Встречи с художниками. Витольд Бялыницкий-Бируля. Бялыницкий-Бируля: похвалы Репина, пограничные состояния природы и возвращение на родину Витольд бялыницкий бируля интересные факты

12 февраля 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии в семье мелкого арендатора родился Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Хоть он и прожил большую часть жизни в Москве, белорусская природа, среди которой прошло его детство, невольно проникала на холсты. Его называли белорусским Левитаном, чье творчество хвалил Репин, а картина еще только студента оказалась в знаменитой Третьяковской коллекции.

О своем детстве он писал: "Я - белорус... Отец служил арендатором, потом в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожу, часто брал меня в свои служебные поездки. Это было величайшим счастьем и радостью, поскольку как раз тогда, в тех поездках, я открывал для себя ни с чем несравнимую природу моей родной Беларуси ".

В 1885 году он окончил курс во Владимирском кадетском корпусе в Киеве и тогда же начал серьезно заниматься искусством, поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко и затем в 17 лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина, Николая Неврева, Василия Поленова, которые повлияли на его вкус и стиль. Но еще большее влияние на его живопись в это время оказал хороший знакомый Бялыницкого-Бирули Исаак Левитан. Илья Репин писал тогда о молодом пейзажисте: "Этот художник - счастливец. Он найдет себя особо ".






В 1892 году ученическую картину Бялыницкого-Бирули "Из окрестностей Пятигорска" купил для своей галереи известный коллекционер Павел Третьяков, что крайне редко случалось с работами молодых художников. С 1897 года Бялыницкий-Бируля начинает регулярно участвовать в выставках и конкурсах. В 1904 году он стал членом Товарищества передвижников (об этом событии он пишет "… старики были суровы и неумолимо строги "), а в 37 лет - академиком Императорской академии искусств в Петербурге. Уже через 3 года Бялыницкий-Бируля написал одну из своих лучших работ - "Зимний сон" , за которую получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. А его картина "Час тишины" была награждена почетной медалью на Мюнхенском международном фестивале и бронзовой в Барселоне.

В поисках своего стиля он стремился к правдивости и простоте и постоянно совершенствовался, добиваясь свежести и искренности. Подход к творчеству Бялыницкого-Бирули можно проследить по его письмам: "Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются. Вчера шел, любовался местом и решил писать здесь этюд; сегодня пришел на то же место (вот даже веточка, надломленная мною для того, чтобы уточнить, где сидеть и писать), а "место" исчезло: вчера были жемчужные облачка, на фоне которых рисовались обнаженные березки, а сегодня небеса гладкие, да и сам ты какой-то другой, не вчерашний. Мы, художники, должны дорожить каждым часом, проведенным на природе, на этюде. Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом ".


В 1917 году Бялыницкий-Бируля купил участок в Тверской области, в любимых местах Левитана. Позже там появилась его дача "Чайка". В советское время Бялыницкий-Бируля продолжает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. В конце 20-х и 30-е годы он много путешествовал и рисовал памятные места, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры. Тогда появились пейзажи Ясной Поляны - усадьбы Л.Н. Толстого, пушкинских мест, Михайловского, окрестностей усадьбы П.И. Чайковского в Клину.


Дом няни Пушкина Арины Родионовны


Большую часть жизни художник прожил в Москве, однако сохранил память о родине и детских поездках: "Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное" . "Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу" , - писал Бялыницкий-Бируля о Беларуси. В 1944 году он получил звание народного художника БССР, а в 1947 году - народного художника РСФСР. В этом же году Бялыницкий-Бируля стал членом Академии художеств СССР. В послевоенное время он впервые после долгого отсутствия на родине приехал в Беларусь. Он подолгу жил на Белой даче в Минске и написал около 30 этюдов, картин и эскизов. Белорусские этюды вошли в основу больших полотен " Беларусь. Вновь зацвела весна " , " Зеленый май" , "Беларусь. Начало лета" .

Художник умер в 85 лет от продолжительной болезни на своей даче "Чайка", похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.







Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государcтвенном Русском музее, Могилевском художественно-мемориальном музее В.К. Бялыницкого-Бирули, а также в частных коллекциях. Например, известно, что во время своего приезда в Могилев Владимир Спиваков посетил музей художника и признался, что у него в частной коллекции три его пейзажа. Самая большая коллекция - 400 этюдов и картин, а также многие из значимых полотен - находятся в Национальном художественном музее в Минске.

