Демократия как устойчивый политический порядок. Демократия и свобода в политической теории и практике

Демократия (греч. δημοκρατία - «власть народа») - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства.

Основные признаки ДР:

1)Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

a.Свобода выдвижения кандидатур

b.Свобода избирательного права

2)Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3)Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4)Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5)Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6)Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7)Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8)Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна.

Недостатки ДР :

1)возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2)демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3)Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

Как форма государства;

Как политический режим;

Как принцип организации и деятельности государственных органов и

общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде

всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии .

1. Демократия имеет государственный характер :

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер :

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах;

3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена»;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом

Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно- политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

2. Функции и принципы демократии

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально- политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы :

Раскрывающие связь с общественными отношениями;

Выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие :

1. Организационно-политическая - организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются :

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия - равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют

одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,

подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии - это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие :

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни: экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.

Выборы - это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.

Демократия как общечеловеческая ценность

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью

удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности.

Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления .

1) Собственная ценность раскрывается через ее социально назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

1. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;

2. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;

3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии.

При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:

1. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;

2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

3. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;

4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества.

Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.

Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности:

1. их формального закрепления;

2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специально-социальных (юридических) гарантий;

3. действия эффективного механизма их защиты;

4. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии

В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего представителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитой системы демократии. Необходимым условием для этого является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых и индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения большинства.

Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Смена режима мирным путём стала возможной в результате добровольного решения прежних влас-тей уступить место демократически избранным пра-вительствам. Хотя это добровольное отречение от власти всегда провоцировалось каким-либо кризисом, в конечном счёте оно становилось возможным из-за набирающего силу демократического движения.

На рубеже XIX-XX вв. сформировалась «массовая демокра-тия », которая отличалась от старого либерализма прежде всего своей широкой социальной базой.

Расширение числа избирателей происходило за счёт бедных и недовольных жизнью людей, испы-тывающих постоянные тяготы и лишения. Классовое сознание этих людей становилось всё более угрожающим для социальных, экономических и политических устоев общества. Росту социаль-ной напряжённости в обществе способствовали сами либералы, которых нельзя было назвать демократами в подлинном смысле этого слова: либералы той эпохи сопротивлялись внедрению равных и общих политических прав, ограничиваясь только защитой прав собственников.

Появление массы новых избирателей, осознающих социальную несправедливость общества и готовых бороться за его изменения, привело к ослаблению влияния традиционного либерализма как политической силы. На его место демократия вывела две другие силы — классовое и национальное сознание, которые и сопернича-ли в этот период.

Французский писатель Анатоль Франс точно изобразил суть идеалов бур-жуазного общества: «Закон в своей величавой справедливости даёт право каж-дому человеку как обедать в ресторане "Ритц", так и ночевать под мостом».

В начале XX в. рабочий человек, живущий в атмосфере научно-технического прогресса и достижений, уже не мог мириться с не-совершенством общественного устройства, которое становилось для него невыносимым.

В апреле 1974 г. в Португалии силами демократически настро-енных военных был осуществлён переворот, впоследствии поддер-жанный массовым общенародным движением, который положил конец многолетней диктатуре военных. Несколько месяцев спустя в Греции в результате глубокого политического кризиса военное правительство вынуждено было сложить с себя полномочия, и власть перешла в руки гражданских лиц из числа лидеров поли-тических партий демократической ориентации. В ноябре 1975 г. в Испании смерть Франко ознаменовала завершение 36-летнего авторитарного правления.

Восточная Европа

Наметившаяся в середине 1970-х гг. разрядка международной напряжённости , которая, одна-ко, носила кратковременный характер, привела к появлению дис-сидентского, по сути правозащитного, движения в СССР и странах Восточной Европы. Это движение последовательно выступало про-тив нарушения прав человека и за демократизацию существующей в странах соцлагеря политической системы.

Из бывших коммунистических стран наиболее развитые (Поль-ша, Венгрия, Чехия) перешли к демократии быстрее, а менее раз-витые (Болгария, Румыния, Албания) — медленнее; правительства в этих странах состояли из коммунистов-реформаторов, которые в большинстве своём оказались не готовы к проведению необходи-мых преобразований. Материал с сайта

В 1980 г. после 20 лет военной дикта-туры в Перу произошла реставрация демократически выбранного правительства. Война за Мальвинские острова привела к падению военной хунты в Аргентине и приходу к власти демократически из-бранного президента. За Аргентиной в 1983 г. последовал Уругвай, а в 1984 г. — Бразилия. К концу десятилетия диктатуры А. Стресснера в Парагвае и А. Пиночета в Чили уступили место избранным властям. В Чили специальная комис-сия расследовала случаи нарушения прав человека и преступления, совершённые хунтой Пиночета. В начале 1990-х гг. Сандинистское правительство Ника-рагуа уступило место демократическому правительству Виолетты Чаморро.

В 1986 г. на Филиппинах была свергнута диктатура Маркоса, и к власти пришла команда президента Корасон Акино, пользовав-шаяся всенародной поддержкой. На следующий год генерал Чун отказался от власти в Южной Корее, и президентом был избран Ро Дэ У. На Тайване после смерти Чан Кайши в 1988 г. начались демократические волнения. Подобные перемены также коснулись Бирмы, где у власти находилось авторитарное правительство.

