Политический плюрализм. Многопартийность в России. Многопартийность и политический плюрализм в современных государствах. Роль политических партий и их влияние на государство

Разнородность общественных элементов - один из важных признаков демократии, правового государства. Самостоятельность и равноправие разнообразных партий и движений в определении своих целей и действий в обществе создают благоприятную обстановку для творчества, поиска альтернативных путей развития. Терпимость к оппонентам, готовность к компромиссам, поиск консенсуса способствуют политической консолидации общества в целом.

Плюрализм - это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима.

Политический плюрализм:

признает

создает необходимые условия для реализации

поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Среди политических организаций, включенных в политическую систему (движения, группы, клубы и др.). важнейшими по значению являются партии.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Партия имеет определённую структуру и политические цели. Партии играют большую роль в демократическом обществе и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Некоторые учёные считают, что политические партии обязательно стремятся к политической власти в своём государстве. Они выражают интересы тех слоёв общества, которые представляют и стремятся донести их до государства, государственных органов.

Признаками партии являются:

наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

фиксированное членство;

разветвленная сеть первичных местных организаций.

Под многопартийностью понимают наличие двух или нескольких партий - как общественное явление, так и многопартийность как система партийной власти. Многопартийная система является важным признаком демократического государства. Это означает, что в стране существует больше одной партии. Это важно потому, что таким образом представлены интересы различных групп общества, появляется возможность оппозиции правящим структурам, уничтожается возможность узурпации власти одной партией или группировкой.

Наиболее эффективной считается партийная система, включающая от двух до пяти партий. Наличие множества политических партий ведёт к их слабости, раздробленности в обществе, размытости и дублированию их позиций.

Многопартийность способствует поиску согласия с представителями различных политических партий в выработке стратегии и тактики в различных сферах общества.

Партии России молоды, их становление протекает в трудный период отечественной истории - переход от тоталитаризма к свободе и демократии, рыночным отношениям, существует раскол в обществе, отсутствие правой и политической культуры населения.

История политических партий начинается с XVIII — XIX вв. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций. Сейчас наряду с этим путём создания партий существуют ещё несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур. Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, которые формировались в результате стихийных социальных движений.

Функции политических партий:

политическая;

социального представительства;

социальной интеграции;

политического реконструирования;

идеологическая;

электораторная;

осуществлять набор новых членов.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями :

в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

В Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.) признаётся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

Многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Российская многопартийность имеет серьезную конституционную основу. Так, ст. 13 Конституции РФ закрепила важную норму о политическом и идеологическом плюрализме, обусловленном наличием в обществе разных социальных слоев со своими специфическими интересами и потребностями. Причем политический плюрализм невозможен без идеологического плюрализма - многообразия идеологий, которые исповедуют политические общественные объединения. Под политическим плюрализмом понимается создание возможностей для оказания влияния на политический процесс всем социально-политическим силам, действующим в рамках закона; это свобода политических мнений и политических действий и гарантия реализации принципа народовластия. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005.

Институт многопартийности имеет положительные оценки в процессе развития демократизации государственно-организованного общества.

Юридически принцип многопартийности означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.

Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны.

Замечу, что признание принципа многопартийности возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности.

Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.

Итак, термины «многопартийность», «многопартийная система» в настоящее время перешли в разряд общеупотребительной лексики и применяются в различных отраслях общественной деятельности. В общем смысле трактовка термина многопартийность заложена в нем самом. Так, в словаре русского языка под многопартийной системой понимается общественная система, имеющая несколько или много партий. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

Так, в политологии и юриспруденции под понятием «многопартийность» принято понимать «один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия)». Энциклопедический юридический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 178.

Доктор юридических наук, профессор И.В. Баглай определяет многопартийность как форму политической демократии и важнейшую предпосылку формирования органов государственной власти. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 149.

В.В. Лапаева отмечает, что многопартийность - это своего рода форма самоорганизации общества, которая проявляет себя в сфере политики (то есть в сфере, связанной с государственно-властными отношениями). Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1.

