Письменный анализ сказки пропала совесть. Смешное и трагическое в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть. Собственный выбор, или Сила одной капли

«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!» Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и «всякий швырял ее, как негодную ветошь», удивляясь, «каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие».

Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».

Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.

Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.

И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.

Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Методические приёмы: ИКТ, технологии критического мышления и дифференцированного обучения

Первый урок – подготовка к данному уроку: чтение сказки, запись вопросов, которые возникли при чтении, нахождение выразительных средств языка и определение их роли в тексте. На дом было дано задание: перечитать сказку и проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Даю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду, Рисуй что захочешь, Сердиться не буду. Но лучше на нем Рисовать не учись ты, Пускай мое сердце Останется чистым. (Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

Поговорим о совести. (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? 4) Д ля чего она нужна в современном мире? Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста. Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). 2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой) 3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Вывод: С овесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Домашнее задание На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть? На «4»: Выписать (по выбору) 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?

Предварительный просмотр:

Тема: Поговорим о совести. (Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Цели:

Образовательные.

  • Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
  • Совершенствовать навыки анализа текста.
  • Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

  • Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать.
  • Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
  • Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

  • Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию.
  • Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

Оборудование: материалы для групповой работы (карточки с заданиями, бумага, фломастеры), материалы для индивидуальной работы (с учетом уровня подготовки)
мультимедийный проектор для демонстрации презентации, тексты художественных произведений, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в урок. (Стадия вызова)

На первом уроке литературы в 9 классе мы говорили с вами, что

Литература – это исповедь.

Под видом исповеди – проповедь…

Так вот, сегодня у нас как раз урок – исповедь, урок – проповедь, а исповедоваться нам будет М.Е.Салтыков-Щедрин.

А начну я свой урок со стихотворения четырехлетнего мальчика Мартинко Фельдека из Словакии, который нарисовал сердце на листке бумаги и подарил своей маме с такими словами: Слайд - 1

Даю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй, где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым.

(Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

Понимал ли он, какая большая мысль в его строчках? Найдите эти строчки.

Какие ассоциации у вас вызывает фраза "чистое сердце"?

На доске: Чистое сердце – это …

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

1. Тема урока.

Чистое сердце – чистая совесть. Устами младенца глаголет истина. Сегодня на уроке я приглашаю вас поговорить о совести. Слайд - 2

2. Цели урока.

Примерные вопросы: Слайд - 2

2) Нужна ли человеку совесть или нет?

3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека?

4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности?

По данным вопросам сформулируйте цель нашего урока.

Все правильно, а мне как учителю остается только ее сформулировать. Слайд - 2

Какие два из данных вопросов будут ключевыми?

Проблемный вопрос: Слайд - 2

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

III. Анализ сказки. (Стадия осмысления)

- Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». (Чтение 1, 2 абзаца).

Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

Какой приём при этом используется? (Ирония. Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

А какой стала совесть без человека? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие).

Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу. Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мыта ′ рства. Почему мытарство, а не путешествие? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

Первая половина проблемно вопроса звучит так: Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните индивидуальные и групповые задания. (Раздать задания)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?

Для начала давайте узнаем, что же такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас). Слайд - 3

3) Совесть - (Толковый словарь Даля)

1. Презентация задания 1.

Вернемся к нашей сказке. Грустное начало. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

2. Презентации групп (задание 2):

Совесть появилась у ….

1 группа – горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака, торгующего спиртным

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

Почему герои сказки избавляются от совести?

- Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Пропала совесть»? Слайд - 4

Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

Актуальна ли эта проблема? (У человека есть право выбора).

Значит, это проблема вечная. А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Обратимся к финалу произведения (чтение)

«И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка».

Какие слова здесь будут ключевыми?

Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его сердце? (Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?)

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

В чём смысл финала? (Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди).

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. А какой видят совесть ребята?

3. Презентация группы художников (Задание 3).

Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы.

Чему учит сказка? (Письменный ответ).

VI . Подведение итогов

Для чего нужна совесть в современном мире?

1. После ответов детей презентация задания 4 (Балаклеец Д.)

Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития его души, и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:

2. Презентация задания 5 (Ушаков).

- Вы помните, какие цели поставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?

V. Домашнее задание.

На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть?

На «4»: Выписать по выбору 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?

Дифференцированное задание:

Задание 1. Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Задание 2 . Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.

Задание 3 (по группам)

Совесть появилась у

1 группа - горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у ….

с совестью

без совести

Задание 4 . Напишите объявление о пропаже совести:

Объявление

Пропала совесть!!!

Особые приметы:________________________________________________________________. Нашедшего просим _____________________________________________ .

Предварительный просмотр:

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у горького пьяницы

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у очень скупого и богатого финансиста, банкира

с совестью

без совести

Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.

Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.

Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.

Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Идея, тема, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

    В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте

  • Характеристика и образ Анны Одинцовой в романе Отцы и дети сочинение

    Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

  • Сочинение Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке

    еловек очень чувственное создание. Одной из ее постоянных нужд является выражение своих эмоций. Конечно, есть разные люди. У каждого свой характер, своя натура.

Сказка, не более как сказка,

а между тем высокая трагедия...

И. Крамской

М. Е. Салтыков-Щедрин был писателем разносторонне талантливым. Он писал романы, рассказы, очерки, хроники, статьи. Особенно популярным среди народа сделали Щедрина его сказки.

Сказки имеют подзаголовок «Для детей изрядного возраста», и это говорит о том, что сказочная иносказательная форма выбрана для того, чтобы иметь воз-можность высказывать мысли, которые в другой форме высказывать опасно. При-кидываясь простачком, сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

Сказки писались Щедриным в конце жизни и как будто подводили итоги его Многолетнего литературного труда. В них соединялись фантастическое и реальное, комическое и трагическое, гипербола и эзоповский язык.

В сказках писателя есть и свирепые, невежественные правители («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик»), и трудолюбивый народ, покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и народ, пробуждающийся и ищущий правду («Ворон-челобитчик»).

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Ее выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Писатель широко пользуется приемом иносказания: под видом животных и птиц изображает представителей различных общественных классов и групп. Опираясь на;народную традицию, используя образы и народную речь, наполненную народным юмором, Щедрин создал произведения, цель которых — пробудить народ. Великий сатирик стремился сделать так, чтобы «дети изрядного возраста» перестали быть деть-ми. Необычность сказок писателя в том, что он не предлагает читателям понятные сопоставления, а сталкивает такие стороны жизни человека и животных, которые до него никто не замечал. Иногда просто невозможно понять, о ком идет речь: «Карась — рыба смирная и к идеализму склонная».

Сказка превращалась у Щедрина в политическую сатиру. Каждый образ был направлен против царствующих орлов, прекраснодушных карасей, умеренно-либеральных пискарей.

С грустью и сочувствием говорит писатель о долготерпении народа, о его наивных политических иллюзиях. Он хочет показать, что невозможно мужику ужиться с прожорливыми щуками и медведями на воеводстве, и объяснить угнетенному народу, что тот сам является могучей и грозной силой для отпора царствующим хищникам и борьбы с ними.

К сожалению, в жизни часто побеждает зло, а не добро, и в этом истинная тра-гичность сказки «Карась-идеалист», прочитав которую художник И. Крамской сказал: «Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия». Материал с сайта

Трагическое положение закабаленного, ограбленного и бесправного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются «пустоплясам», показаны в сказке «Коняга». Образ Коняги — символ угнетенного, измученного народа, к которому автор относится с величайшим сочувствием. Именно на него возлагает он надежды на новую жизнь: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коня-ге», — уверенно пишет автор.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина вот уже более ста лет несут неумирающие идеи сатиры. Они и сегодня читаются с большим интересом, потому что и сегодня их персонажи живут среди нас.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ сказки пропала совесть салтыков-щедрин
  • особенности сказки пропала совесть
  • пропала совесть анализ
  • сочинение юмор салтыкова щедрина

Цель: осмысление понятия совести как
ответственности за свои поступки на основе
анализа художественного текста

Оборудование: демонстрационный материал
(определения понятия “совесть” из толковых
словарей)

Ход урока

Организационный момент. Введение в текст, тему
урока.

М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам
сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на
котором чудесным образом оказались два генерала,
и одичавший помещик, из имения которого чудесным
образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед
нами совершенно необыкновенная ситуация –
пропала совесть. А что такое совесть, как вы
думаете?

(Ответы учащихся)

Своими словами вы высказали четки определения,
которые есть в словарях (обращаемся к
демонстрационному материалу)
:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: Совесть – чувство
нравственной ответственности за свое поведение
перед окружающими людьми.

Словарь русского языка/ Под редакцией А.П.
Евгеньевой: Совесть – чувство и сознание
моральной ответственности за свое поведение
перед самим собой и окружающими людьми.

Какое определение вам кажется более полным?
Почему?

(Ответы учащихся)

Итак, совесть пропала, исчезла, человек и
совесть разъединились – что с ними сталось?

Человек без совести – как изменились люди? “Многие
начали чувствовать себя свободнее”
.

Как вы это понимаете? Исчезло человеческое,
люди стали похожи на животных.

А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая
приживалка, обличительница, иго, вопиющее
безобразие.

Люди освободились от совести, и она стала
ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее
никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают,
подбрасывают друг другу.

Комментированное чтение текста.

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я
назову другое слово – мытарства. Какое из них
сильнее? Мытарства, т.к. это не просто
путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

У кого побывает совесть? У пропойцы; у
Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального
надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.

чтение фрагмента со слов “И бог знает, долго ли
бы пролежала таким образом бедная изгнанница,
если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец,
позарившийся с пьяных глаз даже на негодную
тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.” до
слов “:прежде, нежели Прохорыч успевает
опомниться, ужасная находка уже лежит у него в
руке.”

Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века?
Что делает совесть с пропойцей? “Пронизала
электрическая струя”, “голова освобождается от
винных паров”, “возвращается сознание
действительности, страх, память, стыд”

Самый ли это страшный порок? Нет, потому что
пропойца отвечает только за себя и губит только
себя.

Чтение по ролям фрагмента со слов “Некоторое
время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами;
потом вдруг весь вспотел.” до слов “Она во
весь дух побежала за ним, и едва успела
поравняться, как сейчас же, с изумительною
ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман
его пальто.”

Какое открытие делает Прохорыч для себя? “Легко
тому человеку, у кого совесть в глазах есть”.

Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч –
облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок
Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Чтение фрагмента со слов “Ловец был малый не то
чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил
и запускал лапу довольно свободно.” до слов “-
Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, –
сказала она мужу, воротившись домой.”

С какой буквы написано имя героя: с большой или
с маленькой? Что это – имя или прозвище? Прозвище,
отражающее самую суть человека.

Какой он? “Бесстыжий”, “устремительный”,
“лихоимец порядочный”.

Это без совести. А с совестью в кармане? “Пришел
он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что
там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в
лавках, – всё это не его, а чужое. Никогда прежде
этого с ним не бывало.”

В чем же его порок? Мздоимство,
взяточничество, грех еще более тяжкий.

Чтение фрагмента со слов “Самуил Давыдыч
Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный
всем своим семейством.” до слов “В этот же вечер
он уже совсем позабыл о претерпенных им
страданиях и выдумал такую диковинную операцию
ко всеобщему уязвлению, что на другой день все
так и ахнули, как узнали.”

Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.

Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья,
умный человек, жена, дети – в чем же его порок? Он
расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.

Чтение фрагмента со слов “И долго таким
образом шаталась бедная, изгнанная совесть по
белому свету, и перебывала она у многих тысяч
людей.” до конца

Вернемся к определениям, с которыми мы работали
в начале урока. “Негодной тряпицей” была
совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его
героев?

(Ответы учащихся)

Прочитайте еще одно определение из “Толкового
словаря живого великорусского языка” В.И. Даля:
Совесть – внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, чувство, побуждающее к истине и
добру”.

Согласны ли вы с таким определением?

Так где же пристанище совести? Впервые мы
слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? “Отыщи
ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо
мной его сердце чистое и схорони меня в нем!”

Почему именно в сердце дитя?

(Ответы учащихся)

Творческая работа на ассоциации.

Попробуйте материализовать образ совести,
представьте ее в виде какого-то конкретного
предмета или явления.

(Ответы учащихся)

Итоги урока.

Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть
надежды, ибо она для него – хранительница
человеческого в человеке, госпожа будущего
состояния мира.