Рисование простого натюрморта конспект урока. План-конспект урока по живописи на тему,,Натюрморт из предметов различных по материалу".6 класс. й год обучения

Тема урока: Картина-натюрморт.

Цель урока: Нарисовать картину в жанре натюрморт.

Задачи урока:

Образовательная: Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

Развивающая: - Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: Выполнять композицию из предметов, исходя из собственного замысла внатюрморте.

Познавательные УУД : логические

Регулятивные: Составлять изображать

Коммуникативные: Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства, изображающих натюрморт.

Личностные результаты Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Тип урока: Открытие нового знания.

Методы и приемы: беседа, рассказ, иллюстрации, практическая работа.

Оборудование урока для учителя: мультимедийная доска, проектор, презентация, Б.М.Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Здравствуйте, ребята.

Давайте начнем наш урок со строк Е. Руженцевой

Мир привыкли видеть люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Подвести к теме урока

Сегодня мы отправимся в интересную страну. Чтобы узнать название этой страны отгадайте загадку.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся...

В сказочной стране, где живут волшебники и волшебницы, жила маленькая девочка Эльза.

Однажды, когда девочка грелась под лучами солнца, феи рассказали ей о приезде Волшебника.

Девочка очень любила пить горячий чай с конфетами. И поэтому, скорее поспешила, увидеть старца, у которого было много вкусных медовых конфет.

В ее глазах было столько восторга от предвкушения сладкого подарка, который она положит в ротик, запьет горячим чаем из красивой чашки, что она даже не заметила, как очутилась в его дворце.

Старец дал Эльзе задание: Если Эльза раскроет секрет Натюрморта , она получит заветные конфеты.

Эльза не знала, что ей делать! Она никогда не рисовала натюрморты!

Но маленькая фея решила помочь Эльзе. И сказала: Если ты хочешь узнать секрет Натюрморта, ты должна знать несколько правил.

Натюрморт

Открытие нового знания

Заинтересовать учащихся на познавательную деятельность

Способствовать формированию представлений о натюрморте

Правило 1: Натюрморт - (в переводе с фр. - мёртвая природа) - изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный,бытовой, абстрактный, графический, живописный, компьютерный, объемный.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.

Что объединяет все предметы одного натюрморта?

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные - с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет

Смотрят на доску и слушают меня.

Натюрморт это изображение предметов на плоскости

Караваджо «Корзина с фруктами», потому что люблю фрукты и присутствуют теплые тона

Тема, положение

Потому что одни лежат на переднем плане, ближе к источнику света, они светлее

- солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой - тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Познавательные УУД : грамотное и ясное выражение своей мысли; логические - анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков;

Физкультминутка

Снять

усталости

Но сначала немного отдохнем. Встаньте из- за парт и повторяйте за мной движения.

Мы ногами топ-топ-топ.

Мы ногами топ-топ-топ, (топаем)

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем)

Мы головками кивнём, (киваем)

дружно ручками махнём , (машем ручками)

И туда - и сюда повернёмся без труда . (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко , (прыгаем на месте)

И туда - и сюда повернёмся без труда . (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Присаживайтесь.

Встают из- за парт и повторяют движения.

Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся).

Применить полученные знания учащихся на практике в изображении радуги

- А сейчас мы с вами нарисуем натюрморт.

У нас сегодня натюрморт «Праздничный стол». Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт, овощ, предмет имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои. Вам нужно добавить натюрморту радостное настроение и приступить к работе. Давайте посмотрим примеры натюрмортов, которые изображены в радостном тоне.

Последовательность выполнения работы:

Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов.

«Оживляем» натюрморт красками.

Все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом.

Ждем, пока краска высохнет.

Составлять композицию из предметов по определенным правилам, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением.

Подведение итогов. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цел

Эльза получила свои долгожданные конфеты, а значит наше путешествие прошло не зря.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

А что же такое натюрморт?

Поднимите руку те, кто считает, что у него получился натюрморт?

Ребята, посмотрите, как много разных и красивых рисунков у вас получилось. Молодцы! Вы все сегодня постарались.

Спасибо вам за урок. До свидания!

Рисовали натюрморт

Натюрморт - изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию

Поднимают руку у кого получился натюрморт

Регулятивные:овладение способностью принимать и со-хранять учебную задачу; формирование умения планировать, кон-тролировать и оценивать свою деятель-ность;

Разработка урока по живописи. Тема:"Рисование натюрморта с натуры"

Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.
Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).
Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
Что такое композиция?
Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.
Кувшин делится на горлышко и тулово.
Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисование натюрморта, уроки рисования натюрморта, поэтапное рисование натюрморта, рисование натюрморта акварелью, гуашью.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов - начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру - фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки - важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

План-конспект урока по живописи

преподавателя Детской художественной школы № 1

Сиразиевой Сагиды Фавзиевны

Место проведения : ДХШ № 1

Тема урока : Декоративный натюрморт (монохром)

Время исполнения - 8 часов.