Ко второй половине XIX в. относится важный этап эволюции государственности, поскольку его отличительными чертами стали участие народных масс в политической жизн и соответствующее ему преобразование механизма политической власти, которая уже не могла не учитывать данног фактора. Поначалу эта тенденция не была явной, но проблема усиливавшегося влияния со стороны растущего количества избирателей начала ощущаться. Новая ситуация стал складываться по мере увеличения количества избирателей что создавало новые формы самовыражения низших классо общества, получивших право голоса.

Улучшение положения широких народных масс в смысле политического самовыражения поначалу было малозаметно но со временем оно становилось все более весомым и имел следующие последствия:

  • - утверждение власти волеизъявлением масс;
  • - создание и деятельность массовых политических партий;
  • - воздействие власти на массовое сознание.

К рубежу XIX-XX вв. сформировалась массовая демократия как новый тип демократии, которая весьма сильно отличалась от старого либерализма с узкой социально базой. С увеличением числа избирателей их большинств стали составлять бедные и недовольные жизнью люди, экономическое и социальное положение которых было связан с лишениями и унижениями. Классовое сознание этих люде становилось все более угрожающим по отношению к социальной, экономической и политической системе общества Опасность обострялась и тем, что либералы XIX в. не был демократами в современном смысле слова. Хотя все люд в обществе имели одинаковые гражданские права, либерал сопротивлялись внедрению равных и общих политически прав, ограничиваясь только правами собственников.

Таким образом, в ходе расширения либеральной политики на континенте оказалось, что либерализм (идеология) и демократия (процедура, порожденная либерализмом)В начали противоречить друг другу. Дело в том, что к конц века в партии сформировались демократические течени социалистические, анархистские, консервативные, которы не принимали либерализм как идеологию и стремилис к своим целям, игнорировавшим либерализм. Запретить же такие течения было нельзя, поскольку это противоречило либеральным принципам и народному суверенитету.

Как бы то ни было, политические и культурные институты буржуазного либерализма расширились за счет масс новых выборщиков, что привело к оттеснению центральног класса - либеральной буржуазии - на обочину политической жизни. Демократия ликвидировала в большинстве стра буржуазный либерализм как политическую силу и поставил на его место две другие силы - классовое и национально самосознание, которые и соперничали в этот период.

Общественные классы изначально не были однородны и монолитны: даже в пролетариате довольно быстро выделилась «рабочая аристократия», не говоря уже о расслоени крестьянства или в целом среднего класса (мелкой буржуазии). Более того, с развитием общества его расслоени усиливалось, и сама структура общества усложнялась. Те не менее классовый принцип был привлекателен по той причине, что изначально демократическое политическое равенство людей совершенно противоречило различному благосостоянию людей. Поэтому и в развитых странах от издани законов, провозглашавших свободу и равенство, до их воплощения в реальной жизни пролегал большой путь. Французский писатель Апатоль Франс точно изобразил суть идеало буржуазного общества: «Закон в своей величавой справедливости дает право каждому человеку как обедать в ресторан “Ритц”, так и ночевать под мостом».

Внутренняя несправедливость этой системы особенно ярко проявилась во Франции в период Парижской Коммун 1871 г. Установление Парижской Коммуны стало причино массовой гибели людей, которая при обычных условия была немыслимой в цивилизованном государстве последне четверти XIX в. Эта короткая яростная и несвойственна своему времени вспышка свирепого террора с обеих сторон разразившаяся в респектабельном обществе, отразила фундаментальную политическую проблему буржуазного общества - необходимость его демократизации и дополнени политических прав активной социальной политикой государства. Энергия и динамика восстания была такой огромной, что, как отмечал один немецкий историк, складывалос ощущение, что в руки людям каменного века попала атомна бомба - опасность была сравнима...

После 1871 г. стало ясно, что дальнейшей демократизации государственной политики, а главное уступок трудящимся в социальной сфере не избежать. Массы были намерены выступить на политическую арену. Избирательная система основанная на широком предоставлении прав голоса, появилась в 1870-е гг. во Франции, Германии, Швейцарии, Дании В Англии согласно «законам о реформе» 1867 и 1883 гг. количество избирателей увеличилось с 3,9 до 37,3% всего взрослог населения. Однако демократизация была неполной, выборщики составляли лишь 30-40% взрослого населения (женщины исключены). Первым женщинам право голоса предоставили в 1890-е гг. в США (штат Вайоминг), в Новой Зеланди и Австралии, в начале XX в. в Финляндии и Норвегии.

Логическим следствием новой избирательной системы стала политическая мобилизация масс - для проведени выборов и с помощью выборов, с целью оказания давлени на правительства своих государств, что повлекло создани массовых партий и массовой пропаганды, а также развитие средств массовой пропаганды. Это была благоприятна среда для развития всякого рода политической риторик и демагогии.