И все же суть категории многопартийности не выражает ни одно из приведенных выше определений; т.к. заключается в разрешении создания политических партий и разработки механизмов их участия в политической жизни государства.

Таким образом, уместно трактовать многопартийность как конституционный принцип, определяющий форму самоорганизации общества и предпосылку формирования органов государственной власти и заключающийся в разрешении создания политических партий и механизмов их участия в политической жизни государства.

Несмотря на то что в Конституции РФ многопартийность и парламентаризм не находят точек соприкосновения, эти два политико-правовых явления весьма тесно связаны между собой. Так, партии, выражая политическую волю своих членов, в качестве основных задач позиционируют участие в формировании органов государственной власти и управления и в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции в представительных органах из своих сторонников.

Таким образом, развитие парламентаризма тесно связано с уровнем развития многопартийности. Хорошо развитая партийная система способствует не только существованию идеологического и политического многообразия, но и формированию дееспособного парламента. Именно парламента, поскольку это единственный орган государственной власти, чей политический вес позволяет носителям той или иной идеологии влиять на управление государством.

Рассматривая многопартийность как одно из условий существования установленного в России конституционного строя вообще и парламентаризма в частности, отмечу, что взаимозависимость и взаимообусловленность парламентаризма и многопартийности имеет множество подтверждений, в том числе и в отечественной истории. Так, в начале XX века усилиями сторонников марксистко-ленинской доктрины государства и права понятия и институции, связанные с парламентаризмом, были подвергнуты серьезной критике. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования//Государство и право. 1994. № 11.

Ленинская формула «не парламентская республика, а страна Советов» означала не просто отказ от представительных учреждений, но и полное неприятие данных органов как институционально-властных структур государственности. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. С. 45 - 48. Последователи марксистко-ленинской доктрины выдвинули тезис о так называемой доминирующей партии. В результате единственным способом реализации программных установок стало установление и упрочение единовластия одной партии. Причем однопартийная доминанта легла в основу всей политической системы вновь созданного государства - СССР.

Отсутствие единого мнения о зависимости действенности парламента от функциональной многопартийной системы позволяет защищать однопартийную систему как пригодную для конституционного строя России. Орлов Б. Может ли Россия обойтись без партий//Известия. 1998. 6 февраля.

россия многопартийность парламентаризм конституционный

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется в общественном сознании и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.Компоненты политического плюрализма: ≈ многообразие политических идей и организационных форм; ≈ отрицание моноцентризма; ≈ свобода объединения людей в партии и иные законные организации; уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность; ограничение центральной власти, разделение властей; возможность смены политических структур у власти.

Характерные черты политического плюрализма : › идеологическое многообразие; › запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной › светский характер государства; › признание политического многообразия и многопартийности; › равенство всех общественных объединений перед законом. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

50. Права свободы человека и гражданина. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.Основными из них являются: а)признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;б)осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц - равенство всех перед судом и законом;в)равенство мужчины и женщины;г)приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;д)строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;е)запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны. Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.Права человека - это неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация - тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

А)естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

Б)возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий - так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Многопартийность как конституционная форма реализации принципа идеологического многообразия

2. Сущность и содержание категории «многопартийность». Взаимосвязь многопартийности и парламентаризма

Многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Российская многопартийность имеет серьезную конституционную основу. Так, ст. 13 Конституции РФ закрепила важную норму о политическом и идеологическом плюрализме, обусловленном наличием в обществе разных социальных слоев со своими специфическими интересами и потребностями. Причем политический плюрализм невозможен без идеологического плюрализма - многообразия идеологий, которые исповедуют политические общественные объединения. Под политическим плюрализмом понимается создание возможностей для оказания влияния на политический процесс всем социально-политическим силам, действующим в рамках закона; это свобода политических мнений и политических действий и гарантия реализации принципа народовластия. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005.

