Известные политические деятели России (список). Известные лидеры

20-й век стал переломным во всемирной истории: волнения в колониальных странах, которое спровоцировало беспорядки восстаний и революций в разных частях мира, а также значительные изменения на политической сцене. Такие страны, как Индия, получили независимость, а некоторые другие продолжали борьбу. Этот бурный период также дал нам некоторых величайших лидеров 20-го века. Определение рейтинга любого лидера по отношению к другим не является целью этой статьи. Информация, приведенная ниже, просто дает краткое описание жизни этих лидеров. Итак, рассмотрим интересные факты из жизни этих великих лидеров в мировой истории.

Махатма Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди был одним из лидеров движения за независимость Индии. Ганди, также известный как Махатма Ганди, вел борьбу за свободу против британского режима ненасильственными средствами. Ганди родился 2 октября 1869 года в Порбандаре, Гуджарат. Уникальный пример обретения независимости, не прибегая к вооруженной революции, был показан борьбой за свободу во главе с ним. "Сатьяграха" (сатья - правда, agraha - настойчивость) был инструментом, используемым Ганди для борьбы с несправедливыми правилами государственного управления. Благодаря своей великой личности и великим деяниям, Махатма является одним из величайших лидеров всех времен.

Фидель Кастро

Фидель Кастро родился 13 августа 1926 года, был политическим и военным деятелем Кубы, который привел революцию против президента Фульхенсио Батисты и вступил в должность в 1965 году. Фидель Кастро заинтересовался политикой в его студенческие годы. В то время Соединенные Штаты оказывали сильнейшее влияние на политику правительства на Кубе. Это было главной причиной социальных волнений. Фидель Кастро напал на казармы Монкада в 1953 году, однако из-за ограниченной поддержки, эта атака была неудачной, и после суда Кастро лишили свободы. После освобождения, Фидель Кастро провел восстание против кубинского правительства в организованном порядке. В 1965 году он стал Comandanеe en Jefe, а также Председателем Совета государств. Противостоять могучему правительству при поддержке США было не простой задачей, но ему это удавалось.

Мартин Лютер Кинг Мл.

Родившийся 15 января 1929 г., Мартин Лютер Кинг был одним из величайших мировых лидеров. Борьба за гражданские права афро-американцев под руководством Мартина Лютера Кинга была проведена ненасильственным путем. "Марш на Вашингтон" (1963) под руководством Мартина Лютера Кинга является одним из важнейших событий в истории. Его речь "У меня есть мечта" оказала большое влияние на американское общество. Движение гражданского неповиновения под руководством Мартина Лютера Кинга оказалось инструментом, положившим конец расовой дискриминации и расовой сегрегации. Благодаря его великим достижениям в относительно раннем возрасте, Мартин Лютер Кинг стал самым молодым человеком, получившим Нобелевскую премию мира (1964 года).

Нельсон Мандела

Родившийся 18 июля 1918 года, Нельсон Мандела Ролихлахла являлся президентом Южной Африки. Он был против расовой сегрегации, которая в Южной Африке осуществлялась на законных основаниях. Нельсон Мандела был частью Африканского национального конгресса (АНК). Он возглавил Вооруженное крыло Африканского национального конгресса Umkhonеo we Sizwe. В 1962 году Мандела был обвинен в саботаже и арестован. Он был признан виновным по этим обвинениям и отправлен в тюрьму сроком на 27 лет, а освобожден из тюрьмы 11 февраля 1990 года. После своего освобождения Мандела продолжал свою борьбу за создание многонациональной демократии. Наконец, в 1994 году Нельсон Мандела стал президентом ЮАР и оставался на этом посту до 1999 года. Великие жертвы Нельсона Манделы ставит его в один ряд с величайшими лидерами мировой истории.

Список лидеров 20-го века

Ниже приведен краткий список величайших лидеров 20-го века. Как и описанные выше люди, эти лидеры также повлияли на общество и привели к позитивным изменениям в жизни людей.

Уинстон Черчилль
Индира Ганди
Джон Кеннеди
Роналд Рейган
Франклин Делано Рузвельт
Михаил Горбачев
Лев Троцкий
Мао Цзэдун

В этой статье приводятся краткие описания величайших лидеров 20-го века, представляющие информацию об их жизни и работе. Эти люди оказали большое влияние на развитие современного общества. Именно благодаря их усилиям, мы можем жить в обществе, свободном от расовой дискриминации и основанном на демократических принципах.

Человек является изначальным и постоянным объектом и действующим лицом политики. В сущности, политика для того и существует, чтоб устранять преграды на пути людей к свободе и удовлетворение возрастающих потребностей. Как степень свободы развития личности, широта её выбора удовлетворения потребностей во многом зависит от политики. Именно сознание этого побуждает людей самих делать свой политический выбор, участвовать в политике с осмысленными политическими целями. Но человек, являющийся первичным действующим лицом в политике, действует в ней эффективно только совместно с другими. Массам в политике принадлежит решающая роль.

Поэтому особое важное значение имеют способы воздействия на их политическое поведение. Политическая деятельность – широкое поле, на котором имеются значительные возможности развития личности. Вершиной это представляется политическое лидерство. Становление политического лидера – сложный процесс. Существенный интерес представляет типологии лидеров. В разной степени политические лидеры оказывают влияние на развитие общества, характер и масштабы котором оценивать не всегда просто.

Политическое лидерство так же старо как и человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде.

Лидерство это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а так же то, что её носителем выступает не большинство, а одним человек или группа лиц.

Рассмотрим Сталина.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903 г. Осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. К 1905 г. Он уже становится влиятельной фигурой правда не в общепартийных делах, а среди большевиков местного уровня.

В 1912 году, Сталин, доказавший в годы реакции свою твёрдость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную.

Ленин сомневался, что Сталин сумеет достаточно осторожно пользоваться необъятной властью генсека. Но Сталин стал медленно, но решительно «прибирать» к рукам власть.

Уже к началу 1930 года фракция Сталина безраздельно господствовала

в Советском Союзе.

«Поскольку власть в моих руках – говорил Сталин в Частном разговоре – я постепеновец»

Большевик Фёдор Раскольников писал о нём «Основное психологическое свойство Сталина, которое дало ему решительный перевес, как сила делает льва царём пустыни, - это необычайная, сверхчеловеческая сила воли. Он всегда знает, чего хочет, и с неуклонной, неумолимой методичностью постепенно добивается своей цели».

Исключительную волю Сталина признавали не только большевики. Уинстон Черчилль вспомнил о нём: «Сталин произвёл на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей неотразимо. Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все, словно по команде вставали и – странное дело – держали почему-то руки по швам». Как – то раз Черчилль заранее решил не вставать при появлении советского руководителя. Но Сталин вошёл – и помимо собственной воли английский премьер- министр поднялся с места.

1929 год является важнейшим рубежом в биографии Сталина. Помпезное празднование 50-летия Генерального секретаря ЦК ВКП (б),

Можно сказать, зафиксировало превращение лидера партии в единоличного руководителя страны.

Сталин являлся сторонникам крайне жесткой линии по всем вопросам, которые попадали в поле зрения высшего руководства страны.

В 1933 году Сталин заявил: жить стало лучше, жить стало веселее. На деле же было далеко не так.

Сейчас так же по прежнему всех волнует вопрос, какова была роль Сталина во второй мировой войне, каково было значение его руководства страной в тот период, что произошло бы, если бы Сталина вовсе бы не было? На эту тему ведется очень много споров. Одни, делая упор на на то, что Сталин уничтожил миллионы людей, что своими действиями он принёс только зло для своей страны. Другие утверждают, что, хотя это и верно, но всё-таки в той большой войне мы одержали победу главным образом потому, что нами руководил именно Сталин, и если бы не Сталин то неизвестно, смогли бы мы справиться с врагом и победить его.

Но всё-таки склоняются, что не Сталин, а наша героическая армия, её талантливые полководцы и доблестные войны, весь наш народ – вот кто обеспечил победу в Великой отечественно войне. Тем более позорным и недостойным явился тот факт, когда после великой победы над врагом, давшейся нам очень тяжелой ценой, Сталин начал громить многих из тех полководцев, которые внесли немалый вклад в дело победы над врагом, так как Сталин исключал всякую возможность, чтобы заслуги, одержанные на фронтах, были приписаны кому бы то ни было, кроме него.

Рассматривая Сталина с точки зрения претензии на власть, он является харизматическим лидером - они стоят особняком, их власть опирается не на внешнюю силу, а на некое необычное личностное качество, которое М.Вебер называл «харизмой». Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи желающие вручить ему политическую власть.

Сталин относился к такому типу лидера, который можно обозначить термином «хозяин» (параноидальный политический стиль). Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведения и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля на примемелет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающей его теории, установки и убеждения. Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «чёрное» - «белое», а люди делятся на « врагов» и «друзей».

Таким образом, если подходить к его оценке объективно, Сталин не был ни великим преобразователем, не великим полководцем; но тем не менее он действительно был великим – великим тоталитарным вождём, сделавшим себя для своих подданных божеством, а несогласных с этим уничтожавшим.

Второй яркий представитель политического лидерства – Франклин Рузвельт.

С самого начал своей политической деятельности он обнаружил незаурядное понимание общественно – политических реальностей. Как сторонники, так и противники замечали его стойкость, мужество, умение угадывать и формулировать потребности и устремления широких слоев населения.

В 1921 г. После купания в холодной воде Рузвельта разбил паралич., и всю последующую жизнь он был прикован к креслу каталке. Впрочем, это не помешало ему победить в 1928 г. На выборах губернатора Нью-йорка, а в 1932 г. – на президентских.

Вступив на пост Рузвельт провозгласил начало «Нового курса», главной составляющей которого беспрецедентное для Америки вмешательство государства в экономику.

В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Сталин и Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Ялте же в 1945 г. принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победителями.

С его именем связана также одна из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, и в частности установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом, участие США в антигитлеровской коалиции. Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизнь так называемого «нового курса» внутри страны, курса демократической направленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической и социальной ситуации в стране в период после глубокого экономического кризиса 1929-1934 гг., курса, позволившего избежать тяжких социально-политических потрясений.

По выполнению лидерами своих политических ролей у Рузвельта был стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, можно назвать активно – позитивный. Он так же был харизматическим лидером. Такое лидерство держится не благодаря исключительным качествам лидера, а благодаря вере в него.

Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Оставаясь верным сыном своего класса, Рузвельт делал все, чтобы сохранить и развить существующий общественно-экономический строй в стране и укрепить доминирующее положение США во всем мире.

Рузвельт всегда оставался трезвым и прагматичным политиком. Четырежды переизбирался на пост президента страны (что представляет собой рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти.

Третяя рассмотренная мною личность это Никита Хрущёв.

Политики все одинаковы: обещают мост построить и там, где рек нет

В 1918 году Хрущёва принимают в партию большевиков. Он участвует в Гражданской войне, а после её окончания находится на хозяйственной и партийной работе.

в 1932-1934 годах работал сначала вторым, потом первым секретарём МГК и вторым секретарём МК ВКП(б).

В 1938 году становится первым секретарём ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а ещё через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).

Едва прийдя к власти, Хрущев санкционировал работы специальных комиссий по пересмотру дел политзаключенных. Вскоре началась массовая реабилитация узников ГУЛАГа. Через несколько лет огромные концлагеря опустели. Но Хрущёв не желал ограничиваться полумерами. – он решил не только уничтожить мрачные следствия сталинской системы, но и осудить само явление. Выступая на закрытом заседании XX съезда, Хрущёв прочёл исторический доклад « О культе личности и его последствиях», содержавший перечень страшных злодеяний Сталина. Доклад имел эффект взорвавшийся бомбы. Старое, десятилетиями складывавшееся представление о гении Сталине было разрушено в один миг. Со многими прежними иллюзиями, старательно вращиваемыми сталинской идеологической машиной, было покончено навсегда.

Несмотря на многие его ошибки и заблуждения, следует признать, что он искренне желал советскому народу всевозможных благ. Он говорил «Желание трудящихся жить с каждым днём всё лучше и лучше – это не только не протеворечит стремлению нашей партии и правительства, но является главной задачей деятельности советского правительства и Коммунистической партии». Хрущёв первый увидел в трудящихся не только «материл» для построение коммунизма, но живых людей.

Хрущев – крайне противоречивая фигура советской истории. С одной стороны, он целиком и полностью принадлежит сталинской эпохе, несомненно является одним из проводников политики чисток и массовых репрессий. С другой стороны, во время Карибского кризиса, когда мир находился на грани ядерной войны и глобальной катастрофы, Хрущев сумел внять голосу разума и остановить эскалацию военных действий и предупредить развязывание третьей мировой войны. Именно Хрущеву послевоенное поколение обязано начавшимся процессом освобождения от мертвящих идеологических схем «переустройства» общества и восстановлением прав человека на «одной шестой части» Земли.

Хрущёв по характеру очень мало походил на Сталина: в нём не было никакой высокомерной отчуждённости, и никакого военного вождизма. Он имел крестьянское лицо с совершенно несолидно вздернутым носом и открытую улыбку. Его руководящий стиль был так же совершенно иным:в отличие от Сталина, он не сидел в столице, но всё время разъезжал по стране, общался с людьми. Охотно выступал на митингах и собраниях. Однако вместе с тем ему были свойственны упрямство и апломб. Возражения и не согласия он не любил.

И всё-таки, являясь Лидером советского государства на протяжении десяти лет, от был отстранен от власти собственными соратниками и до конца жизни пребывал в полуизоляции от мира. Развенчав культ личности Сталина, он не сумел воспрепятствовать созданию собственного культа. Смелый реформатор в политике и экономике, он не добился необратимости реформ, что после его отставки привело к застою в стране.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Р. А. Митрофанова

Протокол № ___________

«______»______________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Л.Л. Ковалева

«______»____________ 20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 77»

Т. Б. Прислегина

«_____»____________20____ г.

Рабочая программа

по элективному курсу

« Политические лидеры России. XX век»

11 класс

Составитель:

учитель

МБОУ «СОШ № 77»

Т. А. Стратович

Кемерово, 2013г

Пояснительная записка…………………………………...2

Тематическое планирование………………………………6

Список литературы…………………………………………8

Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, литература, средства обучения. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Учебник: «Политические лидеры России ХХ в. 9-11 класс». Издательство: , 2010

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы:

    Лекции с последующим опросом

    Лекции с эвристической беседой

    Беседы, семинары, лабораторные работы

    Просмотр фильмов с последующим обсуждением

Итогом работы по данному курсу должны стать самостоятельные рефераты, презентации, сообщения учащихся по конкретной теме

Реализация рабочей программы способствует:

Развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; ин­тереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин

Формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности.

Особенно это касается 10-11 классов, где учащимся даются основы профориентации, они начинают задумываться, как строить свою профессиональную жизнь и карьеру после окончания школы. И здесь в рамках изучения истории и обществознания, обращение к проблеме личности представляется очень важным. Изу­чение биографий великих людей не только во времена их наивысшего взлета, но и на пути к вершинам политического, культурного, экономического Олимпа позволит задуматься о многих волнующих молодого человека проблемах, най­ти ответы на вопросы, которые ставят перед юношами и девушками задачи лич­ностной социализации.

Как власть влияет на личность? Какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать лидером общества? Соблюдаются ли в политике нормы мора­ли или же там позволено все, что не запрещено законом, а иногда даже и боль­ше? Насколько важно для человека, претендующего на роль лидера, умение признавать свои ошибки, менять тактику и стратегию под воздействием об­стоятельств? Какова ответственность правителя (лидера) за те события, кото­рые происходят в возглавляемом им государстве и обществе (коллективе или организации)? Что сильнее, человеческая воля или жизненные обстоятель­ства? Обсуждение этих вопросов поможет школьнику не только наметить про­грамму успешной самореализации, но и, возможно, будет способствовать фор­мулированию нравственных ориентиров личности.

Наконец, сама постановка главной проблемы, возможно, и не даст оконча­тельного ответа на вопрос о роли отдельного человека в историческом процес­се, но, по крайней мере, заставит задуматься над ней учащихся, поможет им по­нять, что любой лидер и вождь - отнюдь не безоговорочный вершитель судеб народов и государств, но и не щепка, несущаяся по воле волн океана истории.

Цель данного курса - раскрыть роль и место каждого лидера России в ис­тории нашего Отечества XX в., оценить степень его непосредственного влияния на процессы, происходившие во время его правления. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:

Представить узловые моменты политической биографии, которые сыгра­ли важную роль в личной судьбе лидера, а также в судьбе страны и обще­ства; поведение лидера в те или иные решающие моменты.

Показать внутренний мир героя, его человеческие интересы и увлечения.

Выделить качества человека как лидера и политика.

Обратить внимание на восприятие широкими слоями общества политики того или иного государственного деятеля, его трансформации в различ­ные периоды времени.

Цель изучения – формирование знаний о политическом лидерстве.

Задачи дисциплины:

    сформировать представление о политическом лидерстве, специфике отдельных типов политического лидерства;

    об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении политической власти;

    подготовить учащихся к применению полученных знаний при осуществлении конкретных политических задач.

    иметь представление: о месте политического лидерства в системе политических наук; о проблемах достоверности политологического знания; о процессе осуществления политического лидерства;

    знать: основные характеристики теории лидерства; важнейшие теоретико-методологические подходы к изучению политического лидерства;

    уметь: выявлять, анализировать и интерпретировать проблемы политического лидерства в современном мире; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах теории политического лидерства; аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии

Тема 1. Роль личности в истории (1 час) Личность в истории как часть философии истории. Взгляд на роль личности в разные периоды развития исторической науки. Идеалистический подход. Марксистская концепция. Современные взгляды на роль личности в историче­ском процессе.

Тема 2. Николай II (4 часа)

Политические особенности развития Российской империи. Самодержавие. Детство и юность Николая Александровича. Восшествие на престол и ходын-ская катастрофа. Мировоззрение Николая II. Роль царя в определении вне­шней и внутренней политики России. Николай и Александра. Семья Николая II. Досуг и времяпровождение. Николай и революция 1905 г. Взаимоотношения царя и министров. Николай II, СЮ. Витте и П.А. Столыпин. Февральские дни. Отречение. Жизнь после царствования. Мученическая гибель.

Тема 3. Г.Е. Львов (1 час)

Земская деятельность Г.Е. Львова. Львов и становление партии кадетов. Г.Е. Львов и Государственная дума. Планы либералов по формированию ответ­ственного министерства и роль в них князя Львова. Во главе Временного пра­вительства. Июньско-июльский кризис 1917 г. и отставка. Жизнь в эмиграции.

Тема 4. А.Ф. Керенский (1 час)

Адвокатская деятельность и начало политической карьеры. Керенский А.Ф. - депутат Государственной думы от фракции трудовиков. Керенский в дни Февра­ля 1917 г. Министр Временного правительства. Во главе Временного прави­тельства. В эмиграции.

Тема 5. В.И. Ленин (4 часа)

Детство и юность. Семья Ульяновых. Владимир и Александр Ульяновы. В.И. Ленин и основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Ссылка и эмиграция. Ленин и Крупская. Съезд 1903 г. и образование фракции большевиков. В.И. Ленин и революция 1905 г. Соратники и политические про­тивники. Особенности политической деятельности В.И. Ленина. Ленин и Фе­вральская революция. «Апрельские тезисы». Ленин и Октябрьское восстание. Ленин - Председатель СНК: создание Советского государства, Брестский мир и военный коммунизм. Ленин и нэп. Письмо к съезду. Болезнь и смерть вождя. Жизнь после смерти: культ Ленина в СССР.

Тема 6. И.В. Сталин (4 часа) Сын сапожника из г. Гори. Учеба в семинарии. Революционная деятельность на Кавказе. Тюрьмы и ссылки. Сталин и Октябрьское восстание. В огне Граж­данской войны. Нарком по делам национальностей: проект образования СССР. Сталин - Генсек. Борьба с оппозицией. Тезис о построении социализма

в отдельно взятой стране. Сталин и год Великого перелома. Роль Сталина в массовых репрессиях. Сталин в годы Великой Отечественной войны. Послево­енные годы Генсека: новая волна репрессий. Сталин и его семья. Загадка смер­ти Надежды Аллилуевой. Василий Сталин и Яков Джугашвили: разные судьбы. Культ Сталина в СССР.

Тема 7. Н.С. Хрущев (3 часа)

Рабочий Донбасса. Учеба в Промакадемии. На партийной работе в Москве. Во главе Компартии Украины. Хрущев и репрессии. Хрущев в годы Великой Оте­чественной войны. Участие Хрущева в борьбе за власть после смерти Сталина. Хрущев и XX съезд. Хрущев и Карибский кризис. Реформаторская деятельность Первого секретаря. Пленум 1964 г. и снятие Хрущева. Пенсионер союзного зна­чения.

