Иоганн штраус сын музыкальные произведения. Иоганн (сын) Штраус биография. Начало профессиональной деятельности

Вальсы Штрауса

«Король Венского вальса» звучит гордо! Именно так величественно нарекли великого композитора, имя которому Иоганн Штраус-сын. Он вдохнул в этот жанр новую жизнь, подарил ему «поэмную трактовку». Много интересного и удивительного кроется в вальсах Штрауса. Так давайте заглянем в таинственный мир Венской музыки, дверь в который приоткрыл для нас сам король!

Историю Вальсов Иоганна Штрауса, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания Вальсов Штрауса

Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса , наполненные лирикой и поэтикой.

Уже в девятнадцатилетнем возрасте начинающий композитор преподал урок собственному отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой, в завершении концерта был исполнен один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не могло оставить без комментариев подобного рода выходку, и все газеты на утро писали, что пора бы старому поколению композиторов отойти в сторону перед молодыми дарованиями. Отец был в бешенстве.


Тем временем популярность молодого композитора лишь возрастала. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Штрауса. Благодаря обаянию публика обожала Иоганна, его появление за пультом дирижера сопровождалось изысканными высказываниями от лица Высшего Венского общества. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда. Каждый жест вызывал аплодисменты слушателей. Когда звучал последний завершающий аккорд, дирижер медленно опускал руку и словно по волшебству исчезал из зала. Он был великим мастером не только музыки, но и театральной инсценировки.

Мастерство сочинения вальсовых композиций было достигнуто уже в 1860 году. Данный период в жизни можно считать наиболее плодотворным. Один за другим композитор сочиняет шлягеры своего времени, такие как:

  • Песни любви;
  • Прощание с Петербургом;
  • На прекрасном голубом Дунае.

Благодаря вальсу , о композиторе стали говорить и писать, его произведения разлетались в миллионных тиражах, как в виде нотных экземпляров, так и на пластинках. Вся биография композитора напоминает изящное кружение в трехдольном ритме. Его вальсы – это его жизнь, его печали и радости, победы и неудачи. История сохранила каждый из них. Вальсы Штрауса – это бриллианты, сверкающие вне зависимости от мастерства дирижера. Сам автор обожал собственные сочинения, но были среди них те, которые особенно нравились Штраусу. Давайте познакомимся с данными произведениями и их историей поближе.



Произведение было написано в 1882 году. В этом же году композитор познакомился со своей будущей женой и творческой музой Адели Дойч. В последствие, для нее он сочинит еще одну композицию, носящую ее имя. Стоит отметить, что композитор первоначально задумывал написать это произведение с включением партии колоратурного сопрано.


Исполнено произведение было лишь через год на одном из благотворительных концертов того времени. Мероприятие проходило в здании театра «Ан дер Вин». Произведение приняли на «ура». Оно разошлось многомиллионным тиражом по всей Европе, и стало считаться одним из популярнейших сочинений автора.
Плавность ритма очерчивается линией контрабаса уже с первой ноты. Тема наполнена большим количеством украшений. Они являются изобразительным средством для полного отображения картин пробудившейся от долгой спячки природы. Все восстанавливается от зимнего сна, наступает великолепное время. Разумеется, данное произведение пришлось по вкусу многим: от любителей до настоящих ценителей профессионального музыкального языка.

«На прекрасном голубом Дунае»

Заказ на данный танец поступил от главного и известнейшего управляющего хоровым обществом в столице Австрии, ему потребовался именно хоровой вальс. Тогда место жительства творца находилось недалеко от берега этой величественной реки, поэтому над названием долго думать не пришлось. Премьера в столице Австрии прошла скромно. Штраус, привыкший к славе и всеобщему одобрению, лишь отшучивался, что самого вальса ему не жаль, а вот, что кода не добилась успеха, вот это его по-настоящему печалит.


