Электронные клавишные инструменты: характеристика, виды. Клавишные инструменты - история создания

Клавишным музыкальным инструментам характерна система звукоизвлечения при помощи рычагов, управляемых клавишами. Множество клавиш, расположенных в определенном порядке, получило название инструментальной клавиатуры.

Орган - первый клавишный духовой инструмент

История клавишных инструментов берет начало в . Одним из первых клавишных инструментов является орган. В первых органах звук получали путем управления большими задвижками. Они оказались достаточно неудобными и довольно быстро задвижки заменили рычагами, тоже довольно внушительных размеров. В 11 веке на смену рычагам пришли широкие клавиши, которые нажать можно было усилием руки. Удобные узкие клавиши, характерные для современных органов, появились только в 16 веке. Так орган превратился в клавишный духовой музыкальный инструмент.

Клавикорд - первый струнный клавишный инструмент

Первые клавикорды изобрели в период с 14 по 16 век, более точные даты историкам, к сожалению, не известны. Устройством средневековый клавикорд напоминал современное фортепиано. Ему характерно тихое, мягкое звучание, поэтому на клавикорде редко играли для большой аудитории. Кроме того он довольно компактен по размерам, а потому часто использовался для домашнего музицирования и был весьма популярен в богатых домах. Специально для клавикорда создавали музыкальные произведения композиторы эпохи Барокко: Бах, Моцарт, Бетховен.

Клавесин

Клавесин впервые появился в 14 веке в Италии, упоминал о нем даже Боккаччо в своем «Декамероне». Это струнный музыкальный инструмент щипкового типа, поскольку ему характерно звукоизвлечение путем защипывания струны медиатором в момент нажатия клавиши. Роль медиатора выполняет плектр из птичьего пера.

Выделяют одно- и двухмануальные клавесины. В отличие от клавикорда или пианино, струны у клавесина располагаются параллельно клавишам, как и у рояля.


Клавесин

Клавесин дает слабое резкое звучание. Он часто использовался в камерной музыке в роли аккомпанемента к песенному исполнению. Корпус клавесина богато декорировался, да и вообще этот инструмент рассматривался, скорее, как элемент декора.

Спинет, верджинел и мюзелар - это разновидности клавесина. У них похожий принцип звукоизвлечения, но другие конструкции. Это инструменты небольших размеров, чаще всего с одной клавиатурой и диапазоном в четыре октавы.

Фортепиано

Было впервые сконструировано итальянским мастером Бартоломео Кристофи в начале 18 века. К этому периоду клавишные инструменты практически не выдерживали конкуренции струнных, в частности , которая была намного виртуознее и выразительнее. Фортепиано стало тем инструментом, который мог предоставить внушительный динамический диапазон и завоевать сердца музыкантов эпохи.

Свой новый клавишный инструмент Бартоломео Кристофи назвал «играющим тихо и громко», что по-итальянски звучало «piano e forte». Подобные вариации клавишных инструментов практически в то же время создали Кристофор Готлиб Шретер и француз Жан Мариус.

Итальянское фортепиано Бартоломео Кристофи было устроено следующим образом: удар клавиши приводит в действие войлочный молоточек, молоточек в свою очередь заставляет вибрировать струну, а специальный механизм уводит молоточек назад, не позволяя ему прижимать струну и заглушать звук. Ни педалей, ни демпферов у этого фортепиано не было. Позже добавилась возможность возвращать молоточек только на полпути, что оказалось весьма удобно для исполнения различного рода мелизмов, которым характерно быстрое повторение нот.

Клавишные Электромеханические Электронные

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты - инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Виды клавишных музыкальных инструментов

По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Самозвучащие ударно-клавишные

Струнные

  • Ударно-клавишные (фортепиано и старинный клавикорд)
  • Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)

Духовые

  • Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
  • Язычковые (фисгармония , баян , аккордеон , мелодика)

Электронные

История создания клавишных инструментов

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века . Орган - один из древнейших инструментов - самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными - узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.

Первый струнный клавишный инструмент - клавикорд . Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин , был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха .

Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV веке . Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля , а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина - довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет , мюзелар и вёрджинел - это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано . Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано ». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

Типы клавиатур

Клавиатура может быть статической или динамической . Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Клавишные музыкальные инструменты" в других словарях:

    Группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды …

    Группа музыкальных инструментов, объединённых общим признаком наличием клавишной механики и клавиатуры. * * * КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, группа музыкальных инструментов, объединенных общим признаком… … Энциклопедический словарь

    Инструменты, звук в которых извлекается при помощи рычагов клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру (См. Клавиатура). По способу извлечения звуков К. м. и. делятся на ударно клавишные (старинный Клавикорд,… … Большая советская энциклопедия

    Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Музыкальные инструменты - Музыкальные инструменты. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, существовали уже в эпохи палеолита и неолита. Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Энциклопедический словарь

Как выбрать электронный клавишный инструмент?

Обновленный FAQ 2012 года для новичков

Эта статья открывает тему электронных клавишных инструментов и поможет читателю не только сформировать общую картину, но и узнать о нюансах. Кроме этого, мы проанализировали и составили перечень часто задаваемых вопросов по электронным клавишным инструментам. Они опубликованы вместе с ответами. Этот FAQ мы намерены постоянно расширять.

Рынок электронных клавишных инструментов делится на несколько формальных категорий. Цифровое пианино — законченный музыкальный инструмент, который на сегодняшний день массово используется для обучения, домашнего музицирования и даже концертного исполнения. Профессиональные музыканты чаще используют продвинутые модели синтезаторов, так как они более мобильные и обладают богатыми творческими возможностями. Есть ещё один класс электронных клавишных — недорогие синтезаторы с автоаккомпанементом, причем их возможности и звучание непрерывно улучшаются. Их основная аудитория — новички.

Хорошо, когда покупатель, подыскивающий музыкальный инструмент, чётко знает, что ему нужно. Но даже если выбрать только одну категорию электронных клавишных инструментов, с чего начать? Какие модели взять на заметку, а какие лучше обходить стороной? Внушительная пачка наличных в портмоне вовсе не гарантирует, что человек выйдет из магазина именно с тем инструментом, который ему необходим.

Классификация инструментов

Чем цифровое пианино отличается от синтезатора или рабочей станции? Принципиально — ничем, цепочка формирования звука в любом случае одинаковая: клавиатура, тон-генератор, процессор эффектов. Однако дополнительные функциональные блоки, такие как секвенсор или гармонайзер, и форм-фактор весьма четко разделяют эти устройства по категориям.

Цифровое пианино — самое простое устройство, с точки зрения электроники: минимальный ассортимент тембров (обычно несколько вариантов рояля, клавесин, несколько органов, струнные), простейшие эффекты для имитации звучания зала. Все силы при создании таких инструментов направлены на то, чтобы нивелировать разницу в ощущениях от игры на них и традиционных акустических фортепиано. Этому способствует утяжеленная 7-октавная клавиатура с имитацией молоточкового механизма и солидный напольный корпус с классическими педалями. А еще у цифрового пианино чаще всего есть крышка, которая предотвращает попадание пыли на клавиши, и пюпитр — подставка для нот. Цена инструмента, оснащенного полноценной клавиатурой и приемлемым тон-генератором, обычно не опускается ниже $1500. Более дорогие фортепиано Roland, основанные на технологии SuperNATURAL Piano, тщательно воспроизводят такие нюансы поведения концертных роялей, как изменение тембра (не только громкости) в зависимости от силы нажатия клавиши. В концертном рояле от ноты к ноте тембр также незначительно меняется, так как струны отличаются количеством (три струны на одну ноту вверху, одна в басу), материалом оплетки, длиной, а также весом молоточка. Кроме того, воссоздаются резонансы при нажатии педали или других клавиш и естественное затухание нот при неполном нажатии педали.

Синтезатор — хрестоматийное по своей сути устройство, позволяющее получать нужный звук путем нажатия на клавиши. Никаких средств записи игры в синтезаторах нет, как и других систем, помогающих созданию композиции. Сегодня синтезаторы используются преимущественно в студиях звукозаписи и на концертах — для игры живьем. Разновидностей синтезаторов существует множество, но одно очевидно: на роль универсального домашнего инструмента они едва ли подходят.

