Потерпевшие кораблекрушение психологическая игра. Деловая игра ⌠Потерпевшие кораблекрушение

Главная > Документ

ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.Время проведения: около 1 часа.Порядок проведения:

"Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара яхта тонет. Точные координаты яхты

определить не удается из-за поломки навигационных приборов. Примерное местонахождение – около тысячи миль к юго-

западу от ближайшей земли.

Экипаж сумел спустить на воду прочный надувной плот с веслами. На плоту оказались лишь 15 предметов:

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету).На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.Для этого:а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;б) зачитайте правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение ╧ 2). Предложите сравнить правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.Если сумма больше 30, то участник или подгруппа утонули;в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?Комментарий к проведению игры.

    Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.

    В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

    Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

    Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

    Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.Сектант.Зеркало для бритья.Канистра с 25 литрами воды.Противомоскитная сетка.Одна коробка с армейским рационом.Карты Тихого океана.Надувная плавательная подушка.Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.Маленький транзисторный радиоприемник.Репеллент, отпугивающий акул.Два квадратных метра непрозрачной пленки.Один литр рома крепостью 80%.450 метров нейлонового каната.Две коробки шоколада.Рыболовная снасть. Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры Потерпевшие кораблекрушение■ Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.1. Зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.2. Канистра с нефтегазовой смесью важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.3. Канистра с водой необходима для утоления жажды.4. Коробка с армейским рационом обеспечит основную пищу.5. Непрозрачная пленка используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.6. Коробка шоколада резервный запас пищи.7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации синица в руках лучше журавля в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.8. Нейлоновый канат можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.9. Плавательная подушка спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.10. Репеллент, отпугивающий акул назначение очевидно.11. Ром, крепостью 80 % содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.12. Радиоприемник имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.14. Противомоскитная сетка в Тихом океане нет москитов.15. Сектант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Задачи: - развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща; - выявить статус членов группы, личностные качества. Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов/ Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/ К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/ - Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/. - Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка. - Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку 2-й этап игры. 1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/. Карточки микрогруппам. Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно). Зеркало для бритья Канистра с водой Рыболовная снасть Карты тихого океана Надувная подушка Небольшая канистра солярки Транзисторный приемник Прибор, отпугивающий акул 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки 2 коробки шоколадаАргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего- то нужно было избавиться: либо от каких- то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/- Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.- Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/- Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.2. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/3. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными.Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.- Как вы строите отношения друг с другом?- Есть ли у вас лидер? Кто он?- Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?- Как происходит разделение труда, обязанностей?- Кто за это отвечает? /слово командам/4. И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ - 5 минут.- Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/- Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.- Что вы будете с ними делать?- Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?- Что будет дальше?Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены! 3-й этап игры.Подведение итогов игры.- Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры/.

ИГРА «КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы). Время : не менее полутора часов. Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего). Ведущий дает группе следующую инструкцию : - С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут. Список предметов :
    Охотничий нож. Карманный фонарь. Летная карта окрестностей. Полиэтиленовый плащ. Магнитный компас. Переносная газовая плита с баллоном. Охотничье ружье с боеприпасами. Парашют красно-белого цвета. Пачка соли. Полтора литра воды на каждого. Определитель съедобных животных и растений. Солнечные очки на каждого. Литр водки на всех. Легкое полупальто на каждого. Карманное зеркало.
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения. По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему». Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
    Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет? Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение? Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу? Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер? Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями? Какие способы поведения оказались наименее результативными? Какие только мешали общей работе?
Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников? Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками. Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания. Итак, ответы: Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
    Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи. Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма. Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
    Полтора литра воды на каждого. Пачка соли. Магнитный компас. Летная карта окрестностей. Легкое полупальто на каждого. Солнечные очки на каждого. Литр водки на всех. Карманный фонарь. Полиэтиленовый плащ. Охотничий нож. Охотничье ружье с боеприпасами. Карманное зеркало. Определитель съедобных животных и растений. Парашют красно-белого цвета. Переносная газовая плита с баллоном.
Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внима-ния, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться.Размещение произвольное, за партами в классе. У доски должно быть место для 3 человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной пози-ции. Самая активная позиция - у водящего. Им чаще всего становится тот из участни-ков, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности - "эхо". Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали.Продолжительность игры 20-25 минут.ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к группе. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю». Водящий должен повернуться к классу лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл.Затем из класса выбираются уже два человека, которые говорят «Мы говорим че-тыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из класса выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый вы-сокий результат – 6 баллов.Особенностью игры является то, что очень мнение ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внима-ние, они учатся слушать и слышать друг друга.Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.Время: 20-30 минут.Размер группы: 12-20 человек.Описание.
    Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

    Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

    Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

    Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

    Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
    Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.

