18 век в русской истории. События в России конца XVIII века

18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

Население России с большим интересом наблюдало за ходом событий во Франции. Н.М.Карамзин, который был непосредственным очевидцем революционных событий, впоследствии писал, что они «определяют судьбы людей на длинный ряд столетий».

Крушение французского феодализма привело в восторг и приободрило передовых людей России, которые в это время боролись за уничтожение крепостного права. Современники отмечали, что «французская революция имела в России, как и в других местах, много приверженцев», что « вольноглаголание о власти самодержавной (стало) почти всеобщим, и чувство, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером Франции».

С 1 января 1790 года при Московском университете стал выходить «Политический журнал». В нем подробно рассказывалось о ходе событий в революционной Франции. В обращении к читателям журнала профессор П.А.Сохацкий писал, что «1789 год учинился вечно незабвенным между годами многих столетий», что «произошло в Европе начало новой эпохи человеческого рода - эпохи угнетения самопроизвольной власти и поправления судьбы так называемых низких состояний». Целым потоком в Россию шли французские революционные издания. Современники отмечали: «Все, какие только во Франции печатаются книги, здесь скрытно купить можно». Их переводили профессиональные переводчики и студенты, а затем продавали из-под полы в виде рукописных списков.

Идеи французской революции оказали большое влияние на лучшие умы России, в том числе на револю­ционного мыслителя А.Н.Радищева, на сатирика и просветителя Н.И. Новикова и на многих других деятелей русской культуры. Царское правительство Екатерины II безжалостно душило все проявления вольнодумия: Радищев был сослан, Новикова бросили в тюрьму. Но на смену им приходили новые приверженцы свободы. Одним из таких людей был Ф. В.Кречетов, который призывал к «величайшему бунту, такому, которого еще не бывало». Он требовал «свергнуть власть самодержавия, сделать либо республику, либо иначе иное что-нибудь, чтобы всем быть равными».

После смерти Екатерины II на престол вступил новый император Павел I (1796 - 1801). Он любыми мерами пытался укрепить господство дворянства в обществе. Его правительство беспощадно подавляло крестьянские волнения, которые охватили целых тридцать две губернии. В годы его правления крепостное право не только не было уничтожено, но и получило дальнейшее распространение на Новороссию, Дон и Предкавказье - около 600 тысяч государственных крестьян были отданы помещикам.

Напуганный размахом крестьянских волнений, Павел I пытался хоть как-нибудь улучшить их положение. В 1797 году он издал указ, в котором рекомендовал помещикам ограничить барщину тремя днями в неделю, но никакого практического применения этот указ не получил.

Продолжали подвергаться суровым казаниям передовые мыслители, которые вы­ступали против самодержавия - В.В. Пассек, Ф.В.Кречетов, И.Рожнов и другие. В стране была введена строгая цензура, запрещен выезд за границу с целью получения образования, повсюду были закрыты частные типографии и учебные заведения.

Для укрепления самодержавного строя Павел I стремился к дальнейшей политической централизации. С этой целью он ограничил дворянское самоуправление и упразднил некоторые дворянские привилегии. Отныне например, был затруднен уход дворян в отставку с государственной службы. В 1797 году им был восстановлен порядок престолонаследия по праву перво­родства, то есть от отца к старшему сыну, а при отсутствии прямых наследников - к старшему из братьев. Политика Павла I была всецело направлена на укрепление крепостической феодальной системы. Тем не менее даже те немногие и половинчатые меры, которые он пытался принять для облегчения положения простого народа, вызвали недовольство некоторых кругов дворянства и особенно столичной знати, а также высшего офицерства. В принципе недовольство это было направлено не столько на действия, сколько на саму личность Павла I, на самодурство и капризы императора.

Несмотря на то что Россия не приняла участия в Первой антифранцузской коалиции, Екатерина II была злейшим врагом французской революции. Как уже говорилось выше, Россия отказалась от войны с Францией, так как воевала на Востоке и с повстанцами под предводительством Тадеуша Костюшко. Как только восстание в Польше и Белоруссии было подавлено, Россия сразу же стала готовиться к походу во Францию.