К изложенным обстоятельствам следует добавить и то, что в начале XX в. рабочий человек на Западе достиг таког уровня материального благополучия, личной независимост и уверенности в завтрашнем дне, который за 100 лет до этог был немыслим. Человек, живущий в атмосфере прогресс и достижений, уже не мог мириться с несовершенством которое стало невыносимым. К этому добавилось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральным лозунгами, отстаивал антиобщественные привилегии. Вс это привело к тому, что к концу XIX в. доверие к основны принципам либерализма стало стремительно падать. То, чт в свое время было достигнуто, воспринималось как надежная собственность, приобретенная раз и навсегда. Люд с жадностью устремляли взор к новым соблазнам, требовали немедленного удовлетворения растущих потребносте и были уверены, что приверженность старым принципа стоит на пути прогресса. Речь шла не о совершенствовани старого механизма, а о том, чтобы его полностью демонтировать и заменить другим.


Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится к переменным издержкам? 1)Арендная плата за помещение; 2)Приобретение сырья 3)Проценты по кредитам 4)Расходы на рекламу 5)Оклады менеджеров 6)Сдельная оплата персонала ОТВЕТ: 26


Гражданин Р. Заключил договор с фирмой «Надежный замок» договор об установке межкомнатных дверей. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, качество которых не устроило гражданина. Фирма сочла требования заказчика завышенными и отказалась переделать работу. Найдите в приведенным списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Истец 2)Ответчик 3)Трудовое право 4)ОВД 5)Гражданское судопроизводство 6)Уголовно-процессуальный кодекс ОТВЕТ: 125


В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа. 1)Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы; 2)Религия оказывает значительное влияние на развитие общества. 3)Формируется класс промышленных рабочих. 4)Существует разделение труда. 5)Происходит механизация и автоматизация производства и управления. 6)Развивается сельское хозяйство. ОТВЕТ: 135


Ивану – 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. 1)У Ивана светлые волосы и голубые глаза. 2)Рост Ивана – 180 см. 3)Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. 4)Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам. 5)Иван – добрый и отзывчивый человек. 6)Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией. ОТВЕТ: 3456


Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведенном ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. 1)Анкетирование одноклассников 2)Наблюдение за поведением одноклассников 3)Описание внешнего вида 4)Выявление закономерностей поведения 5)Выдвижение гипотезы 6)Формулирование выводов ОТВЕТ:123


Василию Сергеевичу – 35 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его социальную роль работника. 1)Василий женат, у него трое детей. 2)Василий вступил в партию. 3)Василий внимательно ознакомился с программой кандидата на пост главы администрации. 4)Василий трудится врачом в городской больнице. 5)Василий регулярно посещает курсы повышения квалификации. 6)Василий никогда не опаздывает на работу. ОТВЕТ: 456


В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведенного списка характеристики данного рынка. 1)Рынок товаров 2)Местный рынок 3)Олигополия 4)Рынок информации 5)Избыток продукции 6)Чистая конкуренции ОТВЕТ: 126


Алле 39 лет. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие выполнение ею социальной роли семьянина. 1)Алла замужем за Александром. 2)Алла работает бухгалтером 3)Алла помогает своей маме-пенсионерке. 4)Алла отлично водит автомобиль. 5)Алла увлекается астрономией. 6)Алла воспитывает сына Алексея. ОТВЕТ: 136


Какие из приведенных ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? 1)Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года». 2)На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок. 3)По всей стране прошли выборы в органы местного самоуправления. 4)Органы ГИБДД установили новые светофоры на дорожных переходах возле учебных заведений. 5)Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних. 6)В городе Z учителя математики создали ассоциацию. ОТВЕТ: 256


Татьяне 13 лет. Найдите в списке позиции, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей. 2)Распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. 3)Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. 4)Заключать мелкий трудовой договор с согласия родителей. 5)Совершать мелкие бытовые сделки. 6)Нести уголовную ответственность на общих основаниях. ОТВЕТ: 15


Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? 1)Общественное сознание базируется на религиозных ценностях. 2)Ведущей отраслью экономики является промышленность. 3)Преобладает экстенсивная технология. 4)Господствует общинная форма собственности. 5)Формируется рыночная экономика. 6)Происходит механизация и автоматизация производства. ОТВЕТ: 134


Ученик 11 кл Максим готовится к экзаменам. Найдите в списке методы, которые позволят максиму достичь его цели. 1)Поступление в ВУЗ 2)Проведение экзамена 3)Консультации педагогов. 4)Решение задач 5)Получение высокого балла 6)Чтение учебников, справочной литературы ОТВЕТ: 346


Найдите в списке признаки, позволяющие сделать вывод, что страна Z развивается как постиндустриальное общество. 1)В стране Z производство промышленных товаров полностью автоматизировано. 2)В стране Z развиваются наукоемкие производства и средства коммуникации. 3)В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования. 4)В стране Z активно развивается виртуальная культура. 5)В стране Z преобладают экстенсивные технологии. 6)Доступ к информации становится одним из условий успеха в конкурентной борьбе. ОТВЕТ: 234


Популярный актер на собственные средства снял черно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в списке характеристики данного произведения. 1)Коммерческий характер 2)Содержательная сложность 3)Внимание критиков и знатоков 4)Использование спецэффектов 5)Привлечение кинозвезд 6)Колоссальный интерес зрителей ОТВЕТ: 23


В стране Z сократилось потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряло работу. Выберите из приведенного ниже списка характеристики возникшей безработицы. 1)Скрытая безработица 2)Фрикционная безработица 3)Сезонная безработица 4)Добровольная безработица 5)Структурная безработица 6)Массовая безработица ОТВЕТ: 56