Институт многопартийности имеет положительные оценки в процессе развития демократизации государственно-организованного общества.

Юридически принцип многопартийности означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.

Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны.

Замечу, что признание принципа многопартийности возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности.

Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.

Итак, термины «многопартийность», «многопартийная система» в настоящее время перешли в разряд общеупотребительной лексики и применяются в различных отраслях общественной деятельности. В общем смысле трактовка термина многопартийность заложена в нем самом. Так, в словаре русского языка под многопартийной системой понимается общественная система, имеющая несколько или много партий. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

Так, в политологии и юриспруденции под понятием «многопартийность» принято понимать «один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия)». Энциклопедический юридический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 178.

Доктор юридических наук, профессор И.В. Баглай определяет многопартийность как форму политической демократии и важнейшую предпосылку формирования органов государственной власти. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 149.

В.В. Лапаева отмечает, что многопартийность - это своего рода форма самоорганизации общества, которая проявляет себя в сфере политики (то есть в сфере, связанной с государственно-властными отношениями). Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1.

И все же суть категории многопартийности не выражает ни одно из приведенных выше определений; т.к. заключается в разрешении создания политических партий и разработки механизмов их участия в политической жизни государства.

Таким образом, уместно трактовать многопартийность как конституционный принцип, определяющий форму самоорганизации общества и предпосылку формирования органов государственной власти и заключающийся в разрешении создания политических партий и механизмов их участия в политической жизни государства.

Несмотря на то что в Конституции РФ многопартийность и парламентаризм не находят точек соприкосновения, эти два политико-правовых явления весьма тесно связаны между собой. Так, партии, выражая политическую волю своих членов, в качестве основных задач позиционируют участие в формировании органов государственной власти и управления и в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции в представительных органах из своих сторонников.

Таким образом, развитие парламентаризма тесно связано с уровнем развития многопартийности. Хорошо развитая партийная система способствует не только существованию идеологического и политического многообразия, но и формированию дееспособного парламента. Именно парламента, поскольку это единственный орган государственной власти, чей политический вес позволяет носителям той или иной идеологии влиять на управление государством.

Рассматривая многопартийность как одно из условий существования установленного в России конституционного строя вообще и парламентаризма в частности, отмечу, что взаимозависимость и взаимообусловленность парламентаризма и многопартийности имеет множество подтверждений, в том числе и в отечественной истории. Так, в начале XX века усилиями сторонников марксистко-ленинской доктрины государства и права понятия и институции, связанные с парламентаризмом, были подвергнуты серьезной критике. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования//Государство и право. 1994. № 11.

Ленинская формула «не парламентская республика, а страна Советов» означала не просто отказ от представительных учреждений, но и полное неприятие данных органов как институционально-властных структур государственности. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. С. 45 - 48. Последователи марксистко-ленинской доктрины выдвинули тезис о так называемой доминирующей партии. В результате единственным способом реализации программных установок стало установление и упрочение единовластия одной партии. Причем однопартийная доминанта легла в основу всей политической системы вновь созданного государства - СССР.

Отсутствие единого мнения о зависимости действенности парламента от функциональной многопартийной системы позволяет защищать однопартийную систему как пригодную для конституционного строя России. Орлов Б. Может ли Россия обойтись без партий//Известия. 1998. 6 февраля.

россия многопартийность парламентаризм конституционный

Законность и правопорядок как путь к построению правового государства

Законные интересы как элемент правового статуса личности

Изучение интереса как социального явления - задача общей теории интереса. Вопросы же исследования правовой категории "законный интерес" в ее соотношении с другими правовыми категориями должны рассматриваться и в теории права...

Защита интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза

Понятие “интеллектуальная собственность” стало широко распространяться в мире с 60-х годов XX века, после учреждения в 1967 году Всемирной Организации Интеллектуальной собственности. Само слово, конечно, иногда употреблялось и ранее...

