Изучение нотной грамоты через сказку. Нотная музыкальная азбука для детей Музыкальная грамота в игровой форме

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ

(МДОУ д/с № 107 «Искорка» г.Волжского Волгоградской области)

Игре на детских музыкальных инструментах детском саду последнее время уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре по нотам.

Изучение методической литературы («Музыкальная азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения игре на музыкальных инструментах.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

Разработка перспективного плана,

Подбор музыкального материала доступного, интересного и посильного для детей;

Поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в тгрлвых заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так постепенно ребята знакомятся с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

Игры.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см.приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и звучащие жесты, переходят к игре на инструменте.(«Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

5. В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002.

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

А что тебе там видно, СИ?

Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО - на дополнительной линеечке.

РЕ - под первой линеечкой.

МИ - на первой линеечке.

ФА - между первой и второй линеечками.

СОЛЬ - на второй линеечке.

ЛЯ - между второй и третьей линеечками.

СИ - на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.

Программа кружка «Домисолька»

По музыкальной грамоте

МБДОУ «Детский сад №28»

Г.Троицк Челябинская область.

Срок реализации: 1 год

Возраст: 6-7 лет.

Количество: 8 человек

Муз.рук. Ревцова Л.М.

Пояснительная записка

Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей 6-7 лет. Работа дополнительной образовательной деятельности планируется с учётом возрастных особенностей детей.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка. Встреча с музыкой подобно интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Кроме того, именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной образовательной деятельности направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.

Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.

Задачи:

1.Развивать музыкальные способности: ладовый слух, чувство ритма.

2.Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.

3.Обучить и освоить ряд музыкальных терминов: темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т.д.

4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.

5.Воспитание музыкальной культуры.

Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

Разделами музыкальной грамоты, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; ритмическое воспитание; развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха.

Формы обучения:

Коллективные занятия

Индивидуальная работа.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Практический

Ожидаемые результаты:

В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

Форма подведения итогов:

Обобщающее открытое занятие.

Материальное обеспечение:

Музыкальный центр, диски, шумовые музыкальные инструменты.

Кружок «Домисолька» - проводится 1 раз в неделю в течении 25минут.

Список литературы:

«Музыка» Н.Б.Улашенко

«Сольфеджио» - М.Котляревской.

«Сказка о музыке» - Л.В.Светличная.

«Музыкальная грамота» - Е.Давыдовой.

«Нотная азбука» - Н,Кончаловской.

«Новый музыкальный букварь» - О.Ивановой.

Учебно-тематический план-34 недели в год

тема

Кол-во

занятий

Часы

теория

Практика

«Музыкальные и шумовые звуки

10мин.

40мин.

«Высокие и низкие звуки»

10мин.

40мин.

«громко – тихо»

10мин.

40мин.

«Мажор и минор»

10мин.

40мин.

10мин.

40мин.

«Долгие и короткие звуки»

20мин.

80мин.

«Темп в музыке»

10мин.

40мин.

«Форте и пиано»

10мин.

40мин.

«Сильная доля-слабая доля»

10мин.

40мин.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

10мин.

40мин.

«Нотная запись»

40мин.

160мин.

20мин.

80мин.

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности

На 2016-2017год

месяц

тема

Программные

задачи

Сентябрь

13.09.2016

20.09.

27.09.

«Высокие и низкие звуки»

Знакомство с высокими и низкими звуками.

Форма занятий:

Беседа, творческая мастерская.

Методы:

рассказ, беседа,

объяснение, наглядный метод.

Развитие мелодического и гармонического

слуха.

Развитие внутреннего слуха.

Октябрь

04.10

11.10

18.10

25.10

«Высокие и низкие звуки»

«Громко-тихо»

«Мажор и минор»

Знакомство с терминами: «громко», «тихо», «мажор», «минор».

Форма занятия: беседа.

Методы: рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ладовое восприятие.

Мажорное и минорное.

Ноябрь

01.11.

08.11.

15.11.

22.11.

29.11.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

«Долгие и короткие звуки»

Знакомство с восходящим и нисходящим движением.