Марине 45 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие выполнению её социальной роли гражданина. 1)Марина воспитывает двоих детей 2)Марина вовремя уплачивает налоги 3)Марина работает бухгалтером 4)Марина получила второе высшее образование 5)Марина всегда ходит на выборы 6)Марина увлекается восточными танцами. ОТВЕТ: 25


Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного относится к постоянным издержкам? 1)Арендная плата за помещение 2)Приобретение сырья 3)Проценты по кредитам 4)Транспортные расходы 5)Зарплата менеджеров 6)Сдельная оплата персонала ОТВЕТ: 135


Сергей, по совету своего адвоката, подал иск о признании недействительным завещания своего отца, согласно которому в права наследования вступил брат Сергея – Роман. Найдите в списке позиции, соответствующие правовому решению описанной ситуации. 1)Истец 2)Ответчик 3)Трудовое право 4)Конституционное судопроизводство 5)Гражданское судопроизводство 6)Уголовно-процессуальный кодекс ОТВЕТ: 125


В государстве Z существует наследственная передача власти. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты имеют право принятия собственной конституции. Найдите в списке характеристики формы государства Z. 1)Унитарное государство 2)Федеративное государство 3)Конституционная монархия 4)Демократическое государство 5)Абсолютная монархия 6)Президентская республика ОТВЕТ: 234


Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги по истории и культуре Греции, на интернет- форумах общается с ценителями греческой кухни. Он спланировал маршрут своего путешествия и приобрел путевку. Найдите в списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели. 1)Изучение греческого языка 2)Чтение книг о Греции 3)Ценители греческой кухни 4)Путешествие по Греции 5)Покупка турпутевки 6)Общение в Интернете ОТВЕТ: 1256


В процессе социализации формируется правосознание человека. Выберите в списке элементе правосознания. 1)Знание законов 2)Правоохранительные органы 3)Понимание необходимости соблюдения законов 4)Профессиональное юридическое образование 5)Привлечение к юридической ответственности 6)Соблюдение требованиям права ОТВЕТ: 136


Гражданин Р. постоянно оставляет свой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники правоохранитель- ных органов предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации. 1)Трудовое право 2)Административный проступок 3)Дисциплинарная ответственность 4)Штраф 5)Конституционное право 6)Судимость ОТВЕТ: 24


Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительство и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент, который формирует правительство из предста- вителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите характеристики формы государства Z. 1)Президентская республика 2)Унитарное государство 3)Демократическая республика 4)Парламентская республика 5)Авторитарное правление 6)Федеративное государство ОТВЕТ: 346


В стране N под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в списке характеристики данной семьи. 1)Нуклеарная 2)Партнерская 3)Традиционная 4)Многопоколенная 5)Демократическая 6)эгалитарная ОТВЕТ: 34


Партия V создала сеть первичных организаций в разных уголках страны. Члены политического совета партии избраны в различные федеральные и местные органы власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, является сторонницей построения правового и социального государства. Выберите характеристики данной партии. 1)Кадровая 2)Консервативная 3)Социалистическая 4)Правящая 5)Массовая 6)Революционная ОТВЕТ: 345


Аналитик коммерческого банка А уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в списке характеристики социальной мобильности. 1)Индивидуальная 2)Восходящая 3)Миграция 4)Горизонтальная 5)Нисходящая 6)Межпоколенная ОТВЕТ: 134


Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций. 1)Ольге Ивановне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ». 2)Коллеги похвалили Сергея Владимировича за хорошо подготовленную презентацию нового продукта. 3)Владимир Александрович получил на заводе премию за своё изобретение. 4)Виталию Викторовичу присвоена степень доктора юридических наук. 5)Выступление Лены на празднике Осени вызвало аплодисменты. 6)Офицеру Смирнову присвоили очередное воинское звание. ОТВЕТ: 1346

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они – все, во втором – потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законом”.

Ш. Монтескье

§ 1. Демократия: сущность и этапы развития

Термин “демократия” древнегреческого происхождения: demos – народ и kratein – властвование, что означает “власть народа” (или “народовластие”). Более развернутое определение “демократии” было дано американским президентом Линкольном: “правление народа, избранное народом и для народа”.

Демократия и свобода – сложные и многозначные категории. О демократии можно говорить как о ценности общественной жизни, об идеале государственного устройства, механизме функционирования реально существующего государства. Но в любом случае понятие демократии будет тесно связано с понятием свободы, в первую очередь с политическим понятием свободы (liberty). От этого последнего слова происходит понятие либерализм, возникшее в XVII в. Поэтому, по сути дела, речь будет идти о связи демократии и либерализма.

Долгое время - от античности до конца XVIII в. – под демократией имели в виду одну из форм государства с такой организацией власти, при которой правят не одно лицо или группа лиц, а все граждане и решения принимаются простым большинством голосов. Демократия понималась как прямая власть народа по образцу Афин V–IV вв. до н.э.

