Женщины, без которых не было бы октябрьской революции. Женщины-палачи - палачи и казни в истории россии и ссср

Мужчин-революционеров знают почти все. Но среди слабой половины человечества были смелые и отважные героини, борющиеся за свои права. Представляю вашему вниманию подборку женщин-революционеров.

Ее называют африканской Жанной д`Арк. Королева-Мать Еджису- части Федерации Ашанти (на территории современной Ганы), родилась примерно в 1830 году. Её брат Аквази Афране Паннин стал правителем Еджису, когда Яаа была еще маленькой девочкой. Британцы напали на их земли с целью захвата. Они хотели установить налоги и контролировать земли местного населения, в том числе золотые месторождения.

Когда ашанти попытались противостоять британцам, губернатор лорд Ходжсон потребовал, чтобы они выдали ему Золотой Трон, который был символом независимости народа. Для того, чтобы заставить их сделать это, губернатор послал войска, которые убивали и взрослых, и детей. После того, как в ходе одного сражения короля и его приближенных сослали на Сейшельские острова, Яаа Асантева стала регентом района. 28 марта 1900 года британские войска снова потребовали отдать им Трон.

Яаа-единственная из присутствующих женщин-произнесла свою знаменитую речь, в которой говорила, что они отказываются платить налоги.

Ее речь вдохновила многих жителей Ашанти и женщина возглавила Войну за независимость. В ее армии насчитывалось около 4000 солдат. Три месяца продолжалась осада ашанти британского форта Кумаси. После того, как британские войска понесли значительные потери в первых боях, они вызвали подкрепление из Нигерии. Благодаря продуманной тактике британцев и хорошему вознаграждению за донос Королева-Мать была поймана 3 марта 1901 года. Она была отправлена в тюрьму, где и умерла в возрасте 90 лет.

Корасон Акино родилась в 1933 году в Филиппинах. После окончания колледжа Mount St. Vincent в Нью-Йорке она вышла замуж за Бенигно Акино. Бенигно часто критиковал Фердинанда Маркоса- филиппинского диктатора, который занимал пост главы страны с 1965 года. В 1972 году полиция арестовала Бенигно и он был приговорен к восьми годам лишения свободы. Его отправили в тюрьму в США. По возвращению на родину был убит. После смерти мужа Кори стала главой оппозиции, хоть и понимала, что ей грозит судьба ее мужа.

В 1985 году были проведены президентские выборы. Президентская кампания была отмечена насилием и убийствами со стороны властей и завершилась объявлением действующего президента Маркоса победителем. Кори призывала жителей устраивать протесты, забастовки и бойкоты. Однажды Маркос не выдержал и приказал армии расстрелять революционеров. Военные отказались выполнять его приказ. В конце февраля диктатор был вынужден покинуть страну, а Корасон Акино стала президентом.


Ласкарина Бубулина была главнокомандующим греческого флота и сражалась в Войне за Независимость Греции против Османской империи. Отец Ласкарины был также капитаном флота, участником греческой революции 1769-1770 годов против Османского владычества.

Ласкарина была замужем 2 раза, оба раза за молодыми людьми из знатных семей. Благодаря своим деньгам она смогла построить 4 корабля, включая знаменитый Агамемнон- одно из самых больших судов того времени. Ласкарина присоединилась к революционному движению против османских захватчиков.

Ласкарина командовала восемью кораблями В 1821 году отважная женщина, мать семерых детей, лично повела свои корабли на помощь защитникам города Напфлио. Ее присутствие и призывы сыграли решающую роль в одержанной греками победе. Бубулина была отчаянной и деятельной настолько, что стала уникальным явлением не только в греческой, но и в русской истории: это единственная женщина – адмирал Российского флота. Звание и наградную саблю ей пожаловал Александр I.


Киттур Рани Ченнамма была королевой Индии, которая боролась с Ост-Индской Компанией. Она родилась в маленькой деревушке Какати в 1778 году. Сызмальства она ездила верхом, практиковалась в стрельбе из лука и фехтовании. В возрасте 15 лет вышла замуж за правителя Киттура- небольшого индийского княжества. Ее муж погиб в 1816 году, а вскоре погиб и единственный сын. Ченнамма усыновила мальчика в надежде продолжить королевский род, но британское правительство создало некую декларацию, которая запрещала местным жителям усыновлять детей.

Очень могущественная Ост-Индская Торговая Компания стал контролировать Киттур. Рани отказалась признать британскую власть и вместе со своей армией вступила в схватку с британскими войсками, как только они вошли в ее княжество. Сотни англичан были убиты во время этой кровопролитной схватки, но в конечном итоге прибыло подкрепление, которое окружило королеву вместе с ее армией и отправили их в тюрьму, где она умерла в 1829 году.