Долгие и короткие звуки.

Форма занятий: беседа.

Методы: беседа, объяснение. наглядный, слуховой.

Ритмическое воспитание.

Развитие слуха, музыкальной памяти.

Ладовое воспитание.

Развитее слуха.

Определение на слух громкое и тихое звучание,

Мажорное и минорное.

Декабрь

06.12.

13.12.

20.12

27.12.

«Долгие и короткие звуки»

«Темп в музыке»

Раскрытие понятие темп в музыке.

Форма занятия: игра

Ритмическое восприятие.

Развитее слуха.

Музыкальной памяти.

Январь

«Форте и пиано»

«Сильная доля –слабая доля»

Раскрытие понятий «форте» и «пиано», сильная и слабая доля.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Развитие мелодического слуха.

Развитие чувства ритма.

Февраль

04.02

11.02

«Сильная доля-слабая доля»

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

Знакомство с крипичным ключом и с нотной записью.

Форма занятий:

Беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте

Март

«Нотная запись»

Раскрытие понятий «нотный стан» и расположение нот на нотном стане.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти

Апрель

«Нотная запись»

«Повторение и закрепление пройденного материала»

Закрепить понятие «нотный стан», расположение нот на нём.

Форма занятия: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти.

Май

«Повторение и закрепление пройденного материала».

Закрепление ранее изученных терминов. Форма занятий: беседа, игра.

Методы: объяснение, беседа, наглядный, слуховой, практический.

Развитие ладового чувства.

Чувства ритма.

Музыкальной памяти и слуха.

Дидактический и лекционный материал

Лекционный материал

Дидактические игры

«музыкальные и шумовые звуки»

«Учимся различать звуки» с13(Музыка).

«Кто в домике живёт» (Занятия в детском саду с.47)

«Слушай внимательно, повторяй старательно» с.48.

«Звуки мы идём искать» с.49ю

«Шумная таблица» с.71

«Звуки леса» с.78.

«Высокие и низкие звуки»

Сказка «Волк и козлята» с. 133.

«Три медведя» с.139.

«Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

«Угадай, кто зовёт!» с.61.

«Великаны и лилипуты» с.136.

«Громко – тихо»

«Громко – тихо»

«Мажор и минор»

Сказка «Сеньор Мажор и сеньор минор» с.97.

«Арлекин и Пьеро» с.97.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Сказка «Музыкальные ступеньки.

«Послушаем гамму» с.162

«Долгие и короткие звуки»

Стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт» с.185

«Долго и коротко» с.182

«Часы с будильником» с.183.

Темп в музыке»

«Карусель» с.102

«Молодой дроздок» с.102

«Форте и пиано»

«Сказка о Форте и пиано» с.120

«Как звучит» с.115

«Правильно, неправильно» с.116

«Сильная доля-слабая доля»

«Как груши по долям разделили» - сказка игра.

«Игра считалка» с.187

«Раз и два считают доли» с.188.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью.

«Сказка о мудрой Сове»

Ноты и нотоносец – стихотворение.

«У каждой ступеньки название» с.165

«Нотная запись»

«Сказка про Петушка»

«Музыкальная лестница»

Поурочное планирование

13.09.2016г

Тема: «Музыкальные и шумовые звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с терминами: композитор, исполнитель, шумовые и музыкальные звуки.

Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Беседа «Музыкальные и шумовые звуки»: учим различать звуки, что звучит, а что молчит.

4.Музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Звуки мы идём искать»

5.Физкультминутка.

6.Знакомство с музыкальными звуками, демонстрация музыкальных инструментов.

Раскрыть понятия: композитор, исполнитель.

7.Обобщение.

Подвести детей к понятиям: музыкальные и шумовые звуки.

Нарисовать их по желанию детей.

Выход под марш.

20.09.

Тема : Музыкальные и шумовые звуки.

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление терминов: «музыкальные», «шумовые» звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: композитор, исполнитель, музыкальные и шумовые звуки.

4.Музыкально – дидактические игры: «Слушай внимательно, повторяй старательно», «Звуки мы пойдём искать».

