Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют

Жанры фольклора разнообразны. Есть крупные жанры, такие как былина, сказка. А есть малые жанры: пословицы, поговорки, заклички. Малые жанры очень часто предназначались для детей, учили их премудростям жизни. Пословицы же и поговорки позволяли людям сохранять и передавать из поколения в поколение народную мудрость.

Художественной особенностью всех малых жанров является то, что они небольшие по объёму, легко запоминаются. Они часто создаются в стихотворной форме, что также помогало их лучше запоминать. Пословицы состоят из одного предложения. Но это предложение очень глубоко и ёмко по своему содержанию. «Цыплят по осени считают», говорили наши предки, и говорим сегодня мы. Пословица основана на житейской мудрости. Не важно сколько цыплят у тебя по весне. Важно, сколько их выросло до осени. Со временем эти слова стали иметь обобщённое значение: не загадывай, сколько ты можешь получить от того или иного дела, посмотри на результат сделанного.

Малые жанры фольклора, предназначенные для детей, имеют свою особенность и ценность. Они входили в жизнь ребёнка с рождения и сопровождали на протяжении многих лет до его взросления. Колыбельные песни предназначались в первую очередь для того, чтобы оберегать младенца от страшного, что его окружает. Поэтому часто в песнях появляется серый волк и другие чудища. Постепенно колыбельные песни перестали играть роль оберега. Их назначением стало усыпить ребёнка.

Ещё один жанр фольклора связан с порой младенчества. Это пестушки (от слова «пестовать»). Мать напевала их ребёнку, уверенная в том, что они помогают ему расти умным, сильным, здоровым. Подрастая, ребёнок сам учился использовать в своей речи, играх различные жанры. Дети весной или осенью исполняли заклички. Так взрослые учили их бережно относиться к миру природы, вовремя производить различные сельскохозяйственные работы.

Скороговорками родители развивали речь своих детей. Художественной особенностью скороговорки является не то, что она имеет стихотворную форму. Её ценность в другом. Составлялась скороговорка с таким расчетом, чтобы в неё входили слова со сложными для ребёнка звуками. Проговаривая скороговорку, дети развивали правильность речи, добивались чёткости в произношении.

Особое место среди малых жанров фольклора занимает загадка. Её художественная особенность заключается в метафоричности. Загадки строились по принципу сходства или различия предметов. Разгадывая загадку, ребёнок учился наблюдательности, логическому мышлению. Часто дети сами начинали придумывать загадки. Они также придумывали дразнилки, высмеивая в них недостатки человека.

Таким образом, малые жанры фольклора при всём своём многообразии служили одной цели - образно, метко и точно передать народную мудрость, научить подрастающего человека жизни.

>>Фольклор и художественная литература

Появлению художественной литературы предшествовал длительный период, когда, ещё задолго до изобре-
тения письменности, на протяжении многих столетий древними народами создавалось подлинное искусство художественного слова - фольклор. «Начало искусства слова - в фольклоре», - справедливо утверждал Алексей Максимович Горький. Размышляя о главных чертах (признаках) в устройстве жизни древних людей и понимании ими окружающего мира, Горький писал:

«Признаки эти дошли до нас в форме сказок и мифов, в которых мы слышали отзвуки работы над приручением животных, над открытием целебных трав, изобретением орудий труда. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его Икаре, а также сказки о «ковре-самолёте». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах». Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи - создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...»

В Древней Руси создавались и новые виды устного поэтического творчества: песни, предания, легенды, былины, объясняющие происхождение городов , селений, урочищ 1 , курганов, повествующие о героических подвигах защитников родной земли.

Многие из них вошли уже в первые произведения письменной литературы - летописи. Так, летопись «Повесть временных лет» (XI-XII вв.) содержит народные предания об основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом, которые были известны даже в Царьграде, где им воздавали великую честь. В «Повести временных лет» можно найти и устно-поэтические предания о русских князьях - Олеге, Игоре, Ольге, Святославе и др. Легенда об Олеге вещем, например, рассказывает о выдающемся древнерусском полководце, победившем греков
не только силой, но и мудрой изобретательностью.

Позднее, с распространением письменности и появлением первых книг, устное народное творчество не только не утратило своей роли в жизни народа, но и оказывало самое благотворное влияние на развитие художественной литературы.