Синтезатор с автоаккомпанементом , в просторечье «самоиграйка» или «балалайка», позволяет организовать для мелодии автоматический аккомпанемент и записать получившуюся композицию в кратчайшие сроки при помощи простейшего встроенного секвенсора. И пускай качество звука у таких аппаратов, как и их возможности, не поражают воображение, «самоиграйки» пользуются устойчивым спросом. Это неплохой вариант для начинающего композитора (шанс проверить свою страсть к музыке практикой) и незаменимый помощник устроителей банкетов в ресторанах. Цены на модели известных марок стартуют с отметки $250, но за аппарат с минимально приемлемым для творчества оснащением просят не менее $350-400.

Аранжировщик — по сути тот же синтезатор с автоаккомпанементом, только предоставляющий больше возможностей, имеющий более гибкие и качественные алгоритмы аккомпанемента, реалистичнее звучащий. Аранжировщики бывают любительскими, а бывают профессиональными. Последние вполне успешно используются для создания музыкальных заставок на телевидении и самостоятельных композиций. Хороший аранжировщик верхнего ценового сегмента (в среднем $3000-6000) может запросто обосноваться в доме профессионального композитора-песенника. Базовые модели оцениваются в $1300-1500.

Рабочая станция — потенциально самое «мощное» автономное решение для композиторов, отвергающих шаблоны и штампы. У станций нет автоматического аккомпанемента и прочих средств, дающих возможность склепать песенку быстро и бесхитростно. Зато в ручном режиме можно делать почти все, что захочется. Как и лучшие клавишные аранжировщики, флагманские рабочие станции позволяют создавать композиции студийного качества, в том числе добавлять дорожки с живыми инструментами и вокальные партии (микрофонный вход и базовые средства обработки звука есть у многих моделей, хотя сам микрофон в комплект поставки не входит). Эдакая компактная домашняя студия «в одной коробке». Стоимость действительно выдающихся моделей колеблется в диапазоне от 4000 до 7000 американских долларов, а варианты попроще предлагаются за 2500-3500 зеленых денег.

Встроенный секвенсор

Так как команды датчиков клавиатуры можно считывать и обрабатывать, то их можно и сохранить в память инструмента. Секвенсор может хранить множество цепочек MIDI-команд (треков) практически неограниченной длины и воспроизводить их по отдельности, одновременно или в любой комбинации. Тон-генератор же озвучит каждый трек отдельным тембром или группой, а процессор эффектов сдобрит звучание нужным «привкусом». И все это будет происходить в реальном времени. Каждую партию можно записать отдельно, причем исполнитель вовсе не обязан быть виртуозом: сыгранная медленно и с помарками мелодия легко редактируется в широких пределах — начиная с высоты, длительности и громкости каждой ноты, заканчивая темпом, панорамированием и работой ножных педалей. На следующей картинке показаны скриншоты интерфейса уже немолодой клавишной станции Roland Fantom X, дающие некоторое представление о процессе создания композиции. Непосредственно редактирование нот записанного MIDI-трека отображено на правом нижнем снимке.

Часто задаваемые вопросы

— Продукцию каких марок имеет смысл рассматривать в первую очередь?

Современный рынок цифровых клавишных инструментов стоит на трех столпах, имя которым Korg, Yamaha и Roland. У каждой из названных компаний есть решения на любой вкус и практически любой кошелек. В то же время существует и множество других солидных производителей, хотя их продукция специфична. Например, M-Audio и Fatar знамениты своими MIDI-клавиатурами, Access — аналоговыми синтезаторами для студии и сцены, а Nord вдобавок еще и электроорганами. Но если говорить про самодостаточные клавишные инструменты широкого профиля, то в этом сегменте бал правят именно Korg, Yamaha и Roland. В определенных ситуациях имеет смысл посмотреть в сторону продукции Kurzweil, Kawai или Clavia, но делать это надо с четким осознанием целей и задач, которые в голове начинающего клавишника сформированными бывают редко. Продукцию Casio и малоизвестных китайских марок, продающуюся по бросовым ценам в супермаркетах, всерьез рассматривать не стоит, если только вы не ищите заведомо дешевую игрушку.

— Можно ли ребенку, обучающемуся в музыкальной школе по классу фортепиано, заниматься дома на цифровом пианино?

Можно, но только если инструмент оборудован тяжелой (так называемой взвешенной) 88-клавишной молоточковой механикой и установлен на массивную фирменную стойку с интегрированными педалями. На вид такие модели кажутся цельнокорпусными, хотя это лишь иллюзия.

Покупка настольной клавишной «доски» на металлической X-образной подставке и с выносной педалью менее затратная, но не позволит выработать юному пианисту правильную посадку, а легкая механика клавиш — должным образом натренировать мускулатуру пальцев, что в будущем серьезно осложнит игру на акустическом рояле. Помимо этого, тандем будет раскачиваться во время игры… В качестве разумного компромисса имеет смысл рассматривать Roland RP-301 или Yamaha CLP-320, а оптимальными для большинства покупателей можно считать Roland HP-302 / 305 и Yamaha CLP-430 / CLP-440. Цены? Как уже упоминалось выше, на «правильное» цифровое пианино придется потратить не менее $1500, высококлассный же инструмент потянет на $2000-2500. Отличие самых дорогих моделей не только в неординарном дизайне, но и в качестве акустических систем и в схемотехнике. И не забудьте докупить два полезных аксессуара: наушники закрытого типа — для ночного музицирования, а также специальную исполнительскую банкетку, ее, правда, иногда включают в комплект поставки.

— Мы не планируем обучать ребенка академической игре на фортепиано, разве что музицировать «для себя». Какой синтезатор приобрести в качестве первого инструмента для записи сочинений и аранжировок?

Многое зависит от бюджета. Только не забывайте, что совсем простенький аппарат будет функционально бестолковым и почти наверняка скверно звучащим. Такой, с позволения сказать, инструмент может напрочь отбить стремление к творческому развитию. Для безопасного начала подойдет Yamaha PSR-E423, но ваше чадо «перерастет» его потенциал меньше чем за год. Если достаток позволяет выбрать более дорогой аппарат, то цельтесь в Korg Pa50SD или Yamaha PSR-S550. Творить на любом из них гораздо интереснее. А можно вложиться по-крупному и купить модель «на вырост» — Yamaha PSR-S710 или Roland Prelude. Каждый из двух синтезаторов обойдется минимум в $1400, зато юное дарование вряд ли потеряет к нему интерес в течение нескольких лет, а последующий переход на профессиональный инструмент пройдет относительно легко.

— Я композитор, нуждаюсь в первоклассной рабочей станции для создания самой разнообразной музыки. Какую предпочесть?

Одна из самых совершенных по звучанию и возможностям клавишных станций носит марку Korg и называется Kronos. Аппарат, оснащенный сенсорным интерфейсом, выпускается в трех версиях, которые различаются октавностью клавиатуры и качеством ее механики. Kronos — это компиляция всех предыдущих достижений компании. В частности, для формирования звука здесь используется целых девять разноплановых алгоритмов, доселе встречавшихся в разных профильных синтезаторах фирмы по отдельности.

Несмотря на огромный потенциал, Kronos не так уж и дорог: топовый вариант с 88-клавишной молоточковой механикой официально стоит в Москве примерно $6300, а многочисленные интернет-магазины и того уступчивее. Другие интересные варианты — это Roland Fantom G и Yamaha Motif XF. Оба инструмента тоже выпускаются с тремя вариантами клавиатуры (облегченной пяти- или шестиоктавной, либо молоточковой 7-октавной), оба имеют богатейшее оснащение и обширный банк звуков.

Инструменты совершенно разные по характеру звука, поэтому перед покупкой обязательно попробуйте каждый в действии.