Демократия – одна из древнейших форм государственного устройства. Аристотель в своей работе “Афинская политая”, посвященной истории афинского государства с XIII по V в. до н.э., показал, как в течение семи столетии в результате законодательных инициатив различных правителей на фоне постоянной борьбы двух “партий” – демоса (народа) и аристократии (знати) – складывается такой политический строй, при котором народ добивается равных со знатью прав на участие в политической жизни. В V в. до н.э. в “славную эпоху Перикла” власть принадлежала собранию свободных граждан, периодически сходившихся на городской площади для обсуждения общественных дел. Политические решения принимались простым большинством голосов. Собрание распоряжалось казной, утверждало законы, решало вопросы войны и мира. Для занятия многочисленных должностей по управлению различными государственными делами использовался метод жеребьевки.

При всем этом важно учитывать, что в афинском государстве того периода насчитывалось 400 тыс. жителей, но лишь 40 тыс. из них были полноправными гражданами. Женщины, переселенцы, рабы политическими правами не обладали.

В более позднее время Афинское государство узнало и другую форму демократии, которая близка к “власти толпы” (охлократии). При таком правлении власть большинства в народном собрании выступала как коллективная тирания, характерной чертой которой являлось несоблюдение законов. “Неумеренная демократия” вела к неэффективности управления, нестабильности государственной власти и осуждалась в политических учениях античности После того как Аристотель показал, что переход от демократии к охлократии ведет к вырождению государственной жизни, “демократия” в течение последующих двух тысячелетий не пользовалась популярностью. Для европейского средневековья была характерна феодальная раздробленность и позднее такая форма государства, как абсолютная монархия. Города-республики встречались значительно реже.

Фактически, только в конце XVIII в., после того как на месте английских колоний в Северной Америке английскими, ирландскими и другими европейскими переселенцами было образовано новое государство – США, после того, как в самой Европе грянула Великая французская революция с ее призывами к свободе, равенству и братству – только после этого понятие демократии приобрело широкую известность и популярность. Однако в Европе принципы либерализма и демократии (личной свободы и народной власти) долгое время существовали раздельно. Французская революция провозгласила принципы демократии и открыла возможность широкого народного представительства, но без либерализма (гарантии личной свободы). Английская революция (1688) утвердила в Англии принципы либерализма в условиях конституционной монархии, но без демократии.

Зато в Соединенных Штатах Америки получил развитие новый тип государственного устройства, основанный на синтезе демократии и либерализма. Рассмотрим это подробнее.

До последней четверти XVIII в. североамериканскими колониями управлял губернатор, представлявший интересы Британской короны. В то же время в каждой колонии существовали законодательные собрания, избиравшиеся узким кругом состоятельных граждан и поначалу имевшие скромные претензии на власть. Британское управление без представительства американцев уже в середине XVIII в. было расценено в британском парламенте как проявление тирании, отрицающей не только естественные права человека, но и традиционные права англичан. В ходе войны за независимость (1775–1783) колонии заявили о своем отделении от Англии. Законодательные собрания выступили с требованием полноты парламентской власти. В Филадельфии собрался Конгресс представителей всех тринадцати колоний, принявших в 1776 г. “Декларацию независимости”. Основной идеей Декларации было провозглашение либеральных прав и требование конституционного (правового) государства, обеспечивающего соблюдение этих прав.

С самого начала революции были очевидны и ее демократические тенденции: народные массы требовали для себя широкого представительства в органах государственной власти. Эти требования имели свою основу в прямой демократии городских собраний, которая развилась в колониях еще с середины XVII в. Демократический заряд таких собраний был всегда высок. В них участвовали не только граждане, имеющие право голоса при выборах в Законодательные собрания, но все слои общественности, вплоть до “должников и чернорабочих”1.

Конституция США, принятая в 1787 г., стала компромиссом между либеральными идеями, принципами американских последователей Дж. Локка и демократическими требованиями широких народных масс.

Основатели американского государства разработали и реализовали на практике систему норм, совмещающих демократические принципы правления народа и либеральные принципы защиты свобод и прав каждого человека. В этих целях им представлялось важным избежать создания правительства, абсолютно зависимого от воли большинства избирателей. Дж. Мэдисон полагал, что “подобные демократии всегда были образцами неспокойствия и раздоров, несовместимых с гарантиями личной безопасности и имущественных прав, и в целом так же недолго жили, как и насильственной смертью погибали”. И творцы американских законов сумели достичь равновесия между идеалом решающей воли большинства избирателей (идеей классической демократии) и необходимостью защитить права меньшинства (либеральной идеей).

Для развития политической науки существенно, что тогда была понята тесная связь между соблюдением прав меньшинства и политической стабильностью. А. Гамильтон справедливо заметил, что “люди любят власть... Отдайте всю власть большинству, и оно будет угнетать меньшинство. Отдайте всю власть меньшинству, и оно будет угнетать большинство, поэтому власть должна быть поделена между теми и другими так, чтобы каждая сторона могла защитить себя от другой”2.

Уже к середине XIX в. США стали первым образцом современного либерально-демократического общества. А. де Токвиль, посетивший Америку в 30-х гг. XIX в. в своей работе “Демократия в Америке” называет три рода причин, по которым современное ему демократическое общество в США являлось одновременно и либеральным (свободным):

Во-первых, случайная и своеобразная ситуация, в которой оказалось американское общество: выгодное географическое положение, отсутствие военной опасности со стороны соседних государств, огромные территории, которые заняли иммигранты из Европы, обладающие техническими достижениями своей цивилизации и занявшиеся деятельностью в сфере промышленности и торговли;

Во-вторых, дорогу свободе в Америке проложили хорошие законы. В этой связи Т. Джефферсон заметил, что если в Европе в борьбе за демократию пролито много крови, американцы пролили много чернил;

В-третьих, наиболее значимыми причинами той свободы, которой характеризуется американская демократия, служат привычки, нравы и верования американского народа, который религиозен и свободен одновременно3.

А. де Токвиль делал вывод о том, что американский опыт в установлении свободы и политического равенства скоро будет иметь решающее значение и на европейском континенте?4

Развитие демократии в Европе, связанное с требованием всеобщего избирательного права, включало в число основных политических участников событий западноевропейский рабочий класс, который с середины XIX в. выступил как организованная политическая сила. Если раньше работающие по найму и лишенные частной собственности рабочие были лишены избирательных прав, то к началу XX в. западноевропейский рабочий класс их добился.

Все это привело к тому, что под демократией стали понимать не только одну из форм государственного устройства, как в эпоху античности, но и сущностные качества всего общества – политические, экономические, социальные, духовные. При этом демократия выступает уже не как власть народа, а как власть с согласия народа, когда граждане принимают участие в выработке решений не прямо, а опосредованно – через своих представителей. Последние принимают решения большинством голосов, но с сохранением прав меньшинства. Такая демократия называется конституционной, или либеральной.

Новое качество современной демократии. Современная демократия имеет следующие характерные черты и особенности.

Во-первых, она строится на новом понимании свободы и равенства. Принципы свободы и равенства, в соответствии с естественно-правовой теорией либерализма, распространяются на всех граждан государства. По мере демократизации общества эти принципы все больше воплощаются в практическую жизнь.

Во-вторых, демократия развивается в больших по территории и по численности государствах. Принципы прямой демократии в таких государствах действуют главным образом на уровне местного самоуправления, а на уровне национальном получает развитие представительная форма демократии. Граждане осуществляют управление государством не непосредственно, а путем выбора представителей в государственные органы.

В-третьих, представительная форма демократии возникает в ответ на необходимость выражения многообразных, в первую очередь экономических интересов гражданского общества.

В-четвертых, современные либерально-демократические государства, во многом отличаясь друг от друга, строятся на системе общих либерально-демократических принципов и ценностей: признание народа источником власти; равноправие граждан и соблюдение прав человека; приоритет прав человека над правами государства; выборность основных органов государственной власти, подчинение меньшинства большинству при принятии решений, но с гарантией прав меньшинства; верховенство закона; разделение властей, предполагающее их относительную автономию и взаимный контроль и др.

В-пятых, либеральная демократия рассматривается как процесс, который начался в раннем конституционализме Англии и США и имеет тенденцию к демократизации всех сторон жизни, а также к распространению во всем мире.

Исторические пути движения к демократии различны у разных народов, но все современные демократические государства функционируют на общих либерально-демократических принципах и достигли внутреннего консенсуса (согласия) относительно основных ценностей общественной и личной жизни.

§ 2. Либерально-демократические ценности и принципы демократии

На сегодняшний день либерально-демократическое устройство имеют несколько десятков государств Концептуальной основой главных ценностей в современных демократиях является формула: “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах” Свобода – базовая ценность современной демократии.

Среди основных прав человека основатель идеологии либерализма Дж. Локк выделял права на жизнь, свободу и частную собственность. Данная триада прав может иметь по меньшей мере две интерпретации буржуазную и гражданскую5. С буржуазной точки зрения права на жизнь и пользование земными благами (на “частную собственность”) являются основными ценностями. В гражданской интерпретации базовой ценностью нового общества является свобода.

Свобода как ценность не предписывает человеку никакого конкретного поведения, она не навязывает никакого заведомо определенного содержания деятельности, а открывает для личности широкие возможности выбора наполненных различным содержанием форм поведения и деятельности. Именно по этому поводу и на основе признания ценности свободы в западноевропейском и североамериканском обществах было достигнуто согласие, в то время как вокруг частной собственности шла острая классовая борьба.

Либеральные права гарантировали лишь индивидуальную свободу личности и формальное равенство всех перед законом, но не социальное равенство. В отсутствие такового использование многих из прав превращалось в фактическую привилегию имущих классов. В XX в. либеральные или гражданские, личные права были дополнены социально-экономическими правами, обещавшими каждому достойные условия существования. Так сложился целостный комплекс прав человека, признанных мировым сообществом современным эталоном свободы.

Закрепленные Организацией Объединенных Наций во Всеобщей Декларации прав человека (1948) права и свободы можно разделить на четыре группы.

В первую группу входят так называемые элементарные права и свободы. Сюда относятся права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3), свободу от рабства (ст. 4), запрет пыток или жестокого, бесчеловечного обращения и наказания (ст. 5), равенство всех людей перед законом и равную защиту закона (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8–11), право на защиту от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 12).

Вторую группу составляют гражданские права. В Декларации провозглашаются: право личности на признание ее правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17).

В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу мысли, совести и религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21).

И наконец, ст. 22–28 перечисляют экономические, социальные и культурные права, такие как право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединения в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на определенный жизненный уровень, право на образование6.

