Специфика литературных жанров. Как определить и что такое понятие жанра в литературе. Истоки появления жанровых разновидностей

Литературные жанры - группы произведений, собранных по формальному и содержательному признаку. Произведения литературы подразделяются на отдельные категории по форме повествования, по содержанию и по роду принадлежности к тому или иному стилю. Литературные жанры позволяют систематизировать все, что было написано со времен Аристотеля и его "Поэтики", сначала на "берестяных грамотах", выделанных шкурах, каменных стенах, затем на пергаментной бумаге и свитках.

Литературные жанры и их определения

Определение жанров по форме:

Роман - обширное повествование в прозе, отражающее события какого-либо отрезка времени, с подробным описанием жизни главных героев и всех других персонажей, в той или иной степени участвующих в означенных событиях.

Повесть - форма повествования, не имеющая определенного объема. В произведении обычно описываются эпизоды из реальной жизни, а персонажи преподносятся читателю как неотъемлемая часть происходящих событий.

Рассказ (новелла) - широко распространенный жанр малой прозы, носит определение "новеллистика". Поскольку формат рассказа ограничен по объему, писателю обычно удается развернуть повествование в рамках одного события с участием двух-трех персонажей. Исключением из этого правила был великий русский писатель Антон Павлович Чехов, который мог на нескольких страницах описать события целой эпохи со множеством персонажей.

Очерк - литературная квинтэссенция, сочетающая в себе художественный стиль повествования и элементы публицистики. Всегда излагается в сжатой форме с высоким содержанием конкретики. Тематика очерка, как правило, связана с общественно-социальными проблемами и носит отвлеченный характер, т.е. на затрагивает конкретных индивидуумов.

Пьеса - особый литературный жанр, рассчитанный на широкую аудиторию. Пьесы пишутся для театральной сцены, телевизионных и радиоспектаклей. По своему структурному рисунку пьесы больше похожи на повесть, поскольку продолжительность театральных спектаклей как нельзя лучше соотносится с повестью среднего объема. Жанр пьесы отличается от других литературных жанров тем, что повествование ведется от лица каждого персонажа. В тексте обозначены диалоги и монологи.

Ода - лирический литературный жанр, во всех случаях позитивного или хвалебного содержания. Посвящается чему-либо или кому-либо, часто является словесным памятником героическим событиям или подвигам патриотически настроенных граждан.

Эпопея - повествование обширного характера, включающее в себя несколько этапов государственного развития, имеющих историческое значение. Главные признаки этого литературного жанра - глобальные события эпического характера. Эпопея может быть написана как в прозе, так и в стихах, пример тому поэмы Гомера "Одиссея" и "Илиада".

Эссе - небольшое сочинение в прозе, в котором автор излагает свои собственные мысли и взгляды в абсолютно свободной форме. Эссе - это в некоторой степени абстрактное произведение, не претендующее на полную достоверность. В отдельных случаях эссе пишутся с долей философичности, иногда произведение имеет научный оттенок. Но в любом случае этот литературный жанр заслуживает внимания.

Детективы и фантастика

Детективы - литературный жанр, основанный на извечном противостоянии полицейских и преступников, повести и рассказы этого жанра носят остросюжетный характер, практически в каждом детективном произведении происходят убийства, после чего опытные сыщики начинают расследование.

Фантастика - особый литературный жанр с вымышленными персонажами, событиями и непредсказуемым финалом. В большинстве случаев действие разворачивается или в космосе, или в подводных глубинах. Но при этом герои произведения оснащаются суперсовременными машинами и устройствами фантастической мощности и эффективности.

Можно ли совмещать жанры в литературе

Все перечисленные виды литературных жанров обладают уникальными признаками отличия. Однако зачастую происходит смешение нескольких жанров в одном произведении. Если это делается профессионально, рождается достаточно интересное, необычное творение. Таким образом, жанры литературного творчества содержат в себе значительный потенциал обновления литературы. Но этими возможностями следует пользоваться осторожно и вдумчиво, так как литература не терпит профанации.

Жанры литературных произведений по содержанию

Каждое литературное произведение классифицируется по принадлежности к определенному виду: драма, трагедия, комедия.


