Русская мода 19 века деревенская. Древнерусская одежда и русский народный костюм XV - начала XX века. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, с

конца XIX - начала XX ВЕКА из собрания Архангельского государственного музея
деревянного зодчества и народного искусства.
Комплект из восемнадцати открыток.

Славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций снискали Северу многочисленные памятники народного крестьянского искусства. Среди них ярким самобытным элементом является народный костюм. В нем наиболее полно воплотилось незаурядное мастерство северных женщин.

Собрание северного народного костюма представлено в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства материалами конца XVIII - начала XX веков. Этнографическая направленность музея определила принципы формирования коллекции. За 20 лет существования музея многочисленные экспедиции изучали народный быт в Каргопольском, Коношском, Пинежском, Мезенском, Красноборском, Ленском и других районах области. Собраны костюмные комплексы, отдельные предметы, всевозможные дополнения: головные уборы, украшения, обувь, всего более 3 тысяч единиц хранения.

Достаточно полно в коллекции представлена крестьянская одежда конца XIX - начала XX веков.

Преобладает женская. По сравнению с мужской она ярче выявляет черты местного своеобразия костюма. Материалы коллекции дают возможность изучить типичные для Севера черты, выявить региональные особенности, проследить изменения в одежде, происходящие на рубеже веков.

Характер северного костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В конце XIX - начале XX века он имел множество вариантов. Состоял он по-прежнему из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.

Будничный костюм был удобным и прочным. Наиболее архаичной частью его была рубаха. Туникообразный, свободный крой с ластовицами не стеснял движения. Региональные различия можно проследить на примере каргопольских, пинежских, Вологодских рубах, имеющихся в коллекции. Разнообразны будничные сарафаны, представленные в коллекции. Наиболее древний, косоклинный, до начала XX века бытовавший в Пинеге, соседствовал с более поздним прямым, распространенным в других регионах области. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь, набойка. Позже они были вытеснены ситцем.

Одежда несла не только утилитарные и эстетические функции. Отзвуки древних языческих представлений о мире сохранились в костюме. Одежда оберегала человека от внешней среды, и каждая деталь ансамбля имела определенный смысл. Обережную роль играл пояс. Коллекция дает представление о разнообразных техниках их изготовления, бытовавших на Севере.

Важную роль играли головные уборы. Девичьи оставляли теменную часть и волосы открытыми, а женские их полностью скрывали. Они подчеркивали не только изменение семейного положения, но и имущественного состояния. Украшенные жемчугом и золотым шитьем кокошники, повязки занимают особое место в коллекции. Сохранились комплексы обрядовой одежды.

Значительную роль в жизни крестьян играли трудовые праздники: жатва, первый выгон скота, сенокос. От них зависело благополучие крестьянской семьи. Льняные каргопольские рубахи с архаичной вышивкой, жатвенные поподолицы представляют большую ценность в собрании. Магические знаки, заключенные в рисунках орнамента, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле.

Наиболее выразительна в художественно-образном решении праздничная одежда. Костюм сохранял традиционный покрой, но шили его преимущественно из более дорогих, покупных шелковых тканей. Он больше испытывал городское влияние.

Городской костюм также представлен в коллекции музея Он сформировался в последней четверти XIX века и следовал дворянской и европейской моде.

Данное издание - первая публикация материалов коллекции, как результат экспедиционной работы музея. При подготовке использованы материалы научного архива музея, собранные Н. Власихиной, Н. Лютиковой и другими научными сотрудниками.

Комплексы костюмов составлены на основании научной реконструкции Л. Калининой. Учтена возможность сосуществования отдельных частей костюма: хронология, регион бытования, возрастные различия и назначение одежды. Представленный в экспозиции музея вместе с другими экспонатами народный костюм помогает понять духовный мир прошлого, богатую культуру русского народа.

А.И.Иванова


ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Каргополье.
Рубаха. Льняное полотно, ткачество.
Сарафан-набивальник. Лен, кумач, тесьма, набойка.
Юбка. Лен, гарус, браное ткачество.


Традиционный комплекс костюма с сарафаном иногда дополняла нижняя юбка. Как самостоятельная часть одежды юбка входила в сенокосный костюм. Тяжелый браный узор покрывал всю поверхность ее нижней части, поподолицы. Классически строгий колорит, построенный на сочетании красного узора и белого льняного полотна был характерен для всех регионов Севера. Только в Каргополье поподолицы расцвечивали яркими гарусными нитями. Орнамент распадался на отдельные, резко ограниченные друг от друга полосы. Завершали отделку юбки махры из разноцветных шерстяных нитей. К концу XIX - началу XX века рубаха сохраняла традиционный для народного костюма Каргополья покрой: широкие до локтя рукава, глубокий присобранный ворот. В данном комплексе костюма верхняя часть - воротушка- и нижняя часть - стан- изготовлены из льняного полотна.

Широкий, прямой по покрою, сборчатый сарафан кроился здесь на длинных узких лямках.
Будничным головным убором служил платок из ситца. Большое распространение в конце XIX века получили ситцы, изготовленные в Карабанове Александровского уезда, Владимирской губернии.


ЖЕНСКИЙ ЖАТВЕННЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века Олонецкая губерния, Каргополье.
Рубаха. Льняная пестрядь, кумач, ситец, браное ткачество.
Сарафан. Льняная пестрядь.


