Методические рекомендации на уроках пейзажа в старших классах. План – конспект открытого занятия на тему «Весенний пейзаж VII. Выставка работ. Оценивание

Маметова Аида Аюпжановна - учитель начальных классов.

24.04.2014

г.Алматы

Конспект урока по ИЗО во 2 «Д» классе на тему:

"Весенний пейзаж"

Цель:

Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

    Закрепить представления детей о весне.

    Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

    Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

    Научить составлять весеннюю композицию, используя краски.

Развивающая:

развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

    Воспитывать у детей любовь к родному краю.

    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

    Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

    Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Оборудование: бумага А3, А4, карандаши цветные, краски, кисти, репродукции картин с изображением пейзажей, стаканчики для воды, мелодия Чайковского «Времена года»

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Ход урока

Класс делится на 4 группы.

1.Организационный момент.

Учитель. Ребята! Давайте мы начнём урок с улыбки, посмотрите к нам пришли гости, улыбнитесь им и друг другу и пожелайте творческих успехов, а теперь посмотрим и проверим, всё ли у вас готово к уроку. На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

Сегодня урок необычный! Мы работаем в коллективе по группам. Вспомним, какие правила для групп мы с вами выводили? (Дети отвечают)

Правила работы в группе:

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Активность.

    Правило «стоп»

    Ставить перед собой цель и достигать его.

    «Разум человека проявляется в ясности его речи»(точность, выразительность, доступность, правильность и смысл)

    Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Актуализация опорных знаний.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна (вывешивается наглядность-ВЕСНА)

Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

3.Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать, красиво говорить)

А ещё будем продолжать расширять свои знания о жанрах в изобразительном искусстве и рисовать весенний пейзаж.

4. Подготовка к изучению нового материала.

Какие весенние месяцы вы знаете?

(ответы детей) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

Какой первый месяц?

Действительно, первый месяц весны - это март.

(Учительница демонстрирует иллюстрацию с изображением марта).

«Снег дырявым в марте стал,

И почти совсем опал.

Он уже не чисто белый,

Не пушистый, словно прелый».

ЗАДАНИЕ №1(Выполняется и обсуждается в группе, один из учеников защищает свою команду)

Подберите образное сравнение для описания мартовского снега.

А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное)

- (Мнения учащихся) белый пористый шоколад, перина, лист пенопласта, серая вязаная скатерть, перламутровый, пух, облака, шуба.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель).

Какой сейчас месяц?

Назовите второй месяц весны.

- Действительно, второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.

Представьте себе нарисованный нами образ второго весеннего месяца.

- Вскрылись в апреле реки. Лед на реке весной тоже просыпался постепенно: сначала потемнел, затем нахмурился и покрылся трещинами. И только потом стал раскалываться, постепенно приходя в движение. Льдины поплыли по реке, постоянно сталкиваясь и разбиваясь.

- В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В апреле земля освободилась от снежного плена. Скинула с себя зимние лохмотья. Она обрадовано оттаяла и вдоволь напилась водой.

Какую картинку вы нарисовали в своем воображении?

Пригревающее солнце стало подсушивать верхний темно-коричневый слой земли. В апреле земля преет-прогревается. Журчат весенние ручьи.

Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?

(Мнения детей).

- Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.

ЗАДАНИЕ №2

Выберите и отметьте приметы, по которым люди в апреле подмечают, что этот год будет теплым.

¨ Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.

¨ Из березы течет много сока - к прохладному, дождливому лету.

¨ Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

¨ В апреле днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.

А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку.

5. Минутка здоровья.

Весна, весна! Пришла весна:

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднято гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит,

Посланец он весны надежный

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Какой последний месяц весны?

(ответы детей)

Третий месяц весны - май. Май можно сравнить с красивой, улыбающейся девушкой, с широко открытыми глазами, в волосы которой вплетены яркие цветы. Она гордой походкой идёт по земле, покрытой зелёным ковром.

Представьте себе нарисованный нами образ третьего весеннего месяца.

- Май в народе не зря называют - травень, цветень. В этом месяце повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев. Растут крокусы, сон-трава, лютики и другие весенние цветы. В садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки и др. Поднимаются пионы, лилии, ирисы. Через месяц после зацветания мать-и-мачехи цветут шиповник, липа, крыжовник, смородина, зеленеют яблони.