Вито́льд Каэта́нович Бялыни́цкий-Бируля́ (белор. Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкі-Біруля; 1872-1957) - белорусский, русский и советский живописец-пейзажист, народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1904), Союза русских художников, АХРР (с 1922). Развивал традиции русского лирического пейзажа конца XIX века.

Родился 31 января (12 февраля) 1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх километрах к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И. (1885-89), позже уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д. , Прянишникову И. М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном , работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».

С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную - в Мюнхене, бронзовую - в Барселоне.

В том же году им создана картина «Зимний сон» - одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию. В центре картины располагается храм, очертания которого выступают на фоне неба. Мазок едва заметен. Всё будто окутано дымкой сгущающихся сумерек. Несмотря на лаконизм выразительных средств, картина эмоционально насыщена, что достигается искусной разработкой оттенков цветовых соотношений.

В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан , и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность.

В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских детей. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю , Юону и Бакшееву.

В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников революционной России . В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Русский и советский, живописец. Классик отечественного лирического пейзажа с его одухотворенностью и поэтичностью, колорит его полотен гармоничен и изыскан. Академик живописи Императорской Академии художеств (ИАХ, 1908). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Государственная премия СССР. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Почётный член Академии наук БССР.

Родился в селе Крынки близ Белыничей Могилёвской губернии. Учился в Киевской рисовальной школе (1885–1889) у Н. И. Мурашко. Затем, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И. М. Прянишникова, С. А. Коровина, В. Д. Поленова. С 1897 года участник выставок. Ещё до окончания учёбы его картину «Из окрестностей Пятигорска» (1897) приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков. В 1908 году получил звание академика живописи (за картину «Дни ранней весны»).

С 1904 года член Товарищества передвижных художественных выставок и общества имени А. И. Куинджи (1904), экспонент «Союза русских художников» (1904). За картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи (1908), а картину «Час тишины» Бялыницкий-Бируля награждён золотой медалью Международной художественной выставки в Мюнхене (1909). Получил медали Международной выставки года в Барселоне (1912). Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдаёт тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана, не будучи его учеником Бируля всю свою жизнь последовательно развивал его идеи.

Любимым временем года Витольда Каэтановича была ранняя весна, а узнаваемым мотивом его картин – молодые, еще без листьев, одинокие деревца. Уже в дореволюционные годы играл заметную роль в русской художественной жизни. Тогда же выработалась его манера, сложился круг тем. Излюбленными мотивами творчества Бялыницкого-Бируля стали переходные состояния природы. Его стихия – межсезо­нье, те часы, когда день ещё не кончился, а вечер ещё не начался. Так художник передавал её изменчивую красоту и едва уловимые оттенки человеческих настроений.

В 1917 году Бялыницкий был одним из организаторов объединения живописцев, графиков и скульпторов «Изограф». В 1922 – стал одним из организаторов Ассоциации художников революционной России, в 1928 – принял участие в создании Объединения художников реалистов (ОХР).

В советский период продолжал и развивал традиции русского лирического «пейзажа настроения», создателем которого в русской живописи был И. И. Левитан, изображая преимущественно непритязательные виды средней полосы России и Белоруссии.

Работа над этюдами занимала значительное место в творчестве B. К. Бялыницкого-Бируля. По словам приёмной дочери художника, Витольд Каэтанович брал с собой загрунтованные особым способом картоны и уходил на этюды на несколько дней, по возвращении показывал с десяток вполне законченных натурных работ. Написав за свою жизнь множество этюдов, художник считал, что этюд является совершенно необходимым звеном работы над картиной-пейзажем, и всегда помнил сказанное ему и C. Ю. Жуковскому И. И. Левитаном: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно прочувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразите правильное и полное впечатление виденного».

Вот что говорил Бялыницкий-Бируля об этюдах: «В них я всегда стремился отобразить свое верное и правдивое впечатление виденного на природе и передать при этом чувства, которые рождались при первом впечатлении от природы. Одновременно я стремился наиболее точно передать верное отношение земли, неба и воды». «Художнику-пейзажисту необходимо развивать в себе память на впечатления: то есть воспитывать способность сохранять первое впечатление во всей первоначальной свежести восприятия природы и суметь передать его. Начав этюд, надо его и закончить в тот же час. Это также важно, когда пишешь этюд в пасмурную погоду; казалось бы, в серенький день можно писать долго, но это неверно, так как условия освещения и в эту погоду быстро меняются, а следовательно, изменяются первоначально верно взятые вами отношения».