Лейма Гбови вместе с женщинами Либерии организовала мирное движение, которому удалось привести к окончанию Гражданской войны, во время которой было убито более 250000 человек. Президент Чарлз Тейлор вступил в должность после кровавой революции, продолжавшейся с 1980 по 1995 год. Во время его правления по всей стране царили убийства и хищения имущества. Во время войны Гбови обучалась психологии и работала с детьми, участвовавшими в военных действиях.

В 2002 году Гбови организовала массовое движение либерийских женщин за мир. Оно началось с небольшой группы женщин, молящихся и поющих на рыбном рынке. Под руководством Гбови движению удалось добиться встречи с Чарлзом Тейором и добиться от него обещания присутствовать на мирных переговорах в Гане. Впоследствии он был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Усилиями движения Гбови в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена, и президентом страны была избрана Элен Джонсон-Серлиф, первая женщина-президент в истории Африки.


Нэнни была лидером рабов, которые восставали против британских колонизаторов. Она родилась в середине 1680-х гг. на территории современной Ганы. Город Нэнни, основанный в 1723 году, был одним из самых больших поселений маронов. Оттуда мароны вели войну против гнета плантаторов. Разумеется, такие революционные настроения и действия не могли нравиться британским колонизатороам. Они несколько раз предпринимали попытки захватить город, в 1734 году их попытки наконец увенчались успехом.

Хоть Нэнни и ее люди постоянно страдали от голода и нескончаемых нападений британцев, они все равно умудрялись противостоять английским захватчикам. В 1739-1740 гг. британцы подписали мирный договор с маронами, согласно которому у них оставалось 500 акров земли в их распоряжении. Нэнни стала национальным героем Ямайки, символом противостояния рабству.


Мексиканская революция началась 20 ноября 1910 года и продолжалась до 1920 х гг.Революционеры боролись за свержение диктатора Порфирио Диаса Мори и за принятие конституции, которая бы сулила фермерам лучшую жизнь. Не только мужчины, но и женщины с детьми активно участвовали в военных действиях. Одна из наиболее известных была Маргарита Нери, которая была командиром одного из военных подразделений. Ее армия была серьезной угрозой правительству, а смелость и решимость сделали ее героиней Мексики.


Выставка в Музее политической истории России рассказывает и о революционерках, и о феминистках, выступавших за эволюционное развитие России.

  • Женщины и революция

    Начнем с "бабушки"

  • Женщины и революция

    Женщина-врач

    Женщины и революция

    Женщина-командир

    Женщины и революция

    Красная графиня

    Женщины и революция

    Товарищ Надя

    Женщины и революция

    Несостоявшийся убийца

    Женщины и революция

    Главная эсерка

    Женщины и революция

    Министр и дипломат

    Женщины и революция

    Паллада революции


  • Женщины и революция

    Начнем с "бабушки"

    Екатерину Брешко-Брешковскую называют "бабушкой русской революции". Дворянка, родилась в 1844 году. Одна из создателей и лидеров партии эсеров, а также ее боевой организации. Провела не один год в заключении и на каторге. Поддерживала Временное правительство в 1917 году, а советскую власть не приняла, покинув страну.

  • Женщины и революция

    Женщина-врач

    Анна Шабанова - дворянка, выпускница первых в России женских врачебных курсов (закончила в 1877 г.). Стала признанным специалистом в области педиатрии - впервые в истории России. Одна из организаторов и председатель первой официально признанной в России женской общественной организации - "Русское женское взаимно-благотворительное общество". Стала одним из первых "героев труда" в Советском Союзе.

    Женщины и революция

    Женщина-командир

    Мария Бочкарева - одна из первых русских женщин-офицеров. Отправилась на фронт после начала Первой мировой войны. В 1917 году создала первый в истории России женский батальон, где практиковала железную дисциплину.

    Женщины и революция

    Красная графиня

    Софья Панина - графиня, крупная землевладелица. Деньги тратила на благотворительность. Весной 1917 года была избрана депутатом Петроградской городской думы. Вошла в ЦК партии кадетов. В мае 1917 года стала заместителем министра государственного призрения Временного правительства, в августе - заместителем министра народного просвещения. Покинула Россию в 1918 году.

    Женщины и революция

    Товарищ Надя

    Надежда Крупская - супруга и соратница Ленина, долгие годы фактически исполнявшая роль его личного секретаря. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков комсомола и пионерской организации. Стала одним из создателей советской системы народного образования. Ее прах покоится в Кремлевской стене.

    Женщины и революция

    Несостоявшийся убийца

    Фанни Каплан - участница российского революционного движения. Была обвинена в попытке застрелить Ленина летом 1918 года. На допросах заявляла, что крайне отрицательно отнеслась к октябрьскому перевороту, выступает за созыв Учредительного собрания, считает Ленина предателем революции, уверена, что его действия не совместимы с идеями социализма.