ЗАДАНИЕ №3

Выберите и отметьте картинку, соответствующую майской природе.

(учащиеся в группах рассматривают картинки и выбирают нужную и вклеивают, ответы защищаются)

ЗАДАНИЕ №4
– В каждой группе по 3 репродукции художников, разделите их по жанрам
. - На какие группы разделили?

1-я группа - натюрморт.

2-я группа - портрет.

3-я группа - пейзаж.

Почему эти три картины отнесли к пейзажу?

Чем различаются эти три картины?

Что может быть изображено, когда рисуют пейзажи? ( Художник изображает поля, небо, леса, дом, природу.)
- Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются
временами года, временем суток, цветом (теплые и холодные, хроматические, ахроматические) - Колоритом. Колорит – это сочетание цветов в картине. А сочетание цветов что передаёт? (настроение)

Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

Обратите внимание на эту картину Левитана.

И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Прослушайте стихотворение Федора Тютчева.

Чтец:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

(Мнения детей).

Назовите важнейшую примету этого весеннего месяца.

6.Прослушивание музыкальной пьесы.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

7.Практическая работа.

ЗАДАНИЕ № 5.

Рисование весеннего пейзажа. Показ сложных элементов учителем.

Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны , когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре : голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и цветными карандашами и мелками. С этими художественными материалами вы уже знакомы. Незабываем о линии горизонта , она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

8.Практическая работа.

Теперь будьте внимательны, чтобы все сделать правильно и аккуратно. (Поэтапное выполнение задания).

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Этапы изображения:
- Вы как художники знаете с чего начинается работа?
- С наброска.
-Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.

Смачиваем кисть водой.
-Затем приступаем к заливке: ближе к горизонту светлее цвета, к краю – темнее.

А что по тону будет светлее: земля или небо? (Небо светлее и прозрачное)

9. Информации о домашнем задании (по выбору учащихся)

Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему.

Художники пишут картины.

Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры.

Поэты сочиняют стихи о природе.

Композиторы сочиняют красивую музыку.

10. Подведение итогов урока (Огонёк общения)

Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске.

Я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы?

Я рада, что есть радость, восторг, грусть.
- Молодцы, вы все хорошо потрудились.

(Оценка работ учащихся)

11. Рефлексия.

У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании?

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали? Ребята, на доске прикреплены смайлики, если вам понравился урок и вы узнали много нового то возьмите смайлик который улыбается, если вам урок не понравился и нового вы ничего не узнали то смайлик который плачет.

Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

Спасибо за урок! До встречи на следующем уроке!

Литература:

1.Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.

М. ВЛАДОС, 2004г.-276 с.

2.Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство, 2 класс

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Неповторимая весна».

Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 2-3 классов.


Сафронова Кристина Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства МБОУ г. Иркутска СОШ №7.
Описание материала: Данный конспект урока подходит для детей 8-9 лет, как для уроков изобразительного искусства, так и для внеурочной деятельности. В ходе изучения нового материала учащиеся узнают о том, что благодаря определенной палитре цветов можно нарисовать пейзаж любого весеннего месяца. Совместно с традиционным изображением живописного фона учащиеся используют нетрадиционный прием рисования – выдувание рисунков для рисования деревьев. И в конце выполнения рисунка учащиеся снова берут кисточки для завершения и украшения рисунка. Смена видов деятельности вызывает интерес у учащихся к художественному творчеству, повышает работоспособность и достигает интересных результатов.
Цель: Выполнить живописное изображение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков. Обучающие:
- Учить находить самые главные особенности мартовского, апрельского и майского пейзажей на примере пейзажей русских художников.
- Закреплять знания работы с акварельными красками, смешивать цвета для получения новых оттенков.
- Повторить правила работы рисования с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, фантазию, эмоциональное эстетическое восприятие окружающего мира, природы.
- Развивать элементарные навыки культуры труда.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к природе, творчеству, коммуникативную культуру общения.

Универсальные учебные действия

Личностные:
- Иметь положительное отношение к учению.
- Совершенствовать имеющиеся навыки работы с акварельными красками.
- Закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Регулятивные:
- Понимать и сохранять учебную задачу.
- Контролировать процесс и результаты деятельности.
- Адекватно оценивать достижения свои и одноклассников.
Познавательные:
- Выбирать основания и критерия для сравнения произведений живописи с литературными произведениями.
- Самостоятельно выбирать расположение листа и создавать композиции в нем.
- Самостоятельно находить пути решения творческой задачи.
Коммуникативные
- Адекватно слушать учителя, одноклассников.
- Участвовать в общей беседе: слушать, отвечать на поставленные вопросы, анализировать ответы одноклассников.
Материально-техническое обеспечение
Наглядный материал: презентация по теме урока, примерные работы.
Оборудование для учителя: 3 шаблона палитр из ватмана, гуашь, формат А3, кисть №12, кисть №2, баночка с водой, тушь черная, тушь красная, палитра, трубочки для коктейля.
Оборудование для ученика: гуашь, формат А4, кисть:5, №1, баночка с водой, палитра.
Тип урока: комбинированный.

1. Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный этап
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.

Это стихотворение детского поэта Виктора Лунина
- Ребята скажите, о чем это стихотворение?
О весне.
- С каким образом сравнивает автор стихотворения весну?
С художницей, которая пробудилась ото сна.
-А вы сегодня хотите стать художником как весна?
Да.
Для этого слушайте внимательно и выполняйте все старательно

3. Актуализация знаний.
Весна – самое удивительное, прекрасное время года, это время когда просыпается природа. Спокойно становится на душе, хочется радоваться, больше находиться на улице, при этом появляется много сил и энергии.
- На основе стихотворения и небольшой беседы в начале урока можем ли мы назвать тему урока?
Конечно же, весна, весенний пейзаж.
Посмотрите на работы выполненные ребятами.
- Похожи ли они друг на друга?
Все рисунки разные
- А что всё-таки общее между ними?
Деревья нарисованы при помощи трубочки для коктейля выдуванием рисунков из капли краски.
Итак, тема урока «Неповторимая весна». Выполнение живописного изображения весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.

4. Изучение нового материала.
Многие художники и поэты восхищаются этим удивительным временем года. И благодаря их произведениям мы можем увидеть и почувствовать абсолютно разную весну.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется «Март".
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!

Гайда Лагздынь
- Какой месяц описывается в данном стихотворении?
Март
- Какие особенности первого весеннего месяца?
Морозно, небо хмурое, прилетают птицы, еще лежит снег.
Таким образом, описывает поэт самый первый весенний месяц.
Художники тоже любят изображать этот удивительный весенний месяц.
Перед вами картина Исаака Левитана «Март»
- Какие фрагменты на картине говорят о том, что это начало весны?
Теплое солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья покрыты снегом, листьев еще нет, можно разглядеть присутствие скворечника на дереве. На полосах дороги уже растаял снег. Лошадка томится на солнышке.
Хорошо! А теперь послушайте следующее стихотворение Самуила Маршака Апрель! Апрель!
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- Какие перемены в природе описывает автор стихотворения?
А теперь рассмотрим глубоко прочувственную картину Василия Бакшеева «Голубая весна»
- Что вы можете рассказать о весне, представленной в этой картине?
С бесподобным мастерством художник сочетает желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев.

И еще одно стихотворение, конечно же, о мае месяце.
И. Авенберг
Зелень на деревьях
Первые листочки.
И на всех газонах –
Желтые цветочки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита.
Ярким майским цветом.
В голубом раздолье
Щебет не смолкает,
Пятнышком веселым
Бабочка порхает.

- Какую природу описывает автор стихотворения?
А вот какую картину написал Станислав Жуковский под названием «Старая усадьба. Май»
Этот художник очень любил изображать старинные русские усадьбы в сочетании с великолепием пейзажей разных времен года.
- Ребята, вы почувствовали разницу между тремя месяцами весны?
Да. Тогда выполним следующее упражнение.

5. Выполнение упражнения «Палитра».
На доске вывешиваются три палитры, вырезанные из формата А4, на слайде три картины, рассмотренные ранее.
Перед вами репродукции картин.
- Каким жанром изобразительного искусства можно назвать эти картины?
Пейзажем.
Совершенно верно. А чтобы на пейзажах показывать разные месяцы весны, определим палитру необходимых оттенков и цветов.
Ученик выходит к доске и рисует главные оттенки и цвета, характерные для мартовского, апрельского и майского пейзажа. Остальные работают в альбоме.

6. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Н четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – продолжаем рисовать!

7. Практическая работа.
Сейчас мы с вами при помощи полученных знаний выполним живописное изображение пейзажа, но для начала разделимся на три команды.
1 ряд – выполняет мартовский пейзаж
2 ряд – апрельский
3 ряд майский.
Начинаем рисовать с фона.
Делим лист на две части, определяя небо и землю.


Выполняем цветовое решение, используем правила воздушной перспективы - небо и земля к линии горизонта становится светлее.



Создаем композицию из деревьев. При помощи трубочки для коктейля из капли коричневой туши (спешиваем черную и красную тушь на палитре) выдуваем деревья.

Урок изобразительного искусства на тему: «Весенний пейзаж», 2 класс

Тема: Весенний пейзаж

Цели:

● формировать понятие о пейзаже; познакомить с видами пейзажа; учить последовательности в работе над пейзажем; научить использовать свойства линейной и воздушной перспективы; ознакомить с творчеством И.И. Левитана, А.К. Саврасова;

● развивать творческий потенциал, эстетическое восприятие, расширять кругозор учащихся, прививать интерес к предмету;

● воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, внимательность и наблюдательность учащихся.

Формирование УУД:

Личностные:

● формировать эстетические потребности: потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности; развивать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями искусства;

● умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные:

● уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

● принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Познавательные:

● развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты:

● научатся самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

● получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;

● формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Оборудование:

Для учителя: презентация, проектор, портреты художников, наглядный материал для рефлексии, ребус, плакат с темой урока, плакаты с последовательностью выполнения рисунка.

Для учащихся: акварель или гуашь, альбом, карандаш, ластик, баночка, тряпочка.

2. Копцева Т.А., Копцев В.П.,Копцев Е.В. Изобразительное искусствоучебник для 1 класса. – М.: Яхонт 2012. Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2012. – 168с.

3. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методическиерекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательныхучреждений. – Москва: Яхонт. – 2012.

План урока:

I. Организационный момент 1

II. Актуализация знаний обучающихся 1

III. Вводная беседа 5

IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка 5

● Физминутка 1

V. Планирование работ учащимися 3

VI. Самостоятельная работа 20

VII. Выставка работ. Оценивание. 1

VIII. Рефлексия 1

IX. Итог урока 2

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок

И позвал нас на урок!

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Нам понадобятся: альбом, кисти, гуашь или акварель, карандаш, ластик, баночка, тряпочка).

Садитесь тихонько!

II. Актуализация знаний обучающихся

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года. (Весна)

Правильно, ребята, это весна.

Как вы догадались? (снег тает, погода теплее)

Назовите мне весенние месяцы (март, апрель, май)

Расскажите, какая весна? Назовите ее признаки (теплая, светлая, птички поют, снег тает, распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, заканчивается спячка у животных).

Какие чувства вызывает пробуждение весны?(радость, хорошее настроение)

Почему говоря о весне, мы говорим «Весна-красна»? (все расцветает, приобретает яркие сочные цвета)

Какие есть цвета у весны? (яркие, солнечные)

Сформулируйте тему урока (весенний пейзаж) [Учитель вывешивает тему на доску].

III. Вводная беседа

Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение.

Мы сейчас сделали словесное описание весны. Рисуя сегодня весенний пейзаж, вы будете учиться создавать образ весенней природы, передавать настроение, свое отношение к увиденному с помощью красок, цвета.

В каком жанре мы будем работать, вы узнаете, отгадав ребус (пейзаж) [Учитель вывешивает ребус на доску].

На доске записано слово «пейзаж»[Учитель вывешивает на доску],

что оно означает? (Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Рисунок, картина, на которых изображена природа).

Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках.

Выделяют различные виды пейзажа, посмотрим на репродукции картин и определим вид пейзажа, рассказывая о нем (морской – Айвазовский «Шторм», сельский – Саврасов, городской, лесной – Шишкин «Утро в лесу», горный – Лысак Геннадий)

Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников Алексея Кондратьевича Саврасова и Исаака Ильича Левитана [Учитель вывешивает портреты на доску].

