На какую букву у татар заканчивается фамилия. Какие русские фамилии на самом деле татарские. Татарские имена мальчиков, появившиеся в разные времена

| | | | | | | | |

Татарские фамилии.Значение татарских фамилий

АБАШЕВЫ. В дворянстве с 1615 года. От Абаша Улана - воеводы казанского хана, в 1499 году перешедшего на русскую службу. В 1540 году Абашевы Алёша, Чулок, Башмак упомянуты как жители Твери, в 1608 году Абашев Автал Черемисин отмечен в Чебоксарском уезде, фамилия происходит от татарского аба "дядя с отцовской линии", абас " дядюшка". В последующем известные учёные, военные, врачи.

АБДУЛОВЫ. Распространённая фамилия от мусульманского имени Абдулла "Раб божий; Раб аллаха" . Широко употреблялось и казанцами; например, казанский царь Абдул-Летиф, в 1502 года пленён и ему в удел выделена Кашира. В последующем Абдуловы - известная фамилия дворян, учёных, артистов и др. .

АБДУЛОВЫ. Помещики с XVIII века; может быть, и от тюрко-монгольского авдыл "переменчивый человек". См. в связи с этим имя золотоор-дынского царя Авдула, известного в 1360-е годы.

АГДАВЛЕТОВЫ. Дворяне с XVII века. Из Золотой Орды, ср.: тюрко-арабск. акдавлет "белое богатство" .

АГИШЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Агиша Алексея Калитеевского из Казани, в 1550 году упомянут в Пскове; в первой половине XVI века Агиш Грязной - посол в Турции и Крыму, в 1667 году Агиш Фёдор - гонец в Англию и Голландию.

АДАШЕВЫ. Дворяне с XVI века. От князя Адаша, в середине XV века помещённого из Казани в Пошехонье. В 1510 году в Костроме упоминается Григорий Иванович Адаш-Ольгов, от которого, по мнению С.Б.Веселовского, пошли Адашевы. В первой половине и середине XVI века Адашевы - активные военные и дипломаты Ивана IV, казнены им в 1561 и 1563 годах соответственно. Имели поместья в окрестностях Коломны и Переяславля.Тюрко-татарское адаш означает "соплеменник", "сотоварищ". Известен под 1382 годом Адаш - посол Тохтамыша на Руси.

АЗАНЧЕЕВЫ. Дворяне с XVIII века. Судя по фамилии, поволжско-татарского происхождеия, ср. татар.-мусульм. азанчи, то есть "муэдзин" .

АЗАНЧЕЕВСКИЕ. Дворяне с XVIII века, через польско-шляхетское, от азанчи (см 7). Композиторы, революционерки. .

АИПОВЫ. От Исмаила Аипова из Казани, жалованного дворянством в 1557 г. .

АЙДАРОВЫ. Служилые: Айдаров У раз, дворянин с 1578 года, имение в Коломне; Айдаров Мина Салтанович - с 1579 года, имение в Ряжске. Возможно, от Айдара - булгаро-ордынского князя, перешедшего на русскую службу в 1430 году. Айдар - типично булгаро- мусульманское имя, означающее "счастливо обладающий властью" . Из обрусевшей среды Айдаровых известны инженеры, учёные, военные.

АЙТЕМИРОВЫ. Служилые с середины XVII века: Иван Айтемиров - подьячий в Москве в 1660 году, в Верхотурье в 1661-1662 году; Василий Айтемиров - в 1696 году посол в Польше, в 1696-1700 годах - дьяк Сибирского Приказа

АКИШЕВЫ. Служилые с середины XVII века: Грязной Акишев - подьячий в Москве в 1637 году, дьяк в 1648 году. См. также Агишевы. Фамилия прозрачно тюрко-татарская - от Акиш, Агиш.


АКСАКОВЫ.
В середине XV века Аксаковым дано село Аксакове на р. Клязьме, в конце XV века "испомещены в Новгороде". Эти Аксаковы от Ивана Аксака, праправнука Юрия Грунка, тысяцкого Ивана Калиты. По Бархатной книге, Иван Фёдоров по прозвищу "Оксак" был сыном Вельямина, вышедшего из Орды. Аксаковы были в Литве, где они появились в конце XIV века. Аксаковы - писатели, публицисты, учёные. В родстве с Воронцовыми, Вельяминовыми. От тюрко-татарского аксак, оксак "хромой".

АКЧУРИНЫ. Мишарско-мордовекий князь Адаш в XV веке, родоначальник мурз и дворян Акчуриных. В XVII - XVIII веках - известные чиновники, дипломаты, военные. Фамилия от тюрко-булгарского ак чура "белый богатырь".

АЛАБЕРДИЕВЫ. От Алабердиева, в 1600 года крещеного под именем Якова, и помещённого в Новгороде. От поволжско-татарского алла бирде "бог дал".

АЛАБИНЫ. Дворяне с 1636 года. В ХУ1-ХУП веках имели поместья около Рязани (например, с. Алабино в Каменском стане - Веселовский 1974, с. 11). По Н.А.Баскакову, от татаро-башкирск. алаба "награждённый", "пожалованный". В последующем учёные, военные, известный самарский губернатор.