Как известно, Павел I почти все делал наперекор решениям своей матери. В начале своего правления он вступил в переговоры с Францией, однако между двумя государствами существовали серьезные противоречия в Германии, на Ближнем Востоке и в польском вопросе. Экспедиция французской армии под командованием генерала Бонапарта в Египет, захват им Мальты и Ионических островов шли вразрез с интересами политики России на Востоке. Это привело к тому, что Россия присоединилась ко Второй антифранцузской коалиции. В начале 1799 года был заключен союз между Россией и Турцией, благодаря которому русский военный флот получил право на свободный проход через проливы, контролируемые Оттоманской Портой. Объединенный русско-турецкий флот, которым командовал Ф.Ф.Ушаков, вскоре освободил от французов Ионические острова. Адмирал Ушаков содействовал тому, что на этих островах была введена прогрессивная для того времени конституция. По русско-турецкой конвенции 1800 года была создана «Республика семи соединенных островов», которая находилась под двойным протекторатом России и Турции, хотя формально сюзереном ее являлся турецкий султан.

Следует отметить, что в последующем Ионическая республика сыграла большую роль в развитии греческого национально-освободительного движения.

После того как армия Суворова пришла в Северную Италию, она нанесла ряд крупных поражений французам. Затем в Италии было упразднено республиканское правление и восстановились феодальные порядки.

Вторая коалиция оказалась недолговечной. В России недовольство вызывала политика Австрии, из-за которой русские войска в Италии оказались в тяжелом положении. К этому времени обострились и русско-английские противоречия на Ближнем Востоке и в Средиземном море. Англичане пытались всячески разрушить союз России и Турции, вытеснить Россию с Ионических островов. Овладев Мальтой, они не собирались выпускать ее из своих рук, в то время как Павел I сам хотел сделать Мальту опорным пунктом русского флота в Средиземном море.

Все это привело к тому, что Павел I отозвал русские войска с театра военных действий и в 1800 году порвал отношения с Англией, наложив секвестр на находившиеся в России английские товары и корабли. После этого он заключил союз со Швецией, Данией и Пруссией, направленный против Англии. Россия вновь возобновила правила вооруженного нейтралитета. Одновременно Павел I начал переговоры с Францией о мире, союзе против Англии и совместном походе в Индию. Таким образом, Англия и Россия оказались в состоянии войны. Английский флот под командованием адмирала Нельсона разгромил союзный России датский флот на рейде в Копенгагене и двинулся дальше на Кронштадт и Ревель.

Политика Павла I, направленная против Англии, была крайне непопулярна в дворянских кругах России, так как Англия являлась важнейшим рынком для экспортировавшихся русскими помещиками товаров. Сближение с Францией также не нашло сторонников среди дворянства, которое ненавидело французскую революцию и республику. Поэтому внешняя политика царя усилила нараставшее среди дворян недовольство и послужила толчком к организации дворцового заговора. В нем участвовали видные придворные и столичное офицерство. О заговоре знал и сам наследник престола Александр Павлович. Поддерживал связи с заговорщиками и высланный Павлом I из России английский посол в Петербурге Ч. Уитворт. 12 марта 1801 года Павел был убит в Михайловском дворце, его преемником стал Александр I (1801 - 1825).

Страница 1 из 2

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России 18 века . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Даты

Основные события России 18 век

1700

Смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола

1701

Открытие в Москве школы математических и навигацких наук

Осада и взятие штурмом русскими войсками крепости Нотебург (Орешек)

Выход в свет первой русской газеты «Ведомости»

Взятие русскими войсками под командованием Б. П. Шереметьева крепости Ниеншанц в устье Невы

Основание Санкт-Петербурга

1703

Выход в свет учебника «Арифметика» Л. Ф. Магницкого

1704, лето

Осада и взятие русскими войсками крепостей Дерпт и Нарва

1705

Введение ежегодной рекрутской повинности

1705 – 1706

Стрелецкое восстание в Астрахани. Подавлено Б. П. Шереметевым

1705 – 1711

Восстание башкир

1706, мар.

Отступление русских войск из Гродно к Брест-Литовску, а затем к Киеву

1707 – 1708

Крестьянско-казацкое восстание под руководством Кондратия Булавина, охватившее Дон, Левобережную и Слободскую Украину, Среднее Поволжье

Вторжение шведской армии короля Карла XII в Россию, форсирование р. Березина

Выступление гетмана И. С. Мазепы на стороне Швеции против России

1708, 28 сен.

Разгром Петром I шведского корпуса у Лесной

Реформа административного управления . Разделение России на губернии

Введение гражданского шрифта

1709

Разрушение Запорожской Сечи

Полтавская битва. Поражение шведских войск. Бегство Шведского короля Карла XII и Мазепы в Турцию (30 июня)

Союз России, Речи Посполитой, Дании и Пруссии против Швеции

1710

Взятие русскими войсками Риги, Ревеля, Выборга

1710

Подворно-податная перепись населения

Объявление Турцией, подстрекаемой Карлом XII, войны России

1711, фев.

Учреждение Правительствующего Сената

Прутский поход русских войск под командованием царя Петра I

Окружение русской армии на р. Прут

Заключение Прутского (Ясского) мира между Россией и Турцией. Возвращение Турции Азова, обязательство уничтожить крепости на Юге и Азовский флот

1712

Указы царя Петра I о создании Оружейного двора в Туле и Литейного двора в Петербурге

1712, мар.

Венчание Петра I с Мартой Еленой Скавронской (после принятия православия – Екатерина Алексеевна)

1713

Наступление русских войск в Финляндии. Взятие Гельсингфорса и Або

1714

Указ царя Петра I о единонаследии

Гангутское морское сражение. Победа русского флота над шведами

1716, мар.

Принятие «воинского устава»

1716, сен.

Бегство царевича Алексея за границу


1717

Поездка царя Петра I во Францию

Возвращение царевича Алексея в Россию (по требованию Петра I). Манифест о лишении царевича Алексея прав на престол

Кончина царевича Алексея после вынесения ему смертного приговора по обвинению в организации заговора

1718 – 1721

Ликвидация Приказов, учреждение Коллегий

1718 – 1731

Сооружение Ладожского канала

1719

Административная реформа. Разделение губерний на провинции. «Генеральный регламент» Петра I (устав гражданской службы)

Победа русского флота над шведской эскадрой у острова Гренгам

1720 – 1737

Составление В. Н. Татищевым «Истории Российской с самых древних времен»

Ништадский мир России со Швецией. Завершение Северной войны. Закрепление за Россией Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии с Выборгом и части Южной Финляндии

Принятие Петром I императорского титула

1721

Учреждение государственной почты

1721

Начало строительства крепости Екатеринбург

1721

Учреждение Святейшего Синода (вместо патриаршества)

Издание «Табели о рангах», разделение всех государственных служащих на 14 рангов (чинов)

1722 – 1723

Русско-персидская война. Персидский поход Петра I

1722

Ликвидация гетманства на Украине

1723

Взятие русскими войсками Дербента, Баку

1723, 1 сен.

Русско-персидский ирный договор. Признание Персией прав России на западное и южное побережье Каспийского моря

1724

Учреждение Академии наук. Торжественное открытие Академии в Петербурге (27 декабря 1725)

Константинопольский договор России с Турцией о разграничении владений в Закавказье

Смерть Петра I. Борьба за власть между придворными группировками во главе с А. Д. Меншиковым и Долгорукими. Возведение на престол группировкой Меншикова Екатерины I

1725 – 1727

Царствование императрицы Екатерины I

Брак старшей дочери Петра I Анны Петровны с Карлом Фридрихом, герцогом Гольштейн-Готторнским

1725 – 1730

Первая камчатская экспедиция В. Беринга

1726, фев.

Учреждение Верховного тайного совета под председательством Екатерины I

1726

Открытие при Академии наук Академической гимназии и Академического университета

1727 – 1730

Царствование императора Петра II (сына царевича Алексея)

1727

Восстановление гетманства на Украине (до 1734)

1727, сен.

Низложение и арест А. Д. Меншикова, возвышение Долгоруких

Кяхтинский договор между Россией и Кираем об установлении границ и условиях русско-китайской торговли

Избрание на русский престол вдовы герцога Курляндского, дочери царя Ивана V – Анны Ивановны

1730 – 1740

Царствование императрицы Анны Ивановны. Отстранение от власти Долгоруких. «Бироновщина»

1730, мар.

Отмена указа о единонаследии

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации

общественной и духовной жизни. Характерные черты

эпохи Просвещения………………………………………….1

Запад и Восток в XVIII веке……………………………………9

Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского

абсолютизма ………………………………………………….15

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, проте­кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией - небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы­вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль­тер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни­ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива­лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - прин­цип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу­дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ­ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели­гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель­ности и др.

Конфликты французских просветителей с католической цер­ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз­мом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по­литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял­ся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче­ство с властями в решении конкретных проблем управления стра­ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво­люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми­римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри­тики религии и церкви, характерных для философов-материалис­тов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.

Итак, для начала ответим на далеко не новый вопрос, который возникает у многих школьников и не только: "XVIII - какой это век?" Попробуем в этом разобраться в рамках данной статьи.

Тайна латинских чисел, или Ответ на вопрос: "XVIII - какой это век?"

Часто люди жалуются, что римские цифры для них очень сложны. На самом деле, ничего трудного здесь нет. Все подчиняется вполне понятной логике.

Итак, в случае с числом XVIII его надо расшифровывать, начиная с самого начала. Так, X - это десять. Соответственно, число будет явно больше 10, поскольку остальные цифры стоят справа от главной. Дело в том, что если бы у нас было число IX, то это было бы уже 9, так как единица слева отнимается от 10. Итак, разбираемся дальше. V - это 5, а последняя часть, соответственно, 3. Все элементы суммируются и получаем готовое число - 18. Но параллельно с вопросом о том, XVIII - какой это век, возникает и другая трудность. Какой год можно отнести к 18-му веку - 1750-й или 1829-й? Ответ тут только один: 1750, поскольку 1829 будет уже 19-м веком.

История 18-го века. Просвещение

Итак, когда мы разобрались, где какой век, остановимся на истории этого периода. Начнем с того, что Европа в XVIII веке переживала грандиозное событие в своей истории - Просвещение. Этот термин знаком многим. Можно задаваться вопросом: XVIII - какой это век, однако нельзя не знать особенностей данного явления. У каждой страны оно происходило по-своему. Но то, что было общим для всех, - это крушение феодализма.

Просвещение - естественный процесс, который неизбежно начинался при падении феодального строя. Оно гуманистично и тяготеет к формальному праву, усматривая в нем гарантию свободы и лучшей жизни. Просвещение как явление не только повлияло на умственное развитие Европы. Оно смело критиковало отжившие и устаревшие формы быта и уклада жизни, сохранившиеся еще со времен средневековья.

Основные идеи английского Просвещения

Так, Локк выдвинул на первый план моральные качества и ориентиры, рассматривая государство как соглашение людей. Он считал, что единственным естественным регулятором межличностных и общественных отношений являются нормы нравственности, морали и поведения.

Они должны были установиться, по мнению философа, "по всеобщему молчаливому согласию". История XVIII века полностью определила дальнейший путь развития многих стран, в том числе и Великобритании. Английские деятели считали, что высшая цель - не счастье общества, а счастье отдельного человека, личное возвышение.

Локк также подчеркивал, что все люди рождаются с набором сил и способностей, которые помогут им достичь практически всего. Но только постоянные усилия, как считал философ, способствуют реализации заложенного в каждом потенциала. Только личное творческое старание поможет человеку преуспеть в жизни. Говоря так, 18-го века очень точно уловили потребность общества в тот период.

Французское Просвещение

В отличие от идей английских просветителей, Руссо выдвигает на первый план социум, а не одного индивида. Согласно его идеям, изначально обществу принадлежала вся власть, но потом оно предало власть правителям, чтобы те действовали в его интересах. Руссо был сторонником демократическо-республиканского государства. Гражданское равенство будет достигнуто только тогда, когда каждый гражданин сможет участвовать в управлении.

Монтескье, в свою очередь, настаивает на том, что любой страны должно адаптироваться и к климату, и к религии, и к характеру народа. Также философ считает самой лучшей формой государственного устройства республиканскую форму. Но, не видя в современных государствах возможности ее воплотить, останавливается на В таком случае правителю будет принадлежать только исполнительная власть, а законодательная - выборному парламенту.