Давайте посмотрим, как весну изобразили художники. (А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна.Большая вода»).

Рассмотрим репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели».

Что мы видим на ней? (весна, грачи, деревья – березы, река)

Какие краски они использовали для этого? (тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские)

Рассмотрим еще одну репродукцию картины Левитана «Весна. Большая вода».

Когда Левитан работал над картиной “Весна. Большая вода”, он мог вспоминать своего учителя Саврасова, который около двадцати лет назад показал настоящую весну в знаменитой картине “Грачи прилетели”.

Такие же тонкие берёзки, изогнутые и голые, за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения.

Сравним эти картины.

Чем они связаны?(на них изображена весна)

На какой из картин показан солнечный день? Как это определили? (у Левитана, т.к. солнечное небо, нехмурое, светлое)

Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.

Какое небо на картинах? (У Саврасова-хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня)

У Левитана всё запело, зазвучало, исполнилось поэтического смысла. Так вылилась в живописи скромно радостная, чуткая душа художника.

Удалось ли им передать в своих произведениях состояния весенней природы в разную погоду (ясную, пасмурную)?

IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка

Представьте, какой пейзаж вы будете рисовать. Что это за уголок природы: лес, парк, берег реки, поле или луг.

Для начала нужно правильно расположить лист бумаги. Если ширина вашего пейзажа будет больше, то расположим лист горизонтально. Если больше высота, то вертикально.

Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.

Не забываем о правилах линейной, воздушной, цветовой перспективы.

Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше. Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются. Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тусклые и расплывчатые.

Как получить яркий или наоборот тусклый светлый цвет? (для яркости – больше красок, меньше воды).

Какую роль в пейзажах играют образы деревьев? (Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.).Деревья должны быть разными: молодыми (тонкими и стройными), старыми (толстыми и кривыми), красивые, развесистые, среди них пусть будут ели, березы. На веточки можно «набросать» немного светло – зеленой, изумрудной краски. Растет веточка вверх и немного в сторону. И чем больше деревце ветвится, тем оно становится красивее. Старое рисуют так же, только и ствол и ветки у него гораздо толще и извилистее.

Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали), затем выполняем работу в цвете: сначала делаем фон пейзажу, прорисовываем в цвете крупные детали, затем мелкие.

Физминутка

Разомнем наши пальчики, сделаем веерок.

V. Планирование работы учащимися

Итак, внимание, ребята!

С чего мы начнем работу? (с расположения листа)

Что выполняем в конце? (выполняем в цвете)

Какие цвета мы можем использовать в работе?

Как получить более яркий цвет? (больше краски, меньше воды)

Приступаем к работе.

VI. Самостоятельная работа

[Дети выполняют работу, учитель контролирует выполнение, помогает, указывает на недочеты, отмечает положительные стороны. Предупреждает о готовности за 5-7 минут до конца урока.].

VII. Выставка работ. Оценивание

Работы должны быть аккуратными, с соблюдением воздушной, линейной, цветовой перспективой.

VIII. Рефлексия

У меня, ребята, на доске еще один небольшой пейзаж. В нем не хватает нескольких деталей. У меня в руках солнышко и тучка. Сейчас мы с вами их добавим.

Если вам на уроке было все понятно и вы довольны своей работой – поднимите руки. А теперь поднимите те, у кого были затруднения, и он не очень доволен выполненной работой. Больше ребят, которые довольны, значит, мы к пейзажу добавим солнышко.

Молодцы, ребята!

IX. Итог урока

В каком жанре мы с вами сегодня работали? (пейзаж)

Что такое пейзаж? (изображение природы, местности)

Какой именно мы изображали пейзаж? (весенний)

Какие оттенки преобладают в изображении весны?

Чему вы научились? (рисовать пейзаж)

Что нового узнали? (о пейзаже, о видах пейзажа, а картинах И.И. Левитана, А. Саврасова)

Спасибо за урок! До свидания!

Конспект открытого занятия по развитию речи «Весенний пейзаж»

Цель: формирование речи и экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательная:

    Закрепить представления детей о весне.

    Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

    Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

    Научить составлять весеннюю композицию, используя акварельные краски.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

    Воспитывать у детей любовь к родному краю.