— Мучаюсь вопросом: построить домашнюю студию на базе компьютера или купить одну единственную клавишную рабочую станцию?
Вопрос очень непростой. Изначально все зависит от задач, которые планируется решать в студии, опыта использования студийного оборудования, навыков работы с музыкальным компьютерным софтом и бюджета. Потенциально компьютерная студия лучше во всем, но если учесть стоимость «железа» (компьютер с монитором, MIDI-клавиатура, звуковой интерфейс) и лицензионного программного обеспечения, включая библиотеки звуков, то она может обойтись даже дороже, чем высококлассная клавишная станция, а в настройке и в использовании будет несоизмеримо сложнее. Клавишная станция в этом плане гораздо привлекательнее: можно работать сразу после включения в розетку, есть инструкция с подробным описанием каждой операции, а пользоваться арсеналом функций не сложнее, чем управляться со смартфоном. Но даже лучшие клавишные станции не приспособлены для активной записи живых инструментов и обработки/монтажа таких треков. Добавить дорожку с вокалом — без проблем, но основная специализация этих инструментов — создание музыки на клавиатуре с использованием штатного банка звуков. К слову, он довольно обширен. В распоряжении музыканта изначально есть 1-2 тысячи готовых тембров, включая пару десятков наборов ударных, плюс, возможность их комбинировать и создавать свои звуки. В общем, у каждого решения есть свои плюсы и минусы, но для типовой квартиры клавишная станция — более удобный, по мнению автора статьи, вариант, особенно если вы не считаете себя техническим гуру.

— Говорят, что на каком-то синтезаторе можно довольно точно имитировать звучание отдельных акустических инструментов, включая приемы игры на них, и воссоздать целый оркестр. Это правда?
Это правда, но по-настоящему хорошо с этой задачей справляются только аранжировщики Yamaha серии Tyros. В 2011 году публике был представлен инструмент четвертого поколения, названный, соответственно, Tyros 4. Цена изделия в России — порядка $5500 без учета фирменной подставки и опциональной акустики — к слову, недешевой, но звучащей весьма посредственно. От ее покупки лучше отказаться в пользу студийных мониторов. Сам же инструмент, безусловно, радует, даже несмотря на то, что выпускается только с легкой «синтезаторной» 5-октавной клавиатурой.

— Выбираю высококлассный клавишный аранжировщик. Какие есть варианты?
Если не считать упомянутого выше Yamaha Tyros 4, то в список кандидатов на покупку можно включить, пожалуй, только Korg Pa3X ($5200). Корговский прибор не умеет так же искусно имитировать приемы игры на живых инструментах и нюансы звучания их тембров, зато во многих ситуациях обеспечивают более «взрослое» звучание композиций в целом, и секция формирования сложных синтетических звуков у него развита гораздо лучше.

Можно сказать, что Yamaha Tyros 4 — выбор «акустических» композиторов, а Korg Pa3X — творцов электронной музыки, а также R’n’B и рэпа. Потоковую «попсу» с одинаковым успехом можно создавать на обоих инструментах.

— …а если подешевле?
Тогда «среднеклассовые» Korg Pa800 ($3200) и Yamaha PSR-S910 ($2800). Расклад по звучанию примерно такой же, как и у более дорогих моделей брендов.

— Стоит ли платить за дополнительные октавы на клавиатуре и утяжеленную молоточковую механику?
Покупателю цифрового пианино даже задумываться не нужно: платить однозначно! Иначе зачем тогда пианино? А вот при покупке синтезатора, аранжировщика или рабочей станции надлежит взвесить «за» (удобство игры) и «против» (значительная разница в цене, худшая транспортабельность). Для поэтапного создания композиций большинства жанров вполне хватает и стандартных пяти октав легковесных клавиш, но если партии сложные, то пара дополнительных октав и молоточковый механизм однозначно пригодятся.

Продолжение следует…

Струнные и духовые инструменты – самые древние на нашей планете. А ведь фортепиано или рояль тоже относятся к струнным, а вот орган – к духовым, хотя древними их назвать не получится (разве что орган, поскольку считается, что он был придуман греком еще до нашей эры). Дело в том, что первое фортепиано появилось лишь в начале XVIII века.