Стремясь глубже проникнуть в суть народной жизни, многие писатели черпали из фольклора не только сведения о быте, но и темы, сюжеты, образы, идеалы 2 , учились искусству яркой, выразительной речи. В большинстве литератур мира созданы произведения, имевшие распространение в фольклоре: песни, баллады, романсы8, сказки.

Вы хорошо знаете, что свою замечательную балладу «Песнь о вещем Олеге» Александр Пушкин написал на
основе услышанной им народной легенды о смерти князя Олега, якобы предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). В своей сказочной поэме «Руслан и Людмила» Пушкин широко использовал ещё с детства, со слов няни Арины Родионовны, запомнившиеся ему сказочные эпизоды и образы.

Воображение читателей поражает само вступление к этой поэме («У лукоморья дуб зелёный...»), в котором удивительным образом присутствуют знакомые каждому с детства сказочные образы русалки, избушки на курьих ножках, Бабы Яги со ступою, Кощея и другие волшебства из русских сказок. Поэт восклицает: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

Урочище - участок, отличающийся от окружающей местности, например болото, лес среди поля.
Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
Романс - небольшое вокальное произведение лирического характера.

Пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» является поэтической переработкой русской народной сказки «Самоглядное зеркало».

На основе народных сюжетов написали свои замечательные сказки датчанин Ханс Кристиан Андерсен («Дикие лебеди»), француз Шарль Перро («Золушка»), немцы братья Вильгельм и Якоб Гримм («Бременские музыканты») и др.

В сознании людей многих поколений сказки писателей слились со сказками народа. И это объясняется тем, что каждый писатель, каким бы оригинальным ни было его собственное творчество, испытывает глубокую связь с фольклором своего народа. Именно в устном народном творчестве писатели находили яркие примеры верности нравственным устоям, выражение мечты народа о справедливой, счастливой жизни.

Большое место в русском фольклоре занимают былины героические песни, повествующие о могучих русских богатырях, защитниках Родины. Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжёлую годину дух народа, воспитывали у юных любовь к родной земле и стремление защитить её от завоевателей. Былины о непобедимых богатырях вдохновляли русских писателей и поэтов на создание собственных произведений о бесстрашных и славных воинах земли русской. Познакомьтесь с отрывком стихотворения Николая Рыленкова, в котором поэт поведал о своих впечатлениях от былины об Илье Муромце, рассказанной ему дедом. Вот как представлял он в детстве богатыря:

Зима и детство. Вечер длинный
Под кроном тесного жилья.
Встаёт над дедовской былиной
Крестьянин Муромец Илья.
Не забавляясь в поле чистом,
Спешит он в Киев без дорог,
И Соловей Разбойник свистом
Остановить его не мог.

Многие писатели, стремясь глубже показать жизнь народа, национальные особенности героев, используют в своих произведениях народные песни, предания, легенды и другие виды устного народного творчества. Вспомним, как работал над своей книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь. В письме к матери он просил сообщить ему всё, что она знает о нравах и обычаях своих земляков: «Это мне очень, очень нужно... Если есть, кроме того, какие-либо домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Всё єто будет для меня чрезвычайно занимательно...»

Вы знаете из уроков литературы, каким небывалым был успех первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин писал: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства 1 , без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в пашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою...»

В дальнейшем ваши знания о неразрывной связи фольклора с произведениями художественной литературы будут расширяться и углубляться, но при этом всегда следует помнить главное: для художников слова фольклор - неиссякаемый источник незыблемых представлений народа о добре, справедливости, истинной любви и мудрости.

Давайте побеседуем
1. Какие виды устного поэтического творчества создавал народ задолго до появления художественной литературы? Назовите те из них, которые вошли в первые летописи.
2. Почему писатели в своём творчестве часто обращаются к фольклорным произведениям?
3. Назовите произведения устного народного творчества, которые легли в основу известных вам литературных произведений.
4. Среди русских народных сказок есть сказка под названием «Золотая рыбка», сюжет которой полностью совпадает с пушкинской «Сказкой о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, почему именно эта народная сказка стала основой для создания одной из самых любимых и популярных сказок великого поэта?
5. Если вы хорошо знаете содержание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя, вспомните, какие народные поверья, легенды использовал писатель в своих повестях «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть».