    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

    Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

    Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Предварительная работа: рассматривание картин по теме «Весна», беседа по теме «Весна».

Материал: картины с изображениями весенней природы, акварельные краски, акварельные мелки, свеча, бумага для рисования, кисти, стаканчики для воды, пластилин, пластинка с мелодией Чайковского «Времена года», фартуки для детей.

Ход занятия

Восп: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна.

Восп: Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

Восп: Какие весенние месяца вы знаете?

(ответы детей)

Восп: Какой первый месяц?

Какой последний?

Какой сейчас месяц?

(ответы детей)

Восп: Ребята, сейчас мы с вами немножко поиграем, я буду показывать картинки, а вы, глядя на них, будете отвечать какая весна. Подумайте, что общего между этими картинками и весной?

(Показ картинок)

(ответы детей)

Восп: Молодцы, ребята! Вот сколько слов характеризующих весну мы знаем.

Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение об этом прекрасном времени года.

(стихотворения детей)

Восп: Молодцы, очень красиво рассказали стихи. Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

Восп: Обратите внимание на эту картину Левитана. Какую весну художник изобразил на картине?

(ответы детей)

Восп: По каким признакам вы догадались об этом?

(ответы детей)

Восп: И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

Восп: Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и свечой, акварельными мелками, пластилинами и на ткани. С этими художественными материалами вы уже знакомы, можно в рисунке сочетать сразу несколько техник (акварельные краски и акварельные мелки).

Незабываем о линии горизонта, она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Воспитатель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Восп: Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

(воспитатель собирает рисунки, и каждому ребенку дает медали с надписью «Начинающие художники»)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

  • Образовательная:
познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.
  • Развивающая:
  • формировать у учащихся умение выделить главное в сюжете, развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, зрительную память при рисовании дерева (ствол, ветки, силуэт).
  • Воспитательная:
  • воспитания чувства прекрасного, любви к природе родного края (села) и бережного отношения к ней.
    • Образовательная:
    проверка знаний учащихся по теме через игру: «Узнай дерево».
  • Развивающая:
  • формирование красоты весеннего пейзажа, деревьев через репродукции картин художников И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и др. Беседа о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
  • Воспитательная:
  • воспитание любви к родной природе и бережное отношение к ней.

    Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование:

    • Для учителя
    : репродукции художников-пейзажистов И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и др., иллюстрационный материал (деревья, птицы), репродукции художника – односельчанина С.В. Нарыжного, детские рисунки, сказочный герой (гном с телеграммой), выставка детских рисунков, презентация к уроку.
  • Для учащихся
  • : альбомы, простой и цветные карандаши, стерка, сочинения о весне.

    Ход урока

    I. Организационная часть

    а) приветствие;
    б) выявление дежурных;
    в) наличие учащихся в классе, готовность класса к уроку.

    Структура урока

    Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
    1. Мотивация Учитель читает эпиграф, (слайд 2 ). Сосредотачивает внимание на репродукциях картин И.И.Левитана, А.К.Саврасова, художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других выставке детских рисунков. Слушают, рассматривают, осознают, отвечают, смотрят слайды презентации.
    2. Организационно – деятельной Беседа о красоте весеннего пейзажа. Поэтическая страница. Чтение стихотворений о весне,

    смотрят слайды презентации.

    3. Целеполагание Ставит цели урока. Слушают, дополняют, предлагают.
    4. Основная часть. Изложение новой темы Беседа о красоте родной природы. Понятие – пейзаж. Репродукции картин И.И.Левитана «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», художника – односельчанина С.В.Нарыжного и других. Слушают, рассуждают, отвечают, сравнивают, делятся впечатлениями, смотрят слайды презентации.
    Игра: «Узнай дерево». Поэтическая страница, загадка про профессию.

    Экологическая беседа – игра (гном с телеграммой).

    Работа в творческих группах.

    Слушают, отгадывают, смотрят слайды презентации. Чтение сочинений о весне. Рассуждают, мыслят, предлагают.

    5. Практическая работа Объяснение задания. Поэтапное выполнение рисунка.
    Проведение динамичной паузы.
    Поэтическая страница.
    Отвечают, предлагают.

    Изображают силуэт дерева, выполнят в цвете.

