Кто автор сказки новогодняя быль. Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий – Литературное чтение

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья — сосны и ели — издали смотрели на неё и не могли налюбоваться — такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…

Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! — вежливо попросила Ёлочка. — Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка! — грубо прострекотала Сорока. — Тебя всё равно срубят под Новый год!
— Кто меня срубит? Зачем! — прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! — ответила Сорока. — Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! — неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! — сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал первый снег, она совсем потеряла покой: она ведь никуда не могла убежать, что бы спрятаться, затерятся в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью с треском обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! — решила Ёлочка. — Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года — тридцать первое декабря. “Только бы пережить этот день!” — едва успела подумать Ёлочка, как увидела проближающегося человека. Он шёл прямо к ней. Человек ухватился за её верхушку и сильно встряхнул Ёлочку. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она беззащитно расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветки.
— Я правильно тебя выбрал! — весело сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же самом месте, толко на её ветвях висели лёгкие, цветные, стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебрянными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день Нового года, из дома лесника вышли его дети — брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Когда они к ней подошли, мальчик сказал девочке: — Теперь это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети, которые, в свою очередь, тоже имеют детей. А в лесу, посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и в канун Нового года она вспоминает своё детство…

Анотация работы. План-конспект урока литературного чтения для 2 класса (для школ с русским языком обучения) составлен в соответствии с требованиями обучения русскому чтению действующей программы 2015года и опирается на учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» для 2 класса (часть 1). В конспекте урока предлагаются задания, которые способствуют развитию у школьников интереса к изучению предмета. Особое внимание уделено: развитию навыков быстрого чтения, описана работа над словарными словами, дан лексический материал. Урок направлен на развитие восприятия и анализ текста, а также прогнозирование его, на коррекцию эмоционально-волевой сферы через различные задания. На уроке используются разнообразные формы работы с текстом, используется мультимедийная презентация.

Пивень Оксана Анатольевна

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 72

Министерства образования и науки

Донецкой народной Республики

Урок литературного чтения

Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

Разработала:

Пивень Оксана Анатольевна,

учитель начальных классов

Урок чтения 2 класс

Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока : интегрированный урок русского чтения и христианской этики.

Методы и приемы : метод сопоставления, беседа, работа в группах, самостоятельная работа, технология «Ассоциативный куст», игры «Узнай слова с одного взгляда», «Голова и хвостик» .

Ожидаемые результаты:

Повышение эрудиции.

Развитие культуры речи.

Выработка аналитических навыков.

Развитие творческих способностей, активизации мыслительной деятельности.

Выработка коммуникативных навыков.

Приобретение опыта самостоятельности.

Достичь доброжелательности, доверительного сотрудничества при работе в парах и группах.

Способствовать готовности помочь друг другу.

Формировать познавательный интерес, представление об основных христианских ценностях

Способствовать лучшему усвоению учащимися христианских ценностей и формированию жизненных компетенций.

Познание и осмысления христианских ценностей учениками.

Цели урока:

Познавательная : ознакомить детей с произведением С. В.Михалкова; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения.

Развивающая: развивать умение детей работать с текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы, развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе через художественное слово, прививать доброе отношение ко всему живому.

Оборудование:

Портрет С.В. Михалкова, песня Шаинского « Улыбка», рисунок улитки, пословицы, рисунок ёлочки, 9 шаров-карточек с отрывками стихотворений поэтов, карточки для развития навыков быстрого чтения, презентация, конверт с заданиями для работы в группах, шарики для каждого ребенка, карточки для чтения текста из журнала "Шишкин лес", репродукция иконы Рождества, ёлка, снежинка для ассоциативного куста, учебник, компьютер, проектор, музыка из цикла «Времена года.» великого русского композитора П. И. Чайковского о зиме.

Ход урока

I. Организация класса

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Сели ровно детвора

Урок чтения начинать пора.

Чего вы ожидаете от этого урока?

Эмоциональное вхождение в урок.

Звучит отрывок из песни В.Я. Шаинского «Улыбка», на доске изображение улитки.

Какое настроение у нашей улитки? (Весёлое, радостное, солнечное) Как вы это определили? (Она нам улыбается)

Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить вам настроение. Улыбнитесь друг другу.

Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите чувство уверенности в том, что у вас всё получится, поддержите друг друга перед работой.