Какие бывают комедии

Комедии бывают разных видов и стилей:

  1. Фарс - легкая комедия, построенная на элементарных комических приемах. Встречается как в литературе, так и на театральной сцене. Фарс как особый комедийный стиль используется в цирковой клоунаде.
  2. Водевиль - пьеса комедийного жанра с множеством танцевальных номеров и песен. В США водевиль стал прототипом мюзикла, в России водевилем назывались небольшие комические оперы.
  3. Интермедия - небольшая комическая сценка, которую разыгрывали между действиями основного спектакля, представления или оперы.
  4. Пародия - комедийный прием, основанный на повторении узнаваемых признаков известных литературных персонажей, текстов или музыки в нарочито измененной форме.

Современные жанры в литературе

Виды литературных жанров:

  1. Эпические - басня, миф, баллада, былина, сказка.
  2. Лирические - стансы, элегия, эпиграмма, послание, поэма.

Современные литературные жанрыпериодически обновляются, за последние десятилетия появилось несколько новых направлений в литературе, такие как политический детектив, психология войны, а также литература в мягких обложках, которая включает в себя все литературные жанры.

Литературных жанров существует достаточно большое количество. Каждый из них отличается набором только ему присущих формальных и содержательных свойств. Ещё Аристотель, живший в IV веке до н.э. представил первую их систематизацию. Согласно ей, литературные жанры представляли собой конкретную систему, закрепившуюся раз и навсегда. Задачей же автора был лишь поиск соответствия между своим произведением и свойствами выбранного им жанра. И на протяжении последующих двух тысячелетий какие-либо перемены в созданной Аристотелем классификации воспринимались как отклонения от стандартов. И только в конце XVIII века литературная эволюция и связанное с ней разложение укоренившейся жанровой системы, а также влияние совершенно новых культурных и социальных обстоятельств свели на нет влияние нормативной поэтики и позволили литературной мысли развиваться, двигаться вперёд и расширяться. Сложившиеся условия послужили причиной тому, что одни жанры просто канули в Лету, другие оказались в центре литературного процесса, а какие-то начали появляться. Результаты этого процесса (наверняка, не окончательные) мы можем видеть сегодня – множество литературных жанров, различающихся по родам (эпические, лирические, драматические), по содержанию (комедия, трагедия, драма) и другим критериям. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают жанры по форме.

Литературные жанры по форме

По форме литературные жанры бывают следующими: эссе, эпос, эпопея, скетч, роман, рассказ (новелла), пьеса, повесть, очерк, опус, ода и видения. Далее — подробно о каждом из них.

Эссе

Эссе представляет собой прозаической сочинение, характеризующееся небольшим объёмом и свободной композицией. Оно признано отразить личные впечатления или соображения автора по какому-либо поводу, но не обязано давать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или полностью раскрывать тему. По стилю эссе свойственны ассоциативность, афористичность, образность и максимальная приближённость к читателю. Некоторые исследователи относят эссе к виду художественной литературы. В XVIII-XIX веках эссе как жанр доминировало во французской и английской журналистике. А в XX веке эссе было признано и активно использовалось крупнейшими мировыми философами, прозаиками и поэтами.

Эпос

Эпос является героическим повествованием о событиях прошлого, отражающим жизнь народа и представляющим эпическую реальность героев-богатырей. Обычно в эпосе рассказывается о каком-либо человеке, о событиях, в которых он принимал участие, о том, как он вёл себя и что чувствовал, а также говорится о его отношении к окружающему миру и явлениям в нём. Родоначальниками эпоса считаются древнегреческие народные поэмы-песни.

Эпопея

Эпопеей называют крупные произведения эпического характера и схожие с ними. Эпопея, как правило, выражается в двух формах: она может быть либо повествованием о знаменательных исторических событиях в прозе или стихах, либо продолжительной историей о чём-либо, в которую включены описания различных событий. Своим возникновением как литературного жанра эпопея обязана былевым песням, слагавшимся в честь подвигов различных героев. Стоит заметить, что выделяется и особый вид эпопеи – так называемая «нравоописательная эпопея», отличная своей прозаической направленностью и описанием комического состояния какого-либо национального социума.

