Система «Российская общественная инициатива» нуждается в совершенствовании. Стотысячные инициативы РОИ: что с ними стало

Инициатор: Алексей Навальный, Фонд по борьбе с коррупцией

Судьба: 25 февраля 2015 года федеральная рабочая группа признала разработку соответствующего нормативного правового акта нецелесообразной. По мнению её участников, предлагаемые изменения противоречат российской Конституции. При этом в экспертном заключении указано, что Российская Федерация согласовала 20-ю статью Конвенции в полном объеме ещё в 2006 году. Этот утверждение ранее оспаривали и . Рабочая группа лишь порекомендовала провести анализ действующего антикоррупционного законодательства. Стоит отметить, что окончательное решение по инициативе «Открытое правительство» смогло принять лишь со второго раза – на первом заседании не удалось собрать кворум.

Весной 2015 года сторонники инициативы попытки внесения в Госдуму предложения о ратификации 20-й статьи через региональные парламенты.

Обязать Российский футбольный союз и Минспорт России проводить рейтинговое интернет-голосование по кандидатурам на должность главного тренера сборной России по футболу, а также по кандидатурам в состав сборной РФ по футболу перед мировыми соревнованиями

Инициатор: анонимно

Судьба: На заседании федеральной рабочей группы 10 июня 2015 года идею подобных выборов поддержали. Несмотря на отрицательную оценку инициативы со стороны представителей РФС, Министерства спорта и Всероссийской организации болельщиков, экспертная группа поддержала идею и рекомендовала проводить рейтинговое голосование. «Предлагается сделать результат интернет-голосования необязательным, но рекомендательным, с тем чтобы спортивные чиновники осознавали свою ответственность за принятие решения и объясняли свою позицию, в случае отличного от результата интернет-голосования выбора», – указано в опубликованном на странице инициативы решении. , заключение группы имеет рекомендательный характер и РФС сможет самостоятельно принять или не принять предложения рабочей группы.

Внести изменения в Трудовой кодекс (ТК РФ), предусматривающие проведение обязательной индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции

Инициатор: Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей

Судьба: 10 июня Рабочая группа признала нецелесообразным внесение в Трудовой кодекс Российской Федерации предлагаемых общественной инициативой изменений

На портале «Народная инициатива» КПРФ аналогичная петиция. На сегодняшний день она набрала 1492 голоса из 20 000 необходимых.

Механизмы запущенной в 2013 году по указу Президента системы «Российская общественная инициатива» (РОИ) нуждаются в совершенствовании, в особенности на региональном и муниципальном уровне. В частности, речь идёт о возможном упрощении регистрации участников обсуждений. А органы власти нужно обязать учитывать петиции и предложения граждан в их работе либо открыто аргументировать, почему они не могут быть учтены. К таким выводам пришли участники заседания Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации. При модернизации этой системы нужно учитывать практики регионов по созданию сервисов для обратной связи с гражданами, считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Чтобы защитить права граждан при проведении общественных обсуждений, Открытое правительство и Общественная палата намерены инициировать ряд изменений в законодательство.

Выдвинуть собственную инициативу или поддержать любую другую на портале РОИ может каждый гражданин России старше 18 лет, зарегистрированный на портале госуслуг. Чтобы инициатива федерального уровня была рассмотрена, она должна набрать 100 тысяч голосов «за» в течение года. Инициативы федерального уровня, получившие достаточную поддержку граждан, поступают на рассмотрение экспертной рабочей группы федерального уровня, которую возглавляет министр РФ Михаил Абызов. Порог рассмотрения инициатив регионального уровня составляет для регионов с населением свыше 2 млн также 100 тысяч, для остальных - 5% от населения региона. Для муниципалитетов - 5% от их населения.

С момента запуска портала необходимое количество голосов набрали 13 петиций федерального уровня, все они были рассмотрены экспертной рабочей группой, а заключения по итогам общественного обсуждения были направлены в органы власти для учёта в их текущей работе. Что касается инициатив регионального и муниципального уровня, то ни одна из них не была рассмотрена экспертными рабочими группами соответствующего уровня.

Возможно, стоит подумать об усовершенствовании системы классификации общественных инициатив, разобраться, насколько заключения экспертной рабочей группы являются обязательными и окончательными, как механизм общественной инициативы вписан или не вписан в законотворческий процесс. Стоит подумать и о формировании единой электронной системы обратной связи органов власти с институтами гражданского общества и повышать уверенность граждан в эффективности системы электронного голосования», - сказал Николай Фёдоров.

На федеральном уровне система в целом работает, однако у граждан пока нет возможности проследить, как учитываются их предложения в работе органов власти, согласен Михаил Абызов.