Для художника-пейзажиста в одинаковой степени важно писать и маленькие, и большие этюды: «Большие этюды, выполненные в течение нескольких сеансов, помогают выработать умение рисовать кистью, совершенствовать технику живописи и свои приемы. Не всякая натура может быть передана в этюде в один сеанс. Изображение лесной опушки с лесом разных пород требует многосеансного этюда, так как в односеансном нельзя с необходимой полнотой воссоздать своеобразие форм, различия цвета листвы, ствола, покровов разнообразных пород деревьев. Наряду с многосеансными сложными этюдами, необходимо писать быстро, в течение получаса, небольшие этюды, чтобы суметь верно схватить тон и правильно передать цвет окружающих предметов, так как в природе часто все очень быстро меняется».

В своих этюдах Бялыницкий-Бируля не только фиксировал наблюдения над природой. Создавая их, он проводил большую творческую работу по подготовке картин. Художник считал, что картину необходимо неустанно пополнять наблюдениями, поэтому, однажды написанное нужно без конца проверять, корректировать все новыми и новыми этюдами. В то же время он не отрицал, что можно писать картину целиком с натуры, хотя сам почти всегда создавал свои картины на основе этюдов.

Натурные работы художника заметно отличаются от полотен написанных в мастерской, они имеют выраженную фактуру, корпусный «смачный», энергичный мазок, более материальны, тонально контрастнее и выглядят весомее. Напротив, работы выполненные в мастерской имеют сближенную тональность и мягкую серебристую гамму. В принципе, все работы художника отличает скромность цветовых сочетаний, колорит его работ строится на не интенсивных красочных смесях строго подчиненных общей тональности.

Художник никогда не увлекался разнообразием тем и мотивов, кроме излюбленных пейзажей он иногда писал натюрморты («Фиалки», 1937) и совсем редко – интерьеры. Витольд Каэтанович подолгу жил в своем имении в Тверской области, ходил по окрестностям и соседним деревням, часто писал одни и те же места. Отличаясь невероятной работоспособностью, художник создал огромное количество картин. В его обширном творческом наследии можно встретить множество повторений одних и тех же удачных работ отличающихся временем создания, незначительными деталями и качеством живописи. В одном Белорусском национальном музее в Минске есть несколько одинаковых картин выполненных в разное время: «Половодье», «Час тишины», «Вешние воды», «Осень, аллея. Ленинские горки». Были и попытки отвечать запросам времени, художник пытался создавать картины на современные индустриальные темы, но сама тонкая, изящная живописная манера Бялыницкого, как бы протестовала против этого, она резко диссонировала с сюжетной линией картины. Эти работы со шлюзами и гидроэлектростанциями выглядели странно и даже нелепо («Заполярный круг. Водосброс электростанции Нивагэс», 1930).

В 1928 году художником была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны – усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 году – виды Пушкинских Гор, в 1942 – пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. Создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска (1944). Летом 1947 года писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком ещё с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретённая за многие годы творческой работы.

Произведения В. К. Бялыницкого-Бирули находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном художественном музее Белоруссии (Минск), Музее современной истории России, Могилёвском мемориальном художественном музее В. К. Бялыницкого-Бирули, Белыничском художественном музее В. К. Бялыницкого-Бирули, Вологодской областной картинной галерее, Самарском художественном музее, Тверской галерее, Химкинской картинной галерее имени С. Н. Горшина. Его творчество представлено в музеях Воронежа, Костромы, Красноярска, Нижнего Новгорода, Томска, Челябинска, Козьмодемьянска, Ставрополя, Одессы, Днепропетровска, Киева, многих других российских и зарубежных музеях и галереях мира. Работы художника всегда были популярны у коллекционеров, его картины входят в многочисленные частные собрания. Особенно его творчество ценили деятели искусства и науки – актеры, музыканты, писатели, певцы, академики.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Родился этот замечательный человек 29 февраля 1872 года в фольварке Крынки (недалеко от д. Техтин) современного Белыничского района в семье мелкого арендатора. Из-за конфликтного характера отца им часто приходилось менять место жительства. Но именно благодаря этому обстоятельству юный Витольд смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Значительно позднее, находясь в плену детских воспоминаний и впечатлений, он будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.