Скетч

Скетч – это небольшая пьеса, главными героями которой являются два (иногда — три) персонажа. В наибольшей степени скетч распространён на эстраде в форме скетч-шоу, которые представляют собой несколько комедийных миниатюр («скетчей») продолжительностью до 10 минут каждая. Более всего скетч-шоу популярны на телевидении, особенно в США и Великобритании. Однако небольшое количество таких юмористических телепередач есть и в российском эфире («Наша Russia», «Даёшь молодёжь!» и другие).

Роман

Роман – это особый литературный жанр, отличающийся развёрнутым повествованием о жизни и становлении главных героев (или одного героя) в наиболее нестандартные и кризисные периоды их жизни. Многообразие романов настолько велико, что выделяют множество самостоятельных ответвлений это жанра. Романы бывают психологическими, нравственными, рыцарскими, китайскими классическими, французскими, испанскими, американскими, английскими, немецкими, русскими и другими.

Рассказ

Рассказ (он же — новелла) является основным жанром в малой повествовательной прозе и отличается меньшим объёмом, нежели роман или повесть. Корни романа восходят к фольклорным жанрам (устным пересказам, сказаниям и притчам). Для рассказа свойственно наличие небольшого количества героев и одной сюжетной линии. Нередко рассказы одного автора составляют цикл рассказов. Самих авторов часто называют новеллистами, а совокупности рассказов – новеллистикой.

Пьеса

Пьеса – это название драматургических произведений, которые предназначены для сценического исполнения, а также радио- и телеспектаклей. Обычно в структуру пьесы входят монологи и диалоги действующих лиц и различные авторские примечания, обозначающие места, где происходят события, а иногда описывающие интерьеры помещений, внешний вид персонажей, их характеры, манеры и т.д. В большинстве случаев пьесу предваряет список действующих лиц и их характеристика. Пьеса состоит из нескольких актов, включающих в себя более мелкие части – картины, эпизоды, действия.

Повесть

Повесть – литературный жанр прозаического характера. Он не имеет какого-то конкретного объёма, но находится между романом и рассказом (новеллой), коим он и считался вплоть до XIX века. Сюжет повести чаще всего хронологический – отображает естественный ход жизни, не имеет интриги, сосредоточен на главном герое и особенностях его натуры. Причём, сюжетная линия всего одна. В зарубежной литературе сам термин «повесть» синонимичен термину «короткий роман».

Очерк

Очерком принято считать небольшое художественное описание совокупности каких-либо явлений действительности, осмысленных автором. Основой очерка практически всегда служит прямое изучение автором объекта своего наблюдения. Поэтому и основным признаком является «писание с натуры». Важно сказать, что, если в других литературных жанрах ведущую роль может занимать именно вымысел, то в очерке он практически отсутствует. Очерки бываю нескольких видов: портретные (о личности героя и его внутреннем мире), проблемные (о конкретной проблеме), путевые (о путешествиях и странствиях) и исторические (об исторических событиях).

Опус

Опус в его широком понимании — это любая музыкальная пьеса (инструментальная, народная), характеризующаяся внутренней завершённостью, мотивированностью целого, индивидуализированностью формы и содержания, в которых чётко прослеживается личность автора. В литературном же понимании опус – это всякое литературное произведение или научный труд какого-либо автора.

Ода

Ода – лирический жанр, выражающийся в форме торжественного стихотворения, посвящённого определённому герою или событию, или же отдельное произведение такой же направленности. Изначально (в Древней Греции) одой называлось любая стихотворная лирика (даже хоровое пение), сопровождавшая музыку. Но с эпохи Возрождения одами стали называться высокопарные лирические произведения, в которых ориентиром служат образцы античности.

Видения

Видения относятся к жанру средневековой (древнееврейской, гностической, мусульманской, древнерусской и др.) литературы. В центре повествования обычно находится «ясновидец», а содержание пропитано потусторонними, загробными зрительными образами, которые являются ясновидцу. Сюжет излагается визионером – человеком, которому он открылся в галлюцинациях или сновидениях. Некоторыми авторами видения относятся к публицистике и повествовательной дидактике, т.к. в эпоху средневековья взаимодействие человека с миром непознанного было именно способом передать какое-либо дидактическое содержание.