    Женщины и революция

    Главная эсерка

    Мария Спиридонова - российская революционерка, одна из руководителей партии левых эсеров. В 1906 году смертельно ранила советника тамбовского губернатора Луженовского. Отбывала наказание на каторге. Выступила вместе с товарищами по партии против большевиков летом 1918 года. Несколько лет жила в ссылке, была снова арестована в 1937 г. и расстреляна в 1941 г.

    Женщины и революция

    Министр и дипломат

    Александра Коллонтай - революционерка, государственный деятель, дипломат. Была наркомом государственного призрения в первом советском правительстве. Бросила мужа и сына ради революционной деятельности, при этом, будучи министром, занялась проблемами охраны материнства и младенчества. С 1922 года состояла на дипломатической службе.

    Женщины и революция

    Паллада революции

    Лариса Рейснер - революционерка, журналистка, писательница, поэтесса. В Гражданскую войну сделала карьеру военного политика. Троцкий писал о ней: "Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции...она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе".


Смотрите также:

    Крейсер Балтийского флота "Аврора" был спущен на воду в мае 1900 года. По версии ряда историков, холостой выстрел "Авроры" стал сигналом к штурму Зимнего дворца. Крейсер является одним из главных символов Октябрьской революции 1917 года.

    Исторические места Санкт-Петербурга в Instagram DW

    В составе Второй Тихоокеанской эскадры "Аврора" приняла участие в Цусимском сражении. Но еще до него была по ошибке обстреляна своими же броненосцами. Серьезные повреждения крейсер получил во время Цусимского сражения, окончившегося разгромом эскадры. После подписания русско-японского мирного договора корабль вернулся в Россию.

    Исторические места Санкт-Петербурга в Instagram DW

    Зимний дворец в Санкт-Петербурге был главной императорской резиденцией, а после марта 1917 года здесь располагалось Временное правительство. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года вооруженные солдаты и матросы захватили дворец, который охраняли немногочисленные юнкера и женский батальон. Сегодня здесь размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

    Исторические места Санкт-Петербурга в Instagram DW

    В Санкт-Петербурге, в общей сложности, около полусотни памятников, бюстов и барельефов Ленина. Самый большой монумент "вождю Октябрьской революции" расположен на Московской площади (кстати говоря, тоже самой большой в городе на Неве). Высота статуи - около 8 метров, вместе с пьедесталом - 16.

    Исторические места Санкт-Петербурга в Instagram DW

    Но самый знаменитый памятник Ленину в Санкт-Петербурге - это памятник у Финляндского вокзала. Сюда Ленин прибыл 3 апреля 1917 года из эмиграции в так называемом "пломбированном вагоне" и выступил здесь перед собравшимися с броневика. Памятник установили еще в 1926 году.

    Исторические места Санкт-Петербурга в Instagram DW

    Флаг на носу крейсера "Аврора" только похож на английский. На самом деле это так называемый гюйс - международный военно-морской флаг, который поднимается во время якорной стоянки кораблей 1-го и 2-го рангов. Этот снимок для проекта dw_stories в Instagram, как и другие, сделал "мобильный фотограф", как он сам себя называет, и блогер Владислав Карпюк.


Контекст

Самый женский журнал Германии

Защита женщин от насилия, улучшение их финансового положения, уравнивание их прав с мужчинами, - поле деятельности знаменитого издания Emma остается широким. (26.01.2017)

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне от революции", - считает профессор Сара Бэдкок

Одним из основных событий 1917 года, приведшим к Великой октябрьской социалистической революции, стала демонстрация петроградских работниц.

23 февраля (8 марта) женщины выступили против голода, войны и царского режима. 100 лет спустя западные историки считают роль женщин в революции недооцененной.

О роли женщин в революции, особенностях русского феминизма и почему важно отмечать Международный женский день в интервью Би-би-си рассказали доцент истории Ноттингемского университета Сара Бэдкок и преподаватель Университета Квинс в Белфасте Кэти Тертон.

Существует мнение, что женщинам в Русской революции 1917 года уделяется недостаточно внимания. Так ли это? Как проявили cебя женщины в революционном процессе?

"В некоторых регионах женщины были более политически активны, чем мужчины"

Сара Бэдкок: В классическом понимании Русской революции центральное место в ней занимают мужчины - Ленин, Керенский, Николай II. Политика, революция и война считались мужским занятием.

Однако это не означает, что женщины не участвовали в революционном движении. Достаточно обратить внимание на избирательное право, которого русские женщины смогли добиться одними из первых в мире.

Следует отметить вклад русских феминисток в революционное движение. В России феминизм приобрел направление "марксистского феминизма", который рассматривал женское неравенство в контексте частной собственности.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, к участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами большевики

Участницы социалистического движения XIX - начала XX веков видели достижение свободы для женщин через пролетарскую революцию. Несмотря на ультрасоциалистические взгляды, женское движение в России послужило примером для феминисток в Европе и Великобритании.