О тех годах он вспоминал: «Я — белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже — в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые, оценив возможности юноши, познакомили его с М. Мурашкой — руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем занимается в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Дружеские отношения с преподавателями, художниками-передвижниками Н.Невревым, С.Коровиным, И.Прянишниковым, усвоение их богатого профессионального опыта оказали основное влияние на формирование его вкуса и художественной манеры.

В то же время В.Бялыницкий-Бируля знакомится с И.Левитаном. Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр — пейзаж, только тогда приобретает художественность, трогает разум и душу человека, когда через цвет и тени красок передает правду жизни. Позднее исследователи творчества художника отмечали, что в пейзажах живописца всегда невидимо присутствовал человек, его дух.

С 1897 года В.Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.

С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В.Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.

Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.

В последующие годы его творчество тесно связано с «Чайкой» — дачей, которую он построил в 1912 году недалеко от мест, где часто работал И.Левитан (Тверская область). Озеро Удомля и его окрестности послужили неисчерпаемой криницей мотивов для дальнейших этюдов.

В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в Клину, на родине П.Чайковского, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки.

Тема Великой Отечественной (1941—1945) войны вошла в творчество В.Бялыницкого-Бирули как большая незаживающая рана. Об этом периоде он оставил картины «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942) и другие.

В 1944 году он, уже известный мастер, получает звание народного художника Беларуси, а в 1947 году становится народным художником России и избирается действительным членом Академии искусств СССР. Весной того же года, после долгой разлуки с родными местами В.Бялыницкий-Бируля посещает Беларусь: «…Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу, — говорил художник. — Когда я выхожу писать, мне тяжко оторваться от зеленеющих озимых всходов. Я вижу на окраинах дорог подбитые немецкие танки. Они напоминают мне о том, что еще недавно здесь шли кровопролитные бои… Годы меня сковывают. Иначе я побывал бы на Полесье, или в Краснополье, или у местечка Чаусы на Могилевщине. Какие там живописные места…».

Находясь на родине, в 1947 году художник создает около тридцати картин, этюдов и эскизов: «Беларусь. Вновь зацвела весна», «Беларусь. Яблони в цвету», «Старая белорусская деревня», «Зазеленели белорусские березки» и другие.

В.Бялыницкий-Бируля не случайно считается непревзойденным мастером весеннего пейзажа. Известно более двухсот его полотен, где отображено пробуждение природы, ее обновление. Эти картины носят лирический, эмоциональный характер. По приглушенной палитре неярких красок, неуловимому переходу и чередованию цветов произведения живописца узнаются безошибочно. Он был тонким знатоком природы, хорошо понимал ее состояние, подмечал оттенки и показывал этот дивный зеленый цвет в динамике, постоянном изменении. В.Бялыницкий-Бируля всю жизнь писал землю, воду и небо, используя всего три-четыре краски. Но этой скромной палитры мастера вполне хватало тем, кто любил чарующую красоту пейзажей, их тихую светлую грусть. С любовью вспоминал он о своем детстве в природе: «Моя жизнь с детства постоянно связана с природой. В ней и с ней для меня всегда был смысл жизни. Я вырос в деревне, в природе, в народе».

Умер великий художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Белыничах и Могилеве действуют два художественных музея имени академика живописи Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, где экспонируются десятки оригинальных полотен художника. В Белыничском районе постоянно проводятся пленэры с участием художников из Москвы, Костромы, Минска, Могилева, Белынич, после чего значительно пополняются фонды художественных музеев. В городском поселке Белыничи и Могилеве именем знаменитого живописца, нашего земляка, названы улицы. На месте бывшего фольварка Крынки (уд. Техтин), где родился художник, установлен мемориальный знак.

Встречи с художниками. Витольд Бялыницкий-Бируля - известный живописец импрессионистического пейзажа

