Аргументы к сочинению на егэ по русскому языку. Егэ русский язык. банк аргументов. философские проблемы

В данной подборке мы описали основные проблемы, встречающиеся в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, располагающиеся под заголовками с формулировкой проблемы, взяты из известных произведений и демонстрируют каждый проблемный аспект. Все эти примеры из литературы вы можете скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. В своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал бездуховный мир, погрязший в материальных ценностях и пустых развлечениях. Это мир фамусовского общества. Его представители выступают против просвещения, против книг и наук. Сам Фамусов говорит: «Забрать все книги бы, да сжечь». В этом душном болоте, отвернувшемся от культуры и истины, невозможно находиться просвещённому человеку, Чацкому, который болеет за судьбу России, за её будущее.
  2. М. Горький в своей пьесе «На дне » показал мир, лишённый духовности. В ночлежке царят ссоры, непонимание, споры. Герои, действительно, находятся на дне жизни. В их обыденности нет места культуре: их не интересуют книги, картины, театры и музеи. В ночлежке читает только молодая девушка Настя, и читает она любовные романы, которые в художественном плане сильно проигрывают. Актёр часто цитирует строки из знаменитых пьес, так как сам раньше выступал на сцене, и это сильнее подчёркивает пропасть между самим Актёром и настоящим искусством. Герои пьесы оторваны от культуры, поэтому их жизнь похожа на череду сменяющих друг друга серых дней.
  3. В пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» помещики представляют собой невежественных обывателей, помешанных на алчности и чревоугодии. Госпожа Простакова грубит мужу и слугам, хамит и притесняет всех, кто ниже ее по социальному положению. Эта знатная женщина чуждается культуры, зато пытается навязать ее сыну в такт модным веяниям. Однако у нее ничего не выходит, потому что своим примером она учит Митрофана быть глупым, ограниченным и невоспитанным человеком, которому ничего не стоит унизить людей. В финале герой открыто говорит матери, чтобы та оставила его в покое, отказывая ей в утешении.
  4. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя помещики, опора России, предстают перед читателями гнусными и порочными людьми без намека на духовность и просвещенность. Например, Манилов лишь делает вид, что он – культурный человек, однако книга на его столе покрылась пылью. Коробочка и вовсе не стесняется своего узкого кругозора, открыто демонстрируя несусветную глупость. Собакевич заостряет внимание только на материальных ценностях, духовные ему не важны. И тот же Чичиков не заботится о своем просвещении, его волнует лишь обогащение. Таким писатель изобразил мир высшего общества, мир людей, которым по праву сословия была предоставлена власть. В этом заключена трагедия произведения.

Влияние искусства на человека

  1. Одной из ярких книг, где значимое место занимает произведение искусства, является роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в своё творение, но и жизнь молодого натурщика, самого Дориана Грея. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан, тут же искажают изображение на портрете. В финале, когда герой отчётливо видит, каким стала его внутренняя сущность, он не может больше продолжать спокойно жить. В данном произведении искусство становится магической силой, которая раскрывает человеку его же внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
  2. В очерке «Выпрямило» Г.И. Успенский затрагивает тему влияния искусства на человека. Первая часть повествования в произведении связанна с Венерой Милосской, вторая — связана с Тяпушкиным, скромным сельским учителем, перипетиями его жизни и той радикальной переменой, которая произошла в нём после воспоминания о Венере. Центральный образ — образ Венеры Милосской, каменной загадки. Смысл этого образа — олицетворение духовной красоты человека. Это воплощение вечной ценности искусства, которое потрясает личность и выпрямляет ее. Воспоминание о ней позволяет герою найти силы остаться в деревне и сделать для невежественных людей очень многое.
  3. В произведении И. С. Тургенева «Фауст» героиня никогда не читала художественную литературу, хотя находилась уже в зрелом возрасте. Узнав об этом, ее друг решил прочитать ей вслух знаменитую пьесу Гёте о том, как средневековый врач искал смысл бытия. Под влиянием услышанного женщина очень изменилась. Она осознала, что жила неправильно, нашла любовь и отдалась чувствам, которых раньше не понимала. Вот так произведение искусства может пробудить личность ото сна.
  4. В романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» главный герой всю жизнь прозябал в невежестве, пока не встретил Вареньку Доброселову, которая начала развивать его, присылая книги. До этого Макар читал только низкопробные произведения без глубокого смысла, поэтому его личность не развивалась. Он мирился с ничтожной и пустой рутиной своего существования. Но литература Пушкина и Гоголя изменила его: он стал активно мыслящим человеком, который даже письма писать научился лучше под влиянием таких мастеров слова.