Предшественником одного из самых популярных инструментов был клавесин, который уже давно забыт. Ныне же даже фортепиано отходит на задний план. Ему на смену пришли цифровые пианино и электронные синтезаторы. Сейчас купить можно практически в любом магазине бытовой техники, не говоря уже о музыкальных магазинах. К тому же есть ряд других клавишных инструментов, основой которых как раз и стали клавишные синтезаторы.

В наше время клавишные инструменты (речь идет в основном о фортепиано) есть практически в каждой общеобразовательной школе, а также в некоторых учебных заведениях среднего и высшего уровня. В этом заинтересованы не только представители администрации учебных заведений, но и власти.

Тем более что ценовой диапазон клавишных синтезаторов довольно широк: от самых дешевых, предназначенных для дома, до самых дорогих рабочих станций для профессиональных музыкантов. Заказать синтезатор можно в любом магазине музыкальных инструментов, где можно найти вариант, подходящий именно вам.

Виды клавишных инструментов

Помимо классических видов, с каждым годом пополняется модельный ряд современных клавишных инструментов (одну из главных ролей в этом играет популярность электронной и клубной музыки), среди которых и синтезаторы, и миди-клавиатуры, и цифровые пианино, и вокодеры, и различные клавишные комбо.

Список можно продолжать и дальше. Данная тенденция не случайна, так как музыкальная индустрия требует инноваций в музыкальной области, а клавишные инструменты преуспели в инновациях больше, чем все остальные. К тому же многие исполнители все чаще начинают применять в своем творчестве различные синтезаторы и их производные.

Клавишные синтезаторы – это вид электронных музыкальных инструментов, они могут имитировать звуки, которые издают другие инструменты, синтезировать новые звуки и создавать уникальное звучание. Большая популярность пришла к клавишным синтезаторам в 70-80-е годы, в период развития поп-музыки.

Современные модели клавишных синтезаторов, имеющие секвенсор, являются своеобразной рабочей станцией. Они разделяются на цифровые, аналоговые и виртуально-аналоговые (). Наиболее популярные фирмы: Касио (синтезатор WK), а также многофункциональные рабочие станции. К таким устройствам относятся синтезаторы Корг (Korg), Роланд (Roland), Ямаха (Yamaha) и т. п.

Midi-клавиатура

Миди-клавиатура – это один из видов миди-контроллеров, представляющий собой обычную фортепианную клавиатуру с дополнительными кнопками и фейдерами. Эти устройства, как правило, не имеют динамиков и работают только с усилителем, в качестве которого выступает обычно компьютер.

Подобные клавиатуры очень удобны, поэтому наиболее часто применяются в студиях звукозаписи, особенно в домашних. Поэтому, если вы планируете обустроить студию звукозаписи, то всегда можете приобрести себе миди-клавиатуру.

Цифровое пианино является практически полным аналогом акустического инструмента, с той лишь разницей, что может воспроизводить звуки не только фортепиано, но и некоторых других инструментов. Цифровые пианино хорошего качества почти не уступают в натуральности звука акустическим фортепиано, при этом имеют огромный плюс – гораздо меньшие размеры. К тому же осязательный эффект является таким же, как и от игры на фортепиано.

Неудивительным становится тот факт, что сейчас все больше профессиональных музыкантов предпочитают классическому инструменту электронный. Еще одним плюсом является то, что цифровые пианино стали более доступными, нежели их предшественник.

Клавишные комбоусилители

Комбоусилитель представляет собой электронный усилитель с динамиком. Такие устройства предназначены для использования совместно с электронными инструментами. Соответственно, клавишный комбоусилитель рассчитан на использование с электронными клавишными. Применяется обычно как монитор на концертных выступлениях или же на репетициях. Также используется в работе с миди-клавиатурами.

Разновидности клавишных музыкальных инструментов

Разновидности клавишных музыкальных инструментов

Самым очевидным отличием клавишных музыкальных инструментов от прочих является наличие клавиатуры - ряда клавиш, каждая из которых издает свой уникальный звук. Механизмов, отвечающих за работу клавиш, может быть большое множество, например:- Струна(фортепиано);

Столб воздуха(орган);

Стальная пластинка(челеста);
- и так далее.