ІІ. Актуализация опорных знаний .

В начале урока мы с вами поиграем в игру «Узнай слова с одного взгляда»

Чтение слов на карточках.

Чтение слов в столбиках, по строчкам, хором, по рядам, в парах.

Слова, состоящие из слога, .

Каким методом вы пользовались?

ІІІ .Повторение материала изученного на прошлом уроке.

1. Работа с пословицами (пословицы записаны на шишках).

4 человека у доски читают начало, к ним подходят пары продолжение.(Составленную пословицу отдают учителю)

Топор лучше шубы греет.

Человек от лени болеет.

Мороз не велик, да стоять не велит.

У работающего в руках дело огнём горит.

2.Проверка знания сказки"Два Мороза"

О ком эти строки?

«-Полушубок на нём старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». (Дровосек)

«-На нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи». (Купец)

в) Кому принадлежат эти слова?

«-Ему бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается». (Мороз Синий нос)

«-А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет». (Мороз Красный нос)

г) Какова главная мысль произведения?

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

I V . Мотивация учебной деятельности.

Ребята, у нас сегодня необычный урок.

Как красиво зимой в лесу! Вот бы было хорошо побывать в зимнем лесу! Да? А давайте отправимся в зимний лес.

Дети, а для чего люди ходят зимой в лес? (За ёлочкой)

Ух и снега намело,

все дорожки занесло.

Из-за снега не видать

Где же ёлку нам искать.

(Учитель вывешивает на доску нарисованную ёлку)

Вот и ёлка-краса – это просто чудеса!

Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный волшебный мир природы. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!»

Красота природы во все времена года была источником вдохновения для великих поэтов, музыкантов, художников.

И по деревьям серебристая перекинется фата-
Белоснежная, пушистая, кружевная красота!
И себя березка грустная не могла узнать сама-
Так украсила искусная ветки деревца…

О каком времени года ведется речь?

Сегодня мы продолжаем работу над разделом «Люблю родную природу. Зима ».

Какие признаки зимы вы знаете?

Послушайте удивительную музыку из цикла «Времена года.» великого русского композитора П. И. Чайковского о зимней природе.

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Всегда ли зима такая?

  1. 1. Технология «Ассоциативный куст».

Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово осень?

Как много ассоциаций! И все это зимой.

2. Рассказ о празднике Святителя Николая.

19 декабря мы праздновали большой праздник - Праздник Святителя Николая Чудотворца. Это один из самых почитаемых в народе зимних церковных праздников. Давайте расскажем стихотворения, которые готовим к празднику. (Презентация )

Много праздников хороших
Есть у нас, друзья,
Но один из них, пожалуй,
Лучший для меня.
Декабрь на улице стоит.
И холодно, и снежно,
Но от родительской любви
Тепло мне, безмятежно.
Ложусь я вечером в кровать,
Спокойно засыпаю.
А утром под подушку глядь –
С волненьем замираю.
Лежат там ручка, маркер
И книжка записная.
Ведь это все подарки
Святого Николая.

Около шестнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и Угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Вся Русь любила этого святого

И любит ныне в веке скоростей,

Спасает он людей со дна морского,

Со дна мирского и со дна страстей.

Старушка молит - будет в утешенье,

Ребенок просит - и ему дает,

И узнику пошлет освобожденье,

И путника в дороге поведет.

Не все еще погибло в мире этом,

Не все еще терпенье через край –

Спешит в беде на помощь тихим светом

Святой Угодник Божий - Николай.

Нина Карташева

Будьте милосердными, добрыми, честными, искренними, справедливыми, верными друзьями, любящими детьми. Помните о святом Николае, не забывайте делать людям добро, дарить радость окружающим.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Постановка цели урока.

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Приближается праздник, который вы все ждёте и любите. Чем он необычен?

Исполняются желания, происходят даже невероятные сказочные события.

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

Что вы знаете о этом писателе?(Легендарного Сергея Михалкова по праву считают человеком трех эпох - ведь он родился при царизме. И, следуя традиции предков, Сергей Владимирович главным делом своей жизни считает служение государству Российскому. Михалков - автор трех государственных гимнов, поэт и драматург, крупный общественный деятель, лично знавший всех руководителей страны - от Сталина до Путина, - несмотря на свой почетный возраст, - 96 лет! - по-прежнему в строю.
Он возглавляет крупнейшую писательскую организацию, много ездит по белу свету Басни этого автора интересны и популярны. Его зверей приводят в пример «как не надо».)

Как вы думаете, можно ли по названию произведения определить, о чем или о ком будет рассказ?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Сергея Михалкова «Новогодняя быль», где главная героиня – наша ёлочка.

Откройте учебники, прочитайте название.

Работа в парах. (Работа со словарём)

Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”

2. Изучение нового материала.

1.Первичное чтение учителя.

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

(Лес, лесничий с семьёй, ёлочка) (ёлочка и сорока разговаривают ёлочка мыслит, переживает)

Понравилась ли вам сказка?

Какие чувства пробудила у вас эта история?

Были ли моменты, когда вам было очень жаль Ёлочку?

Опишите этот момент.

3.Физкультминутка.

На ёлочке нашей

Смешные игрушки,

Смешные ежи

И смешные лягушки,
Смешные медведи,

Смешные олени,

Смешные моржи

И смешные тюлени!

Мяч летает полосатый,

В мяч играют медвежата.

«Можно мне?»-

Спросила мышка

Ты ещё малышка.

4. Закрепление нового материала.

-Подготовительная работа перед чтением .

на-лю-бо-вать-ся

по-зна-ко-ми-лась

рас-ка-чи-вай-ся

бес-по-кой-ство

спря-тать-ся

об-ла-мы-ва-лись

при-бли-жа-ю-ще-го-ся

-Выразительное чтение. Чтение по ролям.

-Анализ произведения.

Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)

(с.203 Она была стройная и красивая)

Были ли у неё друзья? (заяц)

Как жилось ёлочке одной в лесу?

(Она не чувствовала себя одинокой)

Что заставило ёлочку забеспокоиться?

(прилетела сорока и рассказала ей, что её под Новый год срубят)

Какой характер был у ёлочке?

(добрая, скромная, вежливая, воспитанная)

Как стала жить ёлочка после рассказа сороки?

(В страхе и беспокойстве)

Принесла ли ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

5.Физкультминутка (на регуляцию психического состояния).

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, выражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьёзным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.

6.Работа над иллюстрацией с. 205.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

Кто изображён?

Какой эпизод изобразил художник?

Найдите и прочитайте в тексте.

Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент.

Как эти чувства нам помог увидеть художник?

7. Воспитательная беседа

Не зря елочка боялась людей. Ведь всем известно, что на Новый год люди рубят елки, чтобы украсить свой праздник, свой дом. Все понимают, что если срубить елку, то дерево погибнет. Но многие не хотят отказываться от настоящей, свежей елки. И можно услышать такие слова: «Я люблю, когда в доме на Новый год пахнет свежей елью».

Дети, поднимите руки те, кто любит, чтобы на Новогоднем празднике была настоящая елка?

Поднимите руки те, кто думает, что можно обойтись и без живой елочки, заменить её искусственной.

А кто сомневается, какую елку выбрать на праздник – настоящую или искусственную.

8. Расширение кругозора.

Традиция наряжать ёлку на Рождество уходит в языческое время и связана с культом зелени.

С наступлением нового года дома украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в следующем году.

Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях нашли приют добрые и злые духи, для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.

В России первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового1700 года.

9.Чтение учащимися на карточках отрывка из журнала "Шишкин лес"

Каждый год мы отмечаем Рождество Христово: ставим дома елочку, наряжаем ее блестящими шарами, разноцветными игрушками и огоньками, а верхушку украшаем восьмиконечной звездой, в память о той звезде, что указала дорогу к колыбели Иисуса. В этот день мы накрываем богатый стол, дарим друг другу подарки и желаем счастья. А еще стараемся быть добрее и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Посмотрите у нас на доске тоже есть ёлочка, но она не украшена игрушками, давайте поможем ей стать красивой.

Но прежде чем её украсить шариками, нужно разгадать кроссворд.

10. Рождественский кроссворд

Следующая игра - кроссворд

1. Путники долго на перепись шли, в городе места они не нашли. Под Вифлеемом – голая степь, стал им приютом убогий … (Вертеп)

2. Пещера, ясли, сена стог,

Сегодня на земле родился... (Бог)

3. В храмах лик поющих воспевает:

"Дева днесь Пресущественнаго..."(Рождает)

4. Эта песнь, мы знаем так,

Называется - ... (Кондак)

5. В тёмном небе сияла тогда,

Путь освещая, святая... (Звезда)

6. Простые люди весть узнали.

В ночи, когда ещё не пели петухи,

Они к яслям Младенца поспешали

И Бога прославляли... (Пастухи)

7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли

Смирну, ... и ладан принесли. (Золото)

8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,

На верблюдах едут в Вифлеем... (Волхвы)

9. Над Вифлеемом ангелы летали.

Их песнопенья сердцу доставляли сладость.

И «Слава в вышних Богу!» воспевали,

А людям возвещали... (Радость)

Молодцы!

10.Работа над стихотворениями.

Каждый ряд получает по три цветных шара. На обратной стороне шарика написаны отрывки стихотворений.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом …

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной…

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом …

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Он кружится,

Лёгкий, новый,

У ребят над головой.

Платок пуховый

Расстелить….

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

А теперь нарядим елочку шарами, прочитав стихотворения на них.

11. Метод сопоставления

Сравнение сказки и стихотворения

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. А что у него получилось, мы узнаем, когда поработаем в группах и выполним ещё одно задание)

Работа в группах

Каждой группе даётся конверт, в котором разрезная картинка с частью стихотворения, учащиеся складывают картинку, читают по порядку стихотворение.

Послушаем, что у него получилось.

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Что понравилось вам больше сказка или стихотворение?

V I. Итог.

Как вы думаете, была ли ёлочка довольна тем, что стала новогодней Ёлочкой?

Тест.

Дети работают над тестом в парах.

  1. Кто автор сказки?

а) С.Маршак;

б) С.Михалков;

в) Н.Сладков.

  1. Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

  1. Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

  1. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

  1. Когда нашли Ёлочку?
  1. Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.

V II. Домашнее задание .

Д / з (дифференцированное) На доске:

2. Нарисовать новогоднюю ёлочку.

3. Пересказать от имени ёлочки

V III. Рефлексия.

Зачем нам нужен был сегодняшний урок?

Какое произведение читали на уроке?

Что хотел донести до нас С.Михалков?

О чём должен помнить каждый человек на планете?

Если у вас радостное настроение, то повесьте на елочку голубую снежинку, а если грустное, то белую.

Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".

Цели:

    познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;

    произвести анализ произведения.

Задачи:

Познавательные:

    продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

    продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова, учебник.

Ход урока.

I . Орг. момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II . Работа над развитием речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".

Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.

Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.

Второе упражнение" Ветерок".

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.

2. Речевая разминка.

Ок – ок - ок - падает снежок.

Ип - ип - ип - слышу снега скрип.

Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.

Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

А теперь прочтите громко и весело.

Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

III .Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:

Что у вас получилось? (Михалков.)

Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ

Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)

Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

IV . Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства.

Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

2. Игра "Угадай-ка".

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! ("А что у вас?")

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)

3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. ("Песенка друзей".)

3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

4 . Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".

Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».

К какому жанру относится это произведение? Почему?

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

Что вам понравилось в этой истории?

От чьего лица ведётся рассказ?

Где происходили события?

Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

Физкультминутка "Елочки-пенечки".

V . Закрепление изученного.

1. Чтение "Про себя".

полюбоваться

раскачиваться

чувствовала

прострекотала

Прочитайте сказку "про себя".

2 . Выборочное чтение произведения.

Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.

Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?

3. Сообщение подготовленного ученика.

В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.

4.Работа над иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).

Какой эпизод изобразил художник?

Куда, недолго думая, села Сорока?

Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

Дотроньтесь до своей макушки.

Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив)

6 . Расширение кругозора.

Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Понравилось вам стихотворение?

7. Экологическая беседа.

Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие".

С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!

Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?

Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)

А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?

8. Игра «Найди дерево».

Хвойные леса особенны.

Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.

Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев.

Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

VI . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто был героем сказки?

VII . Итог.

Оценивание своей работы детьми. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.

Домашнее задание.

Пересказ от имени Елки.

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)

Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по ; выставка рисунков учащихся, карандаши.

I. Мотивация учебной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУ

Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.

Коммуникативные УУД : уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

(Н. Некрасов)

Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).

Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

II. Проверка домашнего задании.

1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:

«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».

III. Речевая разминка.(слайд 2)

а)Дети проговаривают чистоговорки :

Ма-ма-ма – пришла снежная зима,

– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,

– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,

– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,

– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

б) Проговорите скороговорку (слайд 3)

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже

IV. Постановка целей урока.

Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

V. Определение темы урока.

Откройте учебник на странице 203.