Истинное и ложное искусство

  1. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» в образах Шобба, Бобба и Тобба, законодателей модных литературных теорий модернизма, показал проблему фальшивой культуры. Эти люди заняты лишь пустыми разговорами, а не настоящим искусством. Каждый из них выступает со своей точкой зрения, считает себя уникальным, но, по существу, все их теории — это одно и то же пустословие. Неслучайно и имена данных героев схожи, как братья-близнецы.
  2. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал жизнь литературной Москвы 30-х годов. Главный редактор МАССОЛИТА Берлиоз является человеком-хамелеоном, он подстраивается под любые внешние условия, любую власть, строй. Его литературный дом работает по заказу властителей, там давно нет муз и нет искусства, настоящего и искреннего. Поэтому по-настоящему талантливый роман отвергается редакторами и не признаётся читателями. Власть сказала, что Бога нет, значит и литература говорит то же. Однако культура, которая штампуется по заказу, является лишь пропагандой, которая ничего общего с искусством не имеет.
  3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» художник променял истинное мастерство на признание толпы. Чартков нашел деньги, спрятанные в купленной картине, но они лишь раздули его честолюбие и алчность, и со временем его нужды только росли. Он начал работать только на заказ, стал модным живописцем, но об истинном искусстве пришлось забыть, в его душе уже не осталось места для вдохновения. Свое убожество он осознал лишь тогда, когда увидел произведение мастера своего дела, каким когда-то он мог бы стать. С тех пор он скупал и уничтожал подлинные шедевры, окончательно потеряв рассудок и способность творить. К сожалению, грань между истинным и ложным искусством очень тонкая, ее легко не заметить.
  4. Роль культуры в обществе

    1. Проблему отстранения от духовной культуры в послевоенные времена показал в своём романе «Три товарища» Э.М. Ремарк. Данной теме не отводится центральное место, но один эпизод раскрывают проблему общества, погрязшего в материальных заботах и забывшего о духовности. Так, когда Роберт и Патриция гуляют по улицам города, они забегают в картинную галерею. И автор устами Роберта рассказывает нам, что люди давным-давно перестали заходить сюда для того, чтобы насладиться искусством. Здесь те, кто прячется от дождя или зноя. Духовная культура отошла на второй план в мире, где царят голод, безработица, смерть. Люди в послевоенное время пытаются выжить, и в их мире культура потеряла цену, как и человеческая жизнь. Потеряв ценность духовных аспектов бытия, они озверели. В частности, от выходки бешеной толпы погибает друг главного героя, Ленц. В обществе без нравственных и культурных ориентиров нет места миру, поэтому в нем легко зарождается война.
    2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показал мир людей, отказавшихся от книг. Всех, кто пытается сохранить эти ценнейшие кладовые культуры человечества, жестоко наказывают. И в этом мире будущего, есть множество людей, которые смирились или даже поддерживают общую тенденцию уничтожения книг. Таким образом, они сами отстранились от культуры. Автор показывает своих героев пустыми, бессмысленными обывателями, зацикленными на телеэкране. Они разговаривают ни о чём, ничего не делают. Они просто существуют, даже не чувствуя и не думая. Именно поэтому роль искусства и культуры очень важна в современном мире. Без них он оскудеет и потеряет все то, чем мы так дорожим: индивидуальность, свобода, любовь и другие нематериальные ценности личности.

    Культура поведения

    1. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает мир невежественных дворян. Это и Простакова, и её брат Скотинин, и главный недоросль семьи Митрофан. Эти люди в каждом своём движении, слове показывают бескультурье. Лексика Простаковой и Скотинина груба. Митрофан — настоящий лентяй, привыкший, что за ним все бегают и выполняют любой его каприз. Люди, которые пытаются научить чему-то Митрофана, ни Простаковой, ни самому недорослю не нужны. Однако такой подход к жизни не приводит героев ни к чему хорошему: в лице Стародума к ним приходит возмездие, расставляющее все на свои места. Так что рано или поздно невежество все равно падет под своей же тяжестью.
    2. М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» показал высшую степень бескультурья, когда человека уже невозможно отличить от зверя. Раньше помещик жил на всём готовом благодаря крестьянам. Сам он не утруждал себя ни работой, ни просвещением. Но прошло время. Реформа. Крестьяне ушли. Тем самым внешний лоск дворянина был снят. Начинает проступать его истинная звериная сущность. Он обрастает волосами, начинает ходить на четвереньках, перестаёт разговаривать членораздельно. Так, без труда, культуры и просвещения человек превратился в звероподобное существо.

