Такт и учтивость: По ту сторону «пожалуйста» и «спасибо. Правила этикета для высших слоев Российской империи Незнакомый дидактический материал

"Вежливость для ума тоже, что красота для лица " Вольтер

Подъ знанiѣмъ свѣта разумѣется знанiе светскихъ обычаевъ и вѣжливости . Вежливость как общественная добродетель - необходимыя намъ для того, чтобы быть полезными и прiятными окружающимъ. Она обязательна въ светскихъ такъ же, какъ въ дѣловыхъ и вообще въ жизненныхъ отношенiяхъ. Безъ нея всякiя сношенiя съ людьми становятся невозможными.

Вѣжливость — это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ дѣтей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одѣваться со вкусомъ. Лабрюсьеръ говорил, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться въ вѣжливости ".

Cвѣтскiя и общественныя отношенiя мужчинъ и женщинъ - подчиняются одному общему правилу, состоящему въ непремѣнномъ соблюднiи вежливости, любезности и такта, и въ отсутствiии эгоизма: руководствуясь этимъ, легко попасть на настоящую дорогу.

Вступленiе въ свѣтъ есть событiе въ жизни молодой дѣвушки, заставляющее сердце ея биться сильнее, а щеки вспыхивать отъ волненiя.

Дѣвушка начинаетъ выѣзжать въ светъ въ возрасте отъ 16 до 20 лѣтъ, смотря по ея развитiю и также по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, относящимся къ ея матери и старшимъ сестрамъ,.она начинаетъ ѣздить въ театры, на рауты, балы и обѣды, дѣлаетъ съ матерью всѣ визиты и вмѣстѣ съ нею принимать гостей у себя дома

Между мужемъ и женою, братомъ и сестрой, дядей и племянницей, кузеномъ и кузиной всегда должно чувствоваться разстоянiе, созданное различieмъ половъ: съ одной стороны необходимы скромность и сдержанность, съ другой—уваженiе и предупредительность.


Мужчина становится грубъ и дикъ, какъ скоро онъ перестаетъ быть вѣжливымъ и внимательнымъ. Поэтому-то фамильярность и совершенная свобода въ дружбѣ могутъ существовать между мужчинами или между женщинами, но немыслимы между мужчиной и женщиной. Прибавимъ, что именно это легкое стесненiе и сдержанность придаетъ особенное очарованiе ихъ взаимнымъ отношенiеямъ.

Порядочньмъ человѣкомъ можно назвать только того, кому нечего скрывать ни отъ кого, и кто не имѣетъ причины краснѣть ни за одинъ поступокъ въ своей жизни. Благоразумный женатый человѣкъ не заводить себѣ приятелей внѣ своего домашняго очага: они ему не нужны, и къ тому же онъ знаетъ, что такiя посѣщенiя вовлекаютъ его въ элементы чуждые семейной жизни.
Тѣмъ не менѣе, всѣ мужчины, надѣясь на свой твердый характеръ, считаютъ себя въ правѣ имѣть такихъ прiятелей, которыхъ они не рѣшаются представить своимъ домашнимъ. Изъ подобныхъ отношенiй, однако, часто возникают серьезныя непрiятности.

При посещенiи театра, лица, взявшiя ложу и пригласившiя въ нее знакомыхъ, уступаютъ этимъ послѣднимъ переднiя места. Если два приглашенныхъ чужie между собою, то они оба садятся впереди; если же они члены одной семьи, то только одинъ изъ нихъ долженъ воспользоваться этою любезностью, а другой долженъ рѣшительно отказаться.

Гуляя съ мужемъ и еще съ другимъ мужчиной, по улицѣ или въ саду, женщина должна идти между ними: само собою разумѣется, что она идетъ подъ руку только съ однимъ: идти подъ руку съ обоими крайне смеѣшно и некрасиво. Переднiя места в театре всегда предоставляются дамамъ, какъ бы ни былъ почтененъ возрастъ сопровождающихъ ихъ мужчинъ. Но въ ложѣ какой нибудь принцессы, министр сидит впереди статсъ-дамы принцессы, какъ бы знатны онѣ не были. Того требуетъ этикетъ.

Увидавъ въ театрѣ друзей, неприлично делать имъ знаки, а тѣмъ болѣе звать ихъ; имъ просто слегка кланяются, не вставая съ мѣста; если же это очень важное лицо - ему слѣдуетъ почтительно привстать. Во время антрактовъ, мужчины подходятъ къ знакомымъ дамамъ, въ какихъ бы мѣстахъ онѣ ни сидѣли.
Если дамы безъ кавалера, слѣдуетъ предложить провести ихъ въ фойе, и проводить при разъѣздѣ. Предлагать постороннимъ дамамъ угощенiе нельзя, если не существуетъ близкаго знакомства домами, или если онѣ не приходятся родственницами. Но если мужчина сопровождаетъ дамъ въ театръ, наоборотъ, онъ долженъ предложить имъ мороженое, прохладительные напитки или конфекты.

Само собою разумеѣтся, что мужчина, сопровождающiй женщину, будь это его жена, родственница или знакомая, не долженъ ее покидать, чтобы разговаривать съ другими женщинами, или предлагать имъ свои услуги. В антракте ему позволительно отлучиться на нѣсколько минутъ, перекинуться нѣсколькими словами съ прiятелемъ въ фойе; но онъ не имѣстъ права останавливаться съ другими знакомыми ему женщинами. Если же въ ложу явятся другiе мужчины, чтобы побесѣдовать нѣсколько минутъ съ его дамой, онъ можетъ воспользоваться этимъ временемъ, чтобы повидаться съ своими знакомыми, но обязанъ вернуться раньше, чѣмъ его спутница останется одна.

Женщина считается потерявшей свое положенiе въ обществѣ съ того момента, какъ она вступила въ предосудительныя отношенiя къ мужчинѣ,

Замужняя женщина и вдова могутъ ходить однѣ въ церковь, по магазинамъ и дѣлать визиты.
Женщина, имѣющая мужа, не должна ѣздить безъ него на балы, въ театръ или на обѣды; если онъ не любить выѣздовъ, она осуждена дѣлить его уединенiе, конечно, если у нея нѣть дочери нѣвесты: въ послѣднемъ случаѣ мать обязана вывозить свою дочь.