В некоторых регионах революционной России женщины были более политически активны, чем мужчины.

Примером политической и общественной активности женщин служат жены военных или солдатки, которые остались без поддержки из-за массовой мобилизации во время войны.

Солдатки формировали региональные организации, обращались с петициями в органы местного самоуправления и к временному правительству, принимали участие в маршах, направляли запросы по увеличению денежного пособия (пособие выплачивалось женам и матерям солдат), требовали возвратить военнопленных для помощи в деревнях. Это способствовало установлению диалога между правительством и женщинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали. Кэти Тертон, научный сотрудник, писатель

Кэти Т е ртон: Проблема изложения революции 1917 года заключается в том, что участие женщин в ключевых событиях революции едва затрагивается.

Недооцененным остается тот факт, что женщины быстро политизировались и принимали активное участие в объединениях разного политического толка. Например, женщины-либералки, борющиеся за равные избирательные права, или большевички, работающие над проведением октябрьской революции вместе с мужчинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали.

Что можно сказать о роли в революции Надежды Крупской?

"В западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина"

С.Б.: Надежда Крупская была важным государственным и общественным деятелем. Она принимала активное участие в разработке политического курса большевиков, выступала на митингах и собраниях.

Для Надежды было особенно важно живое общение с женщинами. Я видела некоторые из писем Крупской, где она жаловалась на недостаток живых выступлений и общения с народом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, в западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина

К.Т.: В западной истории Надежда Крупская прежде всего жена Ленина. Это не совсем справедливо. Крупская начала революционную деятельность задолго до того, как познакомилась с вождем революции.

Она занимала пост секретаря РСДРП в 1905 году, что указывает на независимую политическую карьеру.

Надежда Крупская находилась в центре революции: она занималась просветительской деятельностью, поддерживала сообщение между революционерами.

Крупская была членом редакции журнала "Работница", где она старалась переключить внимание женщин с либерально-феминистических взглядов на социалистическое движение.

При новом социальном устое главным делом Крупской стала образовательно-просветительская деятельность, которой она посвятила себя после революции.

Каких еще женщин, оказавших влияние на ход революции, стоит выделить?

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы"

С.Б.: Мария Бочкарева - ярый борец за преобразования и женщина, изменившая представление о том, на что способны женщины. Она воевала в рядах армии (куда была принята с разрешения Николая II). Внешне и по манере поведения она скорее походила на мужчину.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Женский батальон смерти во время защиты Зимнего дворца в Петрограде 1917 года

Бочкарева была инициатором создания первого в истории русской армии женского батальона смерти с целью пристыдить мужчин, отказывающихся воевать.

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы!" - таким лозунгом можно выразить позицию Бочкаревой. Тысячи женщин-добровольцев вступили в ряды батальона.

При всех своих заслугах Мария Бочкарева была необразованной крестьянкой. Именно поэтому о ней мало что известно. Простолюдины не пишут биографии, отдавая эту привилегию политическим элитам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники

Мария Спиридонова - еще один пример яркой участницы революционного движения с активной политический позицией. Она заняла ведущее место в партии эсеров после февральской революции.

Спиридонова была сильным оратором. Она выступала среди крестьян, рабочих и cолдат и пользовалась большим авторитетом.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом. Сара Бэдкок, доцент исотории

Екатерина Брешковская, или, как ее называют "бабушка революции", была одним из лидеров партии эсеров, активно поддерживала Керенского. Брешковская посвятила себя революции, она провела большую часть жизни в ссылке. "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом.

К.Т.: Александра Коллонтай - центральная фигура революции. Невозможно обозначить границы ее деятельности.

С ее личностью связаны стереотипы. Надежде Крупской отведена роль жены Ленина, Александру Коллонтай считают женщиной, вдохновлявшейся романтическими приключениями (современники упоминают о ее многочисленных романах).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Русская революционерка Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром

Революционерка боролась против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой. Коллонтай привлекала женщин в политику через свою деятельность в журнале "Работница". После революции она работала в различных женотделах и, по сути, возглавила борьбу за права женщин.

При этом она занималась решением и масштабных политических вопросов. Коллонтай была членом Центрального комитета партии большевиков, одна из немногих поддержала позицию Ленина, изложенную в "апрельских тезисах", участвовала в обсуждении будущего страны после революции и положения рабочих в новом государстве.

Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром.

"Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

С.Б.: Женщин во всем мире объединяет не половая пренадлежность, а стремление к выживанию.

Это очевидно в революционной России, где трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне. В такую пору тезис "Революция - мужское дело" становится неактуальным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вслед за СССР 8 марта начали отмечать феминистки по всему миру. На фотографии: марш за равноправие женщин в Лондоне в 1971 году

К.Т.: Революция - это наиболее подходящий момент для женщин заявить о себе и принять участие в политике наравне с мужчинами.

К участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами сами большевики. Они считали, что социалистическое движение - самый верный путь к достижению равноправия.

" Праздник 8 марта необходим "

Существует мнение, что празднование Международного женского дня 8-го марта дискредитирует женщин, о правах и желаниях которых вспоминают только раз в году. Что вы думаете об этом празднике?

С.Б.: Историю женщин начали писать с 60-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого у женщин не было голоса - просто его игнорировали.

Поэтому праздник Международного женского дня должен существовать, чтобы подчеркивать силу и значимость женщин в мировом сообществе. К сожалению, в Британии этого не достаточно.

Точкой отсчета Международного женского дня принято считать выступление Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году, в ход которого активистка предложила учредить женский день. В СССР 8 марта праздновали в память о выступлениях работниц 23 февраля (8 марта) 1917 года. С 1975 года праздник отмечается ООН в рамках поддержки гендерного равенства и расширения прав женщин по всему миру. Каждый год приурочен актуальной женской проблематике. "Женщины и перемены на рынке труда" - тема 2017 года.

К.Т.: Для многих проблема с празднованием 8 марта заключается в том, что о правах и равенстве женщин якобы вспоминают один день в году.

На мой взгляд, наличие дня, пускай и одного, когда у женщин появляется возможность собраться вместе, вдохновить друг друга и обратить на себя внимание, как это произошло в 1917 году, - очень важно.

Сара Бэдкок - доцент, специалист по истории позднего имперского и революционного периодов России Ноттингемского университета, автор книги "Политика и л юди р еволюционной России". Сара уделяет особое внимание изучению роли обычных людей и локальных движений в Русской революции.

Кэти Т е ртон - преподаватель Университета Квинс в Белфасте, автор публикаций об истории Русской революции и женском движении. В книге "Забытые женщины" Кэти исследует роль сестер Ленина во время и после Революции.

Прямой вопрос - "Во-первых, вы мужчина или женщина?" - задает профессор Преображенский в известной сцене фильма "Собачье сердце", не сумев определить пол стоявшего перед ним человека. И получает столь же прямой ответ: "Я женщина". Рассуждения автора "Российской газеты" о роли женщины в эпоху перемен 1917 года.


Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988, режиссер В. Бортко). Справа от Швондера - дама-комиссар, вызвавшая смятение профессора Преображенского. Фото: кадр из фильма

Женщины пролетарского общества

Новые женщины - комиссары, красные командиры, борцы за свободную любовь - были рождены революцией 1917 года и закалились на фронтах Гражданской войны. Они не только участвовали в политической жизни. Они определяли моду и нравы нового пролетарского общества.

"Комиссарши"

Уже в феврале 1917-го среди сочувствующих большевикам нашлись хваткие голосистые особы, которые занялись политической агитацией и успешно объяснялись с рабочими и солдатами на понятном "горячем народном языке". Одеты они были просто и ярко - суконные платья, тужурки или мужские кожаные куртки, на голове - красный ситцевый платок, а в руке - красноречивый маузер.

Их прозвали "комиссаршами".

Эмансипированная барышня, одетая в стиле «комиссарша». Фото конца 1910-х – начала 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Дамы были не промах, метко стреляли и уверенно диктовали сильному полу свою волю. К примеру, товарищ Лагутина, работница фабрики "Красная Звезда", во время февральских событий влетела в солдатскую казарму, потребовала немедленно сдать оружие и присоединиться к революции. Солдаты безропотно подчинились. Товарищ Александра Яковлева, одетая в кожанку и галифе, с мальчишеским озорством отбирала оружие у петроградских околоточных и унтеров. Некоторые работницы с винтовками в руках охраняли фабрики, патрулировали Смольный и даже участвовали в боях с юнкерами.

"Где мужчина, там и женщина. Для нее нет преград", - писали большевистские газеты.

Многие революционные "комиссарши" приняли участие в Гражданской войне. Одной из самых ярких, безусловно, была Лариса Рейснер. Молодая хорошо воспитанная девушка, овеянная петербургскими духами и туманами, отправилась на хмельной и дикий фронт Гражданской войны, ведомая не только любовью к супругу, Федору Раскольникову , но и чувством здорового авантюризма.

Сражалась с белочехами, потом отступала из Казани, вынесла на себе "бумаги, печати, еще что-то секретное, что велено унести". Узнав о том, что Федор Раскольников захвачен в плен, вместе с провожатым отправилась обратно в Казань на выручку и, что характерно, надела мужской костюм, то есть солдатскую шинель, штаны и сапоги. На подступах к городу выгодно обменяла этот маскарад на черный дамский наряд. В нем пробралась в Казань, но попала в плен, бежала во время допроса, вновь переоделась (на сей раз в платье кухарки) и благополучно вырвалась из города...

