Как начать свое выступление. С чего начать публичное выступление

Лучше всего запоминается первая и последняя информация — закон края

По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорим о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас появится масса вариантов, как Вы сможете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией.

Однажды Дейл Карнеги спросил ректора одного из университетов, какой важнейший урок он как оратор вынес из своей многолетней практики. Подумав с минуту, ректор ответил: «Найти эффектное начало, чтобы сразу завладеть вниманием слушателей». Никто не будет спорить, что начало выступления – это очень сложный и вместе с тем ответственный этап речи, когда слушатель ловит каждое наше слово.

Еще в 19 веке Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Именно поэтому, какой бы теме ни было посвящено ваше выступление, его начало нельзя пускать на самотек. Учтите, от того, как Вы начнете говорить и насколько Вам удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления!

Цель вступления – настроить слушателей на восприятие информации и сразу привлечь их внимание. Поэтому первые слова должны быть просты, доступны, понятны и интересны, чтобы зацепить слушателей. Разумеется, вступительные слова должны быть не только острыми, складными, цепляющими внимание аудитории, но и, собственно, соответствовать предмету выступления.

Вступительная часть речи – это идеальный момент для оратора, чтобы:

1.Показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным.

2.Настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

а)вызвать интерес аудитории к себе, овладеть вниманием;

б)установить зрительный контакт с аудиторией;

3.Подготовить благоприятную психологическую атмосферу для восприятия речи:

а)пояснить намерение;

б)сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться, то есть, сообщить план выступления.

Стоит отметить еще один момент. Это проблема «доречевого» представления оратора. Как писал Дейл Карнеги «…еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают…» Поэтому будьте готовы в силу обстоятельств сказать несколько слов, напрямую к делу не относящихся, но необходимых слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Для этого можно использовать положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношении к теме и т.п.

Чтобы не теряться и не мучиться догадками, что же сказать в каждом конкретном случае, имейте в своей «копилке оратора» несколько таких вариантов, которые со стороны будут казаться изящными импровизациями.

Но главное во вступлении – привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи.

С чего начать выступление

Итак, начало… Каким оно может быть? Пусть Вас не смущает некоторая «академичность» изложенного ниже материала, просто возьмите на заметку при подготовке речи тот вариант вступления, который в вашем случает будет наиболее органичным и приемлемым.

1.Обычное начало

Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления напрямую связано с содержанием речи, представляет его. Этот вариант хорош для деловой речи в доброжелательно настроенной аудитории:

Сообщение причины

Сообщение причины, заставляющей оратора выйти на трибуну

Друзья! Подняться на эту трибуну меня заставило желание раскрыть принципы эффективной работы в нашей компании.

Сообщение цели выступления

Уважаемые партнеры! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения маркетинг-плана нашей компании.

Обоснование темы выступления

В последнее время все больше и больше людей приходят работать в нашу компанию, и это можно объяснить тем, что …

Постановка проблем

Этот тип начала речи хорошо в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Некоторые сотрудники не уделяют внимание своему личностному развитию, но именно собственной совершенствование, овладение новыми знаниями, умениями позволяют достигнуть больших успехов в нашей компании.

Указание на единомышленников и сторонников

Иногда оратору приходится выступать против сложившегося мнения, возражать руководителям высокого ранга и т.п. В этом случае он можете опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение компании, ее сотрудников. Дорогие друзья! Сегодня здесь я представляю около десяти тысяч жителей Республики Татарстан, которые являются сотрудниками нашей компании.

Исторический обзор

К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указанию на долгий путь принятия решения, подчеркивает его продуманность, весомость. Наша компания является одной из самых быстро развивающихся компаний в городе. Только за последний год в нашу компанию пришла работать тысяча человек, несколько десятков тысяч стали потребителями продукции нашей компании…

2.Продуманное начало

В этом случае на время забудьте о посторонних замечаниях о составе аудитории или погоде, каждое предложение должно быть выверено. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательные, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики, или что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории.

Притча, легенда, сказка

Тут следует помнить, что это должна быть не абы какая легенда, а именно связанная с темой вашей речи. То есть, ее мораль и смысл должны помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратором обязан сам обосновать эту связь, а не оставлять эту работу слушателям. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся людям.

Афоризм

Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно, если Вы выступаете перед критически настроенной аудитории. Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите: «Колеблется, но не тонем» — гордый девиз, который в наше время мог стать девизом все нашей планеты.

Один из лидеров network marketing начал свое выступление о необходимости работать со спонсором следующим образом: «Лучший спонсор достается дистрибьютору, который его достает».

Аналогия

В этом случае оратор использует аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Уважаемые друзья! Я хотел бы поздравить вас с началом года. Начало у нас хорошее. А пословица гласит: «Хорошее начало – полработы». Для того чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, у меня есть два предложения…

Когда К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе, то свое выступление он начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лапуне, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Сопереживание

Заключается в привлечении яркого интригующего эпизода, необычного факта, приковывающего внимание аудитории и заставляющего ее переживать вместе с вами; желательно, чтобы оно сочеталось и с эмоциональной манерой преподнесения текста.