5.Физкультминутка.

6.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

Д\З изготовить с родителями шумовые инструменты.

Вход из зала под марш.

27.09.

Тема: «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Познакомить детей с высокими и низкими звуками. Раскрыть понятии: высокий и низкий звуки.

Форма занятия: Беседа.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Проверка Д\З. Закрепление понятий музыкальные, шумовые звуки, композитор, исполнитель. Музыкально-дидактическая игра «Шумная таблица».

4.Беседа о высоких и низких звуках. « Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

Выход из зала под марш.

04.10.

Тема : «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : рассказ, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Сказка «Волк и козлята»

4. Музыкально-дидактическая игра «Озвучьте голосом» с.64

5.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

11.10.

Тема : «Громко-тихо»

Программные задачи : Знакомить детей с понятиями: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании.

«Сказка про кота».

4.Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

5.Игра на музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

18.10.

Тема : «Громко - тихо»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление, беседа о громком и тихом звучании.

Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

4.Закрепление: высокие и низкие звуки.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто тебя зовёт».

6. Выход под марш.

25.10.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с понятиями: мажор и минор.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа: мажор и минор с.97.

Сказка «Синьор мажор и синьор минор» с.98.

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро» с.97.

5.Закрепить понятия: громко, тихо.

7.Выход под марш.

01.11.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий мажор и минор. Определение на сух мажорное и минорное звучание.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Входдетейпод марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: мажор и минор. Вспомнить сказку «Сеньор мажор и сеньор минор».

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро».

5.Закрепить понятие: громко, тихо.

Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

08.11.

Тема

Программные задачи : Познакомить детей восходящим и нисходящим движением мелодии. Развивать музыкальную память, мелодический и гармонический слух.

Фора занятия : Беседа, игра.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.закрепление понятий: мажор и минор.

4. Беседа: восходящее и нисходящее движение мелодии.

Сказка «Музыкальные ступеньки».

6. Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

15.11.

Тема : «Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Форма занятия : Беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под музыку.

2. Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: восходящее и нисходящее движение мелодии.

4.Вспомнить сказку «Музыкальные ступеньки».

5.Музыкально – дидактическая игра «Послушай гамму» с.162.

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

22.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Аход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Стихотворение «Бабашка Нота по парку идёт» с.185.

4. Музыкально – дидактическая игра «Долго и коротко» с.182.

6.Выход под марш.

29.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт»

4.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

06.12.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Знакомить с длительностями нот: четверть, восьмая.

5.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш

13.12

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о длительностях нот, вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Музыкально – дидактические игры: «Кто достанет», «Долго и коротко».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

20.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе в музыке. Игра «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Молодой дроздок».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход пол марш.

27.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в зал под музыку.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе, вспомнить игру «Карусель».

4. Вспомнить и поиграть в музыкально – дидактические игры: «Арлекин и Пьеро», «Угадай кто тебя зовёт», «Послушаем гамму».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

10.01.2017г.

Тема : «Форте и пиано»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувство ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о форте и пиано. Сказка о Форте и пиано. Вспомнить игру «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Как звучит».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

17.01.

Тема : «Форте и пиано».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о форте и пиано.

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

24.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о сильных и слабых долях. Сказка - игра «Как груши по долям разделили».

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Раз два ситают доли».

5.Игра на музыкальных инструментах

6.Выход под марш.

31.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный. практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях.

4.Вспомнить музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Игра-считалка», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6. Выход под марш.

07.02.

Тема: « Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, чувства ритма.

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях, закрепить эти понятия.

4.Музыкально – дидактические игры: «Правильно, неправильно», «Как звучит», «Игра – считалка»

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

14.02.

Тема: « Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседао о скрипичном ключе, нотном стане. Сказка о мудрой сове. Стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

21.02.

Тема: « Скрипичный ключ». «Знакомство с нотной записью».

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать с детьми беседу о скрипичном ключе, нотах и нотном стане. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

4.Музыкально – дидактическая игра «У каждой ступеньки название».