АЛАБЫШЕВЫ. Очень старая фамилия. Князь ярославский Фёдор Фёдорович Ала-быш упомянут под 1428 годом. По Н.А.Баскакову, фамилия происходит от татарского ала баш "пёстрая голова".

АЛАЕВЫ. В ХУ1-начале XVII веков упоминается несколько служилых людей с этой фамилией. По Н.А.Баскакову, тюрко-татарского происхождения: Алай-Челышев, Алай-Львов, Алай-Михалков, получил в 4574 г. поместье под Перяславлем.

АЛАЛЫКИНЫ. Иван Ан-баев сын Алалыкин в 1528 г. "по грамотам государей" имел поместья. Алалыкин Темир в 1572 году, уже будучи на русской службе, взял в плен мурзу Дивея, родича крымского царя Де-влет-Гирея, за что получил поместья в округе Суздади и Костромы. Упомянутые имена и фамилии Алалыкин, Темир - имеют явно тюрко-татарское происхождение.

АЛАЧЕВЫ. Упоминаются в Москве как дворяне с 1640 г. Выходцы из среды казанских татар около середины XVI в. Фамилия от булгаро-татарско-го слова "алача" - пестрядь.

АЛАШЕЕВЫ. Дворяне с середины XVI века: Алашеев Яков Тимофеевич, новокрёщеный. Имения в окрестностях Каширы, где.обычно и помещались выходцы из Казани. Фамилия от тюрко- татарского алаша "лошадь".

АЛЕЕВЫ. Упомянуты как дворяне в конце XVI века в качестве выходцев из мещеряков, т.е. татар-мишарей: Владимир Нагаев сын Алеев в 1580 г. записан в десятке мещерян, детей боярских, как и Коверя Никитич Алеев в Мещере и Касимове под 1590 годом. Н.А.Баскаков считает их выходцами из тюркской среды.

АЛМАЗОВЫ. Как свидетельствует ОГДР, фамилия происходит от думного дьяка Алмаза Иванова сына, казанского выходца, по крещении названного Ерофеем, которому в 1638 году был выделен поместный оклад. В 1653 году был думным дьяком и печатником царя Алексея Михайловича. У поволжских татар имя Алмаз - Алмас примерно соответствует понятию "не тронет", "не возьмет" . В этом смысле оно близко к слову олемас, что могло образовать сходную фамилию Алемасовы.

АЛПАРОВЫ. От булгаро-татарского альт ир - ар, что - наряду с распространением подобной фамилии у казанских татар - может свидельствовать о тюрко-булгарском происхождении её русского варианта.

АЛТЫКУЛАЧЕВИЧИ. Под 1371 г. известен боярин Софоний Алтыкулачевич, вышедший на русскую службу из татар поволжских и крещеный. Тюрко-татарская основа фамилии ясна: алты кул " шесть рабов" или "шесть рук".

АЛТЫШЕВЫ. Дворяне с XVIII века. От Абдреина Усейнова Алтышева, казанского выходца, участвовавшего в 1722 г. в персидском походе Петра I, а затем часто бывавшего в посольствах в Персию и Крым.

АЛЫМОВЫ. Дворяне с 1623 года. От Алымова Ивана Обляза, в первой половине XVI века владевшего землями у Рязани и Алексина. Алим - Алым и Обляз - имена тюркского происхождения. Алымовы в XIX - XX вв. - учёные, военные, государственные деятели.

АЛЯБЬЕВЫ. От Александра Алябьева, поступившего на русскую службу в XVI веке; от Михаила Олебея, поступившего на русскую службу в 1500 году. Али-беи - старший бей. В потомках военные, чиновники, в том числе известный композитор и современик А.С.Пушкина - А.А.Алябьев.

АМИНЕВЫ. Дворяне в ХУ1-ХУИ вв.: Аминевы Барсук, Руслан, Арслан, имения под Костромой и Москвой. Эти Аминевы от гонца - киличея Аминя, служившего в 1349 году у великого князя Семёна Гордого. Вторая версия - десятое колено от легендарного Радши - Иван Юрьевич по прозвищу "Аминь?. Тюркское происхождение подтверждают имена: Аминь, Руслан, Арслан. С ними связана известная тюрко-шведская фамилия "Аминоф".

АМИРОВЫ отмечены 1847 годом Амировы, как обрусевшая фамилия; впервые упоминаются с 1529-30 годов: Васил Амиров - дьяк Поместного приказа; Григорий Амиров - в 1620-21 годах - дозорщик дворцовых сёл Казанского уезда, как и Юрий Амиров в 1617-19 годах; Маркел Амиров - подьячий в 1622-1627 годах в Арзамасе; Иван Амиров - в 1638-1676 годах - гонец в Данию, Голландию и Ливонию. Предполагается происхождение фамилии от тюрко-араб. амир - эмир "князь, генерал" . Распространённость фамилии у казанских татар указывает и на казанский выход русской фамилии.

АНИЧКОВЫ. Предполагается происхождение из Орды в XIV веке. Аничковы Блоха и Глеб упомянуты под 1495 годом в Новгороде. Арабо-тюркск. анис - анич "друг" . В последующем учёные, публицисты, медики, военные.

АППАКОВЫ. Крымско-казанский мурза Аппак перешел на русскую службу в 1519 года. Возможно происхождение фамилии от казанск. татарск. ап-ак "совершенно белый".