Таковы основные виды литературных жанров, отличающихся по форме. Их многообразие говорит нам о том, что литературное творчество во все времена глубоко ценилось людьми, однако процесс становления этих жанров всегда был длительным и сложным. Каждый из жанров как таковой несёт на себе отпечаток определённой эпохи и индивидуального сознания, выражающегося каждый в своих представлениях о мире и его проявлениях, людях и особенностях их личности. Именно благодаря тому, что жанров так много и все они различны, любой творческий человек имел и имеет возможность выразить себя именно в той форме, которая более точно отражает его душевную организацию.

Понятие жанра. Принципы жанровой классификации

Литературные жанры (фр. genre – род, вид) – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Очевидно, проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Основные трудности классификации связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией жанров.

Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) –величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о Жанах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обязательны многие признаки классицистической трагедии. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

Большинство жанров возникло еще в глубокой древности. Эволюционируя в лит. процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. Сами жанровые обозначения часто входящие в текст произведения, в его название («Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками лит. традиции; они вызывают в читателе определенное жанровое ожидание.

При изучении жанров следует разграничивать их наиболее устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделяется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что лит. процессе жанр всегда предстает элементом жанровой системы, принципы которой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Так, в древних литературах развитие авторского самосознания было медленными, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. Поэтому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового времени.

Подлинное освобождение от жестокого жанрового регламента стало возможным лишь с развитием реализма, оно было связано с преодолением субъективной односторонности в самом творчестве. А реалистической литературе, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанровой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

Основные принципы жанровой классификации литературных произведений. Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторимый характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведений. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения – басня, баллада, поэма и т. д. –стихийно возникавшие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций.

Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежностью к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды– устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от организации речи в произведении – стихотворной или прозаической, от объема текста. Кроме того, основание для выделения родовых форм в эпосе могут быть принципы сюжетосложения, в стихотворной лирике – твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме- то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театре) и т. п.

Эпические жанры. Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, национально-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ.

В классификации родовых форм важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаическими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романов. Объем текста произведения в эпосе определяется полнотой воссоздания характеров и отношений, а отсюда масштабами сюжета. В отличие от повести, рассказу не свойственны развернутая система персонажей, нет сложной эволюции характеров и подробной индивидуализации.

Героическая народная песня.

Повести, рассказы (новеллы, очерки)

Сатирические, бытовые сказки, басни

Драматические жанры. С характерной для них краткостью времени исполнения на сцене и вытекающими отсюда единством и концентрированностью конфликта создают благоприятную почву для выражения на определенных разновидностей пафоса в действиях и переживаниях персонажей. Поэтому деление драмы на жанры связано с пафосом пьесы. Но пафос вытекает из конфликта.

Дополнительным содержательными критерием деления в драме являются особенности жанровой проблематики.

1)Трагедия –конфликт между личными стремлениями и сверхличными «законами» жизни происходит в сознании главного героя (героев) и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого конфликта. Герой трагедии находится в состоянии конфликта не только с другими персонажами, он борется прежде всего с самим собой. Трагедия заканчивается обычного гибелью героя, хотя, как писал Белинский, «Сущность трагического не в кровавой развязке».

А)нравоописательные – в трагедиях Эсхила и Софокла персонажи выступают как носители определенных нравственно-гражданских норм, отражают столкновения старых и новых, более человечных, норм морали.

Б)национально-исторические(«Персы» Эсхила, «Борис Годунов» Пушкина)

2)Драма –самый разнообразный по тематике, отличающейся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов. Пафос драматизма порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят им извне. Однако конфликт в драме может быть также очень серьезным и острым и может приводить к страданиям, а иногда и к гибели героя.

А)национально-исторический конфликт («Воевода» Островского, «Враги» Горького)

Б)социально бытовым (романическим) («Венецианский купец» Шекспира, «Васса Железнова» Горького).

