Система образов в грозе схема. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. План разбора лирического стихотворения


История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.


Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.




Положение женщин в России в 1 половине 19 века. Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. собой свод правил семейного быта.


Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.


Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Говорящие фамилии Возраст героев Возраст героев «Хозяева жизни» «Хозяева жизни» «Жертвы» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Какое место занимает Катерина в этой системе образов?




Система действующих лиц пьесы «Жертвы» Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».




Особенности раскрытия характеров героев Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.


Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».


Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши монолог Кулигина, монолог Феклуши монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, Катерина Варвара, Катерина Варвара, Тихон Борис Тихон Борис


Домашнее задание Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Чем отличается от жителей города Кулигин? Чем отличается от жителей города Кулигин? Дикой и Кабаниха. Дикой и Кабаниха.

В том же 1859 году появилась «Гроза», прославленная пьеса Островского. Работа была напряженной и краткой по времени: начав в июне-июле, драматург закончил ее в октябре 1859 года.

«Гроза» - произведение, в какой-то мере загадочное. Во-первых, она оказалась исключительно жизнеспособной, репертуарной в разные эпохи истории русского театра. Во-вторых, она необычна в жанровом отношении. Это трагедия с элементами острого комизма, едва ли не фарса: рассказы Феклуши о заморских странах, где правят «салтаны» и обитают люди с песьими головами, бредни, которым с изумлением и страхом внимают обыватели, или действительно дикие выходки Дикого, богатого купца, в котором самодурное начало представлено в гротесковых формах ничем не обузданного произвола.

За время, которое прошло после триумфа комедий «Банкрот» и «Бедность не порок», многое изменилось в творческой манере драматурга, хотя как будто бы сохранились в неприкосновенности те же самые образы-типы, какие были и прежде. Однако все это то, да не так, можно сказать. Что самодуры (Дикой, Кабаниха), как две капли воды, похожи на прежних, - лишь внешнее впечатление. Пространство конфликта резко изменилось. Там («Банкрот», «Бедность не порок») действие ограничено узкими рамками семьи, здесь сфера приложения сил самодурной воли неизмеримо расширилось. Семья остается, но не только она. В авторской ремарке, характеризующей Савела Прокофьевича Дикого, значится определение не просто его социального («купец»), а еще и общественного положения: «значительное лицо в городе». В разговорах упоминается городничий, с ним Дикой на короткой ноге и даже не считает нужным скрывать от него свои проделки с не заплаченным или урезанным по своему произволу жалованьем рабочих.

Это новый поворот в художественном исследовании типа самодура, который, наконец, выходит из своих замоскворецких покоев и «куражится» не только над семейством, а над чужими ему людьми. Дикой не будет забыт: и спустя 10 лет появится в «Горячем сердце» (1869), превратившись в вечно пьяного Курослепова, а городничий выйдет в той же пьесе из-за кулис и станет уже не внесюжетным персонажем, как в «Грозе», а центральным героем, городничим Градобоевым – классический сатирически-комедийный персонаж Островского.

Еще одна особенность новой пьесы заключалась в том, что краски в освещении самодурства в «Грозе» оказались еще более сгущены. Дикой вполне отвечает своему имени – ничем не обузданная, дикая сила, чисто русская, есть вполне безобразная в своих проявлениях. Другой тип самодурных отношений – сдержанный, но тоже очень жестокий – Кабанова. В составе действующих лиц подчеркивается: «богатая купчиха»; ее побаивается сам Дикой. В этом образе дает себя знать замечательная особенность драматургической манеры Островского: он всегда оставляет простор для режиссерской и актерской импровизации, для поисков оригинальных решений в разработке того или иного характера. Так, в постановках «Грозы» уже в эпоху 90-х годов ХХ века в трактовке образа Марфы Игнатьевны Кабановой появились совершенно новые режиссерские и актерские подходы: вместо тяжеловесной, грубо вылепленной, суровой купчихи на сцене оказывалась в целом ряде столичных и провинциальных театров относительно молодая, изящная, «домашняя», милая женщина, но настоящий ад для своей невестки из-за безоглядной, слепой любви к своему сыну. Психологический парадокс, заложенный в образе, проявился в том, что материнская любовь оказывается способной разрушить не одну семью и превратить жизнь близких людей в непрекращающуюся пытку.