По основным предложениям, которые федеральная группа выработала и направила в органы исполнительной власти, мы проводим мониторинг качества их исполнения. Тем не менее, есть некоторые проблемы. Не все предложения своевременно учитываются и на их основании вырабатываются государственные решения. Я согласен, что надо думать о механизме, возможно, обязательного учёта тех предложений, которые разрабатываются», - сказал министр.

Для реализации механизма на региональном уровне, по его словам, также созданы все информационные возможности, но до сих пор на уровне субъектов РФ и муниципалитетов по-настоящему РОИ и институты петиций не заработали. Причина, по мнению министра, в том, что система на этом уровне предусматривает обязательную идентификацию граждан через систему электронной цифровой подписи (ЭЦП), а это затруднительно и затратно для простого гражданина. Эту систему нужно модернизировать и сделать более приближенной к потребительским запросам простого человека, приняв во внимание и опыт субъектов РФ по созданию сервисов для получения обратной связи от граждан, считает Михаил Абызов. В качестве примера он привёл московский сервис «Активный гражданин» и подмосковный «Добродел», в рамках которых мнение граждан учитывается по другой, более простой модели.

Эти системы более комфортны для простых людей. Москвой и Московской областью создана хорошая государственная инфраструктура, которая надлежащим образом поддерживает качественную реализацию инициатив, предложений и замечаний, которые собираются. Само по себе народное голосование и сбор предложений не будут работать, если люди не будут видеть, каким образом власть учитывает и по какой причине отклоняет поддержанные инициативы. С учётом этих практик надо посмотреть, какие изменения можно внести в систему РОИ, возможно, для региональных и муниципальных модулей изменить параметры регистрации основных участников. Необходимо более активно в эту работу включаться руководителям субъектов РФ, чтобы наиболее значимые вопросы не стесняясь выносить на народное обсуждение и получать ту самую обратную связь, для которой и создавалась система Открытого правительства», - считает министр.

Региональных чиновников необходимо обучать использованию подобных сервисов, подчеркнул Михаил Абызов. Он напомнил, что ранее было принято решение о создании на базе университета государственного управления Правительства Москвы курсов для обучения представителей регионов по работе с подобными системами. При этом регионам может быть предложено готовое «облачное» решение, что позволит им избежать дополнительных затрат на внедрение и эксплуатацию электронных сервисов.

Основные затраты здесь будут связаны с организацией государственной службы и созданием другой культуры государственного управления. Мы ориентированы сегодня иногда на то, чтобы ответить автоматически, "для галочки", а здесь нужно будет реагировать и чётко указывать, как реализовано предложение. На сегодняшний день это качественно умеют делать единицы регионов: Москва, Московская область, Татарстан и некоторые другие субъекты РФ», - сказал Михаил Абызов.

Но для эффективной работы с гражданами нужно двигаться по всем направлениям: не только использовать новые технологии, но и «выходить» к гражданам лично, подчеркнул министр. Только так, по его мнению, можно существенным образом изменить качество принимаемых решений.

Для того чтобы обеспечить защиту прав граждан при проведении различных общественных обсуждений и учёт их мнений властями, планируется внести изменения в законодательство.

Мы с Общественной палатой предполагаем для построения более эффективной системы обратиться с инициативой по внесению дополнений и уточнений в законы об общественном контроле и об Общественной палате, чтобы предусмотреть обязательность некоторых норм и процедур, которые в большей степени защищали бы интересы граждан при проведении общественных обсуждений», - сообщил Михаил Абызов.

Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, в свою очередь, также отметил важность работы на региональном уровне, в особенности с обращениями граждан. Он напомнил, что в федеральном законодательстве есть нормы, которые регулируют работу чиновников по обращениям граждан. Между тем, как показывает практика прямых линий с Президентом РФ, на уровень главы государства жалобы выносятся, когда люди обратились ко всем чиновникам регионального уровня, но не дождались решения проблемы.

В Общественную палату поступает более 25 тыс. обращений каждый год. Почти 70–80% - это предложения и проблемы, которые точно можно решить на региональном уровне. Мы с коллегами поставили в ключевые показатели нашей эффективности одним из первых пунктов качество работы с обращениями граждан. Считаю, что нам вместе нужно усилить работу в этом направлении», - сказал секретарь Общественной палаты.

Основные приоритеты системы «Открытое правительство» были определены в майских указах Президента. За последние годы, по словам Михаила Абызова, совместно с Государственной Думой, Советом Федерации и регионами удалось создать фундамент инфраструктуры, которая позволяет учитывать мнение граждан по широкому кругу государственных решений и обсуждаемых проблем.

Отличная новость - заработал официальный сайт общественных инициатив. Напомню, что это реальный инструмент, который может донести общественную инициативу до широких масс и превратить её в законопроект. Вспоминаю, как в начале прошлого года вместе с другими активными участниками сетевого пространства собирал под инициативой «об иностранных агентах», которая позже была доведена до сведения президента и стала основой для законопроекта, который сегодня звучит как нельзя актуально.

Сегодня, как раз, Путин давал немецким СМИ интервью по этому поводу. Передает ИТАР-ТАСС :

«"В Российской Федерации действует 654 неправительственные организации, получающие, как выяснилось сейчас, деньги из-за рубежа. 654 организации — это целая сеть по всей Российской Федерации, включая все ее регионы", — сказал глава государства.

Он признался, что до последнего времени не знал, сколько денег поступает из-за границы на деятельность таких организаций. «Только за четыре месяца после принятия нами соответствующего закона на счета этих организаций из-за границы поступило, представляете, сколько поступило денег? Представить себе не можете, и я не знал: 28 миллиардов 300 миллионов рублей — это почти миллиард долларов. 855 миллионов рублей — через дипломатические представительства. Это организации, которые занимаются внутриполитической деятельностью», — констатировал Путин».

Можете себе представить? 28 миллиардов 300 миллионов рублей на антироссийскую деятельность - продвижение ювенальной юстиции, финансирование ангажированных либеральных СМИ, финансирование одиозных политических деятелей.

Вот чтобы такого не было, появился реальный инстурмент, через который общество может повлиять на ситуацию в стране.

У сайта простой запоминающийся адрес:

Пришлось озаботиться этим вопросом. На деле всё достаточно просто - или прийти в местное отделение с паспортом, или заказать по почте на адрес прописки письмо с кодом. Я выбрал второй вариант.

Причина официально проверки данных совершенно ясна - сегодня есть целые компании, специализирующиеся на работе с «ботами». И занимаются они не только накачкой Твиттеров, но и голосованиями. Поэтому, чтобы избежать этой заразы вводится совершенно логичная валидация данных - только реальные граждане могут выдвинуть инициативу и/или проголосовать за неё.

Принцип работы наглядно изображен в соответствующем подразделе сайта:

Правила рассмотрения инициатив озвучены. Исходя из опыта сбора подписей, они вполне реальны.

Правильно поделены на уровни - муниципальный, региональный и федеральный - с разным числом необходимого числа подписей.

Остаётся только проверить данный сайт в работе. В общем, идея создания единого центра для общественных инициатив оценивается положительно, особенно в связи с тем, что для подтверджения личности здесь требуется регистрация на сайте Госуслуг. Никаких фальсификаций, ботов и прочей типичной для массовых проектов атрибутов.

Хотели прозрачности? Получите и распишитесь. Под нужной вам и вашим близким инициативой, разумеется.

В апреле 2013 года в рунете появился портал Общественная инициатива. Его создание было санкционировано непосредственно президентом РФ и закреплено соответствующим указом. Цель работы данного портала – предоставить любому гражданину страны возможность напрямую обращаться к органам власти, подписывать петиции и участвовать в продвижении общественных проектов путем голосований. Проект находится по адресу roi.ru. Голосование и любые другие действия на нем доступны только пользователям портала Госуслуги – отдельной регистрации на сайте не предусмотрено. Далее подробный разбор, как работать с данным сервисом.

Возможности портала

На сайте общественных инициатив каждый зарегистрированный пользователь может предложить свою петицию, касающуюся общественной жизни страны, региона, города и т.д. Согласно президентскому указу, регламентирующему работу портала, петиция, набравшая более 100 000 голосов «за», переходит на рассмотрение рабочей группы, организованной при правительстве специально для этих целей.

Важно! С 2016 года в Госдуму также передается информация об инициативах, набравших от 35 000 голосов поддержки.

После рассмотрения комиссия решает, стоит ли развивать предложенную идею. Ее могут принять и отправить в работу либо отклонить с объяснением причин на портале.

Какие инициативы можно продвигать?

Требования к предложениям, которые допустимо публиковать на портале общественных инициатив, закреплены в президентском указе № 183, принятом 4 марта 2013 года. На сайте работают модераторы, которые проверяют все внесенные предложения на соответствие этим критериям. После одобрения петиция публикуется в свободном доступе.

Вносить можно предложения, касающиеся как изменений в федеральном законодательстве, так и улучшения качества жизни в конкретном населенном пункте. Например, именно благодаря данному сервису был организован один из пешеходных переходов в Ижевске и построен парадный фонтан в Курске.

Кстати, возможность сохранения номера сотового телефона при смене оператора связи – тоже одна из общественных инициатив, реализованных с помощью портала рои.ру.

Сколько голосов нужно для одобрения?

После публикации предложения на сайте рои голосование должно продолжаться в течение года. Количество голосов, необходимое для передачи предложения на рассмотрение в правительственную комиссию, зависит от уровня инициативы:

  • не менее 100 000 – для предложений общероссийского значения;
  • 100 000 – для региональных инициатив (касается регионов с населением более 2 000 000 человек);
  • 5% от числа жителей региона – для менее крупных регионов;
  • 5% от количества населения муниципалитета – для предложений муниципального значения.

Срок экспертного рассмотрения предложения, преодолевшего необходимый порог, составляет 2 месяца. Решение, вынесенное по итогам работы над инициативой, обязательно публикуется на портале.

Как работать с сервисом?

Перед началом работы с сайтом инициатив необходимо создать на нем собственную учетную запись. Правилами сайта предусмотрено два типа учеток:

  • стандартная;
  • подтвержденная.

Первая дает пользователю доступ к ограниченному набору функций, в который не входят создание петиций и голосование. Вторая открывает полный спектр возможностей портала. Такое разделение было принято с целью убрать возможность накрутки голосов под внесенными предложениями.

Что нужно для регистрации?

Вход на портал roi возможен только по логину и паролю, заведенным на сервисе Госуслуги. Причем просто завести учетную запись через интернет мало, ее необходимо подтвердить. В противном случае пользователю не будет доступен один из основных сервисов рои.ру – голосование. Госуслуги предлагают несколько способов подтверждения учетки:

  • с помощью визита в МФЦ;
  • путем ввода персонального кода из письма, отправленного порталом;
  • при помощи электронной подписи.

Важно! Письмо будет отправлено пользователю в бумажном виде через Почту России. Среднее время доставки составляет около двух недель.

Возможные проблемы со входом

Оформив , пользователь может по имеющимся у него учетным данным заходить на сайт общественных инициатив. Кнопка входа находится в верхнем правом углу страницы сайта.

  • указан ли в учетной записи Госуслуг контактный email пользователя;
  • подтвержден ли электронный адрес.

Если этот контакт в профиле отсутствует либо он не прошел подтверждение, зайти на сервис общественных инициатив будет невозможно. Система просто выдаст ошибку входа. В этом случае придется вернуться на Госуслуги и дозаполнить профиль.

Важно: указание email необходимо, поскольку именно на него пользователю будет приходить вся информация о выдвинутых им инициативах и иных действиях, произведенных на сайте.

Как участвовать в голосовании?

На главной странице сайта рои опубликован перечень наиболее популярных инициатив, по которым идет голосование. Если посетителю портала нужна какая-то конкретная петиция, он может найти ее по номеру, воспользовавшись строкой поиска в верхней части страницы. Для тех, кто интересуется какой-то конкретной темой или предложениями, вынесенными в определенном регионе, на страничке также имеются соответствующие фильтры.

Чтобы отдать голос, нужно просто выбрать определенное предложение из перечня, кликнув по его названию. На мониторе появится подробное описание инициативы, а внизу – форма для голосования. Нажав соответствующую кнопку (за или против), пользователь увидит сообщение о том, что его голос учтен. Такое же сообщение через минуту придет на его электронную почту.

Как отслеживать петиции?

Чтобы вовремя узнавать о появлении новых петиций, а также о судьбе инициатив, за которые был отдан голос, пользователи портала могут:

  • ежедневно посещать кабинет сайта;
  • подписаться на электронные почтовые уведомления;
  • вступить в одну из групп портала в социальных сетях.

Лицам с активной гражданской позицией данный сервис, безусловно, будет полезен.

Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183
"О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

С изменениями и дополнениями от:

В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

2. Установить, что рассмотрению в соответствии с Правилами , утвержденными настоящим Указом, подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива":

б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.

2.1. Установить, что общественные инициативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, могут быть направлены только гражданами Российской Федерации, лично предъявившими при регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Не допускается голосование по таким общественным инициативам граждан Российской Федерации, не предъявивших при регистрации в указанной информационной системе основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

2.2. Установить, что ответственность за проверку основного документа и удостоверение личности гражданина Российской Федерации, регистрируемого в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", несут уполномоченные лица органов и организаций, осуществляющие регистрацию в указанной информационной системе.

3. Установить, что некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление функций, предусмотренных Правилами , утвержденными настоящим Указом, является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

4. Правительству Российской Федерации включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

5. Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Правила
рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
(утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183)

1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

24. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.

Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.