3) Комедия –пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Такой пафос порожден комическими противоречиями воссоздаваемых характеров. Комизм характеров раскрывается с помощью сюжетных конфликтов, часто основанных на случайности. При этом сами характеры комедийных персонажей не меняются в связи с ходом событий. В комедии нет развития характеров. Изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их сатирическое или юмористическое отрицание- такова основная идейная направленность комедии.

Лирические жанры. Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигается на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира, но и в описательной, повествовательной лирике, здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний. Но переживание в лирике может быть предметов типологии в другом отношении. Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике –национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя.

Жанры литературной лирики сформировались на основе народной лирической песни, в ее различных разновидностях.

1) Ода –стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет. В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным – патриотическим, гражданским. Жанровая проблематика в оде может быть национально-исторической или нравоописательной.

2) Сатира –стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике, поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

3) Элегия –стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Грусть может быть вызвана какой-то причиной («Скорбные элегии» Овидия). Но возможна элегия, в которой воссоздаваемое переживание не имеет конкретной мотивировки(«Я пережил свои желанья…» Пушкина).

4)Эпиграмма, эпитафия, мадригал – малые формы лирик. В истории литературы известны широкое (древнегреческое) и узкое (позднейшее) значения эпиграммы. Древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа. Видом эпиграммы была эпитафия – надпись на надгробии. Содержание, эмоциональный тон древнегреческих эпиграмм были разными. Оригинальность мысли и лаконизм ее выражения – вот что всегда ценилось в эпиграмме. Второе, узкое значение эпиграммы, закрепившееся за ней с 1 века н.э.– короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Антиподом эпиграммы (вузком значении слова) является мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

Лиро-эпические жанры. Сочетание лирической медитации и эпического повествования нередко встречается в произведениях разных жанров (например, в романтической поэме). Но есть жанры, природа которых всегда лиро-эпична.

1)Басня – нравоописательный жанры, заключающей в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающие из него поучение («мораль»). Если даже поучение не «Формулируется» в тексте басни, оно подразумевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и составляет ее лиро-эпическую основу.

2)Баллада – небольшое стихотворное сюжетное произведение, в котором само повествование пронизано лиризмом. В отличие от басни, где можно выделить лирическую («мораль») и эпическую (сюжет) частями, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начала. Жанровая проблематика в балладе может быть национально-исторической и романической.

Основные жанры литературы - это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому - "Поэтика" греческого философа, трактат о литературной эволюции, написанный за триста лет до Рождества Христова.

в литературе?

Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. содержащие хоть какой-то текст, - это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр - берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались стили и жанры.

Литература 18 века

На вопрос о том, что такое жанры в можно ответить однозначно, что литература того времени условно делится на три основных направления: драму, повествование и поэтические вирши. Драматические произведения нередко принимали форму трагедии, когда герои сюжета погибали, а борьба между добром и злом становилась все более смертельной. Увы, конъюнктура литературного рынка диктовала свои условия уже тогда. Жанр спокойного повествования тоже находил своего читателя. Романы, повести и рассказы считались "средним звеном", тогда как трагедии, поэмы и оды относились к "высокому" жанру литературы, а сатирические произведения, басни и комедии - к "низкому".

Вирши - это примитивная форма поэзии, которая была в ходу на балах, светских раутах и других мероприятиях высшей столичной знати. Стихи в жанре виршей имели признаки силлогистики, стих делился на ритмические отрезки. Механический слог, убийственый для настоящей поэзии, долгое время диктовал моду.

Литература19-20 веков

Литература 19 века и первой половины 20-го отличается несколькими жанрами, наиболее востребованными в золотой пушкинско-гоголевский век, а затем - в серебряный век Александра Блока и Сергея Есенина. Драма, эпос и лирика - вот что такое жанры в литературе прошлого и позапрошлого столетий.

Лирика обязательно должна была иметь эмоциональную окраску, быть осмысленной и целеустремленной. Ее категориями были ода и элегия, причем ода - с восторженным удивлением, воспеванием и возведением в ранг героев.

Лирическая элегия строилась по принципу печальной тональности стиха, грусти, как результата переживаний героя, независимо от того, что явилось причиной - или дисгармония мироздания.

Что такое жанры в литературе современной?