Для перваго бала принято одѣвать молодую девушку въ легкiй, простой, бѣлый костюмъ, съ маргариткой или розовымъ бутономъ въ волосахъ и голубымъ или розовымъ поясомъ изъ ленты. Драгоцѣнностей никакихъ, кромѣ развѣ нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, безъ взбитыхъ локоновъ и, въ особенности, безъ фалыпивыхъ волосъ. Корсажъ не долженъ быть слишкомъ декольте.
Если у девушки есть отецъ, то онъ подъ руку вводитъ ее въ залу, представляетъ своимъ старымъ друзьямъ, и ему же представляются кавалеры, желающiце танцовать съ его дочерью.
Молодая дѣвушка, являющаяся на первый балъ въ розовомъ платьѣ, отдѣланномъ цветами и лентами, съ золотыми колье и браслетами, произвела бы крайне непрiятное впечатлѣнiе.
Со дня перваго появленiя дѣвушки въ свете, посѣтители оставляютъ визитныя карточки для нея такъ-же, какъ для ея матери; въ пригласительныхъ запискахъ приглашаютъ и ее на вечера и на обѣды.


Первый выѣздъ въ светъ молодаго человѣка, только что покинувшаго школьную скамью. Прежде всего, являясь въ первый разъ на балъ, онъ долженъ съ крайнею тщательностью позаботиться о своемъ костюмѣ, будь то фракъ или мундиръ; сапоги, перчатки, шляпа, галстухъ, прическа — все должно быть безукоризненно. Каковы бы ни были нравственныя и умственныя качества юноши, онъ долженъ забыть о нихъ и помнить о томъ, что на балу онъ только танцоръ и любезный кавалеръ. Поэтому, онъ долженъ стараться быть какъ можно внимательнѣе къ хозяевамъ дома н къ своимъ дамамъ, съ которыми онъ танцуетъ; его услужливость къ дамамъ молодымъ и старымъ, красивымъ и безобразнымъ, бѣднымъ и богатымъ, свидѣтельству етъ о его превосходномъ воспитанiи и утонченности чувствъ.


Женщина должна избѣтать принимать свѣтскихъ знакомыхъ въ своей спальнѣ; молодая дѣвушка не можетъ позволить себѣ это ни подъ какимъ предлогомъ; въ спальню входятъ только врачъ, близкiй пожилой родственникъ, или священникъ, и то если больная не можетъ встать.
Женщина первая никогда не спрашиваетъ мужчину о его здоровьѣ; и только послѣ того, какъ онъ освѣдомился о томъ, какъ она себя чувствуетъ, она спрашиваетъ его объ этомъ же, но вскользь.

При встрѣчѣ женщиною на улицѣ знакомаго мужчины, который будетъ имѣть безтактность остановить ее или пойти рядомъ съ нею, она тотчасъ должна изобрѣсти предлогъ, чтобы его покинуть, или зайдя въ магазинъ, или взявъ экипажъ.

Въ публичныхъ мѣстахъ женщины по преимуществу садятся въ сторонѣ, гдѣ проходитъ меньше публики. Выходя изъ экипажа, даже изъ общественнаго, женщина можетъ принять помощь и отъ совершенно посторонняго человѣка и поблагодарить его любезнымъ словомъ.

. Уважаемый человѣкъ не компрометируетъ женщину, а наоборотъ, заставляетъ уважать и ее. Но есть люди, одно знакомство съ которыми портитъ репутацiю женщины. Какъ это ни кажется нелѣпо, но это фактъ. Ни возрастъ, ни положен1е тутъ ничего не значить: все дѣло въ порядочности человѣка.


Женщина принимаетъ услуги и любезности своего кавалера, будь онъ ея мужъ, или просто знакомый. Она вѣжлива, признательна, но въ тоже время сдержана. Она не заставляетъ себя просить, а беретъ себѣ по праву лучшiя места повсюду и лучшiе куски за столомъ: женщина — это рабыня, заставляющая прислуживать себѣ, мужчина—повелитель, который повинуется. Комната ея должна быть лучшей въ домѣ. Неисполненiе всего этого показываетъ презрѣнiе со стороны мужа.



Мужчина всегда обязанъ помогать женщинѣ, находящейся въ затрудненiи — все равно, старая она или молодая, красивая или безобразная. Въ отвѣть на выражеше ея признательности, онъ приподнимаетъ шляпу и немедленно отходить.
Со стороны женщины неловко отказываться отъ этихъ малеиькихъ одолженiй, или принимать ихъ за ухаживанье.

Порядочная женщина никогда не согласится посѣщать человѣка, не представившаго ей свою жену.
Во время визитовъ женщина не можетъ распроститься и уйти вмѣстѣ съ однимъ изъ посетителей, чтобы не подать повода къ злословiю; мужчина не долженъ дѣлать того же относительно женщины.

Молодой человѣкъ не долженъ предлагать молодой дѣвушкѣ ни букета, ни цвѣтовъ, если она ему не невѣста, или не подруга невѣсты, у которой онъ шаферъ. Однако, при случаѣ, онъ можетъ предложить по цвѣтку или по букетику матери дѣвушки и ей самой.
Гуляя съ дамами, мужчина можетъ купить на улицѣ букеты, но съ тѣмъ, чтобы поднести ихъ всѣмъ своимъ спутницамъ. Никогда не долженъ онъ дозволять женщинѣ своего круга покупать букетъ въ его присутствiи; онъ долженъ поспѣшить заплатить за него, и дама не должна мѣшать ему, но изъ деликатности, она лучше сдѣлаетъ, если не пожелаетъ npioбpѣcти цвѣты, зная, къ чему это обязываетъ ея кавалера.

Тактъ глава всему: обладая имъ, всегда найдешь исходъ изъ затрудненiй.
Тактъ не совершенно тоже, что здравый смыслъ, хотя онъ вытекаетъ изъ этого послѣдняго,—это утонченное чувство какъ бы втораго зрѣнiя, указывающее, где и когда нужно остановиться, что неприлично оказать, и что, напротивъ, произведете прiятное впечатленiе на собеседника. Въ свѣтѣ тактъ служитъ громаднымъ рессурсомъ; онъ одинъ можетъ далеко повести человѣка: но не слѣдуетъ, однако, полагать, что тактъ не нуженъ въ кругу семейства.
Тактъ, какъ чувство, невозможно опредѣлить, это нѣчто неуловимое. По этому грубые характеры не замѣчаютъ его, и только избранныя впечатлительныя натуры знаютъ ему цѣну.
Иногда тактъ дается въ удѣлъ человеку безъ образованiя и состоянiя, и въ то же время лишены его бываютъ лица, поставленныя весьма высоко.