5. Игра на музыкальных инструментах

6. Выход под марш.

28.02.

Тема: «Скрипичный ключ» «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить сказку про мудрую сову, стихи о нотах, нотном стане.

Правописание скрипичного ключа. Сказка про Петушка.

4.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

07.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой ДО.

Форма занятия: Беседа.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседовать с детьми о скрипичном ключе, его правописании. Вспомнить сказку о мудрой сове.

4.Познакомить детей с нотой ДО, его местонахождение на нотном стане. Сказка про Петушка.

5.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

14.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой РЕ, закрепление ноты ДО.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о скрипичном ключе, нотном стане.

4.Знакомство с нотой РЕ, местонахождение ноты на нотном стане и его правописание.

5.Закрепление ноты ДО на нотном стане, его правописание. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи о нотах и нотном стане.

6.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

7. Игра на музыкальных инструментах.

8.Выход под марш.

21.03.

Тема: «Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение. наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой МИ, местонахождение ноты на нотном стане и её правописание.

4.Вспомнить стихи о нотах, закрепить местонахождения нот ДО и РЕ на нотном стане. Правописание нот.

5.»Музыкально – дидактические игры «У каждой ступеньки название», «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

28.03.

Тема: «Нотная запись».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ФА, местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Закрепить ноту ДО, РЕ, МИ. Вспомнить сказку о сове.

5. Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

04.04.

Тема: «Нотная запись»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти. Чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой СОЛЬ, местонахождение её на нотном стане, правописание.

4.Музыкально- дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент», «Громко – тихо», «Танец розы»

5. Ритмическая минутка: Прохлопать, проиграть ритм любой песенки.

6.Игра на музыкальных инструментах. Основные виды музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные.

7.Выход под марш.

11.04.

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Игровой, практический, наглядный, беседа, объяснение.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ЛЯ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4. Закрепление знаний о скрипичном ключе, нотном стане, о пройденных нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ, а также закрепить знания о долгих и коротких звуках.

5.Игры: «У зеркала», «Угадай кто мы», «лиса подслушивает».

6.Вспомнить название музыкальные инструменты и основные виды. Игра на музыкальных инструментах.

7. Выход под марш.

18 .04.

Тема: «Нотная запись», «Положение нот на нотном стане».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакоство с нотой СИ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Сказка – игра «Матрёшки», закрепление знаний о нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Дать понятия о роли музыки.

5.Творчество в игре на музыкальных инструментах.

6. Игры: «Хлопоты», «Мы ходили на концерт», «Раз два шагают доли».

7.Выход под марш.

25.04.

Тема: «Повторение и закрепление пройденного материала».

1Тема: «Музыкальные и шумовые звуки».

2.Тема: «Высокие и низкие звуки».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти чувства ритма..

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о музыкальных и шумовых звуках, «Что шумит, что звучит». Вспомнить сказку «Про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

4. Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Угадай, кто тебя зовёт».

6.Вспомнить и закрепить понятия: композитор, исполнитель, дирижёр.

7. Выход под марш.

16.05.

Тема: «Громко и тихо».

Тема: «Мажор и минор»

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2. Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании, вспомнить сказку «Сеньор Мажор и сеньор Минор».

4.Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры «Громко-тихо», «Арлекин и Пьеро»,

6.Вспомнить музыкальные инструменты, основные их виды, прочитать стихотворение «Инструменты разные – все они прекрасные».

7.Выход под марш.

23.05.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тема: «Восходящее и нисходящее движение мелодии».

Тема: «Темп в музыке».

Тема: «Форте и пиано».

Программные задачи: Развивать мелодический и гармонический слух. Развивать внутренний слух, музыкальную память, чувство ритма.

Содержание работы: Закрепить знания детей о восходящем и нисходящем движении музыки, о темпе в музыке. Вспомнить сказку о Форе и пиано. Повторить основные жанры в музыке.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о звукоряде, вспомнить сказку о музыкальных ступеньках.

4.Прочитайте стихотворение « бабушка Нота по парку идёт», дать детям возможность раскрыть понятие «темп в музыке», поиграть в игру «Карусель».

