Что относится к фольклорным жанрам. Особенности собирания и исследования устного народного художественного творчества в россии

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

Фольклор–эо искусство, формируещееся в течение многих веков и изменяющееся от времени

Только все 3 этих фактора, наличествующие ОДНОВРЕМЕННО являются признаком фольклора и отличают его от литературы.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние ранне традиционного фольклора. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Роды фольклора:Эпос (легенды, сказки, предания, былины – жанры) Лиро-эпический жанр (переходной) – романс

Лирика (песни, частушки);Драма (фольклорный театр)

Типы фольклора: Архаический – фольклор складывается у народов на первобытной ступени развития. Письменности ещё нет, культура является устной. Фольклор людей с мифологическим мышлением, охватывает всю культуру этноса. Классический – фольклор складывается в эпоху, когда образуются государства, возникает письменность и литература. Здесь формируется художественный вымысел, складывается жанровая система. Современный – постфольклор, который сложился в России после отмены крепостного права. Его стихия – город. На смену эпосу, волшебным сказкам и традиционным лирическим песням приходят песни новой формации, частушки, анекдоты.

Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства. Материально выраженное (ДПИ) – народное творчество.

Фольклор – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Признаки фольклора: Устность (не только форма распространения, а та форма, в которой пр-е оказывает наибольшее эстетическое воздействие); Безличность (автор у произведения есть, но не обозначен); Коллективность (как эстетическая категория. Качество пр-я, принимаемого коллективом, соответствует народной традиции. Коллективность = традиция + импровизация); Традиционность (произведения вкладываются на основе традиций); Вариативность (разные варианты на разных территориях); Импровизация;Народность (эстетическая категория, выражение идеалов, интересов, стремлений народа).

Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

Жанры фольклора:

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп)Жанр является единицей классификации фольклора

Ф-р делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – на виды (н-р, песни, сказки и т.д.), а виды на жанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.

Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. Подразделяется на: Песенные (стихотворные)

Былины; исторические песни; баллады; духовные стихи; Прозаические; Сказочная проза; Сказки о животных; Волшебные сказки; Анекдоты

Новеллы; Несказочная проза; Предания; Легенды; Былички (демонологические рассказы).

В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежит столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками. Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему.

Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания

Песни Частушки; Причитания; Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии; Обрядовые игрища; Драматические игры; Поздние театральные жанры; Театр живых актёров; Кукольный театр; Раёк;

По способу бытования произведений фольклор подразделяется на: Обрядовый; Обрядовый календарный; Обрядовый семейный; Внеобрядовый.

Кроме этого различают малые жанры фольклора: паремии; Пословицы и поговорки; Загадки

А также такие виды как детский фольклор.(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д., фольклор рабочих (песни, частушки, проза),фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)

Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшиеф.ж. и на их основе рождаются новые.

Исследователи фольклора: В.Н. Татищев (18 в), славянофилы П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др. ; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; начало советской эпохи: Б.М. и Ю.М. Соколовы, Д.К. Зеленин, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев. Вторая пол. 20 в: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Н.Н. Велецкая, В.К. Соколова, Л.Н. Виноградова, И.Е. Карпухин, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Е.М. Мелетинский, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, и др.

Сказки, где главный герой - волшебник, с участием волшебных животных или предметов, - это, например, "Финист Ясен Сокол", "Иван Царевич и Серый Волк", "По щучьему веленью". Растения и явления природы, обладающие собственной магией, встречаются практически в каждой сказке - говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть главного героя от погони, спасти от смерти.

Фольклорная проза - ключ к русской демонологии

Второй пласт фольклорный прозы - несказочный. Он представлен историями или случаями из жизни, повествующими о контактах человека с представителями потусторонних сил - ведьмами, чертями, кикиморами, духами и так далее.

Следует отметить, что все эти существа пришли в современность бессознательными образами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.

В категорию несказочного прозаического фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых - здесь раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.

Прозаические примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, довольно разнообразны - это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.

Современный российский фольклор

Он состоит из двух пластов, сосуществующих и периодически перетекающих друг в друга.

Первый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются актуальные по сей день поговорки, религиозные и ежедневные обряды, приметы. Примеры русского фольклора, характерные для современной жизни, можно наблюдать как в обиходе (расположение веника метлой вверх для привлечения материальных благ), так и по праздникам. Ритуальными праздничными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.

Второй пласт современного городского фольклора значительно моложе и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человеческим убеждениям и страхам.

Современный городской фольклор

Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городах, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие жизненные условия и технический прогресс оказались наложенными на древний пласт старых русских верований.