Затем Штраус решил оркестровать данное произведение, чтобы кода не пропадала. Впервые оно было исполнено на Всемирной Парижской выставке. Публика ликовала, а вальс занял почетное место в списке. В последствие музыка станет символом Вены.

Музыка чарует и захватывает в собственный мир уже с первых тактов. Словно волшебное и переменчивое течение реки – мелодия композиции. Настроение нежное, но робкое, словно мелкая и волнующая водная рябь.

слушать «На прекрасном голубом Дунае»

«Сказки Венского леса»


Одно из самых сказочных и волшебных произведений в творчестве Иоганна Штрауса-сына. Необходимо отметить, что композиция получила звание самого длинного вальса, когда-либо написанного композитором.

Слушая произведение можно заметить, что сказочная и таинственная атмосфера, передана при помощи специальных музыкальных приемов. К ним можно отнести и невероятно приятное звучание инструмента цитра, и включение в мелодическую и тематическую линию фольклорных мотивов. Так, отчетливо прослеживаются характерные черты лендлера. Произведение завоевало сердца многих романтичных людей, которые верят в настоящее чудо.

слушать «Сказки Венского леса»

Один из самых знаменитых номеров оперетты. Бесконечно свежий и грациозный по характеру. Он словно является яркой иллюстрацией замысла театральной постановки. Примечательно, что одна из известнейших газет того времени опубликовала более чем хвалебную статью, касающуюся успеха данной композиции. В ней автор указал, на богатство музыкальных тем композитора, иронично прибавив, что такого музыкального воображения хватит на несколько молодых французских сочинителей.

Гармония вальса достаточно подвижна, она и создает особое настроению. При этом инструментовка создает эффект певучести и мелодичности. Невероятная красота скрывается за мелодической линией. Не запомнить это произведение невозможно.

слушать вальс из оперетты «Летучая мышь»

Интересные факты

  • За всю творческую карьеру композитором было сочинено практически 170 музыкальных произведений в данном жанре.
  • В течение двух дней запись на виниловых пластинках «Голубой Дунай» разошлась в тираже на 140 тысяч экземпляров. Любители музыки часами стояли в магазине, чтобы получить аудиозапись.
  • Все знают, что Вагнер был сложным человеком и плохо относился к творчеству других композиторов. Придирчивый до безумия Рихард обожал произведение Штрауса, которое носило название «Вино, женщины, песни». Порой, если оперный классик находился в зале, то он просил специально для него повторить данную композицию.
  • «Весенние голоса» - это любимое произведение Льва Николаевича Толстого. Писатель любил слушать вальсы Штрауса, но особенно часто ставил пластинку именно с этой композицией.
  • Произведение «Прощание с Петербургом» посвящено Ольге Смирницкой, с которой во время проживания в северной столице России у композитора был длительный роман. Штраус хотел жениться на девушке, но ее мать была против такого брака. Они долго переписывались, пока Штраус не узнал, что Ольга выходит замуж за композитора Антона Рубинштейна.
  • Фрагмент «Весенних голосов» можно услышать у легендарной группы Queen. В альбоме «A day at the Races».


  • Банковское образование сыграло собственную роль в организации концертов композитора. Чтобы не упускать выгодные предложения, гений композиции собрал несколько оркестровых коллективов и разучил с ними самые популярные произведения. Затем оркестры исполняли произведения в одно, и тоже время, в разных местах, и в итоге прибыль лишь приумножалась. Сам композитор успевал дирижировать лишь одно произведение, после чего уезжал на вечер в другом доме.
  • Вальс «Жизнь артиста» является своеобразной автобиографией композитора, в нем раскрывается упоение жизнью.
  • В Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполняли оркестранты в количестве двух тысяч человек.
  • В Европе вальс «Весенние голоса» является символом празднования Нового года .