Определите тему урока.

Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.

Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4-6)

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.

Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" , - также принадлежит Михалкову.

После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

Какие это слова?(однокоренные)

VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания

1 часть

  • Где жила ёлочка?
  • Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
  • Были ли у неё друзья?
  • Приложение 1.

2 часть

  • Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
  • О чем рассказала сорока?
  • Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
  • Какой характер был у елочки?

(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)

  • Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.

3 часть

  • О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
  • Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
  • Для чего срубают ёлки под новый год?
  • Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
  • Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
  • Что нужно сделать, чтобы росли елки?

4 часть

  • Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
  • Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
  • Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет, достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м .)

VIII. Физ. минутка.

Елочка

У маленьких детишек

Елочка большая.

Огнями и шарами

Елочка сверкает.

Ай да елочка!

Погляди, погляди!

Деткам, елочка,

Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)

Не коли нас, елочка,

Веточкой лохматой.

Убери иголочки

IX.Беседа после чтения

Понравилось произведение?

Выразите своё мнение о произведении одним словом.

Докажите, что это сказка.

Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?

Что с ней случилось, когда она очнулась?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Какова основная мысль сказки?

От чьего лица ведётся рассказ?

Чему учит это произведение?

Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой

Работа с картинным планом .(слайд 9)

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.

Назовите их по порядку

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?

  • Добро помни, а зло забывай.
  • За всякое дело берись умело
  • Все хорошо, что хорошо кончается.

С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!...

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?

X. Закрепление изученного. Тест. (слайд 10)

Дети работают над тестом в парах.

  1. Кто автор сказки?

а) С.Маршак;

б) С.Михалков;

в) Н.Сладков.

  1. Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

  1. Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

в) сова.

  1. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

  1. Когда нашли Ёлочку?
  1. Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка тоже
Стихи
Литературная деятельность С. В. Михалкова
ПоэтПисательБаснописецДраматургПереводчикСценаристЖурналистАвтор гимна России
На-лю-бо-вать-ся – налюбоватьсяРас-ка-чи-вай-ся – раскачивайсяБес-по-кой-ство – беспокойствоОб-ла-мы-ва-лись – обламывалисьПри-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
Лес – лесная, лесничийНочь – переночевалЦвет – цветныеСтекло – стеклянныеСеребро – серебряные
Все хорошо, что хорошо кончается.
ТЕСТ
Кто автор сказки?а) С.Маршак;б) С.Михалков;в) Н.Сладков.Недалеко от чего росла ёлочка?а) от леса;б) от города;в) от дома лесника.С кем она однажды познакомилась?а) с зайцем;б) с лисой;в) с волком.
Кто рассказал ёлочке про Новый год?а) ворона;б) сорока;в) сова. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:а) весну и лето;б) лето и осень;в) осень и зиму.Когда нашли Ёлочку?а) 30 декабря;б) 31 декабря;в) 1 января.Ёлочку:а) срубили;б) нарядили;в) срубили и нарядили.


Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством талантливого детского писателя С. В. Михалкова;
  • познакомить с идейным смыслом литературной сказки “Новогодняя быль”;
  • произвести анализ данного эпического произведения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова; продолжить работу над совершенствием навыка чтения, осознанность, беглость, скорость, выразительность, формировать умение “вдумчиво читать”, т.е. думать над произведением до, во время, после чтения.
  2. Развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас; умение анализировать, обобщать, сопоставлять
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: учебник “Родная речь”, выставка книг С. В. Михалкова, портрет писателя; компьютерная презентация; слоговые таблицы; листы с текстами пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок литературного чтения. (1слайд)

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

Готовы вы к уроку? Да
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”, совершим путешествие в сказочный зимний лес и попробуем помочь его жителям.

Чтение с доски “Мы в ответе за всё на этой планете”

3. Проверка домашнего задания.

И первым нас встречает в лесу красавица белоствольная берёза. Давайте представим, что мы подошли к ней, дотронулись до веточек, осыпанные снегом. А какой замечательный русский поэт тоже любовался красотой русской берёзы?

Дома вы учили наизусть стихотворение С. А. Есенина “Берёза”. Давайте послушаем ребят, которые постараются донести до слушателей красоту есенинского стиха. Оценивая чтение мы говорим о 3 слайд .