6. В 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе издал книгу «Приключения барона Мюнхгаузена», которая была литературной обработкой фантастических рассказов действительно жившего в Германии барона Мюнхгаузена. Со временем эта книга приобрела всемирную известность. Какие из описанных в книге приключений вы знаете? Чем, по вашему мнению, эта книга привлекает читателей всего мира?
7. Почему А. М. Горький утверждал, что «начало искусства слова в фольклоре»?

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська .
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Фольклор является основой, на которой развивается индивидуальное творчество. Выдающиеся деятели разных областей искусства прошлого и настоящего времени четко осознавали значение фольклора. М. И. Глинка говорил: «Создаем не мы, создает народ; мы только записываем и аранжируем» \ А. С. Пушкин еще в начале XIX в. писал: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают» . Обращаясь к писателям, он указывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка» .

Завету обращения к народному творчеству следовали и следуют создатели классической и современной литературы, музыки, изобразительного искусства. Нет ни одного видного писателя, художника, композитора, который бы не обращался к родникам народного творчества, ибо в них отражена жизнь народа. Перечень музыкальных произведений, творчески развивающих искусство народа, огромен. На народные сюжеты созданы такие оперы, как «Садко», «Кащей» и др. Образы и сюжеты народного творчества вошли в изобразительное искусство. Картины Васнецова «Богатыри», «Аленушка», Врубеля «Микула», «Илья Муромец», Репина «Садко» и т. п. вошли в сокровищницу мирового искусства. А. М. Горький указывал,что в основе обобщений, созданных индивидуальным гением, лежит творчество народа: «Зевса создал народ, Фидий воплотил его в мрамор» . Здесь утверждается, что искусство писателя, художника, скульптора только тогда достигает вершин, когда оно возникает как выражение идей, чувств, взглядов народа. Горький не принижал роли индивидуального художника, а подчеркивал, что его сила таланта, мастерство придают особую выразительность, совершенство форме создания коллективного творчества масс.

Связь литературы и фольклора не сводится к использованию писателями содержания и формы отдельных произведений народного творчества. Эта связь выражает несравненно более широкое и общее явление: органическое единство художника с народом, а искусства - с творческим народным опытом.

Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное творчество только тогда приобретают огромное идейно-эстети- чоское значение в жизни общества, когда они связаны с жизнью народа и правдиво, художественно совершенно ее отражают. Но при этом необходимо учитывать, что, во-первых, характер и соотношение коллективного и индивидуального творчества на разных этапах развития человеческого общества различны и, во-вторых, тот факт, что коллективное и индивидуальное творчество представляют собой своеобразные исторически возникшие способы создания художественного произведения.

А. М. Горький справедливо говорил, что коллективное творчество масс явилось материнским лоном для творчества индивидуального, что начало искусства слова, литературы - в фольклоре. В ранние периоды истории близость литературы и народного творчества была так велика, что невозможно четко их разграничить. «Илиада» и «Одиссея» с полным основанием считаются произведениями античной литературы и в то же время прекраснейшими созданиями коллективного народного творчества, относящимися к «младенческому периоду жизни человеческого общества». Та же неразграниченность индивидуального и коллективного творчества отмечается в ряде произведений у многих народов.

В начальный период своего существования литература еще целиком не отделилась от коллективного народного творчества. С развитием классового общества постепенно углубляется разделение индивидуального и коллективного творчества. Но, разумеется, самые понятия коллективного и индивидуального творчества при этом нельзя трактовать отвлеченно, одинаково и неизменно для всех времен и народов. Индивидуальное и коллективное искусство имеют обусловленные исторической действительностью особенности.

В доклассовом обществе коллективное творчество представляло собой художественно-образное отражение действительности того времени, обобщение взглядов и представлений племени, первобытной общины, из которой еще не выделилась личность. В условиях, когда племя оставалось границей человека и по отношению к чужаку из другого племени, и по отношению к самому себе, когда отдельная личность была безусловно подчинена в своих чувствах, мыслях и поступках племени, роду \ коллективное творчество являлось единственно возможной формой художественной деятельности отдельных индивидуальностей. Участие всей массы племени в обобщении жизненного опыта, общее стремление понять и изменить действительность явились основой доклассового эпоса, дошедшего до нас преимущественно в поздних переработках. Примером таких эпических сказаний, зародившихся еще в условиях доклассового общества, могут служить хотя бы руны «Калевалы», якутские олоихо, грузинские и осетинские сказания об Амиране, северокавказские и абхазские сказания о нартах и др.