Существенные изменения претерпел и конфликт пьесы. Раньше носители положительного нравственного начала были противополагаемы героям отрицательным: благородный, любящий Ваня Бородкин – Вихореву («Не в свои сани не садись»), приказчик Митя – Гордею Карпычу Торцову и Коршунову. Но даже в таких случаях противоборство в конфликте исключалось: первые слишком унижены и забиты, чтобы протестовать, вторые – безгранично уверены в своей необузданной воле, в праве, не колеблясь, творить суд и расправу.

В «Грозе» группировка персонажей и их конфликтное взаимодействие резко изменились. Здесь происходит – впервые у Островского – нешуточное противостояние грубой силе, притом на уровне почти бессознательном, стихийном. Катерина – слабое, неразвитое существо – купеческая дочь и купеческая жена. Плоть от плоти этой среды. Поэтому «лучом света», как это сделал Добролюбов (статья «Луч света в темном царства») ее можно было бы назвать с большой натяжкой. Критик использовал образ Катерины, чтобы завуалированно высказать идею революционного преобразования общества: пьеса, как он пояснял читателям, «служит» отголоском стремлений, требующих лучшего устройства».

Между тем конфликт, заканчивающийся катастрофой, смертью героини, был не социальным, а скорее психологическим. В душе Катерины живут мучительное чувство вины и чувство страха за содеянное (супружеская измена). Эти мотивы усиливает еще одна черта героини: ее искренность, открытость, доброта. Она не умеет лгать и действовать по принципу: делай, что угодно, лишь бы все было, шито-крыто (правило жизни Варвары, сестры ее мужа). Весело идти по пути порока для Катерины невозможно: без любви, без участия для нее жить нельзя, и она так жить не будет. Дом Кабановых для нее, где даже муж не может ответить на ее чувство, хотя по-своему любит ее, - это живая могила, смерть легче, - и она идет на смерть в состоянии полубреда, полуяви: только природа может дать ей свой молчаливый отклик–сочувствие, и она обращается к ней (явление 2, 3, 4 пятого действия), люди же безжалостно истязают и мучают ее на каждом шагу.

В конфликте «Грозы» уже не доминировал фактор социальный, на чем настаивал Добролюбов и что было в прежних пьесах: приказчик Митя – и его хозяин, богатый купец Торцов, и такой же Коршунов; Ваня Бородкин – и дворянин Вихорев. Здесь, в «Грозе», лица, создающие острый конфликт, - ровня друг другу. Взывная сила протеста сосредоточена прежде всего в характере героини, каким его создал Островский.

Правда, выход у Катерины все-таки есть: можно было бы жить по примеру Варвары и Кудряша. Но ей с ними не по пути, она не может лгать, изворачиваться, да и Борису далеко до Кудряша, который признается, что дешево свою голову не продаст, и с простым конторщиком вынужден считаться его крутой хозяин, Дикой. Борис же в точности повторяет тех безропотных резонеров, которых зрители знали по прежним пьесам Островского.

Еще одна особенность, отличающая этот необычный характер героини, - чувство свободы, живущее в нем. Судя по всему, в семье, где прошло детство и молодость Катерины, при глубоко религиозном воспитании не было и следа деспотизма и самодурного уклада жизни, чем отмечены все персонажи Островского, выходцы из купеческой среды. Ощущение свободы, близость к природе, добрые человеческие отношения отличают героиню во всем, и она воспринимается окружающими, как чуждая этой жизни, необычная, «странная», по словам Варвары, женщина.

Таким образом, трагическое начало в пьесе обусловлено прежде всего счастливо найденным и тонко разработанным драматургом образом его героини. Ничего подобного по силе трагедийного звучания Островскому уже никогда не удастся создать, хотя он стремился к этому всеми силами души и приближался к успеху «Грозы» в разные периоды творчества: в «Бесприданнице» (1869) и в «Снегурочке» (1873).

39. героя в изображении Салтыкова-Щедрина («Господа Психология Головлевы»)

Головлевская хроника первоначально не мыслилась Щедриным как самостоятельное произведение, а входила в цикл «Благонамеренные речи». Выделение отдельных очерков о «ветхих людях» в самостоятельное произведение было обусловлено теми изменениями в общественной жизни страны, которые нагляднее всего проявились в сфере семейных отношений. К началу 70-х годов Щедрин утверждается в мысли о том, что «роман утратил свою прежнюю почву с тех пор, как семейственность и все, что принадлежит к ней, начинает изменять свой характер», что «разрабатывать по-прежнему помещичьи любовные дела сделалось немыслимым». Отказавшись от традиционного истолкования семейной темы, от романического сюжета, писатель тем не менее имел право рассматривать «Головлевых» как роман. Несмотря на то, что он составлен из отдельных рассказов, они представляют собой целое, обусловленное замыслом писателя и центральной фигурой Порфирия Головлева. Щедрин поставил перед собой сложную задачу: раскрыть внутренний механизм разложения семьи, обусловленный нравственной несостоятельностью как крепостнического, так и буржуазного идеалов. От главы к главе прослеживается трагический уход из семьи, а затем и из жизни Степки-балбеса, Анны, Павла, самой Арины Петровны.

В каждом из героев писатель отмечает черты характера, порожденные крепостничеством: безалаберность и неспособность к осмысленному труду в Степане Головлеве, крайнее равнодушие к людям и цинизм в Павле, жажду приобретательства и ханжеское благолепие в Арине Петровне, лицемерие и пустословие в Иудушке. Наиболее полно и последовательно процесс разрушения помещичьего клана представлен в образе Порфирия Головлева.

Портрет Иудушки Щедрин пишет, используя яркие краски психологической сатиры. Один из основных способов характеристики внутреннего мира героя – его речь. «Обманное слово», по образному выражению Н.Михайловского, становится ключом к раскрытию противоречия между созданными общественными мифами и реальностью. Словесные формулы, общепринятые понятия, которыми пользуется Иудушка в той или иной ситуации, оказываются ложью, бессодержательной фразой.,Пустословие. Иудушки («ах, Володя, Володя! Не добрый ты сын! Дурной! Видно, не молишься богу за папу, что он даже память у него отнял!»), вовсе не свидетельствует о его душевных переживаниях. Гораздо больше его волнует обрядовая сторона события, необходимость соблюсти приличия даже перед маменькой: «Ах, грех какой! Хорошо еще, что лампадки в образной зажжены». Самооправдание Иудушки строится как набор расхожих моральных формул, которые, соединяясь в образе-переживании героя, изобличают в нем бессознательного лжеца, впитавшего общественное. Оно оправдывает жестокость отца по отношению к сыну-самоубийце: «Жил хорошохонько да смирнехонько… чего ему не доставало? Денег, что ли? Коли мало денег – умей себя сдерживать. Не все сладенького, не все с сахарцом, часком и с кваском покушай!». Слово Иудушки имитирует благородные идеи, высокие душевные побуждения, но оно утрачивает настоящее содержание. Герой не переживает мучительный процесс рождения слова, чтобы выразить чувства, он берет готовое чужое.

После появления первых глав «Господ Головлевых» критика стала именовать Иудушку «русским Тартюфом».Автор романа дважды в отступлениях дает психологическую характеристику типу Порфирия Головлева (гл. «Семейные итоги», «Расчет»), так как для писателя разница между двумя типами лицемеров: сознательным (Тартюф) и бессознательным (Иудушка) была принципиальной. Бессознательное лицемерие, пустословие в сатире Щедрина приобретают характер особой формы социального и духовного обнищания господствующего класса. Поэтому столь важным в психологической характеристике героя оказывается «нетартюфский» финал Иудушки.

Путь Иудушки к прозрению в финале – путь совершенствования героем «запоя празднословия», когда из формы жизни он становится её целью. Последний всплеск его сопровождал удаление сына Евпраксеюшки из Головлева. «Агония» Иудушки, пишет Щедрин, началась с того, что «ресурс празднословия, которым он до сих пор так охотно злоупотреблял, стал видимо сокращаться».

Главы «Выморочный» и «Расчет» постепенно раскрывают трагедию Порфирия Головлева, обретающего наконец человеческий язык именно потому, что все, что он мог уничтожить, погибло, исчезли даже предметы его фантазий. Последнее, что произносит герой, обращаясь к Анниньке, воспринимается как прощание с жизнью: «Надо меня простить! - продолжал он, - за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?!.. где… все?» Пробудившееся на минуту сознание заставило Иудушку почувствовать себя человеком и понять, что никаких возможностей для «воскресения» у него нет. Толчком к «расчету» героя с жизнью становится евангельская притча об искуплении вины страданием, её нравственный эффект совпал с переживаемой Иудушкой душевной смутой и гибель героя стала неизбежностью.

Не следует видеть в сентиментально-христианском финале романа стремление Щедрина «простить» своего героя. Демократизм Щедрина был характерным явлением для 60-х годов, когда в социальной среде видели источник формирования человеческой личности. Лицемерие Иудушки имело корни в социальных условиях его жизни, а не только в дурных наклонностях его личности. В «оправдании» героя значительную роль сыграло представление Щедрина о функции нравственного суда. Проснувшаяся в финале совесть» героя характеризует не только состояние Головлева. Она становится символом пробуждения общественного сознания.

2.Система образов

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Начнем с "отца семейства" Федора Карамазова, главного представителя "карамазовщины" (сладострастники, стяжатели, юродивые), отчасти передавшего ее особенности, в разной степени и по-разному, своим сыновьям...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В "Преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна. Ф.М...

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы "Вишневый сад")

Мотив одиночества, непонимания, растерянности - ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: "Кто я, зачем я, неизвестно"...

Оппозиция "Дон Жуан - Сганарель" в "Дон Жуане" Мольера

Противоречивость образов Дон Жуана и Сганареля видна уже буквально с первой страницы комедии. Они всегда будто борятся, спорят, противоречат друг другу. В некоторых ситуациях, как я говорила ранее...

Потусторонний мир в произведениях Н.В. Гоголя. Его роль в выражении авторской позиции

Произведение Существо/ явление Описание внешности/ характеристика Способности Взаимодействие с главным героем Итог Портрет Портрет ростовщика Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось...

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

«Берег» - произведение сложное по своему построению, главы о современной действительности чередуются в нем с обширными ретроспекциями, изображающими последние дни войны, но весь этот, казалось бы...

Расстановка образов в драме Жана Ануя "Антигона" по сравнению с одноимённой трагедией Софокла

Существует ряд оснований, по которым можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла "Антигона". Уже в идентичности названий невольно проводится. Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл...

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"

Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной. "Их было трое, тех, кто официально...

Система образов в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы...

Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева "Пастух и пастушка" и "Людочка"

Образ молодого лейтенанта романтичен, он выделяется своей исключительностью, деталями характера (начитанность, чувствительность), отношением к женщине. Его возлюбленная...

Творчество К.С. Льюиса

Аслан, Великий Лев, Сын Императора-За-Морем, Властитель Леса, Царь Царей - это создатель мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Главную задачу писателя Чехов видел в создании ярких образов. Лишь в том случае, когда автор выбирает героев, поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. Духовная...

Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"

мильтон жанр поэма эпический Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению, Гнездится в душах много низших сил...

Пьеса была создана накануне отмены крепостного права. Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно. Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеальность» Катерины - не идеальность наивной души. Она уже приобрела опыт, принуждая себя жить с нелюбимым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.

Неожиданное желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности - все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям - «гроза». Гроза в пьесе - понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда. Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доброму, порядочному, но слабовольному человеку, - путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни свободное чувство обречено на смерть.

Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэтому она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его. Катерину сражает не удар молнии.

Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение, нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить: да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей. Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непрочная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини были расценены русским критиком Н. А. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.

ГРОТЕСК - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. «Сидят людей половины» из стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся».

главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, ...История создания драмы Островского «Гроза» Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего: таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана...Луч света в темном царстве в пьесах Островского Добролюбов отмечал, что в них звучит протест против самых основ существующего строя - деспотизма, лжи, угнетения человека. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». «Гроза», - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном...Система счисления Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков цифр. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционных системах вес цифры т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа не...

В соответствии с точкой зрения, базирующей-ся на статье Добролюбова, существовала традиция усматривать в системе образов «Грозы» разделение героев на два противостоящие друг другу лагеря. Защитники старого уклада, «темного царства», Дикой и Кабаниха при этом противопоставлялись героям, несущим в себе недовольство существующими порядками. К ним относились Варвара, дочь Кабановой, Кудряш, Борис, местный чудак Кулигин и даже Тихон, покорный и забитый сын Марфы Игнатьевны. Катери-на при таком подходе воспринималась как героиня, стоящая в том же ряду, но способная на более сильный, деятельный протест. Она признавалась, таким образом, главным борцом с «темным царством».

Современные исследователи отстаивают иную точку зрения, учитывающую своеобразие авторской позиции и общей концепции.

Действительно, целая группа персонажей может быть охаракте-ризована как «темное царство». Прежде всего, оно включает в себя таких его активных защитников, как Дикой и Кабаниха. В отличие от примитивного самодура Дикого, Кабанова — последовательный ревнитель старых устоев, с их незыблемыми правилами и тради-циями. Она неуклонно тверда в отстаивании традиций. Ей кажет-ся, что мир рушится из-за того, что правила эти перестали соблю-даться, что молодежь забыла обычаи и норовит все делать по-своему. В этом своем рвении Кабанова переходит всякие границы, становясь символом крайнего догматизма.

К этому же лагерю относится целый ряд эпизодических и внефабульных (т.е. непосредственно не связанных с действием) персона-жей, помогающих создать «фон», передать общее настроение жите-лей города, его атмосферу. Это покорные жители города, обыватели, мещане, о которых говорит Кулигин в начале первого действия. Всего один-два раза появляются на сцене Феклуша, Шапкин, Глаша, городские обыватели, беседующие на бульваре об упавшей с неба Литве, но без них трудно было бы представить, чем живет, чем «дышит» это «темное царство».

Конечно, по сравнению с ними тот, кто в чем-то отходит от ста-рых норм, выглядит человеком новых взглядов, новых принципов. Но мастерство Островского-драматурга помогает выявить то, что эта разница оказывается мнимой, она не затрагивает глубинных основ жизни «темного царства». По сути к «темному царству» при-надлежат и те, кто, на первый взгляд, восстает против него. Кули-гин, «прогрессист» и просветитель, не приемлет жестокости нравов города, но он хочет лишь смягчить противоречия между хищника-ми и их жертвами. Протест Варвары — это лишь желание вырвать-ся из-под деспотической власти матери, а не законов «темного цар-ства» — их она в целом принимает. Ее брат Тихон и вовсе забит, покорен, бессилен, он безропотно подчиняется матери. Кудряш, на-тура широкая, одаренная чуткой и доброй душой, но и он миру «от-цов» может противопоставить лишь свою удаль и озорство, а не нравственную силу. В избраннике Катерины Борисе есть душевная мягкость, деликатность, даже определенная городская культура и образованность, что заметно и в манерах, и в речи, и во всем его об-лике. Но это человек безвольный, находящийся в рабской зависи-мости от своего дяди, подчиненный его капризам и сознательно терпящий самодурство. Таким образом, все эти внешне оппозици-онные «темному царству» персонажи живут и мыслят в его преде-лах, а их протест не идет дальше желания приспособиться и суще-ствовать спокойно в рамках той же системы, в лучшем случае — чуть-чуть подреставрировав ее.

Резко отличается от всех других персонажей пьесы лишь Кате-рина. Это человек, чуждый нравам и всем устоям города, как бы человек из другого мира: недаром Островский подчеркивает, что она попадает сюда «извне». Между «ее миром» и «темным царством» изначально существует огромное различие. В «Грозе» сталкивают-ся, порождая мощный, как грозовой, разряд две противостоящие друг другу культуры — сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Близкий Островскому по взглядам на купеческое сословие славя-нофил К.С.Аксаков отмечал, что купечество и материально, и по образованию, и по привилегиям оторвалось от простого народа, из которого вышло. Но при этом аристократическая культура дворян осталась им чужда. Они несли в себе народную культуру, но если в простом народе она жила, то в купечестве — сохранялась в мерт-вом, как бы застывшем виде. Аксаков писал, что купеческий быт так же похож на быт народный, как замерзшая река на текущую (то есть сохраняя только форму).

Действительно, законы, по которым живет «темное царство» — рутина, они не насыщены внутренним содержанием. Недаром Ка-терине, воспитанной на истинно народных, «живых» традициях, жизнь в Калинове так тяжела. Выслушав рассказ Катерины о ее прежней жизни в родительском доме, Варвара недоумевает: «Так здесь же все то же». Катерина в ответ говорит, что здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха ходит в церковь, а живет не по- божески, домашних поедом ест. Вся ее религиозность — ханжеская, для проформы, видимости. То же касается и всего остального. Жена может не любить мужа, но ей надо вести себя так, как будто любит: кланяться в ноги, выслушивать наказы, выть, когда тот уезжает. Для Катерины грех состоит в самом факте любви к другому мужчи-не, ее не может устроить, как Варвару, мораль «темного царства»: «лишь бы все шито-крыто было». Чувствуя зарождение любви, она искренне просит мужа: «Тиша, голубчик, не уезжай!» Напротив, Кабаниху сам факт мало трогает: любить — не любить — это лич-ное дело, главное, чтоб выла, потому что так положено по прави-лам, нормам, пусть даже в них уже никто не верит. Материал с сайта

Получается, что Катерина, этот, по Добролюбову, борец с «тем-ным царством», по сути, борется за то, чтобы вдохнуть жизнь в это самое царство, дать содержание застывшей, закостеневшей жизни. Она борется за право личности чувствовать и переживать там, где по законам «темного царства» достаточно просто выполнять правила. Иными словами, Катерина борется за права личности, а Кабаниха — за права коллектива. Для Катерины главное — реализовать свою личную судьбу (вплоть до самоубийства), а для Кабанихи — вопло-тить себя как часть коллектива. Таким образом, можно сказать, что протест Катерины поднимается из самой глубины, исторического прошлого «темного царства», когда его мертвые законы были еще живыми, личными верованиями каждого члена коллектива. Полу-чается, что конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю исто-рию России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга.

При этом он отнюдь не хочет представлять Катерину как идейно-го борца с «темным царством». Она — воплощение того гармоничного и прекрасного древнего мира Руси, который исчезает в современной Островскому жизни, загоняющей в убогую форму поэзию древних верований. Катерина как будто «не от мира сего», — из той фанта-стической и прекрасной страны, где вовсе не странным кажется ее желание летать, где поют ангелы, цветут необыкновенные сады с запахом кипариса. Островский — человек глубоко религиозный — изображает Катерину так, что она предстает не только вполне ре-альным человеком (типическим характером), но и тем, что можно назвать душой в чистом виде, не отягощенной земными страстями и пороками. Любовь — земная, реальная — любовь к Борису вырывает ее из прежней жизни. Она хочет любить Бориса, но для этого ей надо быть земной женщиной, как Варвара, а Катерина к этому не приспо-соблена. Земная жизнь оказывается слишком тяжела для нее: Кате-рина уже не летает, а бросается с обрыва в Волгу и камнем падает вниз. Вот почему судьба ее поистине трагична, что позволяет гово-рить о жанровых особенностях трагедии, а не драмы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система образов молодого поколения в пьесе гроза
  • система образов в драме островского гроза
  • две группы персонажей в пьесе гроза
  • островский гроза разделение героев
  • литература островский гроза тема,образы героев и т.д