Лекцию о законе всемирного тяготения обычно начинают так: «Великий английский физик Иссак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который формулируется следующим образом….» Хотя можно было бы начать торжественно и загадочно: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Этим ребенком и был Исаак Ньютон. Тот самый Ньютон, на голову которого в саду свалилось большое яблоко, что и привело его к мысли о законе всемирного тяготения. Я думаю, что если бы с двухметровой высоты яблоко упало на голову кого-нибудь из сидящих в зале, он смог бы додуматься и не до такого закона».

Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Свяжите тему выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей. Начните с замечания, которое напрямую затрагивает интересы аудитории. Ведь не секрет, что мы питаем живейший интерес к тому, что глубоко касается лично нас. Правда, используя этот прием, оратор должен хорошо знать, что именно волнует слушателей, и усилить интерес к затронутой проблеме. Пример из книги Дейла Карнеги: «Известно ли вам, какова расчетная продолжительность вашей жизни? Продолжительность жизни, как утверждает статистика службы страхования, составляет две трети разницы между вашим настоящим возрастом и восьмьюдесятью годами. К примеру, если вам 35, эта разница равна 45. Ожидаемая продолжительность вашей жизни составляет две третьих этого периода, то есть еще 30 лет. Достаточно ли этого? Нет! Все мы жаждем прожить дольше. Тем не менее, эти данные основываются на многомиллионной статистике. Тогда есть ли у нас шанс их опровергнуть? Есть, если принять необходимые меры предосторожности, и самым первым шагом на этом пути будет тщательное медицинское обследование…»

Юмористические замечания, анекдот

Касающиеся непосредственно темы выступления. Так, например, одни спикер начинает свою лекцию про цели следующим образом: «Попадает праведник в рай после смерти. Встречается с ангелом. Ангел ему говорит: «Вон, видишь дом на берегу моря – вот такой мог быть у тебя. А вон, видишь, поехал 600-й «Мерседес» — вот такой мог быть у тебя». – «А почему у меня этого не было?» — спросил праведник. – «Ну, ты ведь сам заладил: «Запорожец», «Запорожец».

Однажды в жаркий летний день (температура была +32) оратор начал свое выступление следующим образом: «Какая теплая атмосфера в нашем зале…» Естественно, все присутствующие засмеялись, и лекция началась успешно.

В холодном зале один оратор начал свое выступлений так: «Да, сегодня у нас очень прохладно. Что ж, значит, никто из вас не испортится». Такое начало вызвало улыбки на лицах и вступление с первых минут привлекло внимание всех слушателей.

Постановка проблемного вопроса

Задайте вопрос. Это побуждает публику думать и рассуждать вместе с оратором, одновременно привлекая внимание аудитории.

«Жизнь осыпает нас дарами – деньгами и почестями, но при одном условии, — говорил Эльберт Хаббард. – И это условие – инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это значит действовать правильно и без подсказок»

Один спикер свое выступление о лидерстве начал с заявления: «Кто хочет получить 100 долларов? Подойдите к сцене». Большинство сидели в замешательстве, некоторые нерешительно зашевелились, и только один человек направился к сцене». Он эти деньги и получил. Лучше иллюстрации к теме «Лидерство» придумать невозможно.

Апелляция к авторитетам

Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ссылка на высказывание великого человека всегда вызывает большой интерес. Например, так: «Как сказал Харви Маккей: «Мелочи не значат ничего – они решают все».

Рассказ, история из личной жизни, конкретный пример

Прекрасный образец начала вступления демонстрирует К.И.Чуковский в известной оксфордской речи. Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Выступление в Оксфордском университет писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой: как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжку на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну, и о том, что из этого вышло: английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это выступление позволило оратору постепенно завоевать доверие английской публики.

Наглядный материал

Простейший способ завладеть внимание – продемонстрировать аудитории какой-нибудь предмет. Как-то мой знакомый на одной конференции начал с того, что поднял вверх пятидолларовую купюру и спросил: «Что у меня в руках?» Это сразу привлекло внимание всех присутствующих в зале.

3.Неожиданное начало

Когда оратор, взволнованный каким-то событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство: «Я должен говорить, но я еще слушаю… Недавно я присутствовал на подведении итогов работы за год в одной компании. Я был потрясен, приятно потрясен той атмосферой, в которой это все происходило. В дополнение к этому был еще и торжественный бал. На следующий день я проводил тренинг. И начал с того, что открыто сказал о своих чувствах и эмоциях. Таким образом, я привлек к себе внимание и объединился с участниками тренинга.