В доклассовом обществе коллективность творчества не только сливалась с индивидуальностью, но подчиняла ее. Здесь даже самая выдающаяся личность воспринималась как воплощение силы и опыта всего племени; так зарождалось характерное для эпоса и раннего литературного творчества изображение масс народа через образ героя (Вейнемейнен, Прометей, Бальдер, позднее - русские богатыри и другие образы героических сказаний).

Развитие классовых отношений не могло не изменить коллективного творчества. С появлением классового общества идеология антагонистических классов отчетливо сказывается в различной трактовке образов, сюжетов сказаний и песен. Примеры из эпоса народов СССР подтверждают это. Обсуждение идейной сущности киргизских сказаний о Манасе, бурятского и монгольского эпоса «Гэсэр», дискуссии по проблемам эпоса раскрыли факты антинародных искажений феодальными кругами творчества трудящихся масс.

Наблюдается постоянное взаимодействие литературы и фольклора. Фольклор и литература, коллективное и индивидуальное художественное творчество сопутствуют друг другу в классовом обществе. Так, русское народное творчество XI-XVII вв. оказало огромное воздействие на произведения древнерусской литературы, о чем красноречиво свидетельствуют «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии», «Задонщина». В то же время образы художественной литературы все шире входили в обиход устного поэтического творчества. В дальнейшем этот процесс стал еще более интенсивным. Лермонтов, Гоголь, JI. Толстой, Некрасов, Горький считали, что фольклор обогащает индивидуальное творчество профессионального художника. В то же время все выдающиеся мастера русской литератры подчеркивали, что писатель не должен копировать фольклор, не должен становиться на путь стилизаторства. Настоящий художник смело вторгается в устно-поэтическое творчество народа, отбирает в нем лучшее и творчески его развивает. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить сказки А. С. Пушкина. «Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу», - писал А. М. Горький

Взаимодействие фольклора и литературы протекает в разных формах. Например, профессиональный художник нередко использует и обогащает темы, сюжеты, образы фольклора, но он может использовать фольклор и не воспроизводя его сюжеты и образы непосредственно. Подлинный художник никогда не ограничивается воспроизведением формы фольклорных произведений, а обогащает и развивает традиции устного поэтического- творчества, раскрывая жизнь народа, его мысли, чувства и стремления. Известно, что лучшие, наиболее прогрессивные представители господствующих классов, обличая социальную несправедливость и правдиво изображая жизнь, поднимались над классовой ограниченностью и создавали произведения, отвечавшие интересам и нуждам народа.

Живая связь литературы с фольклором подтверждается творчеством лучших писателей всех народов. Но как бы ни была ощутима связь произведений писателей с народной поэзией в условиях классового общества, коллективное и индивидуальное творчество всегда разграничиваются по способу создания художественных произведений.

В классовом обществе сложились различия в творческом процессе создания произведений литературы и массовой народной поэзии. Они заключаются прежде всего в следующем: литературное произведение создается писателем - безразлично, литератор он по профессии или нет - индивидуально или в содружестве с другим писателем; пока писатель ведет над ним работу, произведение не является достоянием масс, массы приобщаются к нему только после того, как оно получает окончательную редакцию, закрепленную в письме. Значит, в литературе- процесс создания канонического текста произведения отделен от непосредственной творческой деятельности масс и связывается с ней лишь генетически.

Иное дело - произведения коллективного народного творчества; здесь личное и коллективное начала объединены в творческом процессе столь тесно, что отдельные творческие индивидуальности растворяются в коллективе. Произведения народного творчества не имеют окончательной редакции. Каждый исполнитель произведения создает, развивает, шлифует текст, выступает соавтором песни, сказания, принадлежащих народу.