Тема 8. Л.И. Брежнев (4 часа)

Учеба в гимназии. Будни рабочего человека. На партийной работе в Дне­пропетровской области. Л.И. Брежнев в годы Великой Отечественной войны: Малая Земля. Первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. Участие Брежне­ва в снятии Хрущева. Брежнев - Генеральный секретарь. Брежнев и его окружение. Досуг и времяпровождение. Слабости и увлечения Генсека. Бреж­нев и коллегиальное руководство. Эпоха Брежнева: застой или стабиль­ность?

Тема 9. Ю.В. Андропов (2 часа) Участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. На партийной работе в Карелии. Андропов - секретарь ЦК по соцстранам: пла­ны реформ в 1964 г. Председатель КГБ. Андропов - Генеральный секретарь: попытки преодолеть кризисные явления в жизни СССР. Андропов - человек и государственный деятель.

Тема 10. К.У. Черненко (1 час)

Юность: продвижение по комсомольской и партийной лестнице. Работа с Брежневым в Молдавии. Черненко - заведующий Общим отделом ЦК и друг Л.И. Брежнева. Черненко - партийный бюрократ. Избрание в Генсеки и дея­тельность на этом посту: самый «незаметный» лидер России.

Тема 11. М.С. Горбачев (4 часа)

На партийной и комсомольской работе в Ставропольском крае. Первый се­кретарь крайкома. На работу в Москву. Ставленник Андропова? Избрание Ге­неральным секретарем. Доклад на апрельском Пленуме. М.С. Горбачев и нача­ло перестройки. Углубление кризиса в СССР и роль Горбачева. Горбачев и новое мышление во внешней и внутренней политике. Горбачев и Ельцин. Пре­зидент СССР. Проект нового союзного договора и августовский путч. Отставка. Общественная деятельность после 1991 г.

Тема 12. Б.Н. Ельцин (4 часа)

Детство и учеба в Уральском политехническом институте. Работа в стро­ительной отрасли и Свердловском обкоме. Первый секретарь Свердловского обкома. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС. Ельцин и Горбачев. Переход Ельцина в оппозицию. Выход из КПСС на XXVIII съезде пар­тии. Президент РСФСР и Беловежские соглашения. Президент Российской Фе­дерации. Борьба с Верховным Советом и сентябрьско-октябрьский кризис 1993 г. Конституция 1993 г.: президентская республика. Борьба Ельцина за пе­реизбрание. Второй срок: дефолт и поиски преемника. Отставка. Частная жизнь после 2000 г.

Тема 13. Лидеры России в XX в. (1 час)

Россия в XX столетии: от самодержавной монархии к президентской феде­ративной республике. Сравнительные характеристики лидеров России и эпох. Лидер и его время

Тематическое планирование

урока

Наименование тем

Кол-во часов

Календарная неделя

Форма контроля

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

устный опрос

Политика Временно­го правительства и российское общество в 1917 г.

Февральская революция 1917 г.

устный опрос

Советская Россия в годы Гражданской войны

устный опрос

Гражданская война и иностранная военная интервенция, 1918-1922 гг.

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Создание СССР и борьба за власть в новом государстве.

Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина.

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом

работа с дополнит. литературой

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

устный опрос

Противоречия развития советского общества конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

Политика и экономика: от реформ - к «застою

Углубление кризисных явлений в СССР

Перестройка и распад советского общества

21неделянеделя

устный опрос

Российская Федерация в 1991-2004 гг.

Россия на рубеже XX-XXI вв.

работа с дополнит. литературой

Николай II

Г.Е. Львов

А.Ф. Керенский

В.И. Ленин

Н.С. Хрущев

И.В.Сталин

Л.И. Брежнев

Ю.В. Андропов

К.У. Черненко

Б.Н. Ельцин

Повторительно- обобщающий урок

Список литературы

    Аллилуева СИ. Двадцать писем к другу. М., 1990.

    Арутюнов А.В. Ленин. Великий экспериментатор. М., 2003.

    Арутюнов А.В. Ленин. Красный якобинец. М., 2005.

    Балабанова А.И. Моя жизнь - борьба. Мемуары русской социалистки. 1897- 1938. М., 2007.

    Боханов А.И. Николай II. М.. 2006.

    Брежнев Л.И. Воспоминания. М., 2005.

    Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.

    Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

    Бурлацкий Ф. Никита Хрущев и его советники - красные, черные, белые. М., 2008.

    Витте СЮ. Воспоминания, мемуары: в 2 т. Минск. 2002.

    Волкогонов Д.А. Ленин. М., 1994.

    Волкогонов Д.А. Семь вождей: в 2 кн. М., 1999.

    Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: в 2 кн. М., 1989.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

    Горбачева P . M . «Я надеюсь...». М., 1991.

    Грачев А. Горбачев. Человек, который хотел, как лучше... М., 2001.

    Дневник императора Николая II.

    Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 2006.

    Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 2008.

    Ельцин Б.Н. Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатле­ния. М., 2000.

    Жуков Г.Н. Воспоминания и размышления: в 2 т. М., 2002.

    Каганович Л.М. Памятные записки. М., 2003.

    Керенский А.Ф. Дневник политика. Революция началась! Издалека. Дело Кор­нилова. М., 2007.

    Коковцев В.Н. Из моего прошлого: воспоминания. 1903-1919. Минск, 2004.

    Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997.

    Крупская Н.К. О Ленине: сборник статей и выступлений. М., 1965.

    Курлов П.Г. Гибель императорской России. М., 2002.

    Ленин В.И. Избранные произведения: в Зт.

    Лигачев Е.К. Предостережение. М., 1999.

    Медведев Р.А. Андропов. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).

    Медеведев Р.А. Окружение Сталина. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).

    МлечинЛ. Брежнев. М., 2008. (Серия ЖЗЛ).

    Мосолов А.А. При дворе последнего императора: воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006.

    Никита Хрущев. 1964: стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007.

    Николай II: дневник (1913-1918 гг.). М., 2007

    ОльденбургСС Царствование императора Николая II. М., 1992.

    Островски Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

    Панкратов B . C . С царем в Тобольске. М., 1990.

    Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3-5. М.; Л., 1923-1927.

    Печенёв В.В. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991.

    Полнер Т.Н. Жизненный путь князя Георгия Евгеньевича Львова: Личность. Взгляды. Условия деятельности. М., 2001.

    Прибытков В.В. Аппарат. М., 1995.

    Прибытков В.В. Радость встреч и боль утрат. М., 2006.

    Прибытков В.В. Черненко. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).

    Родзянко M . S . Крушение империи. М., 1990.

    Семанов С.Н. Леонид Брежнев. М., 2005.

    Семанов С.Н. Юрий Андропов. М., 2003.

    Семанов СИ., Кардашов В.И. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. М., 1997.

    Синицин И.Е. Андропов вблизи. М., 2004.

    Сталин И.В. Сочинения: в 18 т. Любое издание.

    Суханов Н.Н. Записки о революции: в 3 т. М., 1991-1992.

    Троцкий Л. Портреты революционеров. М., 1991.

    Федкж В. Керенский. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).

    Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 2007.

    Хрущев С.Н. Хрущев. М., 2001.

    Чуев Феликс. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

    Шульгин В.В. Дни. 1920: записки. М., 1989.

    й А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004.

Человек является изначальным и постоянным объектом и действующим лицом политики. В сущности, политика для того и существует, чтоб устранять преграды на пути людей к свободе и удовлетворение возрастающих потребностей. Как степень свободы развития личности, широта её выбора удовлетворения потребностей во многом зависит от политики. Именно сознание этого побуждает людей самих делать свой политический выбор, участвовать в политике с осмысленными политическими целями. Но человек, являющийся первичным действующим лицом в политике, действует в ней эффективно только совместно с другими. Массам в политике принадлежит решающая роль.

Поэтому особое важное значение имеют способы воздействия на их политическое поведение. Политическая деятельность – широкое поле, на котором имеются значительные возможности развития личности. Вершиной это представляется политическое лидерство. Становление политического лидера – сложный процесс. Существенный интерес представляет типологии лидеров. В разной степени политические лидеры оказывают влияние на развитие общества, характер и масштабы котором оценивать не всегда просто.

Политическое лидерство так же старо как и человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде.

Лидерство это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а так же то, что её носителем выступает не большинство, а одним человек или группа лиц.

Рассмотрим Сталина.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903 г. Осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. К 1905 г. Он уже становится влиятельной фигурой правда не в общепартийных делах, а среди большевиков местного уровня.

В 1912 году, Сталин, доказавший в годы реакции свою твёрдость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную.

Ленин сомневался, что Сталин сумеет достаточно осторожно пользоваться необъятной властью генсека. Но Сталин стал медленно, но решительно «прибирать» к рукам власть.

Уже к началу 1930 года фракция Сталина безраздельно господствовала

в Советском Союзе.

«Поскольку власть в моих руках – говорил Сталин в Частном разговоре – я постепеновец»

Большевик Фёдор Раскольников писал о нём «Основное психологическое свойство Сталина, которое дало ему решительный перевес, как сила делает льва царём пустыни, - это необычайная, сверхчеловеческая сила воли. Он всегда знает, чего хочет, и с неуклонной, неумолимой методичностью постепенно добивается своей цели».

Исключительную волю Сталина признавали не только большевики. Уинстон Черчилль вспомнил о нём: «Сталин произвёл на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей неотразимо. Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все, словно по команде вставали и – странное дело – держали почему-то руки по швам». Как – то раз Черчилль заранее решил не вставать при появлении советского руководителя. Но Сталин вошёл – и помимо собственной воли английский премьер- министр поднялся с места.

1929 год является важнейшим рубежом в биографии Сталина. Помпезное празднование 50-летия Генерального секретаря ЦК ВКП (б),

Можно сказать, зафиксировало превращение лидера партии в единоличного руководителя страны.

Сталин являлся сторонникам крайне жесткой линии по всем вопросам, которые попадали в поле зрения высшего руководства страны.

В 1933 году Сталин заявил: жить стало лучше, жить стало веселее. На деле же было далеко не так.

Сейчас так же по прежнему всех волнует вопрос, какова была роль Сталина во второй мировой войне, каково было значение его руководства страной в тот период, что произошло бы, если бы Сталина вовсе бы не было? На эту тему ведется очень много споров. Одни, делая упор на на то, что Сталин уничтожил миллионы людей, что своими действиями он принёс только зло для своей страны. Другие утверждают, что, хотя это и верно, но всё-таки в той большой войне мы одержали победу главным образом потому, что нами руководил именно Сталин, и если бы не Сталин то неизвестно, смогли бы мы справиться с врагом и победить его.

Но всё-таки склоняются, что не Сталин, а наша героическая армия, её талантливые полководцы и доблестные войны, весь наш народ – вот кто обеспечил победу в Великой отечественно войне. Тем более позорным и недостойным явился тот факт, когда после великой победы над врагом, давшейся нам очень тяжелой ценой, Сталин начал громить многих из тех полководцев, которые внесли немалый вклад в дело победы над врагом, так как Сталин исключал всякую возможность, чтобы заслуги, одержанные на фронтах, были приписаны кому бы то ни было, кроме него.

Рассматривая Сталина с точки зрения претензии на власть, он является харизматическим лидером - они стоят особняком, их власть опирается не на внешнюю силу, а на некое необычное личностное качество, которое М.Вебер называл «харизмой». Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи желающие вручить ему политическую власть.

Сталин относился к такому типу лидера, который можно обозначить термином «хозяин» (параноидальный политический стиль). Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведения и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля на примемелет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающей его теории, установки и убеждения. Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «чёрное» - «белое», а люди делятся на « врагов» и «друзей».

Таким образом, если подходить к его оценке объективно, Сталин не был ни великим преобразователем, не великим полководцем; но тем не менее он действительно был великим – великим тоталитарным вождём, сделавшим себя для своих подданных божеством, а несогласных с этим уничтожавшим.

Второй яркий представитель политического лидерства – Франклин Рузвельт.

С самого начал своей политической деятельности он обнаружил незаурядное понимание общественно – политических реальностей. Как сторонники, так и противники замечали его стойкость, мужество, умение угадывать и формулировать потребности и устремления широких слоев населения.

В 1921 г. После купания в холодной воде Рузвельта разбил паралич., и всю последующую жизнь он был прикован к креслу каталке. Впрочем, это не помешало ему победить в 1928 г. На выборах губернатора Нью-йорка, а в 1932 г. – на президентских.

Вступив на пост Рузвельт провозгласил начало «Нового курса», главной составляющей которого беспрецедентное для Америки вмешательство государства в экономику.

В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Сталин и Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Ялте же в 1945 г. принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победителями.

С его именем связана также одна из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, и в частности установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом, участие США в антигитлеровской коалиции. Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизнь так называемого «нового курса» внутри страны, курса демократической направленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической и социальной ситуации в стране в период после глубокого экономического кризиса 1929-1934 гг., курса, позволившего избежать тяжких социально-политических потрясений.

По выполнению лидерами своих политических ролей у Рузвельта был стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, можно назвать активно – позитивный. Он так же был харизматическим лидером. Такое лидерство держится не благодаря исключительным качествам лидера, а благодаря вере в него.

Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Оставаясь верным сыном своего класса, Рузвельт делал все, чтобы сохранить и развить существующий общественно-экономический строй в стране и укрепить доминирующее положение США во всем мире.

Рузвельт всегда оставался трезвым и прагматичным политиком. Четырежды переизбирался на пост президента страны (что представляет собой рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти.

Третяя рассмотренная мною личность это Никита Хрущёв.

Политики все одинаковы: обещают мост построить и там, где рек нет

В 1918 году Хрущёва принимают в партию большевиков. Он участвует в Гражданской войне, а после её окончания находится на хозяйственной и партийной работе.

в 1932-1934 годах работал сначала вторым, потом первым секретарём МГК и вторым секретарём МК ВКП(б).

В 1938 году становится первым секретарём ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а ещё через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).

Едва прийдя к власти, Хрущев санкционировал работы специальных комиссий по пересмотру дел политзаключенных. Вскоре началась массовая реабилитация узников ГУЛАГа. Через несколько лет огромные концлагеря опустели. Но Хрущёв не желал ограничиваться полумерами. – он решил не только уничтожить мрачные следствия сталинской системы, но и осудить само явление. Выступая на закрытом заседании XX съезда, Хрущёв прочёл исторический доклад « О культе личности и его последствиях», содержавший перечень страшных злодеяний Сталина. Доклад имел эффект взорвавшийся бомбы. Старое, десятилетиями складывавшееся представление о гении Сталине было разрушено в один миг. Со многими прежними иллюзиями, старательно вращиваемыми сталинской идеологической машиной, было покончено навсегда.

28 июля 1954 года родился Уго Чавес . Он был президентом Венесуэлы 14 лет и был одним из самых популярных мировых лидеров. В день рождения команданте мы составили список самых известных политических фигур 20 века.

Был настоящим лидером для своего народа. Его поддерживали почти все жители Венесуэлы. Впервые он был избран в 1998 году. Переизбирался в 2000 и 2006 годах. В 2002 году в результате государственного переворота лишился власти на несколько дней. Военный по профессии, с 1992 по 1994 год он сидел в тюрьме за попытку государственного переворота. Был приверженцем «боливарианского социализма», известным своими антиамериканскими и антиглобалистскими взглядами.

Команданте умер после серьезной болезни. Врачи обнаружили у него рак. За здоровьем лидера следила вся страна. Люди плакали на улицах, видя, что Чавес умирает.