Один оратор начал свое выступление перед публикой следующим образом: «Некоторые заявляют, что в network marketing есть следующие преимущества: отсутствие начальников, свободное время, свободных график работы и так далее. А я заявляю, что это большой минут и недостаток в нашем бизнесе. И вот почему…» Дальше он начать раскрывать свою тему выступления и все закончилось так, как необходимо – все осознавали действительные преимущества network marketing. Но главное, его слушали с самого начала. Он сумел с помощью неожиданного начала привлечь внимание слушателей и удерживал его до самого финала.

Разновидностью неожиданного вступления может быть начало вашей речи с интриги. Как-то на тренинге по ораторскому искусству, который я проводил в Крыму, один участник начал свое выступление следующим образом: «Доброе утро! Я очень рада снова встретиться с Вами здесь. Позапрошлый век. Холодный Петербург. В кабинете редактора «Современника» находится юноша. Он одет в старенькое пальто. У него до того привыкли зябнуть руки, что он не держит их нормально, а все время поджимает. И этот человек пришел к Панаеву, чтобы потом, впоследствии, стать великим поэтом-писателем, одним из корифеев русской литературы, которого назовут «певец горя народного». Этот человек сказал: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Вы, возможно уже догадались, что речь идет о Николае Алексеевиче Некрасове… Сегодня мы с вами побеседуем о том, как воля, труд и непреодолимое желание помогут нам с вами у себя сотворить дивное диво и помочь другим пробрести его…»

Какие ошибки совершают во вступлении

Хотите, чтобы аудитория разочаровалась в вас как в ораторе с первых же секунд выступления? Тогда смело начинайте свою речь с фраз типа «Я не оратор…», «Я не успел подготовиться…», «Мне нечего вам сказать…» и прочих «извинений». Впрочем, есть и другие варианты провальных вступлений:

— Я хочу начать свое выступление (Вы уже начали свое выступление, так что извольте говорить по существу);

— Если Вы позволите, то я начну говорить (Вы спрашиваете позволения? Тогда отчего же продолжаете речь, не дожидаясь реакции слушателей?)

— Мне хочется вам сказать (хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить)

— Вот здесь, как Вы слышали, многие говорили, что (сколько сорных слов, но все они говорят о неуверенности выступающего и действуют почти гипнотически по расхолаживанию зала…)

— Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну (худший вариант начала, так как большинство слушателей про себя скажут, что лучше бы не выходил).

Постарайтесь избегать этих ошибок, а нелишним будет накануне выступления продумать, какие еще специфические, касающиеся именно вашей темы ошибки возможны. Разумеется, для того, чтобы предотвратить их.

Резюме

Итак, лучше всего запоминается первая и последняя информация. По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорили о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас теперь появилось масса вариантов, как Вы можете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией. Эффектных Вам выступлений.

А если Вы желаете на практике «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья понравилась, то добавьте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P . S . Помните, спикерами не рождаються, ораторами становяться!

Часть 1

План эссе
  1. Подведите читателей к сути эссе. Хорошее первое предложение может завладеть вниманием читателя, но если вы не будете продолжать развивать мысль, он бросит чтение на середине. После первого предложения должна последовать еще одна или две фразы, которые логически свяжут первое предложение и основной текст. Обычно эти предложения служат продолжением первой фразы и расширяют контекст.

    • Например, если вы пишете об ожирении, можете продолжить так: "Ожирение среди детей - это серьезная проблема, которая затрагивает как богатые, так и бедные страны". Это предложение объяснит важность проблемы, описанной в первом предложении, и поместит ее в более широкий контекст.
    • В случае с сочинением о каникулах можно написать такое продолжение: "Я был в самой глубине джунглей Национального парка Тортугеро, и там я полностью растерялся". Это предложение объясняет читателю, откуда взялся первоначальный образ, и подводит его к сути эссе, намекая на то, из-за чего растерялся писатель.
  2. Расскажите читателю, о чем ваше сочинение. Чаще всего эссе - это не только описания. Они не могут существовать лишь для того, чтобы сообщить вам что-то простыми словами. Как правило, автор эссе преследует определенную цель. Сочинение может быть направлено на то, чтобы читатель изменил мнение о каком-то вопросе. Писатель может также стремиться убедить читателя сделать что-то по определенной причине или хотеть пролить свет на что-то, что обычно неправильно понимается. Также он может захотеть просто рассказать историю, которая заставила бы читателя думать. Каким бы ни было намерение писателя, во вступлении он должен объяснить читателю, в чем цель этого эссе. Благодаря этому читатель сможет понять, стоит ли ему читать весь текст или нет.