Цели урока:

    обучающая: ознакомление с декоративной техникой исполнения гуашью; более глубокое изучение возможностей монохромной живописи; развитие понятия тона в живописи гуашью;

    развивающая: продолжение изучения жанра «натюрморт»; ознакомление с монохромной живописью; эмоциональное воздействие контрастных тональных отношений;

    воспитательная: воспитание любви к живописи во всем ее разнообразии; воспитание усидчивости и аккуратности; воспитание любви к видам национального декоративного искусства.

Тип урока : изучение нового материала.

Материалы к уроку : бумага ¼ листа, гуашь, карандаши ТМ, М, кисти, кнопки, резинка, баночка для воды, палитра для смешивания красок.

Оборудование к уроку :

    Наглядное пособие с образцами работ учащихся третьего класса.

    Наглядное пособие «Последовательность выполнения натюрморта в монохромной живописи» (2 таблицы).

    Наглядное пособие «Цветовой круг».

    Наглядное пособие «Цветовая гармония».

План урока

    Организационная часть (5 мин.).

    Сообщение нового материала (25 мин.).

    Самостоятельная работа (1 ч. 70 мин.)

    Завершение урока и сообщение домашнего задания (5 мин.).

Ход урока

Здравствуйте, ребята! (учащиеся здороваются, отмечаю присутствующих).

Тема нашего урока - живопись гуашью, но не обычная, а монохромная живопись. В живописи много цветовых гармоний (показ таблицы). Одним из видов является монохром. Что такое монохром? (Ребята отвечают на вопрос). Разновидность живописи, живопись с ограниченным колоритом. Моно- (одно) или однотонная живопись. Имея один цвет, мы можем создать красивые работы не только композиции, но и натюрморты. Посмотрите, ребята, на образцы монохромной живописи в младших классах и каких результатов мы достигаем в старших классах. Сегодня мы знакомимся не только с монохромом, но делаем работы в декоративной технике. Прошлую четверть мы работали в живописной технике. Чем отличается живописная техника от декоративной? (аккуратностью, введением узоров, т.е. декором, а живописная - пишем мазочками). Как мы работаем в гуашевой живописи (чернение, беление). Берем по выбору один цвет, растягиваем черной и белой краской. Посмотрите на таблицу, где есть растяжка тона. Мы берем краску, на палитре глубокими углублениями смешиваем до однородной массы, не густо и не жидко, при наложении на бумагу она не должна просвечивать. Последовательность работы показана на наглядном пособии. (Показываю на палитре, как смешивать и как начинать работу). Ребята, 1 этап работы мы начинаем с фона, растяжки с белилами, потом растяжка с серой краской (плоскость стола, поднос), растяжка черной краской (часть чайника, подноса). По желанию когда закончена первая прописка, начинаем работу с орнаментом (орнамент на фоне, плоскость стола, поднос и часть чайника). Орнамент делаем сначала простым карандашом, потом гуашью на темном светлый, на светлом темный, т.е. используем контраст.

Самостоятельная работа.

Завершение урока. Анализ работ. Задание на дом: эскизы композиций в монохроме на тему «Жара», «Холод».

Методическая разработка урока

по предмету живопись

в подготовительном классе

2 год обучения

по теме «Натюрморт. Рисование

натюрморта с натуры»

Выполнила: Кукушкина Е.Н.

Преподаватель

МОУ ДОД ДХШ г. Неи

Костромской области

2013 год

Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры.

Цель

Выполнить несложный натюрморт с натуры

Задачи :

Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

З рительный ряд:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Работа учащихся над заданием
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

Тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.

Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность )

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Рефлексия

Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.(участвуют как сильные, так и слабые дети)

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

  1. Работа учащихся над заданием

Натюрморт с натуры.

У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

IV. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
  • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

Самоанализ урока

в подготовительном классе (2 год обучения)

«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

предметов»

Цель и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

Развивающие: развивать приёмы работы красками.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

Тема урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу»

Преподаватель спецдисциплин: Тюренкова Ольга Алексеевна

Место работы: МБОУ ДОД «Брянская детская художественная школа»

Предмет: Живопись

Класс: 6

Тема и номер урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу». Урок 2

Количество часов по теме: 12 ч.