    6. Контрольно-оценочный (подведение итогов урока) Учащийся защищает свой рисунок. Коллективный анализ работ учащихся.
    7. Рефлексия Оценивают, делают выводы.
    8. Домашнее задание Записывают в дневниках.

    II. Основная часть. Изложение новой темы.

    «Весенний пейзаж. Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева».

    1. Вступительная беседа о весне. Об удивительной прекрасной поре времени года.
    2. Просмотр выставки детских рисунков (деревья, цветы, ягоды).
    3. Чтение стихотворений о весне.
    4. Объявление темы и цели урока.
    5. Беседа по картинам художников – пейзажистов (И.И.Левитан, А.К.Саврасов и др.). Беседа, рассказ о художниках нашего села.
    6. Игра: «Узнай дерево».
    7. Чтение стихотворения «Весенний лес», загадка о профессии – лесничий. Сочинения учащихся о весне.
    8. Экологическая беседа (игра).
    9. Обобщение учителя: стихи, сочинения, загадки, выставка детских работ о природе, о прекрасном времени года – весна.

    Слайд 4–10

    1. – Вот и пришла весна, которую мы так долго с нетерпением ждали. В ней много радости, без которой невозможна большая любовь. Ведь только весной мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали, чистый воздух и вода, заманчивые деревья и кустарники, ласковые лучи солнца, прекрасное пение птиц. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидевшего весенний праздник цвета и красоты. И поэтому неслучайно этому времени года посвящается много прекрасных стихотворений.

    Слайд 11, 12

    3. 1-й чтец:

    Уж тает снег, бегут ручьи
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи
    И лес оденется листвою!
    Чиста небесная лазурь
    Теплей и ярче солнце стало,
    Пора метелей злых и бурь
    Опять надолго миновала.

    Звонко капают капели
    Возле нашего окна,
    Птицы весело запели –
    К нам теперь пришла весна!

    Слайд 14, 15

    Мы вчера нашли подснежник
    На проталине лесной
    Голубой цветочек нежный
    Пахнет солнцем и весной.

    4. – Неслучайно тема нашего урока называется: «Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева». При выполнении рисунка постарайтесь передать красоту и всё величие весеннего дерева, а вместе с этим и вашу любовь, и отношение к природе. Для этого нужно быть очень внимательными.

    5. – Но прежде давайте вспомним: «Какие изменения в природе с приходом весны вы увидели?

    Ответ учащихся: На улице стало теплее, солнечные лучи ласково греют землю, небо объемное, голубое. На деревьях набухают почки, травка зеленеет, все оживает вокруг, слышно пение птиц и др.

    – А сейчас рассмотрим картины, посвященные пробуждению весны, написанные художниками – пейзажистами.

    1. Левитан И.И. «Март».

    2. Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (и др.).
    3. Просмотр картин художников – односельчан.

    6. – Настоящую весну мы ощущаем с прилетом птиц. Некоторые из них сегодня у нас в гостях. Они не просто прилетели к нам, а предлагают вам поиграть в игру: «Узнай дерево». По описанию или по истории происхождения вы должны узнать, о каком дереве идет речь. Для этого мы разделимся на 3 команды.

    Работа в творческих группах.

    Задание 1 команде (ласточка загадывает)

    «Чудо дивное»
    Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, дерево дивное…. Вот одно из них рядом с домом, или у дороги, или в рощице. Дерево удивительное – настоящая русская красавица. У нее единственная в мире необычная кора по цвету. А сок является прекрасным напитком….. Ответ: слайд 20, 21

    Задание 2 команде (скворец загадывает)

    «История с корзиной»
    Лет двести с небольшим назад из Азии в корзине привезли к нам фрукты. Фрукты съели и корзину выбросили. А она была сплетена из гибких ветвей. Выбросили и забыли о ней. Прутья, казавшиеся сухими и мертвыми, проросли, и выросло из них прекрасное дерево. В отличие от других деревьев ее ветви склоняются к земле. Назовите это дерево …. Ответ: слайд 23

    Задание 3 команде (дятел загадывает)

    «Слезы»
    Пожалуй, осенью нет красивее дерева. Кажется, что его большие просвечивающие на солнце листья выкованы из тонких золотых пластинок. Дерево словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Каждый красив по – своему, но форма листьев необычная, сложная с пятью или семью острыми выступами. Он имеет интересное свойство предсказывать погоду. Когда он «плачет», словно капелька за капелькой текут «слезы» – это приближение дождя. О каком дереве идет речь? Ответ: слайд 25

    7. – А если мы посадим одновременно много деревьев, то получится прекрасный весенний лес. Он тоже может быть разным: веселым и грустным, спящим и бодрым, таинственным и могучим и др. Я предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение «Весенний лес».