АПРАКСИНЫ. От Андрея Ивановича Апракса, правнука Солохмира, перешедшего в 1371 году из Золотой Орды к Ольгу Рязанскому. В XV-XVI вв. Апраксиным были выделены имения под Рязанью. В 1610-1637 гг. Фёдор Апраксин служил дьяком Приказа Казанского дворца. В родстве с боярами Хитровыми, Ханыковыми, Крюковыми, Вердерниковыми приводит три версии тюркского происхождения прозвища Апракса: 1. "тихий", "спокойный"; 2. "лохматый", "беззубый"; 3 "бахвал". В истории России известны как сподвижники Петра I, генералы, губернаторы.

АПСЕИТОВЫ. Скорее всего, выходцы из Казани в середине XVI века. Пожалованы поместьями в 1667 году. Фамилия от арабо- тюркского Абу Сеит "отец предводителя" .

АРАКЧЕЕВЫ. От Арак-чея Евстафьева, крещёного татарина, перешедшего в середине XV века на русскую службу и ставшего дьяком Василия II . Образовано от казанско- татар. Прозвища аракычы " самогонщик, пропойца" . В ХУШ-Х1Х вв. временщик Александра I, граф, имения около Твери.

АРАПОВЫ. Жалованы в дворянство в 1628 году. От Арапа Бегичева, помещённого в 1569 году в Рязани. Позднее, в XVII веке, известен Хабар Арапов с поместьем в Муроме. Судя по именам и фамилиям, а также по размещению, скорее всего, выходцы из Казани. В потомках военные, писатели-пензяки.

АРДАШЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Ардаша - выходца из Казани, поместья в Нижегородской губернии. В потомстве родственники Ульяновых, учёные.

АРСЕНЬЕВЫ. Дворяне с XVI века. От Арсения сына Ослана мурзы, вышедшего к Дмитрию Донскому. По крещении Арсений Лев Прокопий. Имения в округе Костромы. В потомках друзья А.С.Пушкина.

АРТАКОВЫ. Дворяне с XVII века. Артыков Сулеш Семёнович отмечен как стрелецкая голова в 1573 году в Новгороде. От тюркск. артук - артык "лишний".

АРТЮХОВ. Дворяне с 1687 года. От артык - артук - артюк.

АРХАРОВЫ. Дворяне с 1617 года. От Архарова Караула Рудина и его сына Салтана, вышедших из-под Казани, крестившихся в 1556 году и получивших имение под Каширой. В потомках - военные, учёные.

АСЛАНОВИЧЕВЫ. В польском шляхетстве и дворянстве в 1763 году один из них тогда же был пожалован чином Королевского секретаря. От тюрко-татарского аслан - арслан.

АСМАНОВЫ. Василий Асманов - сын боярский. Упомянут в Новгороде в XV веке. Судя по фамилии (основа - тюркск.-мусульманское Усман, Госман "костоправ" - см. : Гафуров, 1987, с. 197), тюркского выхода.

АТЛАСОВЫ. Дворяне с конца XVII века, имения в районе Устюга. Выходцы из Казани в Устюг. Атласи - типичная казанская татарская фамилия. Атласов Владимир Васильевич в ХУП-начале XVIII веков - завоеватель Камчатки.

АХМАТОВЫ. Дворяне с 1582 года. Скорее всего, выходцы из Казани, т.к. под 1554 годом отмечен под Каширой Фёдор Никулич Ахматов. Ахмат - типично тюрко-татарское имя. Ещё под 1283 годом упоминается бесермянин Ахмат, откупивший баскачество на Курской земле. Ахматовы в ХУШ-Х1Х вв.-военные, моряки, прокурор Синода.

АХМЕТОВЫ. Дворяне с 1582 года, дьяки в XVI - XVII вв., купцы и промышленники в ХУШ-ХХ вв. . В основе слова арабо-мусульманское Ах-мет - Ахмад - Ахмат "восхваляемый" .

АХМЫЛОВЫ. Дворяне с XVI века. Фёдор Ахмыл - в 1332 году посадник в Новгороде, т Андрей Семёнович Ахмы-лов в 1553 году - в Рязани. Судя по размещению в Новгороде и Рязани, Ахмылрвы - булгаро-казанские выходцы. Под 1318 и 1322 гг. известен золотоордынский посол Ахмыл на Русь; возможно, булгарин, хорошо знавший русский. язык
.

Габдулла Тукай
(1886-1913)

Муса Җәлил
(1906-1944)

ТАТАРЛАРНЫҢ ФАМИЛИЯЛӘР (Татарские фамилии)
Все татарские фамилии представляют собой производные от имён какого-либо предка мужского пола.

  • Изначально фамилией служило имя отца.
    • У старшего поколения это правило ещё прослеживается в его полном имени, отчестве и фамилии.
  • При советской власти это правило постепенно исчезло - внук стал носить уже фамилию своего отца, происходящую от имени деда.
    • В дальнейшем эта фамилия не менялась и распространилась на всех потомков.
  • Как правило, татарские фамилии имеют два варианта написания:
    • с русским окончанием «-ев », «-ов », «-ин » и прочее, например, «Тукаев » , «Сайдашев»
    • без окончания, например, «Тукай » , «СӘЙДӘШ (Сайдáш)»
      • Вариант без окончания зачастую применяется в татарской литературе, иногда при общении в среде носителей языка, часто в качестве псевдонима:
      • При разговоре же с русскоговорящими, а также в официальных документах России и СССР , например, в паспорте и русской литературе обычно используется вариант с окончанием и русской транскрипцией специфических букв татарского языка .
        • Исключение составляют фамилии татарских мурз , служилых татар и отдельных мишарских родов, которые появлялись с XVI века. Они зачастую отличаются от обычных татарских фамилий, так как образованы от имён, ныне не встречающихся у татар (Акчурин, Еникеев, Дивеев и др.), а также могут быть образованы от русских корней (например, Клейменовы получили такую фамилию за участие в пугачёвском восстании).
  • У Крымских татар фамилии имеют два варианта написания:
    • с русским окончанием: практически с окончанием «-ов », но встречаются фамилии с окончанием «-ин », «-ая », «-ий ». Большинство фамилий крымских татар появились во времена Великой Отечественной войны.
    • образованных от профессий, например, можно выделить:
      • «Урманчеев » - «лесник »
      • «Аракчеев » - «головной убор », от тюркского слова «аракчин»

Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России , можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.
Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.

Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.
Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.

Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.

Наверное, все слышали поговорку: «Поскреби русского - найдешь татарина!» Русская и татарская культура настолько тесно соприкасались друг с другом, что сегодня мы порой даже не подозреваем о татарском происхождении некоторых русских фамилий.

Как на Руси появились татарские фамилии?

Русские фамилии татарского происхождения появились, конечно, в период татаро-монгольского ига. Потом немало татар служили при дворе Ивана Грозного и других русских царей. Состоялось немало смешанных браков между представителями русской и татарской знати. В результате специалисты по антропонимике насчитывают свыше 500 знатных и родовитых фамилий, имеющих изначально татарское происхождение. Среди них Аксаковы, Алябьевы, Апраксины, Бердяевы, Бунины, Бухарины, Годуновы, Горчаковы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Кадышевы, Машковы, Нарышкины, Огаревы, Пешковы, Радищевы, Растопчины, Рязановы, Тимирязевы, Тургеневы, Улановы, Хрущевы, Чаадаевы, Шереметевы, Юсуповы и многие другие.

Примеры происхождения русских фамилий от татар

Взять, например, фамилию Аничковы. Ее родоначальники были выходцами из Орды. Первые упоминания о них относятся к 1495 году. Предки Атласовых носили распространенную татарскую фамилию Атласи. Кожевниковы, по одной из версий, получили эту фамилию вовсе не от профессии кожевника, а по родовой фамилии, включавшей слово «ходжа» (по-татарски «господин»). Новую фамилию представителям этого рода присвоили после того как в 1509 году они поступили на службу к Ивану III.

Карамзины вели свой род от татарского Кара Мурзы (что означает буквально «Черный князь»). Сама фамилия известна уже с XVI века. Сначала ее представители носили фамилию Карамза, а потом превратились в Карамзиных. Самый знаменитый потомок этого рода - писатель, поэт и историк Н. М. Карамзин.

Виды татарских фамилий в России

Большинство татарских фамилий произошли от имени, которое носил кто-то из предков мужского пола в роду. В древности фамилию давали по отцу, но в начале XIX века ту же фамилию носили уже и дети, и внуки. После прихода советской власти эти фамилии были закреплены в официальных документах и уже не менялись.

Многие фамилии давались по профессиям. Так, фамилия Бакшеев произошла от «бакшей» (писарь), Караулов - от «каравыл» (стражник), Бекетов - от «бекет» (так называли воспитателя ханского сына), Тухачевский - от «тухачи» (знаменосец).

Фамилия Суворов, которую мы привыкли считать русской, стала известна в XV веке. Происходит она от профессии наездника (по-татарски - «сувор»). Первым, кто носил эту фамилию, стал служилый человек Горяин Суворов, о котором упоминается в летописях за 1482 год. Впоследствии была придумана легенда о том, что родоначальником семейства Суворовых стал швед по фамилии Суворе, в 1622 году осевший в России.

А вот фамилия Татищев была присвоена великим князем Иваном III племяннику Ивана Шаха - князю Соломерскому, который был кем-то вроде следователя и отличался способностью быстро выявлять воров, которых по-татарски называли «татями».

Но куда чаще в основе татарских фамилий лежали отличительные качества их носителей. Так, предки Базаровых получили это прозвище, так как были рождены в базарные дни. Свояка (мужа сестры жены) по-татарски звали «бажа», отсюда фамилия Бажанов. Уважаемых людей татары звали «велиамин», так родилась русская фамилия Велиаминов, позднее переделанная в Вельяминов.

Гордые люди звались «булгаками», отсюда фамилия Булгаков. Любимых и любящих называли «даудами» или «давудами», позднее это трансформировалось в Давыдовых.

Фамилия Жданов получила большое распространение на Руси в XV-XVII веках. Предположительно она происходит от слова «видждан», которое по-татарски означало одновременно страстных любовников, и религиозных фанатиков.

Особняком стоит фамилия Акчурин. В русском варианте татарские фамилии имеют обычно окончание -ов (-ев) или -ин (-ын). Но отдельные родовые имена, происходящие от имен татарских мурз, оставили без изменения даже в документах: Еникей, Акчурин, Дивей. В фамилии Акчурин «-ин» не является русским окончанием, это часть древнего родового имени. Один из вариантов его произношения «ак-чура» - «белый богатырь». Среди представителей рода Акчуриных, родоначальником которого считается мишарско-мордовский князь Адаш, живший в XV веке, были известные чиновники, дипломаты, военные.

Разумеется, все русские фамилии, имеющие татарские корни, перечислить просто невозможно. Для этого нужно знать этимологию каждой конкретной фамилии.

АБАШЕВЫ. В дворянстве с 1615 года (ОГДР, VIII, с. 42). От Абаша Улана - воеводы казанского хана, в 1499 году перешедшего на русскую службу. В 1540 году Абашевы Алеша, Чулок, Башмак упомянуты как жители Твери, в 1608 году Абашев Автал Чере-мисин отмечен в Чебоксарском уезде (Веселовский 1974, с. 9). По Н.А.Васкакову (1979, с. 216), фамилия происходит от татарского аба "дядя с отцовской линии", абас " дядюшка". В последующем известные учёные, военные, врачи.

АБДУЛОВЫ. Распространённая фамилия от мусульманского имени Абдулла (Габдулла) "Раб божий; Раб аллаха" Широко употреблялось и казанцами; например, казанский царь Абдул-Летиф, в 1502 года пленён и ему в удел выделена Кашира. В последующем Абдуловы - известная фамилия дворян, учёных, артистов и др.
АБДУЛОВЫ. Помещики с XVIII века От имени Абдулла (см. АБДУЛОВЫ); может быть, и от тюрко-монгольского авдыл "переменчивый человек". См. в связи с этим имя золотоор-дынского царя Авдула, известного в 1360-е годы

АГДАВЛЕТОВЫ. Дворяне с XVII века. Из Золотой Орды (БК, II, с. 280, № 105; Загоскин 1875, № 1), ср.: тюрко-арабск. акдавлет "белое богатство" (иносказательно - "белая кость").

АГИШЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Агиша Алексея Калитеевского из Казани (первая половина XVI века), в 1550 году упомянут в Пскове (Веселовский 1974, с. 9); в первой половине XVI века Агиш Грязной - посол в Турции и Крыму, в 1667 году Агиш Федор - гонец в Англию и Голландию.
АКИШЕВЫ. Служилые с середины XVII века: Грязной Акишев - подьячий в Москве в 1637 году, дьяк в 1648 году №5) (Веселовский 1974, с. II). См. также Агишевы. Фамилия прозрачно тюрко-татарская - от 1974, Акиш, Агиш.

АЙТЕМИРОВЫ. Служилые с середины XVII века: Иван Айтемиров - подьячий в Москве в 1660 году, в Верхотурье в 1661-1662 году; Василий Айтемиров - в 1696 году посол в Польше, в 1696- "ддд 1700 годах - дьяк Сибирского Приказа

АКЧУРИНЫ. Мишарско-мордовский князь Адаш в XV веке, родоначальник мурз и дворян Акчуриных (РБС, 1, с. 62). В XVII - XVIII веках - известные чиновники, дипломаты, военные (РБС, 1, с. 108 - 109). Фамилия от тюрко-булгарского ак чура - "белый богатырь".

АЛАБЕРДИЕВЫ. От Алабердиева, в 1600 года крещеного под именем Якова, и помещенного в Новгороде (Веселовский 1974, с. II). От поволжско-татарского алла барде "бог дал".

АЛТЫШЕВЫ. Дворяне с начал. XVIII века. От Абдреина Усейнова Алтышева, казанского выходца, участвовавшего в 1722 г. в персидском походе Петра1, а затем часто бывавшего в посольствах в Персию и Крым.

АЛИЕВЫ. АЛЕЕВЫ. АЛЯЕВЫ
Фамилия происходит от Али - мусульманско - тюркское имя.
АЛЕЕВЫ. Упомянуты как дворяне в конце XVI века в качестве выходцев из мещеряков, т.е. татар-мишарей: Владимир Нагаев сын Алеев в 1580 г. записан в десятке мещерян, детей боярских (ОГДР, IV, с. 58), как и Коверя Никитич Алеев в Мещере и Касимове под 1590 годом (Веселовский 1974, с.. 12). Н.А.Баскаков (1979, с. 158) считает их выходцами из тюркской (татарско-мишарской) среды.

АДАШЕВЫ. Дворяне с XVI века. От князя Адаша, в середине XV века помещенного из Казани в Пошехонье. В 1510 году в Костроме упоминается Григорий Иванович Адаш-Ольгов, от которого, по мнению С.Б.Веселовского (1974, с. 9), пошли Адашевы. В первой половине и середине XVI века Адашевы (Александр Федорович и Даниил Федорович) - активные военные и дипломаты Ивана IV, казнены им в 1561 и 1563 годах соответственно. Имели поместья в окрестностях Коломны и Переяславля (РБС, 1, с. 62-71; Зимин, 1988, с. 9).Тюрко-татарское адаш означает "соплеменник", "сотоварищ". Известен под 1382 годом Адаш - посол Тохтамыша на Руси. Такое же происхождение имеет и АДАЕВ.

АЗАНЧЕЕВЫ. Дворяне с XVIII века (ОГДР, III, с. 93). Судя по фамилии, поволжско-татарского происхождеия, ср. татар.-мусульм. азанчи, то есть "муэдзин"
АЗАНЧЕЕВСКИЕ. Дворяне с XVIII века, через польско-шляхетское, от азанчи. Известные композиторы, революционерка.

АИПОВЫ. От Исмаила Аипова из Казани, жалованного дворянством в 1557 г. (ОГДР, X, с. 19; Веселовский 1974, с. 10).

АЙДАРОВЫ. Служилые: Айдаров Ураз, дворянин с 1578 года, имение в Коломне; Айдаров Мина Салтанович - с 1579 года, имение в Ряжске. Возможно, от Айдара - булгаро-ордынского князя, перешедшего на русскую службу в 1430 году (Веселовский 1974, с. 10). Айдар - типично булгаро- мусульманское имя, означающее "счастливо обладающий властью" (Гафуров 1987, с. 122). Из обрусевшей среды Айдаровых, известны инженеры, учёные, военные.

АКСАКОВЫ. В середине XV века Аксаковым дано село Аксакове на р. Клязьме, в конце XV века "испомещены в Новгороде". Эти Аксаковы от Ивана Аксака (внуки его - Иван Шадра и Иван Обляз), праправнука Юрия Грунка, тысяцкого Ивана Калиты (Зимин 1980, с. 159-161). По Бархатной книге (БК, II, с. 296, № 169), Иван Федоров по прозвищу "Оксак" был сыном Вельямина, вышедшего из Орды (Веселовский 1974, с. II). Аксаковы были в Литве, где они появились в конце XIV века (УУ.О, 1986, 51. 22). Аксаковы - писатели, публицисты, учёные. В родстве с Воронцовыми, Вельяминовыми (РБС, 1, с. 96-107). От тюрко-татарского аксак, оксак "хромой

АЛАБИНЫ. Дворяне с 1636 года (ОГДР, V, с. 97). В ХУ1-ХУ11 веках имели поместья около Рязани (например,с. Алабино в Каменском стане - Веселовский 1974, с. II). По Н.А.Баскакову (1979, с. 182), от татаро-башкирск. ала-ба "награжденный", "пожалованный". В последующем учёные, военные, известный самарский губернатор.

АЛАБЫШЕВЫ. Очень старая фамилия. Князь ярославский Федор Федорович Алабыш упомянут под 1428 годом (БК, II, с. 281; Веселовский 1974, с. II). По Н.А.Баскакову (1979, с. 257-259), фамилия происходит от татарского ала баш "пёстрая (дурная) голова".

АЛАЕВЫ. В ХУ1-начале XVII веков упоминается несколько служилых людей с этой фамилией. По Н.А.Баскакову (1979, с. 8), тюрко-татарского происхождения: Алай-Челышев, Алай-Львов (умер в 1505 г.), Алай-Михалков, получил в 1574 г. поместье под Перяславлем (Веселовский 1974, с. II).

АЛАЛЫКИНЫ. Иван Анбаев сын Алалыкин в 1528 г. "по грамотам государей" имел поместья (ОГДР, IX, с. 67). Алалыкин Темир в 1572 году, уже будучи на русской службе, взял в плен мурзу Дивея, родича крымского царя Девлет-Гирея, за что получил поместья в округе Суздали и Костромы (Веселовский 1974, с. 12). Упомянутые имена и фамилии Алалыкин (алалыка), Анбай (Аман- бей), Темир - имеют явно тюрко-татарское происхождение.

АЛАЧЕВЫ. Упоминаются в Москве как дворяне с 1640 г. Выходцы из среды казанских татар около середины XVI в. Фамилия от булгаро-татарско-го слова "алача" - пестрядь. 21. АЛАШЕЕВЫ. Дворяне с середины XVI века: Алашеев Яков Тимофеевич, новокрёще-ный (с 1585 г.); Алашеев Семен Иванович (с 1523 г.). Имения в окрестностях Каширы, где.обычно и помещались выходцы из Казани (Веселов-ский 1974, с. 18). Фамилия от тюрко- татарского алаша "лошадь".

АЛМАЗОВЫ. Как свидетельствует ОГДР (V, с. 98), фамилия происходит от думного дьяка Алмаза Иванова сына, казанского выходца, по крещении названного Ерофеем, которому в 1638 году был выделен поместный оклад. В 1653 году был думным дьяком и печатником царя Алексея Михайловича (Веселовский 1974, с. 12). У поволжских татар имя Алмаз - Алмас примерно соответствует понятию "не тронет", "не возьмет" (Баскаков 1979, с. 182). В этом смысле оно близко к слову алемас, что могло образовать сходную фамилию Алемасовы.

АЛПАРОВЫ. От булгаро-татарского алып арар (. (мужчина- богатырь), что наряду с распространением подобной фамилии у казанских татар - может свидельствовать о тюрко-булгарском происхождении её русского варианта.

АЛТЫКУЛАЧЕВИЧИ. Под 1371 г. известен боярин Софоний Алтыкулачевич, вышедший на русскую (рязан скую) службу из татар поволжских и крещеный (Зимин 10 1980, с. 19). Тюрко-татарская также основа фамилии ясна: "алты кул " - шесть рабов или шесть рук.

АЛЫМОВЫ. Дворяне с 1623 года (ОГДР, III, с. 54). От Алымова Ивана Обляза, в первой половине XVI века владевшего землями у Рязани. (Веселовский, 1974, дан с. 13). Алим - Алым и Обляз Алы - имена тюркского происхождения (Баскаков 1979, с. 127). 197< Алымовы в XIX - XX вв.- учёные, военные, государственные деятели.

АЛЯБЬЕВЫ. От Александра Алябьева, поступившего на русскую службу в XVI веке (РБС, 2, с. 80); от Михаила Олебея, поступившего на русскую службу в 1500 году (Веселовский 1974, с. 231). Али-бей - старший бей (Баскаков 1979, с. 182). В потомках военные, чиновники, в том числе известный композитор и современик А.С.Пушкина - А.А.Алябьев.

АМИНЕВЫ. Дворяне в ХV1-ХV11 вв.: Аминевы Барсук, Руслан, Арслан, имения под Костромой и Москвой (с. Аминево). Эти Аминевы от гонца - киличея Аминя, служившего в 1349 году (послан в Орду) у великого князя Семена Гордого (Веселовский 1974, с. 13, 273). Вторая версия - десятое колено от легендарного Радши - Иван Юрьевич по прозвищу "Аминь". Тюркское (булгарское?) происхождение подтверждают имена: Аминь, Руслан, Арслан. С ними связана известная тюрко-шведская фамилия "Аминоф".

АРСЕНЬЕВЫ. Дворяне с XVI века. От Арсения сына Ослана (Арслана) мурзы, вышедшего к Дмитрию Донскому (см. Ждановы, Сомовы, Ртищевы, Павловы). По крещении Арсений Лев Прокопий (ОГДР, V, с. 28-29; БК, II, с. 282). Имения в округе Костромы. В потомках друзья А.С.Пушкина (К.И.Арсеньев), военные (РБС, II,)

АМИРОВЫ (АМИРЕВЫ). Дворяне с XVI века. В ОГДР (XVIII, с. 126) отмечены 1847 годом Амировы, как обрусевшая фамилия; впервые упоминаются с 1529-30 годов: Васил Амиров - дьяк Поместного приказа; Григорий Амиров - в 1620-21 годах - дозорщик дворцовых сёл Казанского уезда, как и Юрий Амиров в 1617-19 годах; Маркел Амиров - подьячий в 1622-1627 годах в Арзамасе; Иван Амиров - в 1638-1676 годах - гонец в Данию, Голландию и Ливонию (Веселовский 1974, с. 13). Предполагается происхождение фамилии от тюрко-араб. амир - эмир "князь, генерал" (Баскаков 1979, с. 257). Распространённость фамилии у казанских татар указывает и на казанский выход русской фамилии.

АНИЧКОВЫ. Предполагается происхождение из Орды в XIV веке (БК, 2, с. 282, № 100; Загоскин, 1875, №2). Аничковы Блоха и Глеб упомянуты под 1495 годом в Новгороде (Веселовский 1974," с. 14). Арабо-тюркск. анис - анич "друг" (Гафуров 1987, с. 125). В последующем учёные, публицисты, медики, военные (РБС, 2, с. 148-150).

АПРАКСИНЫ. От Андрея Ивановича Апракса, правнука Солохмира (Солых-эмир), перешедшего в 1371 году из Золотой Орды к Ольгу Рязанскому (ОГДР, II, с. 45; III, с. 3). В ХУ-ХУ1 вв. Апраксиным были выделены имения под Рязанью. В 1610-1637 гг. Федор Апраксин служил дьяком Приказа Казанского дворца (Веселовский 1974, с. 14). В родстве с боярами Хитровыми, Ханыковыми, Крюковыми, Вердерниковыми(см.). Н.А.Баскаков (1979, с. 95) приводит три версии тюркского происхождения прозвища Апракса: 1. "тихий", "спокойный"; 2. "лохматый", "беззубый"; 3 "бахвал". В истории России известны как сподвижники Петра 1, генералы, губернаторы (РБС, 2, с. 239-256).

АППАКОВЫ. Крымско-казанский мурза Аппак перешел на русскую службу в 1519 года (Зимин 198Ю, с. 80, 168, 222,265). Возможно происхождение фамилии от казанск. татарск, ап-ак "совершенно белый".

АПСЕИТОВЫ. Скорее всего, выходцы из Казани в середине XVI века. Пожалованы поместьями в 1667 году. Фамилия от арабо- тюркского Абу Сеит "отец предводителя" (Баскаков 1979, с. 165; Гафуров 1987, с. 116, 186

АРАКЧЕЕВЫ. От Аракчея Евстафьева, крещёного татарина, перешедшего в середине XV века на русскую службу и ставшего дьяком Василия II (Веселовский 1974, с. 14). Образовано от казанско- татар. Прозвища аракычы " самогонщик, пропойца" (Баскаков 1979, с. 115). В ХV111-Х1Х вв. временщик Александра1, граф, имения около Твери (РБС, 2, с. 261-270).

АРАПОВЫ. Жалованы в дворянство в 1628 году (ОГДР, IV, с. 98). От Арапа Бегичева, помещенного в 1569 году в Рязани. Позднее, в XVII веке, известен Хабар Арапов с поместьем в Муроме. Судя по именам и фамилиям, а также по размещению, скорее всего, выходцы из Казани (Веселовский 1974, с. 14). В потомках военные, писатели-пензяки

АРТАКОВЫ (АРТЫКОВЫ). Дворяне с XVII века. Артыков Сулеш Семенович отмечен как стрелецкая голова в 1573 году в Новгороде (Веселовский 1974, с. 16). От тюркск, артук - артык "лишний".

АРДАШЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Ардаша - выходца из Казани, поместьяв Нижегородской губернии (Веселовский 1974, с. 15). В потомстве родственники Ульяновых, учёные (ИЭ, 1, с. 715Текст

АРТЮХОВ. Дворяне с 1687 года (ОГДР, IV, с. 131). От артык - артук - артюк (Баскаков 1979)

АРХАРОВЫ. Дворяне с 1617 года (ОГДР, III, с. 60). От Архарова Караула Рудина и его сына Салтана, вышедших из-под Казани, крестившихся в 1556 году и получивших имение под Каширой (Веселовский 1974, с. 15; Баскаков, 1979, с. 128). В потомках - военные, учёные.

АСЛАНОВИЧЕВЫ. В польском шляхетстве и дворянстве в 1763 году один из них тогда же был пожалован чином Королевского секретаря (ОГДР, IX, с. 135). От тюрко-татарского аслан - арслан (Баскаков 1979,)

АСМАНОВЫ. Василий Асманов (Усманов, Османов) - сын боярский. Упомянут в Новгороде в XV веке (Веселовский, 1974, с. 16). Судя по фамилии (основа - тюркск.-мусульманское Усман, Госман "костоправ" - см. : Гафуров, 1987, с. 197), тюркского - булгарского, по расположению в Новгороде, выхода.

АТЛАСОВЫ. Дворяне с конца ХУП века, имения в районе Устюга. Выходцы из Казани в Устюг. Атласи - типичная казанская татарская фамилия (см.: Хади Атласи). Атласов Владимир Васильевич в ХУП-начале XVIII веков - завоеватель Камчатки (РБС, II, с. 353-356).

АХМАТОВЫ. Дворяне с 1582 года (ОГДР, V, с. 52). Скорее всего, выходцы из Казани, т.к. под 1554 годом отмечен под Каширой Федор Никулич Ахматов (Веселов-ский 1974, с. 17). Ахмат - типично тюрко-татарское имя (Баскаков 1979, с. 176). Ещё под 1283 годом упоминается бесермянин (очевидно, мусуль-манин-булгарин) Ахмат, откупивший баскачество на Курской земле (ПСРЛ, 25, с. 154). Ахматовы в ХУ111-Х1Х вв.-военные, моряки, прокурор Синода (РБС, II, с. 362).

АХМЕТОВЫ. Дворяне с 1582 года, дьяки в XVI - XVII вв., купцы и промышленники в ХУ111-ХХ вв. (ОГДР,V, с. 55; Веселовский 1974, с. 17; РБС, II, с. 363). В основе слова арабо-мусульманскее Ах-мет - Ахмад - Ахмат "восхваляемый" (Гафуров)

АХМЫЛОВЫ. Дворяне с XVI века. Федор Ахмыл - в 1332 году посадник в Новгороде, Андрей Семенович Ахмылов в 1553 году - в Рязани (Веселовский 1974, с. 17). Судя по размещению в Новгороде и Рязани, Ахмылрвы - булгаро-казанские выходцы. Под 1318 и 1322 гг. известен золотоордынский посол Ахмыл на Русь (ПСРЛ, 25, с. 162, 167); возможно, булгарин, хорошо знавший русский. язык.

АЛТУНИН
АЛТЫНОВ
Фамилия происходит от алтын - золото. Алтын - довольно распространенное имя в тюркских народов.

АГЕЕВЫ
АГАЕВЫ
От тюркского "Ага", "Агай" - дядя. Обычно такое имя мог получить ребенок, если в семье старший сын или дочь уже создали семью и могут заиметь или уже имеют своих детей. Поэтому возникает необходимость подчеркнуть, как бы, старшинство ребенка - дяди.

АСАДОВ
Происходит от татаро-мусульманского имени Ассад, видоизмененное "ас-Сомад" - вечный. Известный поэт Эдуард Ассадов подчеркивает свое происхождение из татар.

АКУЛОВ
Происходит от довольно распространенного имени, особено у туркменов, Окул, Акул, что обозначает "умный", "разумный".

АКСАНОВЫ. Происхождение фамилии от "Ак" - белый, и "Сан", "Син" - ты, вы. Буквально - светлый (кожей, волосами)

АХУНОВЫ Происхождение фамилии возможно в двух вариантах:
от турко-мусульманского имени "Ахун".
от "ахун" - религиозный титул.

При подготовке материала была использована информация с сайта

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы:

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ;

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев .

Булат Яушев: «Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову»

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Рашид Галлям: «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом»

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель Идегей , Юсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред. ) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике . «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев . «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление! Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

Гали Еникеев: «История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение»

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).

«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев .


Гали Еникеев
, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин . «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчаки прим. ред. ). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется. Ведь мы живем в стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования. Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен . При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.