Моцарт в свое время сказал, что орган - это самый громоздкий и сложный инструмент, справиться с которым удастся только поистине талантливому исполнителю. У органа есть несколько мануалов(клавиатур), как правило, от 3 до 5. Они располагаются один поверх другого, образовывая небольшую лестничку. Также у органа есть педаль, с помощью которой исполнителю удается издавать низкие звуки. Механизм органа устроен достаточно интересным образом: имеется ряд труб, по которым проходит подача воздуха из специального насоса, его называют мехами. Каждая клавиша подключена к этим трубам, одним нажатием можно активировать до сотни труб. Подачу воздуха можно регулировать при помощи так называемых регистров. Регистры располагаются возле клавиатуры и отвечают за придание звукам различных оттенков.Благодаря исключительной сложности данного инструмента, композиции, выполненные на нем, имеют потрясающий и непередаваемый звук. Однако, исполнитель должен обладать соответствующими профессиональными навыками.

Фортепиано - это клавишный инструмент, покоривший весь мир. Выступления на нем можно встретить в школах, университетах, театрах, музыкальных школах и даже дома. Причин известности фортепиано огромное множество. Так, например, на фоне своих сородичей фортепиано выглядит довольно скромно и не занимает так много места, как, скажем, орган. В актуальное время под словом "фортепиано" подразумевают три вида клавишных инструментов:

Рояль(концертный);
- кабинетный рояль;
- пианино.

В стандартном фортепиано можно найти 88 клавиш, а в редких случаях 76. Работа инструмента происходит следующим образом: к каждой клавише присоединен небольшой молоточек, который при нажатии касается струны, вызывая колебания. Фортепиано имеет несколько педалей для ног, каждая из которых имеет свое, уникальное предназначение. Например, правая педаль отвечает за поднятие демпферов, что делает звучание мягким, а левая способствует ослаблению звучания. Фортепиано, как и другие клавишные инструменты, периодически требует настройки. Так как зачастую пианино располагается дома, владельцы считают, что смогут сами настроить пианино . Нередко такая "самодеятельность" приводит к неприятным последствиям. Характерным различием между роялем и пианино является расположение струн. В рояле струны располагаются горизонтально, такое расположение позволяет направлять звук вверх, заполняя все помещение звуком. Пианино, в свою очередь, имеет вертикальное расположение струн, из-за этого звук идет в пол. К тому же, если поднять крышку рояля, эффект заполнения музыкой помещения значительно усилится. В свою очередь у пианино крышка почти всегда находится закрытой, это придает музыке приглушенное звучание. Это обусловлено тем, что пианино, в отличие от рояля, используется преимущественно в домашних условиях, а рояль используют как концертный инструмент.

Преимущества и недостатки

Популярность клавишных инструментов обусловлена множеством факторов, однако, несмотря на большое количество плюсов, у таких инструментов есть и ряд недостатков. Итак, преимущества и недостатки клавишных музыкальных инструментов:

1) Качество звука. Качество звука клавишных инструментов - это один из самых главных факторов, повлиявших на их популярность и известность;
2)рост цены. Качественный и хороший музыкальный инструмент, который своевременно подвергался правильному уходу, не теряет своей ценности и даже наоборот, становится дороже;
3)уверенность во время игры. В отличии от других музыкальных инструментов, исполнитель на все сто может быть уверен в том, что клавишный инструмент не уйдет из-под рук, не пошатнется и не упадет.Недостатки:- Габариты. Любой клавишный акустический инструмент имеет достаточно большой вес, что сильно усложняет процесс транспортировки и перемещения;
4) необходимость регулярного ухода. Клавишные инструменты слишком привередливы, они нуждаются в постоянном уходе, причем, уход за ними не всегда простой и приятный;
5)настройка. Настройка таких инструментов требует особых навыков, поэтому, зачастую, приходится обращаться к специалистам, чьи услуги не всегда стоят дешево.