Выставка ослиный хвост. Художественное объединение «Ослиный хвост. Как французский журналист высмеял художников-модернистов с помощью осла

«Ослиный хвост» — одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михиалом Фёдоровичем и Натальей Сергеевной . Данная организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 2010 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла. К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в «Ослином хвосте» состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие. В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее. Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов. Для многих «Ослиный хвост» тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.

Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только консервативно настроенной публике, но и объединению «Бубновый валет». По мнению Ларионова, члены «Бубнового валета» относились к западному искусству с преувеличенным вниманием и недооценивали русские художественные традиции.

Художники, участвовавшие в выставке «Ослиный хвост», стремились соединить живописные приёмы европейской школы с достижениями русской вышивки, лубка, иконописи. Скрытый протест против западного влияния содержался и в самом названии объединения. Это был намёк на скандальную ситуацию, возникшую в парижском «Салоне независимых» 1910 г. Противники новых форм в живописи попытались выдать за шедевр авангардного искусства холст, размалёванный хвостом осла.

Участникам выставок не удалось создать цельного направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства исследователей название «Ослиный хвост» прочно связано с понятием «примитивизм», и прежде всего с творчеством его лидеров.

Михаил Фёдорович Ларионов (1881 - 1964) родился в городе Тирасполе Херсонской губернии в семье военного фельдшера. С 1898 по 1910 г. он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; его преподавателями были Валентин Александрович Серов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин. В 1900 г. Ларионов встретил Наталию Сергеевну Гончарову (1881 - 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.

В 1906 г. молодые живописцы начали активно выставляться: имена Ларионова и Гончаровой стали известны широкой публике благодаря выставке Московского товарищества художников. В том же году они приняли участие в экспозиции Союза русских художников. А за два года до этого, в 1904 г., Ларионов познакомился с известным театральным и художественным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым и в 1906 г. по его приглашению показал свои работы на петербургской выставке объединения «Мир искусства». Вскоре он вместе с Дягилевым и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправился в Лондон и Париж, где Дягилев из просветительских соображений представил в двенадцати залах Осеннего салона русское искусство различных периодов и направлений. Произведения Ларионова, Гончаровой и Кузнецова вошли в раздел «самоновейших».

После 1907 г. Ларионов увлёкся примитивизмом. Об этом говорят энергичные мазки, сочные, красочные пятна, чёткие контуры, ничем не стеснённая фантазия, и прежде всего сюжеты, взятые из провинциальной городской жизни: «Прогулка в провинциальном городе», «Кафе на открытом воздухе», «Провинциальная франтиха» (все работы 1907 г.). В 1907 г. Ларионов сблизился с поэтом и художником Давидом Давидовичем Бурлюком (1882-1967), одним из основателей русского футуризма; совместно они устроили в Москве выставку «Стефанос». А в 1910 г. живописец оказался в числе основателей объединения «Бубновый валет», вокруг которого сплотились сторонники примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов и Гончарова покинули «Бубновый валет» и организовали экспозицию «Ослиный хвост». Через год открылась новая выставка «Мишень», а вслед за ней появилась и творческая группа под тем же названием.

В 1912-1913 гг. Ларионов и Гончарова много работали над оформлением книг поэтов-футуристов. Это были так называемые литографированные книги - написанные от руки на литографском камне и в этой же технике проиллюстрированные.

В начале 10-х гг. мастер пришёл к идее лучизма - одного из первых вариантов беспредметной живописи. В брошюре под этим же названием он объяснял это понятие так: «Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника». В первых «лучистых» полотнах Ларионова хорошо заметны мотивы природы: «Осень жёлтая», «Петух» («Лучистый этюд»), «Лучистый пейзаж» (все работы 1912 г.).

В 1914 г. Ларионов помогал Гончаровой создавать декорации к опере-балету Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок» для дягилевских «Русских сезонов», выполненные в авангардном стиле.

Затем началась Первая мировая война, ставшая тяжёлым испытанием в жизни мастера. Творческие планы пришлось отложить на неопределённый срок. Ларионов, призванный в армию, участвовал в боях в Восточной Пруссии, был контужен и после лечения в госпитале демобилизован. После выздоровления он присоединился как художник-декоратор к балетной труппе Дягилева в Швейцарии и в Россию уже больше не вернулся.

В произведениях Наталии Гончаровой прослеживаются несколько иные мотивы. Темы некоторых её работ явно навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.; «Подсолнухи», 1908-1909 гг.; «Рыбная ловля», 1909 г.). Влияние Гогена чувствуется в мягких, как бы тягучих контурах фигур, в контрастах плотных, чуть матовых красок Однако русские фольклорные традиции привлекали Гончарову столь же сильно. На полотне «Птица Феникс» (1911 г.), обращаясь к сказочному образу, художница передаёт атмосферу фантастического действа прежде всего через цвет - необычайно яркий, словно пламенеющий изнутри. Особенно хороши в творчестве Наталии Гончаровой картины, на создание которых её вдохновили иконы. Выразительный пример тому - «Спас в Силах» (1911 г.).