Рейснер и позже примеряла мужскую военную форму, ведь она занимала совсем не женские посты - с января 1919 года была комиссаром Морского Генерального штаба, уже летом стала старшим флаг-секретарем при муже, командующем Волжско-Каспийской флотилией, а в июне 1920-го - секретарем штаба Балтийского флота, которым командовал Раскольников. Ларисе определенно нравилась морская форма. Ее часто видели в Петрограде в черном бушлате и в морской фуражке.

Дама-"комиссарша". Она одета в "кожанку", на голове - красный платок. Шарж 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

В "кожанке" и в юбке, в комиссарской кепке, при портупее, нагане и портфеле запечатлел Ларису Рейснер художник Григорий Алексеев-Гай. Портрет получился едко карикатурным и едва ли соответствовал действительности. Дама не любила оружие, не умела стрелять и появлялась в мужской "кожанке", лишь когда этого требовали военные обстоятельства. И даже находясь на передовой, пыталась одеваться женственно и не переставала думать о шляпках и губной помаде.

Образ "комиссарши" быстро проник в светскую моду. Им увлекались эмансипированные барышни-интеллектуалки в Москве и Петрограде. Такой, к примеру, была Вера Жукова, молодая художница, ученица Петрова-Водкина. Далекая от войны и политики, внешне она была истинной "комиссаршей" - носила мужские брюки, полувоенные рубахи, кепки, курила и стриглась скандально коротко.

Впрочем, среди учениц Петрова-Водкина она была такая одна.

Художница Вера Жукова (стоит третья слева) с Кузьмой Петровым-Водкиным и другими ученицами художника. Конец 1910-х годов. Фото: Частное собрание.

"Командирши"

Так в народе стали называть дам-военнослужащих. В отличие от "комиссарш" "командирши" выглядели подчеркнуто мужественно, умели носить военную форму, отличались крутым нравом и самоотверженностью. Этот образ появился во многом благодаря Льву Троцкому, который выступал за военное образование для женщин и не был против их службы в армии.

Это право дамы официально получили в январе 1918 года, когда был издан декрет об организации РККА. В пункте N 2 первого параграфа говорилось, что доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской республики не моложе 18 лет. 22 апреля 1918 года был издан декрет "Об обязательном обучении военному искусству", в том числе и женщин на общем основании.

Александра Богат, командир разведки 21-го кавалерийского полка 1-й Конной армии. Фототипия 1927 года.

"Командирши" коротко стриглись, носили рубахи и черкески, суконные шлемы и папахи. Случалось, даже изменяли имена на мужские. Крестьянка Пинькова вступила в Красную армию и отправилась на Актюбинский фронт с документами на имя Ивана Пинькова. После участия в серии боев ее отправили в пулеметную школу, окончив которую Пиньков-Пинькова снова на фронте, "всегда с пулеметом в цепи, то на одном фланге, то на другом". Она погибла мужественно - прикрывала отход своей части и была зарублена казаками.

Татьяна Солодовникова, первый редактор газеты "Красная искра", вступила в Петроградский запасный полк под именем Тимофей. Ее быстро раскрыли, а имя превратилось в партийную кличку Тимоша. Сначала она работала на Польском фронте, затем - в составе Тамбовской армии "ликвидировала бандитизм". Одевалась по-мужски - красноармейская шинель, "богатырка" со звездой. Аналогичную форму носила "неутомимый разведчик" Белугина, принявшая участие в подавлении Тамбовского восстания. Искусно маскировалась под красноармейца Е.И. Осадчая. В ее родном 209-м стрелковом полку она числилась Иваном Герасимовичем Хаустовым, отлично воевала, стала командиром взвода. За отличие в бою 15 июня 1919 года получила орден Красного Знамени.

Разведчик Белугина, одетая в форму красноармейца. Фото: Фототипия конца 1920-х годов.

Ольга Минская также записалась в Красную армию под мужским именем, но в боях не участвовала, а с отрядом штабных "чистильщиков" искала в деревнях спрятавшихся махновцев. Осенью 1920 года по личному распоряжению Троцкого ее приняли на кавалерийские курсы и записали под мужским именем. Позже она, уже под своей фамилией, поступила слушателем в Военную Академию РККА и окончила ее в 1928 году. Это же заведение окончила и другая красная "командирша" - Александра Павловна Богат, настоящая кавалерист-девица, носившая мужскую военную форму даже в мирное время.

Герой Гражданской войны, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка Павлина Кузнецова. Художник Л. Котляр. Фото: Открытка. 1960-е годы.

Одной из самых известных красных амазонок была Павлина Кузнецова, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка, входившего в состав 6-й кавалерийской дивизии знаменитой 1-й Конной армии Буденного. Она неоднократно участвовала в полковых разведках, но весной 1920 года у села Непадовка (Нападовка) полковая команда случайно налетела на разведчиков-белогвардейцев, начался бой, Кузнецова изо всех сил расстреливала противников из пулемета, заставила их отступить и этим спасла положение группы. Этого было вполне достаточно для представления к награде. В 1923 году Кузнецова получила орден Боевого Красного Знамени.

Карикатура на даму-"командиршу". Подпись к рисунку красноречива: "Тут только я заметила, что мой круглолицый милиционер - женщина". 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

После окончания Гражданской войны "командирши" легко возвратились к мирной жизни и стали добропорядочными дамами. Но были и такие, кто не захотел превращаться в женщину. Примечателен случай с сотрудницей ГПУ Евгенией Федоровной. В 1918 году она поступила на службу в ЧК и в полном соответствии с жанром Гражданской войны поменяла имя на мужское - Евгений Федорович. Работала в следственно-карательных органах, говорила о себе исключительно в мужском роде и носила мужскую форму и цивильные костюмы. Затем отправилась на Гражданскую войну, была, по ее собственному утверждению, на Южном фронте, участвовала в операциях "против белых банд", вернувшись с фронта, продолжала службу в войсках внутренней охраны и ГПУ. В 1922 году она, все еще выдавая себя за мужчину, успешно зарегистрировала брак с женщиной, которая не подозревала об "истинном поле своего супруга".

На "Евгения Федоровича" коллеги попытались подать в суд "за преступление против природы", но дело развалилось и брак расторгнут не был. Позже дама получила пулевое ранение во время стычки с московскими бандитами, вынуждена была оставить службу и с большим нежеланием рассталась с формой, которую обожала. Она стала пить, дебоширить, несколько раз попадала в милицию за хулиганство и за "разгул с женщинами". Ее пытались вылечить психиатры, но, судя по всему, безуспешно.

А вот доктору Альфреду Штессу, занимавшемуся аналогичным случаем, удалось, по его собственному утверждению, вылечить девушку, выдававшую себя за мужчину и именовавшую себя Александром Павловичем. Во время Гражданской войны она пристрастилась к военизированным костюмам, носила брюки, кепки, большие мужские перстни и стек. Врач разработал особый курс терапии, после которого пациентка вновь ощутила себя девушкой и отказалась от мужской одежды. По крайней мере так утверждал сам психиатр, поспешивший опубликовать впечатляющие результаты и фотографии в научном журнале.

Барышни-курсантки Киевской военной школы связи. Конец 1920-х годов.

"Маркитантки"

Семнадцатый год сделал женщин свободнее не только в социальном плане. Инесса Арманд и Александра Коллонтай отстаивали равноправие мужчин и женщин, говорили о свободной любви, о том, что брак - это товарищеский союз, что можно жить просто так, не регистрируя отношения. Дамы перестали бояться огласки и скрывать свои желания. Таких прозвали "маркитантками революции". Любопытно, что их количество стремительно увеличивалось от 1917 года к середине двадцатых. Академик Владимир Бехтерев, периодически получавший письма и даже доносы на особо ярых "маркитанток", даже завел отдельную папку, озаглавив ее "Нимфомания".

Девушка, именующая себя «Александром Павловичем», на приеме у психиатра Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг. Справа - она же, полностью излечившаяся от пристрастия к мужской одежде. Фотография Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг.

Один из сюжетов в архиве Бехтерева связан с партийкой Стороженко из Днепропетровска. Девушка состояла в партии с 1918 года, служила в ЧК, воевала в Гражданскую, сражалась с махновцами. Ее несчастный супруг обратился к Бехтереву как к последней инстанции с просьбой излечить любвеобильную жену от постыдного недуга: "Среди чекистов и солдат, постоянно в мужской среде, вечные разъезды с армиями, она представляла собой маркитантку революции". Но товарищ Стороженко и не думала излечиваться, а тем более каяться. Я абсолютно здорова и счастлива, уверяла она психиатра, перед которым открыла все подробности своей бурной жизни. "Раз можно делать так мужчинам, то, значит, и мне можно", - писала товарищ Стороженко.

"Маркитантка революции" с кавалером. Короткая юбка, короткая стрижка и гитара намекают на ее свободные нравы. 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Как же несправедливо прозвище, приклеенное революцией, к настоящим маркитанткам! Торговкам провизией, которые сопровождали войска в походах. "Пулею пробито днище котелка, маркитантка юная убита..." - нет, не о "маркитантках революции" одна из лучших песен Булата Окуджавы...

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Они боролись против системы в разные годы и разными способами, у одних в руках было оружие, у других – перо, но всех их объединяет одно – они боролись за то, во что верили.

Надежда Крупская (1869 – 1939)

Многие знают Надежду Крупскую как жену Ленина. Но она вместе с муже принимала активное участие в революции и жизни страны после восстания.

Она участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», была секретарём газеты «Искра», а после революции стала заместителем наркома просвещения РСФСР. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды, сотрудничала с антисталинской оппозицией.

Прах Крупской был захоронен в Кремлёвской стене в Москве.

Констанция Маркевич (1868-1927)

Констанция Маркевич - ирландская суфражистка, политический деятель партий Шинн Фейн и Фианна Файл, революционерка-социалистка и националистка.

В 1909 году она основала национальную военизированную скаутскую организацию «Герои Ирландии»,в которой владению огнестрельным оружием обучали детей. Эта организация стала предшественницей Ирландской республиканской армии.

В 1916 году она принимала участие в Пасхальном восстании (за независимость Ирландии) с оружием в руках и ранила британского снайпера.

Когда восстание было подавлено, Маркевич и других революционеров провели по улицам Дублина, где над ними издевалась толпа. В зале суда революционерка, которую должны были приговорить к смертной казни, не переставала плпкать и заявила: «Я всего лишь женщина, вы не можете убить женщину». Поведение Маркевич оказало желаемое влияние на судей и её приговорили к пожизненному заключению, однако уже через год её выпустили из тюрьмы в результате всеобщей амнистии для участников Пасхального восстания.

С 1919 по 1922 год Маркевич была министром труда, но из-за несогласия с Англо-Ирландским договором добровольно покинула занимаемую должность.

Петра Эррера

Во времена мексиканской революции всесте с мужчинами служили женщины, известные как сольдадеры. Они сопровождли солдат в походах, готовили пищу, стирали, ухаживали за ранеными и хоронили мёртвых. Многих из них связывали с бойцами интимные отношения.

Одной из таких женщин была Петра Эррера, которая сначала выдавала себя за мужчину по имени Педро Эррера. Под этим именем она завоевала доверие и уважение сослуживцев в ходе сражений. Позже она раскрыла свой настоящий пол, но революционер Панчо Вилья не отдал должное заслугам девушки и не назначил её генералом. В ответ на это, Эррера создала свой боевой отряд, полностью состоящий из женщин.

Лакшми Сахгал (1914-2012)

Сахгал - активистка индийского движения за независимость, также известна как капитан Лакшми. Во время 2-й мировой войны она воевала в Бирме на стороне Японии в звании капитана в рядах «Индийской национальной армии». Позже она вступила в «женский полк», созданный известным борцом за независимость Индии Субхасом Чандра Босом.

В 1946 году она была взята в плен английскими восками в Бирме. Опасаясь массовых волнений, британцы отпустили Сахгал. В Индии её встречали как героиню.

После войны революционерка стала депутатом верхней палаты индийского парламента от коммунистической партии.

Софи Шолль (1921 – 1943)

Немецкая революционерка Софи Шолль – она из создателей антифашисткой ненасильственной организации «Белая роза». Активисты этой группы распространяли листовки и рисовали граффити антигитлеровского содержания. В феврале 1943 года, она и другие члены организации были арестованы за распространение листовок в Мюнхенском университете и приговорены к смертной казни на гильотине. Палачом Шолль был Иоганн Райхарт, известный тем, что собственноручно обезглавил 3165 человек.

Позже листовки контрабандой вывезли из страны, сделали миллионы копий и сбросили их в небе над Германией под названием «Манифест мюнхенских студентов».

Селия Санчес Мандулей (1920 -1980)

Большинство людей хотя бы раз в жизни слышали имя Фиделя Кастро и Че Гевары, но гораздо меньше людей слышали о Селия Санчес Мандулей. Однако эта женщина была в самой гуще революционных событий на Кубе. По слухам, она даже принимала исторические решения. После переворота 10 марта 1952 года Мандулей включалась в борьбу против правительства Батисты.

После революции, Селия оставалась рядом с Кастро до своей смерти.

Кэтлин Нил Кливер

Кэтлин Нил Кливер был членом Партии черных пантер и первой женщиной-членом руководящего органа партии. Она служила в качестве официального представителя и пресс-секретаря, а позже организовала национальную кампанию за освобождение министра партии обороны, Хьюи Ньютона.

Асма Махфуз

Асма Махфуз - одна из современных революционерок. Ей приписывают ответственность за египетское восстание 2011 года. Тогда она якобы распространяла призыву к протесту на площади Тахрир через свой видеоблог. Асма Махфуз была одной из основательниц движения «6 апреля», которое проводило миллионные акции с требованием отставки Мубарака.

Бланка Каналес

Бланка Каналес - пуэрториканская революционерка, организатор женского филиала националистической партии Пуэрто-Рико «Дочери свободы». Она была одной из немногих женщин в истории, которые приняли участие в восстании против США. 30 октября 1950 года, Бланка и другие взяли в руки оружие, которое она спрятала в своём доме. В результате президент США объявил военное положение и приказал армии и ВВС атаковать город. Националисты держали оборону некоторое время, но всё же были схвачены и приговорены к пожизненному заключению. А в СМИ объявили это местным конфликтом, правда открылась позже.