    Треугольник – что помогает достигать результатов.

    Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения. Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

    ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ

    В разных частях помещения на стенах висят утверждения ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ. Ребята в зависимости от своего выбора, группируются к нужному ответу и отстаивают свою точку зрения.

      Лидерству невозможно научиться, лидером нужно родиться

      Лидер должен быть жестким

      Лидер должен быть самым умным

      Внешний вид для лидера не имеет значения

      Лидер это тот, кто обычно много говорит…

    ГОВОРИ-ГОВОРИ

    Участники делятся на пары и интервьюируют друг друга по какой либо теме, например, лидерство (Кто для тебя является лидером? Какими качествами должен обладать лидер? Расскажи о ситуации, когда ты вел себя как лидер?). Затем ведущий просит сесть пары друг к другу спиной и ответить письменно на вопросы: Какого цвета глаза у моего партнера, волосы, какого цвета свитер, носки, есть ли часы на руке и т.д.

    Книга
  • На эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге "Язык и межкультурная коммуникация" (3)

    Книга

    Книга написана легко, насыщена живыми примерами, поэтому без сомнения заинтересует не только филологов и лингвистов, но и всех, кто соприкасается с проблемами межнациональной, межкультурной коммуникации, - дипломатов, социологов,

  • Документ

    Чтобы получить по почте оба номера нашего журнала в 1998 году нужно перевести на 40 рублей (если Вы живете в России) или 52 рубля (если Вы живете в других странах) по адресу: 191123, Санкт-Петербург, а/я 135.

  • Известными аналогами этой игры являются «Кораблекрушение» и «Посадка на Луне».

    Эта игра имеет широкий диапазон задач:

    • отработать навыки поведения в дискуссии,
    • умения вести диспут, быть убедительным,
    • изучить на конкретном материале динамику группового спора,
    • открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике,
    • потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов,
    • научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

    При обсуждении результатов необходимо акцентировать внимание на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

    Формат проведения упражнения Катастрофа

    Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

    Ведущий дает группе следующую инструкцию:

    С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.

    Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
    Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
    Заполняйте номерами первую колонку бланка.
    Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

    Список предметов:

    1. Охотничий нож
    2. Карманный фонарь
    3. Летная карта окрестностей
    4. Полиэтиленовый плащ
    5. Магнитный компас
    6. Переносная газовая плита с баллоном
    7. Охотничье ружье с боеприпасами
    8. Парашют красно-белого цвета
    9. Пачка соли
    10. Полтора литра воды на каждого
    11. Определитель съедобных животных и растений
    12. Солнечные очки на каждого
    13. Литр водки на всех
    14. Легкое полупальто на каждого
    15. Карманное зеркало

    После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

    Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

    По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

    Время, необходимое для выполнение этого упражнения – не менее полутора часов.

    Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

    Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

    Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

    • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?
    • Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
    • Была ли выработана общая стратегия спасения?
    • Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?
    • Ты не согласен с принятым решением?
    • Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
    • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
    • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе?
    • На какой стадии появился лидер?
    • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
    • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
    • Какие только мешали общей работе?
    • Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

    Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

    При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.