Кстати, первоначально его хотели забальзамировать и поместить в мавзолей. Но потом передумали, поговорив с российскими специалистами. В итоге президента похоронили. Гроб с телом Чавеса помещён в мраморный саркофаг и установлен на постаменте в форме цветка, окружённого водой.

Конечно, же все знают о герое Северной Кореи - . Человек, имеющий титул «Великий руководитель», устраивал в своей стране публичные казни. Все СМИ находились под строгим контролем правительства, строго были запрещены зарубежные теле- и радиопередачи. В Северной Корее, по сути, сейчас процветает «культ личности» Ким Чен Ира - наподобие того, что был в СССР при Сталине .


Ким Чен Ир сменил за свое правление множество титулов. Вот некоторые из них: «Центр партии», «Великий маршал», «Любимый Руководитель», «Уважаемый Руководитель», «Залог объединения Родины», «Судьба нации», «Яркая звезда Пэктусана», «Отец народа», «Солнце нации», «Великий Полководец».

Кстати, за пределами Северной Кореи этого лидера не очень-то жалуют. Американские СМИ составили рейтинг худший руководителей, и Ким Чен Ир занял в нем первое место, став «худшим из худших». Составители рейтинга отметили, что Ким смог сформировать в этом государстве культ своей личности, культивировал также при этом политику изоляционизма. Это в результате привело к тому, что народ обнищал, фиксировались массовые голодовки, сотни тысяч людей заключали в лагерях. Все силы при этом диктатор бросил на разработку и проведение ядерной программы.

Несомненно великий лидер. Но, нужно сказать, фигура неоднозначная. Он был председателем Китайской коммунистической партии с 1943 по 1976 годы. С одной стороны, в период его правления уровень жизни в стране существенно поднялся, с другой - период его правления знаменуется суровыми репрессиями, осуждавшимися даже в социалистических странах, не говоря уже о капиталистических.


Имя Мао Цзэдуна связано с историей с воробьями. Так, в 1958 году по его инициативе китай цы начали борьбу с этими птицами - сельскохозяйственными вредителями. Используя то, что воробьи не могут быть в воздухе без отдыха больше 15 минут, китайцам было велено пугать птиц, чтобы они не садились и погибали в воздухе. За год их уничтожили почти 2 миллиарда. А урожай все же поели гусеницы и саранча, численность которых регулировалась воробьями. В итоге в 1960 году воробьев в китай стали завозить из-за границы.

Итальянскийполитический деятель, литератор, лидер Национальной фашистской партии (НФП), диктатор, вождь («дуче»), возглавлявший Италию как премьер-министр с 1922 по 1943. Сначала именовался как Первый маршал империи, позже - «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи».


Муссолини был одним из основателей итальянского фашизма, включавшего в себя элементы корпоративизма,экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой. Во времена его правления в стране были не редким явлением политические репрессии.

Другие политические лидеры почти всегда положительно высказывались о Муссолини. Его высоко ценил Ленин (с которым Муссолини был знаком еще с 1900-х годов) и, якобы, даже при встрече с делегацией итальянских коммунистов спросил у них: «А где же Муссолини? Почему вы его потеряли?». Гитлер высказывался так: «При встречах с дуче я всегда испытываю особую радость; он грандиозная личность». Восхищались Муссолини и Черчилль с Рузвельтом . А вот глава французского правительства Блюм говорил, что доверяет ему не больше, чем Гитлеру. «Я пожал бы руку Гитлеру, но ни за что - Муссолини», - говорил он.

Что касается России , конечно же, на ум приходят два политических лидера - Иосиф Сталин и Владимир Ленин.

Российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба,революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР , создатель первого в мировой истории социалистического государства. Он был публицистом, основоположником марксизма-ленинизма, идеологом и создателем Третьего (Коммунистического) интернационала, основателем СССР. Оценки деятельности этого политика иногда полярны.


По результата опроса, проведенного в 1999 году, больше 65 процентов оценили его деятельность положительно, 23 отрицательно. Однако, по мнению некоторых социологов, к 2050 году Ленин неизбежно станет главным национальным героем России. На это есть несколько причин.

«Ленин будет представляться великим национальным деятелем и патриотом, который спас Россию от полного распада, вызванного хронической некомпетентностью старого режима по всем направлениям - военной, социальной, политической некомпетентностью».

Ленин эффективно «сместил акцент с поддержки безнадёжных пролетарских революций в странах Запада на поддержку национальных революций в незападных странах».

Во времена его правления в нашем государстве произошло большее количество значимых событий: индустриализация СССР, коллективизация сельского хозяйства, раскулачивание и массовый голод 1932-1933 годов, массовые репрессии, депортации народов и создание ГУЛага, присоединение Прибалтики, Западной


Сталин был генеральным секретарем ЦК ВКП(б), членом президиума ЦК КПСС , секретарем ЦК КПСС, наркомом обороны СССР, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР с 1941 года Его личность до сих пор вызывает неоднозначные реакции, множество споров до сих пор звучат при попытке оценить его вклад в развитие страны. Даже российские политики говорят о нем по-разному. Но факт остается фактом - имя Сталина хорошо известно в нашей стране и далеко за ее пределами. Кстати, в 1939 году журнал «Time» назвал его человеком года.