Всего сто лет назад искусство было в центре внимания общества и вокруг него кипели нешуточные страсти. Эта статья, опубликованная в 1920 году в журнале «Нива» - попытка высмеять прогрессивных художников из Салона Независимых. А насколько эта попытка удалась - судить вам.

Как французский журналист высмеял художников-модернистов с помощью осла

Много раз обрушивалась здравомыслящая художественная критика на художников-декадентов с их эксцентрическими, явно нелепыми произведениями: но никогда никакая критика не достигала таких громовых результатов, каких достиг остроумный фарс, недавно проделанный парижским журнальчиком Fantasio над художниками кружка «Независимых».

«Независимые» имеют свой «Салон», усердно посещаемый публикой, которая удивляется, негодует, смеется, но охотно ходит к «Независимым» ради любопытства и некоторой любви к скандалу. В этом году действительно с этими художниками произошел скандал - небывалый, злостный...

Приблизительно месяца полтора-два тому назад в некоторых газетах появился пламенный манифест «Школы Эксцессивистов». Манифест был подписан звучным, доныне еще никому неизвестных именем Иоахима-Рафаэля Боронали и гласил следующее: «Чрезмерность во всем - это сила, единственная сила! Солнце никогда не может быть слишком жарким, небо слишком зеленым, отдаленное море слишком красным, сумерки слишком черными... Истребим бессмысленные музеи! Долой постыдную рутину ремесленников, изготовляющих конфетные коробки вместо картин! Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствует ослепительная фантазия и воображение!»

Вскоре после того в «Салоне Независимых» появилась необыкновенная картина, подписанная тем же самым Боронали. «Независимые» пришли от нее в восторг: в ней действительно не было ни линий, ни рисунка, а какой-то хаос кричащих, вопиющих красок. Красная, голубая, зеленая - краски танцевали в ней какую-то дикую тарантеллу... Содержание картины было абсолютно непонятное и невозможное. Однако она носила весьма поэтическую подпись: «Et le soleil s’endormit sur l’Adriatique» («И солнце уснуло над Адриатическим морем»). Нужно, впрочем, заметить, что и другие картины на выставке «Независимых» были в этом же роде...

Картина Боронали сделалась «гвоздем» выставки. «Независимые» взирали на нее с умилением. Имя «знаменитого» Боронали было у всех на устах. И вдруг произошло нечто в высокой степени неожиданное: в «Салон» явились некие господа и предъявили нотариальное удостоверение о том, что картину «И солнце уснуло над Адриатикой» - писал осел своим хвостом...

В нотариальном протоколе, составленном нотариусом И. А. Брионн, было очень обстоятельно и деловито изложено следующее: «Редакция журнала Fantasio, желая дискредитировать художников-декадентов, „ангажировала“ из кабарэ Lapin agile осла. В присутствии нотариуса к хвосту осла привязали кисть с краской, поставили осла задом к полотну, и один из „злоумышленников“ стал кормить его печеньем. Осел благодарно помахивал хвостом - и... рисовал им Адриатическое море... Кисть неоднократно меняли - и в результате получилась вышеупомянутая картина, „поражающая богатством и изысканностью своего колорита“»

Осел выражает в красках свои приятные вкусовые ощущения

Скандал вышел потрясающий... И только теперь «Независимые» догадались, что звучная «итальянская» фамилия Боронали есть просто анаграмма французского слова Aliboron, т.е. «осел», «невежда».

Этот чисто французский фарс с участием представителя публичной власти и приложением казенной печати оказался прекрасным способом борьбы с невежеством и наглостью маляров-модернистов. «Смешное убивает», - говорят французы, и можно с уверенностью сказать, что «Эксцессивисты» в роде «Независимых» или наших «Треугольников» могут быть совершенно развенчаны подобным путем в глазах публики, которую они морочат своим художеством. Монмартрский Алиборон задел своим хвостом не одних только французских художников-неучей: история с картиной Боронали успела облететь уже всю Европу...

В самом деле, что теперь могут возразить всякие эксцессивисты? Многого ли стоят их произведения, когда осел своим хвостом рисует ничуть не хуже их? Какой блестящей конкуренции дождались они!

От редакции «Избранного»

Общество Независимых художников (фр. Société des Artistes Indépendants) - объединение художников, созданое в Париже 29 июля 1884 года. Среди основателей - Альбер Дюбуа-Пилле, Одилон Редон, Жорж Сёра и Поль Синьяк.

Во Франции того времени было много художников, не имеющих никакой возможности выставлять свои полотна, и, следовательно обрести признание и заработать себе на жизнь. Это были оппозиционеры всех мастей, разного рода неблагонадёжные, а также просто художники и скульпторы, чьё творчество не пользовалось поддержкой Королевской Академии.

Число опальных творцов и произведений искусства, отвергнутых парижскими салонами, росло с каждым годом - художникам пришлось самоорганизовываться. Так в 1884 году образовалась Группа Независимых художников. В этом же году они получили разрешение от властей на проведение первой выставки. С 15 мая по 15 июня 1884 года посетители увидели более 5 000 современных полотен более чем 400 художников. Выставка вызвала огромный интерес и самые противоречивые реакции в обществе - от обожания до ненависти.