    Ведущий несет ответственность за то, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

    Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

    Итак, ответы:

    Вариант «Ждать спасателей»

    Кстати, по мнению экспертов, предпочтительный

    Предмет Важность. Обоснование
    1 В пустыне необходима для утоления жажды
    2 Карманное зеркало Важно для сигнализации воздушным спасателям
    3 Легкое полупальто на каждого Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады
    4 Карманный фонарь Также средство сигнализации летчикам ночью
    5 Парашют красно-белого цвета И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям
    6 Охотничий нож Оружие для добычи пропитания
    7 Полиэтиленовый плащ Средство для сбора дождевой воды и росы
    8 Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала
    9 Солнечные очки на каждого Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей
    10 Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи
    11 Магнитный компас Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения
    12 Летная карта окрестностей Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение
    13 В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира
    14 Литр водки на всех Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма
    15 Пачка соли Значимости практически не имеет

    Вариант «Двигаться к людям»

    Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

    1 Полтора литра воды на каждого
    2 Пачка соли
    3 Магнитный компас
    4 Летная карта окрестностей
    5 Легкое полупальто на каждого
    6 Солнечные очки на каждого
    7 Литр водки на всех
    8 Карманный фонарь
    9 Полиэтиленовый плащ
    10 Охотничий нож
    11 Охотничье ружье с боеприпасами
    12 Карманное зеркало
    13 Определитель съедобных животных и растений
    14 Парашют красно-белого цвета
    15 Переносная газовая плита с баллоном

    Иногда обмен впечатлениями и обратной связью на первых этапах дается непросто, и хотя эта игра является полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологическую защиту участников.

    Цель игры : изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии.

    Время проведения : -

    Порядок проведения .

    1. Ознакомить всех участников с условиями игры (прил. А);

    2. Каждому игроку самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (цифра 1 - у самого важного для вас предмета, цифра 2 - у второго по значению, цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе дискуссии между участниками запрещены,

    3. Разбить группу на подгруппы по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы должен быть экспертом. Можно предложить каждой подгруппе составить общее для группы ранжиро­вание предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметить среднее время выпол­нения задания в каждой подгруппе.

    4. Оценить результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

    а) выслушать мнение экспертов о ходе Дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначаль­ные версии, веские доводы, аргументы и т. д;

    б) зачитать «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО; сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, присвоенным ему индиви­дуально каждым участником, группой, и номером, присвоенным этому предмету экспертами; сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов; если сумма больше 30, то участ­ник или подгруппа « утонули».

    в) сравнить результаты группового и индивидуального реше­ния; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.

    Комментарии к проведению игры:

      это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения;

      в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у решающих в одиночку;

      решение проблем в условиях группы обычно занимает боль­ше времени, чем решение тех же проблем отдельным индиви­дом;

      решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные реше­ния;

      индивид, обладающий особыми умениями (способностя­ми, знаниями, информацией), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

    Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но при­мерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от бли­жайшей земли.

    Далее приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы рас­полагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно боль­шим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные пред­меты. Имущество оставшихся живых людей - это несколько коробков спичек и пять однодолларовых ку­пюр.

    1. Зеркало для бритья.

      Канистра с 25 литрами воды.

      Противомоскитная сетка.

      Одна коробка с армейским рационом.

      Карта Тихого океана.

      Надувная плавательная подушка.

      Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

      Маленький транзисторный радиоприемник.

      Репеллент, отпугивающий акул.

      Два квадратных метра непрозрачной пленки.

      Один литр рома крепостью 80 %.

      450 метров нейлонового каната.

      Две коробки шоколада;

      Рыболовная снасть.

    Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие ко­раблекрушение».

    Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, явля­ются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значе­ние: если даже маленький спасательный плот и в состоянии до­стичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следо­вательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасате­лям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

      Зеркало для бритья - для сигнализации воздушным и морским спасателям.

      Канистра с нефтегазовой смесью - для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.

      Канистра с водой - для утоления жажды.

      Коробка с армейским рационом - обеспечит основную пищу.

      Непрозрачная пленка - для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

      Коробка шоколада- резервный запас пищи.

      Рыболовная снасть - оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

      Нейлоновый канат - для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

      Плавательная подушка - спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

      Репеллент, отпугивающий акул- назначение очевидно.

      Ром крепостью 80 % - содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вы­звать обезвоживание.

      Радиоприемник - имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

      Карта Тихого океана - бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

      Противомоскитная сетка - в Тихом океане нет москитов.