5. Музыкально – дидактические игры: «Часы с будильником», «Долго коротко», «Как звучит», «Правильно неправильно», «Молодой дроздок».

6.Повторить с детьми основные жанры в музыке, послушать и определить на слух музыкальный жанр.

7.Выход под марш.


№ Занятия

Тема занятия

Цель

Музыкальные и шумовые звуки

научить детей различать шумовые и музыкальные звуки

Высокие и низкие звуки

Клавиши и клавиатура

познакомить детей с клавишами и клавиатурой

Октавы

усвоить расположение октав на клавиатуре

Ноты и нотоносец

раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ

Скрипичный ключ

познакомить детей со скрипичным ключом

Ноты

познакомить детей с конкретными названиями нот

Такт и тактовая черта

объяснить детям, что такое такт и тактовая черта

Длительности нот

помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта

Нота с точкой

объяснить детям, что означает нота с точкой

Размер

на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером

Паузы

познакомить детей с понятием паузы

Штрихи

научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато

Динамические оттенки

запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски

Мажорный и минорный лады

познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным

Занятие 1

Музыкальные и шумовые звуки

Цель:

  • научить детей различать шумовые и музыкальные звуки.

В стихотворной форме умышленно объясняются шумовые звуки, а музыкальные упоминаются только в конце.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Задание 1 . Подвести ребёнка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. По слуху определить, где – шумовые звуки, а где – музыкальные.

Занятие 2.

Высокие и низкие звуки

Цель:

  • научить различать высокий и низкий регистры

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно с глубоким погружением и в мир сказочный, игрушечный, любимый ими всей душой. Любима игрушка способна оживить занятие, помочь в усвоении нового материала. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

1. Объяснение темы

Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого – с «тонкой» струной. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше, «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в сказке «Про девочку Нину» так движется кошка).

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Кто-то подарил ей пианино на День рождения, а она играть на нём не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже Мурку-кошку. Рассердилась Нина и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон:

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.

А за спиной: «Бум! Бум!»

Обернулась Нина, услышав шум,

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот открывает,

А под крышкой клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши – прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идёт,

А пианино поёт, поёт.

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось –

Кошка вдруг говорить научилось:

«Мяу, всё тебе расскажу.

Хочешь, секрет покажу!» -

Нине она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдёт –

А если повернёт правее –

Звуки всё выше, нежнее.

В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

А струн коротких и тонких,

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает –

Молоточек по струне ударяет:

Струна звенит, поёт,

Думает девочка Нина:

«Совсем не странное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиши касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

P.S: И наоборот, звуки становятся ниже, “тоньше», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

2. Закрепление материала

а) Педагог исполняет правой рукой звукоряд, поочерёдно вверх и вниз (кроме звукоряда, по усмотрению педагога, можно воспроизвести короткие (звуки) мотивы, отдалённые звуки и т.п.). Левая рука его, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам: или поднимаясь, или опускаясь.

б) Педагог играет звукоряд. В это время ученик с помощью игрушки показывает направление движения звуков.

3. Повторение

Игрушка здесь не участвует. Педагог играет звукоряд. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку едет машина (идёт кукла), с верхней веточки на нижнюю или наоборот летит попугай.

Закрепить пройденный материал детям поможет задание 2 .

Занятие 3.

Клавиши и клавиатура

Цель:

  • познакомить детей с клавишами и клавиатурой.

Чтобы этот непростой материал был преподнесён детям в занимательной, интересной форме, используем стихи и рисунки.

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имён лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

Видишь чёрных клавиш ряд?

Их то две, то три подряд,

Лишь две чёрненьких нажмёшь,

Между ними ре найдёшь.

Слева – до , а справа – ми,

По порядку их нажми:

До, ре, ми .

Рядышком теперь, смотри,

Видишь, чёрных клавиш три?

От них слева фа живёт,

Песенку свою поёт.

Возле фа – соль, ля сидят

И вдвоём на си глядят.