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей. Так, образы Ильи Муромца и Микулы Селяниновича в русских былинах дают представление о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Познавательное значение фольклора увеличивается еще и тем, что в его произведениях не только представлены, но и объяснены картины жизни, события истории и образы героев. Так, былины и исторические песни объясняют, почему русский народ выдержал монголо-татарское иго и вышел победителем в борьбе, разъясняют смысл подвигов богатырей и деятельности исторических лиц. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества » Горький М. Собр. соч., т. 27, с. 311. Идейно-воспитательное значение фольклора состою в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру. Фольклор изображает богатырей как защитников родины и вызывает чувство гордости за них. Он поэтизирует русскую природу -- и реки могучие (Волгу-матушку, широкий Днепр, тихий Дон), и степи раздольные, и поля широкие -- и этим воспитывает любовь к ней. В произведениях фольклора воссоздан образ русской земли. Народное творчество выражает жизненные устремления и социальные взгляды народа, а нередко и революционные настроения. Оно сыграло важную роль в борьбе народа за национальное и социальное освобождение, за его общественно-политическое и культурное развитие. Современное народное творчество содействует коммунистическому воспитанию народных масс. Во всем этом и проявляется идейно-воспитательное значение народного поэтического творчества. Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке. Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией.

Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Все это служит объяснением, почему лучшие произведения фольклора доставляют большое эстетическое наслаждение. Наука о фольклоре. Наука о фольклоре -- фольклористика -- изучает устное народное творчество, словесное искусство народных масс. Она ставит и решает значительный круг важных вопросов: об особенностях фольклора -- его жизненном содержании, социальной природе, идейной сущности, художественном своеобразии; о его происхождении, развитии, своеобразии на разных этапах существования; о его отношении к литературе и другим видам искусства; об особенностях творческого процесса в нем и формах бытования отдельных произведений; о специфике жанров: былин, сказок, песен, пословиц и др. Фольклор -- сложное, синтетическое искусство; нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства--словесного, музыкального, театрального. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отразил в себе особенности различных периодов истории. Именно поэтому им интересуются и его изучают различные науки: языкознание, литературоведение, искусствоведение, этнография, история. Каждая из них исследует фольклор в различных аспектах: языкознание -- словесную сторону, отражение в нем истории языка и связей с диалектами; литературоведение--общие особенности фольклора и литературы и их различия; искусствоведение -- музыкальные и театральные элементы; этнография -- роль фольклора в народном быту и его связь с обрядами; история -- выражение в нем народного понимания исторических событий. В связи со своеобразием фольклора как искусства в термин «фольклор» в разных странах вкладывается различное по. своему объему содержание, а поэтому и по-разному понимается предмет фольклористики. В некоторых зарубежных странах фольклористика занимается не только изучением поэтической, но и музыкальной и хореографической сторон народно-поэтических произведений, т. е. элементов всех видов искусств. В нашей стране под фольклористикой понимается наука о народном поэтическом творчестве.

У фольклористики есть свой предмет изучения, свои особые задачи, выработаны свои методы и приемы исследования. Однако изучение словесной стороны устного народного творчества не отрывается от изучения других его сторон: сотрудничество наук фольклористики, языкознания, литературоведения, искусствоведения, этнографии и истории -- весьма плодотворно. Роды, жанры и жанровые разновидности. Фольклор, как и литература, -- искусство слова. Это дает основание фольклористике пользоваться понятиями и терминами, которые были выработаны литературоведением, естественно применяя их к особенностям устного народного творчества. Такими понятиями и терминами служат род, вид, жанр и жанровая разновидность. И в литературоведении, и в фольклористике еще нет однозначного представления о них; исследователи расходятся во мнениях и спорят. Мы примем рабочее определение, которым и будем пользоваться. Те явления литературы и фольклора, которые называются родами, жанрами и жанровыми разновидностями, представляют собой группы произведений, сходных между собой по структуре, идейно-художественным принципам и функциям. Они сложились исторически и обладают относительной устойчивостью, изменяясь лишь в незначительной степени и довольно медленно. Различие родов, жанров и жанровых разновидностей имеет значение и для исполнителей произведений, и для их слушателей, и для исследователей, изучающих народное творчество, так как эти явления представляют собой содержательные формы, возникновение, развитие, смена и отмирание которых -- важный процесс в истории литературы и фольклора.

В литературоведческой и фольклористической терминологии в наше время почти вышли из употребления понятие и термин «вид»; чаще всего они заменяются понятием и термином «жанр», хотя ранее разграничивались. Мы тоже примем как рабочее понятие «жанр» -- более узкую группу произведений, чем род. В таком случае под родом мы будем разуметь способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под жанром -- тип художественной формы (сказка, песня, пословица). Но приходится ввести и еще более узкое понятие -- «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки о животных, сказки волшебные сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейно-бытовые и т. д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений -- сатирические сказки. Однако, чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и еще ряд обстоятельств: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, киргизский Манас , русские былины и пр.). Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то лирика необрядовая, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже. Однако со временем граница между поэзией обрядовой и необрядовой стирается. Так, на свадьбе поют частушки, в то же время некоторые из свадебных песен переходят в необрядовый репертуар.

Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.)

С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

Наука о фольклоре – фольклористика – все произведения народного словесного творчества, в том числе и литературные, относит к одному их трех родов: эпосу, лирике, драме.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.

Коллективный автор. Фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.).

В русском фольклоре в 18–19 в.в. не было развитой профессионализации певцов. Сказочники, певцы, сказители оставались крестьянами, ремесленниками. Некоторые жанры народного поэтического творчества имели массовое распространение. Исполнение других требовало известной выучки, особого музыкального или актерского дара.

Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. Так, былины, частушки присущи только русскому фольклору, думы – украинскому и т.д. Некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа. Различны состав и форма обрядовых песен, они могут быть приурочены к периодам земледельческого, скотоводческого, охотничьего или рыболовецкого календаря, вступать в разнообразные отношения с обрядами христианской, мусульманской, буддийской или др. религий. Например, баллада у шотландцев приобрела четкие жанровые отличия, в то время как у русских она близка к лирической или исторической песне. У некоторых народов (например, сербов) распространены стихотворные обрядовые причитания, у других (в том числе украинцев) – они существовали в виде несложных прозаических восклицаний. У каждого народа свой арсенал метафор, эпитетов, сравнений. Так, русской пословице «Молчание – золото» соответствует японская «Молчание – цветы».

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных текстов, многие мотивы, образы и даже сюжеты у разных народов сходны. Так, сравнительное изучение сюжетов европейского фольклора привело ученых к выводу, что около двух третей сюжетов сказок каждого народа имеют параллели в сказках других национальностей. Веселовский называл подобные сюжеты «бродячими», создав «теорию бродячих сюжетов», которая неоднократно подвергалась критике со стороны марксистского литературоведения.

Для народов с единым историческим прошлым и говорящих на родственных языках (например, индоевропейская группа) подобное сходство можно объяснить общим происхождением. Это сходство генетическое. Похожие черты в фольклоре народов, относящихся к разным языковым семьям, но издавна контактирующих друг с другом (например, русские и финны) объясняются заимствованием. Но и в фольклоре народов, живущих на разных континентах и, вероятно, никогда не общавшихся, существуют сходные темы, сюжеты, персонажи. Так, в одной русской сказке говорится о ловком бедняке, которого за все его проделки посадили в мешок и собираются утопить, но он, обманув барина или попа (мол, под водой пасутся огромные косяки прекрасных лошадей), сажает его в мешок вместо себя. Такой же сюжет есть и в сказках мусульманских народов (истории про Хаджу Насреддина), и у народов Гвинеи, и у жителей острова Маврикия. Эти произведения возникли самостоятельно. Такое сходство называется типологическим. На одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, формы семейной и общественной жизни. А следовательно, совпадают и идеалы, и конфликты – противостояние бедности и богатства, ума и глупости, трудолюбия и лени и пр.

Из уст в уста. Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно. Автору литературного текста не обязательно непосредственно общаться с читателем, произведение же фольклора исполняется при наличии слушателей.

Даже один и тот же сказитель при каждом исполнении вольно или невольно что-то меняет. Тем более по-другому передает содержание следующий исполнитель. А сказки, песни, былины и пр. проходят через тысячи уст. Слушатели не только определенным образом воздействуют на исполнителя (в науке это называется обратной связью), но подчас и сами подключаются к исполнению. Поэтому всякое произведение устного народного творчества имеет множество вариантов. Например, в одном варианте сказки Царевна-лягушка царевич слушается отца и женится на лягушке без всяких разговоров. А в другом – хочет уйти от нее. По-разному в сказках помогает лягушка суженому выполнить задания царя, которые тоже не везде одинаковы. Даже такие жанры, как былина, песня, частушка, где есть важное сдерживающее начало – ритм, напев, имеют отличные варианты. Вот, например, песня, записанная в 19 в. в Архангельской губернии:

Соловеюшка премилый,
Ты везде можешь летать:
Полетай в страны веселы,
В славный город лети Ярославль…

Приблизительно в те же годы в Сибири пели на тот же мотив:

Ты рассизенький мой голубчик,
Везде можешь летать,
Полетай-ка ты в страны чужие,
В славный город Еруслан…

Не только на разных территориях, но и в различные исторические эпохи одна и та же песня могла исполняться в вариантах. Так, песни об Иване Грозном переделывались в песни о Петре I.

Чтобы запомнить и пересказать или спеть какое-то произведение (иногда довольно объемное), народ выработал отшлифованные веками приемы. Они создают особый стиль, отличающий фольклор от литературных текстов. Во многих фольклорных жанрах имеется общий зачин. Так, народный сказитель заранее знал, как начать сказку – В некотором царстве, в некотором государстве.. . или Жили-были… . Былина часто начиналась словами Как во славном во городе во Киеве… . В некоторых жанрах повторяются и концовки. Например, былины часто заканчиваются так: Тут ему и славу поют… . Волшебная сказка почти всегда кончается свадьбой и пиром с присказкой Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало или И стали они жить-поживать и добра наживать .

Встречаются в фольклоре и другие, самые разнообразные повторы. Могут повторяться отдельные слова: Мимо дома, мимо каменного, // Мимо сада, сада зеленого , или начала строк: На заре было на зореньке, // На заре было на утренней .

Повторяются целые строки, а иногда и несколько строк:

По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой,
По Дону гуляет казак молодой,
А дева рыдает, а дева рыдает,
А дева рыдает над быстрой рекой,
А дева рыдает над быстрой рекой
.

В произведениях устного народного творчества повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых эпизодов строятся и былины, и сказки, и песни. Так, когда калики (бродячие певцы) исцеляют Илью Муромца, они трижды дают ему выпить «питьица медвяного»: после первого раза он чувствует в себе недостаток силы, после второго – избыток и, только выпив в третий раз, он получает столько силы, сколько ему надо.

Во всех жанрах фольклора встречаются так называемые общие, или типические, места. В сказках – быстрое движение коня: Конь бежит – земля дрожит . «Вежество» (вежливость, воспитанность) былинного богатыря всегда выражается формулой: Крест-то он клал по-писаному, да поклоны-то вел по-ученому . Есть формулы красоты – Ни в сказке сказать, ни пером описать . Повторяются формулы повеления: Встань передо мной, как лист перед травой!

Повторяются определения, так называемые постоянные эпитеты, которые неотрывно связаны с определяемым словом. Так, в русском фольклоре поле всегда чистое, месяц – ясный, девица – красная (красна) и т.д.

Восприятию на слух помогают и другие художественные приемы. Например, так называемый прием ступенчатого сужения образов. Вот начало фольклорной песни:

Во славном было городе во Черкасске,
Построилися там палатушки новые каменные,
Во палатушках-то столы стоят все дубовые,
За столом-то сидит вдовушка молодая.

Герой может выделяться и с помощью противопоставления. На пиру у князя Владимира:

А как все тут сидят, пьют, едят и хвастают,
А только един сидит, не пьет, не ест, не кушает…

В сказке двое братьев умные, а третий (главный герой, победитель) до поры до времени дурак.

За определенными фольклорными персонажами закреплены устойчивые качества. Так, лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, волк – злой. Есть в народном поэтическом творчестве и определенные символы: соловей – радость, счастье; кукушка – горе, беда и т.д.

По подсчетам исследователей, от двадцати до восьмидесяти процентов текста состоит как бы из готового материала, не нуждающегося в запоминании.

Фольклор, литература, наука. Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, в той или иной степени, использовала его опыт: темы, жанры, приемы – отличные в разные эпохи. Так, сюжеты античной литературы опираются на мифы. В европейской и русской литературах появляются авторские сказки и песни, баллады. За счет фольклора постоянно обогащается литературный язык. Ведь в произведениях устного народного творчества много старинных и диалектных слов. С помощью ласкательных суффиксов и свободно используемых приставок создаются новые выразительные слова. Девушка грустит: Вы родители, губители, зарезники мои… . Парень жалуется: Уж ты, милочка-крутилочка, крутое колесо, закрутила мне головушку . Постепенно какие-то слова входят в разговорную, а затем в литературную речь. Не случайно Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Фольклорные приемы особенно широко применялись в произведениях о народе и для народа. Например, в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо? – многочисленные и разнообразные повторы (ситуаций, фраз, слов); уменьшительно-ласкательные суффиксы.

В то же время литературные произведения проникали в фольклор и оказывали воздействие на его развитие. Как произведения устного народного творчества (без имени автора и в различных вариантах) распространялись рубаи Хафиза и Омара Хайяма, некоторые русские повести 17 в., Узник и Черная шаль Пушкина, начало Коробейников Некрасова (Ой, полна, полна коробушка, // Есть и ситцы и парча.// Пожалей, моя зазнобушка, // Молодецкого плеча… ) и многое другое. В том числе начало сказки Ершова Конек-горбунок , которое стало зачином многих народных сказок:

За горами, за лесами,
За широким морями,
Против неба на земле
Жил старик в одном селе
.

Поэт М.Исаковский и композитор М.Блантер написали песню Катюша (Расцветали яблони и груши… ). Ее запел народ, и появилось около ста разных Катюш . Так, во время Великой Отечественной войны пели: Не цветут здесь яблони и груши… , Жгли фашисты яблони и груши… . Девушка Катюша в одной песне стала медсестрой, в другой – партизанкой, в третьей – связисткой.

В конце 1940-х три студента – А.Охрименко, С.Кристи и В.Шрейберг – сочинили шуточную песню:

В старинном и знатном семействе
Жил Лев Николаевич Толстой,
Ни рыбы, ни мяса не ел он,
Ходил по аллеям босой.

Напечатать такие стихи в то время было нельзя, и они распространялись изустно. Стали создаваться все новые и новые варианты этой песни:

Великий советский писатель
Лев Николаевич Толстой,
Он рыбы и мяса не кушал
Ходил по аллеям босой.

Под влиянием литературы в фольклоре появилась рифма, (все частушки рифмованные, есть рифма и в поздних народных песнях), деление на строфы. Под прямым воздействием романтической поэзии (см. также РОМАНТИЗМ), в частности баллады, возник новый жанр городского романса.

Изучают устное народное поэтическое творчество не только литературоведы, но и историки, этнографы, культурологи. Для древнейших, дописьменных времен фольклор часто оказывается единственным источником, донесшим до наших дней (в завуалированной форме) те или иные сведения. Так, в сказке жених получает жену за какие-то заслуги и подвиги, и чаще всего он женится не в том царстве, где родился, а в том, откуда родом его будущая супруга. Эта деталь волшебной сказки, родившейся в глубокой древности, говорит о том, что в те времена жену брали (или похищали) из другого рода. Есть в волшебной сказке и отзвуки древнего обряда инициации – посвящения мальчиков в мужчины. Обряд этот проходил обычно в лесу, в «мужском» доме. В сказках часто упоминается стоящий в лесу дом, населенный мужчинами.

Фольклор позднего времени – важнейший источник изучения психологии, мировоззрения, эстетики того или иного народа.

В России в конце 20 – начале 21 вв. возрос интерес к фольклору 20 в., тем его аспектам, которые еще не так давно оставались за пределами официальной науки. (политический анекдот, некоторые частушки, фольклор ГУЛАГа). Без изучения этого фольклора представление о жизни народа в эпоху тоталитаризма неизбежно будет неполным, искаженным.

Людмила Поликовская

Азадовский М.К. История русской фольклористики . тт., 1–2. М., 1958–1963
Азадовский М.К. Статьи о литературе о фольклоре . М., 1960
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса (ранние формы и исторические памятники ). М., 1963
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства . М.,1971
Пропп В.Я. Фольклор и действительность . М., 1976
Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. Л., 1988
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология . М., 2003
Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки . М., 2004

Найти "ФОЛЬКЛОР " на