      Сектант - без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

    Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шан­сов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большин­стве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

    Уцелевшие предметы

    Личное ранжирование

    Ранжирование в группе

    Разница между личным ранжированием и ранжированием в группе

    (между цифрами 2 и 3 столбца)

    Ранжирование экспертов

    Разница между личным ранжированием и ранжированием экспертов

    (между цифрами 2 и 5 столбца)

    Разница между ранжированием группы и экспертов

    (между цифрами 3 и 5 столбца)

    Сектант –инструмент для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения координат судна

    Зеркало для бритья

    Канистра с 25 литрами воды

    Противомоскитная сетка

    Одна коробка с армейским рационом

    Карта Тихого океана

    Надувная плавательная подушка

    Канистра с 10 литрами горючей смеси

    Маленький транзисторный радиоприемник

    Средство, отпугивающее акул

    Два квадратных метра непрозрачной пленки

    Один литр рома крепостью 80%

    450 метров нейлонового каната

    Две коробки шоколада

    Рыболовная снасть

    Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

    Цель. В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

    Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

    Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.

    «Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена.

    Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

    Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

    Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

    • - Секстант.
    • - Зеркальце для бритья.
    • - Пятигаллоновый бочонок воды.
    • - Противомоскитная сетка.
    • - Одна коробка с армейским рационом питания.
    • - Карты Тихого океана.
    • - Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
    • - Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
    • - Транзисторный приемник.
    • - Репеллент для отпугивания акул.
    • - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
    • - Одна кварта пуэрто-риканского рома.
    • - Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
    • - Две коробки шоколада.
    • - Набор рыболовных принадлежностей.

    После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

    Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

    • 1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
    • 2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
    • 3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
    • 4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

    После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

    В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

    Игра предназначена для коллективной работы в процессе подготовки лиц, чья профессиональная деятельность связана с выработкой общего группового решения, а также для обучения сотруд-ничеству.

    обучение эффективной коммуникации как условию принятия группового профессионально значимого решения;

    выявление способностей участников игры к коллективной работе.

    исследовать процесс принятия решения группой;

    наработать навыки эффективного поведения для достижения со гласия при решении групповой задачи;

    определить основные стили поведения участников при возникнове нии конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения. Порядок работы

    Игра осуществляется в два этапа и рассчитана на 1-2 учебных часа. В ходе работы участники должны проанализировать, оценить и принять решение по конкретным вопросам, указанным в задании.

    На первом этапе каждый участник получает учебный материал и задание, которое должно быть выполнено в индивидуальном порядке. На изложение целей занятия и реализацию задания на первом этапе работы отводится 25 минут.

    Инструкция для индивидуальной работы

    Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Но известно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысячи миль к юго-западу от ближайшей суши.

    Ниже дан список 15 предметов, которые остались у вас после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вес пяти членов экипажа и перечисленных предметов. Имущество оставшихся в живых людей составляют также пачка сигарет, несколько коробок спичек и пять однодолларовых банкнот.

    Ваша задача - ранжировать пятнадцать перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания экипажа. Поставьте цифру «один» у самого важного предмета, цифру «два» - у второго по значению и так далее - до пятнадцатого, наименее важного для вас:

    секстант,

    зеркало для бритья,

    пятилитровая канистра с водой,

    противомоскитная сетка,

    коробка с «сухим пайком»,

    карта Тихого океана,

    надувная подушка,

    двадцатилитровая канистра с нефтегазовой смесью,

    маленький транзисторный приемник,

    репеллент, отпугивающий акул,

    двадцать квадратных метров непрозрачного пластика,

    две коробки шоколада,

    ром крепостью 80 градусов,

    девять метров нейлонового каната,

    рыболовная снасть.

    После завершения индивидуальной работы по ранжированию участники приступают ко второму этапу решения задачи, когда в условиях интерактивного взаимодействия вырабатывается коллективное решение. С этой целью группе предлагается провести переговоры и найти общее решение за минимальное время. Участники должны руководствоваться принципом достижения согласия и прийти к консенсусу по всем пунктам задания, прежде чем выносить групповое решение. Каждая оценка должна получить одобрение всех участников группы. Время работы на втором этапе- до 15-30 минут. Инструкция для коллективной работы

    Теперь вам необходимо выработать общее групповое решение и согласовать индивидуальные результаты. Выполняйте совместную работу как можно быстрее и попытайтесь опередить ваших товарищей, работающих в других командах.