Примеры фольклора, отражающего современные российские реалии, по большей своей части ориентированы на несколько типов человеческих страхов. Чаще всего это песни, обряды и жестикуляции, предназначенные для вызова потусторонних сил ("Пиковой Дамы" гномов и т.п.): призраков, духов различных исторических личностей, а также для явления Божественного провидения и различных сущностей.

Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории индустриального характера.

Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, заполонили Интернет - это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с сопровождающими их историями о таинственных помещениях, аппаратах и живых существах.

Литературный фольклор - от летописей до современности

Русская литература, изобилующая фольклорными элементами, разделяется на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-либо поздних символических образов; созданная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в своих сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Рассмотрим наиболее известные из них ниже.

Примеры фольклора в "Слове о полку Игореве" заключаются в основном в метафорических сравнениях главных героев с языческими богами, например, Боян зовётся внуком Велеса, князья именуются внуками Даждьбога, а ветры - Стрибожьими внуками. Также зафиксировано обращение автора к Великому Хорсу.

В современной литературе фольклорные элементы используются главными героями в процессе их повседневной жизни.

Примеры фольклора в поэме "Кому на Руси жить хорошо" исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки ("хвали траву в стогу, а барина - в гробу"), обращение к народным приметам (глава "Крестьянка", где односельчане Матрёны видят причину неурожая в том, что она "...Рубаху чистую Надела в Рождество..."), а также вставки в текст народных русских песен ("Барщинная", "Голодная") и использование сакральных цифровых символов (семь мужиков, семь филинов).

Малые фольклорные жанры

Выделают тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно наблюдать в общении матери с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся необходимый ритм движения тела и передаются простые сюжетные линии.

Первые в жизни человека фольклорные жанры

Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.

Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм.

Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда присутствуют элементы оберега, защищающего новорожденного от враждебных сил.

Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым древним пластом народного творчества.

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор (от английского folk - народ, lore - мудрость) - устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта - то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора - коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фоль­клоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры - это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народ­ные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги бога­тырей, исторические песни - события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках - Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях - жена, муж, свекровь.

От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация), троичность событий; для стиля - постоянные эпитеты, тавтологии (повторения), параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т. д.

Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т. д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического разви­тия, географическая близость, передвижения народов и т. д.

Таблица «Система жанров русского фольклора»

Фольклор - это вид коллективной словесной деятель­ности, которая осуществляется преимущест­венно в устной форме. Основные категории фольк­лора - это коллективность, традиционность, фор­мульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масле­ничные песни, веснянки), семейный фольклор (се­мейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на че­тыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, рели­гиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: бы­лина, историческая песня, духовный стих, лириче­ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро­дии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рас­сказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого­ворки и некоторые другие.

Фольклор

обрядовый

необрядовый

календарный фольклор

колядки, масле­ничные песни, веснянки,

жнивные песни

фольклорная драма

театр Петрушки, вертепная драма, рели­гиозная драма

семейный фольклор

семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания

поэзия

бы­лина, историческая песня, духовный стих, лириче­ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро­дии), садистские стишки

окказиональный

заговоры, заклички, считалки

проза

сказочная

сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот, байка

несказочная

предание, легенда, быличка, мифологический рас­сказ, рассказ о сне

фольклор речевых ситуаций

пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого­ворки

Анекдот – один из жанров фольклора: короткий уст­ный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре из­любленным персонажем был разыгрывающий одно­сельчан мужик.

Байка – традиционно мужской устный рассказ шут­ливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Попу­лярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтер­ские, театральные и шоферские.

Баллада (балладная песня, балладный стих) – один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие харак­теристики балладных песен – эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для на­родного эпоса фантастическими и магическими мо­тивами. Термин «баллада» в фольклористике сравни­тельно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпиче­ская песня «Василий и София». Все содержание – вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство ко­торых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюб­ленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотно­шениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).

Былина – произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, гранди­озность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин – Русь X-XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и ино­верцами), но в русских былинах отсутствует идея ре­лигиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами рус­ского эпоса. В русских былинных традициях – осво­бождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относи­тельно недавно, после опубликования в 1804 г. сбор­ников Кирши Данилова, включающих 60 фольклор­ных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и по­этичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного вы­бора: жениться или умереть.

Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имев­шие место в реальной жизни. Достоверность, факто­графичность этих рассказов подтверждается кон­кретными именами; точными географическими на­званиями места действия. Мир быличек прост и хо­рошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда.

Детский фольклор – обобщенное название неболь­ших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождаю­щие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребь­евки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пес­тушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать – надоедать) – специ­фический жанр фольклорных повествований, беско­нечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихо­творную форму

Духовные стихи – песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Харак­терная особенность духовных стихов – противопос­тавление религиозного мирскому. Один из древней­ших духовных стихов – «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.

