебной помощи
при дорожно-транспортном происшествии

9 класс

1. Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД

2. Опасные ситуации по вине водителей.
4. Дорога, элементы дороги. Перекрестки. Знаки для пешеходов и водителей. Разметка проезжей части улиц и дорог
5. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
7. Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные ловушки»
9. По улицам города. Практическое занятие с сотрудниками ДПС
10. Решение задач по ПДД

10 класс

1. История дорожных знаков
3. Ответственность за нарушение ПДД
5. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами
6. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Предупредительные знаки водителей.
8. Поведение участников и очевидцев ДТП. Оказание первой медицинской помощи при ДТП
9. Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения.
10. Решение задач по ПДД

11 класс
1. История дорожных знаков
2. История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения
3. Ответственность за нарушение ПДД
4. Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах
5. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
6. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Предупредительные знаки водителей.
7. Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере. Правила перевозки грузов. Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях.
8. Поведение участников и очевидцев ДТП. Оказание первой медицинской помощи при ДТП
9. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.
10. Решение задач по ПДД

Приложение 1

Примерный план работы классного руководителя

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Мероприятия

Ответственные

Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе

Ежемесячно

Классный руководитель

Проведение на родительском собрании беседы “Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге”

1 раз в полугодие

Классный руководитель

Организация практических занятий на школьной площадке, в детском автогородке

Сентябрь.

Классный руководитель

Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения

В течение года

Классный руководитель,

Проведение бесед-“минуток” по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке)

В течение года

Классный руководитель

Участие в проведении “Недели безопасности” (по плану школы)

Сентябрь,

Классный руководитель,

Совет отряда

Приложение 2

Литература

Для учащихся:

Для учителя:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации
2. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Методическое пособие - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007
3. Методические рекомендации: для органов управления образования и образовательных учреждений - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
4. Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.
5. Рыбин А.Л.Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей,М: «Просвещение»,2008.
6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения, М: «Глобус».

Приложение 3

Вопросы итогового контроля знаний учащихся 1 класса
1. Назови участников дорожного движения.
2. Назови части дороги.
3. Как называется место, где пересекаются улицы.
4. Какие бывают пешеходные переходы?
5. Расскажи свой путь «Дом – школа».
6. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
7. Что такое зебра?
8. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
9. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
10. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы, дороги?
11. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
12. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах?
13. Где должны ходить пешеходы?
14. Какие дорожные знаки тебе известны?
15. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку

Вопросы итогового контроля знаний учащихся 2 класса
1. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
2. Назови части дороги.
3. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой...»
4. Как называют место, где пересекаются улицы?
5. Назови типы перекрестков.
6. Какие бывают пешеходные переходы?
7. Расскажи свой путь «Дом - школа».
8. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
9. Где следует ожидать общественный транспорт?
10. Расскажи о правилах посадки в общественный транспорт.
11. Расскажи о правилах выхода из общественного транспорта.
12. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (трол¬лейбуса, трамвая)?
13. Что такое «зебра»?
14. Что такое «островок безопасности»?
15. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
16. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
17. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги)?
18. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
19. Где должны ходить пешеходы?
20. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
21. Какие дорожные знаки тебе известны?
22. Что влияет па выбор безопасного пути к другу, в магазин, киноте¬атр, библиотеку, на спортивную площадку?

Вопросы итогового контроля знаний учащихся 3 класса
1. Почему нельзя выходить на дорогу или улицу из-за стоящей машины, кустов, каких-либо сооружений?
2. В какой последовательности располагаются сигналы светофора?
3. Что изображено на пешеходном светофоре?
4. что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток?
5. На какой светофор надо смотреть при переходе перекрестка?
6. Какая опасность может быть, если стоять на повороте перекрестка у края проезжей части дороги?
7. Куда надо смотреть при переходе проезжей части дороги?
8. Что такое остановочный и тормозной путь7
9. От чего зависит длина тормозного пути?
10. Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде?
11. Как правильно переходить железно дорожный переезд?
12. До какого возраста велосипедист не должен выезжать на улицы и дороги?
13. Чего нельзя делать, катаясь на велосипеде?
14. Как правильно переходить дорогу после высадки из маршрутного транспорта?
15. С какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье автомобиля?
16. Может ли водитель сразу остановить автомобиль, увидев на своем пути пешехода?
17. Что такое культура поведения на улицах, дорогах, в транспорте?

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения правил дорожного движения ученик должен знать/понимать:
1. Где должны ходить пешеходы.
2. Почему нельзя ходить на проезжей части.
3. Части улиц и дорог.
4. Как надо переходить улицу.
5. Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
6. Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
7. Как надо пересекать перекресток.
8. Свой путь в школу и обратно.
9. О переходе улицы группой.
10. Места ожидания общественного транспорта.
11. Правила поведения в общественном транспорте.
12. Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
13. Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
14. Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
15. Для чего служит пешеходная дорожка.
16. Правила движения пешеходов на загородной дороге.
17. Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
18. Сигналы регулировщика.
19. Для чего служат дорожные знаки.
20. Группы дорожных знаков.
21. Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта?
22. Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
1. Пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.
2. Нарисовать свой путь в школу. Дорожные знаки, встречающиеся на этом пути.
3. Различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
4. Применять на практике полученные знания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Рабочая программа

кружка

«Юные инспектора дорожного движения»

Разработала:

учитель начальных классов:

Яковлева Л.В.

2013 год

Пояснительная записка

Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» разработана для учащихся 3-4 класса на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Занятия по данной программе проводятся педагогом начальных классов, с привлечением учителя ОБЖ и физической культуры, сотрудников ГИБДД, медицинского работника школы.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме.

Цель программы:

    создание условий для саморазвития и самореализации личности;

    обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

Задачи программы:

    привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;

    вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Конституция РФ

Конвенция «О правах ребенка»

Правила дорожного движения

Устав образовательного учреждения

Положение об отряде юных инспекторов движения

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт

Учебный план и учебные программы школы

Учебники по ОБЖ, ПДД

Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов

Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.

На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».

Одним из важных направлений работы следует считать формирование

у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Структура курса

Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 2 года. С учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов курс разделен на 2 направления: теория и практика.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

    принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

    самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

    уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

    осознание ответственности человека за общее благополучие;

    этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

    положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

    способность к самооценке;

    начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

    навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

    умение ставить и формулировать проблемы;

    навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

    установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

    использование речи для регуляции своего действия;

    адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

    умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

    умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

    работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

    ставить вопросы;

    обращаться за помощью;

    формулировать свои затруднения;

    предлагать помощь и сотрудничество;

    слушать собеседника;

    договариваться и приходить к общему решению;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    осуществлять взаимный контроль;

    адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы.

Тема 1.

Введение в образовательную программу кружка.

Теория

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Тема 2.

История правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Тема 3.

Изучение правил дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Тема 4.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Тема 5.

Фигурное вождение велосипеда.

Теория.

Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно.

Препятствия:

Змейка;

Восьмерка;

Качели;

Перестановка предмета

Слалом;

Рельсы «Желоб»;

Ворота с подвижными стойками;

Скачок;

Коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда в автогородке в целом.

Тема 6.

Вопросы страхования.

Теория.

Понятие «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик».

Виды, формы, отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности.

Практика.

Решение билетов для закрепления полученных знаний.

Тема 7.

Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).

Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

Методическое обеспечение программы Кружка «ЮИД».

Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

    в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

    в воспитании – (по Г. И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории ПДД).

2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами)

4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).

5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах).

6. Викторины, конкурсы, кроссворды.

7. Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам ДД).

8. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

9. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» в начальных классах.

10. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД.

Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.

Список литературы.

1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.

18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

Татьяна Журавлева
Познавательно-игровая программа по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы

Познавательно-игровая викторина

«Что? Где? Когда?»

по правилам дорожного движения

Разработчик : социальный педагог СП «Детский сад № 53 «Тополёк» - МБОУ «Благовещенская СШ № 5» -

Журавлева Татьяна Николаевна

Цель : закрепить знания детей по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге , на улице, в транспорте.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знание детей о правилах дорожного движения , о дорожных знаках , о правилах поведения на улице , на дорогах , в транспорте.

Воспитательные :

Воспитывать умение договариваться в игре.

Развивающие :

Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность.

Здоровьесберегающие :

Воспитывать умение детей жить по правилам , которые сохраняют им жизнь и здоровье .

Методические приемы : беседа, дидактическая игра, игра с правилами , чтение художественной литературы и загадок, наглядность, использование ИКТ.

Правила игры : играют две команды по шесть человек. С помощью волчка со стрелкой выбирается конверт с заданием. Ведущий зачитывает и после этого дает время на обдумывание и обсуждение. За каждый правильный ответ команде знатоков присуждается одно очко или балл. Итоги подводит жюри.

Дидактический и практический материал : эмблемы, волчок со стрелкой, конверты с вопросами, черный ящик (коробка, игрушка – светофор, жезл, игра - пазлы «Дорожные знаки » , дидактическая игра шнуровка «Светофор» , макеты дорожных знаков .

Игра-викторина состоит из 10 раундов :

1. Умники и умницы (использование ИКТ) .

2. Литературная викторина.

3. Тренинг-соревнование.

4. Перекресток стихов и загадок.

5. Автомульти.

6. Пальчиковая пауза.

7. Говорящие знаки.

8. Черный ящик.

9. Блиц-опрос.

10. Коварный вопрос.

11. Музыкальная пауза /участие агитбригады - ученики 3 класса/

Регламент : 35 минут

Ход игры:

Ведущий. Добрый день дорогие ребята , уважаемые взрослые, гости и жюри нашей программы ! Сегодня состоится необычная игра, игра-викторина, и название игры «Что? Где? Когда?» . В ней принимают участие знатоки. А вы знаете, кто такие знатоки?

/Ответы детей/

Ведущий. Правильно , знатоки – это люди, обладающие знаниями в чем-нибудь, они могут быстро ответить на вопросы.

Ведущий. Вопрос первый к вам, дорогие ребята . А вы знаете правила дорожного движения ?

/Ответы детей/

Ведущий. Вот сейчас мы и проверим. Прошу занять места за игровым столом команду знатоков учащихся первого класса и команду знатоков детей подготовительной группы .

под музыку знатоки занимают места

Гости и болельщики приветствуют игроков.

Ведущий : Игра наш друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор, веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Ведущий : против вас играет Мудрая Сова. Ее задания спрятаны в конвертах и поможет нам найти волчок со стрелкой. Решение на заданный вопрос обсуждает вся команда знатоков, но ответ на вопрос дает один игрок. Если ответ правильный , команда получает балл. Ответы команд оценивает жюри.

Ведущий представляет членов жюри.

Ведущий : Внимание! Игра начинается, первый раунд. Вращаем волчок /звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» /

После того как волчок остановился у конверта,

ведущий читает название раунда и задание.

1.«Умники и умницы» (ИКТ, приложение № 1)

Уважаемые знатоки! Ваша задача правильно ответить на вопросы . Внимание!

1. Как называется та часть улицы, по которой идут пешеходы?

Мостовая

Тротуар

2. По какой части улицы движется транспорт ?

По проезжей

По тротуару

Как хочет

3. Как должен вести себя пассажир на остановке, ожидая транспорт?

Выходить на проезжую часть и смотреть, не едет ли автобус

Играть в мяч

Спокойно ожидать автобус, не выходя на проезжую часть

4. Что такое светофор?

- дорожный знак , запрещающий движение транспорта

Прибор для регулировки движения машин и пешеходов

5. Для чего служит красный сигнал светофора?

Он разрешает движение

Он запрещает движение

6. Где должен двигаться пешеход вне населенного пункта?

По левому краю проезжей части навстречу движению автомобилей

По правому краю проезжей части по ходу движения транспорта

Не имеет значение

7. Как нужно обходить автобус?

Спереди

Подождать пока он отъедет

8. Можно ли высовываться из окна автомобиля, автобуса, троллейбуса?

9. Где можно играть ребенку, когда он выходит из дома на прогулку ?

Во дворе

На пешеходном переходе

10. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

На красный

На желтый

На зеленый

11. Как должен вести себя пассажир в транспорте?

Бегать по салону

Сидеть спокойно и бросать фантики

Спокойно и не толкаться

12. Где можно ездить на велосипеде ребенку?

На проезжей части

На детской площадке.

2. «Литературная викторина»

Ребята вы знаете много произведений и стихов К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Внимание, задание : угадать из какого произведения эти строки :

1. Ай, ай! Мой зайчик

Попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик,

Попал под трамвай

Он бежал по дорожке ,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой! Доктор Айболит. (К. Чуковский)

2. Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все! Мяч (С. Маршак)

3. Я скажу вам по секрету,

Что в милиции служу

Потому, что службу эту

Очень важной нахожу!

Кто с жезлом и пистолетом

На посту зимой и летом?

Милицейский постовой :

Это – тот же часовой. Дядя Степа милиционер. (Михалков)

4. На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, гляжу вперед,

Я знаю –скоро поворот. Велосипедист (С. Михалков)

5. Никто на свете так не может,

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики. Моя улица (С. Михалков)

6. В снег и дождь,

В грозу и бурю

Я на улице дежурю.

Мчатся тысячи машин-

ЗИСы, ЗИМы, М-один,. Милиционер (С. Маршак)

3. «Тренинг-соревнование»

Уважаемые знатоки, за одну минуту необходимо собрать пазлы «дорожные знаки » .

4. «Перекресток загадок»

Уважаемые знатоки, ваша задача выслушать загадку и отгадать соответствующий дорожный знак .

Внимание!

Этот знак такого рода :

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте . (Пешеходный переход)

В круглом зале «человек»

Перечеркнут красным –

Значит бегать напрямик

Очень здесь опасно. (Движение пешеходов запрещено )

Школьница и школьник забежали в треугольник.

Все водители на свете

Понимают – это дети. (Дети)

Круглый знак, а в нем окошко.

Не спеши тут сгоряча,

А подумай-ка немножко.

Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен)

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто богу,

Уступают все дорогу ! (главная дорога )

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут : «Будь здоров (больница)

Коль в грязи капот и шины,

Надо срочно мыть машину.

Ну, раз надо, значит надо.

Вот вам знак, что мойка рядом! (мойка)

Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть заграницу,

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон! (телефон)

Коли вам нужна еда,

То пожалуйте сюда.

Эй, шофер, внимание!

Скоро пункт питания! (пункт питания)

Если видишь этот знак,

Знай, что он не просто так.

Чтобы не было проблем,

Уступи дорогу всем ! (уступи дорогу )

Ты, шофер, не торопись,

Видишь знак, остановись!

Прежде чем продолжил путь,

Осмотреться не забудь. (движение без остановки запрещено)

Не доедешь без бензина

До кафе и магазина.

Этот знак вам скажет звонко :

«Рядышком бензоколонка!» (автозаправочная станция )

Видно строить будут дом –

Кирпичи висят кругом.

Но у нашего двора

Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен)

А под этим знаком

Ни за что на свете

Не катайтесь, дети,

На велосипеде. (Движение на велосипеде запрещено)

5. «Автомульти»

Задание : предлагается ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминается «транспортное средство» .

На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) .

Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) .

С помощью чего летал Карлсон, который живет на крыше? (Моторчик) .

Какой подарок сделали почтальону Печкину родители дяди Федора? (Велосипед) .

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки (В карету) .

На чем летал старик Хоттабыч? (на ковре - самолете) .

Личный транспорт Бабы - Яги? (Ступа) .

На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) .

На чем летели комарики? Когда ехали медведи на велосипеде? (На воздушном шарике) .

Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга» ? (Кораблик) .

На чем катались Кай и Герда? (На санках) .

В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке «О царе Салтане» ? (В бочке) .

6. Пальчиковая пауза

Детям предлагается игра-шнуровка «Светофор»

(три круга одинакового размера, цвет-

красный, желтый, зеленый с дырочками)

Задание : собрать светофор с помощью шнурка

и дать понятие, что обозначает каждый цвет.

7. «Говорящие знаки»

Дорогие ребята . На улицах много разных дорожных знаков . Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название и предназначение.

Я вам высылаю дорожные знаки (макеты) . Разделите их на группы по общему признаку (Знаки : предупреждающие, запрещающие и указательные (приоритета) и знаки сервиса).

8. Черный ящик

Ведущий поднимает покрывало, под ним –

«черный ящик» .

Уважаемые знатоки, вы должны за

одну минуту отгадать предмет, который

находится в «черном ящике» .

Для команды №1 :

Друг пешехода

Он стоит у перехода.

Он сигналы подает

Ждать или идти вперед.

(светофор)

Для команды №2 :

Этот предмет держит в руках человек, который стоит на перекрестке и управляет движением машин .

Что за предмет спрятан в черном ящике? (Жезл регулировщика) .

9. Блиц-опрос

Я хочу узнать какие вы пассажиры, правильно ли вы ведете себя в общественном транспорте. Вот вопросы :

1. Можно разговаривать во время движения с водителем ? Почему? /Нельзя, водитель отвлекается. /

2. А можно высовываться из окна? Почему? /Нельзя, это опасно. Можно получить травму/.

3. Можно ли громко разговаривать в автобусе? Почему? /Нет, это мешает другим пассажирам/.

4. Можно ли баловаться на остановке в ожидании транспорта? /Нет, можно создать дорожно - транспортное происшествие/.

5. Для кого предназначены передние места? /Для мам с маленькими детьми, для пожилых, для инвалидов/.

6. Что ты делаешь, когда заходит пожилой человек и в салоне свободных мест нет? /Уступаю свое место/.

7. Можно ли заходить в транспорт с мороженым, грызть семечки? /Нет, так как можно испачкать пассажиров, намусорить в салоне/.

8. Нужно ли уступать пассажирам при выходе, если подошел транспорт и вам надо в него зайти? /Да, сначала выходящих надо пропустить, а потом спокойно внутрь заходить/.

10. Коварный вопрос

Задание выполняется за одну минуту.

Внимание на картинки!

Задание команде №1 : необходимо указать, под каким номером показан подземный переход.

Задание команде №2 : указать, под каким номером показан регулировщик.

Ведущий : Ребята, мы на все вопросы ответили Мудрой Сове и она довольна вашими ответами. А сколько вы набрали баллов, нам объявит жюри после подсчета.

Пока жюри подводит итог, ведущий предлагает произнести торжественную клятву.

Ведущий : Я прошу всех встать и произносить слово «Клянусь» после каждого предложения :

Клянусь переходить улицу только на зеленый свет!

Клянусь добросовестно соблюдать правила дорожного движения !

Клянусь не играть на проезжей части!

Слово жюри и награждение команд.

Ведущий :

По городу, по улице не ходят просто так,

Когда не знаешь правила легко попасть впросак.

Все время будь внимательным и помни наперед :

Свои имеют правила шофер и пешеход .

Мы прощаемся с вами. И пожалуйста, всегда помните и соблюдайте правила дорожного движения (каждому участнику и болельщику в подарок об игре вручается памятка) .

Приложение 1

Памятка для детей

Дошкольник должен знать!

1. Для чего служит тротуар (для движения пешеходов ) .

2. Как следует ходить по улице (спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара , чтобы не мешать движению встречных пешеходов ).

3. Почему нельзя ходить по проезжей части улицы (она предназначена для движения машин ) .

4. Может ли машина остановиться мгновенно (нет, даже если водитель нажмет на тормоз, она еще несколько метров будет по инерции двигаться по дороге ).

5. Как и на какой сигнал светофора можно переходить дорогу (либо по наземному переходу на зеленый сигнал светофора, либо по подземному переходу, предварительно необходимо убедиться в безопасности, нельзя переходить улицу на роликах, скейтбордах, самокатах и т. д.).

6. Как следует двигаться в случае отсутствия тротуара (навстречу движению транспорта по обочине или краю дороги , в этом случае не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину).

Берегите себя и своих близких!

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Приучите ребенка переходить дорогу размеренным шагом , ребенок должен твердо знать, что бежать через дорогу опасно .

2. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык : прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу во всех направлениях . Это должно быть доведено до автоматизма.

3. Приучите ребенка, что при переходе дороги нельзя отвлекаться на посторонние вещи, разговоры.

4. Объясните ребенку, что дорогу переходить можно только в установленных местах : на пешеходном переходе или перекрестке. Если пешеходный переход регулируемый, то, как и красный, желтый сигнал светофора является запрещающим, т. к. водители могут заканчивать движение .

5. Учите ребенка наблюдать за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

6. Объясните ребенку, что выходить на проезжую часть из-за кустов, сугробов, машин очень опасно. Предварительно необходимо осмотреть дорогу , а еще лучше перейти ее там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

7. Приучите ребенка, что из транспортного средства взрослый всегда выходит первым, из автомашины – только в сторону тротуара или обочины.

8. Не разрешайте ребенку играть на проезжей части и вблизи нее.

9. Иди по тротуару лучше, если со стороны проезжей части будет взрослый. Маленьких детей надо крепко держать за руку, и быть готовым удержать при попытке вырваться – это довольно частая причина ДТП с участием дошкольников.

10. Объясните ребенку, что во дворе тоже могут быть машины, поэтому выбегать из подъезда опасно.