Другой базовой ценностью современной демократии является принцип равенства людей. Равенство не означает идентичности людей. Как известно, все люди разделены на расы, национальности, классы, отличаются приверженностью к разным религиям, однако все они едины в том, что они – люди, обладающие способностью разумно мыслить. Но способность разумно мыслить не порождает способность разумно действовать. В христианском понимании – все люди равны перед Богом. Его требования ко всем людям одинаковы, но ответственность людей за свои действия разная.

В американской Декларации независимости нашла отражение вера в равенство людей в том смысле, что все они обладают такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Такое равенство не означает дар или подношение человеку, которое он получает в связи с фактом рождения. Оно должно рассматриваться как благоприятная возможность или даже требование. Так, например, фраза о праве на стремление к счастью не означает, что человек не может быть несчастным и что кто-то другой (государство, семья, друзья) обязательно сделают его счастливым. Она означает лишь, что каждый человек имеет право стремиться к счастью, и нет непреодолимых препятствий на этом пути. В этом все люди равны. Но счастья невозможно добиться без индивидуальных усилий, которые у разных людей разные. Отсюда проистекает неравенство людей.

Демократия признает различие и неравенство в талантах и способностях людей. И требует, чтобы тем, кто превосходит остальных своими способностями, были обеспечены все возможности для их развития (независимо от расовых, религиозных и социальных различий).

Лишать людей с выдающимися способностями шанса превзойти других не только неверно с моральной точки зрения, но и социально расточительно.

Однако равенство, понимаемое как равенство возможностей, не может быть магической формулой для достижения социальной справедливости в обществе.

Если бы все люди имели равные способности, рождались в одинаково благополучных семьях и получали равное образование, только тогда предоставление всем равных возможностей могло бы стать наилучшим решением проблемы справедливого общества.

Многие различия не могут быть устранены с помощью действия закона, равного для всех. Но законы могут уменьшить различия в происхождении и образовании в самом начале жизненного пути и таким образом сделать равенство возможностей более действенным7.

На страже прав и свобод стоят правовой закон и гражданское общество, которые сами по себе представляют важнейшие завоевания, ценности демократии. Правовой закон оформляет государственность в качестве демократической, а гражданское общество обеспечивает демократической государственности необходимые связи с обществом. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований у демократии. И наоборот: чем меньше развито гражданское общество, тем больше возможностей для установления и существования недемократических режимов.

Принцип плюрализма. Признавая свободу базовой ценностью, общество должно обеспечить ей абсолютную обязательность. Отсюда берет свое начало религиозный, мировоззренческий, идеологический, политический, экономический плюрализм западных либеральных демократий. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) в общественной жизни характеризуется разнообразием форм собственности, общественных интересов, партий и ассоциаций, идейных течений и т.д., а также особым конкурентным характером взаимоотношений между ними. Однако свободная конкуренция различных политических сил протекает по определенным, принятым всеми участниками “правилам игры”. Конфликты, возникающие в ходе такого конкурентного соперничества, должны разрешаться по общепризнанным правилам, включающим отказ от насилия при разрешении конфликта, терпимость к мнению оппонентов, поиск консенсуса и готовность к компромиссам, уважение закона, прав личности, демократического порядка в целом.

Концепция плюрализма, выработанная Г. Ласки, Э. Бернштейном, Р. Гильфердингом и др., выросла из идей либерализма. В отличие от классического либерализма, где главным субъектом общественной жизни выступал отдельный свободный индивид, реализующий свои интересы в конкурентном соперничестве с интересами других граждан, в плюралистической теории таким объектом является общественная группа. Плюралистическая теория демократии, выступающая с позиций соперничества организованных общественных групп, является дальнейшим развитием либеральной теории в условиях многочисленного и сложно организованного индустриального общества. Сегодня либерально-демократические государства называются иногда плюралистическими демократиями. Плюрализм, как множественность, разнообразие и свобода самовыражения, обязывает к тому, что если будут найдены общие правила, нормы, ценности, регламентирующие поведение людей (которые необходимы для обеспечения порядка, стабильности, дисциплины), то они должны быть установлены в результате свободного согласия.

Совмещая власть и свободу, современные демократии руководствуются принципом правления большинства при защите прав меньшинства. Люди с различным опытом и жизненными интересами, разными политическими целями должны иметь возможность для свободного выражения своих потребностей и стремлений. Политические решения в этих условиях вырабатываются как результат столкновений неодинаковых интересов, когда налицо лишь минимум общих взглядов. Очевидно, что при многообразии мнений и интересов невозможно принять вполне удовлетворительное для всех решение. Поэтому основой для соглашения вынужденно берется принцип большинства. Политическая власть принадлежит тому кругу лиц, за которых в результате свободных выборов проголосовало большинство населения.

Но представители большинства не вправе игнорировать интересы меньшинства, запрещать ему отстаивать свои позиции, так как никто не застрахован от ошибок. Обязанность правящей группировки, избранной большинством, – признать право меньшинства на политическую оппозицию и критику, возможность прихода к власти по итогам новых выборов своих оппонентов.