Жнивная песня – разновидность осенних песен ка­лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по­эзия не получила такого развития, как летняя, воспе­вающая проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».

Загадка – вид устного народного творчества, замы­словатое иносказательное описание предмета или яв­ления, предлагаемое как испытание на сообразитель­ность или упражнение (детям) на развитие логиче­ского мышления. Загадка принадлежит к тем древ­нейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качест­венно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в воен­ных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Заговор – языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой. В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое со­стояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться сим­патией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил при­роды: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.

Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюд­ные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнив­ные) – песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различ­ными состояниями природы связаны наиболее зна­чительные обряды и песни летнего периода, начи­навшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информа­ция: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоз­зрения.

Легенда – один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возник­новения легенды – трансформация предания. Зачас­тую легендами называют устные рассказы об исто­рических лицах или о событиях, которым приписы­вается абсолютная достоверность (легенды об осно­вании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, изла­гая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная ос­нова часто уходит на второй план. По тематике ле­генды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Бай­кале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

Малые жанры – название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора , исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и за­ключается их главная ценность. Сюда относят по­тешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тек­сты, они очень хорошо приспособлены и к самостоя­тельной жизни. В отличие от былинного эпоса, ма­лые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.

Небылицы – произведения комической поэзии, не­большие по объему песенки, построенные по прин­ципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обрат­ную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, посте­пенно создает единую картину «сдвинутого», «пере­вернувшегося» мира. Небылицы не менее филосо­фичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, – тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь про­тивоположных, «изнаночных» явлений действитель­ности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.

Народные песни – подлинная художественная эн­циклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора , описан неполно и противоречиво. Доста­точно условно жанровое деление песен на историче­ские и балладные, разбойничьи и солдатские, лири­ческие и хороводные. Все они – образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притяга­тельные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любо­ваться родным краем; и своим детьми.

Поговорка – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явле­ние или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.

Пословица – краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой – остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, посло­вица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению на­рода, – «цветочек», пословица – «ягодка». В посло­вицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора ве­шают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4-9 тыс. пословиц: «Собрание древних россий­ских пословиц» (Московский университет, 4291 по­словица), «Полное собрание русских пословиц и по­говорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание – художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове – основателе крупней­ших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Сказ – устный народный рассказ, без вымысла пове­ствующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шах­теров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Сказка – один из основных прозаических фольклор­ных жанров художественно-фантастического харак­тера.

Скоморошины – разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины – пародии), пародийные баллады, песни-новеллы ко­мического содержания, небылицы. Объединяет их одно – смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержа­ния, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Скороговорки – шуточный жанр народного творче­ства, относящийся к разряду малых, фраза, постро­енная на сочетании звуков, которые затрудняют бы­строе произнесение слов. Скороговорки использова­лись в народе как обучающее средство при формиро­вании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.

Частушка(от частый) – короткая, обычно рифмован­ная песенка юмористического или сатирического со­держания. Частушки исполняются в веселом задор­ном темпе в сопровождении гармони.

2. Календарно-обрядовая поэзия

Веснянка – песня, призывающая весну и тепло. Вес­нянки звучали в русских селах вслед за масленич­ными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта – день Гера­сима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта – день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта – 7 апреля по новому стилю – Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).

Жнивная песня – разновидность осенних песен в ка­лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по­эзия не получила такого развития, как летняя. Из­вестны лишь жнивные песни, наполненные благо­дарностью и прославляющие проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «ра­ненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».

Игровая песня – разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в на­званиях данного вида песен отражено веселое на­строение, обусловленное наступлением долгождан­ного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяже­лую одежду, покрасоваться и присмотреться к буду­щей невесте или жениху. В игровых песнях говори­лось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца – источника и про­должения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: – хоровод­ные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, преду­смотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); – песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); – «гулевые» песни, когда иг­рающие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «зави­вают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.

Колядовая песня (колядка) – разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой по­эзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. При­ход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому на­званию первого числа месяца – calendae (ср. кален­дарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год. Оно сопро­вождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-ве­личания и песни-просьбы:

Купальские песни – цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля – по но­вому стилю). Они содержали элементы древних ма­гических формул, направленных на то, чтобы убе­речь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.

Масленичная песня – это зазывание широкой и щед­рой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).

Подблюдные песни – песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый иг­рающий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Под­блюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.

Троицко-семицкая песня – разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наибо­лее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) – 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отво­дится березке – культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.

3. Песни

Бурлацкие песни – песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI – на­чале XVII в., когда государство было особенно заин­тересовано в развитии водных торговых связей и от­ношение к беглым крестьянам или рекрутам, нани­мавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жес­токостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бече­вой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.

Исторические песни – песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характе­рологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымыш­лены, приукрашены или перевернуты, иногда созда­вая образ, искаженный вплоть до своей противопо­ложности. В отличие от былин, с их неизменной по­этической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII-XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи – Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают ши­роким фольклорным контекстом, здесь активно «ра­ботает» фольклорная символика: смерть восприни­мается как переправа через реку, герои уподобля­ются орлам и соколам, широко употребляются сим­волические образы деревьев – березки, дуба, рябины и др.

Лирические песни – песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль по­терь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня – под­руга, шутка сестра», – гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нрав­ственная красота народа.

Плясовые (шуточные) песни – название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое на­строение не чуждо русскому песенному творчеству, в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит ме­сяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».

Разбойничьи песни – песни разбойников или о раз­бойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII-XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен – мечта о тор­жестве справедливости. Герои разбойничьих песен – удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодек­сом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью при­нять все превратности судьбы.

Свадебные песни – песни, сопровождавшие все сва­дебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, де­вичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Русская свадьба – это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и пе­сен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, кото­рый играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «ре­жиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сва­том или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду ха­рактер спектакля, в котором почти каждый был уча­стником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) – раз­говор дочери с матерью. Величания – песенные вос­хваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье не­весты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.

Причитания – лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, уча­стников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни – песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они ок­рашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.

Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от род­ного дома. Солдатские и рекрутские песни прони­заны обреченностью («невзгодушка великая – служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодеп­киих слезы катятся, как река льются»), тягот казар­менного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатуш­кам, угомону нет: Темна ноченька приходит – на ка­рауле быть, Бел денечек наступает – во строю сто­ять») и зачастую неизбежной смерти в бою.

Среди солдатских и рекрутских песен особой груп­пой выделяются причитания.

Хороводные песни – игровые песни, название кото­рых восходит к имени древнего солнечного славян­ского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоро­вод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для уро­жая солнце. В этом же круге изображали предусмот­ренные содержанием песни различные сценки. Наи­более популярные хороводные песни дошли до на­шего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гу­ляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.

Ямщицкие песни – песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта кре­стьян. Они были освобождены от податей, но поло­жение их все же было крайне тяжелым. Часто «слу­жилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их изби­вали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, кото­рые пытались вернуться обратно в село, насильст­венно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной де­вице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.

    Детский фольклор

Дразнилка – насмешливая, направленная на демора­лизацию недруга прибаутка рифмованного харак­тера.

Жеребьевка – один из самых распространенных жан­ров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

Закличка – детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колы­бельная песня отличается необыкновенной нежно­стью, размеренностью и спокойствием.

Пестушка – песенка или стишок, которыми сопрово­ждаются первые сознательные движения ребенка.

Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и нож­ками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ни­чего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

Считалка – рифмованный стишок, с помощью кото­рого играющие дети распределяют роли и устанав­ливают очередность для начала игры.

Библиография

    Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. – М.: Университет, 2004.

    Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Русский язык и литература». – М.: Высшая школа, 2009.

    Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994 (репринт).

    Гудзий Н. К., Дылевский Н. М., Дмитриев Л. А., Назаревский А. А., Позднеев А. В., Альшиц Д. Н., Робинсон А. Н. Какие возникают задачи дальнейшего изучения «Слова о полку Игореве»? Вопрос № 7. - В кн.: Сб. ответов на вопросы по литературоведению. М., 1958, с. 25-45.

    Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. – М.: Наследие, 1993.

    Дмитриев Л. А. Важнейшие проблемы исследования «Слова о полку Игореве». - ТОДРЛ, М.; Л., 1964, т. 20, с. 120-138.

    Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1986.

    Древняя русская литература. Хрестоматия. /Сост. Н.И.Прокофьев. – М.: Просвещение, 1988.

    Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

    История русской литературы X-XVII вв. /Под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1979.

    Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: учебно-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2005.

    Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора; Фольклор и мифология // Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103; 113-143.

    Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 2003.

    Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.

    Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. Л., 1967. 120 с.

    Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

    Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.

    Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

    Смирнов И. П. Система фольклорных жанров // Лотмановский сборник. Т. 2. М., 1997. С. 14-39.

    Специфика фольклорных жанров / Отв. ред. Б. В. Кирдан. М., 1973.

    Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.

    Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. М., 1977.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

Примеры: «Сорока»

Вариант 1.
Сорока-ворона (Водя пальчиком по ладошке)
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Вариант 2. (фигурирует в мультфильме « Песенка мышонка »):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:пе
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Брашку! (варианты: пили простоквашку, Простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька!)
Кашка масленька!
Брашка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Заклички - один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!Скороговорка

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги на распашку,
На босу ногу зипун.

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.