Какъ должна поступать въ извѣстныхъ случаяхъ вдова , или одинокая безсемейная женщина . Очевидно, что существуютъ многiя затрудни-тельныя обстоятельства, изъ которыхъ можно выдти только съ помощью большаго такта и глубокаго знанiя свѣтскихъ обычаевъ. Для женщины одинокой есть три весьма различныя положенiя: она или вовсе не выходитъ замужъ, иначе сказать, остается старой дѣвой, или вдовѣетъ, или-же расходится съ мужемъ.

Въ разговоре ей слѣдуетъ быть весьма сдержанной, и ей никогда не отдаютъ первенства въ церемонiале свѣтскаго этикета. Молодая вдова все время траура должна жить въ семьѣ своего мужа; это обязательно; если она очень молода и если родители покойнаго не имѣютъ другихъ дѣтей, она должна жить у нихъ до тѣхъ поръ, пока вторично не выйдетъ замужъ.
Если у нея есть дѣети, она можетъ жить одна.

Одинокая женщина не обязана давать обѣды въ отплату за тѣ, на которые она бываетъ приглашена. Въ то же время она не должна держаться слишкомъ уединенно, и тѣмъ людямъ, съ которыми она не очень близка, она должна оказывать гостепрiимство, принимая ихъ у себя въ домѣ, если она сама намерена посѣщать ихъ. На свои обѣды и вечера она можетъ приглашать мужчинъ, которые затѣмъ отдадутъ ей визитъ въ ея прiемный день.

Во всякомъ возрастѣ и во всякомъ положенiи однако положительно невозможно женщинѣ бывать одной на вечерахъ или въ театрѣ. Поэтому вполнѣ прилично въ этомъ случаѣ принимать услуги родственника, друга, иногда даже прiятетеля одного изъ нихъ.

источник Книга "Жизнь в свете, дома и при дворе": правила этикета, предназначенные для высших слоев России" (1890 г., Санкт-Петербург http://antikclub.ru/load/club_collektors/books/1/31-1-0-890



Правила этикета для высших слоев России. Ч.2


Из книги "Жизнь в свете, дома и при дворе"1890 г., Санкт-Петербург - обратите внимание, друзья, на сколько глубокий смысл вкладывался в понятие светсткого этикета, во времена дворян, а ведь и сейчас эти законы не устарели, и сейчас мы можем наблюдать выскочек и зазнаек, "примазывающихся" к власти, да и со стороны "элиты" вульгарно-фамильярное поведение не редкость. Поначалу читать сложно из-за символов старого шрифта, но потом привыкаешь и всё становится доходчивым.


Общественныя отношенiя.

Ничто не требуетъ такого глубокаго знанiя света, какъ общественныя отношенiя.
Въ тѣсномъ смыслѣ, онъ касается лишь отношенiй между собою различныхъ классовъ общества, и мы безпрестанно встрѣчаемъ людей, показывающихъ въ этомъ предметѣ величайшую безтактность .

Меня принимало у себя важное лицо, которое я просилъ объ одолженiи , посовѣтуете ли вы мнѣ кланяться ему при встрѣчахъ? и могу ли я говорить съ нимъ?
— Нашъ отвѣтъ былъ: нѣтъ , потому что отношенiя ваши мимолетны, и разница въ чинѣ не позволяетъ вамъ надѣяться на равенство между вами. Если лицо это пожелаетъ признать васъ, то оно само сдѣлаетъ это; не слѣдуетъ хвастать этимъ весьма непрочнымъ знакомствомъ, возникшимъ благодаря одной только случайности.


Свойство отношенiй зависятъ отъ породившихъ ихъ причинъ. Такъ, знакомство, завязанное въ салонѣ на правахъ равенства, вслѣдствiе обоюднаго желанiя сторонъ, и безъ другого повода, кромѣ взаимной симпатiи, называется просто свѣтскими отношенiями . Если послѣ перваго свиданiя съ какой-нибудь стороны является приглашенiе, на него отвѣчаютъ визитомъ и подобнымъ же приглашенiемъ; обмѣниваются карточками, приглашенiями и всевозможными любезностями, в рамках свѣтскiхъ приличiй

Если въ основанiи знакомства лежитъ какой-нибудь интересъ, и если взаимное представленiе произошло по просьбѣ заинтересованной стороны, то это уже не свѣтскiя отношенiя : высшему лицу дѣлаютъ визитъ, но оно не обязано ни отплатить его, ни оставить свою карточку.

Деловыя отношенiя не требуютъ никакихъ личныхъ любезностей. Внѣ кабинета, конторы или магазина, знакомство прекращается, каково бы ни было положенiе въ обществе.

Говорятъ, талантъ и умъ замѣняютъ богатство и знатность. Это совершенно справедливо, но вмѣстѣ съ талантомъ и умомъ необходимо обладать еще здравымъ смысломъ и чувствомъ собственнаго достоинства. Бывает, что учительница музыки считает себя равной герцогинѣ, между тѣмъ, можетъ оказаться, что музыкантша не имѣет не только титула, но и таланта, между тѣмъ какъ герцогиня обладает вмѣстѣ и знатностью и талантомъ, но не хвастает ими.


Большинство людей придерживаются правил этикета изъ приличiя и по привычкѣ: от скромности относительно самого себя и из уваженiя къ людямъ . Дѣйствительно, скромный и добрый человѣкъ безсознательно понимаетъ всѣ оттенки свѣтскихъ связей, каково бы ни было его положенiе въ обществѣ .

Такъ, самый важный и титулованный начальникъ долженъ быть всегда любезенъ и вѣжливъ со своими подчиненными ; подчиненный же, въ свою очередь, если не обладаетъ неумѣстнымъ самолюбiемъ, долженъ знать, что ему незачѣмъ бояться быть черезъ-чуръ почтительнымъ. Почтительность, скромность и вѣжливость не имѣютъ въ себѣ ничего низкаго или дурнаго, и ихъ не должно смѣшивать съ подобострастiемъ , какъ то дѣлаютъ по ошибкѣ мнoгie.



Истинная утонченность состоитъ въ соблюденiи величайшей вѣжливости во всемъ, до самыхъ ничтожныхъ мелочей.

Женщина согласна не слыть красавицей, съ условiемъ, чтобы ее называли утонченной; многiе люди готовы сознаться въ томъ, что они ни богаты, ни знатны, зная, что ихъ утонченность вполнѣ замѣняетъ золото и гербы ; наконецъ и уму, и таланту утонченность необходима точно также, какъ она необходима красоте, богатству и знатности. Поэтому, кто желаетъ навѣрняка быть утонченнымъ, тотъ долженъ соблюдать самую изысканную вѣжливость въ своихъ свѣтскихъ отношенiяхъ. (Золотые слова!!!)

Многiе выскочки, жаждущiе блеснуть свѣтскими манерами, часто оправдываютъ свои небрежные кивки друзьямъ при встрѣчахъ, отвѣты сквозь зубы на вѣжливость лицъ, стоящихъ ниже ихъ въ общественной iepapxiи, и свою вульгарную фамильярность съ высшими тѣмъ, что они подражаютъ образцамъ изъ высшаго круга; но можемъ возразить, что образцы эти совершенно лишены такта и хорошаго вкуса, и къ сожалѣнiю, они попадаются во всѣхъ слояхъ общества. Недостаточно родиться княземъ, чтобы обладать знанiмъ свѣта, и работница, знающая свое мѣсто, гораздо умнѣе въ этомъ случаѣ, нежели великосвѣтская дама, гремящая своими титулами.


Знать свое мѣсто — вотъ что трудно! Что вышло бы если бы служащiй не признавалъ бы главенства своего начальника, солдатъ—офицера, ребенокъ—родителей? (Вышел социализм ?) Пусть каждый займетъ свое мѣсто, и общественныя отношенiя перестанутъ запутываться и портиться завистью, ревностью, тщеславiемъ и самолюбiемъ.


Получить оскорбленiе отъ старика и не подумать о мести ему, не значить унизиться; ему прощаютъ ради его возраста и сѣдинъ; точно также, склоняясь подъ благословенiемъ епископа или передъ маршальскимъ титуломъ.

Никогда не слѣдуетъ публично навязывать свое общество высокопоставленному лицу, особенно, если оно находится съ людьми своего круга. Гораздо больше гордости заключается въ старанiи избѣжать стыда, держась на заднемъ планѣ, чѣмъ въ попыткахъ занять первое место .


Вообще, во всѣхъ отношенiяхъ между людьми, даже въ самыхъ близкихъ и дружескихъ, нужно избѣгать навязчивости, а напротивъ стараться, чтобы другiе искали вашего общества. Но не будучи навязчивымъг въ тоже время нужно высказывать въ мѣру привѣтливости и радушiя.



Во всѣхъ общественныхъ отношенiяхъ необходимы сдержанность, снисходительность и вѣжливость.


Болтунъ, завистникъ, недоброжелатель, любопытный—не только способенъ перессорить лучшихъ друзей, надѣлать величайшихъ бѣдъ, заставить страдать невинныхъ, но не можетъ даже надѣяться имѣть друзей.


Сколько непрiятностей и даже несчастiй можетъ наделать одно какое-нибудь неосторожное слово, сказанное иногда безъ всякаго злаго умысла!


Затѣмъ, остается лишь слѣдовать правиламъ этикета и свѣтской жизни, чтобы существовать въ спокойствiи и довольстве, дѣлая окружакщихъ насъ такими же счастливыми, какъ мы сами.

О знании света вообще

Подъ знаниемъ света разумеется знаше светскихъ обычаевъ и вежливости, и хотя но этому вопросу было написано не мало руководства все таки о немъ остается сказать еще много, если не новаго, то, по крайней мере, полезнаго.

Знание света предписываетъ различные законы различнымъ положениямъ, возрастамъ, долгу; законы эти не одинаковы для светской дамы и мещанки, для юноши и старика, для молодого человека и молодой девушки. Что у однихъ было бы верхомъ светскихъ приличий, казалось бы верхомъ грубости у другихъ - а мы не должны забывать, что знание света соединяетъ обычаи съ вежливостью.

Великие умы утверждаютъ, будто знание света исходить изъ сердца и не нуждается въ подчинении правиламъ; что изящество, достоинство, хорошия манеры врождены у лицъ хорошаго общества; и вамъ часто приходится выслушивать дерзкое замечание, что вы никогда не прибретете этихъ качествъ по желанию, если не обладаете ими непроизвольно, по праву рождения. Подобныя речи — оскорбление или гнусная лесть, такъ какъ самолюбие и достоинство подскажутъ вамъ, что нечего стараться приобрести уже имеемое, или же скромность внушить вамъ смиренную безнадежность Безъ сомнения, известная доля такта, здраваго смысла и чувства, многимъ заменяютъ знаше cветских правилъ, и часто мы удивляемся соблюдению приличий людьми, отъ которыхъ всего меньше этого ожидали; три упомянутая выше качества какъ бы подсказываютъ, какъ поступать, и предотвращаютъ положительное нарушеше светскаго декорума. Такое свойство можно назвать просто чуткостью натуры.

Сердце учить насъ сострадать несчастью ближнихъ и относиться къ нимъ съ добротою, какъ бы мы сами поставлены ни были: это — знание света: здравый смыслъ принуждаетъ насъ уважать заслугу, какое бы место въ обществе она ни занимала: это — вежливость; тактъ подсказываетъ, когда мы должны прощаться, чтобы непоказаться навязчивыми: это—подчинено светскимъ законамъ.

Но какъ не все принадлежать къ исключительнымъ натурамъ, не все обладаютъ тактомъ, здравымъ смысломъ и чувствомъ. — три достоинства, редко ветречающиеся даже отдельно, а не то что все вместе — то лучше смиренно следовать известнымъ установленнымъ правиламъ. Къ тому же, обладая прекраснейшимъ сердцемъ, можно въ тоже время не знать, какой уголъ визитныхъ карточекъ нужно загибать въ знакъ соболезнования и какой — въ знакъ благодарности!

Было бы, однако, ошибкой думать, что необходимо подчиняться малейшимъ правиламъ этикета, и что несоблюдающие этихъ правилъ заслуживаютъ презрения. Къ самимъ себе мы должны быть строги и точно придерживаться вежливости, предупредительности и т. п., въ сношенияхъ съ нашими ближними, а относительно этихъ последнихъ, наоборотъ, оказывать величайшую снисходительность; нужно помнить, что многие грешатъ ненамеренно, а по незнанию, и оскорбляющееся несоблюдениемъ приличий въ другихъ, показываюсь еще меньше такта, чемъ сами обвиняемые.

Нужно также уметь избегать мелочныхъ правилъ этикета, могущихъ стеснить хозяевъ дома, непременно соблюдая относительно ихъ величайшую вежливость. Постоянная заключенность въ круге общественнаго церемониала охлаждаетъ короткия отношения: следуетъ, однако, строго соблюдать известные оттенки, предоставляя хозяевамъ дома более свободы, нежели самимъ себе.

Прежде чемъ перейдти къ изложению условий жизни въ свете и дома, мы скажемъ несколько словъ о такте, вежливости, приличии и обычаяхъ.

Тактъ.

Тактъ есть одно изъ важнейшихъ условий знания света. Какъ и многое другое, тактъ можетъ быть выработанъ и не нужно отчаяваться, если онъ — не прирожденное качество. Его прибретаютъ чрезъ наблюдение и размышление; эти два акта ведутъ къ составлению суждения и къ распознаванию: отсюда рождается тактъ. Тогда уже не трудно сделаться всеми любимымъ и уважаемымъ, никого не обижая, всякому оказывая расположение, и, не обладая большимъ умомъ, прослыть прекрасно воспитанной и милой особой. Тактъ и разсудительность во многихъ случаяхъ заменяютъ образование и даже сердце.

Кстати сделанный подарокъ, своевременно сказанная любезность всегда имеютъ двойную цену; наоборотъ, будучи неуместны, они теряюсь всякое значение.
Нужно признаться, что обладающий въ высшей степени знаниемъ света и приличия, не только бываетъ человекомъ изящнымъ, достойнымъ, вежливымъ, но онъ въ тоже время терпеливъ, снисходителенъ, доброжелателенъ къ нисшимъ, почтителенъ къ высшимъ, онъ чувствителенъ, онъ не оскорбляетъ никого никогда. Женщина, обладающая этимъ знаниемъ, всегда пользуется хорошей репутацией, никогда не нарушаетъ приличий, не заставляете говорить о себе. У нея есть подруги, и что еще больше — друзья: она умеетъ воспитывать своихъ детей; домъ ея миренъ, спокоенъ. порядоченъ; ей не зачемъ быть молодой и красивой, она всегда изящна и невольно очаровываете всехъ, кто приближается къ ней.

Трудно установить неизменныя правила для различныхъ обстоятельствъ жизни, такъ какъ образъ действий часто зависитъ отъ положений, въ которыхъ находятся люди.

Непозволительное въ одномъ случае, будете прилично въ другомъ, сообразно личностямъ, возрасту, положению и обстановке.

Обстоятельства управляютъ поступками. Иногда следуете поступать сообразно строжайшему этикету: иногда же сердце и здравый смыслъ бываютъ лучшими советниками. Тактъ глава всему; обладая имъ, всегда найдешь исходъ изъ затруднения.

Тактъ не совершенно тоже, что здравый смыслъ, хотя онъ вытекаете изъ этого последняго; это утонченное чувство какъ бы второго зрения, указывающее где и когда нужно остановиться, что неприлично сказать, и что, напротивъ, произведете приятное впечатление на собеседника.

Тактъ подсказываете, какъ следуете одеваться въ различныхъ случаяхъ: брильянты приличны для посещения подруги, которая гордится вами; скромный туалетъ необходимъ для визита къ той, которая любитъ первенствовать. Есть множество почти неуловимыхъ оттенковъ, которые тактъ учитъ подмечать, образуя прелестнейший характеръ въ домашней и общественной жизни.

Есть личности съ золотымъ сердцемъ и множествомъ достоинствъ, но въ тоже время до крайности неловкие. Прибавимъ, что по большей части оне имеютъ достаточно проницательности, чтобы заметить свою неловкость, когда уже поздно, и стараясь поправить ошибку, еще больше увеличиваютъ ее.

Такия личности непременно умудрятся коснуться вашей чувствительной струны, ихъ точно магнитомъ притягиваете къ больному месту, тщательно скрываемому отъ посторонняя взора.

Мне тут на днях попала в руки книга, изданная в 1890 году в Санкт-Петербурге - "Жизнь в свете, дома и при дворе" - правила этикета, предназначенные для высших слоев российского общества конца XIX века.
Думаю, что она будет интересна не только мне одной. Поэтому потихоньку буду сканировать и выкладывать главы из нее.


Жизнъ въ свѣтъ.

Знанiе свъѣта вообще.
Подъ знанiѣмъ свѣта разумѣется знанiе светскихъ обычаевъ и вѣжливости, и хотя по этому вопросу было написано не мало руководствъ всетаки о немъ остается сказать еще много, если не новаго, то, по крайней мѣрѣ, полезнаго.
Знанiе света предписываетъ различные законы различнымъ положенiямъ, возрастамъ, полу; законы эти не одинаковы для светской дамы и мѣщанки, для юноши и старика, для молодаго человѣка и молодой дѣвушки.
Что у однихъ было бы верхомъ светскихъ приличiй, казалось бы верхомъ грубости у другихъ,-а мы не должны забывать, что знанiе света соединяетъ обычаи съ вежливостью.
Великiе умы утверждаютъ, будто знанiе свѣета исходить изъ сердца и не нуждается въ подчиненiи правиламъ, что изящество, достоинство, хорошiя манеры врожденны у лицъ хорошаго общества, и вамъ часто приходится выслушивать дерзкое замечанiе, что вы никогда не прiобрѣтете этихъ качествъ по желанiю, если не обладаете ими произвольно, по праву рожденiя. Подобные рѣчи-оскорбленiе и гнустная лесть, такъ какъ разсудокъ подскажетъ вамъ, что нечего стараться прiобрести уже имеемое, или же скромность внушить вамъ смиренную безнадежность. Безъ сомнѣнiя, извѣстная доля такта, здраваго смысла и чувства многимъ замѣняетъ знaнie свѣтскихъ правилъ, и часто мы удивляемся соблюденiю приличiй людьми, отъ которыхъ всего менѣе этого ожидали; три упомянутыя выше качества, какъ бы подсказываютъ, какъ поступать, и предотвращают положительное нарушенiе свѣтскаго декорума. Такое свойство можно назвать просто чуткостью натуры.
Сердце учить насъ сострадать несчастiямъ ближнихъ и относиться къ нимъ съ добротою, какъ бы мы сами поставлены ни были - это знанiе свѣта; здравый смыслъ убѣждаетъ насъ уважать заслугу, какое бы мѣсто въ обществѣ она ни занимала-это вѣжливость; тактъ подсказываетъ намъ, когда мы должны прощаться, чтобы не показаться навязчивыми - эта подчиненiе свѣтскимъ законамъ.
Но какъ не всѣ принадлежать къ исключительнымъ натурамъ, не всѣ обладаютъ тактомъ, здравымъ смысломъ и чувствомъ-то лучше смиренно слеѣдовать извѣстнымъ, установленнымъ правиламъ. Къ тому же, обладая прекраснѣйшимъ сердцемъ, можно въ то же время не знать, какой уголъ визитной карточки нужно загибать въ знакъ соболѣзнованiя и какой-въ знакъ благодарности!
Было бы, однако, ошибкой думать, что необходимо подчиняться малѣйшимъ правиламъ этикета, и что несоблюдаюшiе этихъ правилъ заслуживаютъ презрънiя. Къ самимъ себъ мы должны быть строги и точно придерживаться вѣжливости, предупредительности и т. п., въ сношешяхъ съ нашими ближними, а относительно этихъ послѣднѣхъ, наоборотъ, оказывать величайшую снисходительность; нужно помнить, что многiе грешатъ не намѣренно, а по незнанiю, и оскорбляющiеся несоблюденiемъ приличiй въ другихъ, показьваютъ еще меньше такта, чѣмъ сами обвиняемые.
Нужно также умѣть избеѣгать мелочныхъ правилъ этикета, могущихъ стеснить хозяевъ дома, непремѣнно соблюдая относительно ихъ величайшую вѣжливость.
Постоянная заключенность въ кругу общественнаго церемонiала охлаждаетъ короткiя отношешя; следуетъ, однако, строго соблюдать извѣстные оттѣнки, предоставляя хозяевамъ дома болѣе свободы, нежели самимъ себѣ.
Прежде чѣмъ перейти къ изложенiю условiй жизни въ свѣтѣ дома и при Дворѣ, мы скажемъ нѣсколько словъ о тактѣ, вѣжливости, приличiй и обычаяхъ.

Вѣжливость.

"Вѣжливость для ума тоже, что красота для лица", сказалъ Вольтеръ.
Лабрюсьеръ прибавляетъ, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться въ вѣжливости".

Вѣжливость заключаетъ въ себѣ всѣ общественныя добродѣтели, необходимыя намъ для того, чтобы быть полезными и прiятными окружающимъ. Она обязательна въ светскихъ такъ же, какъ въ дѣловыхъ и вообще въ жизненныхъ отношенiяхъ. Безъ нея всякiя сношенiя съ людьми становятся невозможными. Вѣжливость смягчаетъ нравы, предупреждаетъ ссоры, усмиряетъ раздраженiе и ненависть, заставляя насъ сдерживаться; благодаря ей, мы прiобретаѣмъ любовь высшихъ и уваженiе нисшихъ.
Она же замѣняетъ привѣтливость, если, къ несчастiю, мы лишены этого достоинства.
Вѣжливость-ни качество, ни добродѣтель,-это свойство, которому мы научаемся и которому должны научить нашихъ дѣтей, такъ же какъ научаемся правильно говорить и одѣваться со вкусомъ. Не есть ли вѣжливость форма, въ которую мы облекаемъ наши поступки?
Существуетъ врожденная вѣжливость сердца, которой нельзя научиться, но, повторяемъ, мы обращаемся не къ избраннымъ натурамъ, ненуждающимся въ руководителе, а къ обыкновеннымъ смертнымъ, обладающимъ человѣческими слабостями, какъ равнодушiе, легкомыслiе и т. д.
Вѣжливость относительно нисшихъ есть признакъ дѣйствительная превосходства и лучшiй способъ заставить и ихъ быть вѣжливыми.
Вѣжливость почерпаетъ правила изъ свѣтскихъ обычаевъ.
Ее нужно внушать ребенку съ самаго нѣжнаго возраста для того, чтобы позже она не сделалась лицемѣрной; преувеличенная вѣжливость можетъ стать оскорбленiемъ для того, къ кому она относится, и низостью со стороны оказывающаго ее. Все неискреннее неестественно и болѣе или менѣе преувеличено.

Тактъ.

Тактъ есть одно изъ важнейшихъ условiй свѣта. Какъ и многое другое, тактъ можетъ быть выработанъ, и не нужно отчаяваться, если онъ-не прирожденное качество. Его npioбрѣтаютъ чрезъ размышленiе и наблюденiе; эти два акта ведутъ къ составленнiю сужденiя и къ распознаваннiю-отсюда рождается тактъ.
Тогда уже не трудно сдѣлаться всѣми любимымъ и уважаемымъ, никого не обижая, всякому оказывая расположенiе, и, не обладая болышимъ умомъ, прослыть прекрасно воспитанной и милой особой. Тактъ и разсудительность во многихъ случаяхъ замѣняютъ образованiе и даже сердце.
Кстати сдѣланный подарокъ, своевременно сказанная любезность всегда имѣютъ двойную цѣну; наоборотъ, будучи неумѣстны, они теряютъ всякое значенiе.
Нужно признаться, что обладающiй въ высшей степени знанiемъ света и приличiя, не только бываетъ человекомъ изящнымъ, достойнымъ, вѣжливымъ, но онъ въ то же время терпѣливъ, снисходителенъ, доброжелателенъ къ нисшимъ, почтителенъ къ высшимъ, онъ чувствителенъ, онъ не оскорбляетъ никого никогда. Женщина, обладающая этимъ знанiемъ, всегда пользуется хорошей репутацiей, никогда не нарушаетъ приличiй, не заставляетъ говорить о себе. У нея есть подруги, и что еще больше-друзья, она умѣетъ воспитывать своихъ дѣтей, домъ ея миренъ, спокоенъ, порядоченъ, ей незачѣемъ быть молодой и красивой, она всегда изящна и невольно очаровываетъ всѣх, кто къ ней приближается.
Трудно установить неизмѣнныя правила для различныхъ обстоятельствъ жизни, такъ какъ образъ дѣйствiй часто зависитъ отъ положенiя, въ которомъ находятся люди.
Непозволительное въ одномъ случае будетъ прилично въ другомъ, сообразно личностямъ, возрасту, положенiю и обстановке.
Обстоятельства управляютъ поступками.
Иногда слѣдуетъ поступать сообразно строжайшему этикету, иногда же сердце и здравый смыслъ бываютъ лучшими совѣтниками.
Тактъ глава всему: обладая имъ, всегда найдешь исходъ изъ затрудненiй.
Тактъ не совершенно тоже, что здравый смыслъ, хотя онъ вытекаетъ изъ этого послѣдняго,-это утонченное чувство какъ бы втораго зрѣнiя, указывающее, где и когда нужно остановиться, что неприлично оказать, и что, напротивъ, произведете прiятное впечатленiе на собеседника.
Тактъ подсказываетъ, какъ слѣдуетъ одѣваться въ различныхъ случаяхъ: брильянты приличны для посѣщенiя подруги, которая гордится вами, скромный туалетъ необходимъ для визита къ той, которая любить первенствовать. Есть множество, почти неуловимыхъ оттѣнков, которые тактъ учитъ подмѣчать, образуя прелестнѣйшiй характеръ въ домашней и общественной жизни.
Есть личности съ золотымъ сердцемъ и множествомъ достоинствъ, но въ то же время до крайности неловкiя. Прибавимъ, что по большей части онеѣ имѣютъ достаточно проницательности, чтобы заметить свою неловкость, когда уже поздно, и, стараясь поправить ошибку, еще больше увеличиваютъ ее.
Такiя личности непремѣнно умудрятся коснуться вашей чувствительной струны, ихъ точно магнитомъ притягиваетъ къ больному мѣсту, тщательно скрываемому отъ посторонняго взора.
Несмотря на все усилiя избѣжать этого, онѣ не могутъ удержаться. При посѣщенiи больнаго, съ намеренiемъ сдѣлать прiятное, онѣ непремѣнно заговорятъ о другомъ пацiентѣ, умершемъ отъ такой же болѣзни. Мы были свидѣтелями разговора двухъ дамъ въ весьма прилично, но не богато меблированной гостиной; на потолкѣ не было люстры, и молодая хозяйка дома мечтала о томъ дне, въ который она купитъ люстру на сбереженныя деньги. Посетительница, весьма желавшая угодить молодой женщине и даже имѣвшая въ этомъ большой интересъ, не нашла замѣтить ничего лучшаго, какъ то, что люстра на потолке необходима.
Кто изъ насъ не знаетъ подобныхъ болтуновъ?

Бѣднякамъ они говорятъ о богатствѣ соседа, неудачникамъ- объ обидныхъ успѣхахъ соперниковъ, больнымъ-объ удовольствiяхъ, недоступныхъ имъ, или же о дурномъ теченiи ихъ болезни. При малейшихъ обстоятельствахъ жизни у нихъ всегда найдутся неумѣстныя и обидныя слова, напоминанiе о томъ, что желательно забыть.
Иногда ихъ хочется назвать злыми людьми; ничуть не бывало: они только неловки и неделикатны. У злыхъ часто больше такта; по крайней мѣрѣ, тѣвмъ можно возражать и платить тою же монетою. Передъ безтактными мы безсильны. Они всегда являются не кстати и не уходятъ во время; ихъ недостатокъ сообразительности иногда причиняетъ болышiя непрiятности. Безтактные никогда не знаютъ, какъ поступать; они колеблются и всегда дѣлаютъ еще хуже. Привожу весьма невинный примѣръ. Одна мать, свѣтская женщина, сочла нужнымъ внушить своей дочери, что слеѣдуетъ избѣгать разговора съ глазу на глазъ съ молодыми людьми. Однажды близкiй товарищъ ея брата вошелъ въ комнату, гдѣ молодая дѣвушка сидѣла съ подругой, поджидая возвращенiя съ прогулки своей матери. Черезъ нѣсколько минутъ подруга встала, чтобы прнести что-то изъ соседней комнаты. «Погодите, я пойду съ вами», тотчасъ же произнесла молодая дѣвушка, такимъ образомъ неловко выражая нежеланiе остаться одной съ молодымъ человѣкомъ.
Это была преувеличенная скромность, и молодой человѣкъ имѣл право оскорбиться. Скоро после того, какъ девушка вернулась въ гостиную, дочь хозяйки дома сама была вызвана для чего-то прислугой, и вышла, оставивъ подругу одну-вторая безтактность, такъ какъ, по ея мнѣнию, это было неприлично! Подруга нашлась, села за рояль и начала играть, чтобы избегнуть разговора, грозившаго прерваться непрiятнымъ молчанiемъ, и занималась музыкой до появленiя хозяйки дома. Таже молодая дѣвушка, въ подобномъ же случаѣ, призывала свою горничную, чтобы иметь при себе третье лицо; она, очевидно, не умела примѣняться къ обстоятельствамъ.
Есть характеры, одѣленные врожденнымъ тактомъ, и нужно признаться, что одно это качество дѣлаетъ ихъ общество крайне прiятнымъ. Множество недостатковъ прощаются имъ; они никогда не затрогиваютъ больнаго мѣста, но, напротивъ, избираютъ прiятные предметы, останавливаются во время въ похвалахъ, не переходя въ лесть или банальность, такъ же какъ въ порицанiи, не становясь ни жестокими, ни злыми. Часто они говорятъ гораздо смѣлѣе, нежели другiе, но они умѣютъ выбрать подходящее время и выраженiе.
Подобныя личности не знаютъ затрудненiй; они всегда выпутываются изъ самыхъ неловкихъ ноложенiй. Ихъ тактъ и деликатность слывутъ за доброту, не будучи ею... но вѣдь въ жизни такъ часто довольствуются одной наружностью!
Да и почему не допустить, что тактъ исходить изъ сердца, которое есть источникъ всѣхъ деликатныхъ чувствъ?
Въ свѣтѣ тактъ служитъ громаднымъ рессурсомъ; онъ одинъ можетъ далеко повести человѣка: но не слѣдуетъ, однако, полагать, что тактъ не нуженъ въ кругу семейства.
Тактъ, какъ чувство, невозможно опредѣлить, это нѣчто неуловимое. По этому грубые характеры не замѣчаютъ его, и только избранныя впечатлительныя натуры знаютъ ему цѣну.
Иногда тактъ дается въ удѣлъ человеку безъ образованiя и состоянiя, и въ то же время лишены его бываютъ лица, поставленныя весьма высоко.
Тактъ указываетъ, кому изъ посѣтителей вашей гостиной надо отдавать почетъ, какую любезность сказать каждому изъ нихъ; тактъ удваиваетъ цѣну милостыни и привѣта, лишаетъ насмѣшку ядовитости и смягчаетъ упрекъ. Съ тактомъ можно позволить себѣ почти все, можно почти все сказать и написать.
Тактъ и сообразительность-близнецы и почти неразлучны. Сообразительность распространяется болѣе широко, касаясь важнѣйшихъ предметовъ. Тактъ ограничивается болѣе личной областью.


Первые выѣзды въ свѣтъ (молодой девушки и молодаго человека).

Дѣвушка начинаетъ выѣзжать въ светъ въ возрасте отъ 16 до 20 лѣтъ, смотря по ея развитiю и также по нѣкоторымъ обстоятельствамъ, относящимся къ ея матери и старшимъ сестрамъ. Выраженiе "начинаетъ выѣзжать въ свѣтъ" не обозначаетъ собою того, что дѣвушка до сихъ поръ сидѣла взаперти, вдали отъ общества; она появлялась въ гостиной, когда ее звали туда; бывала на концертахъ, дѣтскихъ вечерахъ; но дѣлая визиты съ своею матерью, она не сидѣла со взрослыми, а входила въ комнаты своихъ сверстницъ. Короче, до сихъ поръ ее считали ребенкомъ и только по достиженiи ею возраста невесты, двери свѣтской жизни распахнулись предъ нею. Теперь она начинаетъ ѣздить въ театры, на рауты, балы и обѣды, дѣлаетъ съ матерью всѣ визиты и вмѣстѣ съ нею принимать гостей у себя дома.

Для перваго бала принято одѣвать молодую девушку въ легкiй, простой, бѣлый костюмъ, съ маргариткой или розовымъ бутономъ въ волосахъ и голубымъ или розовымъ поясомъ изъ ленты. Драгоцѣнностей никакихъ, кромѣ развѣ нитки жемчуга. Прическа должна быть простая, безъ взбитыхъ локоновъ и, въ особенности, безъ фалыпивыхъ волосъ. Корсажъ не долженъ быть слишкомъ декольте.
Если у девушки есть отецъ, то онъ подъ руку вводитъ ее въ залу, представляетъ своимъ старымъ друзьямъ, и ему же представляются кавалеры, желающiце танцовать съ его дочерью.
Молодая дѣвушка, являющаяся на первый балъ въ розовомъ платьѣ, отдѣланномъ цветами и лентами, съ золотыми колье и браслетами, произвела бы крайне непрiятное впечатлѣнiе.
Для дневныхъ визитовъ надѣваютъ короткiй темный костюмъ, верхнюю одежду въ талио и шляпку - капотъ. Для домашнихъ прiемовъ предпочтителенъ костюмъ сѣраго (gris-perle) или другаго подходящаго моднаго цвеѣта.
Со дня перваго появленiя дѣвушки въ свете, посѣтители оставляютъ визитныя карточки для нея такъ-же, какъ для ея матери; въ пригласительныхъ запискахъ приглашаютъ и ее на вечера и на обѣды.

Первый выѣздъ въ светъ молодаго человѣка, только что покинувшаго школьную скамью, также обставленъ извѣстными формальностями. Прежде всего, являясь въ первый разъ на балъ, онъ долженъ съ крайнею тщательностью позаботиться о своемъ костюмѣ, будь то фракъ или мундиръ; сапоги, перчатки, шляпа, галстухъ, прическа-все должно быть безукоризненно. Каковы бы ни были нравственныя и умственныя качества юноши, онъ долженъ забыть о нихъ и помнить о томъ, что на балу онъ только танцоръ и любезный кавалеръ. Поэтому, онъ долженъ стараться быть какъ можно внимательнѣе къ хозяевамъ дома н къ своимъ дамамъ, съ которыми онъ танцуетъ. Умѣнье ловко лавировать между длинными трэнами, не наступая на нихъ и не обрывая ихъ, обличаетъ принадлежность юноши къ изящному обществу; его услужливость къ дамамъ молодымъ и старымъ, красивымъ и безобразнымъ, бѣднымъ и богатымъ, свидѣтельству етъ о его превосходномъ воспитанiи и утонченности чувствъ.

Продолжение следует...

Истинная учтивость может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях. Это постоянное внимание к потребностям тех, с которыми мы живём.
У. Питт.

Неучтивость - не особый порок, а следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти.
Ж. Лабрюйер.

Учтивый способ не отказывать прямо - переменить разговор.
Б. Грасиан.

Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность.
Ж. Лабрюйер.

Учтивость - это узы, связующие людей, чуждых друг другу.
Жермена де Сталь

Учтивость – это защита. Культура – щит.
Анаис Нин

Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата.
Уильям Шекспир

Любезность скрашивает: позлащает «нет», подслащает истину, подрумянивает даже старость. Во всех делах важно «как»; приветливость, подобно шулеру, играет наверняка.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Пусть твоя любезность служит приманкой скорее для чувств, нежели для выгод, либо для того и другого. Одних достоинств недостаточно, коль не прибегают к приятности, - только она сделает тебя любимым.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою.
Жан ле Лабрюйер

Есть такое любезное поведение, которое кажется надменным.
Роберт Вальзер

Чем более велик человек, тем более он учтив.
Алфред Теннисон

Каждый человек чувствителен к располагающему обращению, приятной манере говорить и непринужденной учтивости, а все эти качества готовят почву для того, чтобы были благосклонно встречены достоинства более высокие.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Учтивость и скромность свидетельствуют о подлинной просвещенности человека.
Оноре де Бальзак

Учтивость – главная черта культуры, притворное зелье, что внушает окружающим любовь, как неучтивость – презрение и негодование.
Балтасар Грасиан

Чрезмерная учтивость влечет просьбу.
Китайская пословица

Чрезмерная учтивость всегда скрывает гордость.
Китайская пословица

Учтивость ума заключается в способности думать достойно и утонченно.
Франсуа де Ларошфуко

Учтивость – это обязательное условие в отношениях между порядочными людьми: она учит их понимать шутки, не возмущаться и не возмущать других слишком резким или заносчивым тоном, который нередко появляется у тех, кто пылко отстаивает свое мнение.
Франсуа де Ларошфуко

Учтивость отомкнет везде
Расположенье и доверье,
А глупое высокомерье –
Ключ к неприязни и вражде.
Лопе де Вега

Ясность – это учтивость людей пера.
Жюль Ренар

Излишняя учтивость обращается в льстивость.
Японская пословица