1. Проблема влияния на человека подлинного искусства

1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

2. Проблема нравственности

1.Проблема нравственности – одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».

3 Проблема отношения человека к родине, малой родине

1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

2 Тема родины – одна из главных в творчестве Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Вспоминаю строки «Антоновских яблок», проникнутые грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь.

3.Тема родины - одна из главных в русской литературе. К родной земле обращается безымянный автор «Слова о полку Игореве». Родина, Отчизна, ее судьба волнуют летописца. Автор не сторонний наблюдатель, он скорбит о ее судьбе, призывает князей к единству. Только о милой родине все мысли воинов, восклицающих: «О Русская земля! Уже ты за холмом!»

4.«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» - восклицает в одной из своих публицистических статей К.Паустовский. Он никогда не смог бы променять розовеющий закат на Ильинском омуте на прекрасные пейзажи Франции или улицы древнего Рима.

5. В одной из своих статей В. Песков приводит примеры нашего бездумного, непростительного отношения к родной земле. Мелиораторы оставляют ржавые трубы, дорожники – рваные раны на теле земли «Хотим ли мы видеть такой свою родину? – приглашает нас В.Песков к раздумью.

6. В своих письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев призывает сохранять памятники культуры, считая, что любовь к родине, родной культуре, языку начинается с малого _ «с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе». История, по мнению публициста – это «любовь, уважение, знание»

4. Проблема одиночества

1.Наверное, человеку свойственно быть иногда одиноким, непонятым. Хочется порой вскрикнуть вслед за лирическим героем В.В. Маяковского: Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук. Душа не хочет немая идти, А сказать кому?

2. Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

3. Страницы произведений русской литературы учат нас быть внимательными к родителям, старикам, не делать их одинокими, как Катерина Ивановна из рассказа Паустовского «Телеграмма». Настя опоздала на похороны, но, мне кажется, она будет наказана судьбой, потому что больше у нее никогда не будет возможности исправить свои ошибки.

4. Читаю строки М. Ю. Лермонтова: « Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…: Это строки из стихотворения «Одиночество», написанные в 1830 году. События жизни, характер поэта способствовали тому, что мотив одиночества стал одним из главных в творчестве гения русской поэзии.

5. Проблема отношения к родному языку, слову

1. Вспоминаю строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Одно из лирических отступлений говорит о бережном отношении автора к русскому слову, которое «так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало». Гоголь восхищается русским словом и признается в любви к его создателю – русскому народу.

2. Гимном слову звучат строки гениального стихотворения Ивана Бунина «Слово». Поэт призывает: Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

3. К. Паустовский в одной из своих статей рассказывает о волшебных свойствах и богатстве русского слова. Он считает что «русские слова сами по себе излучают поэзию». В них, по мнению писателя, скрыт многовековой опыт народа. Надо учиться у писателя бережному и вдумчивому отношению к родному слову.

4. «Россияне убивают русский язык» - так называется статья М. Молиной, которая с возмущением говорит о том, что в нашу речь проникают жаргонные слова, всякого рода «блатнячина». Порой к многомиллионной аудитории обращаются на языке, больше уместном в тюремной камере, чем в цивилизованном обществе. М.Молина считает, что первейшая задача нации - не дать погибнуть языку.

6. Проблема состояния современного телевидения, влияния телевидения на человека

1.Как жаль, что так мало показывают действительно стоящих программ, спектаклей, фильмов. Никогда не забуду впечатления от фильма «Чучело» по повести В. Железникова. Подростки часто бывают жестокими, а повесть, как и фильм, учит добру, справедливости, терпимости по отношению к другому, пусть и непохожему на тебя.

2. Хотелось бы, чтобы на телевидении показывали больше добрых, светлых фильмов. Сколько раз смотрю фильм «А зори здесь тихие», созданный по повести Бориса Васильева, а впечатление остается таким же сильным, как в первый раз. Старшина Федот Васков и пять юных девушек принимают неравный бой с шестнадцатью немцами. Особенно потряс меня эпизод смерти Жени:красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу и победила. Именно такие произведения учат нас быть патриотами, а не эгоистами, думать о важном, а не о том, сколько модных вещей у очередной эстрадной звезды.

7. Проблема экологии, влияния природы, ее красоты на внутренний мир человека, влияние природы на человека

1. Роман Чингиза Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть.Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии. Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках.

2. Читая повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», понимаешь, как неотделимы друг от друга природа и человек. Писатель предупреждает нас, как хрупки озера, реки, острова, леса – все, что мы зовем Родиной. Меч судьбы занесен над Матерой, прекрасным островом, обреченным на затопление. Дарья Пинигина, героиня повести, чувствует личную ответственность перед умершими предками за все, что происходит вокруг. Писатель говорит о неразрывности экологических и нравственных проблем. Если нет любви к земле, родившей тебя, если не ощущаешь кровную связь с природой, не видишь ее красоту, тогда плоды цивилизации становятся злом, а человек из царя природы становится, по мнению писателя, безумцем.

3. В одной из своих публицистических статей В.Солоухин говорит о том, что мы не замечаем чистоты воздуха, изумрудного цвета травы, воспринимая все как должное: «Трава она и есть трава, ее много». Но как страшно смотреть на обожженную антифризом землю, зияющую чернотой. Надо беречь такой привычный и хрупкий мир – планету Земля.

8. Проблема милосердия, гуманизма

1.Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Стоки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он не находился.

2.В одной из своих публицистических статей Д. Гранин рассуждает о том, что милосердие, к сожалению, уходит из нашей жизни. Мы разучились сострадать, сочувствовать. «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности», пишет публицист. Он уверен, что это чувство надо воспитывать в человеке с детства, потому что, если оно не употребляется, то «слабеет и атрофируется».

3.Вспомним рассказ Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь

9. Проблема отношения «отцов» и «детей» 1.Вечную проблему конфликта поколений рассматривает на страницах романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Базаров, представитель молодого поколения, стремится исправить общество, но пожертвовать при этом кое-какими «мелочами» -любовью, традициями предков, искусством. Павел Петрович Кирсанов не может увидеть положительных качеств своего соперника. В этом и есть конфликт поколений. Молодежь не прислушивается к мудрым советам старших, а «отцы», в силу возраста, не могут принять новое, часто прогрессивное. Каждому поколению, на мой взгляд, надо идти на компромисс, чтобы избежать противоречий.

2. Героиня повести В. Распутина «Последний срок» старуха Анна мучается не от того, что ей скоро умирать, а оттого, что фактически распалась семья. Что между ее детьми чувствуется отчуждение. .

11 Проблема жестокости современного мира, людей; проблема насилия

1. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «Кровь по совести», изобретенная Раскольниковым – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

2.Героиня рассказа В. П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, и девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.

3. Жестокость современного мира врывается в наши дома с экранов телевизоров. Ежеминутно льется кровь, корреспонденты смакуют подробности катастроф, словно стервятники, кружат над телами погибших, приучая наши сердца к равнодушию и агрессии.

12 Проблема истинных и ложных ценностей.

1.В маленьком рассказе А.П.Чехова «Скрипка Родшильда» ставятся важные вопросы нравственности. Яков Бронза, гробовщик, считает убытки, особенно если кто-то смертельно болел, но не умер. Даже со своей жене, которой он не сказал ни одного доброго слова, он снимает мерку, чтобы изготовить гроб. Только перед своей смертью герой понимает, что такое истинные убытки. Это отсутствие добрых отношений в семье, любви, милосердия и сострадания. Только это и есть истинные ценности, ради которых стоит жить.

2.Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

13 Проблема чести, совести.

Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

2. В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.

14 Проблема духовной ценности книги в воспитании и образовании человека

1.Книга была и остается важным фактором в воспитании и образовании человека. Она учит нас любви, чести, добру, милосердию. Всплывают в памяти строки стихотворения Пушкина «Пророк», в котором великий поэт определил миссию поэта, писателя, миссию искусства слова -«глаголом жечь сердца людей». Книги учат нас прекрасному, помогают жить по законам добра и совести.

2.Есть вечные книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Сроки рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» повествуют о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия.

15 Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

1.На страницах русской литературы найдется немало примеров, когда герои произведений стоят перед выбором между добром и злом, правдой и ложью. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти.

2.Зло, принесенное людям, по мнению великого писателя Ф.М.Достоеского, всегда оборачивается против самого человека, убивая часть души. Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

3. Герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» навсегда запомнил урок. Обманув бабушку. Самым страшным наказанием для его совести стал пряник» конем», который бабушка все же купила мальчику, несмотря на его проступок.

4. Известный ученый-литературовед Ю.М. Лотман в одной из своих публицистических статей, обращаясь к студентам, молодежи, утверждал, что у человека возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора. Важно, чтобы этот выбор был продиктован совестью.

16 Проблема фашизма, национализма

1.Проблему национализма поднимает в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Автор, повествуя о репрессиях по отношению к чеченцам, осуждает разделение людей по национальному признаку.

17 Проблема наркомании

Проблема наркомании – прежде всего проблема нравственности. Герой романа Чингиза Айтматова «Плаха» Гришан, главарь группы ребят, собирающих и распространяющих наркотики, не думает о том, что губит чьи-то жизни. Для него и ему подобных главное – нажива, деньги. Перед молодыми парнями встает выбор: с кем идти- с Гришаном или Авдием, который пытается их спасти. К сожалению, они выбирают зло. Рассказывая об этом, автор говорит об актуальности проблемы наркомании, о ее нравственных истоках. 18 Проблема увлечения компьютерами, компьютерная зависимость

1.Нельзя остановить цивилизацию, но никакой компьютер никогда не заменит ни живого общения, ни хорошей книги, заставляющей думать, а не просто скачивать готовую информации. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно перечитывать много раз. Его экранизация мне не понравилась, показалась грубой подделкой. О вечной любви, о древнем Ершалаиме, Иешуа и Понтии Пилате надо читать самому, вдумываясь в каждое слово. Только тогда можно понять то, что хотел нам сказать автор.

19 Проблема материнства

1.Мать пойдет на все ради своего ребенка. Героиня романа Максима Горького «Мать» стала революционеркой, открыла для себя новый мир, мир совершенно иных человеческих отношений, научилась читать для того, чтобы быть ближе к сыну, которому она во всем доверяла, правду которого разделяла безоговорочно.

2.В своей публицистической статье «Прости меня, мама…» писатель А.Алексин уверен, что нужно вовремя, при жизни матерей сказать им все доброе, сделать для них все возможное, потому что матери отдают детям последнее и никогда ничего не требуют.

20 Проблема влияния массовой культуры на человека

1.Так называемая массовая культура даже книги пытается сделать одноразовыми, удобными для прочтения. Полки книжных магазинов пестреют романами Устиновой, Дашковой и тому подобным. Однообразные сюжеты, похожие герои. Жаль, что нет спроса на стихи, на произведения духовного содержания. Не приносят они такого дохода, как книжки в мягких обложках. Беру томик Блока и поражаюсь его глубине, неповторимости. Разве оно не современно? Мы копируем Запад, вместо того чтобы идти своим путем. Блок же говорит об избранности России: Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью

(Аргументы составлены учителем МОБУ СОШ № 19 г. Кореневска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной)

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Приведем несколько тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

В чем заключается смысл жизни человека?

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Герой понимает, что счастье - не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле:
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь - все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

Проблема воспитания. Проблема обучения. Роль учителя в жизни человека

«Война и мир» Л.Н. Толстой
Болконские привыкли жить по заведённому порядку, на первое место князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.
Л.Е. Улицкая «Перловый суп»
Обратимся к прозе Л.Улицкой. Она во многом автобиографична. Сама писательница признавалась в своей глубокой любви к матери, рано ушедшей из жизни, признавалась в том, что она дала своей дочери много великих уроков, некоторые из которых вошли в ее произведения. Ярким подтверждением тому является рассказ «Перловый суп». Действительно, образ главной героини Марины Борисовны мы воспринимаем глазами ее дочери, уже взрослой женщины. Её воспоминания проникнуты светом добра, любви к той, которая когда-то научила уважать старость, отличать ложь от правды, откликаться на боль, горе других. Одним словом, воспитала в дочери умение ценить жизнь.
«Обломов» И.А. Гончаров
В главе «Сон Обломова» раскрываются проблемы воспитания, мы видим, как атмосфера лени, нежелания трудиться уродуют душу ребёнка.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин (наказ отца Петру Гринёву)
«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев (формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда)

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества
«Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»
М.В. Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.

Значимость труда в жизни человека.

А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Матрёна, главная героиня рассказа, не воспринимает принудительный труд как наказание, кару. Работа для неё – это вся её жизнь.
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Главный герой произведения – машинист Александр Васильевич Мальцев. Он гений в своем деле, потому что умел «чувствовать» и машину, и дорогу одновременно.
Лишь этому машинисту поручали самые сложные и ответственные выезды, лишь он мог выручить и нагнать упущенное другим машинистом время, лишь он мог проехать по самому опасному участку пути. Для него работа – это вся жизнь
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов и Андрей Штольц дружили с детства и сохранили тёплые отношения на всю жизнь. Но их воспитание сильно отличалось. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от любого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Штольц стал сильным, самостоятельным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич оказался неспособным ни к какому делу.

Проблема влияния личности на ход истории. Проблема ответственности человека перед обществом

.Н. Толстой «Война и мир».
Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нём человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Л.Н. Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые – преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.
Ярким примером такой личности является Петр Великий — человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно».

Проблема любви – нежности

М.Шолохов «Судьба человека»
Андрей Соколов, теряя жену и детей, находит в себе силы жить дальше и свою нерастраченную заботу,любовь и нежность дарит приемному сынишке- сироте Ванюшке. Эти теплые чувства согревали душу маленького мальчика, оставшегося без родных в тяжелые годы войны, и давали надежду на то, что в дальнейшем жизнь наладится.
Действительно, проявленное чувство нежности возвышает человека, который, вложив свою душу, вселил в окружающих веру в то, что они не одиноки и всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны.
Именно такое чувство испытывает Пьер Безухов к Наташе Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» . Для него она красива, мила, любима в любом облике, в любом настроении. Только познакомившись, он сразу выделяет Наташу из семьи Ростовых, проявляя к ней трепетные чувства. Потом это внимание перерастет в большую взаимную любовь с обеих сторон. А начиналось все с глубокой нежности
«Кроткий лик любви» мы видим и в чувствах Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» , каждая строка ее письма наполнена нежностью. Татьяна готова отдать своему возлюбленному всю себя, без остатка, не требуя взамен ничего. Для неё видеть Евгения – это уже огромное счастье.
Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская, героиня произведения, терпеливо выносит «вспышки беспричинной ненависти», грубость отца. Она с лаской относится к старому князю, несмотря на его грубость. Княжна даже не задумывается над тем, что отец может быть несправедлив к ней.

Проблема выбора профессии и преданности своему делу

Б. Васильев «Летят мои кони…»
Доктор Янсен выбрал раз и навсегда профессию доктора и служил людям до последнего вздоха.
«Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали!
А вот о необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах не говорилось никогда. О работе болтают бездельники: нормальные люди ее делают. Старательно, четко, аккуратно и скромно. Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая»
У Юрия Гагарина лежала душа к профессии лётчика, он был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Это позволило ему достичь высот в выбранной им профессии.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

«Он убил мою собаку» Ю. Яковлев
Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку. Мальчик потрясён жестокостью отца, который подозвал к себе доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он возненавидел отца, потерял веру в добро и справедливость.
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её
Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому.
«Кусака» Л. Андреев
Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.
В. Дёгтев. Рассказ «Разумные существа»
В произведении повествуется о несчастной судьбе дельфиненка Бабочки и жизни олигархов, которые решают перевезти бедное животное вместе с матерью в свой особняк. В результате мать Бабочки погибает… Безжалостные пьяные богатеи издеваются над малышом, тушат о его нежное тельце сигары, а потом решают «пустить» дельфиненка на шашлык… Как хорошо, что помимо таких извергов в мире существуют хорошие люди! Семья работающей поваром у олигархов женщины спасает Бабочку, доказывая нам, читателям: милосердное, разумное отношение к животным необходимо!
И. Курамшина « Эквивалент счастья»
Автор с восхищением описывает поступок семьи давно мечтавшего о собаке Димки, людей, которые решили приютить больного бездомного щенка. Так бережно к животным должен относиться каждый из нас!

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.

Воспитание доброты с детства

  1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
  2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева