Сценарий внеурочного мероприятия " знакомство со школьным музеем". Сценарий внеурочного мероприятия " знакомство со школьным музеем" В какой музей пойти с ребенком

Вот уже четвёртый год в МБДОУ Центр развития ребенка №89 “Парус” г. Якутска Республики Саха (Якутия) мы работаем по экспериментальной программе “Истоки”. Логотип программы – “источник” - означает, что ребёнок вместе с взрослым черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры знания, развиваясь и обогащая друг друга.

Раздел “Эстетическое развитие” предполагает ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социо- культурной среды музея.

Понимая всю важность данного направления в деле воспитания детей, его целесообразность, мы начали поэтапную подготовку к ней.

Первым делом, в начале учебного года мы заключили договор с Национальным художественным музеем изобразительного искусства г. Якутска о еженедельном посещении детей старшей группы. Со старшим воспитателем и работником музея были обговорены условия, основные задачи и формы работы.

Занятия с детьми мы разделили на три этапа:

  • Подготовка детей в детском саду к посещению музея (проводится воспитателем).
  • Работа с детьми на экскурсиях в музее (проводится музейным педагогом – искусствоведом).
  • Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем и музейным педагогом – искусствоведом).

На первом этапе знакомства с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому первые занятия по приобщению детей к миру музея мы начали ещё в группе: были проведены занятия о правилах поведения в музее, рассматривали с детьми репродукции картин, портреты художников, открытки, иллюстрации из книг, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуру малых форм.

Если до этого многие дети не знали, что такое музей, то уже после первых бесед, мы заметили возникший интерес: они с удовольствием самостоятельно вне занятий рассматривают репродукции, интересуются тем, кто его нарисовал и т.п. Отрадным моментом было то, что когда дети пришли первый раз в музей, то они сразу узнали и назвали картину И. К. Айвазовского, про которую мы на одном из занятий рассказывали.

В настоящее время, посещение детьми музея стало для наших дошкольников настоящим праздником. С большим интересом дети рассматривают картины разных жанров, учатся понимать, различать способы изображения (масляная живопись, гуашь, мелки, уголь, и т.п.)

В музее с детьми работала специалист – искусствовед Сизых Ольга Васильевна. Педагог по образованию, она в увлекательной форме “игр-путешествий”, рассказывает об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов.

Опираясь на знания, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, дети узнавали и называли дымковские игрушки, знакомились с каргопольскими игрушками. Рассматривая, эти два вида они сравнивали отличия и сходство росписи, формы этих фигур, что немаловажную роль играет в развитии познавательной деятельности, умении анализировать и способствует развитию связной речи.

Так же дети посетили выставочный зал Комдрагмета. Там мы познакомились с работами нашей якутской художницы – Лены Гоголевой. Дети впервые воочию увидели эскизы костюмов и сами костюмы со спектаклей “Ромео и Джульетта”, “КыысДьэбилийэ” (костюмы богатырей Верхнего и Нижнего мира, костюм и маска чёрта), увидели карнавальные костюмы и костюмы к сказкам А. С. Пушкина. Впечатления от увиденного было потрясающими: я увидела в глазах детей и интерес, и страх, и радость. Думаю, что всё это ещё сильнее побудило интерес к дальнейшим посещениям музея. В следующее посещение дети познакомились с новой экспозицией, на этот раз нас ожидали работы скульптора Ксенофонта Николаевича Пшенникова. Здесь они познакомились с новым для них видом искусства – скульптурой. Интересно была подана беседа о том, как можно передавать через искусство скульптуры настроение, желание, чувство человека. Узнали, что скульптуры бывают разные: портреты-бюсты, жанровые композиции, дети опять вспомнили о скульптуре малых форм. Рассматривая и непосредственно трогая скульптурные работы, ощущая их руками, дети узнали, что делают их из разных материалов. Если из металла или камня – то они холодные, если из дерева, гипса или глины – то они тёплые. Занятие проводилось в игровой форме, дети с большим удовольствием играли: показывали мимикой настроение изображаемого в скульптуре человека, превращались в “живую скульптуру”, изображая различные жанры. Они могли “ рассыпаться” и “ упасть”, потому что были из песка, ходили тяжело – значит из металла и камня. Здесь мы ещё раз отметили для себя качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик, что такого эмоционального раскрытия ребёнка можно добиться только при зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства.

По системе поэтапной работы с детьми, мы проводим занятия по закреплению музейных впечатлений. Эта своеобразная рефлексия ребёнка. Наша практика работы подтвердила её целесообразность. Эти занятия мы проводим иногда в детской художественной студии при музее, в некоторых случаях в изостудии при детском саде. Занятия ведём совместно с музейным педагогом. На этих занятиях дети раскрывают свои творческие способности: рисуют, лепят из глины, теста свои впечатления от увиденного, вступают в диалог об увиденном. По результатам знаний можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка. Темы занятий:

“Моя любимая игрушка”, “Игрушка-свистулька”, “Натюрморт моего настроения”, “Что мне понравилось больше всего?”, “Мы украшаем”, “Мой пейзаж”, “Моя любимая картина” и т.д. После каждого занятия дети получают домашнее задание – нарисовать или слепить любимую картину, скульптуру и рассказать своим родителям. Мы посетили выставки “Декоративно-прикладное искусство Якутии”, “Старый город” и провели семейный просмотр скульптур города.

В условиях группового помещения открыли мини-музей детских работ, “Уголок русской горницы”, где с детьми провожу в форме посиделок занятия по РНК, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры.

Вся работа ведётся, руководствуясь методической литературой из серии программы “Истоки” (авторы Л.В.Пантелеева “Музей и дети”, Т.Н.Карачунская “Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ”).

Итак, работая по указанной системе, подведя итоги проведённой работы уже сейчас можно сделать следующие выводы:

Непосредственное знакомство с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик.

Необходимо создать специальную системную программу занятий, по схеме: - до музея – в музее – после музея.

Наблюдения, беседы и анализ детских работ показали, что у детей сформировался “образ музея”, развивается зрительная память, художественное мышление и воображения, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Наши дети неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского рисунка, где занимали призовые места.

Тяга к рисованию, к кистям и краскам сохраняется не у всех детей, но пристрастие к посещению художественных музеев, интерес к людям и предметам, чувствам и событиям, временам и странам не только обогатит душу и разум будущих инженеров, фермеров, политиков и предпринимателей, но и сделает их более полезными для своей Родины.

Более подробно о проведённом эксперименте можно прочитать в моей статье, вышедшей в журнале № 3 2006г. “Чомчуук Саас”. г. Якутск Республика Саха (Якутия).

За последние 5 лет работа по направлению РНК в мини-музее “Русская горница” ЦРР "Парус" ведётся в третьем поколении детей разного возраста.

За эти годы приобретено и создано многочисленное количество материала, пособий, игрушек, сувениров. Накоплено множество литературы, как методической, так и детской для чтения, рассматривания иллюстраций, демонстративный материал.

Созданы выставки детской литературы “Русские народные сказки” по разным возрастным категориям. Собраны видео материалы для просмотра не только сказок, но и разделов устного народного творчества по возрасту детей. Открыты театральные уголки для самостоятельных инсценировок Русских народных сказок.

Проведено множество занятий, утренников, посиделок, развлечений по РНК. С одним из занятий со старшими детьми хотелось бы познакомить подробней.

Открытое занятие по теме “Павловопосадский платок”

Цель:

  • Познакомить детей с павлово-посадскими платками и шалями. Научить детей, чем отличаются платки от шалей. Продолжать знакомство с народными традициями русского народа.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Вызвать желание больше узнать о народных традициях и ремёслах русского народа.
  • Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: Павлово-посадские платки и шали, слайды.

Ход занятия

I ч. Педагог: Перед вами большие, красочные шерстяные платки. Называются они Павловопосадскими, потому, что их изготавливают в городе Павловский Посад. Посмотрите, даже на гербе города изображён край платка. Этот город находится недалеко от Москвы. Уже более 100 лет мастера Павловского Посада делают такие платки. Вот самый первый камвольный комбинат, где стали их изготавливать в больших количествах.

Сначала, очень давно, платки в Павловском Посаде делали полностью вручную. Основу ткали на ткацком станке. Ткачество – традиционное занятие русских женщин. Разрисовывали такие платки тоже вручную.

А вот таким стал камвольный комбинат в наше время. Ткацкие станки стали более совершенными. Над платками трудятся разные мастера. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона. Краски наносят под управлением компьютера, перемешивание готовой краски – выполняется без участия человека. Художники составляют узоры, печать осуществляется на печатных станках. Самые ответственные операции осуществляются вручную.

А знаете ли вы, что в старину на Руси кусок материи называли “Плать”? Отсюда и появилось слово “платок”. А вот другие изделия Павловопосадских мастеров – шали (показывает детям шаль).

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются шаль и платок? Платок меньше по размеру, чем шаль; шаль украшена кистями, а платок нет). У кого из вас есть дома Павловскопосадские платки или шали? Кто их носит? (мама, бабушка, тётя). (Обращается к нескольким девочкам): Можете набросить себе на плечи платок или шаль. Почувствуйте, как вам тепло и уютно.

Физминутка. Музыкальная игра “Гори, гори ясно...”.

II ч. А известно ли вам, как можно ещё использовать шали и платки? Оказывается, их можно стелить как скатерть, набросить для красоты на спинку кресла или дивана, украсить стену в деревенском доме или на даче.

Все Павловопосадские платки разные. Каждый имеет свой фон и свой рисунок, орнамент. Фон – это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора. А какого цвета фон у этого платка? А у этого? Какими узорами украшены платки? (листьями, цветами). А какого цвета цветы? Обратите внимание, весь узор расположен по краям и углам.

III ч. А сейчас мы с вами будем мастерами из Павлова Посада и для наших гостей оформим узорами основы платков. Для начала рассмотрите и выберите образцы. Аппликация. Работа детей.

Вопросы к детям: Как называются платки, которые вы изготовили? А почему вы думаете, что это платки, а не шали? Для чего нужны платки и шали? Как раньше изготавливали платки? А в наше время? Какими узорами украшали Павловопосадские платки и шали? (по окончании работы дети дарят свои платки гостям).

Павловопосадские платки и шали такие красивые и тёплые, что их с удовольствием носят жительницы разных городов России и других стран.

Занятие 1.

3aдaчa: формирование понятия художественный музей как хранилища красоты.

Зрительный ряд:

1. Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

2. Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Архитектор К. И. Росси, 1819-1825 гг.

3. Михайловский дворец. Архитектор. К. И. Росси. 1819-1825.

4. Залы и интерьеры Государственного Русского музея.

Рассмотреть на сайте вид Михайловского дворца (здание Государственного Русского музея). Изображение музея на странице сайта приведено в приложении 7.

Спросить (если дети не посещали раньше музей, то воспитатель сам должен об этом рассказать): почему он так называется? Спросить: что значит «музей русского искусства»?

Рассматривая сайт, обратить внимание на памятник перед зданием. Спросить: в память какого человека он поставлен? Почему он находится перед зданием музея?

В конце занятия задаются вопросы:

Как называются два крупных музея русского искусства?

Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

Занятие 2

1) Дать общее представление о Государственном Русском музее, особенностях его коллекции.

2) Объяснить название музея.

Зрительный ряд:

Здание Государственного Русского музея, залы и интерьеры.

В начале теоретического занятия вспомнить тему предыдущего, спросить:

Откуда «пришло» слово «музей»?

Какие музеи называют художественными?

Какие два художественных музея дети знают?

Почему они так называются?

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей. (Дети смогут ответить, если ранее посещали Государственный Русский музей.)

Вспоминая показанное на сайте здание музея, рассказать историю строительства. Подчеркнуть, то в чем заключается своеобразие коллекции Русского музея и ее отличие от коллекций других музеев.

В конце теоретического занятия сделать выводы:

Занятия на компьютере:

Знакомство с художественным музеем.

Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

НЕЗНАЙКА:

В нашей стране очень много музеев, они очень разнообразные. А в каких музеях были вы? Какие музеи вы знаете? Что в них представлено?

А знаете ли вы что такое художественные музеи и почему эти музеи так называются?

Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Арх. К. И. Росси, 1819-1825 гг.

К.П.Бегров "Михайловский дворец". 1832

НЕЗНАЙКА:

Здание Государственного Русского музея (вид с площади Искусств)

Что значит «музей русского искусства»? В память какого человека поставлен памятник перед ним? Почему он находится перед зданием музея?

Академический зал

НЕЗНАЙКА:

Почему зал носит название Академический?

Как называются два крупных музея русского искусства? Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

НЕЗНАЙКА:

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей.

НЕЗНАЙКА:

Имя архитектора Русского музея?

НЕЗНАЙКА:

Какая разница между коллекциями Русского музея и Эрмитажа, почему их можно назвать художественными?

Ответ: Эрмитаж сейчас один из самых больших музеев мира, здесь представлены произведения искусства со всего мира, в этом заключается своеобразие его коллекции и его отличие от коллекции Русского музея.

Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска.

Я поведу тебя музей

ЦЕЛЬ:

Ознакомление дошкольников с понятием «музей» .

Знакомство с художественным музеем города.

Что такое «музей» ?

Это место, помещение, где собирают и берегут вещи: посуду, одежду, картины, заботятся о них, показывают людям. Эти вещи называют экспонаты. Заботятся о них сотрудники музея. Они следят за порядком, чистотой. Помогают посетителям ориентироваться в музеях, на выставках.

А специалисты, которые показывают нам музей, рассказывают об экспонатах, называют экскурсоводами.

А кто – нибудь из вас знает, какие музеи есть в нашем городе?

Не так давно я побывала в 3 музеях нашего города:

Художественом

Краеведческом

Парке-музее им А.Толстого.

Сегодня я вам об этом расскажу и пока один из них.

И первый музей, который мы с вами посетим, будет «Художественный музей» .

При входе в музей нас встречает афиша. Мы сразу узнаем, какие выставки проходят сейчас в музее. Кроме постоянных экспозиций, можно посетить выставку живописи «Старый Брянск» , выставку работ молодых брянских художников и экспонаты Дятьковского музея хрусталя.

Мы попали в холл музея. Здесь находиться касса, в которой приобретаются билеты для входа.

В холле мы видим больших стеклянных витринах, где видим первые экспонаты – это игрушки, поделки.

Посмотрите внимательно на эти и поделки? Кто из вас назовет эти игрушки, как они называются?

Мы входим в первый зал «Художественного музея» - в котором выставлены старинные иконы

Под стеклянными витринами лежат старинные книги.

Рассмотрев, иконы старинные книги мы попадаем в следующий зал

Здесь мы видим, картины художников и рояль

Это необычный зал. Стоят стулья как в концертном зале. Это зал, в котором проводятся тематические мероприятия, с прослушиванием произведений известных композиторов. Такие мероприятия, называются музыкальными гостиными.

Здесь же мы можем увидеть скульптуры

Музей состоит из нескольких залов, в каждом зале представлены картины разных художников.

Здесь мы видим картины разных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Вы обратили внимание, что в залах тоже стоят стулья,

На стулья можно присесть и сидя любоваться произведениями искусства. Портретами, пейзажами и натюрмортами.

Переходя из зала в зал, мы рассматриваем картины разных художников. Картины имеют разные размеры

Заходим в зал, в нем представлена выставка «Старый Брянск» . В разное время художники изображали улицы нашего города. А здесь мы можем увидеть, какими они были в разное время.

Вот такой была Набережная, когда не было еще концертного зала «Дружба»

А это наша лестница ведущая на Набережную

Это улица Калинина, изображена такой, какой она была в прошлом веке.

В этом зале мы тоже можем не только посмотреть картины, но и просмотреть видеофильмы на тему выставки.

В этом зале представлены картины молодых брянских художников.

Картины выполнены в разной технике…

…на разные темы.

Следующий зал, который мы посетим это выставка экспонатов Дятьковского музея хрусталя.

Здесь за стеклянными витринами представлена продукция Дятьковского хрустального завода сделанная в разное время разными мастерами, уникальные, интересные, неповторимые, которые можно считать произведениями искусства

Мы можем рассмотреть вазы из белого, прозрачного, цветного стекла.

Настоящие произведения искусства

Стеклянными витринами экспонаты защищены от неаккуратных и очень любопытных посетителей.

В этом просторном красивом зале, среди экспонатов Дятьковского хрустального завода, мы и закончим нашу экскурсию.

На этом просмотр экспонатов закончен.

И мы выходим их музея.

ВОПРОСЫ:

Где мы с вами побывали?

Как называется музей?

Что можно увидеть в музее?

Что вам понравилось?

Захотелось ли вам сходить в Художественный музей?

Подготовила, провела и самолично сфотографировала залы музея и экспонаты

воспитатель

НДОУ «Детский сад №68 ОАО «РДЖ» Орешкова Наталья Николаевна.

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «ПАМЯТИ НАЧАЛО».
Тема: Знакомство с музеем.
Экскурсию проводит: руководитель музея, учитель истории и обществознания Ходыкин А.В. и члены кружка «Юный историк».
Цели и задачи:
Знакомство учащихся со школьным музеем.
Развитие у ребят исследовательского начала.
Приобщение уч-ся к культуре своего края.
Материалы к занятию:
1. Экспозиции школьного историко-краеведческого музея:
- «Село родное».
- «Наша школа вчера и сегодня».
- «Эхо войны».
2. Иллюстрации для игры– «Что должен делать ученик?»
3. Песни.
Подготовка к мероприятию:
1. Создать три группы экскурсоводов.
2. Подготовить исполнение отрывка песни «Гляжу в озера синие…».
3. Подготовить пословицы о Родине.
Ход мероприятия.
Орг. момент: Руководитель музея:
- Ребята, сегодня вы первый раз пришли в школьный историко-краеведческий музей. Я и мои помощники проведём необычную экскурсию, но очень важную для каждого из нас. Послушайте наших экскурсоводов, и в конце мероприятия скажите, о чём вы сегодня узнали.
I. 1-я группа экскурсоводов:
- Первая школа в селе Талы была открыта 1861 году. В селе существовала и воскресная школа. В ней учились 65 девочек и 19 мальчиков в возрасте 12-17 лет. Занятия велись 32 дня в год двумя учителями и одним законоучителем. Учащиеся делились на четыре группы: 1 - неграмотные, 2- учившиеся одну зиму, выбывшие почему-то среди года, 3 - учившиеся 2-3 зимы, 4 - учившиеся 5 зим в школе.

В шестидесятые годы Таловская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением проводит сельскохозяйственные опыты на площади 95 гектаров и имеет свою утиную ферму. В 1963 году, за выращивание 50 тысяч уток, награждена дипломом второй степени Комитета Совета ВДНХ СССР. Восьмидесятые годы прошлого столетия… Жизнь школы насыщенная и интересная. Пионерские сборы, комсомольские собрания, торжественные линейки, посвященные памятным датам, спортивные соревнования. Весной и летом походы по местам боевой славы, задорные песни у костра, сбор макулатуры и металлолома. Работа производственной бригады на полях и току колхоза «Победа», и конечно, на приусадебном участке. Именно там, ребята постигали азы кролиководства и выращивания рассады.
- На каникулах поездки в города-герои и столицы союзных республик. Где только не побывали ученики нашей школы: Москва, Ленинград, Волгоград, Баку, Киев, Минск, Кишинев, Рига, Одесса.

Школа! Для нас и наших преемников ты была, есть и будешь храмом науки. В твоих стенах получили путевку в жизнь ученые и механизаторы, старшие офицеры и животноводы, учителя и летчики, дипломаты и строители, геологи и врачи. Они своим ратным подвигом и самоотверженным трудом защитили, восстановили и прославили свою Родину!

Как же сложилась судьба выпускников нашей школы? Разбросала их судьба по всей великой стране. Забыли ли они родную школу? Нет! В позапрошлом году на встречу собрались выпускники 1956 года.

В 1972 построено нынешнее здание школы.
- Поднимите руки, у кого учились в нашей школе папы и мамы, дедушки и бабушки.

Игра-разминка (с использованием картинок) «Каким должен быть ученик?»
(экскурсоводы первой группы показывают ребятам картинки, на которых показано, как и что, обязан делать ученик, и что он не должен делать, задают вопросы)
II . 2-я группа экскурсоводов: (может заменить руководитель музея)
- Руководитель музея:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей...
- Каждый год, 9 мая, гремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Что это за праздник, кто мне скажет? Этот праздник встречают в каждой семье, в каждом доме. В этот день мы с благодарностью кланяемся героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины. Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, отстоял мир на Земле.
И летом 1942 году немцы заняли село Талы.
Всего полгода находилось село Талы в оккупации, но, сколько горя и разлуки оно принесло односельчанам. 19 декабря 1942 года наше село было освобождено после тяжелого боя. В боях за Талы и Бугаевку, пало несколько сот советских воинов 267-й стрелковой дивизии, имена 20 офицеров и 221 солдата и сержанта известны. Все они покоятся в братских могилах, находящиеся в центре села Талы, на ул. Степной, ул. Луговой, в селе Бугаевка и Чехуровка. На могилах установлены памятники и стелы. Местные жители заботливо ухаживают за могилами. Каждый год 9-го мая жители сёл приходят к этим могилам и чтят память павших солдат, офицеров, сержантов. Не забывают и тех, кто остался жив.
Ветераны 267-й стрелковой дивизии благодарны жителям сёл Талы, Бугаевка, Чехуровка за добрую память о войнах-освободителях. Оставшиеся в живых, ветераны не раз бывали на братских могилах своих павших друзей. Очень часто приезжали и родственники погибших.
В годы войны на фронт ушло почти всё взрослое мужское население. С полей сражений не вернулось 309 мужчин. Уроженцем села является генерал – лейтенант А.М. Городнянский (1896 – 1942), командующий 6-й армией Юго-Западного фронта. Погиб под Харьковом в 1942 году, там и похоронен.
III .3-я группа экскурсоводов:

Наше село Талы основали казаки Острогожской сотни на юге Воронежской губернии на левом берегу реки Богучарки. Название села Талы происходит от речного растения тальник. По одной из легенд, река Богучарка, впадающая в Дон, получила своё название благодаря Петру I. Однажды император плыл по реке Дон, и узнал о том, что его собираются отравить, поднеся ему чашку отравленного вина. Когда ему подали чашу с вином, он вылил его в реку и сказал: «Богу чарка!».
Интересные названия имели улицы в Талах имели названия – Губернаторка, Проезжая, Шаповалова. Вдоль берега реки протянулась Довгалаевская улица. Возле залива – Браташёва улица, получившая своё название по фамилии жившего на ней богатого казака, здесь же были дворы двух таловских попов. На самом высоком месте стояла Николаевская церковь.
Слобода, как полагалось в те далёкие времена, для безопасности была обнесена «палисадом», ворота которого ночью запирались и охранялись нарядом караульщиков. За палисадом и рекою простирались луга, леса и пахотные земли слобожан. Основным занятием было земледелие, скотоводство и извоз.

Перед собой вы видите вещи, которыми пользовались наши предки. Значение каких вещей вы знаете?
- Смотря на вещи, которыми пользовались ваши прапрабабушки, прапрадедушки, прабабушки, прадедушки, дедушки и бабушки, да и сейчас некоторыми из них пользуются родители, как вы думаете, чем они занимались? Как проводили свободное время?
(уч-ся перечисляют) (Прослушивание отрывка песни на патефоне «За окном черемуха душистая»)
3-я группа экскурсоводов:
- Да, наши предки занимались в основном земледелием и скотоводством. А теперь давайте вспомним пословицы о Родине (маме, хлебе, и т.д.)
3-я группа экскурсоводов:
Пословицы о Родине:
Жить – Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родной куст и зайцу дорог.
С родной земли – умри, не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- А какие пословицы о Родине вы знаете? (Высказывания детей)
3-я группа экскурсоводов:
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Село, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя. Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Руководитель музея: Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то...
С. Есенин
IV. Звучит песня «Гляжу в озера синие..»
V. Заключительное слово руководителя музея.

Ивановский краеведческий музей развивает программу «Доступная среда» и начинает проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первое «Знакомство с музеем» решили провести для членов Ивановского общества слепых. У этих особых посетителей и экскурсия специальная. Для них отменяется правило «руками не трогать». Ведь только прикосновениями некоторые из них могут оценить предметы искусства. Поэтому обзорная экскурсия под названием «Знакомство с музеем» - во многом экспериментальная.

«Можно будет действительно позволить людям к этим предметам прикоснуться, их ощутить, представить в пространстве. А, значит, для них экскурсию превратить не просто в рассказ, который они воспринимают на слух, а позволить им стать полноценными участниками этого», - говорит Марина Пророкова, сотрудник Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Больше всего возможностей для тактильного изучения - в зале арсенала. Тут буквально все находится в открытом доступе, ведь экспонаты сделаны из прочных материалов и, к тому же, многие вещи реконструированы и не вызывают у экскурсоводов страха прикосновений. Посетители с удовольствием узнают историю огнестрельного оружия и даже делают для себя неожиданные открытия.

«Я даже не представлял, что пушки могут быть такими маленькими. Я представлял, что пушки - это что-то такое большое, и для меня это было открытием. Здесь уже можно не только представить, но и потрогать руками. И уже я более четко представляю себе, что это такое, и как раньше вообще воевали», - говорит Алексей Назаретский, председатель Ивановского отделения ВОС.

Многие экспонаты, конечно, находятся под стеклом, и тут уже ничего не поделать. Зато даже внутренняя архитектура музея становятся частью программы, ведь всевозможные фрески, колонны и двери здесь тоже имеют собственную историю. Организаторы постаралось максимально расширить «Знакомство с музеем» и показать как можно больше интересного на всех выставочных этажах.

«Мы сначала разработали экскурсию, вернее, адаптировали нашу обычную экскурсию для вот таких людей и предложили им такой вариант. Они охотно откликнулись. Это наш первый такой пилотный проект, дальше мы намерены продолжать в этом же направлении, и попытаемся работать и с другими категориями с ограниченными возможностями», - говорит Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Кстати, идеей проведения таких экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья с ивановским музеем поделились коллеги из Палеха. Удивительно, но так же, наощупь, посетители с удовольствием знакомились с лаковой миниатюрой.