Продолжительность урока: 40 мин

Цели:

а) обучающие:

    закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»;

    обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи формы, объёма, материальности предметов в живописи;

б) развивающие:

    развитие творческого воображения учащихся;

    развитие образного мышления;

    развитие мыслительных способностей;

    развитие навыков работы кистью;

    развитие мелкой моторики;

в) воспитательные:

    воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись»;

    воспитывать культуру труда, внимание, усидчивость, научить осуществлять самооценку выполненных работ.

Задачи урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта, согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в натюрморте в смешанной технике работы акварелью.

Тип занятий: комбинированный:

а) объяснительно-иллюстративный (беседа);

б) практический (работа учащихся).

Материалы и оборудование:

для преподавателя:

    Методическое пособие «Поэтапность работы над натюрмортом в технике «акварель» (4 листа).

    Творческие работы учащихся 5-6 классов Брянской детской художественной школы по теме «Натюрморт из предметов различных по материалу».

    Репродукции картин художников по теме «Натюрморт».

для учащихся:

    акварельные краски;

    подготовительный рисунок на бумаге формата АЗ;

    кисти №№ 7, 5, 3;

    палитра бумажная;

    кнопки;

    баночки с водой.

Структура урока:

    Организационный момент - 3 мин.

    Изложение учебного материала - беседа, опрос по теме урока, изучение поэтапности работы над натюрмортом - 12 мин.

    Самостоятельная работа - 20 мин.

    Анализ работы - подведение итогов урока - 4 мин.

    Окончание работы - 1 мин.

ХОД УРОКА № 2

    Организационный момент

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания, размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов, размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

    Изложение задачи урока

Изложение учебного материала - опрос по предыдущему уроку, беседа, изучение поэтапного выполнения натюрморта в цвете по таблице.

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, научить детей выполнению начала цветового решения натюрморта.

Вопросы учащимся (в ходе беседы).

    Что такое живопись?

«Живопись - вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

    Назовите известные нам жанры живописи.

«Портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр».

    Что такое натюрморт?

«Натюрморт - мёртвая натура (франц.). То есть постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода».

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

    Что мы видим на этих репродукциях? и т.д.

Теперь рассматриваем наш натюрморт. Даём цветовую и тоновую характеристику предметов натюрморта. Даём характеристику фактуры предметов, из которых составлен натюрморт.

Мы ещё раз убедились, что цвет является основой живописи:

во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние;

в-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Учениками выполнен первый этап выполнения натюрморта - графическое построение. Выполнены предварительные эскизы - поиск композиции предметов натюрморта в формате листа. Выполнен предварительный эскиз цветового решения натюрморта.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью - от тёмного к светлому. Рассматриваем методическое пособие - «выполнение натюрморта в цвете».

Этап второй. Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте. Это зелёная драпировка, синяя драпировка;

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности). Это светло-синяя драпировка, чайник, яблоко, лимон;

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте - белая чашка из керамики.

Работу ведём по следующей схеме:

    Собственная тень на предмете.

    Падающая тень от предмета на плоскости.

    Рефлекс на предмет + касание с фоном.

    Полутень на предмете.

    Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем зелёную и синюю драпировки с теневой стороны. Затем пишем складки с теневой стороны на светло-синей драпировке. Потом рассматриваем яблоко и чайник. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем писать собственные тени на чайнике. Чайник металлический, имеет блестящую поверхность. На нём есть тёмные места - ржавчина. Яблоко находится на переднем плане. Пишем собственную тень на яблоке. Затем пишем собственную тень на лимоне. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете натюрморта - чашке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещённые части предметов натюрморта.

В работе идём от самых тёмных и насыщенных теней (собственных и падающих) предметов натюрморта, с учётом среды, к более светлым, не забывая при этом, что при искусственном освещении тени собственные и падающие имеют холодный оттенок.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне и оттенках цвета с учётом того, что, чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Не забываем о том, что мазки накладываем по форме предметов. Все предметы быта представляют собой простейшие комбинации геометрических тел. Обратимся к пособию - работам учащихся. Рассмотрим их. Если предмет напоминает нам форму шара, то мазки кладутся по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали или горизонтали (под углом) и т.д.

    Самостоятельная работа учащихся - 20 минут, в течение которых учащиеся выполняют первый этап цветового решения натюрморта в смешанной технике акварелью. В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    Подведение итогов урока -- выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Выставляются оценки за урок.

    Завершение урока

По окончании урока проводится уборка рабочих мест.