Жатва была особым трудовым праздником крестьян. От урожая зависело благополучие семьи землепашца. Богатая орнаментация жатвенной одежды служила знаком уважения к кормилице-земле. Ромб - символ солнца, знак плодородия, господствовал среди других простейших геометрических фигур. Поставленный углом, с гребешками-отростками, сливающийся в сложные композиции, он был воплощением неистощимой фантазии мастериц. Красный цвет в костюме также был посланцем солнца.

Обрядовая рубаха сохраняла традиционный для Каргополья покрой и состояла из стана и воротушки. Но воротушка скроена из более легкой, покупной ткани. Нижнюю часть по-прежнему шили из ткани домашнего изготовления. В отделке поподолицы появились поздние элементы: оборка из яркого ситца, кумачовая прошва.

Сарафан на длинных лямках - региональный вариант прямого сарафана. Пестрядь для сарафанов делали в более крупную клетку, чем для стана рубахи.

Детский костюм обычно повторял в покрое и орнаментации взрослый, но был менее сложен в исполнении и шили его из остатков материала.


ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Каргополье.
Рубаха. Лен, пестрядь.
Сарафан-кумачник. Кумач, холст, ситец, вышивка тамбуром.
Платок. Ситец, фабрика Баранова.


Основу комплекса составляет сарафан-кумачник традиционного звучного красного цвета, украшенный вышивкой тамбуром. Узор календари связан с основным занятием крестьян Каргополья - хлебопашеством. Все знаки имели определенный смысл. Лепестки и кудри обозначали месяцы, круг над верхним лепестком (январем) - символ нарождающегося солнца, петельки с внешней стороны месяца соответствовали дням, связанным с годичным кругом полевых работ, круги - это земледельческие праздники и дни, когда гадали на урожай.

Сарафан входил в комплекс жатвенного костюма. К началу XX века календарь часто воспринимался как чисто орнаментальный мотив. Его символика постепенно забывалась, узор упрощался.

Платок из карабановского ситца, получивший на Севере название аглицкий, дополнял комплекс.


ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX - начало XX века. Пинега
Рубаха-мышница. Льняное полотно, кумач, вышивка в набор.
Сарафан-пестрядинник. Х/б, лен, пестрядь.
Пояс. Шерсть, плетение.
Платок. Ситец, фабрика Баранова.


Название рубаха мышница идет от вышитых в набор красными нитями оплечий-мышников. Аастовки (полики) из красного кумача придавали рубахе особую нарядность. Пазушники (ластовицы) также кроили из кумача С помощью магических линий, зашифрованных в рисунках орнамента, человек надеялся защитить себя от злых сил. Орнамент располагался там, где край одежды граничил с незакрытым телом: по вороту, рукавам, по подолу.

Пестрядь, цветную клетчатую ткань, изготовляли из льняных нитей домашнего прядения с добавлением цветных хлопчатобумажных. Пестрядинник, вытканный из покупных нитей, считался более дорогим сарафаном. Простейший вид узорного тканья имел свои особенности в разных регионах. Сложная, некрупная, холодных тонов клетка характерна для Мезени, Пинеги. Синий и белый цвет преобладал над неярким красным.

Пояс подвязывали высоко под грудью. Плетение вручную было трудоемким занятием. Узоры, образующие радужные переливы, были очень нарядны.


ДЕВИЧИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX века. Вологодская губерния, среднее течение реки Вычегды.
Рубаха. Льняное полотно, кумач, браное, выборное ткачество.
Сарафан троелишный. Лен, набойка, кумач, вышивка.
Косынка-косяк. Льняное полотно, браное, выборное ткачество.
Пояс. Лен, шерсть, стеклярус, поволока, тканье в бердышке.


Костюм выполнен в традициях одежды Вологодской губернии. Ворот - короткую рубаху шили на архаичной туникообразной кокетке с подкладом и воротником-стойкой. Застежка на планке. Орнаментация ворота в виде полосы браного ткачества, пристроченной по линии кокетки. В этой же технике декорированы нижняя часть рукавов и манжеты. Сочетание густого узора в виде городчатых ромбов и свастик с разреженным орнаментом в виде стилизованных растений является особенностью оформления одежды этих мест. Полоса орнамента на косяке позволяет объединить две детали костюма в единый ансамбль.

Трехцветная набойка сарафана делала его живописным. Такие сарафаны называли троелишными. Узор "рябинки" наносили оранжевой масляной краской. По низу сарафана - полоски кумача с вышивкой крестом синими, сиреневыми, зелеными нитями.

Женские пояса здесь отличались сложностью завершения концов. В оформлении использовали проволоку, стеклярус Местные жители различали пояса с прибасками, с королечками, с кисточками. Ансамбль отличался сочностью красок, яркостью. Все детали комплекса выполнены из ткани домашнего изготовления.


ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало ХХ века. Верховья реки Пинеги.
Рубаха-ворот. Лён, пестрядь, бранное ткачество.
Сарафан-косоклинник. Хост, кумач, набойка.
Пояс. Шерсть. Тканье в бердышке.


Ткани фабричного производства не пользовались популярностью
только у стариков. Старообрядцы говорили про такие наряды: легкие, шутовы, ненастоящие. Старое поколение носило одежду своей молодости.

В повседневный костюм пожилой женщины входила традиционного покроя пестрядинная рубаха-ворот с ластовицами и прямыми поликами. Рукава сужены к кисти, что характерно для Пинеги.

Косоклинный сарафан сшит из кубовой набойки. Архаичный покрой его сохранился до XX века. Узор наносили при помощи досок-манср, покрытых специальным раствором. Белый рисунок как бы выплывал из глубинного темно-синего фона. Комбинации орнаментальных мотивов разнообразны и декоративны.

Набойка применялась до 30-х годов XX века Манеры продавали на ярмарках и узоры распространялись по всей России.


ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX - начало XX века. Пинега.
Рубаха-полурубашье. Миткаль, тюль.
Сарафан. Шелк, тесьма.
Полушубок. Парча, позумент, холст.
Головной убор-повязка. Кумач, галун, фольга, бисер, бахрома из золотных нитей.
Платок. Шелк.


Наличие в комплексе нескольких рубах и сарафанов характерно для народного костюма. Чем дороднее казалась крестьянка, тем красивее она считалась. Когда пинежская девушка шла на метище, годовой праздник, из-под подобранного яркого верхнего сарафана должен был быть виден другой. Верхнюю рубашку-полурубашье, короткую, без стана, шили из покупной базарской ткани с широкими рукавами. Рукава перехватывали яркой лентой у локтей. Под лямками сарафана и полушубка подвязывали два пурпурно-красных платка. Концы платков выпускались по сторонам рукавов. Они развевались на ветру, словно крылья птицы. Расшитая золотными нитями повязка завершала девичий костюм. Красивая линия абриса головного убора придавала величие молодому лицу. Пояс в этом случае подвязывали под сарафан.


ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Вторая половина XIX века. Мелентьевская волость.
Кофта-казачок. Репс, ситец, машинное кружево, тесьма.
Сарафан-атласник. Атлас, ситец, галун.
Головной убор-перевязка. Галун, кумач, кружево, шелк, шитье перламутровыми плашками, низание бисером


Влияние городской моды отчетливо проявилось в комплексе костюма "казачок с сарафаном атласником", бытовавшем на границе Вологодской и Олонецкой губерний как праздничная одежда. Шили его из покупных тканей.
Традиционный прямой, сборчатый сарафан на длинных узких лямках дополнялся распашной приталенной кофтой городского покроя - казачком. Шили его на ситцевом подкладе. Отрезные, пышные у плеч рукава заканчивались широкими манжетами. Силуэт создавался за счет рельефов и вытачек. На верхней полочке заложены мелкие складки. Застежка на пуговицы с левой стороны. Использование оборок из машинного кружева создавало особую выразительность наряда.

Завершал костюм девичий головной убор - перевязка. Она выполнена из позумента. Сзади ее украшали кружевом и шелком, спереди расшивали перламутровыми плашками. Надо лбом шла густая поднизь из бисера.


ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Мезень.
Платье гарнитурное. Шелк, миткаль, машинное кружево.
Шаль. Шелк.
Туфли. Кожа.


Распространение городской моды прежде всего наблюдалось в поморье, на Мезени. Суровые климатические условия не позволяли выращивать лен. Женские ремесла не получили здесь развития. Шитье одежды производилось самими женщинами, но из привозных тканей. Их приобретали на ярмарках, у приезжих купцов, а также за границей в Норвегии, Голландии. Большой популярностью пользовались переливчатая тафта, штоф, шанжан (на Мезени - гарнитур).

Платье по старинке называли здесь сарафаном. Сшито оно на подкладке. Защипы и рельефы создают приталенный силуэт наряда. В отделке костюма использованы как традиционные, так и новые городские элементы: широкие полосы плоско нашитого машинного кружева на подоле и пышная оборка из широкого зубчатого кружева на лифе.

Наплечные шали с кистями отличались мягкостью тонов и служили прекрасным дополнением городского костюма.


ЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ
Конец XIX - начало XX века. Архангельск.
1. Костюм-парочка. Кофта, юбка Х/б ткань, тюль.
Косынка. Шелковые нити, сцепное кружево.
Полусапожки. Кожа, х/б ткань.
2. Костюм-парочка.
Кофта, юбка Шелк, штоф, бархат, миткаль.
Платок. Шелк, 1251.
Туфли. Кожа.


Ансамбль-парочка - из юбки и кофты стал доминирующим в одежде женщин провинциальных северных городов в конце XIX - нача\е XX веков. Обе части костюма шили из одинаковой ткани. Приталенный силуэт костюма создавался за счет множества вертикальных рельефов, застроченных мелких складок. Сложный крой дополнен большим количеством деталей объемной орнаментации: оборки, защипы, рюши из тюля и машинного кружева, баски. Праздничный комплекс костюма дополняли косынки из сцепного кружева и шелковые платки.


МУЖСКАЯ БУДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

Рубаха. Конопля, крашенина, ремизное ткачество.
Порты. Лен, пестрядь.
Пояс. Лен, шерсть, тканье в кроснах


Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав мужского костюма. Наряду с косовороткой бытовали рубахи с разрезом ворота посредине. Грубая, сшитая из конопляной крашенины, рубаха была удобной и долговечной.

Порты были однообразны по внешнему виду. Различия касались только некоторых деталей покроя. Наиболее традиционные приемы кроя использовались в данном комплексе. Полотнище перегибали вдвое по основе. Для клиньев его складывали и разрезали по диагонали. Держались порты при помощи вздежки - гасника, пропущенного в опушку. Иногда использовали застежку на пуговицу.

Пояс несколько раз опоясывал талию. Чаще такой пояс носили с верхней одеждой.


МУЖСКАЯ БУДНИЧНАЯ ОДЕЖДА
Начало ХХ века. Пинега.
Рубаха. Лён, льняное полотно, пестрядь.
Порты. Лён, многоремизное ткачество
Пояс. Х/б, шерсть, плетение.


Местные различия прослеживались в мужской одежде значительно слабее, чем в женской. Повседневную одежду шили из домотканой клетчатой или полосатой мелкой пестряди, набойки и почти не украшали.

Наиболее древней частью костюма была туникообразная рубаха. Она мало подвергалась конструктивному изменению. Застежку на планке чаще делали с левой стороны. Такую рубаху называли косоворотка.

Ворот - невысокая стойка. Как обычно, рубаху шили на подоплеке. Под спину и грудь подшивался с внутренней стороны кусок ткани.
Фактура ткани данных портов - косые рубчики в елочку. Толстая льняная ткань по своей прочности и цвету напоминает джинсовую ткань.


ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Архангельская губерния.
Кофта, атлас, ситец, кружево.
Сарафан. Кумач, холст, тесьма.
Повойник. Кумач.
Платок. Кашемир, набойка, Павлов Посад


Сарафан на кокетке с прямой сборчатой юбкой не получил на Севере широкого распространения. По покрою он представлял собой полуплатье. Кокетка - с выкройными проймами и плечиками-лямками. Нижняя часть сарафана заложена в мелкие складки и пришита к кокетке выше линии груди.

Будничные головные узоры женщин - повойники - в виде шапочки из ситца, не украшали. Комплекс дополнял павлово-посадский платок из красного кашемира, с набивным рисунком. Широкая кайма с узором из красных, синих, желтых цветов и зеленых листьев покрывала почти всю поверхность платка. Набивные шерстяные шали как нельзя лучше соответствовали русской традиции костюма скрывать форму женского тела. В последней четверти XIX - начале XX века они прочно вошли как в городской, так и в деревенский быт.


СЕНОКОСНАЯ ОДЕЖДА
Конец XIX века. Пинега
Женский костюм. Рфаха-исцельница. Льняное полотно, кружево,
вышивка строчкой, росписью.
Пояс. Лен, мулине, тканье в бердышке.
Мужской костюм. Рубаха Льняное полотно, тесьма.
Порты. Льняное полотно.
Пояс. Лен, шерсть, тканье в бердышке


По древнему обычаю все крестьянские работы делились на женские и мужские. Только сенокос был единственным праздником в
совместном труде. Специально предназначенная для сенокоса одежда была удобной и практичной; широкий край ее не стеснял движения, белый цвет отпугивал гнуса.

Длинная туникообразная женская рубаха-исцельница скроена из цельного полотнища льняной ткани. Широкие, длинные рукава сужены у кисти и заканчивались обшлагами. Украшением их служила вышивка строчкой и росписью, выполненная белыми льняными нитями, а также кружева, сплетенные на коклюшках. Отсюда второе название рубахи - коклюшница.


ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Вологодская губерния.
Кофта-рукава. Шерсть, лен, бархат, сатин, тесьма, ремизное ткачество.
Сарафан-дольник. Шерсть, крашенина, машинное кружево, тесьма, ткачество.
Передник. Гарус, сатин, ситец, тесьма.
Головной убор-сборник. Холст, картон (основа), кумач, ситец, шитье золотными нитями.
Платок. Ситец, фабрика Баранова


В комплексе данного женского костюма проявлялась взаимосвязь различных групп населения.
Бытование в этих местах сарафана-дольника - отголоски одежды служилых людей, выходцев из западных регионов России - однодворцев. Полихромный узор дольника состоял из продольных полос различной ширины. Рисунок получался за счет применения широких берд на ткацком стане.

Распашная кофта до талии - рукава - изготовлена из полушерстяной ткани ремизного ткачества. Узор имел ярко выраженную рельефную структуру и состоял из мелких клеток. Отделка черным бархатом, сложный крой кофты с втачными рукавами - свидетельство проникновения в деревенский быт элементов городской моды. Передник шили преимущественно из покупной ткани и завязывали высоко под грудью.


ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX - начало XX века Пинега
Рубаха-коклюшница. Льняное полотно, кружево, вышивка перевитью по выдергу, росписью.
Сарафан-синяк. Лен, крашенина, тесьма, шерстяной шнур


Наиболее архаичный тип сарафана - косоклинник сохранился на Пинеге до начала XX века Покрой сарафана, вертикальное расположение тесьмы, имитирующей застежку, придавали женской фигуре стройность и величавость.

Широкие, длинные, легко спадающие рукава рубахи-коклюшницы сужены у кисти. Отделкой служит вышивка перевитъю по выдергу и росписью, выполненная белыми нитями.

Костюм выглядел строгим и лаконичным благодаря сочетанию белого и темно-синего цветов. Синяк и коклюшница являлись как праздничной, так и обрядовой одеждой пинежских крестьянок. В разных деревнях региона они входили в венчальный, а также погребальный комплексы костюма.


ДЕВИЧИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ
Конец ХIХ века. Яренск.
Платье. Ивановский ситец, холст, тесьма.
Косынка. Шелковые нити. Сцепное кружево.
Туфли. Кожа.


Влиянию городской моды прежде всего было подвержено купеческое и мещанское население провинциальных городов. Уже в конце XIX века появились крестьяне, приписанные к мещанскому сословию. Многие из вычегодских крестьян уходили в отход, в Петербург. Их называли питереки. Первоначально это влияние выражалось в использовании фабричных тканей, новых головных уборов. Затем изменились формы одежды, манера носить различные дополнения.

Ситец в мелкий растительный рисунок прочно вошел в деревенский быт и использовался в одежде небогатых горожан. Платье из этой ткани по-прежнему шили на подкладе, что позволяло сохранить форму и делало наряд более долговечным. По покрою оно отрезное по линии талии. Застежка лифа спереди на пуговицы. Пышный подол собран в густую мелкую сборку у талии. Расположение отделки традиционное: в нижней части подола и рукавов. Используется объемный декор - пышные сборки, заложенные в байтовые складки.


ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX - начало XX века. Олонецкая губерния, Каргополье.
Рубаха. Х/б ткань, кумач, вышивка, браное ткачество.
Сарафан. Шелк, ситец, бахрома из золотных нитей.
Коротсна. Парча, ситец.
Кокошник. Галун, кумач, миткаль, шитье бисером, жемчугом, перламутровыми плашками, низание жемчугом.
Платок. Миткаль, золотное шитье


Стремление придать костюму пышность и величавость проявлялось в каждой детали праздничного комплекса. Прямого, широкий сборчатый сарафан пришел на смену косоклинному. Изменились пропорции костюма. Горизонтальная полоска бахромы из золотных нитей утяжеляла низ костюма Ощущение пышности создавал подклад, подведенный под шелк.

Коротена, нагрудная одежда, вместе с сарафаном представляла единый ансамбль. Трапециевидный силуэт ее создавал дополнительный объем, поддерживал ритм костюма.

Кокошник Каргопольщины в виде шапочки на твердой основе искусно расшит бисером, жемчугом, перламутровыми плашками, спереди украшен густой поднизью. Поверх кокошника в самые большие праздники одевали золотой плат. Вышитый золотными нитями белый плат еще больше подчеркивал богатство головного убора. Кокошники и золотые платы имели женщины из состоятельных семей, носили в первый год замужества и хранили для своих дочерей.

© Архангельский государственный музей деревянного зодчества
© Оформление и макет М. Патрушева
© Текст А. Иванова

Основными тканями для крестьянского платья начала века были самотканые холсты и грубая шерсть. В 1840−1850 годы домотканый материал вытесняет фабричная мануфактура с полосатым, клетчатым, цветочным рисунком. Наряды южных и северных районов немного разнились, но основные элементы женского платья были схожи:
− сарафан;
− панева;
− рубаха прямого покроя;
− шушпан.

Рубахи украшали вышивкой на груди, по подолу и внизу рукавов, носились они с сарафанами из однотонной ткани.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из крашенины или холста. Верхней одеждой служили зипун или кафтан с застежкой на левую сторону. Зимой надевали овчинные нагольные шубы.

В конце столетия в народной одежде появляются формы городского костюма. Это кофты и блузки с баской, шили их из сатина, переливчатой тафты, атласа из ярких насыщенных цветов.

Одежда купчих и мещанок являла смесь народного платья с элементами европейской моды. Костюмы поражали пышностью и многоцветием. Обязательным аксессуаром были дорогие кружевные или ковровые шали. Безвкусица и мещанин стали словами-синонимами.

В мужском наряде преобладают черты сдержанности, солидности. В ассортимент одеяния входили кафтаны, сшитые из дорогого французского сукна, отрезные по линии талии, зипуны, долгополые купеческие . Популярная верхняя одежда:
− русские тулупы;
− шинели с ;
− шубы;
− пальто.

Эта традиционная дополнена видоизмененными модными деталями: застежкой на правую сторону, отворотами.

Мода 19 столетия в светских салонах

Если одежда и горожан была непритязательна и проста, то высшее сословие может позволить себе шикарные наряды. В 1805−1810 годах мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево – самые популярные материалы.

Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.

В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию. Образ светской дамы «пушкинской поры» − открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты – вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.

Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.

Связанная статья

Источники:

  • Стиль и мода 19 века

Совет 2: Какую роль сыграли в истории Европы модники и модницы 18 века

Галантный век, век Просвещения, Абсолютизм - все это названия одного периода в истории Европы, когда началось формирование современного общества. Одним из главенствующих веяний этого периода стало формирование кардинально новых модных тенденций.

На смену Эпохе Возрождения в Европу пришел Век Просвещения. Основной характеристикой XVIII века стало преобразование социального устройства общества. В Европе начали устанавливаться буржуазные отношения. В ходе социально-экономических и политических перемен переосмысливаются отношения между церковью и государством, формируется новое гуманистическое мировоззрение, образование как социальный институт постепенно приобретает светский характер.

Модернизация как формирование инновационного мировоззрения

Модернизация социальных отношений, поворот в сторону урбанизации изменяют эмоционально-психологическое восприятие мира на личностном уровне. Это приводит и к кардинальным переменам в личной жизни индивидуума. И хотя по-прежнему моду диктует знать и королевский двор, скорость с какой происходит внедрение прогрессивных веяний в массы нельзя сравнить ни с одним историческим периодом.

Что нового появилось в моде XVIII века

Главным новшеством, которое привнес в общество XVIII век – это отказ от свода правил и канонов в одежде. Понятие «мода», практически не использовавшееся до сего времени в отношении одежды, стало едва ли ни главным аспектом формирования стиля.

Роскошь, характерная для господствующего стиля Рококо и недоступная для многих, стала создаваться с помощью ранее неизвестных или неблагородных материалов. Вместо драгоценного черепахового панциря для поделок и предметов быта стало возможным использование рога. Свою нишу заняли имитации драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Стали использоваться такие материалы как перламутр, неблагородные металлы – мастерство ювелиров позволяло создавать предметы по художественным качествам превосходящие изделия из драгоценных материалов. Восемнадцатому столетию человечество обязано возникновением такого направления промышленности как галантерейное производство.

В XVIII веке появилась тенденция дополнять гардероб всевозможными дополнительными аксессуарами. Брегеты, бумажники, трости, веера, лорнеты – все эти предметы стали обязательным атрибутом щеголя.

Каблук! Французское изобретение одним разом решило сразу несколько проблем – увеличение роста, изящная

Обычно кимоно показываю, но в России были замечательный традиционные костюмы - смотрите.

1) Мезень-Архангельская г., Олемская волость, дер. Олема.Кон. 19 в.-нач. 20 в.

Интересный костюм, совсем не похож на крестьянский.

2) Из книги "Русский народный костюм".

Верхняя одежда крестьянки, Тверская губ. конец XIX - нач. XX в.Из книги "Русский народный костюм"

3) Женский костюм-Мезень-Лешуконская волость, дер. Защелье-кон.19 в.- нач. 20 в

4) Девичий костюм конца 19 века. Нижегородская губерния

5) Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Шугай, юбка, кокошник, платок

Коллекция Русского музея в СПБ.

6) Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

7) Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Повязка, сарафан, душегрея

8) Праздничная одежда. Север России. Конец XVIII-начало XX

9) Север России. Первая половина XIX в. Душегрея короткая, с длинными рукавами. Спинка выкройная, отрезная по талии, заложена трубчатыми складками, из шелковой узорной ткани русской фабричной работы второй половины XVIII в., на заячьем меху, оторочена пушистым мехом. Сарафан косоклинный, распашной из зеленой рубчатой ткани русской фабричной работы, украшен золотым зубчатым галуном. Шейное украшение из полосы ткани на жесткой подкладке

Хочу душегрею такую. :)

10) Воронежская губерния, начало 20 века

11) Костюм молодой женщины конца 19-нач.20 вв. Тульская губ. Новосильский уезд.

12) Женская праздничная одежда. Рязанская губерния. Конец XIX - нач. XX в. Из книги "Русский народный костюм"

13) Девичья праздничная одежда, Олонецкая губ. первая пол. XIX в. Из книги "Русский народный костюм"

14) Костюм молодой женщины (длина - 127 см). Состоит из рубахи, шелкового сарафана-«атласника», кокошника и золотного платка. Начало XX века. Олонецкая губерния

15) Каргопольский девичий костюм конца 19-нач. 20 вв.

16) Русский костюм XVIII-XIX вв. Нижегородская губерния, вторая половина 19 века.

Этот костюм вообще похож на что-то восточное, китайское.

Какой вам больше понравился?
Мне - 7 и 9.

На тему русского народного костюма написано много книг и статей как в печатных изданиях, так и в интернете,а так же мною уже не один раз в этом блоге.

Однако, любя Россию, землю,на которой родился и вырос,а так же помня,что все новое - это хорошо забытое старое, хочу еще раз рассказать о народном костюме 16-19 вв.

Русский национальный костюм

— сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался народом Руси в повседневном и праздничном обиходе.

Он имеет заметные особенности в зависимости от конкретного места расположения, пола(мужской или женский).назначения(свадебный, праздничный и повседневный) и возраста (детский,девичий, замужней женщины, старых людей)


Он так же был двух основных типажей: северный и южный.В центральной России носили одежду близкой по характеру к северному, хотя и южная русская присутствовала...


Русский национальный костюм стал менее распространен после того, как царь ПетрI в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех,кроме крестьян, церковных служителей. С этого момента можно считать,что одежда стала по сути своей двух видов: городской костюм и народный.


Народный костюм 15-18 веков.

Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие,но,присмотревшись к частям её,легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою,чем отличия, которое преимущественно основывалось на особенностях покроя, к сожалению теперь мало понятных для нашего времени. Вообще одежда была одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян,носили одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.


Обувь простого народа была — лапти из древесной коры- обувь древняя, употребительная во времена язычества(преимущественно до 17 в). Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев,лозы, некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки и четыги. Все эти виды делались из телячьей кожи,из юфти, у богатых из персидского и турецкого сафьяна.

Сапоги носились до колена и служили вместо штанов для нижней части тела,и для того подкладывались холстиною, их снабжали высокими железными подборами и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве, у царей и и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чоботы были полусапожки с остроконечными загнутыми вверх носками. Башмаки носили и мужчины и женщины. При сапогах и чоботах носили чулки,шерстяные или шелковые,а зимою подбитые мехом. Посадские жены носили так же большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чоботах. Бедные крестьянки ходили,как и их мужья,в лаптях.


Все виды обуви были цветными,чаще всего красными и желтыми,иногда зеленые,голубые,лазоревые, белые, телесного цвета.Они расшивались золотом,особенно в верхних частях- голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч. И унизывались жемчугом,особенно женские башмаки украшались так густо,что не видно было сафьяну.

В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома.Для этого держали в дворе знающих холопов.


Мужской народный костюм.

Рубахи у простонародия были холщовые, у знатных и богатых — шелковые. Русские люди любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Рубаха шились широкие и не очень длинные,опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском- опояском.



В рубахах под мышкою делались треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжей или шелком,или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи отделывались тесьмой,которая была расшита золотом и шелком,шириною пальца в два. У знатных и богатых людей была расшивка так же на груди и по основанию рукавов. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. В рубахах особое внимание обращалось на воротник, который выпускался из под верхних одежд и окружал высоко затылок. Подобный воротник назывался ожерельем. Это-то ожерелье,собственно, в старину называлось рубашкою,но в 17 веке называть стали его сорочкою, а рубашкою или рубахой,к которой оно пристегивалось.


Штаны(или порты) шились без разрезов,с узлом,так,что посредством его можно было делать их шире или уже. У бедных они были из холста,белого или крашенного,из сермяги — грубой шерстяной ткани,а у зажиточных из сукна,летом богатые надевали тафтяные штаны или из шелковой материи. Штаны по длине достигали только до колена,шились с карманами,называемые зепью,и были разных расцветок и красные в том числе.


На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома, если нужно было идти в гости или принимать гостей,то надевалась на неё следующая,другая, третья же была для выхода. Названий у одежды тех времен много,но все они принадлежали к какому -нибудь одному из трех видов.

Исподняя одежда называлась зипун, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое платье,короткое,иногда до колен, в роде камзола. В кроильной книге царского двора длина зипуна значилась в 1 аршин и 6 вершков,когда платье на весь рост было в длину 2 аршина и 3 вершка.


У людей простых и небогатых зипуны были из крашенины, зимние из сермяги, у состоятельных — шелка,тафты,чаще белого цвета с пуговицами. Иногда рукава пришивались к нему из другой ткани(материи).

Например, сам зипун был из белого атласа,а рукава у него — из серебряной объяри. Воротники у зипуна были узкие и невысокие,но прой как и к рубахе пристегивался шитый жемчугом и камнями отдельный воротник — обнизь.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий, однако была различной по покрою.



Самый обыкновенный и повсеместный вид верхней одежды — кафтан.Он шился до пят или до икр,чтобы показать раззолоченные сапоги. По длине различали два вида кафтанов: кафтан и кафтанцы. Рукава у них были очень длинные и собирались в складки или брыжи. В зимнее врем яэти рукава служили муфтой от холодов. Разрез на кафтане был только спереди и отторачивался тесьмою Вдоль по кафтану.параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани и другого цвета и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и снурками(шнурками),иногда пришивались навесные петли,а на другой стороне — пуговицы для застежки. В дальнейшем стали использовать только пуговицы до 12-13 штук на груди. Нижняя часть кафтана всегда была расстегнутой. Воротники у кафтана были невысокими из под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи. На изнанку кафтана использовалась ткань низшего достоинства, чем лицевая.


Зимние кафтаны делались на мехах,но легких,подобные теплые кафтаны назывались кожухами.
Мужчины красовались так же своими поясами. Они были и длинными и различны по отделке.


К этому разряду средней одежды относится чуга — одежда дял путешествий и верховой езды. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож или ложки. Чуги застегивались на пуговицы и были,по желанию,так же расшиты как кафтаны.

Ферязями назывались одежды, надеваемые так же как и кафтаны. На зипуны.Они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле. У Флетчера при описании русской одежды ферязь представлена третьим верхним платьем — первое зипун,второе или среднее — узкий кафтан с ножем и ложкою за поясом(под которым англичане разумели чугу),третье ферязь — просторное платье,окаймленное пазументом. Все.что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи,это то, что ферязь был более комнатный род кафтана. Название его персидское и вошло к нам в 16 веке. Оно было в употреблении как у царей, так и в народе.


Верхние или откидные одежды были: опашень, охабень,однорядка, ферезя, епанча и шуба. Опашень была летняя одежда, осенью и весной одевали однорядку. Как опашень,таки однорядка были широкими и динными до пят с длиными рукавами. Охабень — плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги. Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна,другая нарядная из богатой материи,подбитая мехом больш едял пышности,чем для тепла. Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные.



Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой. Траурные цвета носили только в печальные дни.

Русские шапки были четырех видов: тафьяны, колпаки,зимой подбитые мехом, низкие четырехугольные шапки с меховым околышем

и горлатные шапки- исключительная принадлежность князей и бояр.Пор шапке можно было узнать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность происхождения и сана.


ЖЕНСКАЯ народная ОДЕЖДА.

Женская рубаха была длинная,с длинными рукавами, белых и красных цветов. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда,не доходившая до пят,но с длинными и широкими рукавами. Эти рукава назывались накапками:они так же вышивались золотом и жемчугом. Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом. Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее. Летник у зажиточных шился из более легких тканей,напр. Тафты, но так же были из из тяжелых золотонканых и серебрянотканых. Цвета летников были различны.


К летникам, как и мужским зипунам,пристегивалось шейное ожерелье.У женщин оно прилегало более тесно.

Верхняя женская одежда была опашень. Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными. Опашень шился из сукна, чаще красного цвета,рукава были длинными, чуть ниже плеча был разрез дял рук. Таким образом женщина могла показать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи,шитые золотом и жемчугом.

Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину.По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком.


Другой вид одежды была — телогрея. В плечах она делалась Уже

А вот в подоле — шире.Рукава были длинные с проймами,как в опашне,на краях этих рукавов пристегивалось запястье из тругой ткани,чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи,а разрез,который застегивался пуговицами,обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою,густо расшитою золотом. Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми,подбитыми куницею или соболем.


Женская шуба отличалась от мужской. Они были холодными и теплыми(на меху).

Если летник в женском одеянии соответствует зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану,а шуба означала верхнюю накидную одежду.


Так же один из видов теплой одежды - душегрея она шилась с рукавами и так же без рукавов и имела вид жилета с юбкой.Они так же были как холодными (из ткани,так и теплыми с рукавами или на меху,или стеганными на вате.

>



Меховые женские шубы шились на соболе,куницах,лисицах,горностаях,белках,зайцах, смотря по сотоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными. Шубы так же красиво были отделаны металлическим кружевом и тесьмою. Рукава женских шуб украшались по краям кружевом,они снимались и хранились. переходя от матерей к дочерям как фамильная ценность.



В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывалась лентами на три банта. В конце 18- первой половине 19 столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки и была модной одеждой на Русском Севере.

В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку.

На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей. Скромная женщина боялась,чтобы даже члены семьи,исключая мужа, не увидали её волос. Поверх волосянки накладывался платок, чаще белого цвета, его висячие концы,завязанные под подбородком, были усеяны жемчугом. Этот платок назывался убрусом.





Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями. Так же надевали шапки. Девицы носили на голове венцы.У венцов были поднизи, называемые рясами.У других были венцы попроще и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые украшали кораллами и камнями. Девичий венец был всегда без верха. В дальнейшем - обручи(мягкие и твердые) из разноцветных лент. Открытые волосы считались символом девичества. Если незамужние девукши могли носить одну косу или расплетенные волосы. То замужние женщины заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.


Зимой девицы покрывали голову высокою шапкой из соболя или бобра с верхом из ткани, из-под шапки виднелись косы,заплетенные красными лентами.

Более бедные ходили в длинных рубахах,на рубахи надевали летники, иногда белого цвета,похожие так же на рубаху,иногла крашенные,а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи. Сверху всего накидного платья поселянки одевали одежду из грубого сукна или серемяги — серник. При большой зажиточности поселянки носили платки шелковые,а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенделя или зуфи.




Женские одежды того времени шились без талии, просто.И вполне соответствовало пословице: не ладно скроено,да крепко сшито.

Как мужские,так и женские одежды хранились в клетях, в сундуках под куском кожи водяной мыши,которую считали предохранительным средством от моли и затхлости. Красивую и дорогую одежду одевали только в праздничные и торжественные дни.

В повседневности те же дворяне частенько ходили в платьях из грубого холста или сукна.


Сарафан — от персидского слова «сарапа», которое означает буквально: одетый с ног до головы. Это название употреблялось в России с 15 до 17 веков,в основном к мужской одежде. Позже термин «сарафан « сохранился только в отношении к женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами,распашные, с застежкой в один ряд(однорядкой) на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками.Подобный треугольник в Нижегородской губернии называли «лягушкой».


Шугай — верхняя женская одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него и с отрезной спинкой приблизительно на линии талии. Шугай был праздничной одеждой и шился из дорогих тканей: бархата, штофа, парчи, шелка.



Канаватное покрывало или канаватная фата, от названия сирийского города Канават, где изготавливался шелк, - это большой платок прямоугольной формы. Такие платки стоили очень дорого,от семи до 45-ти рублей. В поговорке «голь перекатна,а фата канаватна» означает удивление тому,что люди победнее могли носить эту дорогую вещь.

В народной одежде так же предпочитались и различные украшения и аксессуары из камня, металлов, и др. материалов. Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами.


По костюму можно было судить из какой губернии,уезда или села бала женщина или девушка. Каждый вид одежды имел свое значение. Самой торжественной считалась красная одежда. В те времена слова «красивый» и «красный» имели одно и то же значение.



Источники для статьи: - соц сети, книга Н.П.Костомарова "Очерк Домашней жизни и нравов Великорусского народа в 16-17 столетиях"
....а так же:

Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

Мода — зеркало истории

Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

А вот женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Реформа женской моды в США

Вряд ли одежда 19 века могла заслужить эпитет «удобная», особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасно пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. Среди американских женщин модными были кринолины, они также носили несколько нижних юбок. Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограмм.

Именно в это время знаменитая суфражистка Е. Уайт подняла вопрос о непрактичности женского костюма. Ведь девушке постоянно приходилось одной рукой удерживать подол во время ходьбы, танца или даже домашней работы. Еще до ее выступления в Вашингтоне некоторые участницы феминистского движения начали носить одежду, похожую на традиционный мужской костюм. Тем не менее подобные привычки резко осуждались общественностью.

Именно тогда Е. Уайт предложила отказаться от кринолинов и корсетов, которые сильно сдавливали грудную клетку, укоротить юбку (или платье) хотя бы на 20-25 сантиметров, а под нее надевать брюки нового образца. Такой костюм был удобен и не нес угрозы для здоровья. Тем не менее подобная реформа вызвала массу споров. С другой стороны, именно благодаря мисс Уайт женские платья начали постепенно меняться.