Место и роль политических партий в политической системе Республики Казахстан

Можно сказать что наша страна со времен обретения независимости является однопартийном, дэ-юре с недавнего времени наша страна стала многопартийный, дэ-факто она осталось однопартийном...

Молодежный парламентаризм в Российской Федерации

Исходя из исторических данных, молодежный парламентаризм получил активное развитие в середине 90-х годов XX века. Идея создания Молодежных Парламентов разрабатывалась еще в СССР. Начиная с 1995 года...

Основы муниципального образования

Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 28 августа 1995 г...

Правоспособность и дееспособность граждан

Анализ истории формирования понятия правосубъектности в гражданском праве позволяет перейти к одной из важнейших и в тоже время сложных задач - исследованию сущности и содержания правосубъектности в гражданском праве...

Правосубъектность юридического лица

Цивилистической науке известно множество теорий юридического лица, в числе которых такие фундаментальные теории, как "теория фикции" Савиньи, "теория персонифицированной цели" Бринца, "органическая теория" Гирке и другие Об этих теориях см...

Проблематика защиты права добросовестного приобретателя

Вопрос о правовом положении добросовестного приобретателя является дискуссионным в отечественной доктрине. Согласно традиционной точке зрения...

Риск в гражданском праве

Прежде, чем перейти к освещению стержня дипломной работы, касающегося риска в юриспруденции, а если быть еще более точным - в гражданском праве, мне бы хотелось остановить свое внимание на понимании риска как универсальной категории...

Спорные вопросы понимания права

Формирование правомерного поведения

Функции административного управления

административный управление государственный функция Функция (слово лат. - отправление, деятельность) - это объективно необходимое воздействие, налаживание связей в общей среде, деятельность...

Частная собственность. Тенденции и перспективы развития в России

Юридические коллизии и способы их устранения

«юридическая коллизия» Как мы уже отмечалось, еще Платон и его ученики обращаются к пониманию противоречий, причин их возникновения и способов устранения. Однако пониманию противоречий, в общем...

Политический плюрализм не просто объективно существующая в любом обществе множественность социальных и иных структур и интересов. Прежде всего, это организационно и юридически оформленная множественность: все носители этих интересов обладают и реализуют в практической деятельности конституционно гарантированное право на объединение с целью их выражения и защиты, а также представительства в государственно-властных структурах. Это право (помимо прочего) базируется на равной для всех граждан и их объединений возможности обращаться в эти структуры и быть услышанными ими.

В таком понимании политический плюрализм предстает как один из базовых принципов общественного устройства, согласно которому общественно-политическая жизнь должна включать множество различных взаимозависимых (и вместе с тем автономных) социальных и политических групп, партий, организаций, чьи установки, идеи и программы находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе.

Речь идет об утверждении и гарантиях одновременного существования в обществе нескольких или множества организованных политических сил, социальных и политических точек зрения и концепций, которые имеют одинаковое и гарантированное право на существование и конкурируют друг с другом с целью завоевания социального и политического влияния, а, в конечном счете, и власти.

Из такого понимания политического плюрализма вытекают его составляющие принципы:

признание противоречий и связанных с ними отношений соперничества и конкурентной борьбы как принципа демократической политической культуры и корня ее динамики как законного начала и основания всей организации общественной жизни;

отрицание идеологического единообразия (идеологического монизма) и признание правомерности чужых интересов и чужих взглядов как условия существования собственных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыслие и инакодействие;

установка на компромисс и поиск консенсуса, построенного на добровольном самоограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагов навстречу друг другу: плюрализм не признает разрушительные насильственные формы разрешения кон фликтов по типу бунтов и восстаний, революций и гражданских войн, политического террора и саботажа и т.д.;

отрицание социально и юридически закрепленных организационных, правовых и иных привилегий за отдельными общественными институтами и структурами и утверждение автономии и равенства всех перед законом: никто в отдельности (будь-то партия или какая-либо другая организованная политическая сила) не вправе представлять все общество в целом и навязывать ему свою волю.

В рамках этих принципов политический плюрализм предстает в виде системы общественного обустройства, тяготеющей к децентрализации власти, ее распределению среди широкого числа объединений (религиозных, экономических, профессиональных, образовательных и культурных), а также к созданию правительства, состоящего из децентрализованных единиц с тем, чтобы над обществом не господствовали ни государство, ни какой-либо класс.

Именно поэтому политический плюрализм нередко называют душой демократии и рассматривают в качестве основного источника развития общественно-политической жизни, основанной на свободе волеизъявления и альтернативного политического выбора разных социальных и общественных сил.

Политический плюрализм и ассоциативность как исходный признак гражданского общества

Политический плюрализм тесно и неразрывно связан с таким понятием, как «гражданское общество», определяя такие его исходные характеристики, как самоуправляемость и ассоциативность в организации общественной жизни, что находит свое выражение в деятельности бесчисленного множества самых разнообразных общественных организаций, которые в политическом дискурсе обозначаются понятием «организованные группы интересов». И которые реально воплощают в себе реализацию в рамках плюрализма конституционно гарантированного права граждан на групповую самоорганизацию.

Речь идет об устойчивых общественных объединениях, обладающих высоким уровнем специализации и организации, в облике профессиональных союзов рабочих и служащих, предпринимательских синдикатов, крестьянских (фермерских) ассоциаций, а также таких организованных групп, как общества потребителей, молодежные, феминистские, правозащитные, экологические, национальные, религиозные и иные движения и союзы.

В качестве синонима характеристики всех этих групп интересов часто используется понятие «группы давления». Оно подчеркивает основной метод действия этих групп - оказание влияния на властные институты и учреждения. При этом, в отличие от политических партий, они не ставят перед собой цели брать на себя бремя политической ответственности, т.е. непосредственно самим управлять государством. Для них политика не цель, а только средство удовлетворения своих групповых интересов. Поэтому ни администрация, ни государственные службы не могут рассматриваться в этом качестве групп давления, несмотря на их огромное влияние в процессах принятия политических и законодательных решений.

Тот факт, что при анализе групп давления упор все же делается на их организационном факторе, даже когда речь идет об ассоциациях с ограниченным статусом, позволяет отличать деятельность этих групп от стихийных (спорадических) форм давления (забастовок, несанкционированных демонстраций, митингов и т.д.), а также от индивидуальных выступлений (публичных голодовок, открыгтых писем и других форм индивидуального протеста).

Существуют различные классификации групп давления. В простых классификациях эти группы в основном подразделяют на две категории: широкого и специализированного профиля. Специфика части первых обусловлена однородностью социально-экономического статуса тех слоев и групп населения, которые они представляют: профессиональные ассоциации и союзы землевладельцев, наемных рабочих и служащих, учителей, промышленников, банкиров, представителей малого и среднего бизнеса, фермеров и т.д.

Другие группы из этой категории в своей основе социокультурные и по своей социальной базе относятся к разряду межклассовых организаций, т.е. представляют самые разнообразные слои и группы населения, дифференцированные по социально-демографическому, возрастному, религиозному, этнокультурному, территориальному признаку и т.д. Это всякого рода женские, молодежные, ветеранские организации, ассоциации национальных меньшинств, студенчества, родителей школьников и др.

В отличие от групп широкого профиля, само существование групп давления специализированного профиля обусловлено не наличием (в готовом виде) социальной базы, а какой-то конкретной значимой целью, на службе которой и складывается организационная деятельность. Это относится к различным природоохранным организациям, правозащитным движениям, ассоциациям защиты животных, обществам по развитию биологического (без химизации) земледелия, к бесчисленным комитетам поддержки забастовщиков, политических заключенных и т.д. Во всех этих случаях группа давления складывается на конкретной и ограниченной платформе, к которой присоединяются (или не присоединяются) участники, обязующиеся либо следовать выдвинутым лозунгам, либо распускаться.

Более детальная типология групп давления исходит из того, что в их рамках всегда можно выделить в качестве самостоятельных множество парных разновидностей. В зависимости от таких базовых признаков как цели, социальная база, организационная структура различают соответственно группы интересов и группы идей, частные группы и группы общественные, массовые группы и группы кадровые.

Следует различать и типологию групп давления, построенную на зависимости от различий общественных сфер деятельности. В этой связи в качестве самостоятельных принято выделять организованные интересы в пяти сферах: экономической (включая наемнотрудовые отношения), общественно-политической, социальной, духовной (религия, наука, культура), сфере досуга и отдыха.

Политический плюрализм и многопартийность

При всей значимости организованных групп интересов и групп давления, как своего рода матрицы гражданского общества и системы социального представительства (защиты) разнообразных интересов граждан в политико-властных структурах, в своем наиболее концентрированном виде политический плюрализм предстает в облике многопартийности. Именно партии составляют движущую силу демократического парламентского режима, и без партий (и вне партий) данный режим просто не может существовать. «Блага» многопартийности могут быть сведены к следующим:

Во-первых, одновременное существование нескольких или множества организованных политических сил, которые, будучи (по закону) равноправными и независимыми друг от друга, ведут борьбу за власть и влияние, порождает конкурентную политическую среду.

Свою прогрессивность, свое право быть первыми (т.е. правящими) партии должны доказывать исключительно путем достижения более высокой по сравнению с конкурентами эффективности той политики, носителями которой они являются. При этом нельзя выходить (и это очень важно) за рамки конституционности и принятых правил игры и нужно непременно участвовать в выборах - той верховной инстанции, которая в условиях реальной демократии (свободного волеизъявления народа) выносит окончательный «приго вор» партиям по вопросу правомерности (обоснованности) их притязаний в этой области: одних наделяет властью, других от этой власти отстраняет. Это обусловливает принцип чередования партий у руля государственной машины

Во-вторых, в условиях многопартийности политические вопросы и проблемы (как текущие, что называется, на злобу дня, так и на ближайшую и отдаленную перспективу) получают всестороннее освещение. Всякая общественная потребность, всякий общественный интерес, неизменно находят своих выразителей и защитников, равно как и своих оппонентов и критиков. Тем самым, различные категории граждан получают возможность выбора общественных сил и лидеров, социально представлять и отстаивать их интересы, выступать в качестве посредника во взаимоотношениях с государственно-властными структурами. Развиваются как прямые, так и обратные связи социума с властью, в рамках которых партии служат своеобразным механизмом двустороннего диалога гражданского общества и государства.

В-третьих, нередко говорят, что самая хорошая форма правления - это когда одна партия (или блок партий) правит, а другая партия (или блок партий) находится в оппозиции. Именно такую форму правления и порождает многопартийность. Постоянно действующая в обществе конституционно легализованная оппозиция, если говорить образно, выполняет роль «щуки в реке», которая для того и существует, чтобы «карась» (т.е. правительство) не дремало. Оппозиция никогда не прощает власти промахов. Любые неверные шаги тотчас же становятся достоянием гласности и используются оппозицией для дискредитации правящих сил, чтобы переманить на свою сторону часть избирателей и обеспечить решающий перевес сил в свою пользу на очередных выборах. Все это заставляет правительство действовать как можно более рационально и эффективно, сдерживает и предотвращает чрезмерную бюрократизацию, всякого рода произвольные, волюнтаристские решения и т.д.

В-четвертых, острое соперничество и конкурентная борьба за власть и влияние между политическими партиями ведут к тому, что внутри каждой партии воспитывается дисциплина, необходимая для того, чтобы победить конкурента. Партии, в которых отсутствует организационное и идейное единство и вместо них доминирует фракционность, диффузия стратегических интересов и целей, лишены шансов на успех и обречены на прозябание в роли партий по типу дискуссионных клубов. Но для победы в борьбе за власть одной внутренней дисциплины партии не достаточно. Требуется соответствующий уровень дисциплины со стороны партийного электората. Поэтому дисциплинизируя свои ряды, партия одновременно влияет на массы своих приверженцев, которые в роли избирателей голосуют за ее кандидатов на выборах. В результате растет урегулированность и порядок в обществе в целом, повыгшается уровень социальной ответственности и социально ответственного поведения граждан.

В-пятых, в ходе политической борьбы происходит «естественный отбор» лидеров, т.е. выгавляются и выщвигаются на политическую авансцену действительно талантливые люди, что называется, «с искрой Божьей» по части искусства государственного управления. Здесь нет и не может быпть случайных вождей, «кухаркиных детей», здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости и т.д. При этом важно подчеркнуть, что в условиях плюралистической демократии основным селекторатом (т.е. тем, кто осуществляет эту функцию «естественного отбора» лидеров) выступает, в конечном счете, народ в роли электората. Это ставит качество этой селекции в прямую зависимость от способности (умения) народа делать ответственный и осознанный выбор.

В-шестых, формирующееся по итогам выборов правительство является «партийным», т.е. что его формирует победившая на выборах партия (или блок партий), а ее лидер автоматически становится премьер-министром. В дополнение к уже существующей организационной структуре эта партия получает как бы две новые фракции: фракцию членов партии-парламентариев и фракцию членов партии - членов правительства. В этих условиях правящая партия (или блок партий) несет ответственность за деятельность этих двух фракций и с учетом перспективы новых выборов всемерно заинтересована в том, чтобы эта их деятельность быпла предельно эффективной и технократически легитимной. В противном случае, по истечении конституционного строка избрания, правящая партия (или блок партий) может проиграть выборы и вынуждена будет перейти на положение оппозиции.

Важно отметить, что многопартийность не только общественное благо и источник развития плюралистической демократии, основанной на свободном волеизъявлении различных общественнополитических сил. Одновременно это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще, особенно в условиях, когда общество совершает крутой поворот в своей истории и, по существу, находится в состоянии аномии. Это ситуация интенсивного разрушения и распада старых, укоренившихся на уровне привытек, норм и ценностей, с помощью которых десятилетиями регулировалось и направлялось поведение, как отдельных граждан, так и социальных групп и организаций. В этих условиях ожидать быстрого приживления новых норм и ценностей, вводимых процессом демократизации, не приходится.

В свое время известный отечественный правовед и политолог Б. Чичерин усматривал минусы многопартийности в том, что: 1.

Принадлежность к своей партии дает человеку «систематически одностороннее направление», т.е. член партии смотрит на все глазами своей партии и исключительно через призму ее интересов, а также интересов ее политической борьбы. Так, например, если человек является членом оппозиционной партии, то он привыкает к тому, что смотрит на правительство только через темные очки, т.е. направлен на поиск изъянов в политике и поведении властей. В обществе возникает дефицит объективных оценок и понимания реального смысла принимаемых политических и законодательных решений, тех или иных событий и явлений общественной жизни. Вместо них доминируют предвзятость и тенденциозность, чрезмерный субъективизм и тяга к всевозможным спекуляциям, манипулированию общественным мнением и т.д. 2.

«Дух» своей партии заслоняет бескорыстие, стремление к общему благу, к тому, чтобы служить народу. Ключевые интересы связаны не с поиском точек соприкосновения и достижения согласия по базовым ценностям развития, а с тем, чтобы во что бы то ни стало «прижать» и низвергнуть противника. В результате все приносится в жертву не государственным и не общенародным, а сугубо узкопартийным (корпоративным) целям. 3.

В политической борьбе разгораются и до предела накаляются страсти. Для своей победы сторонники различных партий надевают на себя тогу ярых популистов, взывают к самым низменным потребностям масс, апеллируя не столько к разуму, сколько к эмоциям и инстинктам. В силу этого портятся общественные нравы. 4.