    Весенний лес

    Всю зиму лес
    Не ткал, не прял –
    То спал, под снегом,
    То хворал.
    Но лишь весна – красна пришла
    Как тут же хворь его прошла:
    Поздоровел он, ободрился,
    В шелка и бархат нарядился
    И зашумел во всей красе:
    Глядите все,
    Смотрите все
    Как я хорош,
    Как я могуч,
    Как головой
    Касаюсь туч!
    Г. Ладонщиков

    Все мы знаем, что существует много различных профессий на земле. Все они важны и нужны. Я загадаю загадку, в результате которой вы узнаете эту профессию, без которой просто не мыслима наша жизнь на земле!

    Чтобы сосны, липы, ели
    Не болели, зеленели,
    Чтобы новые леса
    Поднимались в небеса
    Их под звон и гомон птичий
    Охраняет друг – …
    В. Степанов

    И домашним заданием было написать сочинение о весне. Чтение сочинений.

    Экологическая беседа – игра

    – Ну что ребята, поможем? Ваши предложения.

    Обобщение учителем:

    Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, кустарники, травянистые растения вокруг школы и вблизи нее, загляните в сад и на огород. Многие из них являются лекарственными, или лечат многие болезни. Будем же беречь, и охранять их.

    Нам солнце улыбнётся веселей,
    И каждый день нам радостным покажется,
    Когда пройдут по всей родной земле
    Отряды наших саженцев.
    И добрые волшебники – леса
    Похожи на поэтов и волшебников,
    Природа дарит людям чудеса,
    А мы – ее помощники!

    И в заключении прекрасное стихотворение:

    Весенняя

    Приди, весна, и снова
    Пусть рощи оживут
    Под шум ручья лесного
    Фиалки пусть цветут!
    Пускай нас с солнцем вместе
    Разбудит птичий гам
    Мы станем бегать с песней
    По рощам и лугам.
    Р. Рождественский

    Итак, мы услышали и увидели, сколько прекрасных слов можно сказать о нашей природе, деревьях, о весне. Благодаря этому каждый наш новый день становится прекрасным и неповторимым.

    Объяснение учебного задания:

    а) рисование на основе предварительного описания учителя;
    б) раскрытие в сюжете главного, характерного;
    в) отображение в рисунке конструктивного строения предметов, объема, пропорций;
    г) цвета изображаемого объекта;
    д) выполнение по этапам.

    Первоначально необходимо передать облик дерева. Отмечаем вспомогательными линиями высоту ствола. Обязательно учитываем, чтобы его изображение было вертикальным. Толщина ствола выбирается в зависимости от вида дерева. Прорисовываем боковые ветви, которые будут образовывать крону дерева. Они могут быть разными. Стараемся делать их длинными и плавными, чтобы крона получилась объёмной. Внутри изображаем мелкие ветки. Очень важно найти пропорции (соотношение ствола и кроны). Определить направление ветвей, характерных для данного дерева и их особенности. Затем переходим к изображению в цвете. Подбираем холодные и тёплые цвета. Наносим оттенки, оживляя тем самым рисунок. Рисунок должен быть красивым, аккуратным.

    Динамическая пауза:

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише, тише
    Деревцо всё выше, выше.

    III. Закрепление

    Поэтапное выполнение рисунка.

    IV. Практическая работа

    1) целевые обходы (дальнейшее развитие зрительного представления учащихся, развитие творческих способностей);
    2) оказание индивидуальной помощи учащимся.

    Рефлексия.

    V. Заключительный инструктаж

    а) подведение итогов урока (отбор лучших работ учащихся);
    б) организация учащихся на перерыв.

    Список литературы:

    1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.).
    2. Изобразительное искусство 5-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина (авт. – сост. С.Б. Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2008). Для преподавателей.
    3. Сборник загадок.
    4. Сборник стихотворений.