Ну, а си совсем несложно,

Очень просто найти можно:

Справа от трёх чёрных клавиш

Дома ты её застанешь.

А теперь произнеси:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Друг за дружкой их сыграй

И тихонько повторяй:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Только си ты назовёшь –

Рядом снова до найдёшь.

Если мы от до ушли,

До другого до дошли –

Значит целую ОКТАВУ

Вместе мы с тобой прошли.

Ну-ка, быстро, раз, два, три,

Это слово повтори: ОКТАВА .

Чудеса тут, да и только!

Хоть здесь клавиш разных столько –

Знаю я, как их зовут,

Знаю, где они живут.

Усвоить на практике местонахождение клавиш детям помогут

задания 3 и 4 .

Занятие 4.

Октавы

Цель:

  • усвоить расположение октав на клавиатуре.

Пояснительная записка

Полезно использовать карточки с изображениями животных из задания 2, те которые помогли в изучении регистров. Для этого их надо расположить на клавиатуре в следующем порядке:

  1. Субконтроктава – слон
  2. Котроктава – слонёнок
  3. Большая октава – медведь
  4. Малая октава – медвежонок
  5. Первая октава – кошка
  6. Вторая октава – котёнок
  7. Третья октава – мышка
  8. Четвёртая октава – мышонок

Задания 5 – 6.

Для закрепления материала используется задание 7 , где вводится понятие – до второй октавы.

Занятие 5.

Ноты и нотоносец

Цель:

  • раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ.

Пояснительная записка

Чтобы усвоение нового материала было более твёрдым, в данной теме сведения о ключе не упоминаются, а раз так, то и ноты объясняются пока просто как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Позже, после знакомства детей со скрипичным ключом, будет рассказано о конкретных названиях нот.

При такой последовательности изучения нот педагог ставит цель показать детям, как выглядят знаки-ноты и где они пишутся – на линейках, между линейками, под ними и над ними.

В это же время даются и начальные представления о длительности нот – задание 8 . Объяснить детям, что звуки бывают долгими и короткими, можно на примере какой-либо песни. Для этого необходимо, чтобы дети пропели несколько её строк, одновременно отхлопывая в ладоши ритмический рисунок мелодии.

Надёжней усвоить этот материал поможет задание 9 .

Понятие «нотоносец», о котором дети узнают из стихотворения, следует дополнить другим названием нотоносца – нотный стан.

Вот пятиэтажный дом.

Проживают знаки в нём.

Нотоносец дом зовут,

Знаки-ноты в нём живут.

(Показать иллюстрацию дома с нотами)

Занятие 6.

Скрипичный ключ

Цель:

  • познакомить детей со скрипичным ключом.

Пояснительная записка

После знакомства детей со «Сказкой о мудрой сове», педагог должен пояснить: ключ называют «скрипичным» потому, что он как бы ведает нотами, у которых звучание такое же высокое, как и у скрипки.

Сказка о мудрой сове

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,

Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:

– Добрая сова, помоги, от беды меня убереги.

Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю,

Ему проснуться помогаю,

Но сегодня злые пауки

Спрятали все ноты в сундуки.

И сундуки те на замок закрыли,

А ключи от замков в земле зарыли,

Без песенки я жить не могу.

Как солнышку теперь помогу?

– Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нём что-то рисовать, приговаривая:

Я сначала нарисую закорючку вот такую,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь,

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовётся он скрипичный .

И второе имя есть,

Напишу его я здесь: ключ соль.

Запомни, птичка – серенькая невеличка,

Он называется так потому,

Что начало завиточка

На второй рисуют строчке, –

Как раз на той самой второй строчке, где пишется нота соль первой октавы. Бери, птичка, этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

Поблагодарила птичка – серенькая - невеличка добрую сову и полетела за своими нотами.

Вот так помогла сова птичке вернуть её песенку.

Написание скрипичного ключа дети могут освоить, выполняя задание 10 . Пьесу «Народная прибаутка» сначала следует играть 3-им пальцем правой руки, а затем 3-им пальцем левой руки.

Занятие 7.

Ноты

Цель:

  • познакомить детей с конкретными названиями нот.

Чтобы пьесы исполнять,

Ноты нужно твёрдо знать.

Вот – до, ре Вот ля и си

Выучи названия нот и где каждая живёт.

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберёт?

Будто капельки похожи,

Различить мы их не можем.

Вот что: ноты все украсим,

Словно радугу раскрасим.

И запомним сразу мы,

Где тут фа , а где тут ми .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Облегчит усвоение этого материала задание 11 .

Сказка про петушка

(Прочитай сказку, называя ноты вместо пропущенных слогов).

Жил да был петух на свете

чего хорош был Петя!

Утром солнце лишь проснётся,

Петя гом вст пенётся,

Песню звонкую споёт

И гу ть на луг идёт

мо ма, мо сада,

Мо сломанной ограды,

Погу ет и вернётся,

За дела свои возьмётся.

Приведёт в порядок м,

Печь затопит, а потом

Сходит Петя в огород.

Там,горох сорвёт,

Да нако т колосков –

Вот уж завтрак и готов.

Чистый ртучек наденет,

На столе он скатерть сменит,

Поставит, угощенья.

Ай, да, Петя! Заг денье!

Тут друзья в окно стучат.

– Заходите, я вам рад!

Занятие 8.

Такт и тактовая черта

Цель:

  • объяснить детям, что такое такт и тактовая черта.

Пояснительная записка

К этой теме не требуется дополнительных комментариев, так как материал в заданиях 12 – 15 изложен довольно полно. Для закрепления темы дана «Перемена»: соотнеся изображение комнат в доме с изображением нотоносца, дети сосчитают количество комнат в доме и легко определят количество «комнат – тактов» на нотоносце.

Занятие 9.

Длительности нот

Цель:

  • помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта.

Пояснительная записка

При изучении этой темы дети испытывают определённые трудности. Чтобы облегчить усвоение данного материала, предлагается сказка «Дружная семья».

Как известно, у детей и взрослых динамика разная (дети намного подвижней взрослых). На основе данного принципа и построена эта сказка: в ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Всё это наглядно объясняет соотношение длительности и счёта.

Дружная семья

Жила-была дружная семья:

Прабабушка, две бабушки

Мамы с папами

И ребятишки

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх.

Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры 1,2,3,4 решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои вмиг сосчитали:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Вот у них и получилось!

Ну, и бабушки, чтоб не отстать,

Вот так:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Тут прабабушка тихо сказала:

– А я тоже шаги сосчитала:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

P.S.: Не следует на начальном этапе обучения огорчаться из-за того, что дети иногда вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) называют её «бабушкой». В этом случае важно попросить ребёнка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительностей («бабушка», половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.

После ознакомления с предложенным материалом через чтение сказки переходим к заданиям 16 – 18 – всё это и составит занятие.

Занятие 10.

Нота с точкой

Цель:

  • объяснить детям, что означает нота с точкой.

Пояснительная записка

Стихи и задание 19 облегчат детям усвоение этой довольно непростой темы. Но для того, чтобы этот материал воспринимался проще, полезно на начальном этапе у точки подрисовать штиль так: или так:

Занятие 11.

Размер

Цель:

  • на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером.

Пояснительная записка

Тема не требует дополнений. Для лучшего усвоения материала полезно использовать задание 20 – «Музыкальное лото».

Занятие 12.

Паузы

Цель:

  • познакомить детей с понятием паузы.

Пояснительная записка

Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо так же слушать и считать, как и ноты.

Неразлучные друзья

Жил-был на свете мальчик Коля.

Учился он в музыкальной школе,

И была у него книжка.

И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилось такая история.

Только часы двенадцать пробили,

Вдруг эту книжку быстро открыли.

И кто бы вы думали, её открыл?

Ноты!

Да-да, ноты – невелички,

Которые жили на первых страничках.

Заплакали они, загоревали,

Что-то друг другу рассказывать стали.

Потом побежали по книжке без оглядки,

Только засверкали пятки.

Далеко убежали от нотоносца родного,

Остановились на одной странице, смотрят,

А место им незнакомо.

Какие-то знаки навстречу идут,

Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»

Ноты наперебой рассказывать стали:

Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.

Мальчик, который занимается по этой книжке,

Заставляет нас петь без передышки.

Вы бы только знали,

Как мы устали!

Ведь нельзя же нам всё время звучать,

Должны и мы иногда отдыхать.

Посмотрите, что с нами случилось,

Какая беда приключилась:

Половинная нота, бедная,

Стала ужасно бледная.

Целая так долго пела,

Что даже вся поседела.

Четвертная нота почернела от работы.

А мы, ноты восьмые, весёлые, озорные,

До того пели, старались,

Выслушали их знаки незнакомые и говорят:

Ну, об этом не стоит горевать,

Слёзы горючие проливать.

Мы как раз знаки молчания,

Обозначаем перерыв в звучании.

Паузы нас зовут.

Вот мы все тут.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целая пауза Половинная Четвертная Восьмая

Раз и, два и, три и, четыре и. Раз и, два и Раз и Раз

Вот и познакомились мы с вами, ноты.

Теперь вы по-другому запоёте.

Забирайтесь к нам на нотоносец,

Будем вместе жить,

Больше не о чем вам тужить.

Станем мы с вами неразлучными друзьями.

Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить - поживать, горя не знать.

Обращение к «забавным картинкам» поможет детям быстро и прочно запомнить, как выглядят паузы. Им легко вообразить, что целая пауза, как табличка, висит на линейке; половинная, будто сундучок на полке, лежит на линейке; четвертная похожа на змейку; а восьмая напоминает фигуристку.

Занятие 13.

Штрихи

Цель:

  • научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато.

Пояснительная записка

Тема наглядно раскрывается в стихах и рисунках, приведённых в задании 27 . Необходимо выучить:

Точка над нотой и точка под нотой,

Скажи-ка нам, точечка, кто ты?

Знайте, ребята, зовусь я стаккато ,

Плясать заставляю я ноты.

Стаккато – коротко, отрывисто.

Лига

Ой, дуга, какая тут!

Как, скажи, тебя зовут?

Лига называюсь я.

И запомните, друзья,

В пьесах роль моя важна,

Нотам очень я нужна

Для того, чтоб их учить

Плавной поступью ходить.

Ну, а поступь та, ребята,

Называется легато .

Легато – плавно, связно .

Занятие 14.

Динамические оттенки

Цель:

  • запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски.

Пояснительная записка

Усвоению темы помогут рисунки и прослушивание пьесы Д.Г. Тюрка «Я так устал» в разной манере исполнения из задания 28 .

Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз – точно выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, полностью раскрывающему смысл пьесы.

После этого можно перейти непосредственно к знакомству с названиями и назначениями динамических оттенков. Распределение цветовой яркости красок на палитре будет способствовать лучшему восприятию сути динамических оттенков.

Занятие 15.

Мажорный и минорный лады

Цель:

  • познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным.

Пояснительная записка

Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.

ДВА БРАТА

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-дон-Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами поболтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам песню запевать.

Солдаты были у него необычные –

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся, с боку на бок повернётся,

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так, и сяк,

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали МАЖОР , а грустного – МИНОР . Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено поклонились.

Здравствуй, Дин-Дон, – говорят. –

Хотим послушать твоих солдат.

А ну, – скомандовал Звукам король, –

Запевать все изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Давай, – говорят, – Дин-Дон, мы тебе поможем,

Из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –

Получился ЗВУКОРЯД .

Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!»

Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все мы дру - жно вста – ли в ряд, по – лу – чил - ся зу – ко - ряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не про – стой ма – жор – ный, ра – дост – ный, за – дор – ный!

Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчи – и – тайсь!». Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, полутон,

Тон, тон.

Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы ми – нор – ный зву – ко – ряд груст – ных зву – ков длин – ный ряд

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пес – ню груст – ну – ю по – ём и сей – час мы за – ре – вём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин-Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он – Минор явится,

Захочет веселиться – Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни зазвучали складно!