В 1920 году Салон Независимых получил в своё распоряжение парижский Большой дворец. «Независимые» существуют до сих пор и регулярно проводят выставки. В разные времена в салоне выставлялись Марк Шагал, Малевич, Василий Кандинский, Анри Матисс, Винсент ван Гог и т.д. и многие другие.

Надо ли говорить, что поначалу «Независимые» вызывали страшную аллергию у «здравомыслящей художественной критики», да и просто у добропорядочных граждан.

Созданное в 1912 году российское художественное объединение «Ослиный хвост» — одно из самых известных. Название сообществу дала выставленная в Париже картина, нарисованная хвостом осла. В эту снискавшую скандальную славу организацию входили художники, имеющие сходные взгляды и увлекающиеся авангардным направлением в искусстве. С самого основания «Ослиный хвост» был в центре внимания. Однако, несмотря на свою популярность и скорый взлёт, уже через год после основания, в 1913 году это сообщество художников прекратило своё существование.

Участники «Ослиного хвоста»

Художники, входящие в сообщество, ратовали за объединение европейской школы живописи с русской народной традицией. Старинные картины участников «Ослиного хвоста» образца начала 1910 годов исполнены в нарочито примитивном стиле. Они напоминают лубок, этно-примитивизм - и всё это в сочетании с авангардизмом.

Помимо организаторов «Ослиного хвоста» Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в состав объединения входили многие дркгие художники. Среди них В. Барт, К. Малевич, В. Татлин, А. Шевченко. Несмотря на популярность «Ослиного хвоста», постепенно многие участники начали отходить от избранного объединением направления, желая попробовать свои силы в других жанрах и стилях - это и послужило причиной распада сообщества.

Примечание эксперта по антиквариату

Сегодня работы, созданные участниками данного объединения, пользуются особой популярностью на рынке . Коллекция салона Старый Петербург предлагает посетителям ознакомиться с богатой коллекцией старинной живописи. Наши специалисты произведут оценку Вашего антиквариата бесплатно, как по телефону, так и в режиме онлайн.

"Ослиный хвост" -- группировка молодых художников, отделившаяся от

"Бубнового валета" и организовавшая в 1912 г. в Москве совместно с членами

"Союза молодежи" одноименную выставку. Среди ее участников -- М. Ф.

Ларионов, Н. С. Ночарова, К. С. Малевич, В. С. Барт, А. В. Шевченко и др.

Выставка наглядно показала, чем творческие устремления ее организаторов

отличаются от искусства "бубновалетовцев". Если последние ориентировались

главным образом на современную французскую живопись, то Ларионову,

Гончаровой, их единомышленникам оказалось интересным соединить достижения

новейших европейских школ с национальным русским искусством. Отсюда интерес

этих художников к народному творчеству, лубку, иконописи, а также к

примитивным формам изображения, детскому рисунку, искусству Востока, в

котором они открывали для себя чистые, первозданные традиции.

«Ослиный хвост» - название художественной выставки 1912 г., а затем и объединения московских живописцев, выделившихся из группы «Бубновый валет»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, В. Барта, А. Шевченко и др.
Раскол «Бубнового валета» произошел по принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока. Поводом для оригинального названия послужила мистификация, происшедшая в парижском «Салоне независимых» 1910 г., когда там была выставлена картина под таким же названием, действительно «написанная» хвостом осла. По этому случаю молодые русские художники заявили: «Теперь мы поднимаем перчатку. Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом» 1 . Картины Ларионова и Гончаровой - лидеров группы - подтверждали этот вызов общественному мнению, они отличались намеренной грубостью, упрощением формы, стилизацией под народный примитив. Так, присутствие на выставке «Четырех Евангелистов» и изображений Святых, стилизованных Гончаровой под лубок, цензура сочла кощунственным.

Картины лидеров

группы отличались нарочитым огрублением форм, стилизацией под живопись

примитивов. Выставка оправдала ожидания устроителей, произведя впечатление

близкое к скандалу.

После выставки группа ее организаторов сохранила название "Ослиный

хвост". В течении всей второй половины 1912 г. они вели переговоры о

вступлении в "Союз молодежи" в качестве московского филиала. Другое

направление работы состояло в организации собрания, на котором должны были

присутствовать члены группы "Ослиный хвост", обществ "Союз молодежи" и

"Бубновый валет" с целью выработать совместную программу. Однако

принципиальные расхождения эстетического характера между тремя этими

группировками сделали решение этой задачи невозможным. К 1913 г. группа

"Ослиный хвост" фактически распалась.

На своих выставках «Ослиные хвосты» показывали не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивного живописца Нико Пиросманишвили, которого они открыли для художественной общественности. В экспозициях также участвовали В. Д. Бубнова и Волдемар Матвей.

В 1913 г. группа распалась, а ее лидер Ларионов уже создавал новое абстрактное искусство - «лучизм».