    Решение данной задачи может быть использовано в целях изу-чения участников и анализа их групповых отношений. Поэтому в ходе занятия преподаватель внимательно наблюдает за взаимодействием в каждой команде и составляет мнение о том, как в них проходит коллективное обсуждение.

    Особое внимание обращается на выявление роли каждого участ-ника в этом обсуждении («лидеров», задающих тон в выработке групповых решений; «ведомых» - пассивно следующих за мнением других членов группы; «отчужденных», то есть не принимающих участия в обсуждении).

    Разбор проведенной игры

    После завершения коллективной деятельности и сопоставления с «экспертным» решением производится обсуждение результатов выполненной работы. Обсуждение охватывает следующие вопросы:

    Какие виды поведения помогали или мешали процессу достиже ния согласия?

    Кто участвовал в выработке коллективного решения, кто укло нялся от него и почему?

    Кто оказывал наибольшее влияние на принятие окончательного решения в группе?

    Какова была атмосфера в группе во время коллективной дискуссии?

    Оптимально ли использовались возможности группы?

    Какое время затратила группа для принятия окончательного ре шения?

    Кто улучшил индивидуальный результат и почему? Причины ухудшения индивидуальных результатов?

    Какие действия предпринимали участники группы для утвержде ния своих мнений?

    Как можно было улучшить принятие коллективного решения?

    В ходе разбора занятия участникам могут быть даны следующие рекомендации по оптимизации коллективной работы:

    => Избегайте желания «до конца» защищать свои индивидуальные суждения. Будьте «открытым» для понимания позиции партнеров по группе.

    => Не меняйте своего мнения немотивированно и не уклоняйтесь от возможных противоречий в целях достижения согласованного решения. Поддерживайте только те решения, с которыми можно согласиться хотя бы отчасти. => Избегайте таких методов разрешения конфликта, как: голосование; высчитывание процента «за» и «против»; уклонение от обсуждения; готовность идти на любой компромисс с целью достижения быстрого согласия по всем обсуждаемым вопросам. => Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху

    при принятии решений. => Уходите от обсуждения мнений и суждений каждого через выработку объективных критериев. Именно на их основе и работайте с информацией. => Используйте критику как инструмент выработки более эффек-тивного решения. Подвергайте сомнению и требуйте весомой аргументации предлагаемых партнерами по команде решений. Время на анализ результатов игры - до 20 минут. Примечание. Эти рекомендации целесообразно раздать участникам перед началом интерактивного общения и выработкой коллективного решения, но лишь в том случае, если не ставится цель изучения особенностей участников группы.

    Учебный материал Предметы Индивиду-альная оценка Индивиду-альная ошибка Экспертное решение Групповая оценка Групповая ошибка Секстант

    Вода Сетка

    Н/г смесь

    Приемник

    Репеллент

    Ром Канат

    Материал для преподавателя Экспертное решение:

    зеркало для бритья;

    канистра с нефтегазовой смесью- для подачи сигналов спа сателям;

    сухой паек - для поддержания жизнедеятельности;

    непрозрачный пластик - для защиты от непогоды;

    две коробки шоколада;

    рыболовная снасть - гарантии успешной рыбалки нет;

    канат - для связки снаряжения;

    надувная подушка - используется как спасательный круг;

    репеллент- отпугивает акул;

    ром - для растирания или антисептики;

    маленький транзисторный радиоприемник- передать через него информацию невозможно;

    карта Тихого океана;

    секстант- без дополнительных навигационных приборов и карту и секстант использовать нельзя;

    москитная сетка- в Тихом океане москитов нет.

    Примечание. Можно подготовить для преподавателя таблицу, идентичную предыдущей, и занести туда сведения по индивидуальным и групповым оценкам и ошибкам, чтобы затем соотнести полученные результаты с экспертной оценкой и на этом основании подвести итоги и дать характеристики участникам игры и их действиям.