Жанров в современной литературе достаточно много, среди них можно выделить наиболее популярные, востребованные широкой читательской аудиторией:

  • Трагедия - разновидность литературного жанра драмы, отличающаяся крайним эмоциональным напряжением, с обязательной гибелью героев.
  • Комедия - еще одна разновидность жанра драмы, противоположная трагедии, с веселым сюжетом и счастливым концом.
  • Жанр сказки - литературное направление для детей, их творческого развития. В жанре много литературных шедевров.
  • Эпопея - литературный жанр исторического толка, описывает отдельные события прошлых времен в стиле героизма, отличается большим количеством персонажей.
  • Жанр роман - это обширное повествование, с несколькими сюжетными линиями, подробно описывающее жизнь каждого персонажа в отдельности и всех вместе, отличается склонностью к анализу происходящих событий.
  • Повесть - жанр средней формы, пишется по одной схеме с романом, но в более сжатом контексте. В повести обычно выделяется один персонаж как главный, остальные описываются в "привязке" к нему.
  • Рассказ - жанр повествования малой формы, краткое изложение одного события. Сюжет его не может иметь продолжения, представляет квинтэссенцию мысли автора, всегда имеет законченную форму.
  • Новелла - жанр, аналогичный рассказу, отличие только в остроте сюжета. Новелла отличается неожиданным, непредсказуемым финалом. Этот жанр хорошо подходит триллерам.
  • Жанр очерка - тот же рассказ, но в нехудожественной манере изложения. В очерке не бывает цветистых оборотов речи, высокопарных фраз и патетики.
  • Сатира как литературный жанр встречается нечасто, ее обличительная направленность не способствует популярности, хотя сатирические пьесы в театральной постановке принимаются хорошо.
  • Жанр детектива - самое востребованное литературное направление последнего времени. Миллионы книг в мягких обложках популярных авторов, таких как Александра Маринина, Дарья Донцова, Полина Дашкова и еще десятков других, стали настольными для многих российских читателей.

Заключение

Многообразны, каждый содержит потенциал дальнейшего творческого развития, который обязательно будет использован современными писателями и поэтами.

Литературный жанр – это образец, по которому строится текст какого-либо литературного произведения. Жанр представляет собой совокупность определённых признаков, позволяющих отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

Основные виды литературных жанров

Литературные жанры делятся на: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры: сказка, эпопея, былина, роман-эпопея, повесть, роман, очерк, рассказ, анекдот. Лирические жанры: ода, баллада, элегия, эпиграмма, послание, мадригал. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс и водевиль.

Жанры в литературе имеют ряд определённых признаков, делящихся на: жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки служат для определения специфики того или иного жанра. К примеру, жанрообразующий признак сказки – установка на вымысел. События, происходящие в сказке, слушатель воспринимает как волшебные, вымышленные, не имеющие прямого отношения к реальной действительности. Жанрообразующий признак романа – его связь с объективной реальностью, охват событий, происходивших в реальности или тех, которые могли бы произойти, большое количество действующих персонажей, отведение особого внимания внутреннему миру героев.

Развитие литературных жанров

Литературным жанрам не свойственно стоять на месте. Они всё время развиваются и не перестают изменяться. При формировании или изменении литературных жанров внимание уделяется реальной исторической действительности, в ореоле которой и происходит создание литературных произведений.

Для чего нужен литературный жанр?

С тем, что такое жанр в литературе, мы разобрались, но не лишним будет рассмотреть и то, зачем нужен литературный жанр – какую функцию он выполняет?

Жанр способен дать читателю достаточно целостное представление о произведении. То есть, если в названии произведения присутствует слово «роман», то читатель сразу начинает настраиваться на значительный объём текста, в отличие, к примеру, от небольшого «рассказа», вызывающего соответствующую ассоциацию с примерным количеством страниц в книге.

Также жанр может дать читателю представление о содержании произведения. Например, если оно определено как «драма», то мы можем заранее себе представить, что человек в произведении будет показан в драматических отношениях с обществом и, вероятнее всего, в финале книги мы будем наблюдать трагические события.

Вместе со статьёй «Что такое жанр в литературе?» читают: