Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой. Литературный турнир по произведению И. Тургенева «Муму ТУР. "Мужские персонажи повести"

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

    Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

    Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

    Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

Вначале небольшая разминка. Блиц-опрос

Викторина

по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1. Чей портрет приведён ниже:

«...мужчина , сложенный богатырём... Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках...» (Герасим .)

2. Как звали девушку, которая нравилась главному герою произведения? (Татьяна .)

3. Почему Герасим назвал свою собачку Муму? (Он был глухонемым .)

4. Кто жил в такой комнате:

«...кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках...; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках....»? (Герасим .)

5. Почему барыня велела утопить собачку? (Собачка оскалилась на барыню, когда та попыталась погладить её .)

6. Был ли у Герасима прототип? (Был .)

7. Каких героев рассказа можно назвать героями положительными, а каких - отрицательными? (Положительные Герасим, отрицательные - барыня, Капитон, Гаврила .)

8. Каким недугом страдал Герасим? (Немотой .)

9. Кем работал Герасим у барыни? (Дворником .)

10. Что случилось с возлюбленной Герасима в середине рассказа? (Её .)

11. Что она сделала, чтобы избавиться от ухаживаний Герасима? (Притворилась пьяной .)

12. В какое время был написан рассказ? (Во время крепостного права .)

13. Как звали дворецкого барыни? (Гаврила .)

14. Какими словами можно охарактеризовать барыню? (Скучающая старость, капризная, властная .)

15. С какой целью, на ваш взгляд, был написан рассказ? (Чтобы , что при крепостном праве крестьяне не имели никаких прав, они были собственностью помещика, с ними могли поступить как угодно .)

Правила игры :

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы.

Итак, давайте начнем.

Вопросы

Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия ( дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны : ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы : желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все. Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из разряда людишек.

Словарик

Приживалк а-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка -женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник -слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор -кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша -женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий -управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение «Чудная картина» и вопросы наиз. «Весенний дождь»

Урок - викторина «Своя игра»

Цели:

· Образовательная - дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

· Развивающая - формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

· Воспитательная - развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

1.Оргмомент:

2.Работа по теме урока

Правила игры :

Итак, давайте начнем.

Вопросы

1.Биография Тургенева

Назовите годы жизни писателя.

Где прошло детство писателя?

(

2.Образ Герасима

3.Образ барыни

4.Цитаты из рассказа

Кого так описывает Тургенев?

5.Образ Татьяны

3.Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться…» «Муму» - первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

Детали портрета Татьяны

Детали портрета Капитона:

Словарик

Приживалк

Компаньонка

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник

Форейтор

Кастелянша

Дворецкий

4.Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение стихотворения «Чудная картина» и вопросы

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по литературе 5 класс И.С.Тургенев "Муму"»

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

    Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

    Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

    Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

    Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

Правила игры :

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы. Выигрывшая команда получает «5», проигравшая «4». Кроме того, вы подготовили сценки по рассказу «Муму». Участники сценок получат еще по одной оценке за игру.

Итак, давайте начнем.

Вопросы

1.Биография Тургенева

Назовите годы жизни писателя.

Где прошло детство писателя?

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Представителем какого сословия являлся Тургенев?

При каких условиях был написан рассказ «Муму», где находился писатель?

В 1852году вышел первый сборник рассказов И.С.Тургенева. Как он назывался?

2.Образ Герасима

Кто являлся прототипом Герасима?

Что входило в обязанности Герасима? Нравилась ли ему его работа? Тяжела она была для него или нет?

Герасим хотел просить барыню, чтобы жениться на Татьяне. Почему он этого не сделал?

Почему Герасим принимает решение самому избавиться от Муму? Как это его характеризует?

Сначала автор сравнивает Герасима с могучим деревом, потом с быком, затем со степенным гусаком, а в конце рассказа он «как лев, выступал сильно и бодро». Какие изменения в душе и в поступках героя хочет показать автор?

3.Образ барыни

Где жила барыня, героиня рассказа?

Кто являлся прототипом барыни?

Почему «в доме не очень-то любили, когда на барыню находил веселый час», когда она смеялась и шутила?

Почему спустя год после женитьбы Капитона на Татьяне барыня решила отправить их в дальнюю деревню?

Почему барыня велела избавиться от муму?

4.Цитаты из рассказа

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было».

Кого так описывает Тургенев?

Он «только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их. Даже усмехнулся и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны. «Ну да, я, мол, я. Чего глядишь?»

О ком говорится в этом отрывке?

«Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело». Какое событие так изменило Герасима?

«Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними». Из какой сцены взяты эти слова?

«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак». Почему автор включает пейзаж только в конце рассказа, когда Герасим приходит в родную деревню?

5.Образ Татьяны

Перечислите детали портрета Татьяны.

Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

«Татьяна почти весь тот день не выходила из прачечной. Сперва она всплакнула, потом утерла слезы и принялась по-прежнему за работу». Почему Татьяна не пошла к барыне просить не выдавать ее замуж за нелюбимого?

В чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?

Почему в сцене прощания с Герасимом Татьяна прослезилась? (Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась»…)

Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны : ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы:желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все.Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из разряда людишек.

Словарик

Приживалк а-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка -женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник -слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор -кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша -женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий -управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение «Чудная картина» и вопросы наиз. «Весенний дождь»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №3»

Сценарий
Литературной викторины
для учащихся 5 – 6 классов
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Старый Оскол
2014
Цели литературной викторины:
помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;
выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;
развивать творческие способности, воображение учащихся;
развивать речевую культуру учащихся.
Задачи викторины:
формирование сознательного отношения к изучению литературы,
развитие коммуникативных способностей учащихся,
формирование умения взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Участники викторины:
Требования к командам – участницам:
В состав команды должны входить учащиеся 5 – 6 классов, не более 10 человек;
Преподаватели выполняют роль организаторов, но не
участников команд;
Каждой команде необходимо подготовить представление своих участников (1 – 1,5 минуты);
Команду представляют учащиеся.
Условия игры: каждой команде необходимо:
Иметь название, атрибутику (эмблему) заданной тематики, девиз.
Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время – не более 1,5 минут.
Подготовить домашнее задание.
- Подготовить таблички с цифрами 1, 2, 3, 4 (формат А 4) для удобного и быстрого участия в блиц – опросе.
- Перечитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Оснащение: портрет писателя, фотографии, презентация к игре, выставка детских работ.

Ход викторины
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. В.П.Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести. Случай, описанный в рассказе, который вы прочли дома, как раз из таких.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
Этап «Представление команд»
Первый этап нашей игры позволит всем поближе познакомиться, представьте, пожалуйста, свои команды.
Команды представляют свои визитки (название команды, девипз)
Этап «Блиц - опрос»
Суть задания: За определенное время необходимо ответить на 14 вопросов, касающихся жизни, творчества Виктора Астафьева, героев его произведений.
1 вопрос:
Виктор Петрович Астафьев является
писателем
поэтом
баснописцем
летописцем
2 вопрос:
В каком веке жил и творил Виктор Петрович Астафьев
в 18
в 19
в 20
в 21
3 вопрос:
Как называлось село, в котором родился писатель
Овсянка
Гречка
Пшеничка
Зёрнышко
4 вопрос:
Определите жанр произведения Астафьева «Конь с розовой гривой»
сказка
былина
рассказ
роман
5 вопрос:
Назовите имя главного героя рассказа
Антон
Мишка
Витька
Петька
6 вопрос:
Как зовут бабушку героя?
Михайловна
Николаевна
Петровна
Васильевна
7 вопрос:
О чём мечтали все деревенские ребятишки в рассказе В.Астафьева?
о прянике конём
об игрушечном коне
о конфете
о настоящем коне
8 вопрос:
За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
за уборку в доме
за работу в огороде
за собранные ягоды
за помощь пастухам
9 вопрос:
Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу?
из-за съеденных ими ягод
просто так
потерялись в лесу
10 вопрос:
Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки?
не ходить домой
набрать туесок грибов
всё честно рассказать бабушке
наложить в туесок воды, а сверху засыпать ягодой
11 вопрос:
Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?
калач
булку
шаньгу
конфету
12 вопрос:
Что произошло с матерью героя?
она утонула
её сбила машина
лежала в больнице
она уехапа, бросив своих детей
13 вопрос:
Как назывался предмет, в который ребята собирали ягоды?
лукошко
туесок
ведёрко
кружечка
14 вопрос:
Как звали тётку, которая после побега героя от бабушки накормила его?
Василиса
Петровна
Феня
Глафира
Этап «Диалектные слова»
На этом этапе надо представить результаты исследования 3 диалектных слов из рассказа «Конь с розовой гривой» и подобных диалектов в разговорном наречии своего края
Команды-участницы представляют домашнее задание – компьютерные презентации «Диалектные слова»
Этап «Социологический опрос»
Данный социологический опрос – это результат предварительной работы участников команд по вопросам:
Какие черты характера пыталась воспитать бабушка у своего внука?
Могут ли литературные произведения преподать нам урок нравственности?
За что можно наказывать ребёнка?
Этап «Объяснялки»
Необходимо объяснить предложенное устойчивое выражение и сопоставить его значение с каким – либо эпизодом рассказа:
На уду попался
Тайное становится явным
Друзья познаются в беде
Ни кнутом, а пряником
Выводить на чистую воду
Без зазрения совести
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится

Итог игры. Рефлексия
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. Сегодня у нас была возможность прожить еще один день с героями рассказа «Конь с розовой гривой»
Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей игры.

Критерии оценки
Рекомендации:
1-й конкурс – «Визитка» (домашнее задание). Обязательно должно прозвучать название и девиз. Оценивается соответствие заявленной тематике игры, оригинальность. Остальное на усмотрение жюри.
2-й конкурс – «Блиц - опрос». Один балл за за каждый верный ответ
3-й конкурс – «Диалектные слова» (компьютерная презентация). Оценивается соответствие тематике и качество выступления (выразительность, умение ориентироваться в материале презентации и др.). Возможно получить по одному баллу за каждое найденное в произведении слово
4-й конкурс – «Социологический опрос». Пять баллов за самое оригинальное интервью, анкету, опрос
5-й конкурс – «Объяснялки». По одному баллу за каждый полный ответ.
№ п/п
Названия команд
Задания
Итого

1
2
3
4
5

«Визитка»
«Блиц - опрос»
«Диалектные слова»
«Социологический опрос»
«Объяснялки»

Список литературы
Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 2001.
Астафьев В.П. Повести и рассказы. М.: Дет.лит., 2002.
Астафьев В.П. Пролётный гусь. Рассказы. Воспоминания. Иркутск, 2001.
Глобачев М. Дар, расцветший на холоде. Писатель Астафьев: в интерьере мирской суеты, но неизменно сам по себе / М. Глобачев //Новое время.-2001.-№ 49.- С. 40-41.
Кузнецова, М. С. " О времени, о жизни, о себе ".: над страницами книги В. П. Астафьева / М. С. Кузнецова //Уроки литературы. Приложение к журналу " Литература в школе " - 2004. - № 9. - C. 13 - 15.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2007.

Проблема матери и сына в повести И.С.Тургенева "Муму"

Литературный турнир по произведению И. Тургенева «Муму»

для учащихся 5-х классов

Оформление: Выставка произведений И. Тургенева (особое внимание уделено на выставке повести И. Тургенева "Муму"); карточки с цифрами от 0 до 6 (для каждого участника); карточки с заданиями; стенд, на котором помещаются карточки с заданиями; портрет И. Тургенева

Ведущий: Ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. Тургенева, 180-летний юбилей которого отмечается в этом году. И.С. Тургенев родился в 1818 году в городе Орле, в дворянской семье. Отец его Сергей Тургенев - офицер, участник Отечественной войны 1918 года и мать его Тургенева - Лутовинова были дворянами. Детство писателя прошло в имении матери в с. Спасское - Лутовиново Орловской губернии.Учился в Петербургском Университете на словесном отделении. Первые стихотворные опыты И. Тургенева относятся к середине 30-х годов 19 века.С 1838 -1840 годы И. Тургенев продолжает образование за границей в Берлинском университете.Расцвет творчества И. Тургенева относится к 50 - 60 годам 19 века. Самыми знаменитыми его произведениями являются романы "Дворянское гнездо", "Рудин", "Ведшие воды" и другие. Заметное место в творчестве И. Тургенева занимают и произведения для детей, такие как "Записки охотника", "Бежин луг", повесть "Муму" и многие другие.
Сегодня мы поговорим о повести "Муму". Эта повесть по своей идейной направленности очень близка к "Запискам охотника". В ней не только еще раз писатель высказывает свое отрицательное отношение к крепостному праву, но и выражает веру в несокрушимое духовное величие человека из народа. Рассмотрим содержание этого произведения более подробно.

1 ТУР "Даты"

Перед вами следующие даты:

1) 1818г 2) 1852г 3) 1860г. 4) 1850г. 5) 1813г. 6) 1834г.

Вопросы:

1) Когда была написана повесть И. Тургенева "Муму"? (1852г.)

2) Когда родился И. Тургенев? (1818г.)

3) Назовите в каком году было написано первое произведение писателя? (1834г. Это поэма "Стене", написанная в модном в то время романтическом стиле.)

2 ТУР"Населенные пункты".

1) Петербург.

2) Москва.

4) Дальняя деревня.

5) Спасское - Лутовиново.

6) Ниж. - Новгород.

Вопросы:

1. Где происходит действие повести "Муму"? (г. Москва.)

2. Где служат сыновья барыни? (г. Петербург.)

3. Куда были отправлены барыни супруги Климовы? (Дальняя деревня)

ЗТУР "Женские персонажи повести".

1)Татьяна.

2) Варвара Петровна.

3) Устинья Федоровна.

4) Барыня.

5) Любовь Любимовка.

6) Дарья Тиховна.

О ком говорится в тексте?

1) " Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей... всем людям в доме тогда становилось неловко..." (Барыня)

2) " Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке". (Татьяна)

3) Как звали старую приживалку в доме барыни? (Любовь Любимовна)

4) Кто был прототипом барыни? (Варвара Петровна)

Ведущий: В образе барыни изображена Варвара Петровна Тургенева -Лутовинова, родная мать писателя. С нее списаны все черточки и повадки барыни. Варвара Петровна, например, была недовольна, что ее сын, родовитый дворянин, посвятил себя литературе. Ему постоянно приходилось выслушивать упреки: "Какая тебе охота быть писателем? Дворянское ли это дело?" Конфликт между матерью и сыном назревал давно. В молодые годы И. Тургенев горячо и преданно любил свою мать. И он для нее был любимым сыном, о котором она писала в дневнике, когда он уезжал куда-нибудь: " Сыну моему Ивану. Иван - мое солнышко, я вижу его одного, и когда он уходит, я уже больше ничего не вижу". На письменном столе ее всегда стоял портрет любимого сына. Но настал день, когда нежно любящая мать подошла к письменному столу и швырнула на пол "свою драгоценность". Так пролежал портрет на полу несколько недель. После этого Варвара Петровна больше не хотела видеть сына никогда. Причина разрыва между ними - крепостное право. Разные подходы к этому вопросу и привели к разрыву между матерью и сыном. Не дав имени барыне в повести, И. Тургенев, как бы указывает на то, что этот персонаж невымышленный, а списан с натуры. Варвара Петровна (как и образ барыни) воплощает в себе, если не самые худшие черты помещичьего класса (помещики были и более зверского нрава), но самые его типичные, отталкивающие свойства. Прежде всего, взгляд на крепостного не как на человека. Это постоянное изо дня в день унижение человеческого достоинства терзало и мучило И. Тургенева в крепостном строе.

4 ТУР. "Мужские персонажи повести"

1. Капитон.

2. Степан.

3. Харитон.

4. Андрей немой.

5. Гаврила Андреевич.

6. Герасим.

О ком говориться в тексте?

1) "Горький пьяница, башмачник, почитавший себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, а также человеком образованным и столичным". (Капитон Климов)

2) " Дюжий парень, состоящий в должности лакея..." (Степан)

3) Главный дворецкий, человек которому судя по одним его желтым глазам и утиному носу, сама судьба, казалась определила быть начальствующим лицом". (Гаврила Андреевич)

4) Мужчина двенадцати вершков роста сложенный богатырем и глухонемому от рождения. (Герасим)

5) Кто был прототипом дворника Герасима? (Андрей Немой)

Ведущий (комментарий): Андрей Немой был крепостным Варвары Петровны. Он по описанию схож с Герасимом. Был очень трудолюбивым трезвым мужиком, работящим и необыкновенно исправным, и немым от рождения.

5тур "Жилища"

1)Каморка.

2) Комната во флигеле.

3) Избушка.

4) Чуланчик.

5) Серый дом с белыми колоннами.

6) Барские покои.

Вопросы:

1) Где жил главный дворецкий барыни Гаврила? (Комната находилась во флигеле и была почти вся заставлена кованными сундуками.)

2) Где жила барыня с прислугой? (В сером доме с белыми колоннами, антресолью, покосившемся балконом.)

3) Куда спрятали Капитона Климова от Герасима в целях безопасности? (Чуланчик)

4) Куда принесли Муму, когда барыня пожелала ее увидеть? (Барские покои)

5) Где обитал Герасим? (Каморка под кухней; он устроил ее по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурках; 100 пудов на нее можно было положить - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял крепкого свойства столик..."

6 тур "Подарки"

1) Целковый
2) Бумажный платок
3) Сарафан
4) Гривенник
5) Пряничный петушок
6) Кафтан

Вопросы:

1) Что подарила барыня Герасиму однажды за его дерзкий поступок? (Целковый)

2) Что получила в подарок горничная от барыни за вкусный чай? (Гривенник. Чай барыне показался особенно вкусным, за что горничная получила похвалу на словах и деньгами гривенник).

3) Что подарил Герасим Татьяне, когда она уезжала из Москвы с мужем Капитоном? (Красный бумажный платок)

4) Что преподнес Герасим Татьяне, когда выражал ей свою симпатию? {Пряничный петушок)

Ведущий: А сейчас подведем итоги нашего конкурса. Определим финалистов и и продолжим с ними игру.

Финальная игра.

Ведущий: Повесть И. Тургенева называется "Муму", а мы до сих пор ничего не говорили об этой собачке.

Вопросы:

1) Где Герасим впервые повстречался с собачонкой Муму:
а) На дороге;
б)в кустах;
в) в тине у самого берега.

2) Какого возраста была собачка, найденная Герасимом?

а) 1 месяц;
б) 3 недели;
в)полгода.

Ответ: "Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что-то бархатистое в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались неровно: один глаз был немного больше другого".
3) Какой породы была Муму?
а) Спаниель;
б) дворняжка;
в} испанская порода.
Муму превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Ведущий: Давайте подведем окончательные итоги нашего соревнования.(Жюри выясняет сколько очков надрано.)
Ведущий; Далее следует финальный конкурс в котором принимают участие 2 человека. Им предлагается такое задание: дать характеристику Герасима, как человека (т.е. перечислить черты его характера). Варианты ответов:
преданный справедливый сильный
верный исполнительный заботливый
честный внимательный умеет постоять за
трезвый нелюдимый других в т. д. Ведущий: Вот и определился наш победитель, который доказал, что он много знает о повести И. Тургенева "Муму". А помните ли вы, чем закончилась эта повесть? (Зрители дают ответ.) А мог ли Герасим простить барыне ее утонченную жестокость? (Зрители дают ответ.) Этим поступком Герасима (уходом из барской усадьбы) Тургенев показал, возмущение крепостных против помещиков в целом, и против данной барыни, в частности.
Так и И.Тургенев, выступавший против крепостного права, представителем которого была его мать, ушел из семьи, обрек себя на одиночество, жизнь без близкого ему человека - матери, но не захотел покориться ее воле, ее силе, не мог смотреть на те ее издевательства, которые терпели крепостные от своих помещиков.
Задания: 1. Где Герасим впервые повстречался с собачонкой Муму?
а) На дороге;
б) в кустах;
в) в тине у самого берега.

2. Какого возраста была собачка, найденная Герасимом?
а) 1 месяц;
б) 3 недели;
в)полгода. 3. Какой породы была Муму?
а) Спаниель;
б) дворняжка;
в) испанская порода.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальный конкурс методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького, И. С. Тургенева

Номинация: внеурочное мероприятие

Методическая разработка учебного занятия по литературе в 5 классе

Место работы: МАОУ «СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и

литературы

Артемовский, 2018г.

Класс: 5 класс

Тема: Творчество И.С. Тургенева

Тема мероприятия: Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия : 1 урок (40 минут).

Пояснительная записка:

В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».

Цель: повторить, закрепить полученные на предыдущих уроках знания;

Задачи мероприятия:

1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы, рассуждать; умение выражать свои впечатления;

2) продолжить развитие речи учащихся;

З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;

4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;

5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;

6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова

И. С. Тургенева.

Планируемые результаты:

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.

Методы и средства обучения: коллективная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, игровые методы обучения.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.

Литература:

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М:Дрофа,2012г.

Ход урока

1.Мотивация

Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!

Ребята, о чем это стихотворение? Как оно относится к произведению И.С.Тургенева «Муму»?

(Учащиеся говорят о том, что в стихотворении говорится о душе человека и проводят параллельные линии с образом Герасима)

Сегодня у нас внеурочное мероприятие, посвященное двухсотлетнему юбилею Ивана Сергеевича Тургенева, которое предлагаю провести в форме литературной игры по рассказу «Муму». Надеюсь, наше мероприятие пройдет интересно и познавательно для каждого! Для этого давайте разделимся на три команды.

2.Актуализация знаний в виде блиц-опроса (для каждой команды по 2 вопроса)

Итак, мы начинаем с блиц-опроса.

Я знаю о Тургеневе… (учащиеся ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)

1. Тургенев родился:

А) в Москве в) в Спасском-Лутовинове

Б) в Орле г) в Ясной Поляне

2. Тургенев не владел языком:

А) немецким в) французским

Б) английским г) испанским

3. Тургенев закончил университет:

А) Московский

Б) Петербургский

В) Казанский

4. Тургенев написал:

Б) Записки охотника

В) Дет подземелья

5. Тургенев дал «аннибалову клятву»:

А) в Петербурге

Б) в Москве

В) в Берлине

6.Годы жизни Тургенева:

Ребята отвечают, начиная со слов «я знаю о Тургеневе…»

3.Обобщение и систематизация знаний

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Давайте вспомним героев прочитанного произведения.

Задание №1 «Герой, я тебя знаю»

Конкурс «Чьи это вещи?» (1 балл)

Замок, похожий на калач

Кляча- водовозка

Богатырская кровать

Стул на трёх ножках

Дюжий (крепкий) сундук

Конкурс «По одежке встречают» (1 балл)

Кто так одевался?

1.Истасканный, оборванный сюртук; заплатанные панталоны;

дырявые сапоги; шапка с козырьком.

2.На лето – кафтан, на зиму --- тулуп; армяк;

красная крестьянская рубашка; ждал нового кафтана.

3.Одевалась плохо (бедно); Получила в подарок красный бумажный платок.

О каком герое говорится в анкете? (2 балла)

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ ».

1.Белокурая.

2.Двадцати восьми лет.

3.Маленькая.

4.Прачка. (искусная и учёная прачка)

5.Работает за двоих.

6.Когда-то слыла красавицей.

7.Нрава смирного, запуганного.

8.С родинкой на левой щеке.

9.Безответная душа.

10.Имела кроткое (покорное) выражение лица.

13.Из родни у неё был только дядя - старый ключник.

14.Ласки никакой не видала.

15. Трепетала при одном имени барыни.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

1.Двенадцать вершков роста.

2.Дворник.

з. Сложен богатырём.

4.Был исправным тягловым мужиком.

5.Работал за четверых.

б. Усердно исполнял свои обязанности.

7.Нрава был строгого, серьёзного, любил во всём порядок.

8.Жил сначала в деревне

9 . «Смахивал на гусака».

10. Громадная фигура.

11.Одно из прозвищ «леший»

12.Рука – « Минина и Пожарского рука.»

1З. Бьёт - не слышит.

14.Бочку перевёртывал, как детский барабан.

15.Если обещает-сделает непременно.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ».

1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей.

2.Во всём следовала древним обычаям.

4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы.

5.Дом у неё был с антресолями.

6.Причудливая старуха.

7 .Всегда гадала по утрам.

8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением духа

Задание №2 Короткий вопрос-короткий ответ (за правильный ответ 1 балл)

Какая птица водилась на дворе у барыни? /гуси/

От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима? /от 100 пудов/

Что такое антресоль? /верхний этаж с низкими потолками/

Кто такой тягловый мужик? /крепостной крестьянин/

Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

Что такое «околоток»? /окрестность, окружающая местность/

Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? /калач/

Где хранил Герасим ключ от замка каморки? /носил с собой на пояске/

Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена? /во флигеле; коваными сундуками/

В какой должности состояла Татьяна? /в должности прачки/

Кто такой шорник? /мастер по изготовлению седла, уздечки…/

Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? /предвещанием несчастливой жизни/

Какая должность была у Капитона? /башмачник/

Как звали жену дворецкого Гаврилы? /Устиния Федоровна/

На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок? /на случай бессонницы/

Прозвище старого буфетчика? /дядя Хвост/

Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)? /в чуланчик с водоочистительной машиной/

С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне? /с гусями под мышкой/

Какого цвета был найденный Герасимом щенок? /белый с черными пятнами/

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Задание №3 Исследователи текста (каждой команде выдается по карточке, на выполнение работы 10 минут)

Карточки для групповой работы.

Карточка № 1 Каким показан Герасим в экспозиции?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из экспозиции.

Экспозиция

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём

Карточка № 2

Герасим в доме у барыни. Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

Карточка № 3 Каким мы видим Герасимав эпилоге?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога.

Эпилог

здоров и могуч по-прежнему

работает за четверых по-прежнему

важен и степенен

богатырская сила

Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота.

Учащиеся строят развернутые ответы, опираясь на текст произведения, которые могут быть оценены в 7 баллов.

4.Рефлексия . Оценочный этап.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства.

Подводят итоги, делятся впечатлениями.

Домашнее задание. Составление кластера или изображение понравившегося эпизода (на выбор)