Чтение наизусть – 3 ученика. Оценивается карточками 5 4 3(без комментирования)

Физкультминутка:

1)Ветер дует нам в лицо....

2) Зайка серенький сидит.....

4. Подготовительная работа

Учитель: Под берёзой кто - то написал на снегу слова, но их запорошил снежок. Разгадаем эти слова.

Учитель: О каком же празднике мы вспоминаем, прочитав эти слова?

Учитель: А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”

Стук в дверь – телеграмма.

Прочитаем её. Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать эту телеграмму в зависимости от содержания (радостно, тревожно, с призывом о помощи)

Учитель: Кто из жителей леса мог прислать эту телеграмму?

Учитель: Ель- дерево, которое мы называем птичьей столовой (свиристели, белочки, кабаны, лоси, все приходят сюда в зимний холод).

Из древесины ели делают музыкальный инструмент пианино. Ель - лесная долгожительница. Она живёт 150-200 лет. Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке?

Стихотворение “Живи, ёлочка!” И. Токмаковой.

Учитель: А свой совет даёт нам замечательный детский писатель, книги которого у нас на выставке – читаю названия книг. Вы догадались – кто это.

Это С. В. Михалков

Учитель: Ребята приготовили нам небольшое сообщение о творчестве С. В. Михалкова (2 сообщения)

Учитель: Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число (тираж) 230 млн. экземпляров.

5. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Сегодня мы прочитаем его произведение, которое называется “Новогодняя быль”

Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”?

Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.

Учитель: Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить себя среди героев, стать участником событий.

6. Первичное восприятие текста.

1 часть - читает учитель.

2 часть - инсценировка/Диалог Сороки и Ёлочки.

3 часть - ученик.

4 - у читель.

5 часть - ученик и учитель.

7. Проверка первичного восприятия текста.

Что вы можете сказать о прочитанном?

(радость, тревога, страх и т. д.)

С кем произошла прочитанная история.

8. Чтение и анализ произведения.

1 раз - медленно

2 раз - в среднем темпе

затем - 3 раза быстро

*Прочитаем родственные слова, некоторые из которых встретятся в тексте (8 слайд )

*Уточним значение некоторых слов с помощью “Толкового словаря”

/Индивидуальная работа/.

*Трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами. (10 слайд)

9. Минутка отдыха. /Психологическая гимнастика/

/Звучит музыка./

Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение, А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок.

*Учитель (при подготовке я поделила текст на смысловые части для анализа во время второго чтения).

1 часть - чтение по “цепочке”

Как жилось ёлочке в лесу? Было ли ей одиноко или скучно? Почему?

Найдите слова, рассказывающие о деревце, как о человеке.

Вспомните, как называется этот приём в литературе.

2 часть - чтение диалога “про себя”

Расскажите, какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку.

Чтение по ролям.

3 часть - Найдите и прочитайте, как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?

Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

О каком дне говориться в следующей части?

Кого испугалась Ёлочка?

Как вёл себя человек, пришедший в лес?

Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:

“Он не заметил,....”

Это самый волнующий, напряжённый момент были.

Что случилось с Ёлочкой, когда она проснулась?

Была ли рада Ёлочка, стала новогодней?

Кто радовался вместе с ней?

10. Вторичный синтез.

Как вы думаете, какие чувства испытывала Ёлочка потеряв сознание, а потом очнувшись,

Работа с картинным планом.

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были” Назовите их по порядку (работа в группах) (11 слайд)


Сейчас поработаем в парах.

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”? (12 слайд)

Для кого эта история закончилась хорошо? Только ли для Ёлочки?

Читаем афоризм “Спешите делать добрые дела”.

А С.В. Михалков написал и стихотворение про новогоднюю ёлочку.

Чтение стихотворения С. Михалкова “Событие”.

11. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?

Какие моменты его жизни вам запомнились?

Что вы можете сказать о героях “ Новогоднеё были”?

Как вы думаете, что хотел донести до вас С.В. Михалков?

Что бы сказала вам Ёлочка, если бы пришла к нам на урок?

* * * * * * *
с п а с и б о (на снежинках)

12. Выставление оценок. Похвала.

И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.

13. Домашнее задание.

стр. 203-207 . Подготовить выразительное чтение. Постарайтесь передать чувства каждого героя.