Согласнократкой биографии Иоганна Штрауса, композитор родился в 1825 году в Вене в семье известного композитора. Иоганн Штраус – старший не поощрял музыкальных увлечений младшего сына (кроме Иоганна – младшего, в семье было еще трое сыновей). Он хотел видеть его банкиром. Но, в тайне от отца, будущий композитор учился в музыкальной школе по классу скрипки, а по окончании обучения получил блестящие рекомендации от преподавателей.

Начало профессиональной деятельности

В 1844 году Иоганн закончил образование и попытался получить лицензию на право дирижировать оркестром. Мать молодого человека, боясь того, что отец, Иоганн -старший, будет всячески препятствовать выдаче лицензии, развелась с ним. После развода отец будущего композитора отказал своим детям от первого брака в наследстве и все имущество завещал семерым детям от любовницы (после развода – второй жены).

Конфликт с отцом продолжался, выражаясь в том, что Иоганн со своим маленьким оркестром не мог выступать на больших площадках. Но, несмотря на это, талант молодого человека был замечен, и его назначили главным дирижером военного оркестра.

В 1848 году, после революции, отношения с отцом еще более усложнились из-за того, что Иоганн – старший поддерживал монархию, а младший – революцию.

В 1849 году отец умер, исын простил ему все: он написал в его честь несколько произведений, издал за свой счет все его произведения. Музыканты отца присоединились к его оркестру и отправились на совместные гастроли по Европе. Иоганн-младший имел оглушительный успех.

Пик карьеры

С 1852 года, после того как молодой композитор примирился с императором Франц-Иосифом, Штраус стал официальным придворным композитором. В его работе ему часто помогали братья, с которыми он был в прекрасных отношениях.

С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, так как был приглашен на должность постоянного дирижера при Павловском вокзале, в г. Павловске.

60-70 года – пик творчества композитора. Он написал лучшие свои произведения – «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса», музыкальное содержание которых можно считать поистине патриотическим. В 70-ых годах он отказался от должности придворного композитора (передал полномочия брату) и отправился на гастроли по Франции, Великобритании и США. В это же время он начал писать оперетты. С 1874 по 1895 год он создаст свои лучшие произведения: «Летучая мышь», «Цыганский барон» и другие. В 1895 году композитор отмечал свое 70-летие с размахом. Поздравить его желали все ярчайшие представители европейской аристократии и богемы.

Смерть

Композитор умер в 1899 году (в 73 года) от пневмонии. Похоронен в Вене.

Личная жизнь

Долгое время Штраус был влюблен в Ольгу Смирнитскую. Но родители девушки ответили отказом на его сватовство. В 1862 году, после того, как Ольга вышла замуж, Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая была старше его на 7 лет и имела 7 внебрачных детей. Но, несмотря на ее скандальную репутацию, она стала верной женой, и брак, в целом, был удачен.

В 1878 году Халупецкая умерла и Штраус женился на немецкой певице Анжелике Дитрих, но быстро развёлся и сочетался браком с молодой немецкой вдовой Адели Дойч, ради которой поменял веру и гражданство.

Другие варианты биографии

  • Всего Штраус написал около 500 произведений. Причем, он писал не только вальсы и оперетты, но еще и музыку к балетам и совершенные оперы.
  • Дед Штрауса был евреем, принявшим католичество. В нацистской Германии попытались представить Штрауса истинно немецким композитором, скрыв его еврейские корни.

Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.

Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.

Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.

Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.

В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.

Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.

15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.

Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.

Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.

Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф , который к тому времени тоже стал дирижёром.

В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской. Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком. В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.

После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард ). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой. Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников» ). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь» . Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.

Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.

Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)

К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон» . Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки. Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.

Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.

Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса кочевала из одной венской квартиры в другую, и почти в каждой из них появлялся на свет ребенок - сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.

Тем временем жизнелюбивый отец стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось еще семь. Отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. Официально он числился в Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.

Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.

На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын". Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.

Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус еще выше вознесся и еще больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию... Стараясь не отставать от Йозефа, к тому времени ставшего в Вене известным композитором, Иоганн Штраус создает свои шедевры - вальсы "Голубой Дунай" и "Сказки Венского леса", в которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная из мелодий самых разных наций, ее населяющих. С братом же Иоганн выступает в России летом 1869 года, но дни того сочтены - крайнее переутомление приводит к неизлечимой болезни и в июле 1870 года сорокатрехлетний Йозеф умирает. Как и отец, он словно передал Иоганну венок своей собственной славы.

В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. На это его подвигла честолюбивая жена. И вправду, Штраусу надоело "пиликанье" вальсов и он отказался от должности "дирижера придворных балов". Эту должность займет третий его брат - Эдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса под названием "Индиго и сорок разбойников" публика приняла на ура. Третьей же опереттой композитора стала знаменитая "Летучая мышь". Поставленная весной 1874 года, она сразу же полюбилась венцам. Композитор одолел еще один Олимп. Теперь он был признан во всем музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот баловень судьбы был вечно недоволен собой и полон сомнений.

Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой "городской дворец", живет в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова на коне.

После оперетты "Ночи в Венеции" он пишет своего "Цыганского барона". Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Но Штраусу уже и этого было мало - душа его требовала другого музыкального простора, другой сцены - оперной. Он внимательно следил за музыкальными тенденциями своего времени, учился у классиков, дружил с такими маэстро, как Иоганн Брамс и Ференц Лист. Ему не давали покоя их лавры, и он решил одолеть еще один Олимп - оперный. От этой затеи его не без труда отговорил Брамс и, пожалуй, был прав. Но отсюда следует и другое - Иоганн Штраус как настоящий художник не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.

И все-таки для Штрауса это был крах некой мечты. После этого творчество композитора резко пошло по нисходящей. Его новая оперетта "Венская кровь" не понравилась публике и выдержала лишь несколько представлений. В октябре 1894 года Вена торжественно отмечала 50-летие дирижерской деятельности "короля вальсов". Сам же Штраус прекрасно понимал, что это всего лишь ностальгия по старым добрым временам, от которых в воздухе почти ничего не осталось. В дверь стучался суровый двадцатый век.

Последние годы жизни Штраус провел уединенно, прятался в своем особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" его уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление легких. 30 июня 1899 года Штраус умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у любителей классической музыки - знаменитый австрийский композитор, скрипач, дирижер, крупнейший мастер венской оперетты и венского вальса. На его счету около пятисот произведений в жанре танцевальной музыки (мазурки, польки, вальсы и прочие), которые автору удалось вознести на высокий художественный уровень.

В своих творениях Иоганн Штраус опирался на традиции родного отца, Ф. Шуберта, И. Ланнера, К. М. Вебера. За счет симфонизации композитор придал индивидуальную образность вальсу, популярность которого обусловили мелодическая красота и гибкость, романтическая одухотворенность, опора на городской австрийский фольклор и практика бытового музицирования.

Семья Иоганна Штрауса-младшего

Штраус-старший, отец Иоганна, в свое время перепробовал не одну профессию, чтобы найти себя в музыке.

Талантливый скрипач организовал собственный оркестр, увеселявший танцевальной музыкой богатых австрийцев, сам занимался сочинительством, много гастролировал со своим музыкальным коллективом и удостоился титула «король вальса». Ему аплодировали Брюссель, Лондон, Париж и Берлин; его вальсы оказывали магическое воздействие на публику.

Музыкальность семьи Штраусов

Почти десятилетие семья композитора меняла место жительства, переезжая из одной квартиры в другую, и стены каждой из них становились свидетелями рождения нового ребенка. Старший сын Иоганна Штрауса, тоже Иоганн, родился в Вене 25 октября 1825 года. Всего в семье было семеро сыновей - все они впоследствии стали музыкантами. И это логично, ведь в домашней атмосфере Штраусов всегда присутствовала музыка. Репетиции оркестра часто проходили в домашней обстановке, что давало ребятишкам возможность наблюдать, как рождаются настоящие нотные шедевры. Сведения о некоторых из них подтверждают, что Йозеф стал дирижером в оркестре Штраусов с 1853 года и автором популярных оркестровых пьес, Эдуард - скрипачом, дирижером и автором танцевальных сочинений, а в 1870 году - преемником Иоганна на посту дирижера придворных венских балов.

Детские годы Иоганна Штрауса

Старший сын пел в церковном хоре, а в своем отце видел кумира, которого рано или поздно хотел превзойти. В шестилетнем возрасте мальчик уже наигрывал собственные сочинения, что не отвечало интересам родителей, ведь ни один из них не желал музыкального будущего своим чадам.

Иоганн-младший учился в политехническом училище и втайне от отца осваивал музыкальную грамоту. Свои первые деньги будущий композитор Штраус, биография которого имеет множество взлетов и неоднократных падений, начал зарабатывать обучением игре на фортепиано, тут же расплачиваясь ими за уроки игры на скрипке. Родительские попытки привлечь юношу к банковскому делу оказались безуспешными.

Штраусы: старший и младший

Штраус-старший тем временем завел новую семью, в которой появилось еще семеро детей. Факт ухода отца позволил Иоганну открыться в своем увлечении, поэтому он стал брать уроки, уже не скрываясь. В 1844 году Иоганн был удостоен права дирижировать в венском магистрате и в 19-летнем возрасте создал собственный концертный ансамбль, исполнявший его произведения. На первом же выступлении, ставшем сенсационным для венской публики, младший Штраус, биография которого только брала свое начало на музыкальном олимпе, доказал, что его музыка может конкурировать с музыкой отца, которому на тот момент было 40 лет. Поступок сына привел Штрауса-старшего в ярость, и он, имеющий большое количество связей в высших кругах, постарался максимально усложнить жизнь своему чаду, что обусловило возникновение между родными людьми жестокой борьбы. Отец все так же играл на светских мероприятиях при дворе, сыну осталось реализовывать свой талант в кафе и казино (два небольших заведения в Вене). В это же время Штраус-старший начал бракоразводный процесс с первой женой, что обусловило несдержанность старшего сына и его публичные нападки на отца. Результатом судебного разбирательства стал выигрыш Штрауса-старшего в бракоразводном процессе: свою семью он оставил без наследства и каких-либо средств к существованию. На концертных подмостках Иоганн-старший также триумфовал, в то время как оркестр его сына влачил жалкое существование. Тем более Иоанном-младшим вплотную интересовалась полиция, имевшая о нем сведения как о человеке расточительном, легкомысленном и безнравственном.

Биография Штрауса: краткое содержание

Неожиданно для всех в 1849 году отец умер, чем открыл Штраусу-младшему дорогу в музыкальный мир Вены, к тому же знаменитый оркестр именитого композитора без слов избрал его своим дирижером, и свои контракты с ним возобновили почти все увеселительные заведения города. Карьера композитора резко стала подниматься вверх: при дворе молодого императора в 1852 году уже играл Штраус. Биография кратко описана во многих учебниках музыки.

В 1854 году к композитору с деловым предложением, подразумевавшим выплату немалой денежной суммы, явились представители железнодорожной компании России, пригласившие его на выступление в роскошный Павловский вокзал и парк, в котором размещались царские дворцы. Иоганн Штраус, краткая биография которого описана во многих учебниках по истории музыки, сразу согласился и покорил местную публику своими польками и вальсами. Его выступления посещали даже члены императорской семьи.

Личная жизнь композитора

Иоганн Штраус, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, пережил немало любовных романов в России, но свое семейное счастье нашел в Вене. В 1862 году он женился на Етти Трефц, женщине старше его на 7, лет имевшей от «короля вальса» на тот момент четырех сыновей и трех дочерей.

Эта женщина была не только его женой. Етти (бывшая оперная дива Генриетта Халлупецки) стала для композитора секретаршей, сиделкой, деловой советчицей и музой одновременно; при ней Штраус вознесся еще выше и поверил в свои силы. В 1863 году супруга вместе с мужем посетила Россию, в то время, как в Вене пожинал плоды популярности брат Йозеф, ставший также В 1870 году он умирает, а венец его славы, как и отца, перенимает Иоганн Штраус.

Биография кратко: время славы

Это были годы расцвета творчества композитора. В это время Иоганн Штраус, биография и творчество которого тесно переплетены между собой, создает свои знаменитые произведения «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», выразившие музыкальную душу Вены и сотканные из мелодий самых различных народов, ее населяющих. Оперетты композитор начал писать в 70-х годах XIX века под влиянием Ж. Оффенбаха. Однако, в отличие от французской оперетты с ярко насыщенным драматизмом, в произведениях Штрауса господствует стихия танца. Первая оперетта «Индиго и сорок разбойников» была воспринята австрийской публикой на ура.

Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Цыганский барон», «Летучая мышь». Музыку Штрауса высоко ценили П. И. Чайковский, И. Брамс, Н.А. Римский-Корсаков. Мировой успех за автором закрепили выступления в Великобритании, Франции и США; композитор управлял двадцатитысячным оркестром при поддержке ста дирижеров-ассистентов. Несмотря на всеобщее признание, Иоганн Штраус (биография и творчество кратко описаны во многих учебниках по музыке) всегда был полон сомнений и недоволен собой, хотя темп его работы можно назвать лихорадочным, очень напряженным.

Всемирное признание

Отказавшись от придворного дирижирования, Иоганн Штраус, краткая биография которого описывает ключевые моменты его творчества, продолжал гастролировать по разным странам, с успехом выступать в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Бостоне. Размер его доходов способствовал строительству собственного «городского дворца» и роскошной жизни. На некоторое время из привычного ритма жизни Иоганна Штрауса выбили смерть любимой жены и неудавшийся второй брак с актрисой Анжеликой Дитрих, которая была младше композитора на 25 лет. Женитьба в третий раз - на Адели Дойч, 26-летней молодой вдове, брак с которой оказался счастливым, вернула композитора в привычный для него образ жизни. Своей третьей супруге Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, посвятил вальс «Адель».

В 1885 году, накануне 60-летия композитора, состоялась громкая премьера оперетты «Цыганский барон», ставшая настоящим праздником для жителей Вены, а далее и для остальных жителей планеты. Штраус тем временем внимательно следил за музыкальными тенденциями в музыкальном мире, учился у классиков, поддерживал дружбу с такими маэстро, как и Иоганн Брамс.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает интерес молодого поколения, решил попробовать себя в опере; в 1892 году состоялась премьера написанной им оперы «Рыцарь Пасман», а предварительная версия балета «Золушка» была дописана в конце 1898 года. До ее премьеры композитор уже не дожил.

Последние годы жизни композитора

Успех Штрауса не всегда находился на вершине взлета: были и падения. Так, оперетта «Венская кровь» не имела такого успеха, как предыдущие произведения, и выдержала лишь малое количество представлений. Последние годы жизни Штраус, биография которого интересна многим его почитателям, провел в уединении, он прятался в собственном особняке и время от времени играл с друзьями в бильярд. По случаю 25-летнего юбилея оперетты «Летучая мышь» композитора уговорили дирижировать увертюрой. Это оказалось его последним выступлением, Иоганн Штраус простудился и заболел воспалением легких. Возможно, композитор предчувствовал свою смерть, в минуты сознания его супруга слышала, как он чуть слышно напевал: «Славно, друзья, должен прийти и конец». Эта песня была написана учителем Иоганна Йозефом Дрекслером. Умер Штраус на руках у Адели 3 июня 1899 года. Вена устроила ему, как и Штраусу-старшему когда-то, грандиозные похороны. Могила композитора расположена среди могил других гениев музыки: Брамса, Шуберта и Бетховена.