Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа. Тема великой отечественной войны в русской литературе Военная тема в произведениях 20 века

Реферат

на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в литературе»


Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз времени «Убей его!» (врага) пронизал эту литературу - отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937-й и 1941 г. в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала «Книга про бойца» - поэма А. Твардовского «Василий Теркин». «Молодая гвардия» А. Фадеева о подвиге и гибели юных краснодонцев трогает душу нравственной чистотой героев, но вызывает недоумение лубочным описанием жизни молодежи до войны и приемами создания образов фашистов. Литература первого этапа по своему духу была описательной, неаналитичной.

Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 гг. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях - излишне ликующие и триумфальные (например, роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»). Они не договаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Об этом позже скажет Твардовский:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь, полуживым -

Из плена в плен - под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60- 80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов» (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Богомолов). Их крепко били. Били за то, что они «сузили» масштаб изображения войны до размеров «пяди земли», батареи, окопа, леска... Их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. За образец писателями этого поколения был взят толстовский принцип изображения войны - «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой... с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти». Аналитический дух «Севастопольских рассказов» вошел в отечественную литературу о войне XX в.

В 1965 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть В. Быкова «Круглянский мост», пробившая брешь в лубочной литературе о войне. ...Оперативная группа партизанского отряда получает задание поджечь Круглянский мост, связывающий два берега: на одном - немцы, на другом - обескровленные партизаны. Мост охраняется днем и ночью немецкими часовыми. Майор Бритвин заметил, что каждый день утром по мосту проезжает повозка с бидонами молока для немцев, управляемая мальчонкой. Гениальная идея осенила майора: вылить молоко тайно от мальчика, начинить бидон взрывчаткой и, когда повозка будет на середине моста, поджечь бикфордов шнур... Взрыв. Ни моста, ни лошадки, ни мальчонки... Задача выполнена, но какой ценой? «Война - это повод поговорить о хорошем и плохом человеке» - эти слова Василя Быкова выражают суть новых задач, решаемых литературой о войне, - дать безжалостный, трезвый анализ времени и человеческого материала. «Война заставила многих раскрыть глаза в изумлении... невольно и неожиданно сплошь и рядом мы оказывались свидетелями того, что война срывала пышные покрывала... Любитель громких и правильных фраз порой оказывался трусом. Недисциплинированый боец совершал подвиг» (В. Быков). Писатель убежден, что войной в узком смысле должны заниматься историки, интерес же писателя должен быть сосредоточен исключительно на нравственных проблемах: «кто в военной и мирной жизни гражданин, а кто - шкурник?», «мертвые сраму не имут, а оставшиеся в живых перед мертвыми?» и других.

«Литература лейтенантов» сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945 г., тыл - вот что в высоких и низких проявлениях воскресили К. Воробьев, В. Быков, Е. Носов, А. Твардовский.

Повесть К. Д. Воробьева (1919-1975) «Убиты под Москвой». Ее напечатали в России лишь в 80-х гг. - страшились правды. Название повести, как удар молота, - точное, краткое, вызывающее немедленно вопрос: кем? Военачальник и историк А. Гулыга писал: «В этой войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственно, что мы не жалели, - так это людей». Немецкий генерал Гольвицер изумлялся: «Вы не жалеете своих солдат, можно подумать, что вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками». Два высказывания ставят важную проблему убийства своих своими же. Но то, что удалось показать К. Воробьеву в повести, много глубже и трагичней, потому что весь ужас предательства своих мальчишек можно изобразить только в художественном произведении.

Первая и вторая главки - экспозиционные. Немцы теснят армию к Москве, и на передовую посылают кремлевских курсантов, «по-мальчишески звонко и почти радостно» реагировавших на пролетавшие юнкерсы, влюбленных в капитана Рюмина - с его «надменно-иронической» улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостиной в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «...Снег - легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок... ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. И не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории». Он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут заложниками войны. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Побелевший нос Сашки, неумолимое чувство страха не от того, что трусы, а от того, что у фашистов не жди пощады.

Рюмин уже знал - «на нашем направлении прорван фронт», об истинном положении там рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез» - так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя.

Появление политрука Анисимова вызвало надежду. Тот «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это был очередной обман. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях, в страданиях раненного в живот Анисимова: «Отрежь... Ну, пожалуйста, отрежь...», - умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» - решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «Ура! За Сталина!» (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то «бессловесное и жесткое». Алексей уже «не кричал, а выл». Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. И после победы, первой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «...В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»

Но началась самолетная атака немцев. Художник К. Воробьев потрясающе изобразил ад войны какими-то новыми образами: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков». Слова автора как бы воспроизводят страстный внутренний монолог Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба - день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..»

Кульминация происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. «Трус, изменник», - внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», - думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из иих боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. К. Воробьев-аналитик исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

Развязка наступает неожиданно. Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым. У них на глазах в воздухе был расстрелян советский ястребок. «Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! - прошептал Рюмин. - ...За это нас нельзя простить никогда!» Вот портрет Рюмина, который осознал великое преступление главного командования перед ястребком, мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: «Он плакал... невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль...»




Владимир Богомолов «В а́вгусте со́рок четвёртого» — роман Владимира Богомолова, опубликованный в 1974 году.Другие названия романа — «Уби́ты при задержа́нии…», «Возьми́ их всех!..», «Моме́нт и́стины», «Чрезвыча́йный ро́зыск: В а́вгусте со́рок четвёртого»
Произведение...
Рецензия...
Рецензия...
Отклики...

Борис Васильев «В списках не значился» — повесть Бориса Васильева 1974 года.
Произведение...
Рецензии читателей...
Сочинение "Рецензия"

Александр Твардовский «Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны
Произведение...
Рецензии читателей...

Юрий Бондарев «Горячий снег » — роман Юрия Бондарева 1970 года, действие которого разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. Именно то сражение, описанное в романе, решало исход всей Сталинградской битвы. Режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману был поставлен одноимённый фильм.
Произведение...
Рецензии читателей...

Константин Симонов «Живые и мёртвые» — роман в трёх книгах («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), написанный советским писателем Константином Симоновым. Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года. По мнению литературоведов советской эпохи, роман являлся одним из ярчайших отечественных произведений о событиях Великой Отечественной Войны. В 1963 году первая часть романа «Живые и мёртвые» была экранизирована. В 1967 году вторая часть была экранизирована под названием «Возмездие».
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...


Константин Воробьёв «Крик» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1961 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об участии главного героя в обороне Москвы осенью 1941 года и его попадании в немецкий плен.
Произведение...
Рецензия читателя...

Александр Александрович «Молодая гвардия» — роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия» (1942—1943), многие члены которой погибли в фашистских застенках.
Произведение...
Реферат...

Василь Быков «Обелиск» (белор. Абеліск) — героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1971 году. В 1974 году за «Обелиск» и повесть «Дожить до рассвета» Быков был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году повесть была экранизирована.
Произведение...
Рецензия...

Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова, писался в три этапа в 1942—1944, 1949, 1969 годах. Рукопись романа писатель сжёг незадолго до смерти. В печать вышли только отдельные главы произведения.
Произведение...
Рецензия...

Энтони Бивора «Падение Берлина. 1945» (англ. Berlin. The Downfall 1945) — книга английского историка Энтони Бивора о штурме и взятии Берлина. Вышла в 2002 году; в России выпущена издательством «АСТ» в 2004 году. Была признана бестселлером № 1 в семи странах, не считая Великобритании, и вошла в первую пятерку еще в 9 странах.
Произведение...
Рецензия читателя...

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском лётчике-асе Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.Более восьмидесяти раз издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, летчик Алексей Маресьев.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензии читателей...



Михаил Шолохов «Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», № за 31 декабря 1956 и 02 января 1957.
Произведение...
Рецензии читателей...
Рецензия...

Владимир Дмитриевич «Тайный советник вождя» — роман-исповедь Владимира Успенского в 15-ти частях о личности И. В. Сталина, о его окружении, о стране. Время написания романа: марта 1953 — январь 2000 года. Впервые первая часть романа опубликована в 1988 году в Алма-Атинском журнале «Простор».
Произведение...
Рецензия...

Анатолий Ананьев «Танки идут ромбом» — роман русского писателя Анатолия Ананьева, написанный в 1963 году и повествующий о судьбах советских солдат и офицеров в первые дни Курской битвы 1943 года.
Произведение...

Юлиан Семёнов «Тре́тья ка́рта» — роман из цикла о работе советского разведчика Исаева-Штирлица. Написан в 1977 году Юлианом Семёновым. Книга также интересна тем, что в ней участвует большое количество реально существовавших личностей — лидеры ОУН Мельник и Бандера, рейхсфюрер СС Гиммлер, адмирал Канарис.
Произведение...
Рецензия...

Константин Дмитриевич Воробьёв «Убиты под Москвой» — повесть русского писателя Константина Воробьёва, написанная в 1963 году. Одно из наиболее известных произведений писателя о войне, повествующее об обороне Москвы осенью 1941 года.
Произведение...
Рецензия...

Александр Михайлович «Хаты́нская повесть» (1971) — повесть Алеся Адамовича, посвящённая борьбе партизан против фашистов в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Кульминацией повести является уничтожение карателями-гитлеровцами жителей одной из белорусских деревень, что позволяет автору провести параллели как с трагедией Хатыни, так и с военными преступлениями последующих десятилетий. Повесть была написана с 1966 по 1971 г.
Произведение...
Рецензии читателей...

Александр Твардовской «Я убит подо Ржевом» — стихотворение Александра Твардовского о событиях Битвы за Ржев (Первая Ржевско-Сычёвская операция) в августе 1942 г., в один из самых напряжённых моментов Великой Отечественной войны. Написано в 1946 году.
Произведение...

Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие"- одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далёком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Произведние...



Васильев Борис Львович "Завтра была война" - Вчера эти мальчишки и девчонки сидели за школьными партами. Зубрили. Ссорились и мирились. Переживали первую любовь и непонимание родителей. И мечтали о будущем - чистом и светлом. А завтра... Завтра была война . Мальчишки взяли винтовки и ушли на фронт. И девчонкам пришлось хлебнуть военного лиха. Увидеть то, что не должны видеть девичьи глаза - кровь и смерть. Делать то, что противно женскому естеству, - убивать. И гибнуть самим - в боях за Родину...

Ситдикова Адиля

Информационно- реферативная работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция школьников

им. Фатиха Карима

Секция: Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

Информационно-реферативная работа на тему:

«Отражение Великой Отечественной войны

в творчестве русских писателей и поэтов».

Выполнила :

Ситдикова Адиля Римовна

учащаяся 10 класса

МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»

Научный руководитель :

Нуртдинова Эльвира Робертовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»

Тукаевского муниципального района РТ

Казань – 2015

Введение………………………………………………………………….………….3

Основная часть………………………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………….……10

Список использованной литературы……………………………………….……..11

Введение

Актуальность темы Великой Отечественной войны в русской литературе диктуется наличием целого ряда проблем, назревших в современном обществе молодого поколения.

Выступает необходимость в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, которая требует нового прочтения творческого наследия писателей военных лет, переориентирования ее в соответствии с современной социокультурной реальностью.

В общественном сознании имеется множество догматических и устаревших выводов, которые мешают адекватному обучению молодого поколения.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.

Также, выделяется необходимость расширения исследовательского кругозора за счет включения в него новых малоизученных произведений авторов, написанных на военную тематику.

Итак, актуальность настоящей информационно-реферативной работы заключается в том, что современное общество, которое претерпевает в настоящий момент глобальные социокультурные, политические, экономические изменения, нуждается в защите от разрушения и искажения исторически-ценностного хранилища нации. Русская литература в этом смысле неоспоримо выступает как хранительница памяти поколений и служит серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодого поколения.

Цель настоящей работы – на основе теоретических источников описать проблему изображения Великой Отечественной войны в русской литературе.

Цель работы предполагает решение следующих задач :

  • определить проблему исследования, обосновать ее значимость и актуальность;
  • изучить несколько теоретических источников по теме;
  • обобщить опыт работы исследователей и сформулировать свои выводы.

Настоящая работа опирается на положения теоретических источников следующих авторов: Агеносова В.В., Журавлёва В.П., Линьков Л.И., Смирнов В.П., Исаев А.И., Мухин Ю.В.

Степень изученности. Настоящая тема работы освещается в работах таких авторов, как Горбунов В.В., Гуревич Э.С., Девин И.М., Есин А.Б., Иванова Л.В., Кирюшкин Б.Е., Малькина М.И., Петров М.Т. и другие. Несмотря на обилие теоретических работ, данная тема нуждается в дальнейших разработках и расширению круга вопросов.

Личный вклад в решение освещенных проблем автор данной работы видит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем при преподавании уроков в школе, при планировании классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне и написании научных работ по данной теме.

Отражение Великой Отечественной войны в творчестве русских писателей и поэтов.

Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие поколения.

Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной литературе, породившей огромное количество литературных произведений, но большая часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы. Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию со всеми ее причинно-следственными связями.

После того, как страну окатила волна известия о нападении Германии на СССР, загремели страстные и величественные выступления литературных деятелей, журналистов, корреспондентов с призывом подняться на защиту своей Великой Родины. На площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года впервые исполнилась песня А.В. Александрова на стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, ставшая впоследствии чуть ли не гимном войны – «Священная война» (5).

Русская литература в период Великой Отечественной войны была многожанровой и многопроблемной. В начале периода преобладали «оперативные», то есть, малые жанры (6).

Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны. На фронте стихотворения пользовались популярностью: их читали, заучивали, превращали в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.

Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина, Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения (7).

Стихи военных лет, как «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А.Фатьянова, «В землянке» А. Суркова, «В лесу прифронтовом», «Огонек» М. Исаковского и многие другие, превратились в часть духовной жизни Родины. Стихи эти являются исключительно лирическими, тема войны присутствует в них опосредованно, на первый же план выдвигается психологическая природа человеческих переживаний и чувств.

Большую популярность на войне обрели стихотворения К.Симонова. Он написал знаменитые «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Дороги», «Открытое письмо» и другие. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было переписано многими солдатами сотни тысяч раз. В нем звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие до самого сердца.

Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского стала вершиной поэтического творчества военного времени. Герой - «обыкновенный парень» - горячо полюбился народу: не унывающий, смелый и отважный, не робеющий перед начальством. Бойцы использовали некоторые строфы из поэмы как поговорки. Каждая новая глава поэмы тут же издавалась в газетах, выпускалась как отдельная брошюра. И, действительно, язык поэмы меткий, точный, в каждой строчке звучит удаль и свобода. Таким необыкновенным доступным солдатским языком написано это художественное произведение.

Говоря о языке художественных произведений на тему войны, то важно отметить, что литература тех лет требовала себе четкости и искренности, отметая фальшь, размытость фактов и халтуру. Произведения писателей и поэтов имели различные уровни художественного мастерства, но всех их объединяет тема нравственного величия советского человека над солдатом фашистской армии, обуславливая право на борьбу с врагами.

Важную роль в русской литературе в военные годы сыграли прозаические произведения. Проза опиралась на героические традиции советской литературы. В золотой фонд вступили такие произведения, как «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Русский характер» А.Толстого, «Непокоренные» Б.Горбатова и многие другие (2).

В первое послевоенное десятилетие тема Великой Отечественной войны продолжила свое развитие с новой силой. В эти годы М. Шолохов продолжал работать над романом «Они сражались за Родину». К. Федин писал роман «Костер». Произведения первых послевоенных десятилетий отличались ярко выраженным желанием показать всеобъемлющие события войны. Отсюда их принято называть «панорамными» романами («Буря» О. Лациса, «Белая берёза» М. Бубённова, «Незабываемые дни» Лынькова и многие другие) (7).

Отмечается, что многим «панорамным» романам присуща некоторая «романтизация» войны, события имеют лакированный характер, очень слабо проявляется психологизм, прямолинейно противопоставлены отрицательные и положительные герои. Но, несмотря на это, данные произведения внесли неоспоримый вклад в развитие прозы военных лет.

Следующим этапом развития темы Великой Отечественной войны является вступление в русскую литературу на рубеже 50-х – 60-х годов писателей так называемой «второй волны» или писателей-фронтовиков. Здесь можно выделить следующие имена: Ю. Бондарев, Е. Носов, Г. Бакланов, А. Ананьев, В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев, В. Астафьев, Ю. Гончаров, А. Адамович и другие. Все они были не просто очевидцами военных лет, но и непосредственными участниками военных действий, повидавшие и лично испытавшие ужасы реальности военных лет.

Писатели фронтовики продолжили традиции русской советской литературы, а именно традиции Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова (3).

Круг видения проблем войны в произведениях писателей-фронтовиков ограничивался в основном пределами роты, взвода, батальона. Описывалась окопная жизнь солдат, судьбы батальонов, роты и при этом показывалась предельная приближенность к человеку на войне. События в произведениях сосредотачивались на отдельном боевом эпизоде. Таким образом, угол зрения писателей-фронтовиков смыкается с «солдатским» взглядом на войну.

Такая узкая полоса, прочерченная через всю войну проходит через многие ранние художественные произведения писателей-прозаиков среднего поколения: «Последние залпы», «Батальоны просят огня»Ю. Бондарева, «Третья ракета», «Журавлиный крик» В. Быкова, Пядь земли», «Южнее главного удара», «Мёртвые сраму не имут» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой», «Крик» К. Воробьёва другие (4).

У писателей-фронтовиков в своем арсенале имелось неоспоримое преимущество, а именно, непосредственный опыт участия в войне, ее переднего края, окопную жизнь. Эти знания послужили им мощным инструментом, для передачи чрезвычайно ярких и реалистичных картин войны, позволили высветить мельчайшие подробности военного быта, сильно и точно показать ужасные и напряженные минуты боя. Это все то, что они, писатели-фронтовики пережили сами и видели своими глазами. Это и есть обнаженная правда войны, изображенная на основе глубокого личного потрясения. Произведения писателей-фронтовиков поражают своей откровенностью (7).

Но художников интересовали не сражения и не голая правда войны. Русская литература 50-60-х годов имела характерную тенденцию изображения судьбы человека в ее связи с историей, а также внутреннего мировоззрения человека и его связанности с народом. Данное направление можно охарактеризовать как гуманистическое осмысление войны в произведениях русской литературы (2).

Произведения 50-60-х годов, написанные на тему Великой Отечественной войны отличаются также весьма существенной чертой. В отличии от предшествующих произведений, в них более сильно звучат трагические ноты в изображении войны. Книги писателей-фронтовиков отражают жестокий и беспощадный драматизм. Не случайно в теории литературы данные произведения получили термин «оптимистические трагедии». Произведения очень удалены от спокойной и размеренной иллюстрации, героями этих произведений выступали офицеры и солдаты одного взвода, батальона, роты. Сюжет отражает суровую и героическую правду военных лет.

Тема войны у писателей-фронтовиков раскрывается не столько через призму героических подвигов и выдающихся поступков, а сколько через труд, неизбежный и необходимый, независимый от желания его выполнять, вынужденный и утомительный. И в зависимости от того, насколько приложены усилия каждого к этому труду, настолько и будет приближение победы. Вот в таком ежедневном труде видели героизм и отвагу русского человека писатели-фронтовики.

Писатели «второй волны» в основном использовали в своем творчестве малые жанры: рассказ и повесть. Роман был вытеснен на второй план. Это позволяло им более точно и сильно передать личный опыт, увиденное и пережитое непосредственно. Их память не могла забыть, сердца переполнялись чувствами высказаться и донести до народа то, о чем никогда не нужно забывать.

Итак, для произведений так называемой «второй волны» характерен личный опыт изображения войны писателей-фронтовиков, описываемые события имеют локальный характер, время и пространство в произведениях предельно сжато, а также число героев сводится к узкому кругу.

С середины 60-х годов роман как жанр не только вновь обретает популярность, но и претерпевает некоторые изменения, вызванные общественной потребностью, которое заключается в требовании объективно и полно предоставить факты о войне: какова была степень готовности Родины к войне, характер и причины тех или иных событий, роль Сталина в управлении ходом войны и многое другое. Все эти исторические события сильно волновали души народа и их интересовал уже не художественный вымысел рассказов и повестей о войне, а исторические события основанные на документах (5).

Сюжеты романов середины 60-х на тему Великой Отечественной войны строятся с опорой на документы, факты и достоверные события исторического характера. В повествование вводятся реальные герои. Цель романов на тему Великой Отечественной войны – обрисовать события войны наиболее широко, всеобъемлюще и в то же самое время, исторически достоверно и точно.

Художественный вымысел во взаимосвязи с документальным подтверждением – характерная тенденция романов середины 60-х и начала 70-х годов: «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Победа» А.Чаковского, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Крещение» И. Акулова, «Полководец» В. Карпова и другие.

В 80-90-е годы тема Великой Отечественной войны в русской литературе вновь подверглась новому осмыслению. В эти годы увидели свет героико-эпические произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Г. Владимова «Генерал и его армия», А. Солженицына «На краях», Г.Бакланова «И тогда приходят мародеры» и другие. Произведения 80-90-х годов в своей основе содержат важные обобщения на военные темы: какой ценой далась победа нашей стране, какова была роль таких исторических личностей военных лет, как Сталин, Хрущев, Жуков, Власов и другие. Поднимается новая тема: о дальнейшей судьбе военного поколения в послевоенные годы.

Таким образом, тема Великой Отечественной войны развивалась и изменялась на протяжении многих лет.

Заключение

В данной работе была предпринята попытка осветить на основе нескольких теоретических источников изображение писателями разных лет темы Великой Отечественной войны.

Русская литература неоспоримо выступает как хранилище памяти поколений. И это проявляется с особой силой в произведениях, запечатлевших ужасы Великой Отечественной войны.

Никогда так наглядно и впечатляюще не проявлялась сила слова писателей на события исторического значения, как на годы Великой Отечественной войны.

В военные годы литература превратилась в оружие. Реакция творческих деятелей была мгновенной.

В основе традиций советской литературы в годы Великой Отечественной войны лежит четкое понимание важнейшей роли народа в войне, без его участия, без героизма и отваги, преданности и любви к своей стране невозможно было бы достичь тех исторических успехов и подвигов, о которых известно сегодня.

Несмотря на своеобразия изображения человека на войне, всем писателям присуща общая черта – стремление изображения чуткой правды о войне.

По сути, в 40-е годы практически не было создано значительных и крупных произведений на тему войны. Перед писателями вставало множество вечных и фундаментальных вопросов человеческого существования: что значит зло и как ему противостоять; в чем заключается жестокая правда войны; что есть свобода, совесть и долг; и многие другие. На данные вопросы писатели дали ответы в своих произведениях.

Список использованной литературы:

  1. Агеносова В.В. Русская литература XX век, М.: Дрофа. - 2000 г.
  2. Журавлёва В.П. Русская литература XX века, - М., Просвещение, - 1997 г.
  3. Линьков Л.И. Литература. - С-Пб.: Тригон, - 2003 г.
  4. О подвигах, о доблести, о славе. 1941-1945 гг. - сост. Г.Н. Яновский, М., - 1981 г.
  5. Смирнов В.П. Краткая история Второй мировой войны. - М.: Весь Мир, - 2009 г.
  6. Исаев А.И. Мифы Великой Втечественной. Военно-исторический сборник. - М.: Эксмо, - 2009 г.
  7. Мухин Ю.В. Уроки Великой Отечественной. - М.: Яуза-Пресс, - 2010 г.

XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: , Г. Бакланов, Б. Васильев, .

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».


А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913-1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

Вспомним также другие выдающиеся произведения о войне советского периода. Это «лейтенантская проза» таких писателей как, Г. Бакланова, К. Воробьева.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор лучших книг о войне – «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а от того, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении в книге «Мгновения».

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Константина Дмитриевича Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление. Пытки, расстрелы, каторжный труд в плену, побеги… Автор документирует кошмарную явь, обнажает зло. Повесть «Убиты под Москвой», написанная им в 1961 году, остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). Его простая и прекрасная повесть «Сашка», напечатанная еще в 1979 году в журнале «Дружба народов» и посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей. Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения. Слом эпохи, происшедший в 90-е годы, который не дает покоя участникам войны и они испытывают нравственные страдания, катастрофически повлиял на писателей-фронтовиков, привел их к трагическим ощущениям обесцененного подвига. Не из-за нравственных ли страданий трагически ушли из жизни писатели-фронтовики в 1993 году Вячеслав Кондратьев, а в 1991 году Юлия Друнина.


Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926-2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося». В этом вагоне–кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Последний роман о Великой Отечественной войне Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» (Наш современник. – 2005. – №№ 11,12; 2006. – №№1, 10, 11, 12; 2008. – №10) остался незавершенным и публиковался после смерти писателя. Этот роман он написал не только как участник войны, но и основываясь на архивные документы. События в романе начинаются в феврале 1944 года с форсирования Одера и длятся до начала 90-х годов. Рассказ ведется от имени 19-летнего лейтенанта. Роман документирован приказами Сталина и Жукова, политдонесениями, выдержками из фронтовой печати, которые дают беспристрастную картину боевых действий. Роман без всяких прикрас передает настроение в армии, вступившей на территорию врага. Изображена изнанка войны, о который раньше не писали.

Владимир Осипович Богомолов так писал о своей главной, как он считал, книге: «Это будет отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь языком литературоведов, «автобиография вымышленного лица». Причём не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев я провёл целое десятилетие, коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры. Этот роман не только об истории человека моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений – десятков миллионов моих соотечественников».

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. В интервью «Российской газете» от 01.01.01 г. писатель-фронтовик отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались десять лет и только в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством «Вече». На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.)

Евгений Иванович Носов(1925-2002), отмеченный Сахаровской литературной премией вместе с Константином Воробьевым (посмертно) за творчество в целом (преданность теме), отличается принадлежностью к деревенской теме. Но он же создал не забываемые образы крестьян, которые готовятся к отправке на войну (повесть «Усвятские шлемоносцы») как к концу света, прощаются с размеренной крестьянской жизнью и готовятся на непримиримый бой с врагом. Первым произведением о войне был рассказ «Красное вино победы», написанный им в 1969 году, в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника. Читая рассказ, будут плакать взрослые, пережившие войну. «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…» – так написал о Носове его друг писатель-фронтовик Виктор Астафьев. В повести «Хутор Белоглин» Алексей, герой повести, все потерял на войне – ни семьи у него, ни дома, ни здоровья, но, тем не менее, остался добрым и щедрым. Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: «И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью вcколыхивает Носов то, что больно и сегодня… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня». Произведения: «Яблочный спас» «Памятная медаль», «Фанфары и колокола» – из этого ряда.

Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899-1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

(р. 1921 г.) – участник Великой Отечественной войны, полковник, ученый-историк, автор серии книг: "В строю", "Огненными верстами", "Бои продолжаются", "Полковник Горин", "Хроника предвоенных лет", "В заснеженных полях Подмосковья". Что стало причиной трагедии 22 июня : преступная беспечность командования или вероломство врага? Как преодолеть растерянность и неразбериху первых часов войны? О стойкости и мужестве советского солдата в первые дни Великой Отечественной войны рассказывается в историческом романе «Лето надежд и крушений» (Роман-газета. – 2008. – №№ 9–10). Там же представлены образы военачальников : главнокомандующего Сталина, маршалов – Жукова, Тимошенко, Конева и многих других. Захватывающе и динамично написан другой исторический роман «Сталинград. Сражения и судьбы» (Роман-газета. – 2009. – №№ 15–16.) Сражением века названа битва на Волге. Завершающие части романа посвящены суровой зиме годов, когда в смертельной схватке сошлись более двух миллионов солдат.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image003_37.jpg" width="155" height="233 src=">

(наст. фам. – Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже. Воевать ушел добровольцем. С фронта был направлен в артиллерийское училище. Завершив учебу, попал на Юго-Западный фронт, затем на 3-й Украинский. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях в Венгрии, во взятии Будапешта, Вены. Войну закончил в Австрии, в звании лейтенанта. В гг. учился в Литературном институте. Книга «Навеки – девятнадцатилетние» (1979) была отмечена Государственной премией. В 1986-96 гг. был главным редактором журнала «Знамя». Умер в 2009 г.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image005_22.jpg" width="130" height="199 src=">

https://pandia.ru/text/78/575/images/image015_4.jpg" width="150" height="194">

(наст. имя – Кирилл) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Учился в МИФЛИ, затем в Литературном институте им. М. Горького. В 1939 г. в качестве военного корреспондента направлен на Халхин-Гол в Монголию. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и др. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны работал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Умер 28 августа 1979 г. в Москве.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image027_1.jpg" width="170" height="228">

Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война » мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена. Но эта тема касается не только тех, кто прошел войну, но и тех, кто родился намного позже. Поэтому мы учим историю, смотрим фильмы и читаем книги, чтоб быть осведомленными этой темой. Помимо тех страшных моментов, через которые довелось пройти нашим дедушка и бабушкам, есть другая сторона, это та самая долгожданная победа. День победы, считается легендарным днём, это гордость за все те поступки и тех людей, которые приложили все усилия для защиты своей земли.

Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Много авторов обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно главными авторами были те, которые сами пережили тот страшный период и стали свидетелями всего происходящего. Поэтому, в некоторых произведениях можно найти совершенно правдивые описания и факты, так как часть литераторов сами принимали участие в войне. Всё это было с целью описать читателю прошлую жизнь, рассказать из-за чего всё началось и как сделать так, чтобы такие страшные события не повторились.

Главными русскими писателями, прошедшими период 1941-1945 годов можно назвать Шолохова , Фадеева, Толстого, Симонова, Быкова , Твардовского и еще часть остальных авторов. Из перечисленного списка особо хочется выделить Василии Быкова, в его работах не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации. Поэтому особо выделятся в его творениях характер героя, отважность, сила, упорство, но наряду с положительными чертами, можно увидеть и предательство и подлость.

Но Быков не делил героев на хороших и плохих, он больше давал эту возможность читателю, чтобы тот сам решил кого осуждать, а кого считать героем. Главным примером такого рассказа можно назвать работу Быкова "Сотников".

Помимо рассказов о войне, не малую роль в русской литературе сыграли и стихи. В них идет речь не только о периоде сражений, но и о самих моментах победы. Как пример, можно выделить работу автора Константина Симонова "Жди меня", оно добавило силы и боевого духа солдатам.

Андрей Платонов написал рассказ "Возвращение". Как по мне, оно пропитано трогательностью и насыщенностью событий, не смотря на то, что действия описанные автором происходят уже после завершения боевых действий. В нем идет речь о возвращении капитана Иванова домой к своей семье. Но с годами их отношения меняются, появляется некое непонимание со стороны родных. Капитану не известно, как жила его семья, пока его не было, как жена работа целыми днями, как тяжело было детям. Видя, что к его детям приходит Семен Евсеевич, Иванов даже начинает подозревать свою жену в измене, но на самом деле Семён просто хотел привнести хоть какую-то радость в жизнь детей.

Постоянные размолвки и не желание слышать кого-то кроме себя доводят Иванова к тому, что он бросает дом и хочет уехать, но в последний момент, видя, как дети бегут за ним он всё решает остаться. Автор показал не события происходящей войны, а что было после, как менялись характеры людей и судьбы.

Несмотря на прошедшие многие годы со дня этих событий, произведения не теряют свою актуальность. Ведь именно они рассказывают о жизни нашего народа, о событиях и победе над фашизмом. Как бы не было тяжело и страшно, советских людей не бросала надежда на победу. Война стала великим событием, показавшим силу духа, героизм всего народа, а победа дала будущее и веру в мир, многих поколениям.

Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века

Великая Отечественная Война – это трагедия для многих семей. На фронт уходили отцы, братья, мужья, некоторые не возвращались. Наверное, именно поэтому тема войны очень часто проскальзывает в произведениях писателей 20 века. Многие из них сами воевали, их произведения, особенно трогательные и чуткие. Любой писатель 20 века был пронизан этой ужасной атмосферой, из-за чего их произведения очень стоящие и интересные.

Произведения начинали писаться уже в годы самой войны. Например, Твардовский писал поэму « Василий Теркин» с 1941-1945. Эта поэма имеет тридцать глав, в каждой из них описан эпизод данной трагедии, а именно жизни обычного, фронтового солдата. В этой поэме Василий Теркин воплощение мужественного и настоящего мужчины, в тот момент именно с таких людей следовало брать пример.

Повесть Некрасова « В окопах Сталинграда» была так же написана в начале войны. Она очень трогательная, но в то же время жесткая: события, которые описываются в повести, просто разрывают сердце.

«В списках не значился» легендарное произведения Быкова, которое посвящено защитникам Брестской крепости. Ведь именно Брестская крепость первой получила удар от фашистских захватчиков. Самое главное то, что это произведение основано на реальных событиях и впечатлениях.

Эта тенденция с каждым годом росла и росла. Отечественная война отложила огромный отпечаток на судьбах людей. Многие свои переживания они описывали в поэмах, рассказах, романах, песнях и стихах. Такая тема всегда пронизывает до дрожи, ведь каждая семья столкнулась с этой трагедией, и пережил Ад на земле.

Рассказ Шолохова « Судьба Человека» - это трагичное произведение, которое заставляет, безусловно, задуматься. В этом рассказе говорится о простом человеке, шофере. Он испытал на себе полный гнет немцев, побывав в концлагере. Он видел самое ужасное, что происходило в те годы: боль, муки, потерянные глаза, полные слез, смерть невинных людей. Видел то, как фашисты издевались над женщинами и детьми, убивали людей, даже не моргая глазам. Самое главное отличие этого персонажа в том, что он хотел жить и выжить, потому что дома его ждала семья.

Не смотря на то, что прошло уже много лет с момента этих трагических событий, произведения о войне актуальны и по сей день. Ведь в них отображается сущность народа, их воля к победе и патриотизм. Война – это то событие, когда нужно собрать волю и силы в кулак и идти до конца, к победе.

Несколько интересных сочинений

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова

    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.

  • Сочинение Математика мой любимый школьный предмет 5 класс

    Все школьные предметы можно сравнить с кирпичиками, из которых складывается наше общее образования. Они являются одинаково важными элементами этого образования, и нельзя, отдавая предпочтение одному, совсем не заниматься другими

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова

    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.

  • Маргарита Степановна Осянина – одна из главных героинь знаменитой повести известного советского писателя Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие». На ее примере автор показывает, какое горе принесла война, как покалечила она судьбы людей.

  • Вишневый сад драма или комедия сочинение

    Известнейшее произведение Чехова Вишневый сад, является комедией. Не так просто определить жанр произведения, ведь оно состоит из самых разных жанров. Исходя из всего повествования, можно сделать вывод