Джаз рок первый концерт. Главные альбомы джаз-рока. Данное направление можно отнести к истокам всего стиля fusion

История знает немало примеров, когда идеи новаторов не принимались общественностью, иногда даже подвергались гонениям, но в конечном счете эти первопроходцы признавались гениями, а их достижениями пользовался весь мир. Такое случалось и в джазе – музыканты выходили за рамки традиционного стиля и нередко были не непонятыми. Представители новых веяний, например, Майлс Дэвис, Тони Уильямс, или группы Weather Report и Return to Forever, создавали свои лучшие джаз-рок альбомы, не думая о том, что они станут мировыми хитами. Но тем не менее случилось именно так…

Лучшие джаз-рок альбомы

Miles Davis – альбом Bitches Brew

Двойной альбом американского джазового трубача был выпущен в начале 1970 года студией Columbia Records. В этом альбоме нашли отражение эксперименты с использованием электронных инструментов – гитара и синтезатор.

Данный альбом считается прародителем направления джаз-рок. Традиционные джазовые стандарты сменяются тягучей, неожиданно взрывающейся импровизацией. Музыканты репетировали непосредственно перед записью, что заставляло их глубже погружаться в исполняемую музыку. Из указаний они получали лишь размер, основные аккорды и маленький отрезок мелодии, из которой потом вырастала импровизация. К слову, к авторству Дэвиса не относятся композиции «Танец фараона» и баллада «Святилище».

После выхода альбома в свет мнения о нем разделились. Сам факт, что Columbia Records выпустила альбом с названием «Сучье варево», было скандально.

Наполнение не отставало от названия – стилистическое направление, близкое к джаз-фьюжну или джаз-року, эксперименты со звуком и спецэффектами, электронные инструменты – все это позволило не просто расколоть общество на две части – за и против, но и принести альбому бешеную популярность. Альбом быстро стал первым золотым в карьере Дэвиса, а несколько позже завоевал «Грэмми».

Return to Forever – альбом Romantic Warrior

Return to Forever – американская джаз-фьюжн группа 1970-х годов. Вышедший в 1976-мальбом «Романтический воин» при участии стал шестым и самым известным в истории группы. Музыка альбома, стилизованного под средневековье, начиная с обложки, разнообразна. Открывает альбом «Средневековая увертюра», которая полностью акустическая.

«Волшебница» с одной стороны словно подготовлена увертюрой, с другой – противоположна по стилю и среди инструментального состава появляется синтезатор. Композиция «Величественный танец» и вовсе опирается на рок-риффы и искаженный «свинцовый» гитарный звук, который подкрепляется быстрыми пассажами, похожими на клавесинные.

Некоторые критики подтверждали, что пластинка достойна войти в лучшие джаз-рок альбомы в истории, а другие утверждали, что все композиции излишне классические и помпезные, а сам альбом – чуть ли не худший в истории.

Herbie Hancock – альбом Head Hunters

Head Hunters – 12-й студийный альбом , который вышел в свет в 1973 году на все той же Columbia Records. Альбом добавлен в «Национальный регистрационный реестр» Библиотеки Конгресса.

Однозначно отнести альбом «Охотники за головами» к джаз-року довольно трудно. Эта пластинка – скорее яркий показатель, как могут чрезвычайно удачно сочетаться ритмы RNB, подчеркнутые в том числе ударными афроамериканскими инструментами, с расслабленными ритмами фанка.

Эклектичный звук альбома не просто продолжил «прокладывать» путь к полностью электронной музыке, но и существенно повлиял на другие музыкальные жанры, став еще одним победителем в битве за звание лучшие джаз-рок альбомы всех времен.

Weather Report – альбом Heavy Weather

И снова калифорнийский альбом, выпущенный Columbia Records в 1977 году, на этот раз от группы Weather Report.

Мы снова имеем дело с одним из лучших альбомов в истории джаза, который был выпущен, когда явление джаз-рока «стало выходить из-под контроля», как прокомментировал критик Ричард Джинелл.

Одна из самых ярких композиций альбома – Birdland. Это совершенно удивительно, поскольку она полностью инструментальная. Моментально став джазовым стандартом и немало поспособствовав популярности альбома, Birdland, олицетворяет собой вершину творчества группы.

Любопытно, что, хотя сама композиция не получила «Грэмми», впоследствии песня не просто вошла в репертуар многих известных исполнителей, но и версии ее трижды были награждены «Грэмми».

Tony Williams – альбом Believe It

Джаз-рок альбом «Поверь в это» (1975) Тони Уильямса и его группы The Tony Williams Lifetime снова записана на Columbia Records. Это первый альбом группы. Первый, не самый известный, но необычайно интересный при этом.

Стоит отметить – первый лишь в новом этапе Уильямса, первый – для нового состава группы. До этого момента, к 1974 году, успело уже выйти целых четыре альбома от постоянно распадающегося трио Уильямса.

Джон Свенсон пишет, что альбом Believe it – словно «безумная фьюжн-дегустация». Чуть ли не сенсацией стал новый британский гитарист Allan Holdsworth, запоминающийся как выразительным музыкальным языком – мягким, гармоничным и весьма лиричным, так и мастерским владением инструментом. Впрочем, сплаву джаза и рока мы обязаны и они Уильямсу тоже с его концепцией ритмической свободы и невероятной изобретательностью.

Джаз-рок (англ. jazz rock ) - направление музыки, название которого говорит само за себя. Эта уникальная смесь джаза и рока появилась сравнительно недавно - в 60-х годах ХХ века, когда некоторым прогрессивно настроенным джазменам рамки своего обширного стиля показались слишком узкими. Традиционно возникновение джаз-рока географически приписывают Соединенным Штатам, но и в Старом Свете также хватало самородков, которые независимо от своих коллег из-за океана осваивали новое звучание.

Уже в начале 60-х в Великобритании существовали группы такие, как Georgie Fame and the Blue Flames и Graham Bond Organisation, музыканты которых пытались совместить в своем творчестве джаз и ритм-н-блюз. Отголоски джаз-рока слышны и в альбоме 1964 года «The Five Faces of Manfred Mann» Манфреда Мэнна . Однако маститые музыкальные критики первой работой в джаз-роке склонны считать пластинку американского джазового вибрафониста Гэри Бертона (Gary Burton) «Duster», которая появилась в продаже в 1967 году. На этом диске в качестве гитариста выступил молодой техасский музыкант Ларри Кориелл (Larry Coryell). Именно он стоит у истоков стиля, который принято называть джаз-роком.

За год до работы с великим Гэри Бертоном Ларри успел отметиться в группе The Free Spirits, которая также пыталась в своих экспериментах смешивать джаз с роком. Когда стало понятно, что два независимых жанра музыки вполне совместимы, в хит-парадах появился «Miles in the Sky» Майлза Дэвиса (Miles Davis). С этого момента джаз-рок начал набирать обороты. Коллективы, играющие в новом ключе, возникали независимо друг от друга по обе стороны океана и звучали очень разнообразно. И это разнообразие определялось широкими рамками обоих жанров. Сравнить, к примеру, американцев Blood, Sweat and Tears с британцами The Soft Machine - абсолютно разный подход к музыке, но обе группы в определенные моменты творчества можно вполне отнести к данному направлению.

Джаз-рок характеризуется значительной продолжительностью композиций, импровизацией, своей джазовой основой со всеми вытекающими последствиями и использованием роковых инструментов. Во время расцвета этого направления в 70-х годах появились такие коллективы, как The Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Brand X, Chicago, Return to Forever - группы, которые по сей день считаются классикой жанра. Последующие годы несколько расширили границы джаз-рока, добавив к нему world, фанк и элементы поп-музыки, включая электронику. Появилось множество поджанров, но их основой является все тот же неизменный джаз.

Джаз-рок также иногда называют термином "фьюжн" (англ. fusion), появление которого связано с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших себя ассоциировать с белой рок-культурой. Характерной особенностью фьюжн является уклон в funk. Но, в большей степени, термин "фьюжн" содержит в себе не музыкальный, а социальный подтекст, отмечающий осуществление «сплава» не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами исполнителей и слушателей. Ярким примером такого социального сплава стало выступление чернокожего Майлза Девиса на концертах в Fillmorе West в 1970 году перед аудиторией белых хиппи в составе с белыми и черными исполнителями.

Miles Davis “In A Silent Way” (1969)

О корнях и происхождении джаз-рока (фьюжна) знатоки еще могут поспорить. Однако момент, когда джаз-рок стал знаменитым, обсуждению не подлежит. Музыкальный гений Майл Дейвис первым стал монтировать сложные инструментальные треки из различных сессий. И, что самое важное, побудил своих коллег исследовать новый путь в музыке. Этот и следующий альбомы Дейвиса – “Bitches Brew”, относятся к абсолютной классике жанра.

Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame” (1971)

Гитарист Джон Маклафлин, принимавший участие в записи двух вышеназванных альбомов Майлза Дейвиса, собрал группу выдающихся инструменталистов – барабанщика Билли Кобэма и скрипача Жан-Люк Понти. Альбом The Inner Mounting Flame преподаст урок мастерского исполнения для многих рок-звезд от Deep Purple до Metallica и Dream Theater. Послушайте, что вытворяет с гитарой Маклафлин.

Herbie Hancock “Mwandishi” (1971)

На знаменитого клавишника и композитора Херби Хэнкока также очень повлияла совместная работа с Майлзом Девисом. К началу 70-х музыкант покинул лейбл Blue Note и начал коллекционировать новые электронные инструменты. Mwandishi означало имя самого Хэнкока на языке суахили, и ему принадлежит первенство по интеграции синтезаторов в джазовое полотно. Тем, кому звучание “Mwandishi” покажется слишком авангардным и импровизационным, следует обратить на фанковый проект Хэнкока “Head Hunters” (1973), получивший широкий отклик публики.

Return to Forever: Hymn of the Seventh Galaxy (1973)

Еще один пианист – Чик Кориа, после сотрудничества с Майлзом в 70-х сменил фокус интереса от авангарда к джаз-року. На альбоме проекта Return To Forever вместе с Кориа играет гитарист Билл Конорс, Стэнли Кларк на басу и Ленни Уайт на барабанах. Hymn of the Seventh Galaxy – это уже скорее не джаз-рок, а рок-джаз. Виртуозы-исполнители создают настоящий хард-роковый замес. Доселе неслыханный сплав электро, джаза, фанка и хард-рока, т.е. настоящий фьюжн (fusion — сплав).

Вторая половина 60-х годов ушедшего века была ознаменована расцветом рок-культуры на Западе, что было связано с неимоверным подъемом движения хиппи.

В те годы появилось много нового. Причем не только в музыке, а в искусстве в целом в эстетике жизни молодежи. Здесь были и обычные рок-группы и играющие джаз рок-группы. Новых групп, возникших в этот период, можно смело сравнивать с количеством грибов, растущих после дождя.

Появление Джаз-рока

В те годы появилось много новых музыкальных направлений, групп и имен. The Битлз проложили путь от мерсбита до разнообразных сложных композиций. Вслед за ними стали появляться такие направления, как Acid-Rock, Пси-рок, Фолк-рок, Classic-Rock, Кантри рок, Rock Opera, Блюз-рок и, конечно же, Джаз-рок.

Основываясь на грамматике английского языка, термин джаз-рок можно перевести как «джазовый рок», так как в грамматике первое слово определяет отношение ко второму. По сему первые джаз-рок ансамбли стали плацдармом для наступления рок-культуры, а не джаза.

Джаз-рок стал существенной частью нестандартной музыки. Его звезды попадали в рок энциклопедии, справочники и словари.

Первые джаз рок-группы

В тот период критики пришли к мнению, что коллектив «Chicago» составляют рок-музыканты, которые пытаются играть джаз. А группа «Блуд оф Тиарс» по их мнению, наоборот, состояла из джазменов, которые примкнули к рок-музыке. Важно также помнить, что в США изначально рок считался музыкой белых.

По этой причине имидж жанра джаз-рок заключался в таком описании: «белая рок-группа, которая имеет в своем составе секцию духовых инструментов». Не только эти две группы в то время заявили о себе. Они исполняли новые гармонии и ритмы, импровизировали, играли на электронных инструментах. Отметим, что Америка была подвержена небывалому напору со стороны рок-групп, основанных в Англии.

Майк Блумфилд – молодой блюзмен из Чикаго. Он создал блюз-рок группу «Электрический флаг». Здесь была секция духовых инструментов. Но при этом было сказано, что группа будет играть настоящую американскую музыку. Потому можно сделать вывод, что на ранних стадиях джаз-рок имел идеологическую подоплеку. Одним из наиболее ярких ансамблей в то время была группа «Chase», которую создал трубач Билл Чейз. Он трагически погиб в 1974 году.

Джаз-рок в деятельности известных рок-музыкантов

К ранним проявлениям джаз-рока можно отнести еще огромное количество групп, в которых играли музыканты, не имеющие прежде никакого отношения к такому направлению, как джаз. Джинджер Бэйкер – барабанщик «The Cream» — после того, как группа распалась, создал новую группу — «Air Force Band». Стали появляться группы, в которых молодые джазмены работали вместе с рок-музыкантами.

Знаменитые рок-музыканты активно принимали участие при записи музыки нового типа. Одни прославившиеся музыканты начинают записываться на студиях вместе с другими. Так, например, Джеф Бек записался совместно с Яном Хаммером и Стенли Кларком. Джек Брюс стал участником «The Tony Williams Lifetime». Некоторое время спустя барабанщик коллектива «Genesis» стал участником группы «Brand X».

Он также аккомпанировал Элу Ди Меола. Томми Болин – гитарист из «Deep Purple» — записывался со знаменитым джаз-барабанщиком Билли Кабэмом. К тому же он сам привлекал джаз-рок исполнителей, чтобы записывать совместно его сольные пластинки. Все музыканты объединялись, чтобы найти и изобрести что-то новое. Все, кто не зацикливался на одной и той же манере игры, на однообразном стиле.

Если рассматривать ранние времена в целом, можно однозначно заявить, что в среде джаза в середине 60-х годов было сформировано то, что называется «преддверием» джаз-рока. Это Квинтет братьев Эддерли, ансамбля «Messengers Jazz», Хораса Сильвера и барабанщика Арта Блэйки. Музыку этого квинтета относят к соул-джазу или фанки-джазу.

Элементы такой музыки активно используются Куинси Джонсом – выдающимся аранжировщиком. Музыка фанки-соул всячески продвигалась продюсером Гридом Тейлором. Он работал с Джимми Смитом, Уэсом Монтгомери и другими джазменами.

Они также были новаторами в своем роде, так как предложили новую эстетику, которая существенно отличалась от стандартов фанки и хард-бопа. Уже в 1965 году Ларри Кориэлл одним из первых пересмотрел подход к звуку на собственном инструменте, изменил фразировку, пытался стать ближе к рок-гитаре.

Но настоящая революция была произведена Джоном Маклафином. Потому над направлением джаз-рока работали несколько сил одновременно. Если говорить о традиционном джазе, то здесь, в принципе, появилось и выросло целое поколение слушателей.

С другой же стороны – джаз очень сильно изменился за это время. Он перестал двигаться в коммерческом направлении. В послевоенное время завершилась эра танцевального свинга. Бибоп стремительно перерос в хард-боп. В конце 60-х он коснулся авангардного джаза, покинув широкую аудиторию, начав развиваться вглубь.

Со временем джаз стал очень сложным направлением, он перестал быть модным искусством. Потому такие обстоятельства заставили музыкальный бизнес преобразиться. Даже известные джазмены оставались без работы. Таким образом, появился антагонизм в сфере рок-музыки и джазовой среде.

Для большинства джазменов, которые продолжали свое развитие, вкусы молодежи вызывали усмешку. Им все это казалось слишком простым и примитивным. Музыканты, которые играли рок, уважительно относились к джазменам. Но с их стороны была и некая неприязнь из-за недолюбливания последними всего нового.

Если говорить об этом в общем, то оба эти направления в некой мере были соперниками в плане ревности к успеху. Именно из-за этих причин джаз-рок не вызывал особого восторга у широких масс публики. Джазовая критика заявила, что это направление не имеет будущего и художественной ценности.

Видео: Funk-Jazz-Rock-Groove-Music

Английское слово fusion (сплав) лучше всего определяет название джазового направления, соединяющего элементы фанк, метал, фолк, джаза, хип-хопа, R&B, регги и других стилей. В одном альбоме jazz fusion может встречаться музыка всех вышеперечисленны х направлений, что делает их интересным для тех, кто ищет свой стиль и экспериментирует с джазом.

Исполнители

Jazz fusion — «сплав» джаза с элементами самых разных направлений: метала, электроники, регги, фолка, поп, рока, хип-хопа, этники и т.д. Зачастую даже в одном альбоме исполнителя вы обнаружите гремучую смесь из вышеперечисленно го. Фьюжн зародился в конце 60-х годов прошлого века, когда джазмены стали экспериментирова ть с электронной музыкой, роком, ритм-энд-блюзом. В то же время рок-музыканты не были чужды джазовых элементов и с их помощью разнообразили свои композиции. В 70-х годах fusion достиг своего расцвета, но и в последующие десятилетия он пользовался стабильной популярностью у исполнителей и слушателей. Этот стиль можно назвать систематизирован ным, специалисты рассматривают его как подход или музыкальную традицию, поэтому фьюжном считают, например, прогрессив-рок.

Наиболее яркими представителями fusion были музыканты, исполняющие джаз-рок, например, группы «Eleventh House», «Lifetime». Зарождение фьюжна было связано с такими оркестрами, как «Mahavishnu Orchestra» и «Weather Report», исполняющими яркую, интересную и разнообразную музыку, часто удачно экспериментируя с направлениями. Среди отдельных фьюжн-музыкантов особенно выделяются барабанщик Ronald Shannon Jackson, гитаристы Pat Metheny, John Scofield, John Abercrombie и James «Blood» Ulmer, саксофонист и трубач Ornette Coleman.

Фьюжн отличается инструментальнос тью, сложными тактами, метром, длинными композициями с включениями импровизаций. Большинство музыкантов, исполняющих эту музыку, легко узнаваемы благодаря высокому уровню техники, что редко встречается в подобных формах. В США fusion получает не много эфирного времени из-за свой сложности, отсутствию вокальной составляющей. Однако в Японии, Европе, Южной Америке существуют целые радиостанции, вещающие для большого количества поклонников стиля.