Описание: В данной статье повествуется история жизни и творчества знаменитого живописца пейзажа Витольда Бялыницкого-Бирули, предлагаются вопросы и задания для закрепления знаний учащихся.
Назначение: Материал адресован родителям, педагогам, учащимся.
Цель: Знакомство с миром искусства, с творчеством художника В. К. Бялыницкого-Бирули.
Задачи: расширять кругозор учащихся; способствовать развитию умения чувствовать, понимать и создавать прекрасное; развивать художественные способности.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля - художник, обладающий уникальным талантом тонкого лирика, яркой творческой индивидуальностью.
Родился Витольд Бялыницкий-Бируля в 1872 году в усадьбе Крынки, около Белынич, на Могилевщине, где отец арендовал землю. Мягкая неброская красота белорусской природы с ее лесами, полями, реками и озерами не могла очаровать душу будущего художника простотой мотивов, спокойными красками окружающей природы. Видимо, эти первые детские впечатления о красоте родного края жили в его зрительных представлениях и на всю жизнь запали в его сердце. Свои первые рисунки будущий художник изображал на простой бумаге, затем он выполнял акварельные наброски, на которых были запечатлены родные пейзажи. В родительском доме художника постоянно звучали музыка и поэзия. С нежностью Витольд Каэтанович вспоминает мать, которая читала сказки Пушкина, пела чудесные песни и романсы, а крестьяне-охотники учили его любить и понимать природу.
Для получения образования В. К. Бялыницкий-Бируля переезжает в Киев, где учится во Владимирском кадетском корпусе, но живопись не оставляет и одновременно учится в школе рисования Н. Мурашко, известного преподавателя и художника. Далее - учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких выдающихся художников, как С. Коровин, В. Поленов.
В 1892 году П. М. Третьяков для своей галереи приобрел картину молодого художника «Из окрестностей Пятигорска». С этого времени Витольд Бялыницкий-Бируля начинает постоянно экспонировать свои работы на выставках. Его картины часто удостаиваются наград. Так, в 1899 году живописное полотно «Весна идет» на ежегодном конкурсе Московского объединения любителей художеств было отмечено первой премией.
В 1908 году В. К. Бялыницкий-Бируля получает звание академика Императорской Академии художеств. Художник воссоздает новое направление в пейзажной живописи.
В. Бялыницкий-Бируля дружил с И. И. Левитаном, иногда их работы экспонировались на одной выставке.
В начале 20 века художник путешествует по странам Европы: Швеции, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, изучает опыт знаменитых живописцев Запада.
в 1901 году на Кавказской юбилейной выставке талантливый живописец получает золотую медаль за картину «Вечные снега», за произведение «Час тишины» в 1911 году золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, за картину «Зимний сон» - бронзовую медаль в Барселоне.

Зимний сон. 1911 г.


Час тишины. 1947 г.

В. К. Бялыницкий-Бируля создает новый вид пейзажа - мемориальный. В 1936-1937 г. к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина пишет цикл картин, посвященных пушкинским местам.
Заслуживает внимание уникальный цикл морских пейзажей - «Баренцево море», «Поморье» и др.
За выдающиеся творческие достижения и большую художественно-общественную деятельность В. К. Бялыницкий-Бируля в 1937 году был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1943 году художник получил почетное звание народного художника Белорусской ССР.
В своих полотнах художник передает красу живописной природы Беларуси: «Минские околицы. Белая дача», «Яблони в цвету», «Опять расцвела весна», «Зазеленели белорусские березки».


Яблони в цвету. 1947 г.


Зазеленели белорусские березки

В 1947 г. В. К. Бялыницкий-Бируля получил почетное звание народного художника РСФСР, был избран действительным членом Академии художеств СССР. Редко кому суждено было при жизни являться академиком двух академий - Императорской и Союза ССР.
Знаменитый живописец прожил 85 лет.
В 1970 году на родине художника в Белыничах был открыт районный музей имени В. К. Бялыницкого-Бирули, в котором экспонируются 26 произведений известного пейзажиста («Лед прошел», «Лес зазеленел», «Последний снег»).


Последний снег.1930 г.

Творческое наследие художника огромно: им создано около 2000 произведений, многие из которых находятся в разных музеях и коллекциях. В Национальном художественном музее Республики Беларусь хранится самая значительная коллекция - 460 картин и этюдов, которыми мы гордимся и не перестаем восхищаться.

После знакомства с творчеством художника ребятам предлагаются репродукции картин на темы «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».
Можно предложить ответить на вопросы: Почему пейзажи художника называют лирическими? Какие цвета и оттенки художник использовал в своих работах? Нравятся ли вам картины? Почему?
Предлагаю вопросы для викторины:
1. Когда родился мастер пейзажа В. К. Бялыницкий-Бируля?
2. Где художник получил свое образование?
3. Как прошло детство знаменитого художника?
4. Какие награды и звания были присвоены Витольду Бялыницкому-Бируле?
5. Назовите несколько работ художника.
6. Где хранятся картины знаменитого живописца?

Дорогие взрослые и ребята! Изучайте духовное наследие своего народа! Стремитесь к прекрасному!