    • Если возвращаться к примеру с ожирением, вы можете подвести итог так: "Целью этого эссе является анализ современных тенденций в изменении степени ожирения среди детей по всему миру и выдвижение рекомендаций по борьбе с этой проблемой". Это просто и понятно объяснит, в чем ваша цель, и читатель будет точно знать, чего ему следует ожидать.
    • В сочинении о каникулах можно продолжить так: "Это рассказ о лете, проведенном на Коста-Рике. О лете, которому ничто не смогло помешать стать поворотным: ни укусы паука, ни гниющий подорожник, ни гиардии". Это даст читателю понять, что ему предстоит узнать о путешествии в другую страну, при этом раскрывая тайну о том, что случилось с писателем и о чем будет идти речь в основной части эссе.
  3. По желанию наметьте структуру эссе. Иногда на этапе вступления важно подумать о том, как именно вы планируете достичь своей цели. Может быть полезно разбить эссе на отдельные четкие части, потому что так читателю будет проще усвоить текст. Если вы студент или учащийся, вам этот навык тоже пригодится, потому что многие педагоги требуют этого. Однако перечислять все пункты сочинения в эссе не стоит. Бывает и так, особенно если эссе написано простым языком о чем-то несерьезном, что перечисление частей делает тест машинным. Это может отпугнуть читателя, потому что перед ним сразу окажется очень много информации.

    • В случае с эссе об ожирении можно продолжить так: "В этом эссе идет речь о трех проблемах, связанных со здоровьем: растущая доступность высококалорийной пищи, нехватка физических упражнений и набирающая обороты популярность неподвижных способов проведения досуга". Если ваше сочинение будет написано понятно и по делу, перечисление основных моментов будет не самой плохой идеей, поскольку это поможет читателю сразу понять, как основной текст эссе связан со вступлением.
    • В то же время, в сочинении о каникулах так делать не стоит . Поскольку мы уже решили, что это сочинение будет легким и ненавязчивым, было бы странно написать что-то вроде такого: "Исследовав городскую жизнь в столице Сан Хосе и сельскую жизнь в джунглях Тортугеро, я изменился как человек". Это не ужасное предложение, но оно плохо сочетается со всеми предложениями, предшествующими ему, потому что оно обладает жесткой структурой, которая здесь не нужна.
  4. Сформулируйте основное положение эссе, если в этом есть необходимость. Основное положение - это одно предложение, которое описывает ключевое утверждение в эссе как можно более точно и законченно. При написании некоторых эссе в качестве учебной работы или части стандартного экзамена наличие основного положения во введении обязательно . Даже если у вас нет таких требований, будет полезно четко сформулировать основной тезис работы. Обычно основное положение помещают ближе к концу первого абзаца, хотя тут нет жестких правил.

    • Поскольку в эссе об ожирении идет речь о важной теме, а вы будете писать простым неописательным языком, можно сформулировать основное положение так: "На основе анализа данных исследований в этом эссе будут даны рекомендации по возможным способам снижения уровня ожирения". Такой тезис в нескольких словах объяснит читателю, в чем задача эссе.
    • В сочинении о каникулах это не потребуется. Поскольку здесь важнее настроение, рассказ и описание чего-то личного, прямолинейная фраза вроде "В этом эссе подробно описаны мои каникулы в Коста-Рике" будет звучать натянуто и неуместно.
  5. Задайте подходящий тон своему сочинению. Во введении следует не только объяснить, о чем пойдет речь, но и рассказать, как именно вы будете говорить об этом. Ваш стиль письма - это еще один фактор, который может привлечь или оттолкнуть читателя. Если во вступлении язык будет простым, приятным и уместным для этой темы, ваши читатели прочитают все до конца гораздо охотнее, чем если текст будет путанным, будет перескакивать с темы на тему, а тон повествования будет неоднородным.

    • Обратите внимание на предложения, которые мы использовали в примерах выше. И у сочинения об ожирении, и у эссе о каникулах есть свой стиль, и оба текста написаны понятным языком, который подходит для этих тем. Эссе об ожирении касается серьезной темы и является аналитическим текстом, связанным с медицинской проблемой, поэтому предложения могут быть строгими и по делу. Сочинение же о каникулах - это увлекательный текст об удивительных приключениях, которые оказали существенное влияние на автора, поэтому предложения более легковесны, и в них много любопытных подробностей, которые отражают стремление автора к знакомству с новым.
  6. Сокращайте! Одно из самых важных правил, касающихся введений, заключается в том, что чем короче будет вводная часть, тем лучше. Если вы можете сообщить всю важную информацию в пяти предложениях вместо шести, так и поступайте. Если вы можете заменить сложное и непонятное слово на простое и распространенное, заменяйте (например, лучше исправить "инициировать" на "начать"). Если вы можете донести до читателя смысл фразы в 10 словах, а не в 12, так и поступите. Если у вас есть возможность сделать вступление короче, не потеряв в качестве и понятности текста, всегда выбирайте короткий вариант. Помните, что вступление подводит читателя к сути вашего эссе и не является самим эссе, поэтому не растягивайте введение.