Свобода формирована и выражения мнения, гарантирующая права оппозиции, есть основополагающее требование демократии. Кратко демократию можно даже отделить как власть большинства, уважающую права меньшинства, гцзидим, в современном значении понятие “демократия” имеет мало общего с “господством народа”. Демократия есть власть народных предателей, которая (прямо или опосредованно) свободно избрана большинством народа и контролируется им.

§ 3. Механизм функционирования демократических систем

Взять под контроль действия властей можно с помощью конституционного закона или совокупности законов. Идея конституции как основного закона, который провозглашает принцип разделения властей и определяет полномочия любых властна институтов и должностных лиц, – важнейшая в идеологии либерализм Реализация этой идеи обеспечивается сложным механизмом сдержек и противовесов.

Так, например, в готической системе США на каждый орган государственной власти вдаются функции контроля за решениями других органов. Например, принятие законов – прерогатива Конгресса. Но и Президент влияет на законодательный процесс, поскольку обладает правом “вето”. Он обязан предоставлять Конгрессу отчет о положении страны и предлагать на его усвоение те или иные необходимые меры. Сенат, в свою очередь, контролирует предоставленное Президенту право назначения на должности метров. Конгресс может отклонить “вето” главы исполнительной власти (Президента). Исполнительные власти могут расходовать деньги только в соответствии с решениями Конгресса. Верховный суд назначается Президентом с согласия Сената, Конгресс наделен правом формировать нижестоящие суды, а Верховный суд – контролировать Конгресс и исполнительную власть. Здесь имеет место не столько “разделение властей”, сколько взаимное участие государственных структур в осуществлении власти столь сложное устройство было разработано специально для того, чтобы защитить отдельные, частные интересы как перед интересами большинства так и от правительственного вмешательства.

Свободные выборы представителей власти. Свободные выборы предусматривают:

Всеобщее и равное избирательное право по принципу “один человек – один голос”;

Свободное выдвижение кандидатур, возможное благодаря праву на свободное образование и функционирование партий;

Создание избирательных комиссий для проведения выборов: центральных, окружных, участковых;

Демократический способ подбора центральных избирательных комиссий: с равным представительством от разных партий, выступающих на выборах, или с привлечением нескольких членов, назначаемых парламентами или местными властями после консультации с партиями и т.д.;

Контроль за точностью списков избирателей с возможностью их обжалования в местных судах;

Возможность судебного пересмотра результатов выборной кампании;

Справедливый механизм управления выборами с равным доступом кандидатов к средствам массовой информации и справедливой системой финансирования избирательной кампании и т.д.

Типы избирательных систем. В современных демократических странах совокупность правил и приемов организации выборов и определения их результатов получила название избирательной системы. Избирательные системы позволяют провести перевыборы властей в ненасильственной форме, в рамках конституционных ограничений. Проведение свободных выборов и признание обществом их результатов – важный признак способности современных демократий решать проблемы мирными политическими средствами и обеспечивать легитимность политического процесса.

Существуют две избирательные системы – мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная (от фр. majoritaire – большинство) система предполагает, что победителем в голосовании является тот, кто набрал большинство голосов избирателей.

Мажоритарная система основана на принципе относительного или абсолютного большинства.

Принцип относительного большинства означает, что победившим в голосовании является тот, кто набрал голосов больше, чем его соперники. Такая система существует в США, Канаде и Великобритании. По принципу абсолютного большинства голосование считается состоявшимся только в том случае, если тот, за кого голосуют избиратели, наберет 50% голосов + 1 голос. Если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов. Такая мажоритарная система существует во Франции, в Ирландии, в Австралии.

Наиболее распространена в Европе пропорциональная избирательная система. При пропорциональной системе депутатские места в парламенте распределяются в зависимости от числа голосов, поданных на выборах за партийные списки. При этом избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за партии, представившие партийные списки кандидатов. Пропорциональные выборы предусматривают, что при определении результатов выборов учитываются все голоса избирателей, поданные за партийные списки. В этом – принципиальное отличие пропорциональной системы от мажоритарной, в которой только “победитель получает все”, а голоса, поданные за кандидатов, оставшихся в меньшинстве, не учитываются.

В некоторых странах существуют так называемые смешанные системы. Так, в ФРГ половина депутатов парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной.

Что касается президентских выборов, то в тех странах, где они проводятся с помощью прямого голосования населения, эти выборы проходят по мажоритарной системе абсолютного или относительного большинства. В Российской Федерации, которая изъявила намерение добиваться демократического преобразования общества, выборы в Федеральное Собрание в 1993 и в 1995 г. проходили по смешанной избирательной системе. Одна половина состава Государственной Думы (нижней палаты) избиралась по мажоритарной системе (225 депутатов), а другая половина – по пропорциональной, согласно партийным спискам. В Государственную Думу прошли те партии и избирательные блоки, которые набрали более 5% голосов избирателей (так называемый избирательный порог в 5%).

В представительных демократиях народ, как уже отмечалось, не осуществляет власть, а передает ее органам и лицам, действующим от его имени. Есть два основных способа дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Оба этих способа показали свою жизнеспособность. Они отличаются рядом особенностей. Великобритания считается родиной парламентской формы правления – наиболее распространенной в демократических странах. Ее восприняли Швеция, Дания, Норвегия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, Италия, Испания, Португалия и др. США дали начало президентской форме правления.

Сравнительная таблица форм правления

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.