    • Как уже было сказано выше, нужно стремиться к краткости, однако не стоит сокращать вступление так, чтобы оно становилось непонятным и нелогичным. Например, в сочинении об ожирении не сокращайте фразу "Ожирение среди детей - это серьезная проблема, которая затрагивает как богатые, так и бедные страны" до "Ожирение - это большая проблема". Второе предложение не отражает всей сути проблемы. Ваше эссе посвящено проблеме усиливающегося ожирения среди детей по всему миру, а не проблеме ожирения в целом.

    Часть 2

    Адаптация введения к стилю эссе
    1. Если в своем эссе вы приводите какие-то аргументы, суммируйте их во вступлении. Двух одинаковых сочинений не бывает (не считая случаев плагиата), однако существуют общие принципы, которые помогут вам сделать эссе максимально эффективным, какую бы цель вы ни преследовали бы. Например, если вы стремитесь в своем сочинении убедить читателя в чем-то, вам может быть полезно обобщить свои мысли в первом или в первых нескольких абзацах введения. Это поможет читателю понять, чем вы будете подкреплять свои мысли.

      • Например, если вы выступаете против введения нового налога на продажи, можно включить во вступление такую фразу: "Предлагаемый налог является регрессивным и ошибочным с финансовой точки зрения. Этот налог подвергнет малообеспеченные слои населения непосильной финансовой нагрузке и окажет негативное влияние на местную экономику. В этом сочинении будут приведены доказательства, которые смогут развеять все сомнения в неправильности такого шага". Это позволит читателю сразу увидеть, в чем суть эссе, а это поможет вам в обосновании своей точки зрения, начиная с самого первого абзаца.
    2. Если вы пишете художественное сочинение, старайтесь завладеть вниманием читателя. Художественные тексты наполнены эмоциями гораздо больше, чем все другие тексты. В таких сочинениях уместно начать с метафор. Если вы постараетесь написать что-то увлекательное или запоминающееся в первых нескольких фразах, вы сможете заинтересовать читателя в своей работе. Поскольку художественные тексты не предполагают такой жесткой структуры, как в аналитических эссе (то есть планирование структуры, формулировка цели), здесь у вас будет больше свободы самовыражения.

      Если вы пишете текст, связанный с искусством и развлечениями, свяжите некоторые детали с основной темой. Работа в этой сфере (написание обзоров фильмов, книг и так далее) имеет меньше ограничений правилами и требованиями, чем написание технических текстов, однако вступления к эссе даже в таких текстах могут получиться интереснее при использовании приема перекликающихся деталей. Можно сделать начало несерьезным, но при этом все равно описать основную тему эссе или указать на нее с помощью небольших, но важных деталей.

      • Например, если вы пишете обзор, анализируя фильм Пола Томаса Андерсона "Мастер", можете начать так: "В этом фильме есть один маленький эпизод, который сложно забыть. Когда Хоакин Феникс говорит со своей юношеской любовью в последний раз, внезапно сквозь экран, который отделяет героев, прорывается вода, обнимает девушку и целует ее. Это и красиво, и странно одновременно, но эта сцена очень хорошо отражает запутанную тему любви в фильме". Благодаря упоминанию такого небольшого, но эффектного момента, вам удастся дать читателю понять, о чем пойдет речь дальше, не совсем обычным образом.
    3. Если вы пишете техническое или научное эссе, не выходите за жесткие рамки. Не все тексты должны быть захватывающими. Остроумию и фантазии не место в мире серьезных аналитических, технических и научных текстов. Такие тексты служат практическим целям: они информируют читателя о серьезных и важных вопросах. Поскольку эти тексты преследуют лишь информативную цель (и иногда призваны убедить читателя в чем-то), в них не стоит использовать шутки, яркие образы или что-либо другое, что не связано напрямую с поставленной задачей.

      • К примеру, если вы пишете аналитическое эссе о плюсах и минусах способов защиты металла от коррозии, следует начинать так: "Коррозия - это электрохимический процесс, при котором металл разлагается под воздействием среды. Поскольку это представляет собой опасность для целостности металлических предметов и конструкций, были разработаны разные способы защиты металла от коррозии". Такое начало будет простым и по делу. Здесь нет места для сложного стиля или словесной мишуры.
      • Помните, что в эссе, написанных в таком стиле, часто основной части предшествуют резюме основных положений. Научитесь писать резюме.
    4. Если вы журналист, сначала напишите о самом важном. Журналистские эссе отличаются от других стилей: обычно в них делается акцент на фактах, а не мнении автора, поэтому вводные фразы в таких эссе будут скорее описательными (в них не будет аргументов или стремления убедить читателя в чем-то). В серьезной объективной журналистике от авторов требуется помещать самую важную информацию в первое предложение, чтобы читать мог узнать о сути статьи сразу же после чтения заголовка.

      • Например, если вы журналист, которому поручили написать репортаж о пожаре, вы можете начать его так: "Четыре жилых дома по улице Вишневой пострадали от сильного пожара, вызванного возгоранием проводки. Пятеро взрослых и один ребенок были доставлены в ближайшую больницу из-за травм, полученных при пожаре. Погибших нет". Если начать текст с самой важной информации, большинство читателей сразу же получат те сведения, которые им нужны.
      • В последующих абзацах можно добавить больше подробностей и контекста, чтобы читатели, которые готовы прочитать всю статью, могли получить более детальную информацию.
    5. Подумайте над идеями. Временами даже у лучших авторов заканчиваются мысли. Если вам сложно написать вступление, попробуйте записать все возможные идеи, которые у вас есть, в быстром темпе. Они необязательно будут хорошими, однако они могут натолкнуть вас на очень хорошую мысль.

      • Попробуйте писать все подряд. Это упражнение предполагает фиксацию совершенно любых мыслей и слов. Пишите предложения как поток сознания, чтобы расшевелить себя. Конечный результат может оказаться полной бессмыслицей, но если это упражнение даст вам хотя бы немного вдохновения, можете считать, что оно оказалось вам полезным.
    6. Корректируйте текст. Написать текст с первого раза практически невозможно. Хороший писатель знает, что нельзя сдавать текст, не перечитав его несколько раз. Проверка позволяет заметить орфографические и грамматические ошибки, исправить размытые фразы, опустить ненужную информацию и сделать многое другое. Это особенно важно сделать во вступлении, поскольку мелкие ошибки в начале текста могут негативно сказаться на вашей репутации, поэтому всегда тщательно проверяйте свои эссе.

      • Предположим, в вашем эссе в первом предложении есть небольшая грамматическая ошибка. Несмотря на то, что эта ошибка незначительна, тот факт, что она оказалась в таком важном месте, может натолкнуть читателя на мысль о том, что писатель халатно относится к своим обязанностям или просто не является профессионалом. Если вы получаете деньги за тексты (или оценки), не стоит идти на такой риск.
    7. Спросите мнения другого человека. Ни один писатель не пишет в вакууме. Если вы не чувствуете вдохновения, попробуйте поговорить с кем-нибудь, чье мнение вы уважаете, чтобы узнать, что этот человек думает в вводной части вашего сочинения. Поскольку этот человек не будет так заинтересован в вашей работе, как вы, он может дать вам полезный совет и указать на то, о чем вы забыли подумать, потому что были увлечены написанием введения.

      • Не бойтесь спрашивать мнения преподавателей, учителей и других людей, которые дали вам задание написать эссе. Обычно люди воспринимают такие просьбы как признак того, что вы серьезно относитесь к заданию. Кроме того, у этих людей уже будет сформировано представление о том, чего они ожидают от вашей работы, поэтому они смогут дать вам совет относительно содержания и формы, который будет соответствовать их ожиданиям.
    • Вы должны уметь писать на заданную тему и варьировать предложения и конструкции. Нет ничего хуже, чем пачка скучных листов текста. Важно вызвать интерес читателя. Если вы сами не разбираетесь в заданной теме, читатель тоже ничего не поймет, а это приведет к плохой оценке.
    • Выбирая тему курсовой или дипломной работы, попробуйте сузить или расширить тему либо изменить тему, которая кажется бесполезной.
    • Обращаясь за советом, будьте вежливы и уважительны. Лучше всего попросить совета у преподавателя, который задал вам написать эссе.
    • Отличники нередко обращаются за помощью к преподавателям.
    • Если вы плохо справитесь с работой, преподаватель может повысить оценку, если во время написания вы будете обращаться за помощью.
    • Редактируйте текст, иначе вам может потребоваться переписать все заново. Любое сочинение с любыми пунктуационными, орфографическими и грамматическими ошибками можно исправить.

Вам знакомо это чувство? Сидишь над девственно белым листом бумаги, пригорюнившись, ручкой щечку румяную подпираешь, и ничегошеньки в голове не рождается… А рождается желание все выкинуть и рвануть отсюда на свободу, в пампасы, так сказать.

Но такой роскоши мы себе позволить не можем, напротив, должны эту болезнь преодолеть. Давайте найдем от нее лекарство!

Общие соображения

Итак, вступление в вашем выпускном сочинении не должно быть больше, чем одна десятая часть всей работы. Это сложно, но возможно. Еще там обязательно должна быть подводка (как говорят телевизионщики) к собственно теме и вопрос, на который вы будете отвечать, потому что сочинение и есть развернутый аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Конечно, скажете вы, а если тема – и есть вопрос? Ну перефразируйте его, сделайте конкретнее или из одного несколько – роли не играет. Поверьте, Марь Иванне проще будет проверять, если она увидит вопрос и ответ на него. И апелляций не понадобится.

Какие бывают вступления?

Чтобы вам было проще, приведем несколько типов вступления, которыми можно воспользоваться. Темы взяты в Интернете, прошлогодние (итоговое сочинение 2015).

«Историческое» вступление

Это вступление уместно для тем, которые так или иначе отражают исторические события («Война и мир», «Тихий Дон», военные темы). Иногда такое вступление может быть в темах, посвященных произведениям, отражающим культурные и духовные изменения в обществе, связанные с историей. Например, в романе «Отцы и дети» спор порожден именно исторической обстановкой в русском обществе, а роман «Преступление и наказание» возник как размышление о серии преступлений, совершенных в Петербурге молодыми людьми сразу после отмены крепостного права в 60-х годах XIX века.

Пример такого вступления:

Тема: «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?»

В 60-х годах XIX века Россия стала местом, где не утихали идейные споры, сталкивались мнения, шла борьба между представителями разных сословий. На исторической сцене появлялись новые герои и новые идеи. Это было связано с отменой крепостного права, и у каждой стороны были свои яростные защитники и противники. К этому процессу чутко прислушивались русские писатели, особенно И.С. Тургенев, которому вообще было свойственно обостренное внимание к жизни современного ему общества. В своем великом романе «Отцы и дети» он изобразил двух героев, представителей разных поколений, и спор между ними, затрагивающий все самые актуальные вопросы того времени. Могли ли они прийти к согласию или остались врагами? Родилась ли в споре истина?

Суть «исторического» вступления – показать общие черты эпохи (первые три предложения). Затем «подводка» к писателю и его творчеству (четвертое и пятое предложения), « сужение» темы (6 предложение) и собственно перефразированная проблема-вопрос.

«Биографическое» вступление

Уместно практически к каждой теме, посвященной творчеству одного писателя.

Тема: « Что значит любить Родину? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)»

М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт, пришедший на смену А.С. Пушкину. Он родился в богатой дворянской семье и получил прекрасное образование. Однако его жизнь не была легкой и безоблачной: была и ссылка, и травля со стороны светского общества. Казалось бы, что может думать такой человек о Родине, ведь не так много она дала поэту? Может ли его интересовать эта тема вообще? Но нет, Лермонтов размышлял о России и был настоящим патриотом, любил Родину и открыто признавался в этом чувстве. Свою любовь он назвал «странной». Почему? И что значит быть патриотом, по мнению поэта?

Принцип построения такого вступления – тот же самый: общая характеристика писателя-поэта, «подводка» к теме, «сужение» и проблема (перефразированная, конечно).

Для тренировочки: сами найдите, где что!

«Лирическое» вступление

Самое необычное и самое трудоемкое. Самое трудоемкое, потому что истинно лирический текст создать сложно, особенно в экстремальных условиях экзамена. Задержится Муза где-нибудь – и все, пиши пропало. Но если вдохновение есть, то можно попробовать.

Приведу два типа: для лирики и для прозы.

Для лирики

Тема: «Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)»

Передо мной на столе любимый томик стихов. Это Лермонтов. Когда я его читаю, мне хочется думать, любить, гневаться, тосковать вместе с поэтом. Если мне плохо, я открываю этот том. Если мне хорошо, я листаю не раз читанные страницы. Думал ли сам писатель о том, какое впечатление окажут на читателей его стихи? Мечтал ли об этом? Надеялся на то, что его труд поможет изменить мир?

И опять тот же принцип: общее – «сужение» — подводка – проблема-вопрос.

Для прозы

Тема: « Свобода и ответственность в жизни человека » .

Как мы все хотим свободы! Мы ее ждем, вожделеем, наслаждаемся ею. Мы свободны! Мы можем делать, что хотим! Мы никому и ничему не обязаны! И пусть весь мир подождет! Но как часто в эйфории наслаждения этим состоянием мы совершаем поступки, которые могут причинить вред другим, обидеть, оскорбить кого-то! Над этими проблемами напряженно размышлял молодой Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» и ответил для себя и читателей, как свобода связана с ответственностью на примере судеб главных героев.

Последнее вступление интересно тем, что немного по-другому подана проблема.

Есть еще «универсальное» вступление, о нем я писала раньше. Оно суперпростое и суперпримитивное. Советую использовать в крайнем случае, ну, если уж совсем ступор. О таком вступлении писала ранее в статьях, посмотрите там, не вижу смысла повторяться.

Вступления для выпускного сочинения можно прописать и кинуть в папку «Шпаргалочки».

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


Вот сейчас сижу, и думаю – как сделать хорошее вступление именно к этой статье?

Я часто испытываю проблемы с этим самым вступлением. Иногда переписывать приходится по нескольку раз. Одно дело, если это информационная статья или небольшая зарисовка в блоге. Если текст продающий, каждое слово из первых предложений должно просто убивать наповал.

Вот сегодня поделюсь с вами советами, которые собрала как раз для тех, у кого не всегда получается хорошо начать текст.

Каким должно быть вступление?

Логичным продолжением заголовка . Заголовок кратко сообщает, о чем будет идти речь в статье. Вступление же должно немного шире раскрывать тему, пояснять, почему она важна, и для кого.

Увлекающим . Мы словно протягиваем читателю «соломинку» в виде заголовка. Он должен за нее уцепиться. Теперь пришло время тянуть его дальше, увлекать за собой вглубь текста.

Без воды . От всякого бла-бла-бла и очевидных вещей пользователь начнет зевать, даже не начав читать текст.

Аргументирующим . Расскажите, почему он должен прочитать ваш текст.

Информирующим . Намекните или скажите прямо, о чем будет идти речь в статье, таким образом немного расширив заголовок.

Шокирующим . Только в разумных пределах. Скажите в самом начале что-то такое, чего никто не ожидал. Например, какой-то интересный и необычный факт, относящийся к теме.

Нормальным по длине . Вообще если интересно – то неважно, длинное вступление или короткое. Главное, чтобы увлекало. Но стандартная длина вступления – 4-5 предложений.

Я не думаю, что рассказала вам сейчас что-то прям такое уж новое. Все это вы и так знаете. Но как сделать вступление таким, как надо, на практике?

Секретные приемы

Некоторые из этих приемов я применяю сама, другими поделились друзья и знакомые. Забирайте в копилку, чтобы было под рукой.

Опишите, что будет в статье . Вот так просто. По типу: «в этой статье я собрал десять причин, почему вам нужно завести хомячка». Дальше тему можно развить в еще одно предложение: почему именно хомячка, а не кролика.

Опишите явление, о котором будет идти речь . Этот прием ведет свои корни от сео-копирайтинга, когда первое предложение нужно было начать с ключа. «Клинкерный кирпич – это….» и дальше по тексту. Если это подходит к вашему тексту – самое простое и конкретное начало.

Начните с факта . «По данным Организации, которая собирает статистику о домашних животных, хомяков любят больше чем кроликов, на 54% процента. В данной статье объясняется, почему». Интересный факт привлечет внимание, и выглядит убедительно. Подсознательно читатель начинает думать, что и статья будет вся такая же – убедительная.

Чтобы раскачаться, начните со словосочетания «Слушайте сюда», «Итак» … Вообразите, что сидите на лавочке с друзьями, и они попросили вас рассказать о том, о чем вы сейчас собираетесь писать.

Есть и нецензурный вариант: пишешь «Так, б№;?%%;», и дальше по тексту излагаешь свои мысли. Только перед сдачей текста не забудьте убрать первое предложение:)

Кстати, побороть боязнь чистого листа и просто начать писать помогает фрирайтинг . Просто начните, пишите, излагайте свои мысли. А потом удалите первое предложение. Обычно именно в нем вода и всякие очевидности.

Попробуйте писать вступление после того, как написали весь текст . Начните писать саму суть, раскрывать тему. Вступление оставьте на закуску. Вам будет легче описать, о чем речь в статье, и в чем ее важность.

Опишите свое состояние . «Когда я писал эту статью, то сидел в Старбакс и вдыхал аромат свежего кофе, думая о том, как же сложно писать вступления».

Утрирую. Но главную мысль вы уловили. Кстати, наши западные коллеги по цеху часто пишут именно так.

Озвучьте проблему клиента или задайте вопрос об этой проблеме. Если вы знаете свою ЦА и ее боли – работает безотказно.

Зацепите эмоции спорным выражением . «Фриланс – это не всегда свобода выбора клиента». Если то, о чем вы написали, совпадает со мнением читателя – он пойдет читать, чтобы лишний раз убедиться в своей правоте. Если нет – он пойдет читать, потому что это своеобразный вызов.

Озвучьте личный опыт . «Когда я была маленькой, то любила много читать, и начала писать первые рассказы. Потом с меня вырос копирайтер». Люди любят читать личные истории – не лишайте их такого удовольствия.

Если мыслей нет совсем – погуглите и почитайте, как начинали свои статьи на вашу тему другие авторы. Возможно, чье-то решение вдохновит вас, или подскажет, как начать текст самому.

А как вы начинаете свои вступления к тексту? Поделитесь секретами в комментариях!

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (декабрьское) в помощь учителю-словеснику

Вступление к сочинению

1.В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

2. Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

Упоминает Н.П. Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

3. В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

Называет В.Н. Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

мемуарный приём,

монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,

монтаж фактуальной информации,

обращение к информационному запасу коммуниканта,

обзор аспекта деятельности героя,

обзорная характеристика предмета обсуждения,

призыв к совоспоминаниям

приглашение к диалогу,

призыв к сопредставлению,

призыв к сопереживанию,

противопоставление,

зачин-парадокс,

подведение к теме,

самохарактеристика,

сопряжение фактов по контрасту,

характеристика через впечатления современников,

исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:

заключение-вывод

заключение-следствие.

Вывод - это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:

«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие - это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так - иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный - последний - миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.